Гражданин как субъект трудового права

Иностранные граждане и лица без гражданства могут находиться на территории РФ в визовом и безвизовом режиме.

Общие для визового и безвизового режима.

Законно находящийся в РФ иностранный гражданин – это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временно проживание, либо визу, миграционную карту, либо иные, предусмотренные ФЗ или международном договором РФ документы. Подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание в РФ.

Трудовая деятельность ин гр-на возможна:

1) по трудовому договору.

2) гражданско-правовому договору на выполнение работ и оказания услуг,

3) в качестве иностранного предпринимателя без образования юридического лица

Для осуществления труд деятельности ин гр-н должен получить разрешение на работу, но федеральными законами РФ для приёма на работу иностранных граждан установлены определенные ограничения. Они касаются не только работников — иностранных гр-н, но и работодателей – нанимателей иностранных граждан. Работодателям или заказчикам работ и услуг может быть физическое, либо юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключившие с ними соответствующий договор.

Иностранный гражданин осуществляет свою трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, но этот порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в РФ

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соочественников, проживающих за рубежом.

3) Сотрудников международных организаций и учреждений и домашних работников этих лиц.

4) Работники иностранных юридических компаний, выполняющих монтажное, сервисное, гарантийное обслуживание и так далее.

5) Журналисты, аккредитованные в РФ.

6) Обучающиеся в РФ в образовательных учреждениях ( и работающие во время каникул)

7) Обучающиеся в РФ и работающие в качестве учебно-вспомогатльного персонала в тех образовательных учреждениях, где они обучаются.

8) Приглашенные в РФ в качестве преподавателей (в том числе и в образовательных учреждениях проффесионального религиозного образования)

Особенности правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получение визы:

1) Разрешение на работу иностранному гражданину в данном случае выдаётся федеральным (либо территориальным) органом в сфере миграции на основании заявления данного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.

2) Вышеназванное заявление иностранный гражданин подаёт либо лично, либо через организацию, которая в установленном порядке осуществляет трудоустройство иностранных граждан в РФ. Либо через другое физическое лицо, которое в соответствии с гражданским законодательством может выступать в качестве представителя иностранного гражданина.

3) Одновременно с заявлением подаются следующие документы:

А) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина, который признаётся в РФ в этом качестве.

Б) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного гражданина на территорию РФ.

В) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу.

4) федеральный (или территориальный) орган исполнительной власти в сфере миграции направляет информацию о выданных иностранным гражданам разрешениях на работу в орган исполнительной власти, который ведает вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.

5) Не допускается отказ в приёме от иностранного гражданина заявления о выдаче ему разрешения на работу (за исключением случаев не предоставления соответствующих документов).

6) территориальный орган в сфере миграции рассматривает заявления иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учётом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством РФ. Данное разрешение либо отказ должно быть выдано не позднее 10 рабочих дней со дня предоставления всех указанных документов. Решение об отказе разрешения на работу иностранным гражданином может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течении 3 рабочих дней со дня получения уведомления об отказе. (порядок регулируется ФЗ

7) если разрешение на работу выдано на срок более 90 суток, то иностранный гражданин обязан в течение 30 суток со дня получения такого разрешения представить в территориальный орган в сфере миграции документы, которые подтверждают отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих и предусмотрены перечнем, утверждаемым правительством РФ. Это сертификат об отсутствии у него ВИЧ инфекции.

8) Работодатели вправе привлекать и использовать иностранных граждан и имеющих разрешение на работу без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросом занятости населения в данном субъекте РФ. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются правительством РФ.

Иностранный гражданин не имеет права:

1) Находится на муниципальной службе

2) Замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственном флагом РФ, в соответствиями с ограничениями, которые предусметорены кодексом торгового мореплавания.

3) Быть членом военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в не коммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации.

4) Быть командиром гражданского судна гражданской авиации

5) Быть принятыми на работу на объекты и организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Перечень таких объектов и организаций определяется Правительством РФ ( объекты и организации ВС РФ и других войск, и других воинских формирований; структурные подразделения по защите государственной тайны; организации, в состав которых входят радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, на которых осуществляется разработка, производство, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий

это объекты и оргии ВС РФ и др. войск и других воинских формирований.

Это структурные подразделения по защите государственной тайны.

это организации в состав которых входят радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, на которых осуществляется разработка, производство, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радактивно-опасных материалов и изделий.

этот перечень уст-н в соотв-ии с пост-ем Прав-ва РФ от 11 окт. 2002 года.

Иностр-е гр-не не м.б. призваны на военную службу или альтернативную гражданскую службу. Однако, ин. гр. м. поступать на военную сл-бу по контракту и могут быть приняты на работу в ВС РФ в качестве лиц гражданского персонала, в соотв-ии с ФЗ РФ.

Правовой статус гражданина как субъекта трудового права отличается от правового статуса работника, т. е. когда гражданин уже стал работником конкретной организации.

Правовой статус гражданина как субъекта трудового права еди­ный, общий для всех граждан.

В нем отражается дифференциация трудовым правом правового регулирования. Поэтому кроме общего правового статуса субъект может обладать специальным правовым статусом (женщины, несовершеннолетние и др.), закрепленным спе­циальными нормами. Он имеет для отдельных граждан свои особен­ности в юридических гарантиях основных конституционных трудо­вых прав. Так, правовой статус женщины и несовершеннолетнего имеет такие гарантии права на труд, как особая защита их организ­ма от производственных вредностей, начиная со стадии приема на работу — запрет приема на вредные для организма работы по специ­альному, медицински обоснованному, перечню таких работ.

Гражданин становится субъектом отношений трудового права до возникновения его трудовых отношений, на стадии подыска­ния работы. При этом гражданин должен обладать трудовой правосубъектностью, которая возникает с 16-летнего возраста, т.е.

когда он может самостоятельно распоряжаться своей способно­стью к труду.

В этом возрасте граждане уже обладают и фактиче­ской трудоспособностью к регулярному труду, и способностью от­вечать за свои поступки.

В соответствии со ст. 63 ТК РФ допускается прием на работу лиц до 16 лет в следующих случаях:

1) 15 лет – в случае получения основного общего образования или оставления общеобразовательного учреждения.

2) 14 лет – с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства для выполнения в свободное от работы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, и не нарушающего процесса обучения.

3) до 14 лет — с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства в организациях кинематографии, театрах, концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

При возникновении трудовой правосубъектности граждан учи­тывается и состояние их волевой способности. Так, психически больной человек, находящийся под опекой, не может быть субъ­ектом трудового права, так как не обладает способностью отве­чать за свои действия. Следовательно, у него нет и трудовой пра­восубъектности. А опекун не может за него заключать трудовой договор.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Феде­рации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и до­полнениями не обязывает трудоспособного гражданина трудиться и запрещает принуждение к труду в какой-либо форме. Поэтому имеющаяся у трудоспособного гражданина трудовая правосубъект­ность может быть им не реализована.

Трудовое законодательство принимает во внимание и конкрет­ные возможности гражданина к тому или иному виду труда, его общую и специальную (по определенной специальности, квалифи­кации) трудовую правосубъектность, а также состояние здоровья (например, при приеме на работу на вредные и (или) тяжелые ус­ловия труда или инвалида). И все это оценивает работодатель, его администрация с учетом требований законодательства.

Специальную правосубъектность, т. е. степень профессиональ­ной подготовки, обученности к специальному труду, надо отли­чать от специальной трудоспособности к некоторым видам работ, определяемой состоянием здоровья (например, работа грузчика, летчика, водителя) при медосмотре.

Понятие и виды субъектов трудового права

Тема 4. Субъекты трудового права

Субъекты трудового права — это участники общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, которые обладают трудовыми правами и обязанностями и могут реализовывать их.

В трудовом праве гражданин обладает трудовой правоспособностью (способностью иметь трудовые права), трудовой дееспособностью (способностью своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности) и деликтоспособностью (способностью нести ответственность за трудовые правонарушения). Все эти три элемента возникают одновременно и называются трудовой правосубъектностью. Трудовая правосубъектность является необходимой предпосылкой, условием для возникновения правоотношений трудового права. Чтобы стать субъектом трудового права, необходимо обладать трудовой правосубъектностью.

Предметом трудового права являются трудовые и производные от них отношения, поэтому субъектами трудового права выступают стороны трудовых и тесно связанных с ними отношений. В этой связи субъектами трудового права могут быть: граждане; работники; работодатели (организации любых организационно-правовых форм или физические лица); объединения работодателей; представители работников, в том числе профсоюзные органы и иные уполномоченные работниками выборные органы; органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; органы по рассмотрению трудовых споров; органы службы занятости.

Видный ученый-трудовик В.Н. Скобелкин еще в 1999 г. предложил закрепить в ТК РФ статус трудового коллектива как субъекта трудового права*(39).

Правовое положение субъекта, закрепленное трудовым законодательством, называется правовым статусом субъекта трудового права. В содержание правового статуса входят следующие элементы: трудовая правосубъектность; основные (статутные) трудовые права и обязанности; юридические гарантии (общие и специальные) трудовых прав; ответственность, установленная законодательством или договором за нарушение трудовых обязанностей.

Правовой статус гражданина как субъекта трудового права следует отличать от правового статуса работника. Гражданин становится субъектом отношений, регулируемых трудовым правом, уже тогда, когда занимается поиском подходящей работы. Здесь возникают отношения по обеспечению занятости и трудоустройству, которые предшествуют трудовым отношениям.

Правовой статус гражданина как субъекта трудового права состоит из общих для всех граждан основных конституционных прав в сфере труда. Юридические гарантии этих прав имеют определенные особенности (например, для несовершеннолетних лиц или инвалидов устанавливаются квоты при приеме на работу, т.е. названные категории помимо общих гарантий имеют специальные гарантии при трудоустройстве).

У гражданина трудовая правосубъектность возникает, как правило, с 16-летнего возраста, когда он самостоятельно может устроиться на работу (ст. 63 ТК). В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Юридическая природа возрастного критерия трудовой правосубъектности граждан состоит в том, что именно с этим возрастом связывается по закону достижение ими трудового совершеннолетия. В трудовых правоотношениях несовершеннолетние работники приравниваются к гражданскому совершеннолетию (т.е. лицам, достигшим 18 лет), а в области охраны труда, продолжительности рабочего времени пользуются определенными льготами (например, сокращенный рабочий день, удлиненный отпуск).

Кроме возрастного критерия, характеризующего трудовую правосубъектность граждан, существует и волевой критерий, т.е. состояние волевой способности граждан к труду. Так, психически больной, находящийся под опекой, не может быть субъектом трудового права, поскольку не обладает способностью отвечать за свои действия, а опекун не может за него заключить трудовой договор, т.к. по трудовому договору работник обязуется лично выполнять трудовую функцию. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, не могут быть субъектами трудового права лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Конституция РФ, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ закрепили принцип свободы труда и запрет принудительного труда, поэтому имеющаяся у гражданина трудовая правосубъектность может быть им и не реализована. Законодательство гарантирует равную для всех граждан трудовую правосубъектность, ее ограничение допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Так, специальным законодательством установлены возрастные ограничения либо ограничения, связанные с квалификационными требованиями (например, на государственную службу принимаются лица, достигшие 18 лет; судьей может быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование). Кроме того, суд в соответствии с Уголовным кодексом РФ или Кодексом об административных правонарушениях может на определенный срок лишить гражданина в случае совершения им преступления или административного проступка соответственно права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности. Ограничение трудовой правосубъектности может быть лишь частичным и временным. Полное и бессрочное лишение гражданина трудовой правосубъектности не допускается.

Основные статутные права гражданина закреплены в ст. 37 Конституции РФ.

Рассмотрим такую категорию граждан — субъектов трудового права, как лица наемного труда. Правовой статус работника, т. е. его правовое положение по отношению к конкретному работодателю, имеет свои разновидности в зависимости от видов трудовых договоров и правоотношений. Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ). Работником может быть и иностранный гражданин, и лицо без гражданства (ст. 11 ТК РФ). Для отдельных категорий граждан и иностранцев установлены специальные требования при приеме на работу — они должны обладать специальной трудовой правосубъектностью. Например, в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, который хочет работать в Российской Федерации, должен получить подтверждение на право трудовой деятельности, а организация-работодатель — разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Основные трудовые права и обязанности работников предусмотрены ст. 21 Трудового кодекса РФ. Эти статутные права и обязанности относятся абсолютно ко всем работникам. Они устанавливают границы возможного (права) и должного (обязанности) поведения в их трудовых отношениях с работодателем.

Необходимым элементом, определяющим статус работников, служат гарантии их прав. Юридическими гарантиями статутных трудовых прав и обязанностей являются правовые средства и меры, установленные трудовым законодательством для их реализации и защиты.

В содержание правового статуса граждан как субъектов трудового права входит ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Юридическая ответственность за нарушение трудового законодательства может быть дисциплинарной (ст. 192 ТК РФ); материальной (ст. 238 ТК РФ); административной, гражданско-правовой, уголовной (ст. 419 ТК РФ).

Вторую категорию граждан как субъектов трудового права составляют работающие собственники. Трудовое право регулирует трудовые отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ. Трудовая правосубъектность в этом случае тесно переплетается с гражданской правосубъектностью, поскольку отношения, возникающие на основе договора о членстве, регулируется гражданским законодательством. Правосубъектность работающих собственников регламентируется двумя отраслями права: гражданским и трудовым.

Граждане как субъекты трудового права могут быть и работодателями. Физическое лицо выступает работодателем, когда оно осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо принимает на работу домашнюю работницу, гувернантку, секретаря, т.е. использует чужой труд для обслуживания своего домашнего хозяйства или оказания помощи в творческой либо научной деятельности.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без образования юридического лица, регулируется гражданским законодательством. С получением статуса предпринимателя гражданин получает и статус работодателя — субъекта трудового права. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц, установлены гл. 48 Трудового кодекса РФ. К сожалению, трудовое законодательство не регламентирует минимального возраста граждан-работодателей. Целесообразней было бы установить для предпринимателей трудовую правосубъектность с 18 лет, т.е. с достижения гражданского совершеннолетия. Подобное мнение уже было высказано в юридической литературе (А.Б. Панина, А.С. Пашков, О.В. Смирнов). В трудовых отношениях работодатель — физическое лицо выступает непосредственно от своего имени и в своих интересах.

Часть 4 ст. 11 Трудового кодекса закрепляет, что «на территории Российской Федерации правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации». На этом основании иностранные граждане и лица без гражданства могут быть не только работниками, но и работодателями со всеми их правами и обязанностями.

Добавить комментарий