Конституционные основы экономических отношений

Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений, участниками выступают частные субъекты хозяйствования, находящиеся между собой в отношениях конкуренции. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации, — указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 8), — гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров. услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В Российской Федерации также действует Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направленный на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке или повышение цен; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и т. д.

Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными достигнутые в любой форме соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение, если такие соглашения имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе согласованные действия, направленные, в частности, на установление цен, скидок, надбавок, наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров кругу продавцов или покупателей.

Органам власти законом запрещается принимать акты и совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

В целях предупреждения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов закон предусматривает осуществление предварительного государственного контроля за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов и других объединений,- предприятий, преобразованием органов управления и хозяйствующих субъектов в такие объединения, а также за созданием, слиянием, присоединением и ликвидацией акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и других хозяйствующих субъектов.

Закон предусматривает также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей, участие в уставном капитале хозяйствующих субъектов.

Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится к тому, чтобы обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества.

Вместе с тем государство в различных формах несет ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым;о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц; о смягчении последствий нестабильности в экономике; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между отдельными сферами жизни и группами людей.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам, служащим основой для всего правового регулирования отношений собственности в государстве.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством.

Конституция Российской Федерации (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах — частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции указывается (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» граждане и юридические лица — собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок в качестве взноса в уставные фонды акционерных обществ, товариществ. Они могут образовывать общую совместную или долевую собственность путем добровольного объединения своих земельных долей, но законодательно это не закреплено.

Важнейшим направлением создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации, методам и формам приватизации в стране в целом нельзя отрицать, что в ее результате в России заложены основы рыночной экономики. Главное, что формируется принципиально иная экономика, система экономических отношений.

Конституция Российской Федерации устанавливает (ст. 35), что в Российской Федерации иметь имущество в собственности, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В Российской Федерации отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов, изданными в пределах их полномочий.

Классификация зарубежных стран по уровню социально-эконо­мического развития и характеру политического строя. Более 200 стран, существующих в мире, сильно отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития и характеру политического строя. Значительная группа государств достигла высокого уровня капи­талистического развития (страны Западной Европы, Северной Америки, Япония, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия). В их экономике господству­ют крупные монополистические объединения, однако действует антимо­нопольное законодательство, направленное на сохранение свободной конкуренции. Наряду с крупными акционерными объединениями суще­ствует много средних и мелких фирм, которые нередко быстрее усваива­ют достижения научно-технического прогресса, способны скорее осуще­ствить переналадку производства и выпускать новые товары. В этой группе стран сельское хозяйство ведется капиталистическими метода­ми, хотя есть мелкие и средние фермеры, ведущие хозяйство на основе собственного труда и труда членов семьи. В сельском хозяйстве занята, однако, незначительная часть населения, причем класса крестьян факти­чески нет, а мелкие и часть средних фермеров, которых условно можно было бы отнести к крестьянам, составляют вместе с семьями в этой группе стран от 4 до 10%.

Социальной опорой государственной власти является в этой группе «средний класс» — рабочие, служащие, мелкая городская буржуазия, люди со сравнительно высоким уровнем жизни, заинтересованные в ста­бильности, устойчивости, — а реальные рычаги государственной власти сосредоточены в руках политической элиты, основное влияние на кото­рую оказывает довольно прагматичная крупная буржуазия.

Вторая группа — страны среднего уровня развития капитализма (не­много выше или ниже этого уровня). Это почти все страны Латинской Америки, многие государства Азии (Индия, Ирак, Пакистан, Сирия, Фи­липпины и др.), отдельные государства Северной Африки (Алжир, Еги-

пет и др.). В большинстве стран этой группы уже возникли собственные, национальные монополии, но не они господствуют в экономике. Основ­ные позиции занимают зарубежные, а чаще транснациональные компа­нии, иностранный финансовый капитал. В сельском хозяйстве этих стран проведены земельные реформы (в Пакистане, например, реформа проводилась трижды, каждый раз закон снижал размер допустимой соб­ственности на землю), но феодальные пережитки в большинстве стран еще значительны (не только помещики, но и кулаки и даже капиталисти­ческие предприниматели используют аренду, издольщину, отработки долга и т.п.). В ряде стран этой группы крестьяне преобладают среди населения (Индия, Пакистан, Ирак и др.), но в некоторых странах Латин­ской Америки (Венесуэла, Чили и др.) они уже не составляют большин­ства жителей страны.

Буржуазия еще недостаточно сильна, помещики оказывают значи­тельное влияние на политику государства. Лишь в отдельных странам политическая власть сосредоточена в руках так называемой националь­ной буржуазии (Индия, Шри-Ланка).

Третья группа — экономически отсталые страны (большинство госу­дарств Тропической Африки, мелкие государства Океании). В экономике этих стран безраздельно господствуют иностранные (обычно транснаци­ональные) корпорации, большинство населения занято в отсталом сель­ском хозяйстве, ведущемся нередко с использованием не только фео­дальных, но и патриархальных структур (сельское население, в том числе кочевники, составляет иногда до 90%, например в Афганистане или Эфиопии). Во многих странах этой группы (Западное Самоа, Папуа — Новая Гвинея, Центральноафриканская Республика, Чад и др.) нет сложившегося класса местной буржуазии, господствующей социаль­ной группой является «предбуржуазия». Многие годы ее верхушку, элиту, составляла пробуржуазная автократия, поставлявшая разноге рода «пожизненных президентов» при однопартийной системе. На рубе­же 80—90-х годов к руководству государством пришли более демократи­ческие слои общества, что не исключило, однако, новых государствен­ных и военных переворотов. Влиятельную роль в обществе этих стран играют племенные и родовые вожди (в некоторых странах при парламен­тах в качестве совещательных органов сугщутвуют палаты вождей), хотя их административные полномочия давно отменены законами.

Особое место в классификациях занимают страны тоталитарного со­циализма (Вьетнам, Китай, КНДР, Куба, Лаос), единичные сохранившие­ся страны социалистической ориентации в Африке, а также постсоциа­листические государства (Болгария, Венгрия, Монголия, Польша, Румы­ния и др.). Социалистические страны — это, как правило, страны средне­го уровня развития, хотя мировая статистика относит многие государст-

ва, возникшие на территории прежнего СССР, к развивающимся странам, несмотря на то что некоторые из них, а также Китай являются

ракетно-ядерными державами. Страны социалистической ориентации — экономически отсталые государства. Экономика тех и других, их политические системы строятся на иных конституционных принципах, чем ;

демократических странах с рыночной социально ориентированной экономикой. Постсоциалистические государства включают в свои конституции принципы рыночной экономики, но на деле в них сохраняются еще многие элементы прежних порядков.

Конституционные принципы правового регулирования экономики. Конституционное регулирование экономических отношений включает вопросы собственности, труда, распределения и др. Современные конституции содержат специальные разделы или главы, посвященные этим вопросам (гл. 3 «Об основных принципах экономической и социальной политики» конституции Испании 1978 г., разд. 7 «Об экономическом и социальном порядке» конституции Бразилии 1988 г. и т.п.). Особенно подробные главы по этим вопросам содержатся в прежних и действую щих конституциях стран тоталитарного социализма.

Конституционное регулирование исходит из существования двух разных моделей экономики: рыночной, или либеральной (в демократических странах), и огосударствленной, или тоталитарной (в частности, ] странах тоталитарного социализма). В последние десятилетия, однако во многих капиталистических государствах, особенно там, где длительное время у власти находились социал-демократические партии, утвердилась модель социально ориентированной рыночной экономики, a i 80—90-х годах в странах тоталитарного социализма (кроме КНДР) еде лан ряд существенных, а порой и коренных отступлений от огосударствленной экономики. Социально ориентированная рыночная экономик, утверждается в постсоциалистических странах.

Конституции, строящиеся с учетом рыночной модели экономики, устанавливают равноправие всех видов собственности — государственной, частной, муниципальной, хотя правовой режим различных видов hi совсем одинаков. Провозглашается свобода предпринимательской деятельности; вмешательство государства в рыночные отношения ограничивается общественно необходимыми целями. В этих конституциях обычно говорится о неприкосновенности собственности (хотя тезис о «священной» собственности в новейших конституциях не используется). Однако современные основные законы все чаще отходят от идеи абсолютно неприкосновенности собственности и закрепляют иной подход: концепцию социальной функции частной собственности. Конституция ФР1 1949 г. устанавливает, что «собственность обязывает», пользование должно одновременно служить общему благу» (ст. 14). Положения

социальной функции частной собственности содержатся в конституция:

Италии 1947 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г., Бразилии 1988 г. Украины 1996 г. и др.

Отход от принципа неприкосновенности частной собственности выражается и в том, что конституции многих стран устанавливают возможность аграрной реформы (изъятие земель сверх установленного максимума у собственников и их распределение, обычно возмездное, между

безземельными и малоземельными сельскими жителями), а также национализации (обращения частной собственности в государственную). Аграрная реформа и национализация должны проводиться в общественных

интересах, в соответствии с законом, а не каким-либо административным актом, и при обязательном (иногда предварительном) возмещении собственнику стоимости отчуждаемого имущества (исключение делаете) иногда при земельной реформе). Размер возмещения устанавливается как правило, судом, а не актами исполнительной власти.

Ограничения частной собственности связаны также с антимонопольным законодательством, с тем, что некоторые объекты могут находить только в государственной собственности (например, по конституции Испании 1978 г. — континентальный шельф, морские зоны, побережье природные ресурсы, по конституции Йемена 1989 г. — полезные ископаемые и др.). Во многих странах таких ограничений нет, в США i частной собственности находятся некоторые атомные, ракетостроительные предприятия.

В конституциях ряда стран этой группы говорится о необходимости защиты от «несправедливой эксплуатации» (основные законы Индии 1949 г., Перу 1979 г. и 1993 г., Бразилии 1988 г., Нигерии 1989 г. и др.).

В современных капиталистических странах осуществляется госу­дарственное регулирование экономики. Чисто рыночной, нерегулируе­мой экономики не существует ни в одной стране, хотя степень и характер государственного регулирования неодинаков (например, в Японии боль­ше, в США меньше). Прежде всего используется метод планирования (прогнозирования) экономики. Конституционные положения о планиро­вании содержатся лишь в немногих новых конституциях (Бразилии, Испании, Португалии и др.), да и то они с течением времени иногда исключаются из них (например, в 1959 г. из конституции Португалии изъяты нормы о принципах демократического планирования экономики, равно как и положения об обобществлении средств производства, недопуще­нии монополий и латифундий). Эти изменения направлены, однако, в основном против идей директивного планирования, само же прогнозирование развития общества, его разных сторон, принятие соответствующих документов, в том числе об интеграции, практикуется в капиталистических странах во все возрастающих масштабах. Кстати, в 1993 г

положения о директивном народнохозяйственном планировании были исключены и из конституции Китая. Их заменили положения о макроре­гулировании экономики, хотя с 1996 г. в Китае действует девятый пяти­летний план.

Перспективные программы на четыре, пять, шесть лет (они нередко назывались планами) принимались в Великобритании, Франции, Япо­нии, в большинстве развивающихся стран, которые пытались использо­вать идею планирования для ускоренного развития. Эти планы иногда принимались в форме закона, но их значение было иным, чем в социалис­тических странах. При рыночной экономике осуществляется не дирек­тивное планирование (обязательное, с ответственностью за выполнение плана), а индикативное, ориентировочное, имеющее целью создание для тех или иных отраслей лучших условий для вложения капитала и устанавливающее финансовую поддержку определенным проектам из государственного бюджета.

Наряду с прогнозированием используется множество других рычагов для регулирования экономики. Это перераспределение бюджета, прямое огосударствление (национализация) ряда отраслей хозяйства, налоговая и кредитная политика, вмешательство государства в область трудовых отношений (законодательное регулирование продолжительности рабо­чего времени, отпусков и т.д.), создание специальных ведомств и разного рода смешанных компаний с участием государственного капитала, в правлениях которых государственные чиновники и руководители моно­полий вместе решают вопросы регулирования экономики, и т.д.

Новые конституции буржуазных стран придают большое значение роли труда, иногда объявляя его основой общества. На деле, однако общественный продукт распределяется не столько с учетом количестве и качества труда, сколько в соответствии с размерами частной собственности (в акционерных компаниях — по акциям, с учетом банковских вкладов и т.д.).

В тех странах, в конституциях которых нашла выражение теория и практика огосударствленной экономики, различаются общественная собственность на средства производства (государственная и кооператив­ная), частная собственность на средства производства (в соответствии с социалистической доктриной она имеет эксплуататорский, угнетатель­ский характер), частная трудовая собственность (мелкие мастерские, крестьянские хозяйства и т.д., которые используются на основе труда владельца и членов его семьи, без применения наемной рабочей силы) и, наконец, личная собственность граждан на предметы потребления и оби­хода. В некоторых развивающихся странах, провозглашающих ориента­цию на социализм, частная собственность делится на две категории:

эксплуататорскую (она принадлежит крупной буржуазии и помещикам)

и неэксплуататорскую (собственность национальной буржуазии, со­трудничающей с государственной властью).

Конституции стран тоталитарного социализма отвергают равнопра­вие различных видов собственности, а государство проводит неодинако­вую политику по отношению к ним: общественная собственность пользу­ется преимуществами, ее государственная форма считается высшей фор­мой собственности и подлежит особой правовой защите. Важнейшие объекты экономики могут находиться только в собственности государст­ва. Частная собственность на средства производства либо практически не допускается (так было в СССР и существует в КНДР), либо имеет ограниченный характер (как сейчас во Вьетнаме, Китае) и подлежит жесткому правовому регулированию. Государство путем национализа­ции ликвидирует частную собственность и проводит обобществление крестьянских хозяйств, хозяйств ремесленников, превращая частную трудовую собственность в общественную, кооперативную. Правда, в пос­ледние десятилетия положение изменилось (в том числе и на Кубе), происходит разгосударствление собственности (приватизация, акциони­рование и др.), обратное превращение кооперативов в хозяйства собст­венников (в том числе путем создания семейных бригад и т.д.).

Правовое регулирование собственности в постсоциалистических странах в основном соответствует рыночной модели (хотя элементы ста­рого еще сохраняются), в странах социалистической ориентации — ого-сударствленной модели, хотя патриархальные институты, остатки ста­рых порядков не позволяют осуществить это до конца.

6.1. Конституционная характеристика политического многообразия в России. Политический плюрализм и его признаки. Принцип многопартийности в России. Конституционно-правовой статус политических партий в России. Порядок создания политических партий в России. Контроль государства за деятельностью политических партий в России. Конституционный запрет создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

6.2. Конституционные основы экономических отношений в Российской Федерации. Принципы рыночной экономики: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Собственность: понятие и виды. Признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Конституционно-правовой статус земли и других природных ресурсов.

6.3. Конституционные основы социальных отношений в Российской Федерации. Возникновение и развитие идей о социальном государстве. Основные направления социальной политики российского государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в сфере труда и охраны здоровья, социального обеспечения и социальной защиты (государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, установление государственных пенсий, пособий). Проблемы реализации принципа социального государства в Российской Федерации.

6.4. Конституционные основы духовно-культурных отношений. Принцип идеологического многообразия в Российской Федерации, конституционный запрет устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной.

Конституционно-правовой статус общественных объединений. Понятие и виды общественных объединений в России. Общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности населения. Правовые основы создания и деятельности общественных объединений. Контроль государства за деятельностью общественных объединений.

Конституционно-правовой статус средств массовой информации в Российской Федерации.

Конституционная характеристика России как светского государства. Светское государство: понятие и признаки. Конституционно-правовой статус религиозных объединений. Религиозные группы и организации. Порядок учреждения, реорганизации и ликвидации религиозных объединений. Проблемы реализации принципа светского государства в России.

Экономическая система— совокупность всех эк.отношений, исторически обусловленных характером собственности, существу.щей в государстве. К ним относятся отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Гос-во осуществляет регулирование эк.деят-сть в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию гос.и частной эк.деят-ти

Гос-во гарантирует всем равные возможности свободно использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом эк.деят-ти.

Принципы эк.сист.:

  • Равноправие всех видов и форм собственности; равная защита и равные условия для их развития

  • Свобода предпринимательской деятельности

  • Регулирование эк.деят-ти гос-ва осущ-ся в интересах человека и общества

  • Наличие у гос-ва права исключительной собственности на особо важные объекты

  • Возможность установления монополии гос-ва на отдельные виды деят-ти

  • Гарантированность трудящимся права управлять предприятиями, организациями, учреждениями

  • Планирование эк.деятельности

  • Конкуренция в производстве и реализации продукции

  • Инициативность в эк.деятельности

  • Единство эк.пространства

  • Свободное перемещение товаров, услуг, и финансовых средств

Конституционные основы экономической системы общества как элемента конституционного строя РБ закреплены в основном в статьях 13 и 44 К РБ. Ключевыми элементами эк.системы являются собственность, свобода эк.деят-ти, общественно полезный труд.

Согласно ч.1 ст. 13 К РБ собственность в Респ. может быть государственной и частной.

Соц. характер РБ проявляется в том, что в соотв.с частью пятой ст. 13 К государство призвано осуществлять регулирование эк.деят-ти в интересах человека и общества, обеспечивать направление и координацию гос.и частной эк.деят-ти в соц.целях

Что касается общ.полезного труда, то согласно статье 41 К РБ гражданам РБ гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, проф.подготовкой и с учетом общ.потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Гос-во создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общ.потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Граждане имеют право на защиту своих эк.и соц.интересов, включая право на объединение в проф.союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

Гос-во также гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения соц.-эк.уровня жизни.

Х-ка конст.форм собственности

(Собственность является исходной базой эк. отношений.) Собственность в РБ существует в двух формах – гос.и частной. (ч.1 ст.13 К)

Гос.и частная форма собственности в свою очередь делятся в зависимости от субъектов права собственности.

Гос.собственность выступает в виде:

1.респ.собственности (собственность РБ)

2.коммунальной собственности (собственность АТЕ)

Респ.собственность принадлежит всему народу РБ и используется в интересах всего населения РБ. Имущество респ.собственности закреплено за гос.организациями РБ.

Средства респ.бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной собственности РБ и иное гос.имущество, не закрепленное за респ. Юр.лицами, составляют казну РБ.

Закон не содержит никаких ограничений относительно объектов, которые могут находиться в собственности РБ.

коммунальная собственность принадлежит народу соответствующей АТЕ и используется в его интересах. Она не является одновременно респ.собственностью.

Коммунальная собственность состоит из казны АТЕ и имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями АТЕ в соответствии с актами зак-ва.

Частная собственность делится на:

1.частную собственность физ.лиц

2. частную собственность негос. Юр. лиц.

только в собственности гос-ва находятся:

1. Прир.ресурсы (земли с,х назначения, а также др.земли, не подлежащие в соответствии с законами РБ передаче в частную собственность; недра; воды; леса; особо охраняемые природные территории и объекты и их имущество, радиочастотный ресурс и т.д.

2. Военное и другое имущество, используемое исключительно в интересах гос.и общ.безопасности.

3. Хим.субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства и технологии, которые могут быть использованы для создания и производства хим.и бактериологического (биолог.) оружия, перечень которых установлен зак-ом РБ.

4. Предприятия по производству, хранению и сбыту наркотических и психотропных веществ и средств а также предприятия (объединения), организации и учреждения, занимающиеся выращиванием, переработкой и сбытом культур, содержащих наркот.вещества, в том числе предприятия по переработке конопли

5. Предприятия по производству, хранению, сбыту сильнодействующих и ядовитых веществ, которые могут вызвать хим.загрязнение окруж.среды и создать очаги хим.поражения людей.

6. Взрывчатые вещества и взрывные устройства, за исключением видов, разрешенных к реализации в соответствии с зак-вом РБ.

7. Радиоактивные вещества и материалы, включая изделия с их применением

8. Полигоны, здания, сооружения и оборудование для захоронения быт., пром., твердых и жидких радиоактивных, ядовитых хим.отходов, продуктов, материалов и др.веществ, загрязненных радионуклидами, скотомогильники.

9. Предприятия по добыче, переработке руд ценных металлов и камней калийных руд, радиоактивных и редкоземельных элементов.

10. Нац.эталоны единиц величин.

11. Метрополитен и городской электрический транспорт.

12. Гос.фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РБ.

И многие другие.

Объекты, которые находятся в собственности государства, не подлежат приватизации и разгосударствлению.

Добавить комментарий