Имущественное положение подвластных детей

Подвластный сын всецело подчинен отцовской власти, притом независимо от возраста, и даже когда он уже состоит в браке и, быть может, имеет своих детей. Власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоим родителям. Отцовская власть возникает с рождением сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке, а также путем узаконения или усыновления.

Подвластный сын может совершать имущественные сделки. Но все, что он приобретает, автоматически (независимо от его воли) поступает в имущество отца: подвластный не может иметь ничего своего. Однако обязанным по сделкам подвластного признавался он сам, хотя никакого собственного имущества подвластный в республиканский период не имел. В случае совершения подвластным правонарушения, деликта, потерпевшему давался (как и в случае правонарушения раба) особый иск; отцу принадлежало право, или уплатить потерпевшему сумму понесенного им ущерба, или выдать подвластного в кабалу потерпевшему на срок, необходимый для отработки суммы причененного ущерба.

С развитием торговли, с оживлением хозяйственных связей вошло в обычай выделять подвластному сыну, а равно и рабу имущество в самостоятельное управление (стадо, сельскохозяйственный земельный участок и т.д.). Такое имущество называлось peculium. Пекулий — имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулий остается домовладыка. В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. Наоборот, в случае смерти домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем бальным его имуществом. Если подвластный сын освобождался от отцовской власти и отец при этом не потребовал возврата пекулия, пекулий остается подаренным сыну.

С течением времени наряду с названным видом пекулия появляются военный пекулий, т.е. имущество, которое сын приобретает на военной службе или в связи с военной службой (жалованье, военная добыча, подарки при поступлении на военную службу и т.п.). Военный пекулий состоял не только в фактическом управлении подвластного, но и принадлежал ему на праве собственности.

С начала IV в. н. э. юридическое положение военного пекулия было распространено на всякого рода приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной службе, а также на службе в качестве адвоката.

Право собственности сына на имущество матери огранивалось лишь тем, что отцу принадлежало право пожизненного пользования и управления этим имуществом; впрочем, сын не подвергался и этому ограничению, если имущество было приобретено вопреки воле отца или если лицо, предоставившее имущество, поставило соответствующее условие.

При Юстиниане развитие этого института завершилось тем что все, приобретенное подвластными не на средства отца было признано принадлежащим подвластным.

Отцовская власть прекращается: а) смертью домовладыки; б) смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти); в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи, и т.п.); д) приобретение подвластным некоторых почетных званий.

Все подвластные сыновья могли совершать имущественные сделки. Однако полученное по сделке поступало отцу.

В случае совершения подвластным правонарушений ответственность за совершенное нес отец.Отец подвластного мог или возместить потерпевшему убытки, или отдать подвластного в кабалу для возмещения ущерба. С развитием торгово-денежных отношений и оживлением хозяйственных связейрасширилась дееспособность подвластного.

Домовладыка мог передать подвластному в управление и пользование имущество(участок земли, стадо и т.п.). Такое имущество называлось пекулий.Собственником пекулия оставался отец, поэтому в случае смерти подвластного управляемое им имущество переходило отцу. В начале принципатапоявился так называемый военный пекулий— имущество, приобретаемое подвластным на военной службе или в связи с исполнением ее. В состав такого имущества входилиподарки,которые сын получал при поступлении на военную службу,военная добыча, жалованьеи др. Военный пекулий находилсяв собственности подвластного.

Расширение имущественной самостоятельности подвластного было связано с распространениемв IV в. до н.э.правового положения военного пекулия на иные приобретения подвластного, связанные с государственной, придворной, духовной службой и адвокатской деятельностью. В период доминатаподвластные получилиправо собственностина имущество, получаемоепо наследству от матери.

Подвластный сын пользовался правами на имущество матери и при жизни ее. Как известно, отцу принадлежало право пожизненного пользования и управления имуществом матери. Однако приобретенное вопреки воле отца или предоставленное при соответствующем условии имущество поступало в распоряжение подвластного.А уже приЮстинианевсе приобретенное подвластнымне на средства отца являлось его собственностью.

4.4. Прекращение отцовской власти. (сх.13)

Отцовская власть прекращалась в результате:

1) смерти домовладыки;

2) смерти подвластного;

3) утраты свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;

4) лишения домовладыки прав отцовской власти (например, за оставление подвластного без помощи и т.п.);

5) приобретения подвластным некоторых почетных званий;

6) эмансипации подвластного (освобождение из-под власти по воле домовладыки и с согласия подвластного). Эмансипация подвластногос VI в. н.э.совершалась, во-первых, предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному; во-вторых, получением императорского рескрипта, зафиксированного в судебном протоколе; в-третьих, заявлением домовладыки, отраженным в судебном протоколе.

Лекция 5: вещные и обязательственные права. Владение.

Вопросы:

Права вещные и обязательственные.

  1. ПРАВА ВЕЩНЫЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫЕ (сх.15)

1.1.Римские юристыне разграничивали права вещные и обязательственные.Такое разграничение было введено учеными позднее. В Риме противопоставляли лишь иски (средства защиты прав). Римляне различали иски вещные и иски личные.

Сущность этих прав можно уяснить, если обратиться к примеру.Любое лицо для удовлетворения своих потребностей пользуется теми или иными вещами. Но одно дело —приобретение лицом вещи в собственность,другое —использование вещи, принадлежащей собственнику.1) В первом случае вещь приобретается лицом навсегда, во втором — на определенный срок. Кроме этого существовали и другие отличия. 2) Приобретая вещь в собственность, лицо не огра­ничивалось в способах воздействия на нее: оно по своему усмотрению моглораспорядиться вещью,т.е. или подарить, или продать вещь, или передать ее по наследству. При использовании вещи, принадлежащей собственнику,возможность лица воздействовать на переданную вещь ограниченнаи вместе с тем такая возможностьусловна.Последнее означает, что если другое лицо даст вещь первому лицу, то у последнего будет отсутствовать возможность воздействовать на нее.

Таким образом, если у лица есть такое право на вещь. которое предоставляет ему возможность непосредственно воздействовать на нее, это право называется вещным(т.е. правом на вещь).

Когда же у лица нет права на вещь, а есть лишь право требовать от другого лица предоставления вещи, то такое право называется обязательственным.

Изложенное позволяет констатировать, что различие между вещным и обязательственным правомпроводится по объекту права.1) Если объектом права является вещь, то перед нами правовещное:2) если же объектом права служит действие другого лица, когда субъект права может лишь требовать совершения каких-то действий (или воздержаться от них), — налицообязательственное право.

1.2.Противопоставляя имущественное право обязательственному, римские юристы ввели различные средства защитыэтих прав.Вещное право защищалосьиском от всякого посягательства нарушителя, пользовалось абсолютной защитой. Посколькуобязательственное правосостояло в праве лица требовать совершения действий от определенного лица (лиц), то субъект права применял личный иск, т.е. защита обязательственного права носила относительный характер.

Отцовская власть возникает с рождением сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке, а также путем узаконения или усыновления. Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины. Узаконение есть признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Узаконение могло быть произведено: а) последующим браком родителей внебрачного ребенка; б) путем получения соответствующего императорского рескрипта; в) путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери — путем выдачи замуж за члена муниципального сената (на членах муниципальных сенатов лежала обязанность пополнять из своих средств недоимки по налогам, вследствие чего это звание принималось неохотно и императорам приходилось вводить поощрительные меры; к их числу относилось и узаконение). В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лицам, рожденным от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Усыновление различалось двух видов: если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью (persona sui iuris) это называлось arrogatio; если же усыновление производилось в отношении лица, находящегося под отцовской властью (persona alieni iuris), оно называлось adoptio. По праву Юстиниана arrogatio совершалось путем получения на то императорского рескрипта; adoptio — путем занесения в судебный протокол (apud acta) соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разных этапах римской истории. В древнейшее время отец имел в отношении своих детей право жизни и смерти, право продажи детей и т.п. С течением времени эта суровая власть смягчалась. В конце концов власть отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям, в связи с чем дети не могли предъявлять к родителям порочащих исков, не могли вступать в брак без согласия родителей и т.п. Родители и дети взаимно были обязаны в случае необходимости предоставлять друг другу алименты. Отцу давался иск против всякого третьего лица, удерживающего его подвластного (так называемая filii vindikatio). Имущественное положение подвластных детей. Подвластный сын имеет commercium, т.е. может совершать имуще, ственные сделки. Но все, что он приобретает, осуществляя это commercium, автоматически (независимо от его воли, g отличие от представительства, см. ниже, разд. VI, гл. Ill, § j) поступает в имущество отца: по исконному римскому правилу подвластный не может иметь ничего своего. Однако обязанным по сделкам подвластного признавался он сам, хотя никакое собственного имущества подвластный в республиканский период не имел. Выше уже указывалось, что в Риме вошло в обычай выделять подвластному сыну, а равно и рабу имущество в самостоятельное управление (стадо, сельскохозяйственный земельный участок и т.д.). Такое имущество называлось peculium. На этой почве складывались такие же отношения, какие описаны выше по поводу рабского пекулия. Равным образом третьи лица, вступившие в сделки с подвластными, имели к домовладыке такие же дополнительные иски, какие давались из сделок рабов (actio de peculio; actio de in rem verso; actio institoria; actio exercitoria; actio quod iussu). Пекулий — имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулий остается домовладыка. В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. Наоборот, в случае смерти домовладыки пекулит переходит к его наследникам наряду со всем бальным его имуществом. Если подвластный сын освобождался от отцовской власти и отец при этом не потребовал возврата пекулия, пекулий остается подаренным сыну. В связи с практикой выделения подвластному пекулия было признано возможным установление обязательственных отношений между членами одной и той же семьи, но только эти обязательства не были снабжены исковой защитой, а были лишь «натуральными”. С течением времени наряду с названным видом пекулия (носившим название peculium profecticium, поступившим от отца) появились другие виды пекулия, значительно расширившие имущественную самостоятельность подвластных и сделавшие их настоящими участниками гражданского оборота. Отцовская власть прекращается: а) смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например, внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном примере — под властью отца); б) смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти); в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи, и т.п.); д) приобретение подвластным некоторых почетных званий. Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстинианового времени эманципация совершалась: а) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; б) заявлением домовладыки, также заносившемся в судебный протокол; в) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному. Эманципация могла быть отменена ввиду неблагодарности эманципированного в отношении прежнего домовладыки, например нанесения тяжких обид.

Понятие вещей и их виды.

«Вещь — означает все то, что представляет собой некоторое единство и имеет имущественную ценность» (Д.50.16.1.23). «Наименованием вещи охватываются как права, так и юриди­ческие отношения» (Д.50.16.23).
«Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, другие человеческого» (Д.1.8.1). Вещи божественного права находились вне частного права. Суще­ствовало три вида таких вещей: священные, святые и религиозные. Эти вещи не могли входить в состав чьего-либо имущества. «Священные вещи — те, которые посвящены богам обществом» (Д. 1.8.6.3). К этому виду вещей относятся прежде всего храмы. При этом, даже после разрушения священного здания, земля, на которой оно находилось, оставалась священной. Место делает религиозным любое лицо, если хоронит умерше­го на своей земле. К данному виду вещей относятся, кроме участков земли, также гробницы, домашние божки, изваяния предков и т п. Святым являлось то, что защищалось от противоправных дей­ствий людей. «В собственном смысле мы называем святым то, что защищено санкцией (неприкосновенно); так законы явля­ются святыми, так как защищены санкцией» (Д. 1.8.9). В число таких вещей входят, например, городские стены. Вещи человеческого права разделялись на публичные и частные. Публичные вещи не входили в состав чьего-либо имущества, а при­надлежали некоей совокупности граждан. Публичными вещами являлись театры, стадионы; раб, принадлежавший общине; га­вани, реки и пользование их берегами. Совокупность граждан, которой могли принадлежать публичные вещи, была политиче­ской (муниципия), а не частной (товарищество, корпорация). В соответствии с римским правом были также вещи общие для всехв силу их естественного права: воздух, текучая вода, море, его берега.
«Вещи частного права ~ это те, которые принадлежат отдель­ным лицам» (Д.1.8.1). Главным делением вещей по римскому праву было различение телесных и нетелесных вещей. Нетелесные вещи — «те, которые не могут быть осязаемы; та­ковы те вещи, которые заключаются в праве (являются правом), такие как наследство, узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либо образом» (Д.1.8.1.1). Телесные вещи — «те, которые могут быть осязаемы, как-то: земля, раб, платье, золото, серебро, и, наконец, другие бесчислен­ные вещи» (Гай Инст.2.13). Телесная вещь может быть простой (плуг), может состоять из отдельных вещей, каждая из которых может являться отдельным объектом права (корабль), а может состоять из совокупности вещей (ожерелье). Всеостальные классификационные основания подразделяются на; движимые и недвижимые вещи; делимые и неделимые; потребляемые и непотребляемые; манципируемые и неманципируемые; вещи, находящиеся в обороте, и изъятые из оборота;
главные вещи и их принадлежности; вещи индивидуально-определенные и определяемые родовыми признаками; плоды. Недвижимые вещи — земельные участки и все то, что с ними неразрывно связано и не может быть отделено без существен­ного повреждения. Сюда относятся здания, растения. Движимыми вещами могут быть любые вещи, не отнесенные к числу недвижимых. Среди них в римском праве выделялись вещи, осуществлявшие движение собственной силой. Кделимым вещам относятся те вещи, которые могут быть раз­делены без их уничтожения или существенного повреждения, приводящего к уменьшению ценности (значимости в обороте). Неделимые вещи соответственно составляют целое, которое при разделении теряет все или большинство своих полезных свойств. К потребляемым вещам относятся те,которые в процессе ихис­пользования исчезают. Непотребляемые вещи могут длительное время участвовать в гражданском обороте, а их износ происхо­дит постепенно, растягиваясь во времени.
К манципируемым вещам относилось наиболее ценное имуще­ство (земля, рабы, скот), и поэтому его отчуждение осуществ­лялось в усложненной форме — в виде манципации. Манципация проходила в строго установленной форме с обяза­тельным участием не менее пяти свидетелей. Пропуск какого­либо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей и т. д. являлись достаточным основанием для признания сделки не­действительной, даже если она была уже исполнена. Остальное имущество (вещи) относилось к разряду неманци­пируемого и могло отчуждаться без всяких формальностей пу­тем простого вручения приобретателю. Вещи, находящиеся в обороте, Вещи, изъятые из оборота. Главная вещь самостоятельно участвует в обороте, принадлеж­ность же следует судьбе главной вещи; если последняя переда­ется, то вместе с ней передается и ее принадлежность.

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 332 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий