Государство законности

В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти

Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.

Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Идея единого правового пространства становится национальной. В странах Западной Европы концепция правового пространства наряду с концепцией европейского экономического пространства, получает все большее признание, и выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища, отношениями между правоохранительными органами.

В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это — социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии. Политические гарантии законности — это прежде всего демократизм общественного и государственного строя Российской Федерации, политический и идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами государства. Социально-экономические гарантии законности — многообразие форм собственности, создание необходимых условий для их развития, обеспечение им равной защиты, свободное предпринимательство, право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда и т.д. К юридическим гарантиям относятся следующие: нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а также правоохранительных органов, привлечение к юридической ответственности должностых лиц, посягающих на права и свободы граждан. К международным гарантиям относятся: деятельность международных организаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы, где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан, право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав.

Законность и правовое государство — категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур — государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.

Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства как систему разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной функции правового государства.

ПРАВОПОРЯДОК ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

А.В. ЮДИН

Способность к саморегуляции является одной из особенностей гражданского общества. Ее основой выступает свойство сложных систем противостоять воздействиям со стороны внешней среды за счет автономности и стабильности их внутренней организации. Особенность гражданского общества предполагает и наличие определенного состояния, которое возникает в результате его функционирования. Речь идет о гражданском правопорядке.

В широком смысле понятие гражданского правопорядка отражает такое упорядоченное состояние системы общественных отношений, которое складывается и воспроизводится хотя и в связи с государственным воздействием, но тем не менее вполне самостоятельно и в отличности от правопорядка, устанавливаемого государством. В узком смысле понятие гражданского правопорядка отражает правовое состояние гражданского общества как самостоятельного и функционально первичного по отношению к государству. Различение этих смыслов важно потому, что, во-первых, отличный от государственного правопорядок складывается в любом обществе, а во-вторых, гражданский правопорядок может складываться только при условии действительности неофициального, спонтанно формируемого право-порядка1. Гражданское общество представляет собой сферу общественного взаимодействия людей по поводу их общих целей и задач. Оно возникает не в силу законов рынка и не по воле власти, а в результате общественной инициативы и самодеятельности разных групп и объединений лично свободных людей. Понятие гражданского общества подразумевает некоторую степень политико-правовой и экономической свободы человека по отношению к государству. Именно в «пространстве свободы» социально активных личностей конституируется гражданское общество как определенная система экономических, политических и правовых отношений между людьми, независимая от государства.

Выступая разновидностью правопорядка, гражданский правопорядок обладает как общими чертами правопорядка, так и специфическими особенностями, которые обнаруживаются в процессе исследования социетальной природы правопорядка. Гражданский правопорядок отражает определенный срез правовой культуры гражданского общества, базируясь на ценностных установках как индивидуального, так и общественного правосознания. Стабильность, надежность, целесообразность, перспективность — эти и другие характеристики общественного состояния улавливаются общественным и

индивидуальным правосознанием. Правосознание в идее порядка объединяет ценностные характеристики правовой реальности.

Гражданский правопорядок — это самоорганизующийся, неофициальный, самовоспроизводящийся, динамичный, в своей первичности ценностно-сори-ентированный и в своей вторичности — нормативно обеспеченный порядок.

Гражданский правопорядок в собственном смысле слова складывается объективно, а не по чьей-нибудь директиве или в соответствии с законом, принятым на этот счет. При совпадении объективных процессов с усилиями государства гражданский правопорядок является одним из существенных условий развертывания современных, демократических, цивилизованных общественных отношений. Если государство противится этим объективным процессам, тогда те же самые отношения, складывающиеся в гражданский правопорядок, в значительной своей части уходят в теневую область жизни общества.

От того, какие факторы оказывают первостепенное влияние на формирование правопорядка, зависят прежде всего содержание конкретного правопорядка и его роль в системе форм общественного правопорядка, в которую, помимо государственного правопорядка, входят негосударственные формы правопорядка, в которых присутствуют как положительные, так и негативные характеристики.

Становление гражданского правопорядка определено объективными факторами и условиями. Среди них главенствующее положение принадлежит материальным, экономическим условиям общественной жизни. Гражданский правопорядок создается в стихийной массовой правовой практике; возникает первоначально в реальной форме как система добровольно и произвольно складывающихся рациональных, действенных правоотношений. Последние, конечно, зависят от норм и требований официального права и от сконструированного в нормативном смысле правопорядка, но отличаются от правоотношений, которые образуются вследствие действия правовых норм, системы нормативных актов.

К факторам, предстающим как заданность правовой жизни общества, относятся менталитет народа и его культура. Если социальная жизнь развивается посредством смены одних форм и уровней другими, переходя от одного качества к другому, то культурная жизнь развивается посредством своего непрерывного обогащения, накопления в пределах одного и того же качества.

Поскольку формирование гражданского правопорядка — процесс естественно-исторический, постольку роль факторов ценностно-культурного плана значимее для этого процесса, чем для процесса становления официального правопорядка как процесса социально-политического. При этом важно отметить корреляцию факторов, обусловливающих формирование правопорядка с социологической (социальной) и культурологической (культурной) точек зрения. Так, в социологическом плане правопорядок идейно обоснован существующей правовой идеологией, в культурологическом он опирается на менталитет народа, состояние общественной духовности. Если в социологическом плане правопорядок в основе имеет наличную экономическую, политическую, правовую и т.д. базу, опредмеченную в системе общественных отношений и совокупной общественной деятельности, то в культурологическом — культуру народа.

На становление гражданского правопорядка оказывает влияние общественная культура именно в правовой форме. Правовой способ жизни является универсальным способом для общества в своем гражданском состоянии, потому что правовая форма общественных отношений, обусловленных феноменом собственности, наиболее адекватна, естественна, эффективна, целесообразна.

Высшие уровни правовой культуры складываются вследствие развития государственной жизни и истории. Эти уровни могут быть органично связаны с массовой правовой культурой, а могут существовать относительно самостоятельно, в противопоставлении массовой правовой культуре. Так, культивирование российской государственной властью западных образцов правовой жизни, юридической организации общественной жизни в российской истории всегда имело незначительные позитивные последствия для массовой, обыкновенной правовой жизни людей.

Массовая правовая культура оказывает решающее влияние на становление гражданского правопорядка. От того, какова она (развита или нет, находится в единстве с высшими уровнями культуры или нет, позитивна или критична в своих проявлениях по отношению к государственному порядку и т.д.), зависит качество гражданского правопорядка, да и возможность его полноценного существования.

Если нас интересует становление гражданского правопорядка в конкретных условиях, в своей действительности, то надо обратиться к осмыслению существа массовой правовой культуры отдельного общества. С этой точки зрения наглядным может стать сравнительный анализ основных характеристик массовой правовой культуры западного общества, в котором давно сложился устойчивый гражданский правопорядок, и российского общества, в котором гражданский правопорядок — пока желае-

мое общественное состояние, нежели действительность.

Для анализа проблем правопорядка одинаково значимы характеристики и социального, и культурного аспектов. Но если взаимообусловленность правопорядка социальными процессами исследована полно, то второй аспект до сих пор не разрабатывался. Для полной характеристики исследуемого объекта необходимо показать, какие элементы правовой культуры непосредственно отражаются в праве.

Идейным воплощением правовой культуры в гражданском правопорядке выступают правовая политика и правовая идеология. Правовая политика есть особая форма выражения государственной политики, средство юридического закрепления и осуществления курса страны, воли ее лидеров и властных структур. Она воплощается в законах, конституциях, кодексах, других основополагающих правовых актах; направлена на охрану и защиту социального строя, развитие и совершенствование общественных отношений.

Государство является главным «заказчиком» и «исполнителем» правовой политики. Она должна опираться на твердую, легитимную, авторитетную власть, поддерживать ее, а когда нужно, то и ограничивать. Только в этом случае правовая политика будет эффективна. Очевидно, что власть, не ограниченная правом, может быть опасна, а право, не обеспеченное властью, бессильно. Самое нежелательное для правовой политики — безвластие, отсутствие опоры.

Правопорядок в гражданском обществе связан с механизмом правового регулирования и его основными структурными элементами — нормами права, правоотношениями, актами реализации юридических прав и обязанностей, выступая при этом как цель и результат правового регулирования общественных отношений. Правоотношения, элементы нормотворчества, правовые качества личности, стереотипы правомерного поведения, правовая практика являются формами овеществления общественной правовой культуры в гражданском правопорядке.

Характер любого правопорядка отчетливо проявляется в том, как в нем соотносятся публичное и частное право. Гражданское общество формируется одновременно в приватной сфере, где индивид развивается как личность, и в публичной, где формируются и коллективизируются его гражданские качества, в ассоциативной жизни общества.

К существенным свойствам гражданского правопорядка относится его частнопубличный характер. В социальном правопорядке трудно провести четкую границу между публичным и частным правом2. Скорее они переплетаются друг с другом.

Отношения юридического равенства субъектов отражают частноправовой характер правопорядка. Частное право выражает начала децентрализации,

свободы отдельных субъектов. Здесь возможность выхода из той или иной жизненной ситуации не только заранее запрограммирована в юридических нормах, но и предоставлена самим участникам отношений, которые решают проблему автономно, своей волей и в своих интересах (преимущественно путем договоров).

Юридические нормы во многих случаях имеют диспозитивный характер (т.е. действуют по принципу «если иное не установлено договором»), действуют тогда, когда по данному вопросу стороны не договорились между собой. Вот почему диспозитив-ные нормы называют еще «восполнительными»: они восполняют то, о чем лица сами не договорились, чего не решили сами3.

В сфере частного права наряду с единым общегосударственным юридическим «центром» активно действует множество других юридических «центров», притом так, что каждый участник отношений в гражданском обществе, каждый субъект права и есть особый и высокозначимый юридический «центр». Как полагает И.А. Покровский, «гражданское право как система юридической децентрализации по самой своей структуре покоится на предположении множества маленьких центров, автономных устроителей жизни в тех областях, которые охватываются гражданским правом… Если публичное право есть система юридической централизации: оно по самому своему существу предполагает для своего бытия наличность множества самоопределяющихся центров. Если публичное право есть система субординации, то гражданское право есть система координации; если первое есть область власти и подчинения, то второе есть область свободы и частной инициативы… Как тот, так и другой приемы правового регули-

рования теоретически применимы ко всякой области общественных отношений… При самом зарождении правопорядка вообще ему свойственны два этих приема, и едва ли можно утверждать, что право публичное древнее права частного, или наоборот.»4

Принудительность как свойство гражданского правопорядка заложена в самой целесообразности данного типа общественной организации и как следствие — его общепризнанности.

Таким образом, к свойствам гражданского правопорядка, характеризующим его природу и содержание, относятся неофициальный характер, самоорганизованность, принудительность в силу общественной целесообразности и общепризнанности, частнопубличный характер.

Гражданское общество немыслимо без своего правопорядка, складывается одновременно с ним. Гражданское общество и есть гражданский правопорядок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Огромным достоинством гражданского правопорядка является то, что он открывает возможность для существования множества отдельных добровольных сообществ, берущих на себя поддержку таких видов деятельности, как наука, искусство. И большое значение в современном мире приобретает тот факт, что эти сообщества функционируют «поверх» государственных границ.

1 См.: МалаховВ.П. Концепция философии права. — М., 2007. — С. 405-406.

2 См.: Радбрух Г. Философия права. — М., 2004. — С. 144.

3 См.: Алексеев С.С. Частное право. — М., 1999. — С. 30.

4 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. — Пг., 1917. — С. 14-15.

ОСОБЕННОСТИ ЗАДАЧ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА ТРАНСПОРТЕ

Эффективной организации и тактики оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступностью на железнодорожном, воздушном и водном транспорте способствуют изучение и оценка среды функционирования оперативных подразделений ОВДТ, определение основных задач ОРД этих подразделений. От

С.М. ТИТОВ,

кандидат юридических наук, профессор;

Е.С. ТИТОВА, кандидат юридических наук;

В.К. ДЖИКИЯ

ее состояния зависят текущее и перспективное планирование мероприятий оперативно-розыскного и следственного характера, формирование и использование конфиденциального аппарата, сил и средств и в конечном счете вся система организационных и тактических мероприятий на объектах железнодорожно-

Правопорядок

— установленный в обществе порядок отношений, урегулированных нормами права, и основанный на их точном соблюдении, на принципах законности. Правопорядок охраняется государством.

Законность:

  • 1) точное и неуклонное исполнение законом; по Конституциям России и Татарстана является принципом государственной деятельности и одной из основных обязанностей граждан;
  • 2) режим, при котором закон господствует в любой общественно-значимой деятельности; законность — непременный элемент демократии.

Законность в России и Татарстане обязаны соблюдать все без исключения граждане, должностные лица, государственные и общественные организации. Высший надзор за законностью осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры субъектов федерации, в их числе прокурор Республики Татарстан, а также городов и районов.

Ни одно развитое общество не может существовать без твердого исполнения законов. Что толку для общества, если законы не будут исполняться? Английский философ Джон Локк (1632 — 1704) по этому поводу очень метко заметил: «Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались». Точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми без исключения лицами называется законностью.

Законность похожа на плотину, которая сдерживает от произвола и беззакония. Древнегреческий философ Гераклит (конец 6 и начало 5 в. до н.э.) отмечал: «Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену». Стоит появиться маленькой трещине, через которую это беззаконие промоет себе путь, как погибнет вся плотина, она пойдет новыми трещинами, и ее снесет мощный поток. Законность прочна, пока в ней нет трещин и отверстий. Много веков назад французский король Франциск I произнес слова, которые стали ныне уже ныне знаменитыми: «Fiat justitia et pereat mundus!» Перевод звучит на первый взгляд странно: «Пусть торжествует правосудие, даже если погибнет мир!» Для чего торжествовать правосудию, если погиб мир? Дня кого тогда торжествовать? Эти слова, на наш взгляд, надо понимать так: если будет торжествовать правосудие и закон, то мир, наоборот, не погибнет.

Самая высокая благородная цель не может достигаться незаконными средствами.

Древнегреческий философ Сократ (470/469—399 гг. до н.э.) преподал нам урок абсолютного совпадения провозглашаемых принципов и их практического воплощения.

… На склоне лет Сократ был обвинен в безбожии (отрицании богов Олимпа, самого Зевса). На суде он вел себя независимо и с достоинством. Афинский суд приговорил философа к смертной казни. Его друг Критон накануне казни посетил его в тюрьме и предложил ему бежать, так как осудил его несправедливо. Но Сократ, мудрый и правдивый человек считал, что это было бы бесчестно: лучше подчиниться чужой несправедливости, чем совершать ее самому. И о ответил: «… Если бы, чуть только собрались мы отсюда удрать… вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: »Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пытаешься совершить, погубить … Законы и все Государство? Или, по-твоему, еще может стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными и отменяются?» Сократ отказался от побега. Позднее приговор в отношении Сократа был признан неправильным. Но было уже поздно.

Может быть, Сократ не любил жизнь? Нет! Накануне казни попросил сидящего здесь же какого-то музыкант научить его играть на лире одну песню. Тот спросил недоуменно: «К чему, раз ты все равно умрешь?» Сократ ответил: «Чтобы знать ее перед смертью».

Смерть Сократа была свидетельством не тупого законопослушания, а стала одной из форм борьбы за справедливость Сбежать и тем превратить приговор в ничто, сделать его недействительным. Это средство низкое и недостойно человека, значит, им нельзя и пользоваться. Достигнуть высокой цели можно лишь правыми средствами.

На законность опирается существующий правопорядок.

Правопорядок — состояние упорядоченности отношений в обществе, урегулированных нравом, когда законы действуют, механизм правового регулирования функционирует без сбоев. Правопорядок — результат осуществления законности, претворения в жизнь требования неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм всеми субъектами права (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Правопорядок существует там, где реально, практически осуществляется режим законности. Правопорядок — результат действия законности, он выражает степень осуществления ее требований.

Законность, как явление правовой жизни, основывается на определенных принципах.

Законность — точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами правоотношений.

Основные принципы законности:

  • верховенство закона, т. е. соответствие всех нормативных актов Конституции и законам (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации);
  • единство законности на территории государства, единообразное понимание и применение законов на всей территории государства;
  • равенство граждан перед законом, проявляющееся в равенстве общего конституционною правового статуса гражданина — совокупности его конституционных прав, свобод и обязанностей (ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Средства, при помощи которых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований законности, Называются гарантиями законности (и, соответственно, правопорядка). Гарантии можно разделить на экономические, политические, духовные и специально-юридические. Многие гарантии указаны в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан.

Законность – это основанный на праве режим государственного руководства обществом, состоящий в строгом и единообразном соблюдении норм права всеми государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Законность– это правовое явление, характеризующее процесс функционирования правового государства и гражданского общества на основе точного, строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения всеми субъектами права всех действующих на территории государства норм права.

Целью законности как процесса является достижение такого состояния общества, когда соблюдение правовых норм, т.е. правомерное поведение, становиться стереотипом.

Основными принципами законности являются:

1) единство законности (однообразное правовое регулирование однородных общественных отношений на всей территории государства по отношению ко всем субъектам права );

2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);

3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);

4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных усло­вий и показателей культурного уровня общества);

5) связь законности с целесообразностью (обход закона под пред­логом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообраз­ность должна быть в рамках закона),

6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном феде­ральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»;

7) защита прав и свобод человека как приоритетная цель законности;

8) неотвратимость наказания за нарушение законности;

Гарантии законности — это средства и условия, обеспечиваю­щие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятствен­ное осуществление прав граждан и интересов общества и государ­ства.

Выделяют следующие виды гарантий законности:

1) социально-экономические (это степень экономического раз­вития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);

2) политические (это степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);

3) организационные (это деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов, — про­куратуры, суда, милиции и т.д.);

4) общественные (это сложившийся в стране комплекс профи­лактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);

5) идеологические (это степень развития правосознания, распро­странения среди граждан юридических знаний, уважения к требова­ниям права, уровень нравственного воспитания в обществе);

6) специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устране­ния и пресечения нарушений правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).

Социальное назначение права (то есть его роль в жизни общества) заключается в поддержании правопорядка в обществе. Решающая роль в формировании права принадлежит государству. Право в той или иной мере может выражать интересы правящей верхушки, различных социальных групп (классов) или всего народа. Однако в первую очередь современное право должно обеспечить общесоциальные интересы (интересы всего общества), а также интересы каждого человека. Однако интересы членов общества неизбежно будут пересекаться, противоречить друг другу, а зачастую и интересам общества в целом. С помощью права достигается согласование, баланс различных интересов в обществе. Социальное назначение права выражается в его функциях.

Регулятивная функция правазаключается в регулировании различных общественных отношений, установлении прав и обязанностей их участников (субъектов), обеспечении общего порядка.

Охранительная функция правазаключается в защите от общественно опасных посягательств, в установлении мер ответственности за правонарушения.

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей.

Правопорядок – система упорядоченных и гарантированных государством общественных правоотношений, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества.

Существование правопорядка означает, что граждане и другие субъекты права беспрепятственно используют свои права и добросовестно выполняют обязанности, что нарушения запретов, если они совершаются, влекут восстановление нарушенных прав и применение к правонарушителям предусмотренных законом мер государственного принуждения. Вопросами правового государства занимались такие ученые-мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека, Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и др.

Правовое государство законодательно (обычно на конституционном уровне) закрепляет права и свободы человека и гражданина, обязуясь эти права и свободы не только не нарушать, но и обеспечивать их системой юридических гарантий.

Особенности правопорядка:

1) он запланирован в нормах права;

2) возникает в результате реализации данных норм;

3) обеспечивается государством;

4) создает условия для организованности общественных отноше­ний, делает человека более свободным, облегчает жизнь;

5) выступает итогом законности.

Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включает в качестве ядра первое понятие.

Общественный порядок — это состояние упорядоченности об­щественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социаль­ных норм и их соблюдения (дисциплины).

Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом:

— с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых первая превращается в хаос, различные злоупотребления;

— с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демокра­тических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и право­порядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.

Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.

Правовое государство – форма организации политической власти, характеризующаяся верховенством закона, легитимностью власти, наличием политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности, обеспечивающих беспрепятственное осуществление ее прав и свобод.

Правовое государство – это политическая организация власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного ограничения с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления.

Можно выделить принципы правового государства, отличающие его от государства неправового:

1) наиболее полное обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;

2) наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение с помощью системы сдержек и противовесов;

4) федерализм;

5) верховенство закона;

6) взаимная ответственность государства и личности;

7) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

8) наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права;

9) соответствие внутреннего законодательства государства общепризнанным нормам и принципам международного права и др.

Основные признаки правового государства:

1) Верховенство (господство, приоритет) права. В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).

2) Верховенство закона. Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция — основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство — это, как правило, конституционное государство.

3) Разделение властей- распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и «ветвями власти», исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые «ветви власти» могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая «система сдержек и противовесов». Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

4) Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но игарантированные,реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

5) Взаимная ответственность гражданина и государствапредполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина

Правовое государство-государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Если смотреть несколько шире, то правовое государство — это непременно и конституционное государство, и демократическое государство (обеспечивающее участие народа в осуществлении государственной власти), и социальное государство (обеспечивающее человеку возможность достойного существования).

§ 13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

Верховенство (главенство, примат) закона – понятие сложное. В нем необходимо разобраться.

Над кем и над чем должен главенствовать закон? В первую очередь над государством с его мощным аппаратом и исключительными полномочиями, над предприятиями и организациями, общественными и политическими. Организаций, стоящих над законом, быть не должно. И конечно, закон должен главенствовать над гражданами, регулировать их действия, напоминать о себе тогда, когда эти действия противоречат его предписаниям.

Что имеют в виду политики и ученые, говоря о верховенстве закона? Что означает понятие «закон должен главенствовать над государством, организациями, гражданами»? Ответ прост. Закон необходимо соблюдать всем, он должен беспрекословно исполняться всеми гражданами.

Государство, таким образом, не только использует право как орудие власти, но и само подчиняется его нормам, требуя и от граждан строгого его соблюдения. Закон реально обладает верховенством только там, где он имеет большой авторитет в обществе. И этот авторитет, утверждают ученые, необходимо выращивать так же упорно и тщательно, как англичане выращивают свои знаменитые газоны.

Принцип равного подчинения закону как государства, так и граждан выражается, в частности, в том, что в правовом государстве иск может быть предъявлен любому органу власти и управления, любому должностному лицу. Гражданин должен быть уверен, что не понесет ущерба, вступив в тяжбу, например, с управлением инспекции по безопасности дорожного движения или министерством, не обеспечившим своевременную выдачу заработной платы работникам подведомственных предприятий. В правовом государстве закон реально верховенствует, обладает высшей юридической силой и не может быть обесценен с помощью разъясняющих и конкретизирующих инструкций.

В правовом государстве власть связана правом, что, как ни странно, делает государство здоровым, сильным, защищает граждан от жестокости, злоупотреблений, своевластия. В демократическом государстве законы в конечном счете выражают волю большинства народа. Наиболее важные законы принимаются на основе всенародного обсуждения и всенародного голосования.

Принцип верховенства закона означает, что закон признает всех людей равными, не делает никаких различий между ними. С точки зрения закона тот, кто посвятил жизнь служению народу, и тот, кто озабочен лишь собственными проблемами и проблемами своей семьи, равны. Закон признает цели жизнедеятельности людей их частным делом и не карает за намерения. Он вмешивается только тогда, когда действия или бездействие человека противоречат его требованиям, «букве закона», как говорят юристы. Закон определяет правовое пространство, в котором живут и действуют люди, но не предписывает цели, направления, средства их деятельности.

Все это точно сформулировано в важнейшем принципе правового государства: «Что не запрещено, то разрешено». Закон с уважением относится к праву и способности человека самостоятельно выбирать цели деятельности. Там, где власти предписывают человеку, что ему делать, правового государства не существует.

Итак, верховенство закона означает, что закон:

• признается обществом одной из важнейших его ценностей;

• обязательно и в полном объеме исполняется, вне зависимости от тех целей, которые ставят перед собой государство, организации, граждане;

• определяет правовое пространство, в котором действуют участники общественной жизни.

Возьмем, к примеру, предпринимательскую деятельность. В обществе все еще сильны настроения осуждения «загребающих деньгу новых русских». Кто-то видит в предпринимателях «буржуазный элемент», ненависть к которому воспитывалась в течение десятилетий; другие приучены считать деньги в чужом кармане и богатству предпочитают «равенство в бедности»; третьи видят, что многие удачливые предприниматели наживаются на том, что считается достоянием всех. Таков эмоциональный подход к оценке экономической деятельности. В правовом государстве действия предпринимателей принято оценивать не на эмоциональном, а на рациональном, правовом уровне. Если их действия, которые кажутся предосудительными общественному мнению (взвинчивание цен или спекуляции с ценными бумагами), не запрещены законом, они не могут преследоваться правоохранительными органами, хотя с моральной точки зрения являются далеко не безупречными.

Верховенство закона, как видно из примера, должны отстаивать правоохранительные органы, органы правосудия. Особое положение в системе судебной власти занимает Конституционный Суд Российской Федерации. В его компетенцию входят вопросы соблюдения законности, соответствия нормам Конституции решений и актов, принятых высшей законодательной или исполнительной властью. В соответствии с мировой практикой все решения, принимаемые Конституционным Судом, являются окончательными, утверждая верховенство Конституции.

Большое значение имеют районные и городские суды, а также мировые судьи. Суд должен быть гарантом защиты права и законности. В этом заключались цели судебной реформы, проводимой в Российской Федерации. Именно суды призваны обеспечивать законность и правопорядок, без которых немыслимо правовое государство.

Законность – это точное и неуклонное соблюдение правовых норм. Всякое отклонение от того, что предусмотрено правовыми нормами, является нарушением законности. Единство законности обеспечивается всей силой правового государства, прокурорским надзором, единой судебной практикой. Законность подразумевает также последовательную и эффективную борьбу с преступностью, неотвратимость юридической ответственности, проведение профилактических мер, направленных на снижение уровня преступности.

Законность неделима и целостна. Ее внутренний закон: или – или. Или нерушимая и твердая законность, или возможность отступления от законности везде и всюду. Отступление от начал законности в самом малом, на любом, казалось бы, незначительном участке жизни, отход от нее будто бы «только в данном случае» ведет к разрушению законности вообще. Ибо порождает – в силу обстоятельств, о которых только что говорилось, – возможность и оправданность повсеместного (под самыми благовидными предлогами) отхода от требований строжайшей законности.

С. Алексеев

Правопорядок – воплощенная в действительность законность, система общественных отношений, которые эффективно регулируются правом.

Между законностью и правопорядком, таким образом, существует неразрывная связь. Любое нарушение законности непременно влечет за собой нарушение правопорядка, что свидетельствует о недостаточно последовательной реализации законности. Говоря иначе, законность представляет собой то, что в полном объеме должно быть с точки зрения реализации требований закона, а правопорядок – то, что есть на самом деле.

Вопрос о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную является весьма важным. Последовательное осуществление этого принципа свидетельствует о высоком уровне развития государства и права. Нельзя говорить о правовом государстве как о реальности, если ветви власти, например исполнительная и законодательная, конфликтуют, находятся в постоянном противоборстве. Причинами чаще всего являются неоправданно широкие полномочия исполнительной власти.

Каждая из трех ветвей власти выполняет свою роль и является относительно самостоятельной. В то же время они служат в известном смысле противовесом друг другу, сдерживают одна другую. Действительно, сильная судебная власть, воплощенная в системе независимых судов, подчиняющихся только закону, является силой, сдерживающей злоупотребления исполнительной и даже законодательной власти. Злоупотреблениям властью препятствуют такие меры, как отрешение от должности, ограничение срока пребывания в должности и др.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем выражается верховенство закона в правовом государстве?

2. Почему в правовом государстве оценка деятельности людей, например предпринимателей, должна определяться исходя из требований закона?

3. Что такое законность?

4. Что такое правопорядок?

5. Что такое разделение властей? В чем состоит его значение?

Для того чтобы предупредить злоупотребления властью, необходимо… чтобы одна власть сдерживала другую… Когда законодательная и исполнительная власть объединяются в одном и том же органе… не может быть свободы…С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной… и наступает конец всему, если одно и тоже лицо или орган… станет осуществлять все три вида власти (Ш. Монтескье, французский философ).

Исследуем документы

Иногда в жизни, на практике возникает сомнение: не лучше ли в данном случае все же руководствоваться не законом, а целесообразностью? Бывают же случаи, когда законодатель допускает известные ошибки или закон устарел, отстал от быстро текущей жизни. Тогда и начинают мучить дилеммы, как поступить: «по закону или по совести», что предпочесть: «законность или полезность», «инструкцию или эффективность». И, к сожалению, отдельные, не знакомые с проблемами законности люди решают эти дилеммы в пользу второго: да, полагают они, если юридические нормы устарели или неэффективны, то нужно решать юридические дела по совести, в соответствии с началами полезности и эффективности. Глубоко ошибочное мнение! (С. Алексеев).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. «Телефонное право»: сущность, причины существования, последствия для общества.

2. Что мешает торжеству законности?

3. Достоинства и недостатки принципа разделения властей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий