Конституции зарубежных стран

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4

Различаются также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция в материальном или формальном смысле – это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция – это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. Она, следовательно, не охватывается данным выше определением конституции. Например, Конституционный закон о Чехословацкой Федерации № 143 1968 года предусмотрел создание системы конституционных судов, однако на практике до победы антибюрократической революции 1989 года эти суды так и не были созданы. Следовательно, согласно юридической конституции они существовали, а согласно фактической – отсутствовали. До сих пор в Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года продолжает значиться давно ставшая мертвой буквой норма разд. 8 ст. I о праве Конгресса выдавать каперские свидетельства (Letters of Marque), управомочивавшие торговые корабли на ведение во время войны боевых действий против кораблей неприятельского государства, а также против кораблей нейтральных государств, если они перевозили грузы для неприятельского государства. В XIX веке каперство было запрещено международным правом, однако указанная конституционная норма осталась без изменения, хотя и не применяется.

Расхождение между фактической и юридической конституцией– обычно результат изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции, особенно когда речь идет о формальной юридической конституции, принятие которой имеет одномоментный характер. Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала или изначально была и остается фиктивной. Возникает необходимость либо юридическую конституцию привести в соответствие с фактическими общественными отношениями, либо, наоборот, эти отношения преобразовать в соответствии с предписаниями юридической конституции. В последние десятилетия в преодолении расхождений между фактической и юридической конституцией все большую роль играет конституционная юстиция.


Фиктивность конституций обычно характерна для стран с авторитарными и особенно тоталитарными политическими режимами. Юридические конституции в таких странах нередко содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима. Характерный пример давала практика Советского Союза и других социалистических стран, где конституционно провозглашалась власть народа, осуществляемая через представительные органы, а на практике власть принадлежала аппарату коммунистических партий, которые по существу и партиями только назывались, не будучи таковыми на деле. Не случайно в этих странах, как правило, не существовало ни конституционной, ни административной юстиции, а общая юстиция конституцию непосредственно не применяла, ибо власть не была заинтересована в последовательной реализации демократических конституционных норм. В результате конституция как бы повисала в воздухе: текущее законодательство, акты исполнительной и судебной власти не сопрягались с основным законом, который таким образом оставался актом политическим и идеологическим, но во многом не выполнял своего главного предназначения – не регулировал общественных отношений.

Иногда в литературе можно встретить несколько иное понимание фактической конституции, а именно совпадающее с рассмотренным выше понятием конституции в материальном смысле.

В дальнейшем понятие «конституция» мы будем употреблять преимущественно в наиболее распространенном его значении – формально-юридическом. Другими словами, речь будет идти о законе или законах, обладающих высшей юридической силой.

Высшая юридическая сила конституции в формальном смысле проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более нормативных актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре. Высшая юридическая сила конституции в материальном смысле состоит в том, что нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу (во всяком случае, не противоречить) нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по существу, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Верховенство конституции иногда обеспечивается ее собственными нормами. Так, в § 4 ст. 15 Конституции Ирландии 1937 года говорится:

«1. Никакой закон, противоречащий в чем-либо настоящей Конституции или какому-либо ее предписанию, не может быть принят Парламентом.

2. Любой закон, противоречащий в чем-либо настоящей Конституции или какому-либо ее предписанию, будет недействителен, но лишь в той мере, в какой он им противоречит».

В ст. 98 Конституции Японии 1946 года указывается, что она является «верховным законом страны, и никакие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы».

Территориальная автономия

Территориальная автономия – это самостоятельность самоуправляющихся территориальных единиц в рамках Конституции или закона. Создание территориальных автономий характерно для многонациональных государств, имеющих в своем составе компактно проживающие национальные группы. Выделяются два вида территориальной автономии: политическая (государственная, законодательная) и административная. Некоторые исследователи добавляют к названию видов слово национальная: национально-государственная, национально-административная. Следует признать, что подавляющее большинство автономий созданы по национальному принципу, и тем не менее такая формулировка неоправданно сужает понятие автономии, поскольку автономные образования могут быть созданы и по иным основаниям, анпример лингвистическому.

Субъект политической автономии обладает внешними признаками государства: собственная территория, система органов государственной власти, формируемых независимо от центральных органов власти, правовая система, включающая собственное законодательство, иногда Конституцию, собственные предметы ведения, в отдельных случаях гражданство, собственный официальный язык и национальные символы, наряду с общегосударственными.

Примерами политической автономии могут служить Аландские острова в Финляндии, Гренландия в Дании, Корсика во Франции и др.

Административная автономия обладает существенно меньшим объемом самостоятельности по сравнению с политической автономией. Признаками административной автономии являются: наличие самостоятельно формируемых органов государственной власти и собственного законодательства (однако региональные законы могут быть отменены центральными органами власти); осуществление деятельности органами государственной власти автономного образования под надзором центральных органов власти, которые назначают своих представителей. Правовой статус субъектов автономии определяется специальным актом (статутом), который утверждается общегосударственным законом.

Национально-культурная автономия основана на признании права самоопределения этнических общностей вне конкретных территориальных образований. Она применяется там, где этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемешку с представителями иных этнических групп. Национально-культурная автономия позволяет удовлетворять потребности различных народов в их культурном развитии, не разделяя их (народы) на титульные и нетитульные. Впервые идея национально-культурной автономии была детально разработана в трудах австрийских социал-демократов К. Реннера и О. Бауэра. В основе их концепции лежала мысль о том, что источником и носителем национальных прав должны служить не территории, борьба за которые лежит в основе большинства межнациональных распрей, а национальные союзы, создаваемые на основе добровольного волеизъявления.

⇐ Предыдущая1234

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

1. Понятие, сущность функции конституции зарубежных странах

2. Этапы развития конституций зарубежных стран. Содержание конституции. Предмет и пределы конституционного регулирования. Структура конституции

3. Социальные и юридические свойства конституции. Современные концепции конституции.

4. Виды конституций: Консолидированные и неконсолидированные конституции, фиктивные и нефиктивные, формальные и неформальные, («живые») конституции, гибкие и жесткие, временные и постоянные и др.

5. Способы принятия конституции. Частичный и полный пересмотр конституции

6. Правовая охрана конституции: понятие, формы и средства. Конституционный контроль в зарубежных странах

7. Практическое задание: Идеальная структура современной конституции

1. Понятие, сущность, функции конституции зарубежных странах

Понятие «Конституция» сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает и институализируется концепция конституционализма, которая понимается как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании. Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника. Одновременно регламентировалось то, что американская конституция названа «надлежащей правовой процедурой». Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господство права) были исторически прогрессивными, как и само буржуазное государство и буржуазная демократия.

Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством — с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах.

Конституция в материальном смысле представляет собой акт, совокупность актов или конституционных обычаев. Однако в этом смысле слово «конституция» употребляется редко. Чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в этом смысле — это в своем роде закон законов.

Материальное и формальное понимание конституций находятся в определенном соотношении. Все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в формальном смысле. Пример: Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы которые регулируют указанные выше общественные отношения. Конституции же в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера, но обладающих важным политическим значением для своего времени.

Различают такие понятия как юридическая и фактическая конституции. Юридическая — это всегда определяющая система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая — это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. Например, в конституции Итальянской республики 1947 года декларированными остаются такие нормы как регламентация права на забастовку (ст.40) организация президиума Совета Министров (ст. 95).

Расхождение между фактической и юридической конституцией — обычно результат изменение в соотношении политических сил, происходящего после принятия юридической конституции, а также это признак того, что часть норм юридической конституции стала фиктивной и нуждается в пересмотре, либо возлагать их в рамки юридической конституции.

Фиктивность конституции обычно характерна для стран с авторитарным и особенно тоталитарным политическим режимом.

Таким образом, в понятие «Конституция» вкладывается закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой (формально-юридическое значение).

К разрешению вопроса о сущности конституции необходимо подходить с двух позиций: юридической и социально-политической. С юридической позиции конституция обладает высшей юридической силой. Это в формальном смысле проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют перевес над положениями других законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной его процедуре. В материальном смысле высшая юридическая сила конституции состоит в том, что нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу (либо не противоречить) нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по сущности, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Иногда верховенство конституции обеспечивается ее собственными нормами.

Социально-политическая сущность проявляется в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавших на момент ее принятия. «…Действительная конституция страны, это фактические соотношения сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил». Каждый класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность защищает в политической борьбе свои социальные интересы. В конституции как раз и находит отражение форма согласованности этих интересов. Без согласованности интересов невозможен порядок в обществе.

Таким образом, социально-политическая сущность конституции выражается в том, что она отражает баланс социальных интересов. В результате этого достигается устойчивость общества как сложной системы.

Наиболее ярким примером в этом отношении является британская конституция, отразившая во времена Английской революции ХVII века компромисс между земледельческой аристократией и народившейся промышленной буржуазией (принцип выборности Палаты общин).

Под функциями конституции понимают ее общественное предназначение и способы реализации.

Первая функция конституции — юридическая. Она выражается в том, что это основной закон, закон законов. Конституция — главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования всех общественных отношений.

Вторая функция — политическая. Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. Все политические силы взаимодействуя между собой, конкурируя, борются, используя государственную власть на основе правил, определенных в конституции.

Третья функция — идеологическая. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.) и как бы убеждает человека: если тебе дороги эти ценности, следуй тому что написано в основном законе. И с другой стороны, если уважаешь закон, уважай и отраженные в нем общественные ценности.

2. Этапы развития конституций зарубежных стран. Содержание конституции. Предмет и пределы конституционного регулирования. Структура конституции

Общемировой процесс развития конституций прошел три этапа и сейчас находится на четвертом. На разных этапах их социальное и юридическое содержание изменялось. Первый этап длился от возникновения современных конституций в XVIII в. до Первой мировой войны и образования государств тоталитарного социализма.

Конституционный процесс на этом этапе охватывал в основном Европу, Северную и Южную Америку (исключение составляли африканская Либерия, Южная Африка и

Австралия). Объем конституционного регулирования был узким, он ограничивался преимущественно личными и некоторыми политическими правами граждан, а также вопросами организации и деятельности органов государственной власти. На втором этапе — между двумя мировыми войнами — конституционное регулирование распространилось, на некоторые вновь образованные государства Восточной Европы, единичные страны Азии и Африки

(в Африке это были преимущественно так называемые «колониальные конституции»). В связи с возросшей экономической и социальной ролью государства такое регулирование затронуло (и в старых, и в новых государствах) новые области общественных отношений, а в появившихся конституциях стран тоталитарного социализма оно приобрели почти всеобъемлющий характер, охватив сферу социально-экономических прав, идеологии, создание тоталитарной политической системы. На третьем этапе — после Второй мировой войны до рубежа 80—90-х гг. — конституционный процесс приобрел глобальный характер, распространившись на Азию, Африку, Океанию, поскольку в результате ликвидации колониальной зависимости возникло более

100 новых государств. Первые конституции, хотя и часто отменяемые монархами, появились в странах мусульманского фундаментализма (Бахрейн, Кувейт и др.). На этом этапе в разных группах государств действовали четыре модели конституции: либеральные конституции прошлого (США, Бельгии и др.), социально-либеральные конституции «второй волны» (Японии 1946 г., Италии 1947 г. и др.), этатистские конституции в странах тоталитарного социализма и ряде государств Азии и Африки как социалистической, так и капиталистической ориентации и либерально-этатистские конституции во многих развивающихся странах (включая Латинскую Америку). Под влиянием ранних социалистических конституций, массового демократического движения во многих основных законах капиталистических стран был существенно расширен объект конституционного регулирования: в них были включены социально-экономические положения, нормы о роли партий, принципы внешней политики, отчасти положения об общественных объединениях. Конституции тоталитарного социализма отрицали разделение властей и закрепляли принцип единства государственной власти в его специфическом понимании («Вся власть

Конституция — в переводе с латинского «установление, учреждение, устройство». По мнению ряда историков, слово «конституция» как нормативно-правовой термин впервые использовалось в актах Древнего Рима, которые начинались со словосочетания Rem Publicum Constituere… — «Римский народ устанавливает…».

Конституции в современном смысле этого слова появились в Северной Америке. Первая из них была принята английской колонией Коннектикут в 1639 году /»Фундаментальные законы Коннектикута»/. 17 сентября 1787 года был принят первый общегосударственный основной закон — конституция США /действует до сих пор/. 3 мая 1791 года конституцию приняла Польша, 3 мая 1791 года — Франция, за ними последовали Гаити /1804 г./, Венесуэла /1811 г./, Норвегия и Мексика /1814 г./ и др.

Сегодня конституции имеют почти все страны мира. Многие из них написаны по образцу американской конституции, например, основные законы латиноамериканских государств. В то же время многие страны при составлении основного закона учитывали традиции и искали свой путь. Например, в Великобритании, Новой Зеландии и Израиле с формальной точки зрения конституции нет. Применительно к этим странам употребляется термин «неписаная» конституция, под котором принято понимать определенный набор законов, регулирующих отношения государства и общества, включающий помимо конституционных актов судебные решения, имеющие характер прецедента, и некоторые правовые обычаи. В Великобритании не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к конституции. В Новой Зеландии действуют акты английского и новозеландского парламентов, в Израиле — Декларация независимости 1948 года, 11 основных законов и ряд отдельных законодательных актов, принятых в разные годы. Такие конституции называют гибкими, так как составляющие их акты изменяются в том же порядке, что и обычные законы.

В большинстве стран действуют конституции, которые признаются основными законами, обладают высшей юридической силой и принимаются в особом, более сложном, чем простые законы, порядке /так называемые писаные конституции/. Такие конституции могут быть единым и единственным актом, как конституция США, а могут представлять собой совокупность нескольких актов. Так, конституцию Швеции составляют четыре документа, Франции — три: конституция 1958 года, преамбула отмененной конституции 1946 года и Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Изменения и дополнения к писанным конституциям утверждаются квалифицированным большинством /в 2/3 голосов, иногда 3/4, 4/5 и т.д./ или двойным вотумом, как в Италии, когда поправка принимается только после двух обсуждений, проведенных с перерывом в три месяца. А в Греции, Швеции, Норвегии, Нидерландах и Финляндии применяется процедура усложненного двойного вотума — поправка считается принятой, если ее текст одобряется в одинаковой редакции двумя последовательно избранными парламентами. В ряде стран утвержденные поправки в обязательном порядке выносятся на всенародное голосование /как в Швейцарии и Австралии/.

На порядок изменения Конституции влияет и форма политико-территориального устройства государства. В федеративных государствах этот порядок более сложен, так как помимо федерального парламента поправки в конституцию должны быть приняты квалифицированным большинством субъектов федерации, а иногда и всеми субъектами. Примером могут служить правила, установленные американским законодательством. Конституция США допускает возможность применения четырех разных процедур, хотя на практике используется только одна из них. Сначала Конгресс принимает поправку 2/3 голосов каждой из палат, затем ее должны ратифицировать не менее 3/4 законодательных собраний штатов /в настоящее время это 38 штатов/. Это очень жесткое требование, потому что каждый штат — уникальное государственное образование со своими историческими традициями и взглядами на правовые проблемы. За двести с лишним лет существования американской конституции было предложено более 5 тыс. поправок, конгресс принял около 40 из них, необходимое большинство штатов ратифицировало только 27.

Некоторые конституции содержат запрет на внесение изменений, затрагивающих закрепленные в них конституционные принципы. Так, конституции Греции, Италии, Франции, Португалии, Алжира включают статьи, запрещающие отмену республиканской формы правления. Конституция Алжира не допускает пересмотра статей, устанавливающих государственную религию, Португалии — отделения церкви от государства. В ряде стран не допускается изменения федеративной формы государственного устройства /Германия/, запрещается изменение конституции в период войн и чрезвычайного положения /Франция, Бельгия/.

Наиболее распространенный способ внесения поправок в текст конституции — простая замена прежних положений вновь утвержденными /Италия, Германия/. Однако в США принимаемые конституционные изменения публикуются отдельно, а текст конституции остается без изменений и продолжает включать устаревшие нормы.

Большинство конституций имеют неограниченный срок действия, хотя иногда они меняются довольно часто, например, в истории Франции насчитывается 14 конституций. Временные конституции принимаются обычно в переломные для истории страны моменты, после революций и государственных переворотов, как это имело место в Португалии после ликвидации фашизма, где в 1974 году были введены временные конституционные положения. В настоящее время временные хартии или конституции действуют в Мали /с 2012 г./, Судане /с 2005 г./, Ливии /с 1969 г./, Сомали /с 2004 г./ и др.

Большинство конституций принимаются парламентом, учредительным собранием или на референдуме. Так, конституция США была принята конституционным конвентом, своего рода учредительным собранием, состоявшим из представителей штатов — бывших британских колоний, а затем ратифицирована всеми 13-ю существовавшими тогда штатами.

Некоторые конституции вводятся в действие актом главы государства. К их числу относятся конституции Франции 1814 года, Австрийской империи 1849 года, Японии 1889 года, а также действующая конституция Монако 1962 года. Кроме того, метрополия может даровать конституцию своей бывшей к колонии, что произошло с конституцией Канады, которая появилась из акта о Британской Северной Америке 1867 года.

В таких арабских стран, как Катар, Оман, Кувейт, Йемен, Бахрейн, основой законодательства является шариат /правовые нормы ислама/. В Саудовской Аравии в 1992 году был принят основной низам /положение/ правления, в соответствии с которым конституцией страны является Коран и сунна.

1. Конституционное право в зарубежных странах как отрасль права: предмет и метод, место в правовой системе.
2. Система конституционного права зарубежных стран. Конституционно-правовые нормы и институты.
3. Понятие конституционно-правовых отношений, их субъекты и объекты.
4. Источники конституционного права зарубежных стран.
5. Наука конституционного права зарубежных стран: понятие, источники, методы, основные функции.
6. Политическая система. Принципы политической системы. Политический режим.
7. Экономическая система общества и ее конституционное закрепление.
8. Социальная система. Институты социальной системы.
9. Духовно-культурная система и ее конституционное закрепление.
10. Понятие и сущность зарубежных конституций. Особенности Конституции как правового акта.
11. Порядок принятия зарубежных конституций. Структура конституций.
12. Классификация зарубежных конституций.
13. Порядок внесения изменений и дополнений в зарубежные конституции.
14. Конституция США 1787г.
15. Британская Конституция.
16. Понятие государства как конституционно-правового института. Структура государственного механизма. Функции государства. Виды государств.
17. Конституционные принципы организации государства, конституционные принципы внешней и внутренней политики государства.
18. Принцип разделения властей и ”система сдержек и противовесов”.
19. Институт гражданства в зарубежных странах: понятие, значение и основные принципы.
20. Основания и порядок приобретения гражданства.
21. Основания и порядок утраты гражданства.
22. Правовой статус иностранцев в зарубежных странах.
23. Право убежища в зарубежных странах.
24. Конституционно-правовое регулирование чрезвычайного положения в зарубежных странах.
25. Понятие и основные черты конституционных прав и свобод в зарубежных странах. Их классификация.
26. Личные (гражданские) права и свободы в зарубежных странах.
27. Политические права и свободы в зарубежных странах.
28. Социально-экономические и социально-культурные права и свободы в зарубежных странах.
29. Конституционные обязанности граждан в зарубежных странах.
30. Понятие и основные признаки правового государства в зарубежных странах.
31. Понятие и основные признаки социального государства в зарубежных странах.
32. Взаимоотношения государства и конфессий в зарубежных странах. Религиозные организации, общины и конфессии и их участие в политической жизни.
33. Правовой статус политических партий в зарубежных странах. Понятие общественных объединений (союзов и ассоциаций) и их классификация.
34. Партийные системы. Понятие. Виды партийных систем.
35. Виды прав, свобод и обязанностей. Возможные ограничения и гарантии прав и свобод.
36. Монархия как форма правления: понятие, признаки, виды.
37. Республика как форма правления: понятие, признаки, виды.
38. Унитарное государство: понятие и признаки.
39. Федеративное государство: понятие и признаки. Субъекты федерации.
40. Конфедерация: понятие и признаки.
41. Автономия в зарубежных странах.
42. Понятие, значение и виды выборов в зарубежных странах.
43. Избирательное право: понятие, источники. Основные принципы избирательного права в зарубежных странах.
44. Основные стадии избирательного процесса в зарубежных странах.
45. Избирательные системы: а) мажоритарная система относительного большинства; б) мажоритарная система абсолютного большинства; в) мажоритарная система квалифицированного большинства;
46. Избирательные системы: а) пропорциональная система; б) смешанная система.
47. Институт референдума и плебисцита в зарубежных странах: понятие, виды, формула референдума.
48. Глава государства в зарубежных странах: понятие, общая характеристика, место в системе власти. Полномочия главы государства в зарубежных странах.
49. Монарх как глава государства.
50. Президент как глава государства.
51. Основы конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации.
52. Федеральный Президент Германии: конституционно-правовой статус.
53. Монарх Великобритании. Королевские прерогативы. Фактическая роль монарха.
54. Парламент: понятие и значение, классификация. Компетенция зарубежных парламентов.
55. Формирование парламентов и их структура.
56. Парламентский контроль за исполнительной властью.
57. Законодательный процесс: понятие и основные стадии.
58. Порядок работы парламента. Сессия парламента. Внутренняя организация палат. Правовой статус депутатов парламента.
59. Государственная Дума и совет Федерации российского парламента.
60. Федеральный парламент Германии. Правовое положение и полномочия палат.
61. Парламент Великобритании. Законодательный процесс.
62. Законодательная власть по Конституции США.
63. Правительство в зарубежных странах: понятие, виды, порядок образования.
64. Правительство в зарубежных странах: состав и структура, компетенция.
65. Совет министров РФ.
66. Федеральное правительство Германии. Особенности правового положения федерального канцлера.
67. Правительство и Кабинет Великобритании.
68. Место, роль и основные функции судебной власти в зарубежных странах.
69. Конституционный статус судей в зарубежных странах.
70. Виды судов в зарубежных странах. Конституционные принципы судопроизводства.

Добавить комментарий