Б чичерин

Биография Чичерина Бориса Николаевича

Одним из талантливых философов 19 века был Чичерин Борис Николаевич. Происхождение его было из старинного дворянского рода, в семье богатого и родовитого помещика. С ранних пор Борис Николаевич проявлял тягу к познаниям. Его первоначальное образование происходило на дому в тамбовском имении отца Караул, где одним из учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин.

В последующем в 1845 году Чичерин Борис Николаевич поступает на юридический факультет Московского университета, где обучается у таких преподавателей как Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, что в последствии очень сильно повлияло на формировании взглядов Чичерин Борис Николаевича.

В 1840 году увлекается изучением работ Гегеля — одним из творцов немецкой классической философиии философииромантизма, а так жезнакомится с такими выдающимися личностями, как П. В. Анненков, А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, И. С. Тургенев.

В 1857 году защищает магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке»,

В 1857 году познакомился с Л. Н. Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие отношения.

В 1858 году в Лондоне встречается с А. И. Герценом, который опубликовал «Современные задачи русской жизни» Чичерин Борис Николаевича в «Голосах из России». Чичерин Борис Николаевич уже в ранние свои годы имел репутацию консерватора. В связи с чем был приглашен в качестве учителя к наследнику при Александре II; с 1863 года начал читать Николаю Александровичу курс государственного права, но в 1865 году наследник неожиданно скончался.

В 1861—1867 годах Чичерин Борис Николаевич становится экстраординарным профессором Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе «О народном представительстве» (докторская диссертация Чичерина, опубликована в 1866 г. и переиздана в 1899 г.) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. Относительно их применимости к тогдашней России Чичерин Борис Николаевич писал: «Не скрою, что я люблю свободные учреждения; но я не считаю их приложимыми всегда и везде, и предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству». В 1868 г. вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.

В начале 1882 был избран московским городским головой. Участвовал в мероприятиях по случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая на торжественном обеде городских голов, высказался за «единение всех земских сил для блага отечества» и выразил надежду, что власть признает необходимость сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки.

В сентябре 1883 года Московская городская дума сделала Б. Н. Чичерина почетным гражданином Москвы «за труды его на пользу Московского городского общества в звании Московского городского Головы».

Вернувшись в Караул, Чичерин Борис Николаевич вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д. И. Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин Борис Николаевич принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства.

В 1888—1894 годах работал над «Воспоминаниями», значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годах.

ПРАВО

Чичерин Борис Николаевич был одним из талантливых философов права, а так же основателем государственной школы в отечественной историографии, придерживался взглядов неогегельянства в Русской философии. Размышляя о том, что такое право Чичерин Борис Николаевич делает вывод, что само право это, прежде всего внешняя свобода человека, определяемая общим законом. Где субъективное право это нравственная возможность или законная свобода в действиях, а объективное право это закон определяющий эту свободу. Из данной диалектики объективного и субъективного права можно сделать вывод что Чичерин Борис Николаевич так же отвергал, как и Гегель, существование вне и помимо государства понятия естественного права без государства. Задача права в размежевании этих границ внешней свободы предоставленной каждому. В упрощенном виде Чичерин Борис Николаевич описывал право как взаимное ограничение свободы под общим законом, поскольку каждая личность имеет стремление к расширению своих границ свободы, что может мешать свободе остальных.

Необходимо разграничить области свободы, чтобы свобода одного не мешала бы свободе остальных, чтобы его не использовали как орудия для осуществления чужих целей, была возможность свободно развиваться, с помощью твердых правил для разрешения неизбежных споров. Таково происхождение права. Право это взаимное ограничение свободы под общим законом. А законом признается и определяется свобода. Основное значение, по мнению Чичерина Борис Николаевича содержится в субъективном праве, где источником права является не закон, а свобода. Право не подчиненно нравственности, иначе это приведет к принудительному осуществлению нравственных начал, т.е. к безнравственности и насилия над личностью.

Право определяет внешние отношения воли, нравственность — внутренние, право устанавливает правила для внешних действий, право это начало формальное — нравственность это внутренний распорядок человеческой души. Внутренняя свобода регулируется нравственностью. Область принуждения, регулирует внешнюю свободу. Принуждение только для защиты чужой свободы. Нравственный закон ограничивает по обычному закону. Нравственность имеет приоритет не употребления права, которое противоречит нравственному закону.

Что выходит из пределов юридических обязательств может регулировать нравственность. Во имя нравственного закона человек подчиняется общественному началу, как высшему выражению духовной связи людей, и в этом отношении он имеет обязанности. С другой стороны, как свободное лицо, он пользуется правами. Свобода является здесь как свобода общественная, определяющая отношение членов к тому целому, к которому они принадлежат, их законное подчинение и долю участия в общих решениях, свобода добра необходимо связана со свободой зла.

Право собственности вытекает из человеческой свободы и устанавливает полновластие лица над вещью. Вторжение государства в область собственности и права хозяина распоряжаться своим имуществом всегда является злом, которое по возможности должно быть устранено. Допуск того что обязательная сила договоров определяется не формой, а содержанием означает вмешательство власти во все частные отношения, что не допустимо, и к неприкосновенности наследственного права. Государство не имеет ни малейшего права на частное имущество, а потому обращение этого имущества на общественные нужды, когда есть наследники по завещанию. В праве собственности заключается право дарить, а с последним неразрывно связано и право передавать имущество по наследству, без этого права собственность превращается в простое пользование. Как разумное существо, человек думает для будущего.

То же и приобретенные права, приобретая право по закону, закон обязан охранять это право. Понятие о приобретенном праве это начало частного права, где закон обратного действия не имеет, самый крепкий оплот личной свободы.

СВОБОДА

Свободу Чичерин Борис Николаевич определяет как метафизическое начало, порицая за то что некоторые, начало определяют как интерес, а сама идея заменена на пользу. Будучи человеком более консервативным, он тем неимение размышляя о природе права показывает более глубокое его содержание и возможный при этом беспорядок и беспрерывное недоразумение.

Существует теория, по которой истинная свобода есть только свобода нравственная и только с этой стороны человек заслуживает уважения, а произвольный выбор между влечениями это зло, и поэтому человека принуждают, т.е. истинная свобода есть свобода добра, а не свобода зла. Эта теория, под предлогом уважения к свободе, отрицает истину свободы. У Свободы две стороны, отрицательная и положительная. С отрицательной стороны она не зависит от других определений. С положительной стороны свобода состоит в возможности определяться по собственному желанию. Вот почему произвольный выбор действий составляет существенную и необходимую ее часть, без которой она лишена важнейшего своего элемента. Свобода добра, считает Чичерин Борис Николаевич, неизбежно сопряжена со свободой зла, одна без другой не существует.

ЛИЧНОСТЬ

Личность, Чичерин Борис Николаевич охарактеризовал как «Лицо составляющий краеугольный камень, всего общественного здания «

Общество состоит из лиц, общественное устройство и деятельность целого определяется разумом и волей тех единиц, которые входят в его состав. Разум и воля которые по существу своему принадлежат не безличному целому, а отдельным особям являются в человеческих обществах главными определяющими факторами жизни и развития. Не общество, а лица думают, чувствуют и хотят; поэтому от них все исходит и к ним все возвращается. Не зная природы и свойств человеческой личности, мы ничего не поймем в общественных отношениях. Разум дает человеку возможность познавать истину и законы. Из этой способности вытекает, как следствие, внутренняя свобода человека, он не связан никакими чужими желаниями, так как каждому такому желанию может противопоставить не только бесконечное множество других желаний, но и общий закон. Когда говорят, что действия человека определяются его характером, то признают, что наш характер зависит от нашей воли .

Естественное право у Чичерина Борис Николаевича это идея с метофизическим обоснованием и имеющая вечно неизменное значение. Справедливость и свобода это двуединая идея права. Как и у Платона и Аристотеля мыслитель выделял два вида справедливости, правда уравновешивающая и распределяющая, так же справедливость это равное применение для всех, где уравновешивающая это равенство сущности человека, арифметическое равенство ,а распределяющая это делимое общее достояние или тяжести где равенство пропорциональное. Например прибыль соразмерно вкладу в уставной капитал, так например в гражданской области это арифметическое равенство ,а в государственном деле характер равенства относительный, пропорциональный. Это господствующие отношения власти подчинения определяющие отношения между равными структурными единицами и общественным целом. Что является правовым обоснованием арифметического неравенства. Несмотря на это Чичерин Борис Николаевич в области экономических воззрений придерживается либеральных начал, в частности по отношению к марксизму Чичерин Борис Николаевич утверждал что марксиский социализм никогда не сможет осуществится в обществе , и навсегда останется мечтой утопистов. Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин Борис Николаевич связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Он утверждал что отрицание индивидуализма приводит социалистов к таким требованиям, как передача всего производства и распределения в руки государства, т. е. самого плохого хозяина, какого только можно придумать.

По учению социалистов, поглощающих личность в обществе и определение человека на степень простого средства для общественных целей. Социалисты в борьбе против индивидуализма действуют против свободы , забывая, что личность с ее свободой есть движущая сила истории, краеугольный камень всего общественного здания, источник общественной жизни. Классическая школа политической экономии, согласно с общими правилами методологии выделила область экономических явлений для самостоятельного изучения и нашла, что эта область управляется принадлежащими ей законами, важнейшие из которых — личный интерес и стремление достигнуть наилучших результатов с наименьшими затратами. То что существует взаимодействие между всеми сторонами общественной жизни, означает что необходим их синтез. Для этого требуется разложить явления на части и изучать каждую сторону отдельно в самостоятельных науках. Каждая отрасль человеческой деятельности содержит правила, которое составляет в ней движущую силу или жизненный элемент: в религии — стремление к единению с Божеством, в науке — любовь к истине, в искусстве — чувство красоты, в политической жизни — желание общего блага, наконец, в промышленной области — стремление к хозяйственной выгоде, т. е. личный интерес. Высшая задача человеческой жизни состоит в синтезе гармонии всех жизненных элементов, которые составляют верховный идеал человеческого развития. Принудительная нравственность, считает Чичерин, приложенная к экономической деятельности, ведет не к обогащению, а к разорению; поэтому коммунизм, как начало экономического быта, никогда не мог и не может осуществиться, оставаясь мечтою утопистов.

РАВЕНСТВО

По поводу равенства можно сказать следующее что поскольку материальные и умственные силы, способности людей не равны, то и результаты их деятельности не могут быть одинаковы. Уничтожить неравенство, замечал он, можно, только подавив свободу и превратив человека в орудие государственной власти, которая, налагая на всех общую мерку, может, конечно, установить общее равенство, но равенство не свободы, а рабства.

Формальное равенство, или равенство перед законом, составляет требование свободы, а материальное равенство, или равенство состояний, противоречит свободе. Как свободное существо, всякий человек, одинаково с другими, является независимым источником деятельности. Но так как материальные и умственные силы и способности людей, их наклонности, их положения, те условия, среди которых они действуют, не равны, то и результаты их деятельности не могут быть одинаковы. Свобода необходимо ведет к неравенству состояний. Уничтожить неравенство, можно только подавив свободу, из которой оно истекает, искоренив в человеке самостоятельный центр жизни и деятельности и превратив его в орудие общественной власти, которая, налагая на всех общую мерку, может, конечно, установить общее равенство, но равенство не свободы, а рабства. Не право на пользование жизненными благами, а право на свободную деятельность для приобретения этих благ принадлежит человеку; действительное же осуществление этого права, будучи предоставлено свободе, столь же разнообразно, как самые свойства, наклонности, чувства, мысли и положения людей. В этом присущем самой природе человека неравенстве выражается общий закон мироздания: природа повсюду установила неравенство сил, свойств и положений, ибо только этим путем проявляется все бесконечное разнообразие жизни (принцип индивидуальности). Задача права — не должно уничтожать разнообразие, только сдерживать его в должных границах, мешая естественному неравенству перейти в неравенство юридическое, мешая свободе одного посягать на свободу других. Конечно, люди могут нуждаться в помощи, но этому требованию удовлетворяет уже не право, а иное начало нравственность.

ГОСУДАРСТВО

Государство по мнению Чичерина Борис Николаевича это высший порядок который не уничтожаем и восполняет частные отношения зиждущиеся на свободе.

Оценка исторического значения государства в существенной мере соответствовала принципам гегелевской философии истории. В то же время Чичерин Борис Николаевич был сторонником либерализации общественной жизни в России, выступал за отмену крепостного права, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека.

Государство – это «союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховною властью для общего блага».

Первая ступень к человеческому общественному объединению является семья. Вторая в объединении лиц в церкви и гражданском обществе, третья в объединении в государстве идея достижения высшего своего развития, этот верховный человеческий союз сводит к высшему единству все самостоятельные элементы этих объединений. Самый важный вопрос о гражданском обществе, это совокупности частных отношений как умственных так и нравственных. Ни по объему, ни по содержанию оно не совпадает с государством. Общество, подчиняющееся своей государственной власти, связывается с другими такими же обществами многообразными связями (экономическими, духовными, религиозными), установляющимися помимо государства. Политические отношения касаются совокупных интересов, общественные отношения шире и многообразнее. Государство управляет совокупными интересами народа, но вся область личной деятельности человека, материальной и духовной, в науке, в искусстве, в промышленности, лежит вне него. Государство может иметь на нее большее или меньшее, но косвенное влияние. Производящая сила это источник деятельности с целями и побуждения в лице человека. Общество это взаимодействия свободных единичных сил.

Общество это сплетением частных интересов и зависимостей, не представляющих никакого организованного единства. Понятие целого полного относится к государству, а не к обществу. Для исследования общества нужно начинать с лица. Не осознание этих двух сфер было причиной самых крупных ошибок в истории философии права.

Государства и общество имеют самую тесную связь т.к. государство строится из общества. Опыт показывает, что государство имеет прочные основы, когда оно держится на господствующих в обществе убеждениях и потребностях. Общество устойчивее государства, поскольку частный быт, у человека определяет все его привычки, нравы, понятия, образ действий. Изменить все это гораздо труднее, чем изменить политический порядок, который, на верху общественного здания, перестроится без потрясения оснований. С другой стороны, независимость общества от государства это доказанный факт.

Государство это союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего блага. Таким образом, основными элементами государства являются: 1) власть, 2) закон, 3) свобода и 4) общая цель. Цель государства, его идея, это гармоническое сочетание всех элементов объединения и руководство общими интересами для достижения общего блага. Существуют два крайних мнения о границах деятельности государства, одни считают, что государство должно охранять безопасность и право, а все остальное предоставить свободной деятельности граждан. Другие считают, что всю частную деятельность всецело нужно подчинить государству, для уменьшения ими преследовании их частных целей. Хуже и опаснее второе мнение т.к. всеохватывающая регламентация частной деятельности ведет к полному подавлению свободы, т. е. подрывает в самом корне источник общественного развития. Первая теория также имеет массу недостатков поскольку государство не может ограничиваться только охраной безопасности, оно само обязано быть направляющей силой, ведущая граждан к общему благу. Государство должно не только оказывать содействие всем живым силам общества, но и само непосредственно брать под контроль образования, которые имеют всеобщий характер. Гарантия в том, что государство не переступит пределов своей деятельности, не станет вторгаться в область частных отношений, не будет посягать на свободу личности, должно заключаться в самой организации государственного союза. Обеспечение личных прав возможно когда граждане сами становятся участниками власти (свобода политическая). Без политической свободы личная свобода лишена гарантии. Где нет свободы в союзе господствующем, там свобода в подчиненных союзах подвергается всем злоупотреблениям произвола. Эти две области — частная и государственная — находятся в постоянном живом взаимодействии, и потому должны управляться одними началами.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Лучшая форма правления — конституционная монархия. Монарх представляет начало власти, народ и его представители — начало свободы, аристократическое собрание — постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели.

Для создания в Российской империи конституционных основ необходимо учредить в России двухпалатное законосовещательное собрание. Верхняя палата образуется на базе Государственного совета из назначаемых правительством чиновников, нижняя — из выборных представителей, которые должны выражать интересы всего народа.

Все течет все изменяется, поэтому от состояния общества зависит, насколько оно способно пользоваться политической свободой, в определенные периоды в исторической жизни, на первый план должен выступить элемент власти, чтобы спасти государство от разложения. Но как подмечает Чичерин Борис Николаевич это всегда временное явление, вызываемое определенными условиями. Идеалом всегда остается гармоническое единство всех элементов и политической свободы. Наиболее соответствующий этому идеалу правления, является конституционная монархия. Она имеет все выгоды политической свободы, но устраняет многие из ее недостатков. И если выбор образа правления зависел бы от воли к совершенству, а не от жизненных условий и состояния общества, то конституционная монархия, по мнению Чичерина Борис Николаевича была бы предпочтительнее перед другими. Быть представителем целого и управлять его действиями это высшее общественное призвание, для исполнения которого требуется и высшая способность. С другой стороны, существование демократического элемента сдерживает поползновения аристократии к владычеству над народной массой и служит гарантией, что права и интересы этой массы не будут нарушены. Над всеми партиями стоит совершенно независимая от партий, умеряющая и сдерживающая власть монарха, который сам непосредственно не вмешивается в борьбу партий, не управляет и поэтому не подвергается нападкам и осуждениям. Вследствие своего высокого положения и вследствие унаследованной привычки отождествляет свое личное благо с благом всей страны, монарх обладает наибольшими возможными для человека гарантиями беспристрастия и справедливости (президент республики есть избранник большинства, т. е. все-таки известной партии, он обладает властью не по собственному праву, временно, не имеет никаких наследственных традиций). Отсюда огромная важность и безусловная необходимость монархического элемента, который, таким образом, является четвертой властью наряду с законодательной (парламент), правительственной (министры) и судебной. Если конституционный монарх, не довольствуясь своею ролью посредника и усмирителя, захочет сам давать направление делам, вопреки желаниям и потребностям народа, выражаемым его представителями, тогда в государстве водворяются нескончаемые раздоры, иногда приводящие к революции.

Спор о том, принадлежит ли Борис Николаевич Чичерин либеральному крылу русских мыслителей, продолжается, по сей день. Так пологая ,что классический либерализм — это, в числе прочего, максимальное ограничение государства не только в экономической, но и во всех других сферах, он видит в государстве только средство для осуществления либеральных целей, то Чичерина Борис Николаевича, можно охарактеризовать как сторонника государства. Но рассматривая что Чичерин Борис Николаевич критиковал социалистов за то, что в их учении частное отрицается во имя общего, лицо поглощается обществом. Признавая общечеловеческую цивилизацию, Чичерин Борис Николаевич стремился законсервировать преимущественно социальный и сословный строй в России и на этой основе установить мирное сожительство деревни и города, дворянства и буржуазии при преобладании деревни над городом, дворянства над другими сословиями, аристократии как первенствующего сословия на долгое время. Это больше подходит для идеология консерватизма, а не либерализма. Чичерин одним из первых начал возрождать в России теорию естественного права и учение о правах личности как естественных правах. Этот факт свидетельствует о том, что в сфере философии, в том числе философии права, Чичерин придерживался либеральных принципов. Но и это — лишь еще один либеральный фрагмент в нелиберальном в целом мировоззрении Чичерина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

философ чичерин неогегельянство монархия

Размышляя о роли государства в обществе Чичерин подчеркивает, что не чрезмерно маленькая, ни чрезмерно большая роль не дает возможности полноценному эффективному развитию общества, так наглядно можно увидеть нынешнюю ситуацию когда государство не полностью выполнив своеобразное структурное построение в обществе, больше интересуется такими вопросами как чем лицо живет, о чем думает , не утаил ли что, так например налоговая система в России на данный момент больше карательный орган, чем стимулирующий. Исследовать единицы общества необходимо, но не для определения его наказания, а для создания условий для его дальнейшего процветания, а вместе с ним процветание самого государства. Нахождение первопричины, например преступности, а не устранение последствий является первоочередной задачей государства во всех сферах. Популярность Чичерина, не столько среди философов сколько среди политиков, объясняется более просто тем что он имея опыт наблюдения о зарубежном наиболее функциональном устройстве государства и неприемлемость в нашей стране этих правил пытается понять почему менталитет нашего народа не принимает зарубежный опыт. Чичерин под свободой понимает еще и свободу к творчеству, определенной самости, которая должна служить не для списания жилищного кодекса у французов, а для собственноручного его создания, только создав свое творение и обработав его со временем по многочисленным граням, возможно найти отзыв и понимание в своем отечестве. Предпочтение Чичерина к конституционной монархии является не до конца обоснованным, но где то оправданным с практической точки зрения в Российской реалии, как показывает всемирный опыт в истории многих стран форма правления и благополучие ее народа в основном не зависит друг от друга, и неважно какой вид правления находится у власти, для реализации его процветания. Подмеченная Чичериным интеллектуальная связь общества с государством, наиболее реально показывает причинно-следственные связи, взаимоотношении государства и народа. В настоящее время не задавая вопросов, почему и как возможны данные последствия нынешнего времени, как необходимо регулировать отношение и поведения лиц, почему большинство именно так относятся и реагируют на право, основной вопрос – что делать дальше? Принимая все как есть, общество ненаправленное на диалог с государством, ни когда не займет ведущее место для подражания других стран. Неосмысленное копирование чужого опыта так же не приводит к необходимому результату, для примера можно рассмотреть в наше время местное самоуправление, когда данный институт во всем мире считается примером демократии, и действует от имени и для населения его выбирающим, для взаимодействия с государственными органами, у нас в частности в Екатеринбурге администрация всем незащищенным слоям населения отвечает всегда одной фразой что у них нет законных оснований что либо делать, все в точности наоборот, порою государство встает на защиту этого общества от администрации, общества которое машет рукой на администрацию и понимает, что замена мера, никак не влияет на саму администрацию. Чичерин в некоторых своих суждениях преследует цель помочь синтезу общества с государством, он утверждает что, сильная и твердая власть необходима, но она должна быть направлена на те цели, которые указываются общественным благом, должна руководиться просвещенным пониманием истинных потребностей народа. В плохую колею попадают те правители, которые всего более дорожат началом власти, преувеличивая его значение, отвергая все остальное, они тем самым подрывают его основы. При таком направлении исчезает то, что составляет главную внутреннюю силу власти — нравственный ее авторитет. Сильной может считаться только та власть, которая находит опору в обществе, это верно для всех образов правления. БН утверждает, что нет более опасного заблуждения, как смешение силы власти с господством произвола.

Библиографический список

1. Соловьев В.С. Мнимая критика (ответ Чичерину) Философия права 2007г.

2. Наталья Белевцева. Наука как религия, или Религия как философия нг-наука 2001г

3. Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Тома I-III. — Москва, типография товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1894 г.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чичерин.

Борис Николаевич Чичерин

Дата рождения:

26 мая (7 июня) 1828

Место рождения:

село Караул, Кирсановский уезд Тамбовской губернии, Российская империя

Дата смерти:

3 (17) февраля 1904 (75 лет)

Место смерти:

село Караул, Кирсановский уезд Тамбовской губернии, Российская империя

Научная сфера:

правоведение, философия

Альма-матер:

Московский университет

Бори́с Никола́евич Чиче́рин (26 мая (7 июня) 1828, село Караул, Кирсановский уезд Тамбовская губерния — 3 (17) февраля 1904) — русский правовед, философ, историк и публицист. Почётный член Петербургской Академии наук (1893). Гегельянец. Дядя будущего наркома иностранных дел РСФСР и СССР Г. В. Чичерина.

Биография

Б. Н. Чичерин происходил из старинного дворянского рода. Детство прошло в тамбовском имении отца Караул. Получил домашнее образование. Среди учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин, впоследствии академик Петербургской Академии наук и основатель Высших женских курсов. В декабре 1844 году живёт вместе с матерью в Москве и готовится к экзаменам в университет.

В 1845—1849 годах — студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей были Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. Большое влияние на формирование взглядов Чичерина оказал Т. Н. Грановский, с которым его познакомил старый друг отца писатель Н. Ф. Павлов, у которого Чичерин часто бывал. Недолгое увлечение славянофильством сменилось сближением с западничеством.

В конце 1840-х — начале 1850-х гг. знакомится с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым. Изучал работы Гегеля, испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. По окончании университета живёт в родовом селе.

В 1853 году представил к защите магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления цензуры.

В 1857 году познакомился с Л. Н. Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие отношения. В 1858—61 годах Чичерин совершил заграничное путешествие, во время которого знакомился с европейскими политическими учениями. В 1858 году в Лондоне встречается с А. И. Герценом, который опубликовал «Современные задачи русской жизни» Чичерина в «Голосах из России». Чичерин имел в русском обществе уже в ранние свои годы репутацию консерватора. Был приглашен в учителя к наследнику при Александре II; с 1863 года начал читать Николаю Александровичу курс государственного права, но в 1865 году наследник скончался.

В 1861—1867 годах Чичерин — экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе «О народном представительстве» (докторская диссертация Чичерина, опубликована в 1866 г. и переиздана в 1899 г.) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. Относительно их применимости к тогдашней России Чичерин писал: «Не скрою, что я люблю свободные учреждения; но я не считаю их приложимыми всегда и везде, и предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству». В 1868 г. вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.

После поездки в Париж вновь поселился в родовом имении Караул. Занялся земской деятельностью; был товарищем (заместителем) председателя Комиссии, учреждённой для исследования железнодорожного дела в России. В эти годы им написаны и изданы в Москве «История политических учений» (ч. 1—2, 1869—1872), «Наука и религия» (1879).

В Москве бывал наездами. В начале 1882 был избран московским городским головой, сменив на этом посту досрочно ушедшего в отставку С. М. Третьякова. Чичерину удалось добиться некоторых улучшений в городском хозяйстве Москвы, в частности обеспечить поступление в московский водопровод мытищинской воды. Участвовал в мероприятиях по случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая на торжественном обеде городских голов, высказался за «единение всех земских сил для блага отечества» и выразил надежду, что власть признает необходимость сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки.

В сентябре 1883 года Московская городская дума сделала Б. Н. Чичерина почетным гражданином Москвы «за труды его на пользу Московского городского общества в звании Московского городского Головы».

Вернувшись в Караул, Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д. И. Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства.

В 1888—1894 годах работал над «Воспоминаниями», значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годах.

Научные и политические взгляды

Шервуд В. С. Портрет Б. Н. Чичерина.

Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства. Письма Чичерина к брату, служившему в Петербурге, докладывались Александру II, настолько их ценили консервативные круги, группировавшиеся тогда вокруг молодого Царя. Не случайно поэтому было приглашение Чичерина, только что получившего кафедру в Московском университете, в преподаватели наследника Николая Александровича (старшего сына Александра II, скончавшегося очень рано, вследствие чего наследником, а позже царём стал второй сын Александра II — Александр III). Но репутация консерватора, очень рано сложившаяся относительно Чичерина, была, конечно, лишь отчасти верна: как не случайны были у Чичерина резкие осуждения революционного движения, так же не случайно было и то, что он явился в Московском университете лидером (тогда немногочисленной) группы либеральных профессоров.

Чичерин — представитель и один из основателей (наряду с С. М. Соловьёвым и К. Д. Кавелиным) «государственной школы» в русской историографии. В своей магистерской диссертации и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки Англии и Франции» (обе — 1858)) обосновывал решающую роль государства в русской истории. Оценка исторического значения государства в существенной мере соответствовала принципам гегелевской философии истории. В то же время Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека. Либеральные воззрения Чичерина нашли выражение в его работах 1860-х — начала 1880-х годов: «О народном представительстве», «Курс государственной науки», «Собственность и государство» и др.

В духе гегельянства он считал, что Абсолют направляет процесс развития мира и человечества. При этом человеческая свобода сохраняет своё значение, так как человек изначально причастен к Абсолюту, будучи одновременно конечным и бесконечным существом. «Абсолютность» и «бесконечность» человека определяются в первую очередь его разумом как формой абсолютного духа. «Верховной наукой», постигающей смысл происходящего в мире, оказывается, согласно Чичерину, метафизика истории. В историческом процессе философ-метафизик обнаруживает логику развития идей, поэтому особое значение среди исторических дисциплин имеет история человеческой мысли, история философии.

Примечания

Список произведений

Чичерин, Борис Николаевич на Викискладе

Библиография

Борис Николаевич Чичерин
Премьер-Министр Российской Империи
24 декабря 1888 — 20 марта 1898
Монарх: Михаил II
Предшественник: Михаил Тариэлович Лорис-Меликов
Преемник: Михаил Дмитриевич Скобелев
Гражданство: Российская Империя
Вероисповедание: Православие
Рождение: 26 мая 1828
Смерть: 2 марта 1900
Похоронен: Новодевичье кладбище, Москва
Род: Чичерины
Отец: Николай Васильевич Чичерин
Мать: Екатерина Борисовна Чичерина
Супруга: Александра Чичерина
Партия: Конституционная Партия
Образование: Юридический факультет МГУ
Учёная степень: Профессор права
Профессия: Юрист

Бори́с Николаевич Чичерин (26 мая 1828, село Караул, Тамбовская губерния — 2 марта 1900, там же) — русский правовед, историк, философ, публицист, политик. 3-ий Премьер-министр Российской Империи.

До событий Революции

Борис Николаевич Чичерин происходил из старинного дворянского рода Чичериных; был старшим сыном — в исповедной ведомости Преображенского кафедрального собора Тамбова за 1843—1844 год семья была указана в следующем составе: поручик Николай Васильевич Чичерин 41 год, жена его Екатерина Борисовна 35 лет.

В 1845—1849 годах — студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей были: Грановский, Соловьев, Кавелин и другие.

В конце 1840-ых, начале 1850-ых познакомился с Анненковым, Герценом и Тургеневым. Изучал работы Гегеля; испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. По окончании университета жил в родовом селе.

Был приглашен в учителя к наследнику при Александре II: с 1863 года до смерти цесаревича Николая Александровича в 1865 году, преподавал ему государственное право.

Во время путешествия в свите наследника престола в 1865 году, в Риме, он познакомился с Алексеем Васильевичем Капнистом и его старшей дочерью Александрой, спустя 6 лет, 25 апреля 1871 года, ставшей его женой: венчание состоялось в церкви мученицы Татьяны Московского университета.

В 1868 году вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.

В начале 1882 был избран московским городским головой, сменив на этом посту досрочно ушедшего в отставку Третьякова. Чичерину удалось добиться некоторых улучшений в городском хозяйстве Москвы, в частности обеспечить поступление в московский водопровод мытищинской воды. На должности Городского главы, в очередной раз показала себя как либерал, а в период восстания поддержал Скобелева.

После Революции

Революцию Чичерин встретил положительно, присутствовал на Революционном Банкете, а также сохранил пост Московского Городского Головы, он также поддержал создание Конституционной Партии, довольно быстро став союзником Скобелева «на месте», на посту Московского Городского Голоавы активно продвигал «молодых и перспективных людей», например Владимира Александровича Бирюкова, присутствовал при подписании отречения Александра III. Кроме работы в Москве также активно помогал своему старому товарищу Барону Николаи в работе в качестве Министра Народного Просвещения, постоянно писал статьи в разного рода прессу, где всячески поддерживал политику Конституционистов и многочисленные реформы, проводимые правительством Скобелева, в 1885-ом году оставляет пост Московского Городского Головы и перебирается в Петербург, занимаясь часто анализом и редакцией многочисленных законов, которые готовит Государственная Дума.

В это время начал чрезвычайно активно общаться с Лорис-Меликовым, тот в короткое время приблизил его к себе и постепенно начал передавать ему дела, на встрече со Скобелевым Лорис отметил, что народ может устать от военных и именно поэтому передать руководство в партии и страны привести человека гражданского. В конечном итоге он остановил свой выбор именно на Борисе Николаевиче, как на более молодом человеке, хоть и менее опытном нежели Набоков, после того как Лориса не стало, по представлению покойного на пост Премьер-министра был назначен именно Борис Николаевич, и он же должен был повести Конституционную Партию на выборы 1890-ого года.

Премьер-министр

С самого своего начала правления Борис Николаевич оказался под жёстким давлением. Он был первым гражданским кто возглавил правительство и часто критиковался военным. Борис Николаевич с самого начала своего правления взял курс на некую либерализацию системы, сам он каких-либо сильно активных реформ не проводил, так всё государство находилось в стадии активного реформирования. Поддержал как и все прочие министры Османскую Войну, активно занимался и курировал освоение земель полученных в результате войны. При этом во время мирных переговоров был противником полного расчленения турецкого государства, резонно считая, что это приведет к большим проблемам для региона. Несколько раз посетил Курдистан и Армению, тем самым желая показать дружественность настроений Петербурга по отношению к новым территориям.

Во внутренней политике правление Чичерина также было чрезвычайно спокойным, две старейшие социалистические партии объединились в одну, а также от Народной Воли отошли радикалы-марксисты, оформившие РСПР. Чичерин старался поддерживать хорошие отношения с каждой из фракцией Парламента, насколько это вообще было возможно.

После того как Скобелев покинул пост регента, Чичерин наконец получил власть в свои руки, Борис Николаевич отвечал за проведение коронации и по воспоминанию многих справился с этим отлично, кроме того Чичерин очень опасался восстаний и недовольства в период своего правления, поэтому одним из своих решений восстановил автономию Финляндии, Чичерин был довольно активным премьер-министром, однако, годы уже давали своё, если в первые два-три года он постоянно находился в разъездах между Москвой и Петербургом, то с 1892-ого был вынужден практически постоянно находиться в столице.

Польский кризис

События в Польше, несмотря на проведенный ранее Второй Славянский Конгресс, стали неожиданностью для Чичерина. С самого начала активных боевых действия Борис Николаевич активно оказывал Польше помощь, однако, воздерживаясь от резких заявлений, за что критиковал однопартийцев, находясь в Сувалском Автономном Округе обещал оказать «борцам за свободу всю поддержку, вплоть до военной».

Однако, после того как Германия начала применять тактику «Тевтонской ярости», мнение Чичерина серьёзно поменялось. Поддержка полякам продолжала оказываться, однако, Борис Николаевич заявил, что Россия пока не готова к полноценной войне с Германией. С марта 1897-ого года на Чичерина обрушилась жесточайшая волна критики, Бориса Николаевича обвиняли в трусости и в слабости, многие поляки отказывались с ним встречаться и даже здороваться. Главным критиком Чичерина стал Скобелев, в Думе обсуждался вопрос снятия Премьер-министра, однако, Чичерин смог уговорить депутатов своей партии. Самую большую опасность Чичерин видел в том, что Великобритания не желала вступать в войну:

Для немцев сейчас, это война народная, не просто подавление восстание, без Англии мы в данный момент не в состоянии в короткие сроки разбить Германию, риск слишком велик. «

Знаменитая речь, в результате которой Премьер был освистан в том числе членами своей партии стала для Бориса Николаевича тяжким ударом, было ясно, что такой осторожный человек, не то что нужно России сейчас. В октябре 1897-ого Чичерин уезжает в Москву и постоянно находится там, правительство в это время собирается лишь несколько раз для обсуждения несерьёзных, незначительных вопросов. В феврале 1898-ого года, в интервью «Московским Ведомостям» объявил, что не собирается участвовать в новых выборах в Думу и собирается покинуть свой пост. Так и произошло, 17 марта Чичерин последний раз прибыл в Петербург и передал власть Скобелеву, который по итогам Парламентских выборов вновь стал главой правительства. Уехал уже на следующий день в своё родное Караул, Тамбовской Губернии.

Последние годы

Сразу после того как Борис Николаевич покинул свой пост, он начал тяжело болеть, на нём критическим образом сказался стресс, полученный за без малого 10 лет правления и травля в газетах, за слабость и бездействие в польском вопросе в последние годы Премьерства. Борис Николаевича Чичерина не стало 2 марта 1900-ого года, ему был 71 год.

Память

В отличие от других первых премьер-министров России, Чичерин не пользовался такой большой популярность как Скобелев или Лорис-Меликов, в честь него не называлось большого числа улиц, во многом отношение к Чичерину было испорчено событиями Польского Кризиса и его трусостью, по мнению большого числа парламентариев.

Однако, Борис Николаевич пользуется огромным уважением в Финляндии, за возвращение финляндской автономии Чичерину в столице Финляндии, на Сенатской Площади в 1906-ом году был поставлен памятник, прямо рядом с памятником Александру II. Кроме того Чичерин пользуется большим уважением в своём родном Университете. В 1925-ом новый корпус Историко-филологического факультета был назван именем Бориса Николаевича Чичерина.

По отношению к Чичерину существует и отрицательная память, связанная в первую очередь с событиями в Польше и нерешительностью Чичерина в этот период. Так фамилия Чичерина стала фактически нарицательной в Польше и начала обозначать предателей и трусов. Выпущенная в 1899-ом году «Чёрная книга польского народа», в которой упоминались самые жестокие мучители и палачи польского народа (чаще всего немецкие главнокомандующие и чиновники, участвовавшие в подавлении восстания или в лингвогеноциде), в списке было также порядка десятка русских подданных в том числе и бывший Премьер-министр, по словам близких Чичерина новость о том что Чичерин «попал» в эту книгу также сильно отразилось на его здоровье.

Оценки

Работа Чичерина в качестве Премьер-министра была смешано оценена. Первые годы его правления считались наиболее прогрессивными, часть российской пропаганды пыталась возложить ответственность на победу в Османской войне на самого Бориса Николаевича, но все понимали, что в этот период времени тот был лишь зависимым от Скобелева человеком. С самого начала Чичерин критиковался националистами и левыми за марионеточность и отсутствие самостоятельности. В это же время сопартийцы из Конституционной Партии высоко ценили организаторские способности Бориса Николаевича, который считался выдающимся мастером компромисса.

Ситуация изменилась в 1896-ом году, когда Россию захлестнула волна милитаризма, Борис Николаевич отказался от жестких решений и выступил против начала открытой войны с Германией. Это привело к тому что отношению к Чичерина очень изменились, главными защитниками Премьер-министра стали радикальные социалисты, противники войны, а критика на него обрушилась буквально со всех сторон. Особую ненависть к Премьеру испытывали поляки, которые считали поведение Чичерина слабостью и откровенной трусостью.

В целом, так сложилось, что все победы и успехи правительства Чичерина расценивались как торжество в первую очередь Скобелева и членов правительства Чичерина, а все поражения и «проколы» Чичерина считались именно его ошибками. Поэтому ныне за «слабость» в российской историографии к Борису Николаевичу сохраняется умеренно-отрицательное отношение, однако, в последние десятилетия проходит постепенная реабилитация в глазах общественность. В польской историографии и вовсе Чичерин считается одной из главных причин поражения Польского Восстания. В Финляндии работу Чичерина оценивают положительно, помня о возвращении автономии Финляндии.

Интересные факты

  • Чичерин был первым премьер-министром окончившим Московский Университет.
  • Был первым Премьер-министром с профессорской степенью.
  • До конца жизни был в плохих отношениях со своим племянником Григорием Чичериным, социалистом, будущим министром иностранных дел.
  • В 1898-ом Чичерину предлагалось возглавить Московский Университет, однако, Борис Николаевич из-за проблем со здоровьем отказался.
  • Первый не военный Премьер-министр России.

Добавить комментарий