ГПК РСФСР 1923 текст

Структура:

I часть — основные положения по вопросам представительства в суде, подсудности, судебных расходов, процессуальных сроков;

II часть — вопросы искового производства (порядок предъявления иска, разбирательства дела судом, обеспечения доказательств, участия в процессе нескольких истцов);

III часть — вопросы особого производства;

IV часть — регулировала порядок и пересмотр решений по гражданским делам;

V часть — вопросы исполнения судебных решений и определений.

Основные положения ГПК:

1. Закрепил ряд действенных гарантий объективного и всестороннего рассмотрения гражданских дел судами:

а) обязывал суд всемерно стремиться к уяснению действительных прав и взаимоотношений истца и ответчика;

б) предписывал суду выяснять и подтверждать существенные для разрешения дела обстоятельства;

в) требовал от суда оказывать трудящимся активное содействие в ограждении их прав и законных интересов от всяких посягательств.

2. Предоставил прокурору широкие полномочия в гражданском процессе:

— мог начать дело по своей инициативе;

— мог вступить в дело с любой стадии процесса, если полагал, что подобные действия являются необходимыми для охраны интересов государства или защиты прав трудящихся;

— давал свое заключение по делу;

— в случае нарушения закона или вынесения незаконного, необоснованного решения должен был внести протест на такое решение в вышестоящую инстанцию.

3. Основывал процесс на принципе диспозитивности, согласно которому истец и ответчик свободно распоряжаются своими правами:

а) суд мог приступать к рассмотрению дела только по заявлению заинтересованной стороны о нарушении ее имущественных, трудовых или иных прав;

б) стороны в любой момент могли изменить основания и цену иска;

в) стороны не освобождались от обязанности доказывать обстоятельства, которые они приводили в обоснование своих имущественных требований или возражений.

4. Определил круг источников, на основании которых суд мог и должен был выносить свои решения и определения по гражданским делам:

а) действующие узаконения и распоряжения высших органов государственной власти и управления СССР и РСФСР;

б) постановления местных органов власти, изданные в пределах предоставленной им компетенции;

При отсутствии необходимых норм и установлений суд рассматривал дело, руководствуясь общими началами советского законодательства и общей политикой рабоче-крестьянского правительства. Суду разрешалось применять аналогию закона и разрешать дело на основании сходных действующих норм права.

5. Разрешил слушать дело в закрытом заседании в целях охраны публичного интереса или «интимной стороны жизни».

6. Регламентировал представительство сторон на суде:

а) представителями могли быть:

— члены коллегии защитников;

— уполномоченные профессиональных союзов по делам своих членов;

— руководители и постоянные сотрудники коллективов по делам своих коллективов;

— лица, допущенные судом, разбирающим дело, к представительству по данному делу;

б) не могли быть представителями сторон:

— лица, не достигшие 18 лет;

— лица, ограниченные в личных и общественных правах по судебному приговору на все время ограничения;

— лица, состоящие под опекой;

— лица, исключенные из коллегии защитников;

— народные судьи, члены суда, следователи и прокуроры;

в) представители не имели права:

— оканчивать дело миром;

— передавать спор в третейский суд;

— признавать, отказываться полностью или частично от исковых требований;

— передавать полномочия другому лицу;

— получать имущество или деньги.

7. Устанавливал подсудность гражданских дел:

а) народный судья единолично рассматривал:

— дела о выдаче судебных приказов;

— дела по особым производствам;

б) губернский суд рассматривал дела:

— по искам, цена которых превышает 500 рублей золотом;

— по искам к государственным органам или должностным лицам;

— по искам, предъявленным уездному исполнительному комитету или городскому Совету уездного города;

— по искам, вытекающим из договора товарищества, из авторского права на промышленное изобретение, товарные фабричные знаки, модели и фирмы;

в) Верховный суд рассматривал дела по искам к народным комиссариатам, центральным учреждениям и к губернским исполнительным комитетам;

г) народный суд рассматривал все дела, возникающие из гражданских взаимоотношений за исключением указанных выше.

8. Предусматривал два вида судопроизводства:

а) исковое:

— рассматривало спор о гражданском праве;

— в нем участвовали две стороны;

— стороны были наделены равными правами и обязанностями;

б) охранительное:

— рассматривало дела об охране наследства, утверждении в правах наследства;

— о признании кого-либо безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим;

— о признании гражданина недееспособным.

9. Установил три стадии гражданского процесса:

а) возбуждение гражданского дела в суде (подача иска, ходатайства);

б) подготовка гражданского дела к судебному разбирательству (проводится судьей единолично с участием всех заинтересованных лиц);

в) разбирательство дела по существу:

— происходит публично и устно за исключением дел, касающихся интимной стороны жизни;

— неявка сторон не является препятствием к разбору дела;

— возможен отвод состава суда или передача дел в другой суд в случаях, определенных кодексом;

— в случае личной заинтересованности в исходе дела судьи или народного заседателя они устраняются от участия в разборе дела;

— каждая сторона в процессе разбирательства должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.

10.Определялся порядок пересмотра судебных решений:

а) осуществлялся на основании кассационной жалобы:

— содержала указание на решение, которое жалобщик считает неправильным;

— указывалось, в чем заключается неправильность решения;

— содержала просьбу жалобщика о полной или частичной отмене решения;

б) основанием к отмене судебного решения могло служить:

— нарушение или неправильное применение действующих законов;

— явное противоречие решения фактическим обстоятельствам дела, установленным разрешавшим дело судом;

в) устанавливались сроки на подачу жалобы:

— две недели — на решение народных судов (со дня объявления решения);

— месяц — на решение губернских судов;

г) суд высшей инстанции:

— признав жалобу неосновательной, оставляет ее без последствий;

— признав жалобу заслуживающей уважения, отменяет судебное решение полностью или в части.

11.Регулировалось исполнение судебных решений:

а) производилось судебным исполнителем на основании исполнительного листа;

б) добровольный срок исполнения назначался не более семи дней;

в) устанавливалась очередность взысканий:

— прежде всего удовлетворяются претензии по заработной плате и алиментам;

— во вторую очередь — претензии государственных учреждений;

— оставшаяся сумма распределяется пропорционально претензиям всех остальных кредиторов;

г) в случае отсутствия или недостаточности денежных средств у должника взыскание обращается путем наложения на имущество должника ареста, производства описи, опечатывания и продажи;

д) арестованное имущество подлежит продаже с публичных торгов.

Особенности ГПК РСФСР 1923 г.:

1. Последовательно регламентировал все стадии гражданского процесса — от возбуждения дела до исполнения решения.

2. Определил права и обязанности всех лиц, участвующих в процессе, применительно к каждой стадии движения дел в суде и особенностям судопроизводства по отдельным категориям дел.

3. Закрепил процедуры, направленные на выяснение истины по гражданским делам.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР

Данный документ закреплял принципы устности, гласности, публичности производства, ведение дел на национальном языке данной местности. Суд при рассмотрении дела не ограничен доказательствами, представленными сторонами, а обязан выяснить все обстоятельства дела и действительные взаимоотношения сторон. Как и в Уголовно-процессуальном кодексе, в ГПК были закреплены гарантии прав граждан, законно пользовавшихся ими. Это находило свое выражение, в частности, в привлечении специальных представителей (адвокатов) сторонами, в обязанности прокурора вступить в любую стадию процесса, если этого требует охрана интересов государства и трудящихся, и др.

Проведение кодификации законодательства в РСФСР послужило началом и основой широких кодификационных работ во всех советских республиках. Некоторые республики использовали кодексы РСФСР как основу для разработки самостоятельных кодексов либо основные их положения с учетом специфических национальных особенностей. На Украине, например, был разработан и принят в 1922 г. единственный в СССР Кодекс о просвещении. Другие республики распространяли на своей территории кодексы РСФСР, но с изменением ряда их положений в соответствии с национальными особенностями.

Кодификация законодательства имела большое значение для развития советского права. Она не являлась простой систематизацией ранее изданных законов. При составлении кодексов вырабатывались новые конкретные нормы для каждой отрасли советского права.

Основные положения кодексов 1922—1923 гг. действовали в течение нескольких десятилетий.

Принятый 7 июля 1923 г. первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 сентября того же года, содержал специальный пятый раздел, где находились нормы, регулирующие исполнительное производство. Исполнение судебных решений было предоставлено сторонам. И только в случае отказа от добровольного исполнения взыскатель мог просить суд, вынесший решение, о принудительном исполнении последнего и о выдаче исполнительного листа. Целью исполнительного производства стало «быстрое, удобное и дешевое исполнение требований кредитора… и сохранение должника как хозяйственной, как рабочей силы».

Приставы, полиция, красногвардейцы как органы исполнения ушли в небытие, органами исполнения судебных решений стали судебные исполнители, которые состояли при судах вплоть до реформы исполнительного производства 1997 г. Кроме судебных исполнителей особым Циркуляром Наркомюста и НКВД от 12 февраля 1925 г. № 48/75 допускалось исполнение судебных решений органами милиции и волисполкомов (как правило, начальниками района рабоче-крестьянской милиции или председателями волисполкомов), которые действовали по тем же правилам, что и судебные исполнители.

Для возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного листа взыскатель должен был обратиться к указанным лицам с устным или письменным заявлением. Повестка о возбуждении исполнительного производства доставлялась судебным исполнителем должнику немедленно после получения исполнительного листа (кроме случаев, когда исполнялось определение суда об обеспечении иска).

Срок на добровольное исполнение устанавливался обычно в самом судебном решении. Если же судья не указывал в решении конкретного срока, его мог установить судебный исполнитель, но не более семи дней по обычным взысканиям. Однако при взыскании заработной платы срок на добровольное исполнение не мог превышать трех дней, а при взысканиях с государственных предприятий он, наоборот, удлинялся и составлял от двух недель до одного месяца. Таким образом, в законодательном регулировании исполнительного производства проявлялась доминирующая роль государственных интересов над частными и особое покровительство государства трудовых интересов и прав работников и служащих.

Реформой 1923 г. была законодательно установлена очередность удовлетворения взысканий, которая также несла в себе отражение приоритетов государственной охраны отдельных прав и защищаемых законом интересов. Вне очереди удовлетворялись расходы по исполнительному производству, очевидно, по той причине, что их нее государственный бюджет.

Попытка преемственности данной нормы современным законодателем не увенчалась успехом: пункт 1 ст. 77 Федерального закона «Об исполнительном производстве», на основании которого из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем, в первую очередь оплачивался исполнительный сбор, а требования взыскателя удовлетворялись в последнюю очередь, был признан Конституционным Судом РФ не соответствующим ст. 18, 19 (ч. 2 и 3), 45 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.

Судебная практика, в силу которой предполагалось правомерным применение штрафной ответственности к руководителям банков и иных кредитных учреждений за взыскание исполнительного сбора в третью очередь, была исправлена Верховным судом Российской Федерации в 2002 г.

Первоочередными по ГПК РСФСР 1923 г. признавались взыскания по заработной плате рабочим и служащим, по социальному страхованию и алиментным платежам. Во вторую очередь удовлетворялись требования о взыскании недоимок по налогам и сборам, в третью очередь — претензии государственных органов, вытекающих из договоров подряда и поставки. Четвертую очередь составляли претензии, обеспеченные залогом в отношении заложенного имущества.

В пятую очередь удовлетворялись оставшиеся претензии государственных учреждений и предприятий, учреждений сельскохозяйственного кредита, кооперативных организаций и акционерных обществ (акционерами которых являлись только государственные и кооперативные учреждения и предприятия), в шестую — претензии остальных кредиторов.

Жалобы на действия судебного исполнителя можно было подавать народному судье в течение семи дней со дня совершения обжалуемого действия или со дня, когда о его совершении стало известно жалобщику. Постановления, вынесенные по вопросу жалобы народным судьей, являлись окончательными и дальнейшему обжалованию не подлежали.

За исполнением решений арбитражных комиссий, созданных в России в 1922 г. и действовавших до учреждения в 1931 г. Государственного арбитража, которые рассматривали споры имущественного характера между государственными предприятиями и организациями, надзирали члены этих комиссий. Они же руководили действиями судебного исполнителя в данной области. Если учитывать, что арбитражные комиссии создавались, как правило, при совнаркомах и областных экономических совещаниях, а Высшая арбитражная комиссия — при Совете труда и обороны, то нет ничего удивительного в том, что деятельность этих комиссий носила больше административный, чем судебный характер.

Законом ограничивался перечень имущества на которое можно обратить взыскание, особенно широкий перечень был установлен в отношении имущества крестьянского двора. Что касается взысканий с государственных учреждений, находящихся на государственном бюджете, то тут и вовсе был установлен «исполнительный иммунитет»: на принадлежащее им имущество ни при каких условиях обратить взыскание было нельзя, можно было лишь жаловаться на это учреждение в административном порядке.

При обращении взыскания на заработную плату за работником или служащим в любом случае после всех удержаний должно было остаться не менее 50% заработка (ст. 289 ГПК РСФСР 1923 г.).

На имущество должника взыскание обращалось путем составления описи и ареста имущества при этом были установлены особые правила обращения взыскания на строения, права застройки, денежные суммы и имущества, находящиеся у третьих лиц. Продажа арестованного имущества осуществлялась с публичного торга или, с согласия взыскателя и должника, через биржевого маклера на товарной бирже. Срок между арестом и продажей арестованного имущества не мог быть менее семи дней (за исключением скоропортящихся товаров) и не более одного месяца. Сроки в большинстве случаев соблюдались.

После принятия Конституции СССР 1936 г. многие отрасли российского права подверглись реформированию, целью которого было показать успехи социалистического государства и победу социализма в нашей стране, не избежало этой участи гражданское процессуальное право и его институты, одним из которых считалось исполнительное производство.

Нормативным актом, являющимся основой для развития исполнительного производства в этот период, стала Инструкция Наркомюста СССР от 28 сентября 1939 г. «О порядке исполнения судебных решений». Исполнению судебных решений стало придаваться особое значение как «важному средству укрепления социалистической законности… пресечения и предупреждения правонарушений… воспитания граждан в духе неуклонного соблюдения советских законов и уважения правил социалистического общежития».

Инструкция подробно регламентировала порядок применения различных мер принудительного исполнения решения, делопроизводство и отчетность судебных исполнителей, обжалование их действий и призвана была способствовать реальному осуществлению прав участвующих в деле лиц, установленных и подтвержденных судебными решениями.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 1923 года
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА Р.С.Ф.С.Р.
1. Гражданский Процессуальный Кодекс вводится в действие с 1-го сентября 1923 года на всей территории Р.С.Ф.С.Р.
2. Центральным исполнительным комитетам автономных республик и исполнительным комитетом автономных областей предоставляется право представить не позднее 1-го октября 1923 года на утверждение Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета изменения и дополнения к Гражданскому Процессуальному Кодексу, какие окажутся необходимыми в целях приспособления этого Кодекса к особым местным условиям указанных республик и областей.
3. Народному Комиссариату Юстиции поручается к 15-му августа представить на утверждение Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета список узаконений, утрачивающих свою силу в связи с введением в действие настоящего Кодекса.
Председатель
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
М.КАЛИНИН
Секретарь
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
Т.САПРОНОВ
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС Р.С.Ф.С.Р.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Ст. 1. Правила ведения гражданского процесса, изложенные в настоящем Кодексе, обязательны для всех учреждений единой судебной системы Р.С.Ф.С.Р. (Народного Суда, Губернского Суда и Верховного Суда), а также для учреждений, снабженных судебными функциями на основании особых о них положений, с теми изъятиями, какие в этих положениях установлены.
Ст. 2. Суд приступает к рассмотрению дела не иначе, как по заявлению заинтересованной в том стороны. Прокурор вправе как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс. Сторона может во всяком положении дела изменить основание иска, увеличить или уменьшить свои исковые требования. Принятие отказа стороны от принадлежащих ей прав и судебной их защиты зависит от суда, причем принятие судом такого отказа лишает сторону права обратиться с иском, основанным на тех же основаниях.
Ст. 3. Суд обязан разрешать дела на основании действующих узаконений и распоряжений Рабоче — Крестьянского Правительства, а также постановлений местных органов власти, изданных в пределах предоставленной им компетенции.
Ст. 4. За недостатком узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела, суд решает его, руководствуясь общими началами советского законодательства и общей политикой Рабоче — Крестьянского Правительства.
Ст. 5. Суд обязан всемерно стремиться к уяснению действительных прав и взаимоотношений тяжущихся, почему, не ограничиваясь представленными объяснениями и материалами, он должен, посредством предложенных сторонам вопросов, способствовать выяснению существенных для разрешения дела обстоятельств и подтверждению их доказательствами, оказывая обращающимся к суду трудящимся активное содействие к ограждению их прав и законных интересов, дабы юридическая неосведомленность, малограмотность и подобные тому обстоятельства не могли быть использованы им во вред. При этом суд разъясняет обращающимся к нему сторонам их процессуальные права и необходимые формальности, предупреждая о последствиях, связанных с процессуальными действиями или упущением их.
Ст. 6. Стороны обязаны добросовестно пользоваться всеми, принадлежащими им процессуальными правами. Всякие злоупотребления и заявления, имеющие целью затянуть или затемнить процесс, немедленно пресекаются судом.
Ст. 7. Пр
Страницы: 1 2 3 … 21 22 23

Введение……………………………………………………………….………..3

§1. Часть первая. Основные положения……….…….………………………..4

§2. Часть вторая. Исковое производство……..………………………..……..7

§3.Часть третья. Особые производства…………………………….………….9

§4.Часть четвёртая. Обжалование и пересмотр решений………………….11

§5.Часть пятая. Исполнение судебных решений и определений………….12

Заключение…………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………15

Введение

Одной из составных тем курса истории отечественного государства и права является гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 года. Гражданский процессуальный кодекс (ГПК), закрепляющий порядок рассмотрения гражданских дел, защиты имущественных прав был особенно нужен в период НЭПа. Именно благодаря этому акту закреплялись процедуры, направленные на выяснение истины по гражданским делам, судебная практика становилась действительно единообразной, а граждане и иные лица получали возможность реально, на законных основаниях отстаивать свои имущественные права и интересы.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был принят ВЦИК 10 июля 1923 г. и вступил в действие с 1 сентября этого же года, но потребовалось ещё нескольких месяцев для того, чтобы он стал руководством к действию во всех судах республики.

Цель контрольной работы – выделение основных особенностей гражданского процессуального кодекса РСФСР 1923 года.

Исходя из этого можно выделить следующие задачи, реализация которых позволяет достичь поставленную цель.

  • Выделить основные положения по вопросам представительства в суде, подсудности
  • Рассмотреть нормы искового производства
  • Рассмотреть регулирование особого производства
  • Рассмотреть порядок обжалования и пересмотра решений суда
  • Рассмотреть исполнение судебных решений и определений

§1. Часть первая. Основные положения

Первая часть ГПК РСФСР 1923 года включала 7 глав с 1 по 74 статьи. Она содержала основные положения по вопросам представительства в суде, подсудности, судебных расходов, штрафов, процессуальных сроков, а так же вывозах в суд и других извещениях суда.

ГПК РСФСР закреплял ряд действенных гарантий объективного и всестороннего рассмотрения гражданских дел судами. Это прежде всего ст.5 ГПК, согласно которой суд должен всемерно стремиться к уяснению действительных прав и взаимоотношений истца и ответчика. Не ограничиваясь представленными объяснениями и материалами, он должен был своими вопросами способствовать выяснению и подтверждению существенных для разрешения дела обстоятельств. Суд обязывался также оказывать трудящимся активное содействие в ограждении их прав и законных интересов от всяких посягательств.

ГПК РСФСР предоставил широкие полномочия прокурору в гражданском процессе. В частности, он мог по своей инициативе начать дело или вступить в него с любой стадии процесса, если полагал, что подобные действия являются необходимыми для охраны интересов государства или защиты прав трудящихся (ст. 2). Участвуя в процессе, прокурор давал свое заключение по делу, а в случаях нарушения закона или вынесения незаконного, необоснованного решения должен был внести протест на такое решение в вышестоящую судебную инстанцию. Как показывает судебная практика тех лет, данная норма полностью себя оправдала, была весьма эффективной. Прокуроры предъявляли иски, защищая интересы тех слоев общества, которые по тем или иным причинам не могли или боялись обращаться в суд. Это были чаще всего рабочие частных предприятий, крестьяне-батраки, женщины, желающие получать алименты на содержание своих детей от не проживающих с ними мужей и др.

Активное участие суда и прокурора в гражданском процессе, однако, не отменяло принципа диспозитивности, согласно которому истец и ответчик свободно распоряжаются своими правами. В соответствии с ГПК РСФСР, суд мог приступать к рассмотрению дела только по заявлению заинтересованной стороны о нарушении ее имущественных, трудовых или иных прав (ст. 2). Стороны в любой момент могли изменить основания и цену иска. Стороны не освобождались от обязанности доказывать обстоятельства, которые они приводили в обоснование своих имущественных требований или возражений.

ГПК РСФСР исчерпывающим образом определил круг источников, на основании которых суд мог и должен был выносить свои решения и определения по гражданским делам. Это действующие узаконения и распоряжения высших органов государственной власти и управления СССР и РСФСР, постановления местных органов власти, изданные в пределах предоставленной им компетенции (ст. 3). При отсутствии необходимых норм и установлений суд рассматривал дело, руководствуясь общими началами советского законодательства и общей политикой рабоче-крестьянского правительства.

Решая подобным образом, вопрос об источниках гражданского процесса, ГПК отказывался от прежней практики вынесения решений по конкретным делам на основе революционного правосознания. В новых законах и иных актах советского государства содержалось достаточно полное и детальное регулирование общественных отношений. И в тех случаях, когда суд не мог найти нужных норм права, ему предлагалось применять аналогию закона и разрешать дело на основании сходных действующих норм права. Судья уже не мог исходить из собственного революционного правосознания, которое вследствие недостаточного профессионального образования советских судей (из рабочих и крестьян) редко сообразовывалось с принципами правосудия и права.

ГПК 1923 года разрешил слушать дело в закрытом заседании в целях охраны публичного интереса или «интимной стороны жизни», так же регламентировал представительство сторон на суде:

а) представителями могли быть: члены коллегии защитников; уполномоченные профессиональных союзов по делам своих членов; руководители и постоянные сотрудники коллективов по делам своих коллективов; лица, допущенные судом, разбирающим дело, к представительству по данному делу (ст. 16);

б) не могли быть представителями сторон: лица, не достигшие 18 лет; лица, ограниченные в личных и общественных правах по судебному приговору на все время ограничения; лица, состоящие под опекой; лица, исключенные из коллегии защитников; народные судьи, члены суда, следователи и прокуроры (ст. 20);

в) представители не имели права: оканчивать дело миром; передавать спор в третейский суд; признавать, отказываться полностью или частично от исковых требований; передавать полномочия другому лицу; получать имущество или деньги (ст. 18).

ГПК РСФСР устанавливал подсудность гражданских дел:

а) народный судья единолично рассматривал: дела о выдаче судебных приказов; дела по особым производствам (ст. 22);

б) губернский суд рассматривал дела: по искам, цена которых превышает 500 рублей золотом; по искам к государственным органам или должностным лицам; по искам, предъявленным уездному исполнительному комитету или городскому Совету уездного города; по искам, вытекающим из договора товарищества, из авторского права на промышленное изобретение, товарные фабричные знаки, модели и фирмы (ст. 23);

в) Верховный суд рассматривал дела по искам к народным комиссариатам, центральным учреждениям и к губернским исполнительным комитетам (ст. 24);

г) народный суд рассматривал все дела, возникающие из гражданских взаимоотношений за исключением указанных выше.

Судебные расходы по ведению дела составляются из: судебной пошлины; гербового сбора; канцелярского сбора; расходов по производству дела (ст. 34).

Судебная пошлина, а равно все прочие расходы по делу, понесенные стороной, заявившей иск, подлежат взысканию с ответной стороны, пропорционально размеру исковых требований, удовлетворенных решением суда. Ответчик также имеет право на возмещение своих расходов пропорционально той части иска, в которой судом отказано (ст. 46).

Расходы, понесенные судом по производству гражданских дел, в частности по вызову свидетелей и экспертов и уплате вознаграждения за экспертизы, подлежат взысканию в доход государства с каждой из сторон пропорционально той части иска, в отношении которой решение состоялось против нее (ст. 47).

§2. Часть вторая. Исковое производство

Вторая часть содержала 12 глав с 75 по 190 статьи. Она включала нормы об исковом производстве, т.е. о предъявления иска, его обеспечении, разбирательстве дела, протоколах, приостановленном производстве, доказательствах, об обеспечении доказательств, об отдельных видах доказательств (в том числе о свидетельских показаниях и письменных доказательствах), экспертизе, участии в процессе нескольких истцов или ответчиков, участии третьих лиц, наконец, о вынесении решений и выдаче исполнительных листов.

ГПК предусматривал два вида судопроизводства:

а) исковое: рассматривало спор о гражданском праве; в нем участвовали две стороны; стороны были наделены равными правами и обязанностями;

б) охранительное: рассматривало дела об охране наследства, утверждении в правах наследства; о признании кого-либо безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим; о признании гражданина недееспособным.

Были установлены три стадии гражданского процесса:

а) возбуждение гражданского дела в суде (подача иска, ходатайства);

б) подготовка гражданского дела к судебному разбирательству (проводится судьей единолично с участием всех заинтересованных лиц);

в) разбирательство дела по существу: происходит публично и устно за исключением дел, касающихся интимной стороны жизни; неявка сторон не является препятствием к разбору дела; возможен отвод состава суда или передача дел в другой суд в случаях, определенных кодексом; в случае личной заинтересованности в исходе дела судьи или народного заседателя они устраняются от участия в разборе дела; каждая сторона в процессе разбирательства должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается (ст. 94 – 108).

О каждом заседании и о каждом отдельном судебном действии, совершенном вне заседания, составляется протокол (ст. 109).

В протоколе должны быть указаны: место и время заседания или действия, состав суда, явившиеся стороны, сущность объяснений и заявлений участвующих в деле лиц, свидетелей и сведущих лиц, частные просьбы участвующих в деле лиц, возражения по ним и постановления суда, представляемые доказательства и документы (ст. 110).

По ГПК cуд обязан приостановить производство в случае: а) смерти тяжущегося; б) в случае необходимости учреждения опеки над тяжущимся или иного ограничения в праве искать и отвечать на суде; в) прекращения существования юридического лица, являющегося стороной в деле; г) призыва тяжущегося в действующую часть Красной Армии; д) когда данное дело не может быть решено ранее разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, уголовном или административном порядке; е) по взаимному соглашению тяжущихся (ст. 113-114);

Решение по делу постановляется большинством голосов. Никто из судей не может воздержаться от подачи своего голоса. Каждый судья может приложить к делу свое особое мнение (ст. 174).

Постановленное решение должно содержать в себе: а) время постановления; б) состав суда и наименование тяжущихся; в) указание предмета спора; г) основания решения и законы, которыми суд руководствовался; д) содержание вынесенного по делу решения и порядок его исполнения; е) порядок обжалования; ж) распределение судебных издержек (ст. 176).

Решение суда вступает в силу и подлежит исполнению с момента его постановления, кроме дел, в коих ответчиками являются государственное учреждение и государственное предприятие (ст. 186).

Для приведения в исполнение судебного решения или определения об обеспечении иска по просьбе стороны, суд выдает исполнительный лист (ст. 188).

§3. Часть третья. Особые производства

В третьей части содержалось 8 глав со 191 по 234 статьи. К делам особого производства относятся дела: а) об имуществе, оставшемся после умерших; б) о третейских записях и решениях; в) о внесении в суд предметов обязательств (депозит); г) о выдаче судебных приказов по актам; д) о расторжении брака; е) об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям; ж) по жалобам на действия нотариусов (ст. 191).

По ГПК РСФСР в депозит суда могут быть внесены деньги, ценные бумаги и драгоценности, причем они не вносятся непосредственно в Народный Суд, а в Финансовый отдел с получением квитанции, которая представляется в Народный Суд (ст. 204).

Судебные приказы применяются ко взысканиям денег или требованиям о возврате или передаче имущества, основанным на: а) протестованных векселях; б) актах, для которых установлен обязательный нотариальный порядок совершения или засвидетельствования, при условии его соблюдения; в) мировых сделках всякого рода, совершенных судебным порядком; г) соглашениях о размере содержания детям и супругу, заключенных в порядке, предусмотренном в Кодексе Законов об Актах Гражданского Состояния; д) расчетных книжках на заработную плату (ст. 210).

Добавить комментарий