Трудовая деятельность иностранного гражданина

А. Локтионова

Гражданин иностранного государства вправе устроится на работу в РФ, и его трудовые отношения с работодателем будут регулироваться Трудовым кодексом (ТК). Иностранный гражданин получает заработную плату, которая будет являться его доходом.
Согласно статье 207 Налогового кодекса (НК) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются, в том числе и иностранные физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, как являющиеся, так и не являющиеся налоговыми резидентами.
В данной статьей мы как раз-таки и рассмотрим некоторые особенности заключения и регулирования трудовых отношений работников – иностранцев, а также порядок уплаты НДФЛ указанными лицами при получении ими доходов в российских организациях.

Трудовые отношения
Для начала следует указать, что правовое положение иностранных граждан на территории нашей страны может быть различным, и от него зависит все, в том числе и трудовая деятельность иностранца.
Правовое положение регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (Закон). Согласно п. 1 статьи 2 Закона выделяют:
временно пребывающих;
временно проживающих;
постоянно проживающих иностранных граждан.
Законно находящийся в РФ иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание). Временно пребывающий иностранный гражданин – лицо, прибывшее в страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание.
Постоянно проживающим признается лицо, получившее вид на жительство.
Под трудовой деятельностью иностранного гражданина согласно Закону понимается работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Иностранный работник – это иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;
В соответствии с п. 8 статьи 18 Закона работодатель, пригласивший иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в РФ новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан:
— иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
— обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
— представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ;
— уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

— содействовать выезду иностранного работника из РФ по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
— оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников;
— направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров, а также о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
С иностранным гражданином, как уже было сказано, работодатель заключает трудовой договор, содержание которого должно соответствовать установленному в статье 57 ТК. Поскольку временно пребывающий иностранный гражданин (иностранный работник) находится на территории РФ строго определенный период времени, трудовой договор, заключенный с таким работником, как правило, бывает срочным (но не обязательно).
Иностранному работнику оформляется трудовая книжка, поскольку работодатель должен вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (статья 66 ТК).
НДФЛ
Как уже говорилось, доход иностранного гражданина в виде заработной платы, которую он получает в российской организации, подлежит налогообложению НДФЛ.
Если иностранный гражданин не является налоговым резидентом РФ, то согласно п. 3 статьи 224 НК его доходы, полученные в РФ, будут облагаться НДФЛ по ставке 30%, если же иностранный гражданин является налоговым резидентом РФ, то доходы подлежат обложению по ставке 13%.
Физическое лицо, фактически находящееся на территории РФ менее 183 дней в календарном году, не признается ее налоговым резидентом (п. 2 статьи 11 НК). По истечении 183-го дня пребывания в РФ физическое лицо становится налоговым резидентом РФ.
Однако в отношении иностранных граждан здесь следует учесть несколько моментов. Согласно письму Минфина от 30.06.2005 №03-05-01-04/225 иностранный гражданин может быть признан налоговым резидентом РФ до истечения 183 дней пребывания в РФ в том случае, если трудовой договор с данным лицом заключен на срок более 183-х дней в течение одного календарного года.
Кроме того, иностранный работник признается налоговым резидентом до истечения 183 дней, если он имеет вид на жительство в РФ, то есть является постоянно проживающим (письмо Минфина от 15.08.2005 №03-05-01-03/82).
Иностранец, не являющийся налоговым резидентом, по истечении 183-х дней пребывания становится им, а следовательно, его доходы должны облагаться НДФЛ по ставке 13%, а не 30%. В таком случае работодатель обязан произвести пересчет налога с начала года по ставке 13%. Излишне удержанные суммы подлежат возврату налогоплательщику (п. 1 статьи 231 НК).
Если происходит обратная ситуация – иностранец, признаваемый с начала года налоговым резидентом, увольняется до истечения 183 дней пребывания в РФ, то НДФЛ должен быть пересчитан по ставке 30%. Не удержанные суммы налога взыскиваются с физического лица до полного погашения задолженности (п. 2 статьи 231 НК).
При невозможности удержать налог налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 статьи 226 НК).
Иностранный гражданин – налоговый резидент РФ, НДФЛ с доходов которого взимается по ставке 13%, имеет право на получение налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК. В первую очередь, ему предоставляются стандартные налоговые вычеты, установленные пп. 3 и пп. 4 п. 1 статьи 218 НК. Таким образом, иностранный работник имеет право на получение вычетов:
— в размере 400 руб. на себя за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором исчисленный нарастающим итогом доход налогоплательщика превысит 20000 руб.;
— на каждого своего ребенка в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором совокупный доход налогоплательщика с начала года превысит 40000 руб.
Необходимо учесть также следующее.
Согласно статье 7 НК если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Необъятные просторы России манят большое количество иностранцев. Одним достаточно посетить нашу страну лишь в качестве туриста, а кто-то намерен задержаться подольше, чтобы найти временную или постоянную работу. И хоть законодатели стараются не создавать на пути заграничных специалистов непреодолимых преград, трудовая деятельность иностранных граждан в РФ имеет ряд особенностей, которые лучше изучить заранее.

Иностранный гражданин в РФ: кто такие и как различаются

Любой человек, не имеющий , признается, в понимании российского законодательства, иностранцем или лицом без гражданства. В зависимости от намерений иностранец может узаконить свое пребывание в России несколькими способами:

  • ;
  • поселиться в РФ по рабочей визе, на ;
  • другими законными способами, включая и дипломатическую работу.

Тем иностранцам, которые еще не планируют сменить гражданство, но уже намерены длительно проживать в стране, устроиться на работу проще всего. По сути, полученный ими вид на жительство приравнивает их во многих правах с гражданами РФ.

Узнайте подробнее как осуществляется .

Тем трудоспособным лицам, которые не пробыли на территории России положенные 12 месяцев, можно устроиться к российско работодателю только на основании патента. Избежать необходимости его получения смогут лишь те, кто успел оформить временное разрешение на проживание.

Для счастливых обладателей такого штампа в паспорте существуют еще несколько особенностей при заключении контракта и оплате труда, подробно о них рассказывает статья о .

Нормативные акты

Основным документом, регламентирующим въезд и выезд иностранцев из России, является Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ. Трудовые отношения с иностранным элементом регулируются в РФ другим документом – Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25.07.2002 N 115-ФЗ

Оба нормативных акта разъясняют приезжающим из-за границы жителям , пребывания и пересечения границы в обратном направлении. Кроме того, требования обоих законов в равной степени касаются и иностранных туристов, и трудовых мигрантов.

Работа иностранцев в РФ: основные права

Описанные в законе № 115-ФЗ трудовые права иностранцев в Российской Федерации полностью согласуются с требованиями Трудового кодекса РФ. Более того, ни один закон или договор о приеме на работу не может предоставить иностранному гражданину меньше прав, чем это гарантировано кодексом. А он утверждает, что приступить к работе в России может только совершеннолетний иностранец, легально пребывающий в стране и заранее позаботившийся о получении полного пакета разрешительных документов (патента, рабочей визы и ).

Равенство прав состоит и в том, что в случае рабочего конфликта для иностранца не предусмотрено каких-то особенных органов, куда может обратиться иностранный гражданин при нарушении его трудовых прав. При нежелательном развитии отношений с работодателем иностранцы точно так же могут привлечь к разбирательству трудового инспектора, прокуратуру или пойти с иском в суд.

Не ограничены заграничные специалисты и в праве защиты собственных интересов в соответствии с тезисами главы 59 ТК РФ.

Попытку максимально упростить приезжающим поиск работы и повысить их правовую защищенность можно усмотреть и в том, что в РФ в отношении трудовых прав иностранцев закреплен следующий тезис: заключенные с ними контракты должны быть бессрочными. Вопреки частному мнению миграционной службы, которая считала, что срок действия договора равен периоду действия патента или рабочей визы. В данном случае приоритет на стороне Трудового кодекса.

Что касается занятости в секторе частного бизнеса, коммунальной сфере или представительствах зарубежных компаний, то в России иностранные граждане имеют право вступать в трудовые отношения с работодателями, организовавшими свой бизнес в любой форме: юрлицо, , сельхозпредприятия или фермерские объединения.

Ограничения по возрастному признаку

ТК РФ запрещает нанимателям отказывать совершеннолетним иностранным кандидатам в приеме на работу по возрастному цензу. Обойти эту норму могут лишь те работодатели, которые имеют возможность сослаться на состояние здоровья потенциального сотрудника, если запрет на эту работу ему подтвердили доктора.

Эта норма вполне относится и к иностранцам, прибывшим на работу в РФ. Подвох кроется в другом. Каждый трудовой мигрант обязан оформить и оплатить полис ДМС в любой страховой компании, занимающейся медстрахованием в РФ. Вот тут-то и кроется основная проблема: каждый страховщик вправе установить максимальный возраст для застрахованного лица (обычно до 65 лет). Получается, что возрастной иностранец без полиса ДМС попросту не сможет собрать все необходимые для официального трудоустройства документы.

Запрет по видам деятельности

Трудовой кодекс не уточняет список должностей и сфер, работа в которых недоступна для иностранцев. В нем просто есть отсылка к другим федеральным законам, регулирующим подобные вопросы и не противоречащим основным положениям ТК. Перечень ограничений продиктован тем, что человек, не имеющий паспорта гражданина РФ, не может стать государственным служащим, а значит, не может:

  • занимать должности в муниципальных органах;
  • ходить на судах под российским флагом (как коммерческого, так и некоммерческого мореплавания);
  • быть членом экипажа военного летательного аппарата, в том числе экспериментального;
  • быть принятым на работу на предприятия, отвечающие за обороноспособность страны и государственную безопасность.

Ограничение, правда, не означает, что в армии России нельзя встретить иностранца. С 2015 года им разрешено заключать контракты о прохождении воинской службы, но только в роли рядовых или сержантов.

Условия для работы граждан стран-участников ЕАЭС

По степени максимального упрощения трудоустройства в РФ из большинства мигрантов выделяется еще одна категория – граждане государств Евразийского экономического союза. Одним из основателей этой организации стал Казахстан. Именно поэтому законодательством РФ для заключения трудового договора с его жителями предусмотрен льготный режим.

Кроме упрощенного порядка приема на работу, для жителей ЕАЭС есть и особенные послабления. Например, обладатели киргизских водительских прав могут работать в сфере перевозок без получения российского образца этого документа.

Что еще могут предложить киргизам отечественные работодатели, рассказано в статье о .

А если уж говорить о жителях Белоруссии, то здесь две страны объединены путем создания Союзного государства.

Отражается ли это благотворно на потенциальных работниках можно узнать из темы о .

Соцстрахование работников, прибывших из-за рубежа

Не все иностранные сотрудники подпадают под систему социального страхования трудящихся в России. Отдельно стоящей группой работников из других стран можно считать (ВКС). Их доходы облагаются только налогом с доходов, оплачивать соцвзносы по обязательному государственному страхованию за них не нужно.

Остальные иностранцы, принятые на работу по патенту или разрешению, подпадают под систему обязательного пенсионного (22%), медицинского соцстрахования (5,1%), а также уплаты взносов на случай производственной травмы или профзаболевания.

Трудоустройство украинцев

Несмотря на территориальную близость и большой поток трудовых мигрантов из Украины, жители этого государства пользуются только привилегией въезжать в нашу страну без получения визы. Остальные документы им приходится оформлять уже на месте:

  • патент – для въехавших менее трех месяцев назад;
  • РВП – для тех, кто уже пробыл на территории РФ 90 и более дней;
  • ВНЖ – для проживших в России дольше 365 дней.

Как правильно оформить украинского сотрудника и не упустить значимые детали, можно прочесть в статье о .

Кому не нужно разрешение на работу

В классическом понимании разрешение на работу оформляется только для иностранца, имеющего гражданство той страны, с которой у России нет соглашения о безвизовом въезде.

Для тех, кто пересекает границу без получения визы, роль разрешения будет играть трудовой патент.

Освобождены от необходимости оформлять документы, позволяющие трудиться в РФ, граждане других стран, получившие право на временное проживание или вид на жительство.

Правила трудоустройства иностранных граждан

Лишние хлопоты при оформлении новых сотрудников не радуют ни одного руководителя, но когда речь идет об иностранцах, можно лишь попытаться эти хлопоты оптимизировать. Сложнее всего дело обстоит со специалистами из визовых стран.

Оформлять трудовые отношения с иностранными гражданами в России в 2019 году нужно все так же: сначала получить разрешение на их привлечение, а затем заняться составлением приглашения.

После получения будущими сотрудниками рабочей визы они могут рассчитывать на разрешение работать в России. И только после этого возможно подписание трудового договора.

Для тех, кто сам получил патент в РФ, процедура трудоустройства покороче. Ведь весь путь согласования они уже прошли, работодателю останется только сообщить о новом договоре в ФНС, миграционный отдел и службу занятости.

Развернутый порядок приема на работу трудовых мигрантов рассмотрен в теме про .

Перечень популярных вакансий для трудовых мигрантов

К сожалению, довольно много иностранцев, особенно из безвизовых стран, приезжают на работу в Россию, не заявляя об этом официально. В таких условиях им можно рассчитывать только на нелегальное трудоустройство, и только на должности, связанные с тяжелым и низкоквалифицированным трудом.

Тем, кто имеет нужное образование и осознал необходимость получения трудового патента, в конечном итоге становится проще претендовать на занятие остродефицитных должностей в строительстве, медобслуживании, коммунальной сфере и прочих. Не исключен вариант принятия на работу в сфере IT-технологий, популярность которой сейчас продолжает набирать обороты.

Особняком стоят сотрудники из визовых стран и высококвалифицированные специалисты. Отрасли их трудоустройства относятся к особо уникальным и редким, в которые трудно найти профессионалов из числа граждан РФ. Согласование их принятия на работу должно пройти долгий путь через кабинеты миграционных служб и органов занятости.

Немного иначе обстоят дела с теми зарубежными гражданами, которые получили ВНЖ в нашей стране. Список должностей, где может работать иностранный гражданин с видом на жительство, довольно длинный: в нем нет только тех, которые связаны со статусом госслужащих, обороноспособностью и госбезопасностью страны.

Работа в РФ с иностранными водительскими правами

В 2017 году невеселая весть постигла тех иностранцев, которые работали в РФ в сфере перевозок или транспортного сообщения на основании своих национальных водительских прав. С этого года поступить на работу водителем могут только мигранты из стран, где русский язык признан официальным.

Остальным, – тем, кто только въехал в Россию или уже успел трудоустроиться, понадобится срочно переучиваться и получать новые права. Продолжать работать со старыми, пусть и международными водительскими удостоверениями, теперь запрещено законом. Запрет вступил в действие с 1 июня 2017 года.

Узнайте подробнее о возможности .

Труд вахтовиков

Многие иностранные граждане, прибывшие в Россию без своей семьи, предпочитают искать работу вахтовым способом, чтобы в перерывах между напряженными трудовыми буднями иметь возможность возвращаться к семье. Чтобы сэкономить на зарплатных налогах, таким работникам нужно помнить о правилах присвоения и утраты статуса налогового резидента. Ведь имея такой статус, можно снизить ставку удерживаемого НДФЛ с 30 до 13%.

Налоговым резидентом считается тот, кто находился в пределах российских границ дольше 183 дней в году.

Выезды за пределы РФ не обнуляют накопленные дни, а лишь прерывают их отсчет. По возвращении подсчет возобновляется.

Налоговые удержания из зарплаты иностранцев

Тех иностранцев, которые получают доход в России только в виде зарплаты, не должна волновать правильность и полнота удерживаемых из их заработка налогов. Закон обязывает работодателя следить за этим. Вот почему информация о ставках и сроках удержаний будет полезна прежде всего нанимателю.

Как происходит обложение доходов работников, приглашенных из-за границы, рассказано в теме об .

Другой вопрос, если у иностранца есть незарплатные доходы в РФ, движимое или недвижимое имущество. Дополнительные налоговые выплаты появятся и у тех, кто решил стать предпринимателем в нашей стране.

Как, когда, с чего и сколько денег нужно перечислить в бюджет РФ, можно узнать из материала про .

Прекращение трудового договора с мигрантом

На сегодняшний день в ТК РФ содержится норма о том, что трудовой договор с иностранцем должен быть бессрочным, если нет оснований заключить его на определенный период (ст. 59 ТК). Соответственно, и порядок его расторжения также не отличается от того, который применяют для отечественного наемного лица.

Бытовало мнение, что договор подлежал немедленному расторжению по истечении периода действия патента или разрешения. Но трудовое законодательство категорично: если у сотрудника истек срок разрешительного документа, то его можно лишь отстранить от работы. Уволить его будет позволено, только если мигрант не исправил ситуацию в течение двух месяцев.

Тонкости расставания с сотрудником из безвизовой страны описаны в материале об .

Нелегальная трудовая деятельность мигрантов

Соблазн нелегальной работы велик из-за довольно трудоемкой процедуры оформления разрешения на работу или патента, а также ощутимой величины первоначальных затрат. Избавить от иллюзий призвано миграционное, административное, налоговое и даже уголовное законодательство.

Наказать могут не только за незаключение трудового договора, штрафы грозят также:

  • прием на работу без патента;
  • отсутствие у работника полиса ДМС или отсутствие документов для ;
  • работу за пределами указанного в патенте региона или по отличной от вписанной в него профессии;
  • неуведомление компетентных органов о заключении контракта с мигрантом.

Штрафы и наказания

Для того чтобы предполагаемая экономия на налогах и государственных сборах не вдохновляла работодателей и самих иностранцев на нелегальную работу в РФ, узаконена система внушительных штрафов. Финансово особенно сильно пострадает наниматель. Ценник штрафа для него стартует с 400 тысяч, и дополнительно взыскание грозит приостановкой работы компании. Вдобавок к этому накажут и должностных лиц, допустивших нарушение (от 35 до 70 тысяч на каждого).

Не так много заплатит сам трудовой мигрант: финансовая санкция для него варьируется в пределах от 7 до 10 тысяч. Но даже при первом нарушении существует вероятность и запрета на последующий въезд.

Полезная информация для приезжающих в Россию трудовых мигрантов

Основная рекомендация для тех иностранцев, кто намерен поймать трудовую удачу в РФ: предварить свой приезд хотя бы поверхностным изучением миграционного и трудового законодательства России. Это убережет от обмана при первичном оформлении разрешений и патентов. Не секрет, что многие прибегают к услугам платных посредников. В этом случае минимальное знание закона не позволит мигранту согласиться на избыточные услуги за дополнительные деньги.

Не стоит также надеяться на долгую карьеру в качестве нелегального работника, поскольку она может закончиться штрафом и депортацией. Но главное – то, что не поручишь «помощникам» и не скроешь при проверке: это необходимость изучать русский язык и уметь изъясняться на нем. И вот тогда труд иностранных граждан в РФ будет гораздо комфортнее, а перечень предлагаемых им вакансий более разнообразным.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 и ст. 37). Аналогичные положения закреплены также в российском законодательстве в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее – ФЗ № 115).

Тем не менее, для иностранцев предусмотрен ряд ограничений и особенностей осуществления трудовой деятельности на территории России, которые также непосредственно затрагивают и работодателя. В частности, на последнем лежат обязанности и ответственность, связанные с получением разрешения на привлечение иностранных работников, разрешений на работу, приглашений, постановке на учет по месту пребывания, обеспечением жильем, медицинской помощью, уведомлением государственных органов о заключении и изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами.

Несмотря на то, что использование труда иностранных граждан крайне выгодно работодателям с экономической точки зрения (эти работники гораздо «дешевле» россиян), их оформление и дальнейшее сопровождение является достаточно сложным процессом. Свою роль в этом играет как чрезмерно усложненная процедура привлечения иностранных работников, так и постоянно изменяющаяся нормативная база в данной области. В результате создаются предпосылки как для неумышленного нарушения законодательства иностранными работниками и работодателями, так и сознательного применения ими различных нелегальных подходов. Ниже рассмотрены основные особенности и проблемы, которые возникают в ходе привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан на территории России.

Привлечение иностранных работников с визой

Трудоустройство иностранного гражданина, прибывшего в России в визовом порядке, связано с достаточно большим документооборотом, который необходим для оформления статуса иностранного гражданина и его права на осуществление трудовой деятельности. Работодатели ежегодно, до 1 мая должны представить в уполномоченные органы субъектов РФ объемную заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (см. постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 783; приказ Минздравсоцразвития России от 13 июля 2010 г. № 514н). Причем такие данные необходимо предоставит как в электронном виде (через портал «Миграционные квоты»), так и в письменном.

Приглашение на въезд в РФ – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в РФ в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ;

Разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

(ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Далее необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, которое выдается сроком на один год (ч. 4. ст. 18 ФЗ № 115) согласно регламенту, утвержденному приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства РФ от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 (далее – Регламент). Одновременно работодатель или заказчику работ (услуг) может подать заявление в ФМС России или ее территориальный орган документы для получения разрешения работу – на каждого иностранного работника в отдельности (подпункт 45.1 Регламента). Срок оформления обоих разрешений – 30 дней с момента подачи документов (п. 25, п. 58 Регламента). Также при подаче заявления о выдаче разрешения потребуется представить медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (перечень заболеваний установлен постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188).

Следующий шаг – получение для работника приглашения на въезд в Россию, обратившись с ходатайством в ФМС России или ее территориальный орган, так как на его основании иностранцу выдается виза (абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 16 ФЗ № 115, приказ ФМС России от 30 ноября 2012 № 390). Срок рассмотрения документов также составляет 30 дней. При этом вместе с ходатайством о выдаче приглашения приглашающая сторона должна предоставить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в России (п. 5 ст.16 ФЗ № 115). Таковыми являются гарантийные письма, в которых приглашающая сторона обязуется обеспечить иностранного работника, зарплатой в размере не ниже МРОТ, страховым медицинским полисом или денежными средствами для получения медицинской помощи, жильем на период пребывания в России в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной в субъекте РФ (см. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167).

Работодатель или заказчик работ (услуг), как принимающая сторона, должен не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранного работника в место пребывания направить соответствующее уведомление в территориальный орган ФМС России (п. 3 ст. 20, ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 15 января 2007 № 9). Кроме того, о привлечении и об использовании иностранных работников работодатели обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета в течение 10 дней со дня наступления одного из следующих событий (пп. 4 п. 8 ст. 18 ФЗ № 115):

  • подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;
  • прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания
  • получения иностранным гражданином разрешения на работу;
  • заключения с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;
  • аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

При этом стоит отметить, что уведомление подается в отношении каждого работника (см. письмо ФМС России от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552; письмо ФНС России от 24 августа 2007 г. № ГИ-6-04/676@). Также временно пребывающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2. ст. 13 ФЗ № 115). Кроме того, работодатель и заказчик работ (услуг) не имеют право привлекать и использовать иностранных работников (а иностранный гражданин не имеет право осуществлять трудовую деятельность) в случае, если он не достиг возраста 18 лет (п. 4 ст. 13 ФЗ № 115).

Таким образом, очевидно, что сам процесс привлечения «визовых» иностранных работников, предоставления указанных выше жилищных и медицинских гарантий и документов является чрезмерно сложным и затратным. Только госпошлина за рассмотрение заявления о привлечении иностранных работников составляет 6000 руб. за каждого работника, за выдачу разрешения на работу – 2000 руб. за каждого работника и 500 руб. за оформление приглашения на каждого работника (подпункт 23, подпункт 24 и подпункт 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Кроме того, разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы работу придется получать каждый год (в большинстве случаев это касается и разрешения на работу).

Плюс, оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу, должны быть легализованы в дипломатических представительствах или консульских учреждениях России за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами. Если документы составлены на иностранном языке, то к ним должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русский язык, а если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены (п. 47 Регламента).

В силу более низких требований иностранных работников к оплате труда, работодатели в ближайшее время не откажутся от их привлечения, в то же время, действующий порядок трудоустройства таких работников им крайне невыгоден. В итоге единственным решением в данном случае представляется облегчение соответствующих административных процедур, что позволит избежать дальнейшего ухода процесса привлечения иностранных работников за пределы правового поля.

Тем не менее, данные проблемы в меньшей степени касаются иностранных работников, отнесенных к категории высококвалифицированных специалистов. Так, у работодателя отсутствует необходимость получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, на таких работников не распространяются квоты, применяется сокращенный срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на работу (п. 4.5. ст. 13, п. 2 ст. 13.2 ФЗ № 115, п. 136.8 Регламента). Однако в силу специфических требований к заработной плате (для большинства сфер деятельности – не менее 2 млн руб. в год), работники, привлеченные в таком порядке, составляют подавляющее меньшинство (п. 1 ст. 13.2 ФЗ № 115).

Привлечение «безвизовых» иностранных работников

Порядок трудоустройства иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы гораздо проще. Разрешение на привлечение иностранных работников и приглашение на въезд в Россию и работодателю оформлять ненужно, предоставлять многочисленные гарантии тоже. Иностранный гражданин имеет право сам обратиться в территориальный орган ФМС России с заявлением о выдаче разрешения на работу. Данное обстоятельство, несомненно, удобно для работодателя, так как он получает работника с уже оформленными разрешительными документами (п. 122 Регламента). Также применяется сокращенный по сравнению с «визовыми» работниками срок рассмотрения заявления – решение не позднее 10 рабочих дней со дня представления документов, предусмотренных п. 27 Регламента.

Медицинские справки, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции в ФМС России может представить сам работник в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу, если оно выдано на срок более 90 суток (п. 8 ст. 13.1 ФЗ № 115).

Тем не менее, данный порядок также не лишен трудностей. На практике большинство иностранных работников, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, плохо знают русский язык, а также совершенно не ориентируются в российском законодательстве и системе государственных органов. Также существует риск, что работник устроится на работу с недействительным (поддельным) разрешением на работу, что может повлечь наложение административного штрафа на работодателя. В связи с этим зачастую оформлением работника в той или иной мере все равно приходится заниматься привлекающей его организации или предпринимателю.

Кроме того, работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 ФЗ № 115):

  • о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками;
  • о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Срок уведомления – в течение трех дней с момента наступления какого-либо из указанных выше событий (п. 2 приложения № 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147). При этом иностранцы, прибывшие в Россию в порядке, не требующем визы, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2. ст. 13 ФЗ № 115). Также в случае с «безвизовыми» работниками действует и норма о необходимости достижения иностранным работником 18 лет (п. 4 ст. 13 ФЗ № 115).

Особое место в числе иностранных работников, пребывающих безвизовом порядке, занимают граждане Белоруссии и Казахстана. Им не требуется разрешение на работу, а работодателю – разрешение на их привлечение и использование. Также работодателю не нужно уведомлять государственные органы о привлечении таких работников к трудовой деятельности (см. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.); п. 9 ст. 13.1 ФЗ № 115.

В аналогичном упрощенном порядке к трудовой деятельности привлекаются иностранцы, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство (при этом они могут работать и с 16 лет). При этом первые могут работать только в пределах субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание.

Повышенная ставка НДФЛ

Основной трудностью с точки зрения налогообложения является тот факт, что доходы иностранцев, не имеющих статус резидента, облагаются НДФЛ по ставке 30%, в то время как у резидентов, как и у российских граждан – 13%. Исключение составляют иностранные работники, являющиеся высококвалифицированными специалистами и иностранцы, работающие у физических лиц на основании патента, лица, которым выплачиваются дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций и ряд других (п. 1, п. 3 ст. 224 НК РФ).

При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы страны для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Также, если с государством, гражданином которого является иностранный работник, у России заключен международный договор, то налогообложение будет происходить в соответствии с ним. К таким документам, например, относятся соглашения об избежании двойного налогообложения с Азербайджанской республикой от 3 июля 1997 года, с Белоруссией от 21 апреля 1995 года, Узбекистаном от 2 марта 1994 года, Украиной от 8 февраля 1995 года и др.

В случае присвоения иностранному работнику статуса резидента, по итогам налогового периода может быть произведен перерасчет (по ставке 13%) и возврат излишне уплаченной суммы налога. Для этого сам иностранец должен обратиться в налоговый орган, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания) и представить налоговую декларацию и документы, подтверждающие статус налогового резидента в соответствующем налоговом периоде (п. 1.1 ст. 231 НК РФ). Однако с учетом специфики иностранных работников (незнание русского языка, периодические выезды из страны, сезонный характер работы) их обращение в налоговый орган иногда может быть весьма затруднительным.

В связи с этим стоит иметь в виду, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В частности, работодатель вправе в установленном порядке осуществлять функции уполномоченного представителя своих бывших работников в налоговых органах (п. 3, п. 4 ст. 80 НК РФ, письмо Минфина России от 24 января 2013 г. № 03-04-06/4-22).

Обязательное страхование

В сфере обязательного страхования в отношении иностранных работников также существует ряд нюансов. Так, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат все иностранные граждане. При этом в случае работы по гражданско-правовому договору, такому страхованию они подлежат только, если это прямо предусмотрено указанным договором (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» упомянутого закона). Срок, на который заключен трудовой или гражданско-правовой договор значения не имеет. Тариф определяется в зависимости от класса профессионального риска на основании Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 228-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;
Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

(ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат только временно или постоянно проживающие в России иностранцы (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Если указанные иностранцы работают по гражданско-правовому договору, то взносы на данный вид страхования на них уплачивать не нужно. Срок, на который заключен трудовой или гражданско-правовой договор также роли не играет. Тариф определяется в зависимости от категории плательщика в соответствии Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – закон о страховых взносах). По общему правилу – 2,9%.

В свою очередь обязательному пенсионному страхованию подлежат все категории работающих в России иностранных граждан. В отношении постоянно проживающих иностранцев уплачиваются страховые взносы по тарифу, установленному для граждан России на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения. Вид и срок договора, по которому трудятся такие иностранцы, роли не играет (п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В отношении временно проживающих (за исключением высококвалифицированных специалистов) и временно пребывающих на территории России уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу, установленному для граждан России, но только на финансирование страховой части трудовой пенсии и независимо от года рождения указанных застрахованных лиц. Обязанность уплачивать такие взносы возникает только если заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (п. 2 ст. 22.1. Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Тариф на обязательное пенсионное страхование определяется в соответствии с законом о страховых взносах.

Наконец, обязательному медицинскому страхованию подлежат только постоянно или временно проживающие в России иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей). Вид договора (трудовой или гражданско-правовой), а также срок, на который он заключен, значения не имеют (ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»). Тариф также определяется в соответствии с законом о страховых взносах (по общему правилу – 5,1%).

Регулирование трудовых отношений

На данный момент трудовые отношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства оформляются в том же порядке, что и с гражданами России – в соответствии с ТК РФ. При этом учитываются особенности, предусмотренные ФЗ № 115 и рядом других нормативных актов. Речь идет об уже описанных выше ограничениях по возрасту, границам субъекта РФ, виду деятельности, указанному в разрешении на работу, также стоит принимать во внимание сроки действия визы, разрешения на работу (или временное проживание).

Однако Минтруд России планирует определить особенности осуществления трудовой деятельности на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства непосредственно в ТК РФ, дополнив его новой статьей 351.3 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». Соответствующие положения закреплены в законопроекте «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами»1.

Цитата

Юрий Стародумов, юрист АНО «Центр социально-трудовых прав»

«Мы не поддерживаем идею авторов законопроекта о необходимости внесения в трудовой договор с иностранцем сведений о таких документах, как разрешение на работу и т. п. На наш взгляд, контролирующие органы и без того могут истребовать у работодателя или у иностранного работника указанные в законопроекте документы или провести проверку их наличия (подлинности). Законодательное закрепление обязанности работодателей указывать в трудовом договоре с иностранцем реквизиты документов, сведения о которых и без того должны иметься у контролирующих органов, приведет лишь к привлечению некоторых работодателей к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за сугубо формальные нарушения трудового законодательства и не повлияет благотворно на ситуацию с нелегальной миграцией».

В частности, в ТК РФ может быть закреплена обязанность работодателя включать в трудовой договор с иностранными гражданами сведения о разрешении на работу, патенте, разрешении на временное проживание или виде на жительство. При этом иностранный гражданин будет обязан предъявить указанные выше документы работодателю при заключении трудового договора.

Отдельно стоит упомянуть инициативу Минтруда России о необходимости добровольного страхования иностранных работников – сведения о таком договоре (полисе) также должны будут указываться в трудовом договоре, а соответствующие документы – предъявляться работодателю.

«Необходимость добровольного страхования работников-иностранцев, временно пребывающих на территории РФ, приведет к дополнительным расходам для бизнеса и самих работников. Несмотря на то, что большинству из работников-иностранцев, временно пребывающих на территории РФ, медицинская помощь не экстренного характера на территории РФ может и не потребоваться», – комментирует рассматриваемые положения законопроекта юрист АНО «Центр социально-трудовых прав» Юрий Стародумов.

В ТК РФ также планируется закрепить возможность заключения трудового договора без разрешения на работу, если заключенный и оформленный трудовой договор необходим для его получения. В таком случае, разрешение на работу может быть предъявлено работодателю после заключения трудового договора. Трудовой договор в таких обстоятельствах вступит в силу не ранее дня получения иностранным гражданином разрешения на работу.Также Минтруд России предлагает отнести приведение общей численности иностранных работников в соответствие с ограничениями, установленными Правительством РФ на основании ФЗ № 115 к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, при которых трудовой договор подлежит прекращению (ст. 83 ТК РФ).

Помимо этого, Минтруд России предлагает предусмотреть возможность временного перевода иностранного работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на срок до одного месяца, но не более одного раза в течение рабочего года. Речь идет о случаях, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ (катастрофы, производственные аварии, несчастные случаи на производстве, простой и др.) Такой перевод, согласно законопроекту, сможет осуществляться без учета вида трудовой деятельности, осуществляемой иностранным работником на основании полученного им разрешения на работу. Напомним, что в настоящий момент в подобных ситуациях иностранного работника не всегда возможно перевести на другую работу. Если ему требуется разрешение на работу, то он вправе осуществлять трудовую деятельность только в соответствии с указанным в нем видом деятельности.
«Устранение причин подобных переводов, как правило, требует оперативного вмешательства. В подобных ситуациях ни у работников, ни у работодателя просто нет времени на оформление новых разрешений на работу. Поэтому названные поправки представляются нам вполне обоснованными. Однако вызывает критику предложение по установлению ничем не обоснованного ограничения по продолжительности временного перевода иностранного работника (не более одного месяца в течение одного рабочего года). На наш взгляд, временный перевод в ситуациях, указанных в ч. 2,3 ст. 72.2 Трудового кодекса РФ, может быть вызван только объективными причинами и установление ограничений по продолжительности временного перевода иностранного работника по сравнению с переводами российских работников не обоснованно», – прокомментировал инициативу Минтруда России Юрий Стародумов.
Кроме того, на работодателя планируется возложить обязанность отстранить от работы иностранного работника в случаях:

  • приостановления или окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • окончание срока действия разрешения на работу;
  • окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
  • окончание срока действия вида на жительство;
  • окончание срока действия договора (полиса) медицинского страхования, либо прекращение срока действия договора с медицинской организацией на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (для временно пребывающего в иностранного гражданина, за исключением высококвалифицированных специалистов).

По мнению Юрия Стародумова, установление дополнительного основания для отстранения от работы иностранных работников при приостановлении или окончании срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников является оправданным.

«В подобных ситуациях работодатель не вправе в силу ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» использовать труд работника, но и не вправе в соответствии с Трудовым кодексом РФ отказать работнику в допуске на рабочее место. Как нам представляется, с помощью внесения указанных поправок в законодательство возникающая коллизия будет решена наиболее приемлемым образом», – пояснил он.

В законопроекте для иностранных работников предусмотрены и дополнительные основания прекращения трудового договора:

  • аннулирование, приостановление действия, окончание срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • аннулирование разрешения на работу или патента;
  • аннулирование разрешения на временное проживание;
  • аннулирование вида на жительство;
  • окончание срока действия разрешения на работу;
  • окончание срока действия разрешения на временное проживание;
  • окончание срока действия вида на жительство;
  • окончание срока действия договора (полиса) медицинского страхования, либо прекращение срока действия договора с медицинской организацией на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (для временно пребывающего иностранного гражданина, кроме высококвалифицированных специалистов).
  • невозможности предоставления прежней работы работнику по окончании упомянутого выше срока временного перевода;
  • невозможности временного перевода работника, ввиду истечения срока временного перевода.

При этом о прекращении трудового договора по указанным основаниям иностранный работник должен быть уведомлен не менее чем за три календарных дня до увольнения.

Наряду с вышеизложенными изменениями, законопроект предусматривает исключение обязанности временно пребывающих иностранных граждан, заключивших трудовой договор на срок менее шести месяцев, представлять при заключении трудового договора страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Также исключается обязанность иностранных граждан, лиц без гражданства, временно пребывающих или временно и постоянно проживающих в России, представлять при заключении трудового договора документы воинского учета – для военнообязанных.

На данный момент законопроект уже одобрен Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности.

Продолжение: Об административной ответственности за нарушения в сфере привлечения на работу иностранных граждан и практике обжалования соответствующих постановлений ФМС России в арбитражных судах .

Добавить комментарий