Государство в древнем Китае

Ученые античного мира называли восточными странами те государства, которые располагались на востоке от Греции и Рима. Сейчас странами Древнего Востока считаются цивилизации, находившиеся на территории Азии и Северной Африки. Это города-государства Междуречья (Вавилон, Шумеры, Хетты, Ассирия), Персидское царство, Египетское царство, Древняя Индия и Древний Китай.
Особенности восточных цивилизаций
Все вышеперечисленные государства, сформировавшиеся в 5 — 2 тысячелетиях до нашей эры, имеют ряд общих особенностей.
Экономические особенности
1. Земля, как и вода, принадлежали исключительно государству. Но так же был возможен дуалистический принцип владения между государством и общинами
2. Общество делилось на богатых и бедных
3. Так как хозяйство имело экстенсивный характер, то излишек для торговли практически не было. Поэтому торговля продуктами земледелия была очень слабой
4. Как правило, цивилизации Древнего Востока располагались вблизи рек, а соответственно, вблизи торговых путей, что давало возможность торговать с другими государствами.
5. Основу экономики составляет натуральное хозяйство
6. Развитие ремесел, связанных с обработкой металлов
Политические и социальные особенности
1. Централизованная государственная власть, чаще деспотичная форма правления
2. Четкое деление общества на классы — от правящей верхушки до рабов, отсутствие социальной мобильности. Особенно четко это прослеживалось в Индии.
3. Имущественное неравенство жителей
4. Непоколебимый авторитет правителя
5. Консервативная система политической и социальной жизни, не меняющаяся на протяжении многих столетий
6. Обширная практика политики принуждения
7. Постоянные войны и присоединение новых территорий, а соответственно и эксплуатация рабов-военнопленных
8. Постоянная борьба правителей и жрецов за власть
Культурные и религиозные особенности
1. Культ богов имел немалое значение в жизни всех слоев общества
2. Практически во всех цивилизациях Древнего Востока возникла письменность и другие необходимые культурные достижения, ставшие основой для возникновения последующих цивилизаций
3. Разрабатывались сложные философские концепции, объясняющие особенности мира
4. Появляются мировые религии
5. Жрецы имеют большое влияние
6. Создается пантеон богов с иерархической структурой
7. Восприятие окружающего мира как замкнутого, конечного пространства
8. Обожествление правителя (наиболее яркий пример — фараоны в Египте)
9. Отсутствие точного летоисчисления и летописей с достоверными датами
10. Смерть воспринимается как реинкарнация, переход в другую жизнь
11. Отсутствие индивидуальности человека
Особенности географического положения
1. Все древневосточные государства располагались вблизи рек (Междуречье — Тигр и Евфрат, Египет — Нил, Китай — Хуанхэ и Янцзы, Индия — Ганг), так как эти места имели наиболее благоприятные условия для жизни
2. Субтропический климат, отсутствие холодов, богатая плодородная почва
3. Отсутствие лесов, что привело к строительству зданий из известняка, камней, глины
4. Развитие государства неразрывно связано с познанием и преобразованием природной среды
Значение цивилизаций Древнего Востока
Древний Восток был весьма развитой территорией. Цивилизации, возникшие независимо друг от друга, имели весьма важные достижения во всех сферах жизни, дав мощную базу для развития государств западного типа. Появление цивилизации как самостоятельной культурно-государственной единицы стало возможно с переходом от родовой общины к обществу, поделенному на классы во главе с правителем. Сама по себе община не могла добиться ни каких-либо значительных успехов ни в земледелии, ни в науке. Но большое число таких общин, объединенных правящим аппаратом, уже имеет свой суверенитет и прочие признаки государства: определенную территорию, армию для поддержания порядка, налоги для обеспечения руководящей элиты. Впервые это произошло в Междуречье — территориях, располагающихся между реками Тигр и Евфрат. Именно там примерно в 4500 году до нашей эры на месте современного Ирака образовалась Шумерская цивилизация. Шумеры изобрели колесо, научились обжигать глину и делать золотые изделия, пользовались клинописью и солнечно-лунным календарем, придумали упряжь для скота, орудия земледелия и оружие из металла, эффективно применяли ирригационные сооружения, строили зиккураты и ввели в архитектуру такую форму, как арка, использовали законодательную систему. После распада Шумерского государства и Ассирии образовалось Вавилонское государство. Эта цивилизация славится успешным внедрением законов во все сферы общественной жизни — то есть формированием законодательной системы. Кроме этого, вавилонские ученые первые придумали объединять небесные светила в созвездия и давать им названия; известна легендарная библиотека царя Ашурбанапала, содержащая тысячи глиняных табличек.
В шестом тысячелетии до нашей эры возникла Древнеегипетская цивилизация. Там впервые начали изготавливать бумагу — папирус, а соответственно — подобие перьев или клинышек для письма и чернила, придумали водяные и солнечные часы. Так как редкие разливы Нила и засушливый климат требовали тщательно продуманной ирригационной системы, то возникли шадуфы — «журавль», помогающий поднимать воду, а позже — водоподъемные колеса. Весьма был развит макияж, некоторые египетские приемы используются и в современности. Математики Древнего Египта пользовались современной десятичной системой исчисления, знали все тонкости геометрии, что применялось при строительстве пирамид. Также египтяне обладали обширными знаниями о строении и функционировании человеческого тела, в частности о кровообращении.
В шестом веке до нашей эры сформировалась Персидская цивилизация, соединившая культуры египтян, ассирийцев, вавилонян. Это своеобразное продолжение Месопотамской цивилизации. Персы придумали подземный водопровод и канализацию; построили понтонный мост через разделяющий Азию и Европу пролив Геллеспонт. Стали применяться ветряные мельницы. Персы первые придумали своеобразный алфавит, а также почтовую систему.
Индийская цивилизация славится достижениями в математике, цифры, которыми мы сейчас пользуемся, придуманы индийскими математиками, которые разработали концепцию нуля, изучили квадратный корень, синус угла и линейные уравнения. Индийские астрономы подробно описали фазы луны и доказали вращение земли вокруг своей оси. В Индии были придуманы шахматы. Особую роль играла сложная религиозная философия. Что касается цивилизации Древнего Китая, то ей принадлежит внедрение в жизнь бумаги, пороха, тачки для перевозки тяжестей, шелка, воздушного змея и дельтаплана, и даже сейсмограф был придуман именно в Китае.

Глава 4. Древний Китай

§ 1. Государство Шан (Инь)

История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период— Шан (Инь) — продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период — Чжоу — с XII в. до 221 г. до н. э.; третий— царство Цинь — с 221 до 207 г. до н. э.; четвертый — царство Хань — с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.

Согласно китайским преданиям возникновение государства в Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Стоявший в то время во главе племени шан Чэн Тан основал династию, получившую название Шан. Это название затем было принято в качестве названия правящей династии государства. В более позднее время, после падения династии Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом «инь». Поэтому первый период в истории Древнего Китая имеет два названия — Шан и Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном).

Таким образом, особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытно-общинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Органы первобытно-общинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом. С этой целью был создан специальный государственный аппарат. В этот период завершился начавшийся в эпоху, предшествующую Иньскому царству, переворот в социальных отношениях.

Общественный строй. Иньское общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен.

В зависимости от близости к царю и от занимаемой должности светской аристократии присваивались титулы, дававшие определенные привилегии. Социальное положение определялось также земельными владениями и наличием рабов.

Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: захват пленных на войне, продажа в рабство за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Значительную часть населения составляли свободные общинники. Община играла большую роль в общественных отношениях иньского времени. Общинное землепользование было организовано по системе «колодезных полей». Все земли делились на две категории: общественное поле и частные поля. Общественное поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю. Частные поля находились в индивидуальном пользовании семьи. Урожай с этих полей шел на прокормление свободных общинников. Частные поля, однако, не являлись собственностью их. держателей. Земля рассматривалась как государственная собственность и находилась в распоряжении царей. В частной собственности в данный период были рабы, дома, орудия труда.

Государственный строй. Государственный строй на раннем этапе сохраняет пережитки родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается монополизация царем всей полноты власти. Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в единоличных правителей. Среди подданных укреплялось представление о них как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле божественных сил.

Царь был первым и самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником. Религия представляла в глазах народных масс его божественное происхождение. Царь возглавлял государственный аппарат, на высшие должности в котором назначал своих близких родственников. Более низкие должности занимали профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п.

Должностные лица подразделялись на три основные категории: высшие гражданские чиновники; военные чиновники; всевозможные советники, прорицатели. Существовали такие неотъемлемые атрибуты государства, как армия и тюрьмы.

В XII в. до н. э. государство Шан (Инь) переживает агонию, вызванную обострением внутренних противоречий. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством чжоу объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало. На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в истории Древнего Китая.

§ 2. Государство Чжоу

Период Западного Чжоу отмечен более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения. Укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура.

Общественный строй. Господствующее положение в обществе занимала рабовладельческая аристократия, к которой относились чжоуская наследственная и военная знать, часть иньской рабовладельческой аристократии, уцелевшая после покорения.

Собственником земли по-прежнему был царь (ван). Он распоряжался землей, жалуя и отбирая ее. Развивалось крупное землевладение. Рабовладельческая аристократия свободно распоряжалась своими владениями — судя по имеющимся данным, землю можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. В этот период появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность, хотя формально во владении землей сохраняется зависимость от воли царя. В дальнейшем, с ослаблением власти чжоуских царей, происходит превращение права крупных рабовладельцев на владение землей в право собственности на землю.

Большую роль в период Западного Чжоу продолжало играть общинное землепользование. Сохранилась упомянутая выше система «колодезных полей». В целом земледельцы (нунфу) влачили жалкое существование. Многие из них переходили в разряд безземельных — арендаторов.

В самом низу общественной лестницы находились рабы, число которых увеличивалось за счет военнопленных, завоеванного мирного населения, государственных преступников, при этом возрастало число частных рабов. Рабский труд широко использовался в различных отраслях хозяйства.

Государственный строй. Верховная власть находилась в руках наследственного царя (вана).

В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала большое количество чиновников, имеющих самую разнообразную компетенцию: чиновник, ведающий конюшнями вана, писец, начальник царского архива, хранитель царской сокровищницы, чиновник, следящий за ритуалом, и т. д.

Государственный аппарат складывался из приближенных личных слуг вана, а иногда и доверенных рабов. Высший сановник (сян) возглавлял государственный аппарат. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. Высшие чиновники (дафу) делились на три разряда: старшие, средние, младшие.

По преданию, царь Чэн ван (1115–1079 гг. до н. э.) осуществил организацию и укрепление государственного аппарата. Главными советниками царя являлись «три гуна»: «великий наставник», «великий учитель» и «великий покровитель» (из их числа назначался сян). Кроме того, значительную роль в государстве играли три управителя: один ведал культом, другой возглавлял ведомство общественных работ (в его ведении находились земельный фонд и ирригационная система), третий («великий начальник лошадей») управлял военным ведомством. Видную роль в Западном Чжоу играли жрецы и гадатели. Существовали должности верховного жреца и «великого гадателя».

Армия не была полностью постоянной. Она состояла из двух частей: небольших кадровых отрядов и ополчения, собираемого во время войны.

Централизованного государства в течение всего периода Чжоу не существовало, и в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная область. Остальная территория страны управлялась владетельными князьями — чжухоу. В данный период окончательно установилась созданная еще в эпоху Инь иерархическая система княжеских титулов, состоявшая из пяти категорий: гун, хоу, бо, цзи, инань. Правители получали свою территорию из рук чжоуского царя и были обязаны являться ко двору в определенные сроки. Это подчеркивало их зависимость от царя.

Территория княжества делилась на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родо-племенного деления. Низшей административно-территориальной единицей являлась сельская община. Судя по имеющимся данным, устройство сельских общин было неодинаково в различных княжествах. Наиболее типичным было следующее: пять семейств составляли соседскую общину — линь, пять таких общин объединялись в деревню — ли, четыре ли образовывали «клан» цзу, пять цзу образовывали группу — дан, пять дан составляли округ — чжоу, пять чжоу образовывали сян. Во главе сяна стоял управитель — цин. Самой низшей была административная должность старосты сельской общины.

В IX в. до н. э. ослабевают связи центральной власти с правителями зависимых княжеств. Правители княжеств прекращают свои приезды ко двору, не присылают дани. Усиление эксплуатации влечет недовольство народных масс; восстание привело к изгнанию царя. Неудачные войны с кочевниками вносят свой вклад в развал Западного Чжоу, и страна распадается на ряд самостоятельных государств. Чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения — Восточного Чжоу.

Период Восточного Чжоу характеризуется крупными изменениями в экономической и политической жизни страны. Развитие ремесел и торговли обусловливает возрастание роли купечества в общественной жизни. Происходит утрата наследственной рабовладельческой знатью своих родовых земельных владений, которые переходят в руки военачальников, служилых людей, купцов. Это приводит к упадку наследственного землевладения родовой аристократии и укреплению частной собственности рабовладельцев на землю. В руках служилой знати сосредоточиваются значительные земельные владения. Крупное землевладение образуется за счет не только пожалований за постоянную службу и особые заслуги, но и насильственных захватов.

Развитием крупного землевладения отмечен и следующий период в истории Китая — период Чжаньго («воюющих царств»). Одновременно разрушается общинное землевладение старого типа (системы «колодезных полей»). Один из первых ударов по общинному землевладению был нанесен введением земельного налога: вместо обработки общинных полей земледельцы должны были уплачивать налог со своей земли.

С момента уничтожения монархии Западного Чжоу единого государства не существовало. Страна распалась на множество самостоятельных государств, которые вели между собой ожесточенную борьбу; в процессе которой более слабые государства поглощались более сильными. В VI в. до н. э. происходит усиление царства Цинь, которое выходит победителем из борьбы с другими царствами и в III в. до н. э. основывает новое Циньское царство.

§ 3. Государство Цинь

Созданию сильного централизованного государства Цинь способствовали реформы Шан Яна — сановника Циньского государства. Эти реформы заключались в следующем. Была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению. Распад общины ускорил реализацию закона о принудительном дроблении больших семей. В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному принципу. Изменилась система взимания налогов: новый налог определялся количеством обрабатываемой земли. Было перевооружено и реорганизовано войско, создано 18 степеней знатности за военные заслуги. Эти реформы ознаменовали переход к развитому рабовладельческому государству. Жизнь в государстве подчинялась общим правилам. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы, даже обрядовая утварь и оружие изготовлялись по единому образцу. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране.

Сильное централизованное государство Цинь сумело подчинить себе остальные китайские государства, и в результате была образована огромная империя. Главой государства был император (ху-анди). В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Управление империей осуществлял разветвленный государственный аппарат, в состав которого входили десятки тысяч чиновников. Во главе аппарата управления стояли левый и правый ченсяны (министры). Заместителями ченсянов были секретари. К высшим государственным чиновникам относились начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

После завоевания древнекитайских царств в империи были проведены административная, аграрная, финансовая и военная реформы по образцу реформ Шан Яна. Границы прежних царств были уничтожены. Огромную территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды — на волости, а волости — на тин (низшая административная единица). Во главе каждой области стояли два управителя — представители военной и гражданской власти, которые назначались из столицы и в любой момент могли быть смещены императором. Прежняя аристократия была поставлена под строжайший надзор имперских чиновников. Старые аристократические титулы были уничтожены. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги. Были введены очень суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Чиновники в своей деятельности руководствовались твердо установленными едиными законами. Государственный аппарат этого периода был громоздким, сложным, на службе состояла масса чиновников.

Проведенные реформы ненадолго сплотили государство. Из-за глубоких социальных противоречий вспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия — Ханьская.

§ 4. Государство Хань

Основателем новой династии был сельский староста Лю Бан, один из руководителей восстания. В начале своего правления он осуществил ряд реформ, направленных на смягчение положения рабов и крестьян (были освобождены многие рабы, уменьшен поземельный налог и т. д.). Однако эти реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения — основных причин, порождающих социальные противоречия. Положение народных масс спустя некоторое время вновь ухудшилось.

В конце I в. до н. э. императором Ай-ди был принят указ об ограничении количества рабов и земли у крупных собственников: никто не мог иметь земли больше 138 га, рабов должно было быть от 30 до 200 в зависимости от социального положения собственника.

Структура центрального и местного государственного аппарата осталась прежней. Стремления царской власти были направлены на централизацию страны. Этому способствовало новое административное деление Китая. Страна была поделена на 13 крупных округов, возглавляемых наместниками императора — окружными ревизорами, осуществлявшими контроль за местной администрацией. Увеличилось число областей, округов, уездов.

Во главе областей и уездов стояли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его помощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной администрации контролировалась инспекторами из центра.

Более решительная попытка смягчить классовые противоречия реформами сверху была предпринята Ван Маном, который в 8 г. н. э. совершил дворцовый переворот и захватил власть. В 9 г. н. э. он провозгласил себя императором «новой» династии и объявил о намерении проводить политику решительных реформ. Идейными вдохновителями реформы были конфуцианцы.

Сущность реформ сводилась к следующему. Запрещалась купля-продажа земли, все земли были объявлены царскими; одновременно восстанавливалась древняя система общинного землевладения. Была запрещена купля-продажа рабов. Но, ведя борьбу против частного рабовладения, Ван Ман не только не сделал попыток ограничить государственное рабовладение, но пытался обосновать законное право государства владеть рабами. Численность государственных рабов увеличилась. Из них стали формировать армии.

Неоднократно проводились денежные реформы, были введены новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссудный процент. Все это способствовало сосредоточению всех источников доходов, в частности значительной части ссудных операций, в руках государства.

Ван Ман стремился к тому, чтобы создать сильную бюрократическую империю. Был увеличен государственный аппарат, установлена продажа должностей. Государственные служащие для занятия должности сдавали экзамен, причем они должны были в совершенстве знать учение Конфуция. Эти меры подрывали могущество старой родовой и чиновничьей знати и обеспечивали доступ к государственному управлению разбогатевшим купцам, ремесленникам, незнатным землевладельцам. За нарушение «новых законов» были введены суровые наказания, и десятки тысяч людей были казнены или превращены в государственных рабов.

Но реформы Ван Мана не дали желаемого результата. Они не ослабили, а, напротив, углубили, обострили классовые противоречия, привели к разрушению экономики страны. Доведенное до отчаяния население в 18 г. н. э. подняло восстание, которое известно под названием восстания «Краснобровых». В период успехов к восставшим примкнули представители свергнутой Ван Маном ханьской династии, стремившиеся восстановить свою власть. В 23 г. н. э. ханьская династия, вернувшись на престол, отменила указы и распоряжения Ван Мана. Экономика страны стала стабилизироваться. Существенные изменения произошли в государственном аппарате. Функции по управлению страной были разделены между пятью ведомствами, при императоре создан высший совещательный орган — императорский совет.

Во второй половине II в. н. э. борьба политических группировок привела к глубокому политическому кризису. Хозяйственная система страны пришла в упадок. В 184 г. мощное восстание «Желтых повязок» охватило страну. Оно было подавлено ценой огромного напряжения сил — погибла значительная часть населения, опустели земли, были разрушены некоторые крупные города. В результате мощных ударов восстаний пала единая Ханьская империя. В 220 г. она распалась на три царства.

§ 5. Основные черты права Древнего Китая

Если верить преданиям, уже в X в. до н. э. чжоуским Муваном было разработано уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности, Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Период Чжаньго отмечен бурным развитием законодательной деятельности. — В идеологии этого времени господствовали два течения, оказавшие большое влияние на развитие права: конфуцианство и легизм. Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представителей этой школы Лу Куем была написана «Книга законов», рассматривавшая различные преступления и наказания за них.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права.

Право собственности. В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины I в. до н. э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь они находились на положений скота, считались государственной собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не подлежали.

Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка раба. В V–III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами.

Обязательства. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения — земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V–III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н. э. относятся сведения о до; говоре личного найма.

Брачно-семейные отношения. Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак детей заключали родители.

Уголовное право и процесс. Перечень преступлений, называемых в источниках, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных видов преступлений. Среди них — государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.

Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялись битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. В Уложении Му-вана (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног) — за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; «данисин» (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.

Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения.

В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами использовались элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Древний Китай известен старинной культурой, которая практически не изменилась до сих пор. Благодаря легендарным правителям, наделенными мудростью, могущественная империя существовала и развивалась тысячелетиями.

Когда появился Китай как государство, дата основания

Первые поселения людей в Восточной Азии уже были 30-50 тысяч лет назад. В нынешнее время в одной из китайских пещер возрастом 18 000 лет, где обитал охотник-собиратель, была обнаружена древнейшая в мире керамика. Кроме того, здесь нашлась и глиняная посуда.

Земледелием и разведением скота люди в этом регионе начали заниматься еще в 70 столетии до нашей эры. Сначала выращивали просо с рисом. Из-за высокого развития сельского хозяйства постепенно увеличивалось численность населения.

Датой формирования древней китайской цивилизации возле Желтой реки считается 2000 год до нашей эры. Здесь обитала одна из старейших цивилизаций. При этом государство отличается культурой, суть которой не изменилась до настоящего времени.

Остальные ранние цивилизации прекратили свое существование, поэтому Китай называют древнейшей страной на планете. Местные семьи, владеющие землей, возглавили общины. Так образовались династии.

Династии Китая

От даты основания до 19 столетия китайская история разделялась на различные династии.

Династия Ся

Первая династия Древнего Китая правила государством около пяти веков. За этот период царствовали 17 императоров. Во время правления династии Ся население занималось сельским хозяйством, делало глиняную посуду, бронзовое оружие.

Одним из важнейших продуктов, созданных в Китае, всегда считался шелк. Династия Ся изготовляла одежду из данного материала, хотя начало шелкового производства было положено еще раньше. Шелк добывают из коконов специальных насекомых. При этом из каждого такого кокона получается всего одна нить.

Несмотря на то, что династия Ся официально входит в историю Древнего Китая, некоторыми учеными этот период не признается. Мифическое происхождение данной династии объясняется несоответствием найденных археологических артефактов историческим справкам.

Династия Шан

Династия Шан правила Китайским королевством в 1600-1046 годах до нашей эры. Во времена династии Ся это был клан или одна крупная семья, проживавшая в районе Желтой реки. После завоевания земель Шан стали контролировать китайскую цивилизацию. Период правления династии Шан длился около шести столетий. За это время государство возглавляли 30 императоров.

Шан считается древнейшей местной цивилизацией, от которой сохранились письмена, написанные на панцирях черепах, скелетах крупного рогатого скота. В древние времена кости животных использовались для толкования желаний природы, тогдашних богов. Чтобы узнать императорское будущее, на костях вырезались вопросы, после чего структуру нагревали до образования трещин. По возникшим линиям предсказатели рассказывали о божественных желаниях.

Как и древние греки, люди династии Шан были язычниками, так как поклонялись множественным богам. Кроме того, тогда считалось, что умершие предки также становятся богоподобными существами, поэтому их после смерти тоже почитали.

Во время правления второй династии в различных китайских регионах были и другие семейные общины, которые уступали Шан по численности. При этом династия Шан активно развивалась в культурном плане, оставила после себя большое количество письменности. Однако ничто не длится вечно, поэтому семья Шан уступила трон клану Чжоу.

Династия Чжоу

Семья Чжоу руководила Китайским королевством с 1046 по 256 год до нашей эры. По продолжительности правления эта династия просуществовала дольше остальных. Вследствие раскола клан разделился на Западный и Восточный Чжоу.

Люди Чжоу постоянно воевали с монголами, армии которых регулярно вторгались с севера. Для защиты от монгольских набегов строились крупные каменные курганы, барьеры из грязи. Именно эти сооружения считаются прообразом Великой стены. Кроме того, во времена династии Чжоу создали крайне эффективный арбалет.

В этот период в Китае стартовал железный век. Для обороны и нападения уже использовалось оружие с наконечником из железа. В сельском хозяйстве для увеличения продуктового производства деревянный плуг тоже заменили железным.

Абсолютно всеми сельскохозяйственными угодьями правили богатые дворяне. В огородах работали крестьяне. Такая система напоминала феодализм, который был в средневековой Европе.

Появление Философии Китая

Династия Чжоу запомнилась началом развития двух китайских философий – конфуцианства и даосизма. Легендарным философским деятелем империи Конфуцием был разработан образ жизни. Конфуцианство подразумевает, что с помощью специального подхода каждый человек сможет развиваться, усовершенствоваться и получать важнейшие знания.

Конфуций считал, что люди обязаны помогать друг другу, важны семейные ценности, а общественные старейшины должны больше всего почитаться. Конфуцианство сохранилось до сих пор, однако такая философия широко не распространялась по государству вплоть до начала правления клана Хана.

Даосизм создал Лаози. Дао или путь – движущая сила всех предметов во Вселенной. Знаменитый символ Инь Янь относится именно к даосизму. Приверженцы этой философии считают, что нужно быть смиренным, гармонично сосуществовать с природой, обладать состраданием и жить только с нужными вещами.

Конфуцианство и даосизм отличаются от религий отсутствием богов, хотя умершие предки почитались, как богоподобные существа. Во времена династии Чжоу император благословлялся Небесами для управления населением. Если правитель нарушал высший закон, то назначали нового руководителя Китая.

К пятому веку до нашей эры центральное правительство клана уступало провинциальным регионам. Началось восстание провинций, которые воевали друг с другом около двух столетий. После периода Воюющих царств семья Цинь объединила другие общины, создав единую империю. Именно это событие дало толчок развитию Императорского Китая.

Династия Цинь

Клан Цинь недолго правил страной. В 221 году до нашей эры династия стала контролировать цивилизацию. Несмотря на короткий период, династия существенно повлияла на китайское будущее.

Высшей семьей удалось расширить территорию государства и создать первую империю. Первый император Ши Хуан был жестоким лидером клана Цинь. Во времена этой династии были созданы деньги, дороги делались одинакового размера, а по всему государству действовали единые законы.

До сих пор в современном Китае используется система написания, созданная в тот период. Однако регулярные набеги монголов с севера мешали развитию династии Цинь. Правительство решило объединить все стены, сооруженные ранее. Так начала создаваться Великая китайская стена. Впрочем, большинство сооружений времен Цинь было разрушено или заменено. Великая стена, которая сейчас существует, построилась поздним кланом Мин.

Император до сих пор покоится в запечатанной гробнице, площадь которой превышает футбольное поле. По легенде, там протекают ртутные реки. За гробницей в 1974 году была обнаружена знаменитая терракотовая армия, которая наличествует 8000 солдат, 130 колесниц, 600 лошадей, глиняных акробатов и музыкантов. Все это было создано в натуральную величину.

Именно во времена правления династии Цинь империя стала называться Китаем. В 210 году до нашей эры первый император Ши Хуан скончался, а его сын был малым и слабым. В результате восстания контролировать государство стал член императорской армии, создав следующий клан.

Династия Хань

Династия Хань просуществовала четыре столетия вплоть до 220 года нашей эры. Это величайший период во всей китайской истории. Империя Хань, как и династия Чжоу, делилась на Западную и Восточную. Многие современные китайцы считают, что происходят именно из династии Хань. В тогдашнем государстве было распространено конфуцианство.

Во время правления семьи Хань территория Китая существенно увеличилась, так как была завоеван Корейский полуостров, Монголия, Вьетнам, Центральная Азия. Тогда китайцы изобрели компас, сталь, бумагу, фарфор и другие полезные вещи.

Кроме того, династия Хань славилась военными успехами. Империя на запад простиралась до песков Такла-Макан, благодаря чему правительство охраняло потоки торговли в Центральной Азии.

Для защиты Шелкового пути император расширил и укрепил Великую китайскую стену. В этот период в Китай пришел буддизм. Следующие династии правили государством вплоть до средних веков. При этом древние культурные традиции соблюдаются здесь до сих пор.

Кто и в каком году открыл Китай

Первооткрывателем Китая для европейцев считается легендарный итальянский путешественник Марко Поло. Венецианец странствовал по азиатскому континенту, пока в 1275 году не прибыл в могущественную империю. Позже Марко Поло подробно описал свое путешествие и пребывание в Китае в своих книгах.

При этом еще до итальянца многие европейские торговцы уже знали о китайском государстве. После открытия Шелкового пути в первом столетии до нашей эры многие античные писатели из Европы упоминали в своих письменах о Китае. В Римской империи знали, что за величественной Индией на востоке живут серы. Так китайцев прозвал Александр Македонский. Именно здесь заканчивался сухопутный путь, который описывали Птолемей и Плиний.

Интересные факты про Китай

Древний Китай интересен не только культурными традициями, богатой историей, но и некоторыми примечательными фактами:

  • Последним китайским императором был Пу И, который вступил на трон в трехлетнем возрасте.
  • Палочки для еды используются китайцами уже более четырех тысячелетий.
  • Когда изобрели печатный станок, здесь широкой популярностью пользовались буддийские молитвы и постулаты.
  • Легендарная книга «Искусство войны», которую написал военный стратег Сунь-Цзы около трех тысяч лет назад, до сих пор цитируется.
  • Главными водными артериями страны были река Янцзы и Желтая река. Эти два водоема сейчас входят в десятку рек по продолжительности на планете.
  • До сих пор здесь считается, что дракон приносит удачу и силу. В древние времена это был символ правителя.
  • Ученые при императорском дворе были наиболее уважаемыми людьми. После них были фермеры, уважаемые за продовольственное снабжение едой населения.
  • Именно в Древнем Китае первыми начали пить чай. До этого напиток использовался в лечебных целях.
  • Несмотря на наличие разных диалектов, алфавит и письменность были едиными.
  • По легенде, шелк обнаружила жена правителя Хуан-Ти Си-Линг-Ши в императорском саду в 2700 году до нашей эры.

Древний Китай местными историками считается родиной футбола, так как об этой игре упоминают старинные хроники, датируемые 1000 годом до нашей эры. Китайцы одними из первых изобрели календарь. В 2000 году до нашей эры для сельского хозяйства был создан лунный календарь.

С давних времен жители Китая почитают журавля, утку и феникса. Эти птицы у них символизируют семейное счастье, долголетие, а также силу и власть императора. Богатые древние китайцы могли иметь много жен. Рекордная Великая стена считается единственным сооружением на планете, видимым из космоса. Строение создавалось 2000 лет, а во время постройки погибло колоссальное количество людей.

Древнекитайская земледельческая цивилизация возникает в VI – V тыс. до н. э. в бассейне реки Хуанхе. Общие, еще более древние корни связывают китайскую цивилизацию с ближневосточными. Но с этого времени она развивается на самостоятельной этнической основе, почти не соприкасаясь с другими народами Среднего Востока. И в дальнейшем изолированность, обособленность от средиземноморского ареала мировой цивилизации и государственности определили особые черты исторического пути китайского общества.

Формирование китайской государственности

С рубежа III – II тыс. до н. э. земледельческие общинные объединения сложившиеся на востоке Китая по среднему течению реки Хуанхе, начали формироваться в первые протогосударства. В начале II тыс. до н. э. центральное место среди этих объединений занял союз племен Инь. Несколько позднее союз слился с переселившимися на его земли племенами шанцев, в результате чего образовалось первое государственно-политическое образование Шан-Инь.

Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.) еще не в полной мере было даже протогосударством: властные функции центрального правителя в значительной мере были обесценены особой политической организацией союза, да и города представляли всего лишь большие по размерам поселки без специфических элементов властной деятельности. К концу своего существования Шан-Инь подразделялось на три условные зоны политической организации:, первая – центральная вокруг столицы, подчинявшаяся непосредственно правителю всего образования и его администрации, вторая – промежуточная, включавшая примыкавшие к центру области, где управляли местные титулованные правители, чаще всего родственники (даже женщины) главного; третья – периферийные племена со своими вождями, нередко только на время и условно признававшие власть центра. Одним из самых важных факторов, способствовавших такому объединению, была постоянная военная опасность для земледельческих племен со стороны северных кочевников; она же нередко была фактором ослабления объединения, поскольку периферийные племена перекидывались на сильную в тот или другой момент сторону. Образование Шан-Инь было по преимуществу военно-политическим союзом.

Верховный правитель – ван – был одновременно и верховным жрецом. Основная его функция заключалась в организации всех общественных дел, земляных работ, причем традиция требовала, чтобы ван нередко лично возглавлял эти работы. Должность его считалась наследственной, но твердого порядка наследования не было; только к концу существования Шан-Инь наследование идет от отца к сыну. Ван располагал разветвленным и иерархически организованным административным аппаратом, в котором выделялись высшие советники, затем исполнители поручений и, наконец, специалисты. Среди последних важнейшими были охотничьи администраторы вана, так как охота рассматривалась как важная функция власти и показатель ее престижа. Считалось, что в управлении ван обязан опираться на «почтенных людей», обеспечивавших «согласие народа».

На рубеже XII – XI вв. до н. э. на западе от образования Шан-Инь укрепился другой союз племен –Чжоу, первоначально находившийся в зависимости от Шан-Инь. Окрепнув, Чжоу подчинило себе шанцев, его правители основали новую династию ванов. Так сложилось раннее государство Западное Чжоу.

Государство Западное Чжоу (XI-VIII вв. до н. э.) было уже более оформленной монархией. Права вана приобрели священное обоснование в виде якобы полученного им на власть «Мандата Неба». Мудрость и добродетель гарантировали законность власти новых правителей. Более развитой была и центральная администрация. На управленческие должности назначались, как правило, выходцы из кругов старой знати; их деятельность опиралась на 14 расположенных по всей стране постоянных армий. Власть на местах основывалась на системе наследственных уделов, правитель которого получал от вана всю полноту власти над территорией и обязывался в верности перед центральными властями. Таких уделов было более 70 причем вначале до 55 из них получили родственники вана. Это позволяло учесть интересы этнически разных племен, создавших Чжоу.

Дробление на уделы заключало в себе неизбежность дальнейшего обособления. В IX-VIII вв. до н. э. единое государство рушится, удельные правители – их было уже до 160-200 – превращаются в самостоятельных, лишь номинально признавая власть вана. Часть территорий вообще выпадает из орбиты общей государственной судьбы. В период Восточного Чжоу (VIII-V вв. до н. э.) дробление продолжилось, в каждом из них закладываются основы самостоятельной государственности, основанной на многоступенчатой иерархии территорий и их правителей. Со временем к V в. до н. э. образуется 7 наиболее крупных и сильных царств, одно из которых — Цинь – в силу разных исторических причин стало лидером в последующем объединении царств и других уделов вокруг одного центра. Усилением централизации была отмечена и внутренняя история этих 7 царств. В значительной степени это прошло под влиянием нового фактора – идеологии конфуцианства и связанного ним легизма . Китайский мудрец Конфуций (VI в. до н. э.) учил, что государство – это семья, основанная на разумном управлении добродетельного правителя. Подчинение его власти – одна из высших моральных добродетелей, в этом была главная посылка легизма (законничества). Опираясь на идеи легизма, во многих из 7 царств были проведены централизаторские реформы по укреплению власти ванов, единой администрации и по ослаблению влияния вельможной знати. Самыми знаменитыми стали реформы в царстве Цинь, проведенные министром-легистом Шан-Яном (IV в. до н.э.). Шан-Ян упорядочил общинное землепользование, создав систему круговой поруки по государственным налогам, укрепил армию, отменил прежние привилегии знати. Страна была поделена на административные округа во главе с назначаемыми из центра чиновниками. Это укрепило власть единого правителя (хотя судьба само Шан-Яна была печальной: его казнил собственный наследник), царство приобрело возможность вести более активную внешнюю политику. В течение III в. до н. э. царство постепенно подчинило себе остальные из семи царств. В итоге почти все цивилизованные области Китая объединились в единое государство – империю Цинь (III – II вв. до н. э.), ставшую венцом древней истории Китая. Преемником ее станет империя Хань, история которой переходит в раннее средневековье.

Власть и управление в империи Цинь

В империи Цинь власть вана трансформировалась в императорскую. Правитель выбрал для себя новый титул – хуанди, который означал претензию на исключительный статус и небывалые ранее полномочия. Власть императора стала практически неограниченной и обожествленной, особа его – священна и прикосновенна. Даже в рамках общего типа древневосточной монархии (см. § 6) китайская империя отличалась особой исключительностью статуса правителя.

Во главе управления империей находились два министра – советники императора и одновременно управляющие центральными ведомствами. В Древнем Китае впервые на Востоке сформировалась система учреждений, которые существовали независимо от полномочий высших руководителей и представляли постоянный государственный аппарат с особым персональным составом, самостоятельными функциями, особым порядком службы в них.

Важнейшим было военное ведомство, которое руководило всеми территориальными войсками и военачальниками; ведомство подразделялось на специализированные департаменты со своими полномочиями. В числе других ведомств были финансовое, государственного хозяйства, обрядовое. Выделилось и особое «ведомство наказаний» (условно-судебное), которое, однако, непосредственно судопроизводством почти не занималось, а следило за применением законодательства и исполнением наказаний. Специальное учреждение осуществляло централизованный контроль за работой всего государственного аппарата и личным составом чиновничества.

Империя была разделена на 36 крупных областей, которые, в свою очередь, подразделялись на более мелкие округа; на уровне общин и условных волостей администрация (организация работ, взимание налогов, исполнение трудовой повинности и т. п.) была в руках самоуправления. Область возглавляли губернатор-наместник и военный начальник. Областные чиновники подчинялись и своему наместнику, и центральному соответствующему ведомству. Военные и военачальники подчинялись только своему ведомству и, через него, императору.

Все государственные служащие наделялись одним из 20 рангов-чинов, которые далеко не всегда совпадали с должностью. Низшие восемь были доступны выходцам из простого народа, которые могли заслужить их, получить по семейной традиции, путем покупки или в награду. Высшие давались только за службу в чиновничьих должностях; обладателей самых высших – 19-20-го – рангов были единицы, зато они имели право не только на государственное жалованье, но и на получение доли налогов с выделенной им территории (при этом административной власти над ней они не получали). Все остальные получали за службу государственное жалованье – как правило, натуральные выдачи из казенных амбаров.

В короткий срок эта административная система настолько усилила вездесущее государственное регулирование и вмешательство во все стороны общественной жизни, что Цинская империя оказалась способной на грандиозные предприятия: для защиты от кочевых племен севера была построена грандиозная Великая стена, аккумулировавшая на десятилетия людские, финансовые и материальные ресурсы страны, начато строительство новой столицы с огромным дворцовым комплексом. Новая государственная администрация позволила разоружить население и знать, перейдя на территориальные ополчения и профессиональную армию.

Доктрина легизма

С самой древности в государственной организации Китая большую, нежели где бы то ни было на Востоке, роль играла особая государственная идея. Иногда вся политика правителей и страны была подчинена особому пониманию задач общества и власти, связанному с учением конфуцианства и выросшей из него идеологии легизма. Многие принципы и правила этой государственной доктрины были изложены в «Книге правителя области Шан», составленной по делам и высказываниям правителя Гунсунь Яна (Шан-Яна) в IV – III вв. до н. э. и как бы предвосхитившей государственную деятельность, приведшую к созданию империи Цинь.

Согласно этой доктрине, ставшей на века классической для Китая, традиция древности – не безусловный идеал: «Чтобы достичь хорошего управления своего века, существует не один путь; для того чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности». Правление должно быть требовательным к людям, должно направлять их к общей пользе и собственной выгоде, о которой они не всегда могут дать себе отчет, поэтому строгость наказания — один из безусловных приемов власти: «Люди по всей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок; потому там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким просто неоткуда взяться». В управлении страной следует дорожить суждениями подданных: «Если в стране порядок, это значит, он покоится на суждении семьи». Самовластие правителя приводит только к быстрому ослаблению государства. Вместе с тем значение новых правителей в том, что они освободили от традиции почитать древних мудрецов и некие условности, они создали почитание должностей, которые единственно способны обеспечить управление государством и его стабильность. Строгость и неусыпный контроль – вот пути к благоденствию народа и государства, даже вопреки стремлениям самих людей: «В образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград», ибо, для того чтобы сделать закон всесильным, нет насущнее задачи, чем искоренение преступлений.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

Каждому этапу развития общественного строя соответствовала определенная структура властных институтов, конкретные способы их воздействия на население, механизмы реализации интересов правящего класса.

Государственный строй государства Шан представлял собой восточную деспотию с сохранением институтов родоплеменной демократии. Политическое единство олицетворял правитель – ван. Говоря о себе, иньские ваны употребляли торжественную формулу: «Я – единственный среди людей». Ван был верховным военачальником, главным судьей, верховным жрецом и верховным собственником земли. Свое происхождение деспоты считали божественным. Ван считался сыном бога, а территория Китая именовалась Поднебесной. Единоличная власть вана выражалась в его исключительном праве отдавать приказы любому человеку, находящемуся на его землях. Первоначально в государстве Шан не было престолонаследования, и лишь к концу существования государства Шан престол стал переходить к старшему сыну. Царь возглавлял государственный аппарат и на высшие должности назначал своих родственников, которые одновременно управляли дворцовым хозяйством и государством в целом.

Однако государство Шан было не централизованным, а сегментарным. Административно-территориальным делением в государстве было родоплеменное. Это связано с эгоцентрической картиной мира иньцев. В центре Поднебесной находился Великий город Шан – резиденция вана. Четкой границы государства не было: те племена, которые признавали власть вана, были частью государства, а те, которые не признавали, считались враждебными ему. Поскольку государство Шан представляло собой союз племен, который возник путем возвышения одного из племен, постольку сохраняли значение институты родоплеменной демократии: общинные старосты, суды, народные собрания.

Государственный строй периода Чжоу более отчетливо содержит черты восточной деспотии. В 1027 г. до н.э. правитель чжоуского племени по имени У-ван разгромил армию иньцев и подчинил себе государство Шан, создав государство Чжоу. Он заимствовал все достижения иньцев (письменность, бронзолитейное производство, боевые колесницы) и осуществил ряд реформ, призванных укрепить лояльность к его власти со стороны иньских племенных вождей. У-ван стал присваивать им титулы и давать «наследственные пожалования» в обмен за их преданность. Он создал жесткую социальную иерархию благодаря рангам, каждый из которых зависел от размера земельного владения. Поскольку все земли в Поднебесной считались принадлежавшими вину, все социальные группы были его слугами. В чжоуском государстве власть и личность вана окончательно сакрализуются. Он носил титул сына Неба, был первосвященником, верховным собственником.

В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Административный аппарат возглавлял верховный сановник – сян. Он руководил дворцовыми служащими, был ближайшим помощником вана но управлению страной. Совещательными функциями при вале обладали три великих гуна: «великий наставник», «великий учитель», «великий покровитель». Обычно из них назначался сян. Дворцовые служащие были организованы в три центральных ведомства, которыми руководили управители – цзяй. Один из них руководил ведомством обрядов, другой – ведомством общественных работ, а третий – военным ведомством. Государство не было централизованным, власть вана распространялась на столичную область. Остальная территория была поделена на уделы. В XI в. до н.э. их насчитывалось до 300. Возглавляли уделы назначаемые ваном удельные правители – чжухоу. Обычно это были его родственники, которые получали «наследственные пожалования», т.е. земли вместе с населением, организованным в родоплеменные группы – цзу. Чжухоу возглавлял административный аппарат удела, который строился по подобию дворцового. Он ведал ритуалом, сбором налогов, вынесением наказаний. В общинах управлением и судом ведал староста.

Централизованные монархии в Китае существовали в эпохи Цинь и Хань. Возвышению царства Цинь и его победе в войне с другими шестью «воюющими царствами» и образованию империи в значительной степени способствовали реформы Шан Яна – основателя легизма. Царство Цинь было экономически слабым и не имело сильной армии. Тогда его правитель Сяогун в 361 г. до н.э. принял предложение Шан Яна о проведении реформы. Ее смысл состоял в окончательном сломе родоплеменных отношений, подрыве господства родовой аристократии и формировании централизованного государства во главе с единоличным правителем. Реформы Шан Яна предусматривали: 1) легализацию свободной купли-продажи земли; 2) ликвидацию привилегий представителей наследственной власти; 3) поощрение военных заслуг и запрещение кровной мести; 4) принудительное дробление больших семей – наказание тех, кто имел двух взрослых сыновей и продолжал жить с ними под одной крышей; 5) поощрение занятий земледелием и ткачеством; 6) введение нового территориального деления населения на «пятки» и «десятки», связанные между собой круговой порукой; 7) введение административного деления на уезды; 8) проведение унификации системы мер и весов. Благодаря реформам и умелой тактике союзов правитель царства Цинь сумел победить шесть царств и объединить Китай в единую империю.

Государственный строй империи Цинь представлял собой классическую восточную деспотию, власть в которой была жестко централизована снизу доверху. Полновластным наследственным правителем страны был император (хуанди). Только он имел право называть себя «мы» и декларировать свою волю в высочайших рескриптах. В его руках была сконцентрирована вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государственный аппарат возглавляли два министра – ченсяны (правый и левый), отвечавшие за непосредственное проведение в жизнь императорских указов. Им подчинялись центральные ведомства: 1) военное ведомство во главе с командующим армией (тайвэй) и начальниками окружных военных ведомств; 2) судебное ведомство – его возглавлял тинвэй, который наблюдал за исполнением уголовных законов; 3) финансовое ведомство; 4) ведомство личных нужд императора и его семьи, которым управлял шаофу; 5) ведомство обрядов и т.д.

Император Цинь Шихуан провел административную реформу. Территория страны была поделена на 36 округов (цзюнь). Их границы не совпадали с границами прежних государств. Во главе округов стояли гражданские начальники, назначавшиеся непосредственно императором. При начальнике округа существовали окружные управления, чиновники которых подчинялись центральным ведомствам. Начальник округа назначал начальников уездов и их заместителей. Одновременно с высшим гражданским сановником в округе был и военачальник, равный ему но статусу. В империи Цинь продолжало существовать общинное самоуправление. В общинах (ли) власть принадлежала выборным старейшинам (фулао). Централизованное единовластное правление Цинь опиралось на единое законодательство. Так, в основе уголовного законодательства империи Цинь лежала система поручительства, заимствованная у Шан Яна. Смысл ее состоял в том, что если человек совершил преступление, то наказанию подвергается вся его семья. Эта система поручительства распространялась на простолюдинов.

Государственный строй империи Хань имел отчетливые черты восточной деспотии, хотя первоначально империя столкнулась с сепаратизмом правителей царств, которые сами назначали дворцовую администрацию.

Централизация единоличного правления в эпоху империи Хань произошла в период правления У-ди (140 г. до н.э. – 87 г. н.э.). Он ввел новый порядок наследования статуса ванов и чжухоу: теперь запрещалось передавать владение старшему сыну, оно делилось между всеми сыновьями. Власть удельных правителей резко ослабла.

Централизация государственного аппарата требовала усиления контроля над деятельностью высших и окружных чиновников. Этим занималось восстановленное ведомство цензоров. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были «глазами и ушами» императора в каждом округе, контролировали работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления. Изменилась система назначения на должности. Была создана «академия», которая готовила чиновников. Для занятия конкретной должности чиновники подвергались экзаменам, в ходе которых осуществлялся отбор на вакантную должность.

Повысились роль императора и его непосредственное участие в процессе управления. Была воссоздана императорская канцелярия, с помощью которой он лично контролировал положение дел в стране. Права первого министра-канцлера (чэисяна), который разрабатывал финансовую и налоговую политику, определял расходы государства, были ограничены. В остальном У-ди воссоздал ту систему управления, которая была в империи Цинь.

Существенной централизации власти императора Ханьского государства способствовало установление конфуцианства в качестве государственной идеологии. Дело в том, что первые ханьские императоры в своем правлении опирались на даосизм. Основоположник даосизма – Лао-Цзы (IV в. до н.э.), которому приписывают трактат «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»), – личность полулегендарная. Согласно его учению, все в мире определяется существованием некоего пути – дао, действующего помимо воли людей. Человек неспособен постичь этот путь. Поэтому в основу концепции управления даосами положен принцип недеяния (у вэй) как высшая форма поведения, позволяющая избежать ошибки. Совершенно мудрый правитель предоставляет всему идти естественным путем – дао. Он ни во что не вмешивается, он не мешает дао, поэтому «лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». Но на смену даосизму в империи приходит ортодоксальное конфуцианство, признающее важную роль закона в управлении страной. Конфуцианство проповедовало патриархальную концепцию государства, согласно которой отождествляло отношения между правителем и подданными с отношениями между родителями и детьми. Правитель должен любить народ, как своих детей, народ же должен любить государя, как отца. Умный правитель может побуждать народ стремиться к добру лишь после того, как обеспечит его средствами к существованию. Однако социальный идеал конфуцианства утопичен и находился не в будущем, а в прошлом.

В начале I в. н.э. император Ван Ман запретил куплю-продажу земли и все земли объявил собственностью императора. Была восстановлена система общинного землевладения, запрещена работорговля. Против реформ выступили богатые землевладельцы, а также свободные общинники, озлобленные злоупотреблениями разросшегося бюрократического аппарата. Император новой династии Лю Сю, принявший титул Гуан У-ди (25–57 гг.), развивал экономику, снижая налоги и подати. Это привело на первых порах к росту производства. Он ограничивал рабство, запрещая продажу людей в рабство, лишил права рабовладельца убивать раба. Существенные изменения произошли в государственном аппарате. Функции но управлению страной разделяются между пятью ведомствами, при императоре был создан высший совещательный орган – императорский совет.

Во второй половине II в. н.э. в Китае развивается политический кризис. При дворе идет борьба политических группировок, хозяйственная система страны приходит в упадок. В 184 г. мощное восстание «Желтых повязок» охватило страну. Несмотря на то что оно потерпело поражение, междоусобная борьба между военачальниками, подавившими восстание, привела к крушению единой империи и возникновению в 220 г. на ее обломках трех царств – Вэй, Шу и У. В это время в недрах древнекитайского общества вызревали уже феодальные отношения.

Добавить комментарий