Экологическое преступление

Уголовное законодательство не содержит понятия экологического преступления, оно выработано теорией уголовного права. В основе его определения лежат положения законодательства в области охраны окружающей среды.

Под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; под природной средой (либо природой) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Таким образом, природная среда отличается от окружающей среды тем, что она не охватывает антропогенные объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов. Последние представляют собой естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможность самовосстановления небезграничны. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой как для нее, так и для человека. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Следовательно, нормы гл. 26 УК РФ «Экологические преступления» направлены в первую очередь на охрану биологической основы существования человека и всего живого на земле.

Иначе говоря, сущность рассматриваемых преступлений заключается в том, что они, посягая на экологический правопорядок, экологическую безопасность, рациональное использование компонентов окружающей среды, тем самым причиняют вред человеку, ухудшая природные основы его жизнедеятельности, умаляют экологические интересы общества, подрывают незыблемость природоохранительных и иных правовых норм. Они нарушают конституционное право каждого человека «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42 Конституции РФ).

Таким образом, экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние, посягающее на общественные отношения, обеспечивающие сохранение для нормальной жизнедеятельности человека благоприятной природной среды, рациональное использование ее ресурсов и экологическую безопасность населения.

Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются отношения: а) по охране окружающей среды; б) по рациональному использованию природных ресурсов; в) по сохранению оптимальной для жизнедеятельности человека и иных живых существ природной среды; г) по обеспечению экологической безопасности населения.

Непосредственным объектом экологических преступлений признаются конкретные общественные отношения в пределах видового объекта. Ими, в частности, могут выступать отношения в области охраны и рационального использования земли, недр, вод и атмосферы, общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира (фауны) либо растительного мира (флоры) и т.д.

Предмет указанных преступлений в литературе рассматривается в широком и узком смысле слова. В первом значении под ним понимается природная среда в целом. Все ее составные части находятся во взаимосвязи и взаимодействии, образуя единую экосистему. Естественная экологическая система — это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией (п. 8 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с послед. изм.) <1>). Она терпит урон всякий раз, когда причиняется вред какой-либо ее составляющей.

Во втором значении предметом конкретных преступлений выступают природные ресурсы: земля, ее недра, атмосфера, воздух, внутренние воды и воды открытого моря, растительность и т.д. Иначе их еще называют компонентами природной среды. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» это «земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле».

В некоторых случаях в качестве предмета преступного воздействия предусматриваются особо охраняемые природные территории и природные объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и т.д. (ст. 262 УК РФ). В нормах об экологических преступлениях общего характера (например, ст. 246 УК РФ) предмет в законе не конкретизируется.

Объективная сторона экологических преступлений характеризуется нарушением соответствующих правил природопользования и охраны окружающей среды.

Подавляющее большинство диспозиций норм, устанавливающих ответственность за рассматриваемые деяния, относится к бланкетным. В описании конкретных составов преступлений законодателем часто используется выражение «нарушение правил охраны окружающей среды», что предопределяет необходимость обращения к экологическому законодательству, являющемуся достаточно обширным, сложным по структуре, некодифицированным, в последнее время интенсивно развивающимся и использующим специальную терминологию.

По конструкции составы большинства рассматриваемых преступлений относятся к материальным: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод (ст. 250 УК РФ), загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ) и др. Составы загрязнения морской среды (ст. 252 УК РФ), нарушения законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ) сконструированы как формальные.

По некоторым уголовно-правовым нормам ответственность возможна только в случае угрозы наступления указанных в них последствий («состав угрозы», например нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, — ст. 247 УК РФ). Среди норм об экологических преступлениях встречаются нормы, одновременно содержащие разновидности преступлений как с материальным, так и с формальным составом. Например, ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов по п. «а» ч. 1 ст. 256 УК РФ предусмотрена при причинении крупного ущерба (материальный состав); по п. п. «б», «в», «г» этой же части данной статьи — без указания последствий (формальный состав). Аналогичным образом сконструирован и состав преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ.

При рассмотрении дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенным деянием и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (в ред. от 6 февраля 2007 г.) обращается внимание судов на то, что они должны «выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости» (п. 2).

С субъективной стороны экологические преступления характеризуются в большинстве случаев неосторожностью, вместе с тем некоторые посягательства совершаются умышленно. Например, загрязнение вод (ст. 250 УК РФ), атмосферы (ст. 251 УК РФ) и морской среды (ст. 252 УК РФ) предполагает только неосторожную форму вины. А незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ), незаконная охота (ст. 258 УК РФ), незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) и др. могут совершаться, наоборот, только умышленно.

Мотивы и цели умышленных экологических преступлений для квалификации значения не имеют, но подлежат учету при назначении наказания.

Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. За некоторые преступления предусмотрена ответственность специального субъекта (например, незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, совершенная лицом с использованием своего служебного положения, — ч. 3 ст. 256 УК РФ).

В теории уголовного права экологические преступления систематизируются по-разному. Так, предложены: многоуровневая классификация; поэтапная классификация; классификация по предмету и объекту преступления; по степени определенности диспозиции уголовно-правовой нормы об экологическом преступлении; исходя из вида нарушения социально-экологических отношений по охране природной среды и обеспечению экологической безопасности и др.

В методических целях рассматриваемые преступления целесообразно подразделить на две группы. Первая — экологические преступления общего характера. Они посягают на окружающую природу в целом, вторая группа — специальные экологические преступления. Они причиняют вред отдельным компонентам или составным частям природной среды.

К экологическим преступлениям общего характера согласно УК РФ могут быть отнесены нарушения правил: охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248).

Специальные экологические преступления в соответствии с УК РФ включают: нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249), загрязнение вод (ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), загрязнение морской среды (ст. 252), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253), порчу земли (ст. 254), нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255), незаконную добычу водных животных и растений (ст. 256), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257), незаконную охоту (ст. 258), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259), незаконную порубку деревьев и кустарников (ст. 260), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Экологическая преступность – сложная совокупность экологических преступлений, то есть общественно опасных, виновных, противоправных, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека деяний, запрещенных и наказуемых в соответствии с уголовным законом, посягающих на общественные отношения по охране окружающей человека природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая обеспечение экологической безопасности личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государства.

Экологические преступления являются одним из наиболее общественно опасных и распространенных видов противоправных деяний. В совокупности с другими экологическими правонарушениями по тяжести своих отрицательных последствий демографического, экологического, социального характера они представляют сегодня реальную угрозу национальной безопасности, что предельно остро выражается:

· в катастрофическом ухудшении качества среды обитания, ведущем к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда населения;

· в образовании зон экологического неблагополучия и бедствия; деградации возобновимых природных ресурсов (почв, рыбных, лесных ресурсов и др.);

· в истощении невозобновимых природных ресурсов (минерального сырья, углеводородных энергоносителей);

· в возрастании риска крупных техногенных катастроф;

· в ухудшении качества поверхностных и подземных вод, прибрежных вод морей;

· в распространении радиоактивного загрязнения;

· в загрязнении воздушного бассейна и опасном изменении климата;

· в опасном загрязнении продуктов питания.

Наибольшее количество экологических преступлений выявляется обычно в виде браконьерства, незаконной рубки леса, загрязнения почв и растительного покрова. В условиях перехода к рыночным отношениям опасность последствий этих видов преступлений постоянно возрастает. В последнее время наблюдается значительный рост новых видов преступлений, вызывающих еще большие негативные последствия экологического характера:

· хищение и нелегальная разработка невозобновимых природных ресурсов;

· незаконное использование добытого минерального сырья, ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России;

· самовольный захват земель;

· ввоз в Россию и захоронение особо опасных токсичных отходов, вредных для человека продуктов питания и других потребительских товаров;

· размещение на территории России зарубежных экологически вредных для природной среды технологий и производств;

· экологический терроризм и экоцид.

Особую социально-экологическую опасность для России и мирового сообщества представляет экологическая контрабанда. Основными ее видами являются незаконное трансграничное перемещение ядерных расщепляющихся материалов, радиоактивных веществ и отходов источников ионизирующего излучения; незаконный ввоз в Россию опасных отходов из зарубежных стран; незаконный экспорт и импорт озоно-разрушающих веществ и содержащей их продукции; незаконный вывоз из России редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны.

Наиболее распространен в настоящее время незаконный вывоз стратегически важных сырьевых ресурсов, непосредственно вызывающий истощение и деградацию природной среды России.

Повышенную экологическую опасность представляет, хотя непосредственно и не относящийся к экологическим преступлениям, так называемый технологический терроризм – незаконное использование ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия или его компонентов, ядерных, радиоактивных, высокотоксичных химических веществ, патогенных микроорганизмов, а также выведение из строя, разрушение или захват ядерных, химических или иных объектов, систем жизнеобеспечения городов и промышленных центров для достижения политических, экономических и иных целей.

Самым экологически опасным результатом совершения всех названных преступлений может быть уничтожение самой биологической основы жизни человека на Земле.

Экологическая преступность — сложная совокупность экологических преступлений, то есть общественно опасных, виновных, противоправных, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека деяний, запрещенных и наказуемых в соответствии с уголовным законом, посягающих на общественные отношения по охране окружающей человека природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая обеспечение экологической безопасности личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государства.

Экологические преступления являются одним из наиболее общественно опасных и распространенных видов противоправных деяний. В совокупности с другими экологическими правонарушениями по тяжести своих отрицательных последствий демографического, экологического, социального характера они представляют сегодня реальную угрозу национальной безопасности, что предельно остро выражается:

в катастрофическом ухудшении качества среды обитания, ведущем к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда населения;

в образовании зон экологического неблагополучия и бедствия; деградации возобновимых природных ресурсов (почв, рыбных, лесных ресурсов и др.);

в истощении невозобновимых природных ресурсов (минерального сырья, углеводородных энергоносителей);

в возрастании риска крупных техногенных катастроф;

в ухудшении качества поверхностных и подземных вод, прибрежных вод морей;

в распространении радиоактивного загрязнения;

в загрязнении воздушного бассейна и опасном изменении климата;

в опасном загрязнении продуктов питания.

Причинами, способствующими совершению экологических преступлений, являются разнообразные социальные, экономические, политические, идеологические, психологические, организационно-управленческие, воспитательные, личностные и иные факторы, которые собственно и порождают экологические преступления.

Так, основным социальным фактором на протяжении проводимых в последние более чем десять лет реформ в стране является резкое снижение жизненного уровня населения, что порождает стремление многих аутсайдеров поддерживать свою жизнеспособность путем несанкционированного посягательства на природные ресурсы (браконьерство, незаконная порубка деревьев) с целью последующей их реализации или обращения в собственное пользование.

Вместе с тем те же браконьерство (в отношении водных биологических ресурсов) и незаконная порубка деревьев превратились в доходный источник бизнеса, породив создание целых преступных сообществ, поставивших в полном смысле слова на промышленную основу противоправную добычу и реализацию названных природных богатств. Экономическую основу существования такого незаконного бизнеса составляет устойчивый спрос на эту продукцию, поддерживаемый достаточно низкой ценой предложения по сравнению с легальным сектором экономики.

К политическим факторам можно отнести отсутствие четко выраженной позиции высшего руководства страны в отношении проблемы экологической преступности. Безусловно, важными сегодня являются проблемы терроризма, экстремизма, наркотизма, торговли людьми, убийств народных избранников, однако мы уже ранее отмечали, что не вполне прослеживается последовательная государственная воля в разработке и реализации действенных мероприятий, направленных на пресечение и предупреждение экологических преступлений. Так, в Национальном плане Российской Федерации по реализации межгосударственных программ на период с 2000 до 2003 года, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 августа 2000 года №600 также как и в ранее принимавшихся федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью, места вопросам, посвященным борьбе с экологическими преступлениями, не нашлось.

В идеологическом смысле питательной средой дальнейшего развития экологической преступности, как представляется, служит вольно или невольно пропаганда средствами массовой информации (телевидение, радиоканалы) образа преуспевающего человека. В целом направленность на успех в рыночных условиях сама по себе похвальна, но смущает один весомый факт — в списке наиболее богатых людей мира, ежегодно публикуемых солидными западными изданиями, Россию с гордостью представляют только те, кто имеет доступ к природных кладовым. То есть доморощенных «биллов гейтсов», сделавших капитал и имя на создании и продвижении высокоинтеллектуального продукта, в обозримом будущем мы вряд ли будем иметь честь лицезреть.

Отсюда следует и психологический фактор, который подстегивает потенциального правонарушителя на подвиги под девизом: «А чем я хуже других?». Вся проблема в том и состоит, что «другие», занимаясь незаконным промыслом природных ресурсов в больших, если не сказать гигантских масштабах, нередко избегают ответственности, а статистику экологической преступности формируют простые обыватели, которых и преступниками то можно назвать с большой натяжкой.

К числу организационно-управленческих факторов необходимо отнести, прежде всего, отсутствие четкой специализации правоохранительных органов в борьбе с экологическими преступлениями. Дело в том, что в последнее время наметилась тенденция сокращения числа природоохранных прокуратур, достаточно эффективно проявляющих себя на фронте борьбы с экологическими преступлениями. Кроме того, у субъектов Российской Федерации фактически отсутствует стимул для образования подразделений экологической милиции, поскольку согласно утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 года Структуре милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета4 регионы лишены возможности создавать за свой счет органы дознания. Не соответствует складывающейся обстановке и уровень взаимодействия правоохранительных органов, прежде всего прокуратуры, с природоохранными органами, которые являются основными поставщиками информации о противоправных деяниях в экологической сфере.

Очевидно, что содержательная сторона воспитательно-образовательного процесса также отражается на состоянии экологической преступности. Отрадно, что в развитие утратившего силу в прошлом году Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» с 1992 года в школах введен курс общей экологии, однако хромает правовой аспект, который необходимо учитывать, поскольку подростки достигают возраста административной и уголовной ответственности, в том числе за экологические проступки, еще находясь в школе, а, значит, фундамент будущего правомерного поведения. В том числе и по отношению к объектам природы, закладывается именно здесь.

Конечно же, нужно учитывать и личностный фактор. В целом всех индивидуумов можно с достаточной долей условности разделить на три группы. К первой группе относятся те, кто ни при каких обстоятельствах не нарушают запретов и выполняют все предписания в строгом соответствии и последовательности. Это так называемые законопослушные граждане, число которых, к сожалению, не становится больше. Вторую группу составляют те, кто допускает, что можно совершать противоправные деяния, в том числе экологического характера, если об этом никто не узнает или за это ничего не будет. Те же залповые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, совершаемые под покровом ночи, наиболее ярко характеризуют эту группу. Наконец, последнюю прослойку составляют маргиналы, для которых пренебрежительное отношение к установленным правилам поведения является обыденной нормой.

Экологические преступления — преступные посягательства на экологическую безопасность, то есть безопасность окружающей природной среды как условия и средства обитания человека и живых организмов, а в принципе — и их выживания.

Общественная опасность экологических преступлений заключается в том, что оно посягает на человека через природу, посредством уничтожения или качественного ухудшения биологической основы его существования.

То есть экологические преступления нарушают закреплённое в ст. 42 Конституции РФ право человека на здоровую окружающую среду. Видовым объектом данной группы преступлений являются общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению благоприятной для человека и иных живых существ природной среды и обеспечению экологического правопорядка и безопасности населения. Непосредственными объектами экологических преступлений выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию отдельных видов природных богатств и обеспечению экологической безопасности населения.

Исходя из непосредственного объекта экологические преступления подразделяются на два вида.

I. Экологические преступления общего характера. Они посягают на природу в целом. К ним относятся:

нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ),

нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ),

нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ).

II. Специальные экологические преступления, которые посягают на отдельные компоненты или составляющие природы (воздух, воду и т. п.). К ним относятся:

загрязнение вод (ст. 250 УК РФ),

загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ),

загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ),

нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253 УК РФ),

порча земли (ст. 254 УК РФ),

нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ),

незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ),

нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК РФ),

незаконная охота (ст. 258 УК РФ),

уничтожение популяций организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК РФ),

незаконная порубка леса (ст. 260 УК РФ),

уничтожение или повреждение лесов (ст. 261 УК РФ),

нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).

Предметом этих преступлений являются сама окружающая среда и её наиболее значимые компоненты: земля, недра, леса и растительный мир в целом,воды, атмосферный воздух, континентальный шельф, морская среда, особо охраняемые природные территории и объекты.

Экологическое правон. – это противопр., виновное деяние, совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее эколог. вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экол. права.

Виды эколог. правонарушений в зависимости от степени общественной опасности:

—преступления — общественно-опасное деяние, предусматривает уголовную ответственность;

—проступки (менее общественно опасные деяния по сравнению с преступлениями, являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями).

Экологическому правонарушению соответствуют следующие признаки:

– противоправность, т. е. наличие запрета поведения, установленного нормой закона;

– виновность;

– наказуемость, т. е. наличие санкции за нарушение запретов;

– экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства;

– общественная опасность;

– тип составов правонарушений.

Классификация экологических правонарушений:

– по виду юр. ответственности – экол. преступления, администр. и дисциплин. экологич. проступки, гражданско-правовые нарушения;

– по объекту посягательства – земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира и т. п.;

– по субъекту – совершаемые ДЛ, гражданами, юр. лицами;

– по объективной стороне деяния – противоп. уничтож. и поврежд. природ. объектов, ухудшение состояния окр. среды и ее компонентов, нарушение правил природопользования; невыполнение правил охраны окр. среды, незаконное использование из корыстных побуждений;

– по субъективной стороне – совершенные умышленно и по неосторожности (без вины);

– по источнику права – предусмотренные только эколог.законо-ом, иным законом, тем и другим;

– по принадлежности субъекта, управомоч. на реализацию мер юр. ответственности, – наказуемые судебными и администр. органами (должностными лицами) РФ и международными органами.

Объектом эколог. правонарушений являются общественные отношения, возникающие по поводу окр. среды в целом или ее компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются: собственности на природные ресурсы; природопользования; охраны окружающей среды от вредных воздействий; экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Для объективной стороны характерны: противопр. поведения; причинение или реальная угроза причинения эколог. вреда; причинная связь между противопр. поведением и нанесенным экол. вредом.

Субъектами могут быть граждане РФ, иностр. граждане, лица без гражданства, ДЛ и лица, испол. административно-хоз. и организ-распоряд. функции в коммерч. организациях, а также юр. лица.

Субъективная сторона – вина в форме умысла (прямого и косвенного) либо неосторожности. В ряде случаев обязательными признаками являются также мотив и цель.

В соответствии со ст. 75 Закона «Об охране окр. среды» выделяют следующие виды ответственности: имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную.

Административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную — с 18 лет.

1. Субъектом экологического преступления не является
юридическое лицо
гражданин
руководитель коммерческой организации
руководитель органа местного самоуправления

2. В УК РФ отмечено, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является
охрана окружающей среды
обеспечение экологической безопасности
охрана экологических прав граждан
защита природных ресурсов от преступных посягательств

3. Основания дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения, круг ее субъектов и меры дисциплинарного наказания регулируются
Трудовым кодексом РФ
Кодексом РФ об административных правонарушениях
Федеральным законом «Об охране окружающей среды»
Лесным кодексом РФ и Водным кодексом РФ

4. Заполните пропуск. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее __________ со дня обнаружения экологического проступка
одного месяца (Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий)
двух месяцев
шести месяцев
одного года

5. Вред окружающей среде
негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой
деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов
деградацию экологических систем и исчезновение природных ресурсов
отрицательные последствия для естественных, модифицированных и искусственных экосистем — сверхнормативное изъятие природных ресурсов

6. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды не осуществляется
в административном порядке
добровольно
по решению суда
по решению арбитражного суда

7. Приостановление размещения и проектирования различных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется по
решению суда
решениям органов местного самоуправления, осуществляющих контроль в области охраны окружающей среды
решениям административных комиссий
предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды

8. Размещение ядерных установок, в том числе атомных станций, осуществляется при наличии по проектам
положительного заключения государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, предусмотренных законодательством РФ
положительного заключения государственной экологической экспертизы , предусмотренной законодательством РФ
постановлений Правительства РФ о их реализации
положительных результатов референдумов, проводимых на соответствующей территории

9. Заполните пропуск. Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных______________ мероприятий по охране окружающей среды
проектной документацией
нормативными актами органов местного самоуправления
санитарными нормами и правилами
строительными правилами

10. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов без завершения предусмотренных проектом работ по
охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории
охране окружающей среды
восстановлению и рекультивации природных ресурсов
охране природной среды, ее восстановлению, рекультивации земель, очистке сбросов и выбросов загрязняющих веществ

11. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обеспечивают соблюдение
нормативов качества окружающей среды
нормативов допустимого воздействия на окружающую среду
лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ
нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду

12. В сельском и лесном хозяйстве запрещается применение токсичных химических препаратов
не подвергающихся распаду
подвергающихся распаду за период более 1 года
содержащих соединения ртути
содержащих соединения мышьяка

13. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для
жизнедеятельности человека
обитания растений, животных и других организмов
устойчивого функционирования естественных экологических систем
оптимального функционирования инфраструктуры

14. Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется
в соответствии с законодательством о градостроительстве
в соответствии с жилищным законодательством
по согласованию с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды
по согласованию с органами местного самоуправления

15. Исключительно в федеральной собственности находятся
государственные природные заповедники и национальные парки
государственные природные заповедники
государственные природные заказники
государственные природные заповедники, национальные парки и природные парки

Добавить комментарий