Конституция 1814 Франция

Конституционная Хартия

фр. Charte constitutionnelle

Отрасль права

конституционное право

Вид

конституция

Подписание

Людовиком XVIII 4 июня 1814 года

Утрата силы

4 августа 1830 года в связи с принятием Хартии 1830 года

Электронная версия в Викитеке

Хартия 1814 года — конституция Франции, дарованная королём Людовиком XVIII после вступления на престол в результате реставрации Бурбонов.

История

В 1814 году после отречения Наполеона во Франции было сформировано Временное правительство из 5 сенаторов. На престол был призван король Людовик XVIII, брат казнённого Людовика XVI. Новому монарху Сенат предложил проект новой Конституции, которая представляла собой общественный договор между нацией и королём. Однако Людовик XVIII отверг эту конституцию и в мае 1814 года объявил о восстановлении дореволюционной монархии, а 4 июня обнародовал собственный вариант конституции — королевскую Хартию, устанавливавшую в стране конституционную монархию.

Хартия была составлена из обращения короля и нескольких разделов, регулирующих основные положения государственного устройства.

Все французские граждане объявлены равными перед законом независимо от их званий и титулов. Хартия провозгласила свободу вероисповедания, однако римско-католическая церковь получила статус государственной религии. Свобода слова и печати допускалась, но в Хартии была специально оговорена возможность законодательного ограничения этой свободы в случае злоупотреблений. Все дореволюционные титулы восстанавливаются в силе; титулы, полученные после революции, также сохранены за своими обладателями.

Личность короля объявлена священной и неприкосновенной. Король является главой государства, верховным главнокомандующим вооружёнными силами и обладает всей полнотой исполнительной власти. Законодательная власть принадлежит королю и двухпалатному парламенту, состоящему из палаты пэров и палаты депутатов. Король обладает правом законодательной инициативы, издания и обнародования законов. Каждый закон должен быть принят большинством обеих палат для того, чтобы вступить в силу.

Палата пэров формируется королём без каких-либо ограничений: суммарное количество пэров может быть любым, титул пэра может стать пожизненным или наследственным. Принцы и члены королевской семьи являются пэрами по праву рождения. Минимальный возраст, необходимый для участия в заседаниях палаты, равен 25 годам, а право голоса даётся после достижения 30 лет. Все заседания палаты пэров являются секретными.

Палата депутатов избирается электоральными коллегиями в порядке, установленном законом. Срок полномочий каждого депутата — 5 лет, при этом электоральный цикл должен быть организован так, чтобы ежегодно переизбиралась 1/5 часть всей палаты. Для того, чтобы быть избранным в палату депутатов, необходимо достичь возраста 40 лет и платить не менее тысячи франков прямых налогов; для участия в выборах депутатов в качестве избирателя необходимо достичь возраста в 30 лет и платить не менее 300 франков прямых налогов. Заседания палаты являются открытыми, однако всякое заседание может быть объявлено секретным по запросу группы из не менее чем 5 депутатов.

Источником правосудия является король. Он обладает правом назначать пожизненных судей, а также правом помилования. Все положения действующего Гражданского кодекса, не противоречащие Хартии, остаются в силе.

См. также

  • Конституция Франции
  • Хартия 1830 года

Ссылки

  • Текст хартии (англ.)

Конституционная Хартия

фр. Charte constitutionnelle

Отрасль права

конституционное право

Вид

конституция

Государство

  • Франция

Подписание

Людовиком XVIII 4 июня 1814 года

Утрата силы

4 августа 1830 года в связи с принятием Хартии 1830 года

Текст в Викитеке

Хартия 1814 года — конституция Франции, дарованная королём Людовиком XVIII после вступления на престол в результате реставрации Бурбонов.

  • Конституция Франции
  • Хартия 1830 года
  • Текст хартии (англ.)

Реставрация Бурбонов — восстановление власти монархов-представителей династии Бурбонов во Франции на период с 1814 по 1830 годы, характеризующееся противоречивыми приказами монархов, неустойчивой политической ситуацией в стране.

Все послереволюционное развитие французской государственности (правление Директории, авторитарный режим Наполеона) способствовало компрометации респуб­ликанских институтов в общественном сознании Франции, подводило его к поискам «исторической справедливости» и к реставрации монархии с Бурбонами во главе.

Конституционные основылегитимной монархии(так именовался режим Реставрации) были определены в коро­левской Хартии 1814 г., дарованной Людо­виком XVIII французскому народу после его вступления на престол. Таким образом, в отличие от Конституции 1791 г., источником этого конституционного документа считался ко­ролевский, а не народный суверенитет.

В Хартии содержались прямые ссылки на «божествен­ное провидение» и декларировалось, что «вся власть сосре­доточивалась во Франции целиком в особе короля».

В Хартии предусматривалось возвращение титулов ста­рому дворянству и сохранение их за новой послереволюци­онной аристократией, которая, однако, была в значитель­ной мере истреблена во время «белого террора». Король по­лучил право жаловать дворянство «по своему усмотрению». Однако сам сословный строй в его дореволюционном виде (с дворянским землевладением) уже не мог быть восстанов­лен.

Хартия была призвана обеспечить политическое доми­нирование в государстве дворянской аристократии и новой буржуазной элиты. Она не затрагивала систему отношений собственности, сложившуюся в результате революции, в том числе крестьянское землевладение.

В Хартии нашли свое отражение также либеральные идеи. В ней говорилось о равенстве французов перед зако­ном.

В обстановке революционного подъема новый король

издал конституционную Хартию (Хартия 1830 г.), которая являла собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г., но она в большей степени учитывала реалии нового капиталистиче­ского общества. Она давала основания трактовать француз­ское государство как ограниченную и представительную монархию, связанную рамками конституционной законно­сти.

Становление во Франции Второй республики. Конституция Франции 1848 г.

Временное правительство, сформированное в результате Февральской революции, состоявшее в основном из умеренных политических деятелей, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 года провозгласило Францию республикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство до выборов Учредительного собрания пойти на некоторые социальные уступки: принят декрет о сокращении на 1 час рабочего дня, организованы национальные мастерские для безработных. Из государственного аппарата были удалены откровенные монархисты и реакционеры, выведены войска из Парижа. Стремясь сохранить прежние властные структуры временное правительство поспешило провести выборы в Учредительное собрание (политические силы: от монархистов до депутатов-рабочих. Подавляющее большинство мест из 900 – умеренные республиканцы – опасались новых потрясений, легко попадали под влияние монархистов, хотели отобрать у рабочих уступки. Восстание, подавленное Кавеньяком), призванное разработать новую конституцию для Второй республики.

Конституция Второй республики 4 ноября 1848 года – документ, отразивший противоречия своей эпохи. Закрепляла интересы умеренной буржуазии. Совместила доктрину народного суверенитета с католическими догматами о Божественном предопределении.

Конституция закрепила республиканский строй и республиканские институты. В ней особо подчеркивалось, что «публичная власть не может передаваться по наследству»(ст. 18), закрепила всеобщее избирательное право.

Система гос органов Второй республики строилась на принципе разделения властей: «разделение властей является первейшим условием свободного правления» (ст.19). Центральное место в этой системе отведено исполнительной власти, которая делегировалась народом Президенту. Президент не зависел от парламента, избирался на 4 года непосредственно населением. Полномочия: право внесения законопроектов, право отлагательного вето, право помилования; назначал и смещал министров, а по совету последних – дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, и других должностных лиц. Не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания, но мог распоряжаться министрами, полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Национальное собрание ( 750 депутатов, однопалатное), избираемое на 3 года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права и без имущественного ценза, было наделено законодательной властью. Не имело авторитета и политической силы.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием (это также ослабляло позиции парламента). Компетенция: предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих от правительства и Национального собрания; контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров, т. е. административной юстиции.

Слабость второй республики из-за нереальности ее социальных обещаний и уязвимой организации гос власти.

Президент – Луи Наполеон Бонапарт. В Национальном собрании сильные позиции получили монархисты (отмена демократических институтов). Бонапарт 2 декабря 1851 года разогнал Национальное собрание и установил президентское правление. 14 января 1852 года промульгировал новую конституцию. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, имел в своем распоряжении полицейско-бюрократический аппарат, вершил правосудие. Парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность. Законодательный процесс находился под контролем президента (право обращаться к населению в форме плебисцита) и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом (выборный) и Сенатом (по указанию Президента мог вносить последующие изменения в конституционную систему). Логическим завершением конституции 1852 г. были сенатус-консульт и последующий плебисцит о восстановлении во Франции императорской власти в лице Наполеона III.

Официальное провозглашение 2 декабря 1852 г. Второй империи во Франции означало торжество откровенной реакции, окончательное утверждение новой разновидности бонапартистского режима. Правительство Наполеона вынуждено постоянно лавировать. Используя жестокие репрессии против участников рабочих организаций, Наполеон в то же время шел на отдельные уступки рабочему движению. Политика создавала благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Но Бонапартизм существенно ограничил политические права населения.

После официального провозглашения империи гос строй Франции приобретал все более антидемократический и авторитарный характер. Сенатус-консульт 25 декабря 1852 г. дал императору право председательствовать в Государственном совете и Сенате, издавать декреты и определять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался Законодательным корпусом. Выборы в Законодательный корпус были поставлены по контроль правительства. В 60-х гг. в связи с ростом общественного недовольства и подъемом рабочего движения Наполеон III был вынужден пронести частичные либеральные реформы. Важным звеном в политическом механизме Второй империи была армия, верхушка которой не только поддерживала внутренние репрессивные акции императора, но и была вдохновителем его внешней агрессивной и колониальной политики.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ХАРТИЯ ФРАНЦУЗСКОГО КОРОЛЕВСТВА
4 ИЮНЯ 1814 ГОДА
Божественное Провидение, призывая нас снова после долгого отсутствия в наши государства, возложило на нас великие обязанности. Мир составлял первую потребность наших подданных: мы неустанно заботились о нем, и этот мир, столь необходимый Франции, как и остальной Европе, подписан. Современное состояние королевства требовало конституционной хартии: мы обещали ее, и теперь ее обнародуем. Мы рассудили, что, хотя вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе Короля, наши предшественники не колебались видоизменять ее осуществление сообразно различию времен. Таким образом, общины были обязаны своим освобождением Людовику Толстому, укреплением и расширением своих прав Людовику Святому и Филиппу Красивому, судебные учреждения были установлены и развиты законами Людовика XI, Генриха II и Карла IX. Наконец, Людовик XIV определил почти все части государственного управления различными указами, мудрость коих еще доселе ничем не превзойдена. Мы должны были по примеру Королей, наших предшественников, принять в расчет последствия постоянно возрастающих успехов просвещения, новые отношения, которые эти успехи внесли в общество, направление, укоренившееся в умах за последние полвека и важные перемены. Из этого воспоследовавшие мы признали, что желание наших подданных иметь конституционную хартию есть выражение действительной потребности, но, уступая этому желанию, мы приняли все меры к тому, чтобы эта хартия была достойна нас и народа, которому мы гордимся повелевать. Мудрые люди, взятые из первых учреждений государства, соединились с комиссарами нашего Совета для работы над этим важным делом. Признавая, что свободная и монархическая конституция должна была оправдать ожидания просвещенной Европы, мы в то же время должны были памятовать и о том, что наш первый долг относительно наших народов повелевает нам охранять, для их же блага, права и преимущества нашей короны. Мы надеялись, что, наученные опытом, они убедились, что одна верховная власть может дать установленным ею учреждениям ту силу, постоянство и величие, которыми она сама обладает, что, таким образом, когда мудрость Королей свободно сходится с желанием народов, конституционная хартия может быть долговечна, но когда насилие исторгает уступки у слабости Правительства, общественная свобода подвергается не меньшей опасности, чем самый престол. Мы искали, наконец, начал для конституционной хартии во французском характере и в достойных уважения памятниках прошедших веков. Так, мы усмотрели в восстановлении пэрии истинно национальное учреждение, которое должно связать все воспоминания со всеми надеждами, соединяя времена прошедшие и новые. Мы заменили палатою депутатов те древние собрания Мартовских и Майских Полей, которые так часто обнаруживали одновременно как ревность к интересам народа, так верность и уважение к власти Королей. Стараясь, таким образом, вновь связать цепь времен, прерванную пагубными уклонениями, мы изгладили из нашей памяти, как хотели бы, чтобы можно было изгладить их и из истории, все бедствия, постигшие отечество в продолжение нашего отсутствия. Счастливые вновь находятся на лоне нашей великой семьи, мы не могли ответить на любовь, в которой мы получаем столько уверений, иначе, как словами мира и утешения. Самое заветное желание нашего сердца в том, чтобы все французы жили братьями, и чтобы никогда никакое горькое воспоминание не нарушало спокойствие, которое должно последовать за торжественным актом, который мы ныне им даруем. Твердые в наших намерениях, сильные сознанием нашего долга, мы обязуемся перед собранием, нам внимающим, быть верными этой конституционной хартии, предоставляя себе присягнуть в ее соблюдении, с новою торжественностью, пред алтарями Того, кто взвешивает на тех же весах царей и народы. На основании сего Мы добровольно и в силу свободного осуществления нашей королевской власти даровали и даруем, уступили и пожаловали нашим подданным как за себя, так и за наших преемников, навсегда нижеследующую конституционную Хартию:
Публичное право французов
1. Французы равны пред законом, каковы бы ни были их титулы и чины.
2. Они несут все без различия и соразмерно своему имуществу государственные повинности.
3. Они все равно допускаются к гражданским и военным должностям.
4. Личная свобода их одинаково гарантирована: никто не может быть подвергнут преследованию или задержанию иначе, как в предусмотренных законом случаях и в предписанной им форме.
5. Каждый исповедует с равной свободой свою религию и пользуется одинаковой охраной в отношении своего вероисповедания.
6. При этом, однако, католическая, апостольская, римская религия есть религия государственная.
7. Только служители католической, апостольской, римской религии и других христианских исповеданий получают содержание из королевской казны*.
8. Французы имеют право обнародовать и печатать свои мнения, сообразуясь с законами, которые должны преследовать злоупотребления этой свободой*.
9. Все виды собственности неприкосновенны, не исключая так называемой национальной. Закон не делает никакого различия между ними.
10. Государство может требовать пожертвования собственностью для общественного интереса, законным образом удостоверенного, но с предварительным вознаграждением.
11. Всякие розыски по поводу мнений и голосования, относящихся ко времени до восстановления династии, воспрещаются. То же забвение предписывается судам и гражданам.
12. Всеобщая и обязательная воинская повинность отменяется. Порядок набора сухопутной и морской армии определяется законом.
Формы королевского управления
13. Особа Короля неприкосновенна и священна. Его министры ответственны. Исполнительная власть принадлежит исключительно Королю.
14. Король есть верховный глава государства, он начальствует над сухопутными и морскими силами, объявляет войну, заключает мирные, союзные и торговые договоры, назначает на все должности по государственному управлению и издает распоряжения и указы, необходимые для исполнения законов и для безопасности государства.
15. Законодательная власть осуществляется совместно Королем, палатой пэров и палатой депутатов от департаментов.
16. Закон предлагается Королем.
17. Законопроект вносится в палату пэров или в палату депутатов, по усмотрению Короля, кроме закона о налогах, который должен быть направлен сначала в палату депутатов*.
18. Всякий закон должен быть свободно обсужден и принят большинством голосов в каждой из обеих палат.
19. Палаты могут всеподданнейше просить Короля предложить закон по какому бы то ни было предмету и указать, каково, по их мнению, должно быть содержание этого закона*.
20. Такое ходатайство может быть возбуждено каждой из обеих палат, но лишь по обсуждении его в закрытом комитете; палата, предложившая ходатайство, пересылает его другой не иначе, как по истечении десятидневного срока*.
21. Если предложение принято другой палатой, оно подносится на благоусмотрение Короля; если оно отвергнуто, то не может быть представлено вторично в течение той же сессии*.
22. Король один утверждает и обнародует законы.
23. Гражданский лист устанавливается на все время царствования первым законодательным собранием, созванным со времени восшествия Короля на престол.
О палате пэров
24. Палата пэров есть существенная составная часть законодательной власти.
25. Она созывается Королем в то же время, как и палата депутатов от департаментов. Сессия одной начинается и оканчивается в то же время, как и сессия другой.
26. Всякое собрание палаты пэров, которое состоялось бы не во время сессии палаты депутатов или не по приказу Короля, незаконно и юридически недействительно.
27. Назначение пэров Франции принадлежит Королю. Число их не ограничено; он может устанавливать различные разряды их, назначать их пожизненно или наследственно, по своему усмотрению.
28. Пэры могут присутствовать в палате по достижении двадцати пяти лет, а подавать решающий голос только по достижении тридцати лет.
29. В палате пэров председательствует канцлер Франции, а в его отсутствие  один из пэров, назначенный Королем.
30. Члены королевского семейства и принцы крови суть пэры по праву рождения. Они заседают непосредственно за президентом, но имеют решающий голос только по достижении двадцати пяти лет .
31. Принцы не могут участвовать в заседаниях палаты, иначе как по приказу Короля, даваемому для каждой сессии в форме особого послания, под страхом недействительности всего того, что будет совершено в их присутствии .
32. Все совещания палаты пэров происходят негласно .
33. Палата пэров ведает делами о верховной измене и посягательствах на безопасность государства, которые будут определены законом.
34. Всякий пэр может быть арестован только властью палаты и судим только ею в уголовном порядке.
О палате депутатов от департаментов
35. Палата депутатов состоит из депутатов, избираемых избирательными коллегиями, организация которых будет определена законами.
36. Каждый департамент избирает столько же депутатов, сколько он избирал до сих пор .
37. Депутаты избираются на пять лет и таким образом, чтобы палата возобновлялась ежегодно на одну пятую часть.
38. Никакой депутат не может быть допущен в палату, если он не имеет сорокалетнего возраста и не платит тысячи франков прямых налогов .
39. Если бы, однако, в департамент не набралось пятидесяти лиц указанного возраста, платящих, по крайней мере, тысячу франков прямых налогов, число их пополняется наиболее обложенными ниже тысячи франков, и эти последние могут быть избираемы наравне с первыми.
40. Избиратели, участвующие в выборах депутатов, не могут иметь права голоса, если они не платят прямых налогов в размере трехсот франков и если они имеют менее тридцати лет от роду.
41. Председатели избирательных коллегий назначаются Королем и являются по праву членами коллегии .
42. По крайней мере, половина депутатов должна быть избрана из могущих быть избранными лиц, которые имеют постоянное местожительство в департаменте.
43. Председатель палаты депутатов назначается Королем из представленного палатой списка пяти членов7.
44. Заседания палаты публичны, но достаточно требований пяти членов для того, чтобы она преобразовалась в тайный комитет.
45. Для обсуждения проектов, представленных со стороны Короля, палата разделяется на бюро.
46. Не может быть сделано никакой поправки к закону иначе, как по предложению или с согласия Короля и по предварительному препровождению и обсуждению ее в бюро .
47. Палата депутатов получает все предложения относительно налогов, и только после того, как эти предложения будут ею приняты, они могут быть внесены в палату пэров.
48. Никакой налог не может быть установлен или взимаем без согласия обеих палат и утверждения Короля.
49. Поземельный налог устанавливается только на один год. Косвенные сборы могут быть устанавливаемы на несколько лет.
50. Король созывает ежегодно обе палаты; он определяет продолжительность их сессий и может распустить палату депутатов от департаментов, но в таком случае он должен созвать новую палату в трехмесячный срок.
51. Никакое взыскание не может быть обращено на личность члена палаты в продолжение сессии и в течение шести недель, ей предшествующих или за ней следующих.
52. Ни один член палаты не может быть в продолжении сессии подвергнут преследованию или задержанию в уголовном порядке иначе, как после того, как палата разрешит его преследование, кроме случая захвата на месте преступления.
53. Всякое ходатайство, обращенное к той или другой палате, должно быть составлено и представлено в письменной форме. Закон запрещает приносить просьбы лично или к решетке палаты.

О министрах
54. Министры могут быть членами палаты пэров или палаты депутатов. Они имеют, независимо от этого, право входа в ту и другую палату и должны быть выслушаны, когда они этого требуют.
55. Палата депутатов имеет право обвинять министров и отсылать их к палате пэров, которая, только одна, имеет право судить их.
56. Они могут быть обвиняемы только в измене и лихоимстве. Особые законы определяют признаки этих преступлений и порядок их преследования .
О судебных учреждениях
57. Всякое правосудие исходит от Короля. Оно отправляется от его имени судьями, которых он назначает и определяет на должность.
58. Назначенные Королем судьи несменяемы.
59. Существующие в настоящее время общие суды сохраняются. В них не может быть ничего изменено иначе, как в силу закона.
60. Существующее учреждение торговых судей сохраняется.
61. Мировой суд равным образом сохраняется. Мировые судьи, хотя и назначаются Королем, не пользуются несменяемостью.
62. Никто не может быть изъят из подсудности своим законным судьей.
63. Не могут быть поэтому учреждаемы чрезвычайные комиссии и суды. Под это наименование не подводятся превотальные суды, если восстановление их будет признано необходимым .
64. В уголовных делах прения должны быть публичны, если только эта публичность не представляет опасности для общественного порядка и нравственности и суд не объявит этого путем особого постановления.
65. Учреждение присяжных сохраняется. Изменения, необходимость которых была бы признана на основании более продолжительного опыта, могут быть произведены только путем закона.
66. Наказание конфискацией имущества отменяется и не может быть восстановлено.
67. Король имеет право помилования и смягчения наказаний.
68. Гражданское Уложение и ныне существующие законы, которые не противоречат настоящей Хартии, остаются в силе, пока они не будут законно отменены.
Особые права, гарантированные государством
69. Военные, состоящие на действительной службе, отставные офицеры и солдаты, вдовы, офицеры и солдаты, получающие пенсию, сохраняют свои чины, почетные отличия и пенсии.
70. Государственный долг гарантирован. Всякого рода обязательства, взятые на себя государством по отношению к его кредиторам,  нерушимы.
71. Старому дворянству возвращаются его титулы. Новое сохраняет свои. Король возводит в дворянство по своему усмотрению; но при этом он дает только почетные звания и отличия, без всяких изъятий от общественных повинностей и обязанностей.
72. Почетный легион сохраняется. Король установит его внутренний распорядок и знаки отличия.
73. Колонии управляются особыми законами и распоряжениями.
74. Король и его преемники при торжестве их коронования присягают верно соблюдать настоящую Конституционную Хартию .
Переходные статьи
75. Депутаты от департаментов Франции, заседавшие в Законодательном Корпусе во время последней отсрочки его заседаний, продолжают заседать в палате депутатов впредь до замены их новыми.
76. Первое возобновление одной пятой палаты депутатов состоится не позднее 1816 года согласно установленной между сессиями очереди.

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> История, география и краеведение >> Путешествия и отдых >>

А. Е. Рогинская. «Очерки по истории Франции XVII—XIX вв.»
Изд-во Института международных отношений, М., 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Перед своим вступлением в Париж Людовик XVIII опубликовал в Сент-Уане 2 мая 1814 г. декларацию, где он объявлял о своем намерении дать стране конституцию.
4 июня 1814 г. была обнародована обещанная конституция, названная хартией. Согласно хартии, во Франции учреждалась конституционная монархия.
Законодательная власть должна была осуществляться королем совместно с парламентом из двух палат: палатой пэров и палатой депутатов. Налоги и законы должны были вотироваться палатами. Министры объявлялись ответственными перед парламентом. Эта широковещательная часть конституции была предназначена для французской буржуазии.
Хартия, однако, теряла свою либеральную видимость при ознакомлении с ее другими пунктами. Парламент по существу не ограничивал власть монарха: хотя депутаты в нижнюю палату избирались в департаментах, зато члены верхней палаты — пэры — назначались королем; число пэров не было ограничено.
Королю принадлежало право санкционировать и обнародовать законы и, следовательно, не утверждать те из них, которые были ему неугодны. «Королю одному принадлежит исполнительная власть,— гласил четвертый пункт хартии.— Король есть верховный глава государства, он начальствует над сухопутными и морскими силами, объявляет войну, заключает мирные, союзные и торговые договоры, назначает на все должности государственного управления и издает регламенты и ордонансы для исполнения законов и безопасности государства».
В хартии указывалось, что в течение ближайшего года будет разработан избирательный закон для выборов депутатов в нижнюю палату, а пока что вводился временный закон, на основании которого для кандидата в депутаты устанавливался высокий имущественный ценз: он должен был платить прямой налог не менее 1000 франков в год; возрастной ценз был определен в 40 лет. Избиратель должен был платить прямой налог в размере 300 фр. в год и быть не моложе 30 лет. Срок полномочий депутатов устанавливался на пять лет с ежегодным обновлением 20% состава палаты.

Указанный имущественный ценз был так высок, что из 30 млн. французского населения менее 16 тыс. человек получали право быть избранными и около 90 тыс. человек — избирать. Таким образом, не только пролетариат и крестьянство, но и значительная часть буржуазии была лишена избирательных прав. Поэтому среди мелкой буржуазии и интеллигенции царило глубокое недовольство хартией.
Конституция предоставляла все политические права дворянству и наиболее реакционной части буржуазии. Хартия оказалась политическим компромиссом между старым дворянством и крупной буржуазией, так как она, с одной стороны, признала за совершившийся факт распродажу -национальных имуществ — меры «архибуржуазной, чисто-буржуазной и безусловно укрепляющей буржуазные, т. е. капиталистические, отношения производства», а с другой — обеспечивала власть лишь самым реакционным кругам дворянства и буржуазии.
Людовик XVIII рассматривал хартию 1814 года как вынужденную уступку. Свое стремление не считаться с изменениями, происшедшими во Франции за годы революции и правления Наполеона, он выразил в заключительной фразе хартии, когда датировал этот документ: «Дана в Париже, в год от Рождества Христова 1814, царствования же нашего в девятнадцатый».
Для короля как бы не существовало ни революции и революционного правительства, ни наполеоновской империи,— он считал началом своего царствования 1795 год (год смерти никогда не правившего сына Людовика XVI, которого роялисты величали Людовиком XVII).
Разумеется, это стремление вычеркнуть из истории события, которые имели своим последствием смену феодализма и классового господства сеньора торжеством капитализма и властью буржуазии, не могло не вызвать у этой последней глубокого возмущения.
Если учесть, что французское дворянство эпохи Реставрации представляло собой жалкие и сравнительно немногочисленные остатки некогда могущественного класса и что основная масса буржуазии быстро перешла в лагерь оппозиции, то можно сказать, что Бурбоны не имели широкой социальной опоры,— это и определило недолговечность их правления.

продолжение книги…

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Читать статью >>

Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся…
Прочитать полностью >>

Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений…
Прочитать полностью >>

Если приснился плохой сон…


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро…
Прочитать полностью >>

.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает…
Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что …
Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные…
Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда…
Читать статью >>

Добавить комментарий