Государственные органы рк

Государственное устройство Казахстана

Органы государственного управления

Согласно Конституции, Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики — символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Президент избирается на пять лет из граждан не моложе 40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.

Правительство возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, — перед Мажилисом Парламента и Парламентом. Члены Правительства подотчетны палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции.

Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих палат.

Срок полномочий депутатов Сената — шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса — пять лет.

Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Местные органы власти

В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.

Политические партии

Конституция 1995 разрешает деятельность политических партий после того, как они официально зарегистрированы; ни одна партия не может навязывать свою идеологию государству. Запрещается создание религиозных партий. Хотя в стране действует более 100 объединений и движений, которые можно считать политическими партиями, лишь несколько из них зарегистрированы. Три партии были созданы по инициативе президента Назарбаева. К ним относится Социалистическая партия, являющаяся преемницей распущенной Коммунистической партии Казахстана. В 1991 был зарегистрирован Народный конгресс. В октябре 1992 была создана Партия национального единства, считающаяся в настоящее время партией президента. У партии уже сменилось несколько лидеров. В 1994 была разрешена регистрация Коммунистической партии, запрещенной после путча в августе 1991. Существуют также Крестьянский союз, Национально-демократическая партия «Желтоксан», а также объединения «Азамат» и «Азат», в которые входят по несколько мелких партий и оппозиционных деятелей. Интересы русского меньшинства выражают движения «Лад» и «Единство». Интересы казахских националистов выражает движение «Алаш».

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

Республика Казахстан. Правительство Казахстана. Президент Казахстана. Парламент Республики Казахстан. Верховный Суд Республики Казахстан

Парламент

Законодательная ветвь власти в Республике Казахстан представлена двухпалатным Парламентом: Нижняя палата – Мажилис, Верхняя палата – Сенат. Согласно Конституции Республики Казахстан, Парламент является высшим представительным органом республики, осуществляющим законодательные функции.

Сенат

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики.

Общее количество депутатов Верхней палаты Парламента – 47 человек. 15 депутатов Сената назначаются Президентом Республики.

Исключительные полномочия Верхней палаты Парламента Казахстана:

  • Избрание и освобождение от должности по представлению Президента РК Председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного Суда, приведение их к присяге;
  • Дача согласия на назначение Президентом Республики Генерального прокурора и председателя комитета национальной безопасности Республики;
  • Лишение неприкосновенности генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда Республики;
  • Досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики;
  • Делегирование двух депутатов в состав Высшего Судебного совета Республики Казахстан;
  • Рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента Республики и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания Палат.

Мажилис

Мажилис состоит из 107 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам (66) и на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.

Исключительные полномочия Нижней палаты Парламента Республики Казахстан (Мажилиса):

  • Принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов;
  • Подготовка предложений по возражениям Президента Республики Казахстан на законы, принятые Парламентом Республики;
  • Избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики председателя, заместителя председателя, секретаря и членов центральной избирательной комиссии Республики;
  • Объявление очередных выборов Президента Республики;
  • Делегирование двух депутатов в состав квалификационной коллегии юстиции;
  • Выдвижение обвинения против Президента Республики в совершении государственной измены;
  • Ратификация и денонсация международных договоров республики.

Правительство

Правительство Республики Казахстан осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Глава Правительства назначается Президентом после одобрения кандидатуры Премьера большинством Парламента РК. Персональный состав Правительства назначается Президентом по представлению кандидатур Премьер-Министром.

Структура и состав Правительства Республики Казахстан:

Премьер-Министр вносит на утверждение Президента Структуру Правительства. Структура Правительства выглядит следующим образом: Глава Правительства – Премьер-Министр, 1 первый заместитель Премьер-Министра, 3 заместителя Премьер-Министра и главы министерств.

Основные полномочия Правительства Республики Казахстан:

  • Разработка и осуществление основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, обеспечение общественного порядка;
  • Представление на рассмотрение Парламента (Мажилиса) республиканского бюджета и отчетов о его исполнении, обеспечение исполнения республиканского бюджета;
  • Внесение на рассмотрение Парламента (Мажилиса) законопроектов и обеспечение их исполнения;
  • Выработка мер по проведению внешней политики Республики Казахстан;
  • Руководство деятельностью Министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов;
  • Назначение на должность и освобождение от должности руководителей центральных исполнительных органов не входящих в состав Правительства.

Прекращение полномочий Правительства Республики Казахстан:

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом страны.

Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Парламентом (Мажилисом) вотума недоверия.

Правительство прекращает полномочия по собственной инициативе Главы государства и в случае освобождения от должности Премьер-Министра.

Судебная власть

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются: Верховный Суд Республики Казахстан, а также нижестоящие суды. Особенность казахстанского судопроизводства заключается в отсутствии отдельной ветви – арбитражного процесса. Экономические споры решаются в рамках гражданского судопроизводства, независимо от их субъектов. Суды по рассматриваемым делам принимают судебные акты в форме решений, приговоров, определений, постановлений и приказов.

Верховный Суд Республики Казахстан

Верховный Суд – высший судебный орган по гражданским, уголовным, хозяйственным и иным делам, подсудным нижестоящим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Согласно Постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 года № 3 «Норму пункта 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, устанавливающую, что к действующему праву относятся нормативные постановления Верховного Суда, следует понимать таким образом, что Верховный Суд Республики Казахстан полномочен издавать нормативные постановления только по вопросам применения в судебной практике норм законодательства, в том числе и норм Конституции».

Конституционный совет

Конституционный Совет занимает особое положение в политической системе Казахстана. Конституционный совет Республики Казахстан состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного совета являются по праву Экс-Президенты Республики.

Председатель Конституционного совета назначается Президентом Республики и в случае разделения голосов поровну его голос является решающим.

Три члена Конституционного совета назначаются Президентом Республики, два — председателем Сената и два — председателем Мажилиса. Половина членов Конституционного совета обновляется каждые три года.

Организация и деятельность Конституционного совета регулируются конституционным законом.

Конституционный Совет решает в случае спора вопрос о правильности проведения:

  • Выборов Президента Республики;
  • Выборов депутатов Парламента;
  • Республиканского референдума.

Конституционный Совет рассматривает:

  • Принятые Парламентом и подписанные Президентом законы на их соответствие Конституции;
  • Ратификации международных договоров на их соответствие Конституции.

Конституционный Совет дает:

  • Официальное толкование норм Конституции;
  • До принятия Парламентом соответствующего решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики, окончательного решения об отрешении от должности Президента Республики – заключение о соблюдении установленных конституционных процедур.

Итоговое решение Конституционного Совета вступает в силу со дня его принятии, является общеобязательным на всей территории республики, окончательным и не подлежащим обжалованию. Порядок вступления в силу иных решений определяется Конституционным Советом;

В случае непреодоления возражений Президента Республики решение Конституционного Совета считается непринятым и конституционное производство прекращается.

Механизм государства имеет свою структуру, т.е. строение. Он состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Структура включает в себя:

1) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением администрации) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, культуры и т.д.;

2) государственные служащие, специально занимающиеся управлением;

3) организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.

4) государственные органы.

Орган государства- самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наделенное определенной компетенцией.

Признаки органа государства:

— осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;

— обладает властными полномочиями;

— имеет определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей;

— характеризуется определенной структурой, т.е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам);

— имеет территориальный масштаб деятельности;

— образуется в порядке, установленном законом;

Классификация органов государства:

А) По порядку образования различают органы: органы, избираемые непосредственно народом и органы, формируемые другими государственными органами.

Б) По способу принятия решений: коллегиальные органы, они принимают решения большинством голосов (Парламент РК) и единоначальные, где решения принимаются единолично руководителем (Прокуратура РК).

В) В зависимости от характера компетенции: органы общей компетенции (Парламент РК, Правительство РК) и органы специальной компетенции (министерства, ведомства).

Г) По положению в иерархической структуре государственного аппарата: высшие органы, т.е. полномочия которых распространяются на всю территорию государства и местные органы, осуществляющих деятельность в пределах территории какой-либо административно-территориальной единицы.

Д) По характеру подчиненности: органы исключительно «вертикального» подчинения (суды) и органы «двойного подчинения» (министерства).

Е) По срокам полномочий: органы, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок, и бессрочные органы, где пребывание человека на этом посту не ограничено сроком.


Ж) По времени функционирования: постоянные органы и временные.

З) По принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.

Принцип разделения властей

Это самый главный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных государствах. Суть этого принципа состоит в том, что вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или одного органа. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть.

Согласно Конституции РК высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции, является Парламент РК.

В Конституции особо выделен принцип представительности, который означает, что в РК реализуется демократическое самоопределение народа, в результате которого Парламент приобретает статус легитимного собрания представителей народа.

Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса. Каждую Палату возглавляет Председатель, избранный депутатами из их числа. Мажилис представляет все население РК, а Сенат состоит из депутатов, представляющих областные маслихаты и Президента РК. В Парламенте Палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Различная компетенция каждой из Палат создает «систему сдержек и противовесов» в деятельности Парламента. В этой системе Сенат осуществляет контроль за Мажилисом. Он должен содействовать принятию совершенных законов.

Законодательная власть необходима для издания законов, в которых содержатся нормы права, призванные регулировать наиболее важные общественные отношения.

Исполнительная власть.

Она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.


Исполнительная власть представлена системой органов государственного управления, к которым относятся: Правительство, министерства, государственные комитеты и их ведомства, местные исполнительные органы, администрация государственных учреждений и предприятий.

Правительство РК- возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. Оно образуется Президентом РК в составе Премьер- Министра РК, его заместителей, руководителей Канцелярии Премьер- Министра, министров, председателей государственных комитетов РК.

Центральные органы исполнительной власти- государственные органы специальной компетенции, это отраслевые или межотраслевые функциональные органы. К ним относятся:

— Министерства- орган, осуществляющий руководство соответствующей отраслью государственного управления, в пределах предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию.

— Государственный комитет- орган, проводящий в соответствующих отраслях государственного управления единую государственную политику и осуществляющий в этих целях в соответствии с законодательством межотраслевую координацию.

— Ведомство- орган, не входящий в состав Правительства, осуществляет по вопросам, входящим в его компетенцию межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные функции.

К местным исполнительным органам относятся местные представительные органы-маслихаты- собрание депутатов, и местные исполнительные органы- акиматы.

Судебная власть.

Судебная власть необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникших в обществе споров, для наказания лиц совершающих противоправные поступки. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам- судам. Она должна принадлежать только судам, должна осуществляться только судьями, должна быть независимой. В этом состоит гарантия против произвольных действий инстанции, которая назначает наиболее серьезные- уголовные- наказания, которая является конечной для рассмотрения всех споров.

Систему судов РК составляют Верховный Суд РК, областные и приравненные к ним суды, районные (городские) и военные суды.

Конституция

Конституция Республики Казахстан — основной закон страны. Действующая Конституция была принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 года. Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан.
СТАТЬЯ 1
1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
2. Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

Глава государства

Президент Республики Казахстан — высшее должностное лицо и главнокомандующий Вооруженными силами страны. Президент Республики — символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Его полномочия определены специальным разделом Конституции. Должность учреждена 24 апреля 1990 года. Первый Президент Казахстана – Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Президент избирается на пять лет из граждан не моложе 40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном языке. Президент Республики Казахстан избирается совершеннолетними гражданами Казахстана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Резиденция Президента Республики Казахстан — «Ак орда». Расположена на территории нового административного центра Астаны на левом берегу реки Ишим. Официальная презентация Дворца Президента РК состоялась 24 декабря 2004 года.

Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляет Правительство. Глава Правительства — премьер-министр. В его распоряжении три заместителя. Кабинет представлен 18 министрами. Правительство возглавляет систему исполнительных органов и руководит их работой. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, — перед Мажилисом Парламента и Парламентом. Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

Законодательная власть

Законодательная власть – Парламент. Состоит из двух палат. Верхняя палата – Сенат (39 человек) избирается каждые 6 лет. Нижняя палата – Мажилис (107 депутатов, 9 из них представляют Ассамблею народа Казахстана) избирается раз в 5 лет. Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы (14 областей, 2 города). Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учётом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат.

Судебная власть

Верховный Суд Республики Казахстан — высший судебный орган страны по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Его статус прописан в Конституции Казахстана и в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Председатель Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного Суда избираются Сенатом по представлению Президента Республики. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.
Конституционный Совет Республики Казахстан — коллективный орган конституционного контроля в Казахстане. Состоит из 7 членов. Председатель и два члена Конституционного Совета назначаются Президентом, по два члена соответственно Сенатом и Мажилисом сроком на 6 лет. Обращаться в Конституционный Совет имеют право Президент, Председатель Сената, Председатель Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министр, суд (только в случае ущемления закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина нормативным правовым актом).

Акимат — региональный орган исполнительной власти в Казахстане. Главой акимата является аким, он представляет Президента и Правительство республики в области. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом по представлению премьер-министра Казахстана. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Казахстана. Президент республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей.
Казахстан разделен по административному принципу на 14 областей. Столица – Астана. Город Алматы имеет статус республиканского значения.

Ассамблея народа Казахстана

Ассамблея народа Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Главе государства. Cостав Ассамблеи формируется из числа представителей государственных органов, этнокультурных и других общественных объединений, а также иных лиц с учетом их авторитета в обществе, общественно-политической активности. В настоящее время Ассамблея имеет в своем составе 350 членов.
Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:
— содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;
— выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями этносов, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;
— формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;
— обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;
— поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.
Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан, как страны эффективно решающей проблемы межэтнических отношений. Вклад Ассамблеи по достоинству оценен на самом высоком уровне. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, совершивший визит в нашу страну, назвал Казахстан примером межэтнического согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств мира. Высоко отозвался о казахстанском народе и Римский Папа Иоанн Павел II, посетивший Казахстан.

Язык

Государственным языком Республики Казахстан является казахский язык. Государственный язык — язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык; английский – язык бизнеса.

Конституция 1995 года разрешает деятельность политических партий после того, как они официально зарегистрированы.
СТАТЬЯ 5
1. В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий.
2. Общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов.
3. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований.
4. В Республике не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями.
5. Деятельность иностранных религиозных объединений на территории Республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики.

Добавить комментарий