Демократическая конституция

У нас в стране, слишком много различных обсуждений о демократии в России, Например: Либеральная демократия, демократия меньшинства и т.д.
Суть демократии действующей в любой стране отражается в её Конституции.
Конституция России исходит из того, что демократия России основана на признании народа источником власти, на принципах равенства и свободы; официально признается власть большинства при соблюдении прав меньшинства. Привожу некоторые выписки из Конституции России подтверждающие это положение:
Статья 3 «Основ конституционного строя» России:
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Статья 7
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 9
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Замечание: В нарушении требований части 4 статьи 5 партии, являясь общественными объединениями, выделены федеральным законом, которым наделены особыми правами.
Что прямо противоречит Статье 15:
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Статья 17
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Статья 41
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 53
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 55
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Статья 61
2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Перед тем как что-то обсуждать, целесообразно заглянуть в основной закон страны – Конституцию.
Что такое справедливость — это равенство законов для всех.

Попробуйте ответить – почему эти требования Конституции не выполняются, а оппозиция в Госдуме живёт как при коммунизме?

Держа самих себя на мушке,

в чем наша слава, честь и сила,

Мы держим подлых у кормушки,

А слабоумных у кормила.

Игорь Губерман.

Современная российская демократия образовалась в результате прогрессивных преобразований в СССР в 1985-1991 гг., принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (1990), принятия в 1993 г. Конституции РФ на референдуме и последующего законодательного процесса.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией — демократическое федеративное правовое государство (ст. 1 Конституции РФ). Демократический режим РФ является главным принципом ее конституционного строя, который последовательно проводится через нормы Конституции. Согласно Основному Закону, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации провозглашается ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).

Существенно, также то, что признается идеологическое политическое многообразие, многопартийность (ст. 13 Конституции РФ).

Одной из ключевых характеристик демократии является политическое равенство всех без исключения граждан перед законом. Заметим, российское государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (Гл. 2 Конституции РФ), в том числе право на свободную и личную неприкосновенность, право участвовать в управлении делами государства, право на свободное получение, передачу и распространение информации, свободу мысли и слова, право на объединение, собрания, митинги, шествия и пикетирования, а также гарантируется свобода СМИ.

Соответственно Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина непосредственно действующие. Они определяют смысл, содержание и применение законов, ориентацию деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Демократические принципы положены и в устройство государственных органов современной России: выборность представительных и законодательных органов РФ и субъектов РФ, а также главы – Президента РФ. В этом же контексте назовем принцип верховенства закона, разделения властей и другие принципы, характеризующие демократию в России.

Эта характеристика российской демократии предполагает целый ряд других элементов, которые интегрально входят в само определение демократии. Речь прежде всего идет о том, что ключевые политические лица (Президент РФ, депутаты Государственной Думы РФ и др.) должны периодически через строго установленные периоды переизбираться и быть ответственными перед своими избирателями.

Демократия характеризуется плюрализмом интересов, наличием множества конкурирующих и в то же время взаимодействующих между собой заинтересованных групп.

Одна из важных задач развития демократии в Российской Федерации – усиление правовых гарантий, повышения их способности содействовать эффективности всех демократических институтов России.

Контрольные вопросы по теме

1. Что означает понятие «демократия»?

2. В каких значениях используется понятие «демократия» в юриспруденции и политологии?

3. В научной литературе различают формальную и реальную демократию. Какой смысл вкладывается в названные трактовки демократии?

4. Почему «демократия» рассматривается в органической связи с понятием «свобода личности»? Что означает словосочетание «свобода личности»?

5. Каковы признаки демократии?

6. Назовите формы демократии в современной России. Уделите внимание особенностям прямой (непосредственной) демократии.

7. Раскройте содержание представительной демократии России.

8. Каково соотношение «демократии», «дисциплины», «правопорядка»?

9. Назовите особенности местного самоуправления как одного из демократических институтов?

10. Каковы законодательные предпосылки местного самоуправления в современной России.

11. Раскройте соотношение демократической государственности и местного самоуправления.

12. Охарактеризуйте конституционные основы российской демократии.

Тема 9: ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Виды конституций. Проблемы совершенствования конституций.

Для науки конституционного права важное значение имеет классификация конституций, которая позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, глубже изучить содержание и структуру конституций, сопоставить их. выявить особенности правовой природы и в конечном итоге совершенствовать конституционное законодательство. Существует большое множество оснований классификации конституций. Среди них в науке конституционного права можно выделить следующие:

1)По способу принятия (по порядку издания). Этот критерий определяет способ, которым был принят основной закон страны и, в какой-то мере, значении конституции, ее авторитет. Выделяют следующие виды конституций по способу принятия: октроированные (дарованные) — когда существующая верховная власть самостоятельно или под давлением общества ограничивает себя конституцией. Такой властью может быть монарх и принятие конституции в этом случае знаменует переход от абсолютизма к конституционной монархии, Конституция издается без участия представительных органов.. В самом деле, верховная абсолютная власть редко способна осознать правовое и социальное значение конституции, поэтому народу приходится самому или через представителей принимать этот важнейший нормативный документ. Среди принятых конституций выделяют, в частности, три подвида:

принятые парламентом — Парламентом была принята, например, Конституция Соединенных Штатов Америки, в 1787 году. Каждый штат выбрал своих представителей (от двух до восьми человек) и они приняли основной закон государства.

принятые Учредительным Собранием — Учредительное собрание принимало конституции в таких странах, как Италия (1948 год), Япония (1947 год) и Португалия. Основное отличие Учредительного собрания от парламента состоит в том, что парламент — постоянно действующий законодательный и представительный орган, в то время как Учредительное собрание созывается специально для целей принятия конституции или установления основ всей правовой системы. После выполнения этих задач Учредительное собрание прекращает свою работу. В российской истории, после революции 1917 года, Учредительное собрание также должно было принять Конституцию, но большевики, располагающие реальной властью, осознав, что они остались в меньшинстве, после первого же заседания фактически разогнали избранное народами бывшей Российской империи Учредительное собрание.

принятые непосредственно на референдуме — Здесь проект закона готовят опытные юристы-конституционоведы, после чего он выносится на референдум, где народ решает его судьбу. Этот способ представляется одним из самых демократичных, поскольку принятие конституции (да и вообще любого закона особой значимости) — именно тот случай, когда непосредственная демократия имеет преимущества по сравнению с представительной. Конституции многих стран, в том числе Франции (1958 год), Испании (1978 год) и России (все конституции) были приняты путем всенародного волеизъявления. 2)по форме или формальной определенности

писаные — содержит один или несколько нормативно-правовых, формально-определенных актов, принятых особым порядком и содержащих вопросы конституционного регулирования. Надо отметить, что, во-первых, этот документ не всегда называется Конституцией (например, в Федеративной Республике Германии — Основной Закон), а, во-вторых, не всегда конституционно-правовое регулирование осуществляется одним документом (например, в Австрии и Швеции их три). Еще примеры- Финляндия, Швеция.

неписаные – совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев. Эти акты закрепляют в какой-то мере основы существующего строя, но формально не провозглашены в качестве основных законов (Великобритания, Новая Зеландия)

3)по способу изменения.

гибкие (мягкие)- изменяются в том же порядке, что и другие законы (Великобритания)

жесткие конституции – для внесения изменений требуются особые условия (например, квалифицированное большинство голосов, двойной вотум и т.д.) Жесткие конституции существуют в большинстве государств мира, например в Испании, Китае, России.

4)По времени действия

временные – ограничивает срок своего действия, устанавливает условия, при наступлении которых она заменяется постоянной конституцией. Примеры временных конституций можно видеть в странах, где на момент их принятия существовали особые социально-политические или экономические условия. Так было, например, в послевоенной Германии, вернее в западной оккупационной зоне. Можно отнести и Конституцию Китая 1978 года, которая провозглашала необходимость четырех модернизаций (сельского хозяйства, промышленности, обороны и науки и техники) к 2000 году.

постоянные — не предусматривают пределов своего действия во времени и составляют подавляющее большинство конституционных актов. Например, конституция Мексики 1917 года была провозглашена «вечной». В других странах, таких как Испания, Франция, Бельгия, Италия, Соединенные Штаты Америки конституции также не указывают пределов своего действия во времени и считаются постоянными.

5)По режиму, оформляемому конституцией (или по демократичности)

демократические конституции — те основные законы, которые закрепляют правовой статус человека, и гражданина, его основные права, в объеме, определенном международными соглашениями и договорами. Большинство развитых стран имеют такие конституции (модель «западной демократии»), и их в настоящее время становится все больше и больше.

Тоталитарные — закрепляют господство определенной группы людей над обществом и всесторонний контроль за его членами. Таковыми являются Конституции Китая 1954, 1975, 1978 и 1982 (ныне действующая) годов, в которых четко закреплена руководящая роль Коммунистической партии Китая и невозможность других партий (их насчитывается восемь в современном Китае) прийти к реальной власти.

Авторитарные — господство одного человека в государстве. В настоящее время официальное юридическое закрепление такого положения является редкостью, что нисколько не мешает существованию авторитарных режимов в Африке, Азии и Латинской Америке, но в прошлом таких конституций насчитывалось достаточно много. В качестве примера можно вспомнить Конституцию Франции, принятую на референдуме 1800 года, и дополненную в 1802 году, которая закрепляла за Наполеоном Бонапартом право пожизненного первого консульства.

6)По наличию социально-политических принципов

узкие — являлись первые и некоторые современные конституции. Их отличают небольшой объем, общая регламентация и правовое регулирование, отсутствие детально разработанных полномочий и тонкостей механизма действия государственных органов.

«Широкие» — относятся такие как, итальянская 1948 года, в которой, наряду с нормами, определяющими устройство государства, гарантирующими права и свободы граждан, включены также политико-социальные принципы, а также конституции, например, латиноамериканских государств (Мексика, Парагвай, Гондурас и т.п.).

7)реальность конституционных норм

Фактическая — Большинство современных действующих конституционных норм — фактические, то есть они не просто провозглашены и определены в основном законе страны, но еще и действуют и применяются на практике.

формальная — в некоторых недемократических, тоталитарных, фашистских или социалистических странах, закрепленные права остаются формальностью, не наполненной реальным содержанием. Уже упоминался пример СССР образца 30-70-х годов двадцатого века. Кроме того можно назвать Ливию, Кубу, КНДР, некоторые центральноамериканские государства, где конституционные положения не реализованы на практике и могут грубо нарушаться при соответствующем желании власти

8)В зависимости от формы (Форма конституций — это способ организации и выражения конституционных норм. Прежде всего, форма конституции определяется тем, что конституция, как отмечалось, может состоять из одного или нескольких нормативных актов.)

кодифицированные — представляют собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера (таких конституций большинство). Греция, Португалия

некодифицированные– представляют собой несколько писаных нормативных актов, регулирующих основные вопросы конституционного характера и в равной мере обладающих высшей юридической силой (конституции Швеции, Финляндии, Канады, Австрии).

9) по социальным признакам.( характер закрепляемого основным законом общественного строя и природа политической ) Марксистско-ленинское направление в правоведении обычно различает конституции

буржуазного типа

социалистического типа

переходные к буржуазному типу (в странах капиталистической ориентации)

переходные к социалистическому типу (в революционно-демократических государствах, в том числе в странах социалистической ориентации).

10) с точки зрения их структуры на консолидированные, неконсолидированные и др.

11)С точки зрения целеполагания

программного характера — Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае, как объясняют его руководители, цель строительства социализма, поставленная в конституции, потребует для своего осуществления приблизительно 100 лет).

Констатирующие — не содержат программных положений о преобразовании общества (например, конституция США). Однако большая часть норм программных конституций — констатирующие, а в констатирующих конституциях почти всегда содержатся элементы программы (например, в преамбулах).

12)Различают также конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации. В редких случаях конституции имеются в автономиях политического характера

Конституционное право — ведущая отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, составляющие основу организации общества и государства, основы правового положения человека и гражданина, государственного устройства, системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Демократия в переводе с греческого означает власть народа. Принципы демократии можно найти во многих статьях конституции Российской Федерации. Например, статья 3, в которой говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Р.Ф. является её многонациональный народ. Мне кажется, что демократия является идеальным государственным режимом для нашей страны, так как в управлении страной участвуют достойные, заинтересованные в успехе и развитии люди, поддерживаемые народом. Во времена Российского царства и Российской империи не всегда наблюдалась такая ситуация, когда правитель заботится о благополучии страны. Например, Пётр III заботился больше не о благополучии страны, а о своих личных интересах и своём благополучии. Его политика не поддерживалось основной массой населения России, вследствие чего он был свергнут гвардией, дворянским полком. Как мне кажется, это один из примеров воздействия народа на власть.

Народ в настоящее время может воздействовать на власть непосредственно путём выборов и референдумов, а также через представителей, которых они выбирают на выборах. Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия.

Конституционное право закрепляет разделение властей в нашей стране (статья 10 конституции). В Конституции прописаны права и обязанности законодательной, исполнительной и судебной власти в главах 5, 6 и 7 соответственно. Можно заметить, что разделение властей является одним из главных принципов демократии. Это ещё один аргумент в пользу того, что конституционное право является юридической основой демократии.

Также я хочу привести некоторые характерные институты демократии, которые конституционное право закрепляет юридически в конституции Р.Ф. Это наличие принятых всемирным сообществом основных прав и свобод человека, которые закреплены во второй главе конституции, а также Всеобщей декларацией прав человека ООН и некоторых других международных правовых документах, которые как и конституция являются источником права в нашей стране. Также институтом демократии является доступ к альтернативным и независимым источникам информации. Как мне кажется, в пример этому принципу можно привести тот факт, что ни один закон, в том числе конституция и поправки в конституцию не могут вступить в силу без опубликования в средствах массовой информации. Например, законы могут публиковаться в Российской газете или Парламентской газете. Одним из основных принципов демократии является право учреждать относительно независимые сообщества или организации, в том числе политические партии (статья 30, статья 34).

В заключении я хочу привести цитату председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина, который необычном способом высказался о демократии: «Являюсь ли я демократом чистой воды? Конечно, я абсолютный и чистый демократ. Но вы знаете, в чем беда? Даже не беда, трагедия настоящая. В том, что я такой один, других таких в мире просто нет. Посмотрим, что творится в Северной Америке — ужас один: пытки, бездомные, Гуантанамо, содержание под стражей без суда и следствия. Посмотрите, что происходит в Европе: жестокое обращение с демонстрантами, применение резиновых пуль, слезоточивого газа то в одной столице, то в другой, убийства демонстрантов на улицах. Была одна надежда на ребят с Украины, но и те просто полностью себя дискредитировали, там дело идет просто к сплошной тирании. Полное нарушение Конституции, всех законов и так далее. После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем.»

Добавить комментарий