Утверждение проекта федерального бюджета

Федеральный бюджет — основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.

С точки зрения экономической практики, федеральный бюджет — важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.

По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

  • федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

  • государственные пошлины.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • доходов от использования имущества;

  • доходов от продажи имущества;

  • части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

  • прибыль Банка России;

  • доходы от внешнеэкономической деятельности;

  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по установленным нормативам.

Таблица 1 — Структура доходов консолидированного бюджета РФ на 01.11.2014г.

Виды доходов

Консолидир.

бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млрд. руб.

Федерал. бюджет, млрд. руб.

Бюджеты ГВБФ, млрд. руб.

Бюджеты терр. ГВБФ, млрд. руб.

Конс. бюджеты субъектов РФ, млрд. руб.

Всего доходов

21 563,53

11 891,60

6 200,91

1 184,51

7 246,07

Налог на прибыль организаций

2 036,57

351,59

1 684,98

Налог на доходы физических лиц

2 088,32

7,71

2 080,60

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

3 825,19

4 166,51

0,05

0,00

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1 821,46

1 816,32

5,14

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

819,03

423,20

395,84

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

1 395,45

1 394,19

1,26

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

297,10

297,10

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

856,16

856,16

Налог на добычу полезных ископаемых

2 437,17

2 401,00

36,17

Таможенные пошлины

3 762,89

3 762,26

0,64

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

0,00

36,50

2 081,93

1 182,70

1 313,79

Прочие

-1 601,00

1 698,83

-4 214,04

1,71

574,39

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

  • обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

  • функционирование федеральной судебной системы;

  • осуществление международной деятельности;

  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

  • государственная поддержка атомной энергетики;

  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

  • исследование и использование космического пространства;

  • формирование федеральной собственности;

  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

  • федеральная инвестиционная программа;

  • официальный статистический учет.

Таблица 2 — Исполнение федерального бюджета по расходам (ведомственная структура) на 01.11.2014 г.

Наименование статьи расходов

Млрд. руб

Удельный

Вес, %

По всем разделам и подразделам

10 713,9

Социальная политика

2 823,9

Национальная оборона

1 942,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 542,4

Национальная экономика

1 431,7

Общегосударственные вопросы

707,2

Прочие расходы

2 266,6

Как показывают данные таблицы 2, основными расходными статьями федерального бюджета являются:

  • социальная политика;

  • национальная оборона;

  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.

Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов характеризуются низкой динамикой экономического развития, а в ряде сфер деятельности замедлением или падением темпов экономического роста, повышенным уровнем инфляции, увеличением просроченной задолженности по заработной плате, существенным ослаблением курса национальной валюты по отношению к доллару США и евро на фоне сокращения международных резервов и увеличения оттока капитала из страны

из-за нестабильной международной ситуации, обусловившей ухудшение финансово-экономических условий для России в ряде сегментов мирового рынка.

По прогнозу, номинальный объем ВВП на 2014 год оценивается в размере 72 612,0 млрд. рублей, что на 1 119,0 млрд. рублей, или на 1,6 %, выше предусмотренного в статье 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (71 493,0 млрд. рублей), а с учетом Крымского федерального округа оценка ВВП составляет 72 793,0 млрд. рублей. Темп роста ВВП в 2014 году сохранен на уровне, учтенном в прогнозных расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (с изменениям), – 100,5 %, индекс-дефлятор ВВП увеличен с 106,6 % до 108,2 %, или на 1,6 процентного пункта. Индекс потребительских цен на 2014 год увеличен с 105,5 – 106,5 % (106 %), представленных в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (с изменениям), до 107 – 107,5 % (107,5 %). В статье 1 Федерального закона № 349-ФЗ (с изменениями) целевой параметр инфляции установлен на уровне 5 % (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года).

Ожидаемая среднегодовая мировая цена на нефть марки «Юралс» в 2014 году составляет 104 доллара США за баррель, что соответствует уровню, принятому в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ 104 доллара США за баррель), а среднеконтрактная цена на природный газ (включая страны СНГ) – 321 доллар США за тыс. куб. метров, что на 30 долларов США за 1 тыс. кубических метров (на 8,5 %) ниже значения, принятого в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (с изменениями) (351 доллар США за тыс. куб. метров).

Счетная палата в заключении на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» отмечала наличие рисков недостижения ожидаемого значения среднеконтрактной цены на природный газ по итогам 2014 года на уровне 351 доллара США за 1 тыс. м3, что подтверждается корректировкой в прогнозе в сторону снижения ожидаемого

значения среднеконтрактной цены на природный газ по итогам текущего года.

Прогнозируемый объем ВВП составит в 2015 году 77 306 млрд. рублей (77 498 млрд. рублей с учетом Крымского федерального округа) при темпе роста 101,2 % и индексе-дефляторе 105,2 %, в 2016 году – 83 001 млрд. рублей (83 208 млрд. рублей с учетом Крымского федерального округа) при темпе роста 102,3 % и индексе-дефляторе 104,9 % и в 2017 году – 89 839 млрд. рублей (90 063 млрд. рублей с учетом Крымского федерального округа) при темпе роста 103 % и индексе-дефляторе 105,1 %. При этом индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) планируется снизить с 105 – 106 % (105,5 %) в 2015 году до 104 – 105 % (104,5 %) в 2016 году и до 103,5 – 104,5 % (104 %) в 2017 году.

Согласно прогнозу внутренние условия на плановый период характеризуются:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс РФ.

  2. Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ (ред. от 26.12.2014) «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (02 декабря 2013 г.)

  3. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

  4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации

  5. Интернет ресурс https://ru.wikipedia.org/

  6. Интернет ресурс http://www.glossary.ru/

Как сообщил на заседании глава комитета Андрей Макаров, поправки правительства (всего их 462) стали результатом совместной работы кабмина с Госдумой и Совфедом.

В результате принятия поправок во втором чтении будет распределено 425,7 млрд рублей из зарезервированных средств на реализацию нацпроектов, пояснил парламентарий. По его словам, речь о распределении по конкретным объектам и мероприятиям. Это необходимо, «чтобы регионы, уже понимая, какие задачи перед ними стоят, могли формировать свои обязательства и принимать свои бюджеты». «Это, действительно, очень большой объем средств. В 2019 году эта сумма составляет 425,7 млрд рублей, в 2020 году — 437,1 млрд рублей, а в 2021 году — 687,8 млрд рублей», — указал глава комитета.

Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, в свою очередь, сообщила, что поправки кабмина разделены на семь смысловых блоков. Первый как раз касается распределения средств по нацпроектам. Второй блок связан с уточнением ассигнований с учетом замечаний Счетной палаты. В третьем разделе поправок идет речь о средствах, зарезервированных до принятия решений. В частности, правительство ждет окончательных данных по количеству граждан, получающих дополнительные госвыплаты. Следующий блок уточняет траты в связи с созданием министерства науки и высшего образования. Пятый — регулирует вопросы трансфертов между бюджетами регионов. Шестой блок распределяет средства между 2018 и 2021 годами, и седьмой — уточняет ассигнования в связи с изменением типов организаций.

В частности, одна из поправок правительства касается средств на увеличение пенсий военным пенсионерам. По поручению президента выплаты им с 1 октября 2019 года вырастут на 2 процента. А с учетом ежегодной индексации денежного довольствия военные пенсии в целом вырастут на 6,3 процента и составят 26 200 рублей.

К основному чтению законопроекта о бюджете поступило более 660 поправок

Комитет по бюджету рекомендовал к принятию не только правительственные, но и депутатские поправки. Так, речь идет о ежегодном выделении дополнительных 200 млн рублей общественным организациям инвалидов. «Это будет реальная поддержка организациям, которые уже многие годы каждый день оказывают помощь людям с ограниченными возможностями», — заявил журналистам спикер Госдумы Вячеслав Володин, сообщив, что общая сумма средств с учетом этой поправки составит 1,7 млрд рублей в год.

Бюджетный комитет продолжит рассмотрение поправок к документу. В свою очередь, проект нового бюджета Пенсионного фонда уже получил рекомендацию комитета. На рассмотрение Госдумы документ также будет вынесен 14 ноября. Проект, в частности, предполагает, что страховая пенсия и фиксированная выплата к ней будут проиндексированы с 1 января 2019 года на 7,05%, с 2020 года — на 6,6%, с 2021 года — на 6,3%. В доходах фонда учтены денежные средства от реализации конфискованного имущества коррупционеров, объяснил глава ПФР Антон Дроздов. В расходной части, по его словам, учтены все решения, направленные на совершенствование пенсионного законодательства.

Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета

Изучим порядок рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета.

Государственная Дума РФ рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях.

Причем до принятия федерального закона о федеральном бюджете в первую очередь должны быть приняты федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по налогам и налогообложению, по тарифам страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, о повышении минимального размера пенсий, о порядке индексирования и пересчета государственных пенсий и пособий, о повышении минимального размера оплаты труда работникам бюджетной сферы и другие показатели, влияющие на доходную и расходную части федерального бюджета.

В первом чтении ГД РФ рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 30 дней со дня его внесения в Госдуму Правительством РФ.

В первом чтении проект федерального закона о бюджете подлежит обсуждению в комитетах, комиссиях и на пленарном заседании по следующим направлениям:

• концепции и прогнозу социально-экономического развития государства;

• основным направлениям бюджетной и налоговой политики государства на очередной год;

• основным принципам взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;

• программе государственных внешних заимствований РФ;

• программе предоставления государственных кредитов РФ иностранным государствам;

• основным показателям федерального бюджета: доходам в размере групп, подгрупп и статей бюджетной классификации доходов;

• распределению доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

• размерам несбалансированности (дефицита) федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета и источникам покрытия дефицита;

• общему объему расходов федерального бюджета в целом. При этом в течение 15 дней со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете законопроект обсуждается в комитетах и комиссиях Госдумы РФ.

Свои предложения и дополнения комитеты и комиссии направляют в Комитет Госдумы по бюджету, который обобщает предложения и готовит проект постановления о принятии или об отклонении представленного законопроекта и свои предложения и рекомендации по вопросу рассмотрения законопроекта в первом чтении.

При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Госдума РФ на первом заседании заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета ГД по бюджету, Комитета ГД по экономической политике, других комитетов и комиссий, доклад Председателя Счетной палаты РФ, на основании которых принимает решение о принятии или об отклонении законопроекта о федеральном бюджете в первом чтении.

Если законопроект принимается Госдумой в первом чтении, то это означает, что утверждаются основные показатели федерального бюджета и принимается постановление ГД РФ «О принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете на год в первом чтении».

В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении ГД РФ:

• может передать законопроект в согласительную комиссию, в которую входят представители Госдумы, Совета Федерации, Правительства РФ, с целью уточнения параметров федерального бюджета;

• может вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку.

Согласительная комиссия в течение 10 дней разрабатывает вариант основных показателей федерального бюджета на основании предложений и заключений, внесенных депутатами в первом чтении.

По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение ГД РФ согласованные основные показатели федерального бюджета, законопроекты о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах, о размерах тарифов внебюджетных фондов, о повышении минимальных размеров пенсий, о порядке индексации и пересчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда работников бюджетной сферы.

Если ГД РФ не примет решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, то проект федерального закона о федеральном бюджете считается повторно отклоненным в первом чтении и ГД РФ принимает одно из решений, указанных выше.

В случае возврата проекта федерального закона о федеральном бюджете на доработку в Правительство РФ оно в течение 20 дней дорабатывает законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключении Комитета Госдумы по бюджету, Комитета Госдумы по экономической политике, и вносит на рассмотрение ГД РФ повторно в первом чтении. ГД РФ рассматривает повторно законопроект в первом чтении в течение 10 дней со дня его повторного внесения.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство РФ представляет первый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете не позднее 30 дней после его сформирования.

Во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете в ГД РФ рассматривается в течение 15 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении. При рассмотрении законопроекта во втором чтении ГД РФ:

• утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении;

• утверждает размер федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение его средств по регионам;

• утверждает общий объем бюджета развития и бюджета текущих расходов.

Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет Госдумы по бюджету поправки по расходам федерального бюджета, который разрабатывает и вносит на рассмотрение ГД РФ проект постановления Госдумы РФ о принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении и о распределении расходов бюджета по разделам функциональной классификации бюджета.

Если Госдума РФ при рассмотрении законопроекта во втором чтении не поддержит предложения Комитета по бюджету, то она может рассмотреть альтернативные варианты сбалансированного распределения расходов федерального бюджета, которые предварительно рассматривает Комитет по бюджету по имеющимся заключениям Правительства РФ.

Если Госдума отклонит проект закона о федеральном бюджете во втором чтении, то она передает законопроект в согласительную комиссию и процесс повторяется.

В третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете Госдума РФ рассматривает в течение 25 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении.

В третьем чтении ГД РФ рассматривает:

• расходы федерального бюджета по подразделам функциональной бюджетной классификации и по всем уровням ведомственной классификации;

• расходы бюджета по целевым программам;

• расходы бюджета по федеральной адресной инвестиционной программе на планируемый год с учетом расходов, утвержденных по разделам федерального бюджета, принятого во втором чтении;

• перечень защищенных статей федерального бюджета;

• программы предоставления гарантий Правительства РФ на планируемый год;

• программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;

• программу государственных внешних заимствований РФ;

• программу предоставления государственных кредитов РФ иностранным государствам.

В течение 10 дней Комитет Госдумы по бюджету проводит экспертизу поправок, полученных от субъектов права законодательной инициативы, готовит сводные таблицы поправок по разделам законопроекта, рассмотренного в третьем чтении, и направляет их в соответствующие профильные комитеты Госдумы РФ. Поправки проходят экспертизу в Комитете Госдумы по бюджету и в Правительстве РФ.

На пленарном заседании ГД РФ при рассмотрении законопроекта в третьем чтении рассматриваются три блока поправок:

• поправки, поддержанные Комитетом Госдумы по бюджету и соответствующими профильными комитетами Госдумы РФ;

• поправки, отклоненные Комитетом Госдумы по бюджету и соответствующими профильными комитетами Госдумы РФ;

• поправки, поддержанные хотя бы одним комитетом и отклоненные другими комитетами Госдумы РФ.

В четвертом чтении законопроект о федеральном бюджете рассматривается Госдумой РФ в течение 15 дней со дня принятия в третьем чтении. В четвертом чтении рассматриваются поправки к законопроекту, квартальное распределение доходов и расходов, а также дефицита федерального бюджета.

Принятый Госдумой РФ федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федераций РФ. Совет Федераций РФ рассматривает закон о федеральном бюджете в течение 14 дней со дня его представления Госдумой РФ.

Одобренный Советом Федераций РФ закон в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

При отклонении закона Советом Федерации РФ он передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Госдумой РФ согласованный закон. Госдума РФ повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете лишь в одном чтении.

Принятый Госдумой РФ в повторном рассмотрении закон передается в Совет Федерации РФ. В случае несогласия Госдумы РФ с решением Совета Федерации РФ закон считается принятым, если при повторном голосовании за закон проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Госдумы РФ.

При отклонении Президентом РФ закона о федеральном бюджете он передается в согласительную комиссию. Кроме того, преодоление вето Президента РФ осуществляется повторным голосованием депутатов Госдумы (не менее чем двумя третьями голосов общего числа депутатов Госдумы РФ).

Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала очередного финансового года в случае непринятия Госдумой РФ закона до 1 декабря текущего года. В данном случае Госдума РФ принимает закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае органы исполнительной власти производят расходование бюджетных средств в соответствии с указанными в законопроекте суммами расходов.

В случае неприятия федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год до 1 января очередного года органы исполнительной власти имеют право производить расходование бюджетных средств по разделам, подразделам, видам и предметным статьям расходов функциональной и ведомственной классификаций ежемесячно в размере одной трети фактически произведенных сумм расходов за четвертый квартал текущего года до принятия федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.

Добавить комментарий