Доверенные лица кандидата в депутаты

Статья 44. Права и обязанности кандидата в депутаты

После регистрации кандидат в депутаты не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания.

ГАРАНТ:

См. Разъяснения о порядке применения частей первой и второй статьи 44 настоящего Федерального закона, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 октября 1995 г. N 33/255-II

После регистрации кандидат в депутаты по личному заявлению освобождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз.

Кандидат в депутаты не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации.

Кандидат в депутаты, выдвинутый в одномандатном избирательном округе, со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов имеет право на территории соответствующего избирательного округа бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов. В городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидат может бесплатно пользоваться городским транспортом общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, на территории всего города.

В случае, если кандидат имеет постоянное место жительства вне пределов одномандатного избирательного округа, в котором он баллотируется, кандидат в течение указанного периода имеет право на три бесплатные поездки железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, за исключением такси и заказных рейсов, или на одну бесплатную поездку авиационным транспортом в избирательный округ и обратно. Оплата этих поездок осуществляется за счет средств соответствующей окружной избирательной комиссии.

Кандидат в депутаты, включенный в зарегистрированный федеральный список кандидатов, имеет право совершить одну поездку (туда и обратно) в пределах территории Российской Федерации на любом виде междугородного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов. Кроме того, кандидат, включенный в региональную группу кандидатов (если соответствующий федеральный список разбит на такие группы), имеет право бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Оплата этих поездок производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Кандидат вправе не позднее чем за три дня до дня выборов снять свою кандидатуру. Избирательное объединение, избирательный блок могут не позднее чем за три дня до дня выборов отозвать любого зарегистрированного кандидата по решению уполномоченного органа, за исключением тех, в поддержку которых по одномандатным избирательным округам собраны подписи избирателей. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, соответствующая избирательная комиссия может отнести на счет кандидата либо избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные избирательной комиссией кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку на предвыборную агитацию.

Кандидат в депутаты, зарегистрированный в одномандатном избирательном округе, может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией. Избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, могут назначить до 500 доверенных лиц, которые регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части второй настоящей статьи период администрация (работодатель) обязана предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.

См. Разъяснения о порядке деятельности доверенных лиц избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 1 сентября 1995 г. N 11/77-II

Кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Давая такое согласие, Генеральный прокурор Российской Федерации немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

Доверенное лицо – это гражданин, который действует от имени другого физического или юридического лица. Действует он на основании доверенности или поручения. Доверенное лицо может быть и не заинтересованным в том, чтобы представлять юридическое лицо. Потому что его избирает арбитраж или кредитор, чтобы осуществить управление имуществом гражданина, так как у него могут быть долговые обязательства.

Отличительной чертой данного понятия является то, что оно включает в себя несколько трактовок. Доверенным лицом может стать гражданин, который помогает в проведении агитации перед выборами или осуществляет руководство за предвыборными мероприятиями.

Назначение

Обычно доверенные лица выбираются из списка кандидатов. После этого объединение по избирательному процессу назначает гражданина на должность. Избирательная комиссия в течение трех дней регистрирует кандидата. В заявлении гражданин должен выразить согласие на вступление в должность, если его выберут. Доверителем в коллективе может стать работник, который был выбран коллегами на должность. В сравнении с обычным работником доверенное лицо имеет масштабные знания, которыми будет руководствоваться при выполнении своих функций, а также у него есть больше прав и гарантий.

Такие условия делают комфортным общение представителя и работодателя. Отличием доверителя от обычного работника состоит в том, что у него есть большие ресурсы для выполнения поставленных задач. Он всегда может получить совет от людей с большим опытом.

Лицо, которое представляет доверитель всегда может ему помочь при решении вопроса, требующего дополнительного финансирования. Представитель, который заключил договор с работодателем иногда может рассчитывать на дополнительную оплату за выполнение полномочий. Таким образом, директор самостоятельно прописывает такие условия в договоре, чтобы поощрить своего представителя.

Статус

Прежде всего необходимо уточнить, может ли доверенным лицом стать любой гражданин, потому что представлять интересы определенного гражданина имеет право человек, достигший возраста 18 лет. В этот список не входят лица, которые находятся на государственной службе. Доверенному лицу при вступлении на должность выдается специальное удостоверение. Впоследствии оно может проводить агитационные мероприятия. В то время когда представитель будет выполнять свои обязанности, работодатель должен предоставить ему отпуск. Кандидат, который назначил представителя, имеет право отозвать его. В этом случае необходимо уведомить комиссию, чтобы специалисты аннулировали удостоверение, которое было выдано ранее.

На место выбывшего кандидата может быть избрано другое лицо. Его обязанности могут прекратиться по решению самого кандидата.

Права и обязанности доверенных лиц

Представительные лица имеют свои права и обязанности. При выполнении своих функций они вправе:

  • проводить агитации, организовывать предвыборные мероприятия;
  • разъяснять избирателям сведения, касающиеся программы кандидата;
  • участвовать в различных собраниях, шествиях и демонстрациях.

В таких действиях заключаются права доверенного лица.

А также они могут участвовать в дебатах. Чтобы представитель мог организовать агитационные мероприятия, ему необходимо подать заявление в органы государственной власти, чтобы получить помощь при проведении митингов и других социальных мероприятий.

Функции представителя

Доверенное лицо при выполнении задач обязано производить следующие действия:

  1. Осуществлять участие без соответствующего разрешения в собраниях комиссии по подготовке выборов.
  2. Участвовать в разъяснительной работе с избирателями.
  3. Работать с протоколами о результатах предвыборных мероприятий.
  4. Принимать участие в жеребьевке, которую проводит избирательная комиссия. Чтобы определить кандидата, которому выделят эфирное время бесплатно, а также печатную площадь.
  5. Обжаловать постановления комиссий по выборам.
  6. Принимать участие в рассмотрении жалоб на заседании комиссии.

Когда происходит голосование, доверитель может присутствовать в качестве наблюдателя. В этом случае он контролирует процесс голосования. При наличии нарушений обязан оперативно их зафиксировать и передать сведения специалистам комиссии.

Особые условия

При выполнении полномочий доверенное лицо не вправе:

  • принимать участие в раскрытии информации о подготовке к избирательным мероприятиям;
  • давать комментарии в средствах массовой информации;
  • мешать работе комиссии по подготовке выборов;
  • совершать иные действия, которые препятствуют организации предвыборных мероприятий;
  • ставить подпись за избирателя, даже если его попросили;
  • писать в бюллетене за избирателя, а также раздавать их;
  • совершать действия, которые препятствуют тайне голосования;
  • принимать участие в подсчете голосов.

Так как вести учет голосов могут только члены комиссии, у которых есть право решающего голоса, запрещено осуществление различного рода подкупов.

Требования

Чтобы гражданин был назначен на должность доверенного лица, ему необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • Быть совершеннолетним.
  • Быть дееспособным.
  • Выразить свое согласие на представительство.

А еще дополнительно у него есть права как у доверенного лица по доверенности осуществлять деятельность. Если он собирается стать представителем юридического лица, то организация должна осуществлять свою деятельность без нарушения закона.

А также гражданин может выразить волеизъявление о том, что хочет вести деятельность от имени акционера организации.

Но даже находясь на собраниях руководителей, он может не стать доверенным лицом, потому что часто бывает, что директор предлагает свою кандидатуру на эту должность. Универсальность такой работы заключается в том, что доверителем можно быть абсолютно в любой отрасли, здесь нет никаких ограничений.

Полагаясь на такую информацию, можно сделать вывод, что осуществлять представительские функции имеет право любой гражданин. Для назначения нужен опыт и соответствие заявленным требованиям.

Статья 43. Статус доверенных лиц

1. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.

2. Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

3. Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения устанавливается законом.

4. Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.

В комментируемой статье определяется правовое положение доверенных лиц кандидата и избирательного объединения: кто, когда и на какой срок может назначить доверенных лиц; как производится их регистрация и прекращение полномочий; ограничения при назначении и гарантии их деятельности. Правовой статус доверенных лиц устанавливается не только данной статьей, но и иными нормами комментируемого Федерального закона. Например, в пунктах 1 и 3 статьи 30, пункте 9 статьи 68 установлено право доверенных лиц присутствовать на всех заседаниях зарегистрировавшей их либо вышестоящей комиссии, при подсчете голосов избирателей, участников референдума (в том числе в дни досрочного голосования и при повторном подсчете голосов), при осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей (участников референдума), с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования. Наряду с другими участниками избирательного процесса за доверенными лицами закреплено право на доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на таком избирательном участке, участке референдума (пункт 5 статьи 30). Доверенные лица имеют право удостоверять полномочия наблюдателей (пункт 7 статьи 30). Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, являясь безусловно их представителями, могут присутствовать в полиграфической организации при передаче и выбраковке бюллетеней для голосования и подписывать акты о данных действиях, они также могут присутствовать в соответствующих комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней (пункты 11 и 20 статьи 63). В соответствии с пунктом 29 статьи 68 доверенные лица по своему требованию имеют право получить после подписания копию протокола об итогах голосования.

1. Назначить доверенных лиц имеют право кандидаты и избирательные объединения. Данное право возникает у них непосредственно после выдвижения. При этом следует иметь в виду, что назначение доверенных лиц является правом, а не обязанностью, т.е. кандидат, избирательное объединение сами решают, назначать или не назначать доверенных лиц и как распределить между ними предоставленные законом широкие полномочия. Комментируемый Федеральный закон также не содержит для гражданина ограничений быть одновременно доверенным лицом нескольких кандидатов и (или) избирательных объединений, но если агитационная деятельность осуществляется методами, требующими материальных затрат, доверенное лицо может проводить агитацию только в пользу только того назначившего его кандидата или избирательного объединения, который создал избирательный фонд, из средств которого производится оплата затрат на проведение агитации (пункт 5 статьи 48 комментируемого Федерального закона). Регистрацию доверенных лиц осуществляет избирательная комиссия, к полномочиям которой относится регистрация самого кандидата, списка кандидатов. Так, регистрацию доверенных лиц избирательных объединений, выдвинувших федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, осуществляет ЦИК России. А регистрацию доверенных лиц кандидатов и избирательных объединений на выборах депутатовзаконодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации будут осуществлять соответственно ОИК и ИКСРФ. Основанием для регистрации является письменное заявление кандидата (представление избирательного объединения) и письменное согласие самого гражданина быть доверенным лицом. Регистрация доверенных лиц носит в целом заявительный характер и осуществляется в течение трех дней со дня поступления письменного заявления. В прежней редакции комментируемого Федерального закона регистрация осуществлялась незамедлительно, что приводило на практике к нечеткости исполнения данной нормы. Такой срок для регистрации доверенных лиц установлен законодателем в связи с тем, что сведения о доверенных лицах, представленные в избирательную комиссию, требуют от избирательной комиссии проверки факта наличия у доверенного лица гражданства Российской Федерации, достижения им возраста 18 лет, а также отсутствия других обстоятельств, указанных в пункте 2 комментируемой статьи, препятствующих регистрации. В комментируемом пункте не установлены требования к форме заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц и к форме заявления о согласии быть доверенным лицом гражданина. Однако во избежание возможных ошибок и споров при регистрации целесообразно в законе субъекта Российской Федерации установить такие требования 1 .

2. Комментируемый пункт направлен на недопущение использования на выборах преимуществ должностного или служебного положения, а в части запрета быть доверенными лицами для кандидатов – также злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации. Так, лица, замещающие государственные должности и выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий не могут быть доверенными лицами. Государственным и муниципальным служащим такое право предоставляется при условии освобождения от исполнения служебных обязанностей на весь период осуществления полномочий доверенного лица. Избирательная комиссия может зарегистрировать и выдать удостоверение доверенного лица только при условии предоставления приказа (распоряжения), подтверждающего выполнение этого требования, а также убедившись, путем проверки соответствующих документов, в отсутствии обстоятельств, препятствующих его регистрации. Избирательные комиссии должны располагать нормативными правовыми актами, устанавливающими перечни или реестры государственных и выборных муниципальных должностей, что поможет им избежать ошибок при регистрации доверенных лиц. С учетом возможного совмещения голосования на разных выборах следует иметь в виду, что установленный комментируемым пунктом запрет для наделения кандидатов статусом доверенных лиц распространяется на любых лиц, имеющих статус кандидатов, независимо от того, в выборах какого вида и уровня они участвуют.

3. После регистрации доверенные лица получают удостоверения. Форма удостоверения доверенного лица утверждается избирательной комиссией, организующей выборы. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Эта норма корреспондируется с нормой, установленной в пункте 2 статьи 50 комментируемого Федерального закона. В прежней редакции комментируемого Федерального закона содержалась норма, которая не конкретизировала, в отношении кого проводят агитацию доверенные лица. В связи с этим известны случаи, когда доверенные лица одних кандидатов вели агитацию также и за других, что приводило к нарушению принципа равенства кандидатов и вводило в заблуждение избирателей. Новой нормой в комментируемом пункте является положение о том, что доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя. Однако уточненное положение комментируемого пункта не препятствует наделению кандидатом, избирательным объединением гражданина, имеющего статус их доверенного лица, также и полномочиями наблюдателя в соответствии с пунктом 4 статьи 30 комментируемого Федерального закона. На период осуществления полномочий доверенное лицо вправе получить, а работодатель по месту его работы, службы обязан предоставить неоплачиваемый отпуск. При этом следует иметь в виду, что уход в отпуск является его правом, а не обязанностью (за исключением ограничений, установленных в пункте 2 комментируемой статьи для доверенных лиц, являющихся государственными и муниципальными служащими).

4. В комментируемом пункте определяется порядок прекращения полномочий доверенных лиц. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию и, конечно, соответствующее доверенное лицо. При этом, так как основания для такого отзыва не установлены комментируемым Федеральным законом, комиссия не вправе требовать указания причины отзыва. Следует также учитывать, что так как доверенные лица дают добровольное согласие на выполнение этих обязанностей, они могут сложить свои полномочия по собственной инициативе, уведомив об этом кандидата, избирательное объединение, те, в свою очередь, уведомляют о данном факте комиссию и возвращают выданные удостоверения. Установление формы такого уведомления возможно предусмотреть законом субъекта Российской Федерации. В обоих случаях избирательная комиссия своим решением аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц определяется законом, регулирующим соответствующие выборы. Так, при выборах депутатов Государственной Думы политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1000 доверенных лиц, кандидат в Президенты Российской Федерации – до 600 доверенных лиц. Таким образом, в комментируемом пункте сформулированы следующие основания прекращения полномочий доверенных лиц: решение кандидата или избирательного объединения, либо утрата статуса доверенного лица вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинуло избирательное объединение. Утрата статуса доверенного лица может быть связана с отказом в регистрации, отменой или аннулированием регистрации кандидата, списка кандидатов. В комментируемом пункте не установлены сроки начала и прекращения полномочий доверенных лиц, но из норм комментируемого Федерального закона вытекает, что полномочия доверенного лица начинаются со дня его регистрации соответствующей комиссией, а прекращаются (кроме указанных случаев) после дня официального опубликования общих результатов выборов, т.е. с утратой статуса кандидата, избирательного объединения.

«» Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»

Статья 32. Равенство кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей

Все зарегистрированные кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей обладают равными правами и несут равные обязанности.

Статья 33. Права и обязанности кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей

1. Со дня регистрации кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах могут освобождаться от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

2. После регистрации кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей по личному заявлению освобождаются от работы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах со дня регистрации до официального опубликования итогов выборов. В течение этого срока территориальная (городская, районная) избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает кандидатам в депутаты городского, районного Собрания представителей денежную компенсацию, не превышающую минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в пять раз.

3. Кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации.

4. Кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей со дня регистрации и до дня опубликования результатов выборов имеет право на территории соответствующего округа бесплатно пользоваться любыми видами общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов.

5. Кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей вправе не позднее чем за три дня до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств, соответствующая избирательная комиссия может отнести на счет кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей либо избирательного объединения соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные средства на предвыборную кампанию.

6. Информация о выбытии кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей сообщается через средства массовой информации.

7. Кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей, зарегистрированный в избирательном округе, может иметь до пяти доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей. На указанный в части 2 настоящей статьи период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей и избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения и сообщает об этом в средствах массовой информации.

8. Кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей не может быть привлечен без согласия прокурора города, района к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. В случае получения согласия прокурора города, района об этом должна быть извещена территориальная (городская, районная) избирательная комиссия.

«» Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»

Юридическое Заключение
на Постановление ОИК № 8 об отказе кандидату в регистрации доверенных лиц
Кандидат в депутаты Тамбовской областной Думы по ОИК № 8 Корнев М.О. подал в окружную избирательную комиссию необходимые документы для регистрации в качестве его доверенных лиц депутатов Мичуринского городского Совета депутатов четвертого созыва (Галдина О.В., Горлов В.Ф., Пронькин В.А., Павловского С.Л.).
Постановлением от 28.01.2011 г. № 26/11 окружная избирательная комиссия отказала в регистрации доверенными лицами упомянутых граждан. Свой отказ окружная избирательная комиссия обосновала ссылками на п. 2 ст. 43 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, части 1,2 и п. 2 ч. 4 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и на разъяснение Центризбиркома РФ от 19.06.2007 г. № 05-12/2168.

Данный отказ является незаконным и нарушающим права кандидата Корнева М.О.

Пункт 2 статьи 43 Федерального закона от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ устанавливает ограничения на назначение доверенными лицами кандидата следующих лиц:
— кандидаты;
— лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности,
— главы местных администраций,
— работники аппаратов избирательных комиссий,
— государственные и муниципальные служащие, если не представлен приказ об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
Вышеупомянутые депутаты Мичуринского городского Совета депутатов не подпадают ни под одну указанную категорию.
Следует отметить, что депутат представительного органа муниципального образования не является муниципальным служащим, поскольку муниципальным служащим признается лицо, осуществляющее профессиональную деятельность на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ч. 2 ст. 1 и ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ).
Депутаты представительного органа муниципального образования не являются также лицами, замещающими выборные муниципальные должности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ определены понятия «депутата», «должностного лица местного самоуправления» и «выборного должностного лица местного самоуправления»:
депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;
должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
Согласно ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ выборное должностное лицо местного самоуправления, по общему правилу, не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования.
То есть, данный Закон разграничивает статус «выборного должностного лица» и «депутата».
На данное обстоятельство указывает и ст. 172 Трудового кодекса РФ, которая упоминает о трудовых гарантиях для работающих на выборных должностях в органах местного самоуправления именно на постоянной основе.
Соответственно, депутат представительного органа согласно действующего законодательства не замещает выборную муниципальную должность, поскольку не обладает полномочиями должностного лица.
Статья 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ лишь регламентирует статус, полномочия и численность представительного органа муниципального образования.
Пункты статьи 35 данного Закона вообще не относятся к деятельности муниципальных депутатов, что говорит об явной произвольности ссылок окружной избирательной комиссии.
Что касается правовой позиции Центризбиркома РФ, изложенной в письме от 19.06.2007 г. № 05-12/2168, следует отметить следующее:
Данное разъяснение было дано исходя из положений действовавшего на тот период времени законодательства.
В частности, Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ определял понятие «выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов», к коим относил депутатов органа местного самоуправления.
В субъектах РФ определялись соответствующие Реестры выборных муниципальных должностей (например, Закон Краснодарского края от 24.09.2002 г. № 159-КЗ).
В настоящее время понятие «выборная муниципальная должность» в действующем законодательстве не используется и поэтому не должно применяться.
Учитывая, что любой запрет на осуществление той или иной деятельности (помимо исполнения депутатских обязанностей) является ограничением статуса депутата органа местного самоуправления, такой запрет может устанавливаться федеральным законом, поскольку ныне действующий Федеральный закон № 131-ФЗ не относит вопрос о статусе к предметам регулирования законов субъектов РФ.
Статья 40 Федерального закона № 131-ФЗ установила исчерпывающий перечень ограничений, связанных со статусом депутата, — запрета быть доверенными лицами кандидатов в депутаты им не установлено.
Кроме того, любое ограничение прав кандидата, как гарантия реализации избирательных прав граждан (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ), должно соответствовать основополагающему принципу избирательного законодательства — обеспечению равенства прав и обязанностей кандидатов (ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ) и вводиться для обеспечения свободного волеизъявления граждан РФ на основе демократических принципов (преамбула Федерального Закона 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).
Учитывая положения ст. 19 и 55 Конституции РФ любое ограничение (запрет) должно ясно и четко устанавливаться в избирательном законодательстве.
Ясного и четкого запрета на назначение депутатов представительных органов власти доверенными лицами кандидатов в действующем избирательном законодательстве не установлено.
На основании изложенного, следует, что постановление Окружной избирательной комиссии Мичуринского одномандатного избирательного округа № 8 является произвольным, незаконным и может быть отменено в судебном порядке.

Добавить комментарий