Конституция 5 республики

В настоящее время во Франции действует конституция, подготовленная генералом Ш. де Голлем и принятая на референдуме в 1958 г. Со времени Великой буржуазной революции во Франции всего было принято 17 конституций и конституционных хартий.

Французская Конституция включает в себя три равных по юридической силе акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. И преамбулу Конституции Французской республики 1946 г. Два последних акта касаются, прежде всего, основных прав и свобод человека и гражданина.

Собственно же Конституция 1958 г. закрепляет республиканскую форму правления (в Конституции содержится норма, запрещающая пересмотр этого положения), провозглашает Францию правовым, светским, социальным государством. Также обозначены основы организации системы государственной власти, основанной на принципе разделения властей. В научной литературе Францию по форме правления принято относить к смешанным (полупрезидентским) республикам. В первую очередь это выражено в том, что Конституция доминирующее положение отводит президенту и исполнительной власти, одновременно закрепляя институт парламентской ответственности правительства.

По способу изменения французскую Конституцию относят к жестким. Предусмотрено две процедуры внесения поправок: 1) утверждение конституционного закона на референдуме; 2) принятие поправок конституционным конгрессом (это специально создаваемый представительный орган). Для вынесения поправок на референдум необходимо, чтобы проект конституционного закона поддержало квалифицированное большинство обеих палат парламента. Однако президент не обязан каждый одобренный закон о внесении поправок в конституцию выносить на референдум. При этом срок давности для одобренных парламентом законов не установлен (это так называемый отложенный пересмотр конституции). Принятые поправки включаются непосредственно в текст Конституции, т. е. Конституция действует в новой редакции.

Итоговый тест по Всеобщей истории в 10 классе.

А 1. В какой период произошёл переход от присваивающего хозяйства к производящему:

1) Палеолита

2) Мезолита

3) Неолита

4) Железного века.

А 2. Прочтите отрывок из документа и определите имя правителя, написавшего о себе эти слова:

Я-заботливый, покорный великим богам…могучий царь…вынудивший к послушанию четыре страны света, любимец богини Иштар.(…)Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, чтобы в Вавилоне…судить суд страны, выносить решения страны и притеснённому оказать справедливость, я начертал свои драгоценные слова на своём памятнике и установил перед своим, царя справедливости, изображением.

1) Тутмос

2) Кир Великий

3) Хаммурапи

4) Ашшурбанапал

А 3. Наиболее почитаемым и могучим из всех героев Греции, совершившим двенадцать подвигов, был

1) Тесей

2) Геракл

3) Орфей

4) Кербер

А 4. Крупнейшим в истории Римского государства восстанием рабов стало в 74 году до н.э. восстание

1) Крипса

2) Гракха

3)Спартака

4)Митриада

А 5.Западная Римская империя пала в результате:

1) Нашествия варваров

2) Заговора республиканцев

3) Поражения Рима в войне с Карфагеном

4) Восстания рабов под предводительством Спартака

А 6.Согласно военной реформе Карла Мартелла,

1) Основу войска франков составила тяжёлая конница, воинам которой предоставлялись земли

2) Широко набирались в войско швейцарские наёмники и английские лучники

3) Войска собирались из свободных франков-крестьян, составлявших народное ополчение

4) Объявлен массовый набор в войско представителей кочевых народов, венгров и аваров

А 7.Расцветом Византийской империи считается время правления императора

1) Юстиниана

2) Константина Мономаха

3) Алексея Комнина

4) Василия Болгаробойцы

А 8.Основные направления в исламе

1) Католичество и православие

2) Лютеранство и кальвинизм

3) Суннизм и шиизм

4) Махаяна и хинаяна

А 9.Война, разразившаяся в Европе с 1337 по 1453 гг. получила название

1) Северная

2) Столетняя

3) Реконкиста

4) Гуситская

А 10.Прочитайте фрагмент из стихотворения средневекового поэта:

«Всю жизнь я только и знал,

Что дрался, бился, фехтовал;

Везде, куда ни брошу взгляд,

Луг смят, двор выжжен, срублен сад,

Вместо лесов – лесоповалы…»

О жизни какого из средневековых сословий повествует поэт?

1) Ремесленников

2) Крестьян

3) Торговцев

4) Рыцарей

А 11.Укажите о ком идёт речь: скульптор, художник, поэт, архитектор, музыкант, философ, механик.

1) Микеланджело

2) Леонардо да Винчи

3) Рафаэль

4) Рембрандт

А 12.Согласны ли вы со следующими утверждениями?

А. Начало Реформации в Европе положила деятельность французского богослова Жана Кальвина.

Б. Создателем Ордена иезуитов был Игнатий Лойола.

1) Верно суждение А.

2) Верно суждение Б.

3) Верны оба суждения.

4) Неверны оба суждения.

А 13.Укажите, с кем из русских правителей состоял в переписке Вольтер:

1) Пётр Первый

2) Анна Иоанновна

3) Елизавета

4) Екатерина Вторая

А 14.Изобретателем книгопечатания в Европе считается

1) Эразм Роттердамский

2) Томас Мор

3) Лоренцо Валла

4) Иоганн Гуттенберг

А 15. О каком событии идет речь? (На основе королевской грамоты 1517 г.)

В прошлые времена некоторые из наших подданных, не думая ни о Боге, ни о благе нашего королевства, ни о его защите, окружили изгородями и канавами некоторые деревни, хутора и другие места в Английском королевстве, где жили и из года в год прилежно занимались земледелием многие из наших подданных, выгнали и выбросили их из домов, деревень и хуторов, а также принадлежащие к ним поля и земли обратили в пастбище для разведения овечьих стад и другого скота для своей выгоды…

А 16.Какое сражение называют «битвой народов»?

1) Смоленское сражение

2) Бородинскую битву

3) Сражение под Лейпцигом

4) Битву при Ватерлоо

А 17.Укажите характерные черты политики реакции

1) Принятие конституций, создание представительных органов власти;

2) Поддержка национально- освободительного движения

3) Восстановление абсолютизма, ограничение прав народа, вмешательство в дела других государств

4) Пересмотр европейских границ

А 18. Укажите промышленные страны первой половины XIX века

1) Россия, Турция, Италия

2) Мексика, Венесуэла, Бразилия

3) Англия, Франция, Германия

4) Китай, Индия, Иран

А 19.В какой из европейских стран в 1848 году не было революции

1) В Германии

2) В Австрии

3) В Англии

4) Во Франции

А 20.Когда в южных штатах США было отменено рабство?

1) В 1861

2) В 1863

3) В 1865

4) В 1885

В 1. Соотнесите событие и период истории

А) Великая Французская революция 1. Древний мир

Б) Походы Александра Македонского 2.Средние века

В) Крестовые походы 3.Новое время

Г) Гражданская война в США

А

Б

В

Г

Б2. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Полученный ответ впишите в таблицу

1) ареопаг А) особый церковный суд,

осуждающий еретиков

2) феод Б) Совет старейшин в Древнем

Риме, в который входили

представители

аристократических родов.

3) инквизиция В) земельное владение с

крестьянами, даваемое

за военную службу

4) монополия Г) объединение

предпринимателей,

контролирующих производство,

цены и сбыт продукции.

В3. Запишите пропущенное слово

1) Античная эпоха ознаменовалась рождением мировой религии — …

2) В Древней Индии возникла древнейшая из мировых религий — …

3) Аравийский полуостров является родиной самой молодой из мировых религий — …

1) ______________________________________

2) ______________________________________

3) ______________________________________

В4. Расставьте в хронологическом порядке

А) Греко — персидские войны

Б) Столетняя война

В) Война за независимость в Северной Америке

Г) Франко- прусская война

Д) Тридцатилетняя война

В5. Кто здесь лишний?

  1. Христофор Колумб, Оливер Кромвель, Васко да Гама, Фернан Магеллан

  2. Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Отто фон Бисмарк, Авраам Линкольн.

  3. Максимилиан Робеспьер, Жорж Жак Дантон, Наполеон Бонапарт, Джузеппе Гарибальди

Ответы.

Часть А.

Правительство Республики в соответствии с Конституционным законом от 3 июня 1958 года предложило. Французский народ принял.

Президент Республики обнародует Конституционный закон, содержание которого следует.

Преамбула

Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной в преамбуле к Конституции 1946 года.

Исходя из этих принципов, а также из принципа свободного самоопределения народов, Республика предлагает народам заморских территорий, которые выражают желание присоединиться к ней, новые установления (institutions), основанные на совместном идеале свободы, равенства и братства и имеющие целью их демократическое развитие.

Статья 1. Республика и народы заморских территорий, которые актом свободного самоопределения принимают эту Конституцию, основывают Сообщество.

Сообщество основано на равенстве и солидарности народов, входящих в его состав.

Раздел I

О суверенитете

Статья 2. Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем своим гражданам, независимо от происхождения расы или религии. Она уважает все верования.

Национальной эмблемой является трехцветный флаг — синий, белый, красный

Национальным гимном является «Марсельеза».

Девизом Республики является: «Свобода, Равенство, Братство».

Ее принципом является: правительство народа, по воле народа и для народа.

Статья 3. Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума.

Раздел II

Президент республики

Статья 5. Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства.

Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров.

Статья 6. Президент Республики избирается на 7 лет путем всеобщего и прямого голосования.

Условия применения настоящей статьи устанавливаются opганическим законом.

Статья 7. Президент Республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, на следующее за ним второе воскресенье назначается второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее количество голосов и снявших свои кандидатуры (если это будет иметь место).

Время голосования назначается Правительством.

Статья 8. Президент Республики назначает Премьер-министра. Он прекращает исполнение служебных обязанностей Премьер-министра после вручения им заявления об отставке Правительства. По предложению Премьер-министра он назначает других членов Правительства и прекращает исполнение ими их служебных обязанностей.

Статья 9. Президент Республики председательствует в Совете министров.

Статья 10. Президент Республики обнародует законы в течение пятнадцати дней, которые следуют за передачей Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей. В новом обсуждении ему не может быть отказано.

Статья 11. По предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которые публикуются в «Journal Officiel», Президент Республики может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти, содержащий одобрение какого-либо соглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора, который, не противореча. Конституции, отразился бы на функционировании установлении. Когда референдумом проект одобрен, Президент Республики обнародует его в сроки, предусмотренные предыдущей статьей.

Статья 12. Президент Республики может после консультаций с Премьер-министром и председателями палат Парламента распустить Национальное собрание. Всеобщие выборы происходят не менее чем через двадцать и не более чем через сорок дней после роспуска. Национальное собрание собирается по праву во второй четверг после избрания. Если это заседание имеет место не в периоды, предусмотренные для обычных сессий, то продолжительность сессии по праву ограничивается пятнадцатью днями. Национальное собрание не может быть снова распущено в течение года после таких выборов.

Статья 13. Президент Республики подписывает указы и декреты, обсужденные в Совете министров.

То есть без специального созыва, в законный срок.

Он производит назначения на гражданские и военные государственные должности.

Государственные советники, Великий канцлер ордена Почетного легиона, послы и чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры университетов, директора центральных ведомств назначаются в Совете министров.

Органический закон определяет другие должности, назначения на которые производятся в Совете министров, а также условия, при которых Президент Республики может уполномочить кого-либо осуществлять право назначения на должности от его имени.

Статья 14. Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников при иностранных державах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем.

Статья 15. Президент Республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в советах и высших комитетах национальной обороны.

Статья 16. Когда установления Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат Парламента, а также с Конституционным советом. Он информирует об этом Нацию посланием. В основе этих мероприятий должно лежать стремление обеспечить в кратчайшие сроки созданным в соответствии с Конституцией органам государственной власти средства выполнения их задач. По этому вопросу запрашивается мнение Конституционного совета. Парламент собирается по праву. Национальное собрание не может быть распущено в периода осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17.Президент Республики осуществляет право помилования.

Статья 18.Президент Республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах, но не подлежат никакому обсуждению. В перерывах между сессиями Парламент специально собирается для этой цели.

Статья 19. Акты Президента Республики, за исключением указанных в статьях 8 (первый абзац), 11, 12, 16, 18, 54, 56 и 61, скрепляются подписью Премьер-министра и, в случае необходимости, — ответственными министрами.

Раздел III

Правительство

Статья 20. Правительство определяет и осуществляет политику Нации.

В его распоряжении находятся административные органы и вооруженные силы. Оно ответственно перед Парламентом в условиях, предусмотренных статьями 49 и 50, и в соответствии с процедурами, установленными этими статьями.

Статья 21. Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением условий статьи 13 он осуществляет регламентные полномочия и назначает на военные и гражданские должности.

Он может передавать некоторые из своих полномочий министрам. В случае необходимости он председательствует вместо Президента Республики на заседаниях советов и комитетов, упомянутых в статье 15. В исключительных случаях он может председательствовать вместо Президента на заседании Совета министров по определенному поручению Президента и с определенной повесткой дня.

Статья 22. Акты Премьер-министра, в случае необходимости, скрепляются подписью министров, на которых возложено их исполнение.

Статья 23. Функции члена Правительства несовместимы с парламентским мандатом, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, со всякой государственной службой или профессиональной деятельностью. Органический закон определяет порядок замещения лиц, обедающих вышеуказанным мандатом или занимающих вышеуказанные должности и положения. Замещение членов Парламента происходит в соответствии с постановлениями статьи 25.

Раздел IV

Парламент

Статья 24. Парламент состоит из Национального собрания и Сената. Депутаты Национального

собрания избираются прямым голосованием. Сенат избирается путем косвенного голосования.

Он обеспечивает представительство территориальных единиц Республики. В Сенате представлены

французы, проживающие за пределами Франции.

Статья 25. Органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещении. Этот закон определяет также условия замещения вакантных мест депутатов или сенаторов вплоть до полного или частичного обновления соответствующей палаты.

Статья 26. Ни один член Парламента не может подвергаться преследованию, розыскам, аресту, заключению или суду за высказанные мнения или за участие в голосовании при исполнении им своих обязанностей. Ни один член Парламента во время сессии не может подвергаться преследованию или аресту за уголовные преступления или проступки без разрешения палаты, в состав которой он входит, а исключением случаев, когда он застигнут на месте преступления.

Ни один член Парламента во время парламентских каникул не может быть арестован без разрешения бюро палаты, в состав которой он входит, за исключением случаев, когда он застигнут и месте преступления, когда его преследование разрешено или когда он окончательно осужден.

Задержание или преследование члена Парламента приостанавливается, если палата, в состав которой он входит, потребует этого.

Статья 27. Всякий императивный мандат является недействительным.

* Буквально — территориальных коллективов (Des collectivites terntoriale).

Право голосования членов Парламента осуществляется лично. В виду исключения органический закон может допустить передачу голосов. В этом случае никому не может быть передано более одного мандата.

Статья 28. Парламент собирается по праву на две очередные сессии в год.

Статья 29. Парламент собирается на внеочередную сессию по требованию премьер-министра или большинства членов, составляющих Национальное собрание, по определенной повестке дня. Когда внеочередная сессия созывается по требованию членов Национального собрания, то декрет о ее закрытии издается тотчас после того, как исчерпана повестка дня, для рассмотрения которой Парламент был созван, и не позже чем через двенадцать дней после первого заседания. Только Премьер-министр может потребовать созыв новой сессии до истечения месячного срока после опубликования декрета о закрытии сессии.

Статья 30. За исключением случаев, когда Парламент собирается по праву, внеочередные сессии открываются и закрываются декретом Президента Республики.

Статья 31. Члены Правительства имеют доступ в обе палаты. Они должны быть заслушаны по их требованию. Им могут помогать комиссары Правительства.

Статья 32. Председатель Национального собрания избирается на срок легислатуры. Председатель Сената избирается после каждого частичного обновления Сената.

Статья 33. Заседания обеих палат являются открытыми. Полный отчет о прениях публикуется в «Journal officiel». Каждая палата может заседать в качестве секретного комитета по просьбе Премьер-министра или одной десятой части ее членов.

Раздел V

Об отношениях между Парламентом Правительством

Статья 34. Законы принимаются Парламентом. Закон устанавливает правила, касающиеся: гражданских прав и основных гарантий, предоставленных гражданам для пользования публичными свободами; обязанностей, накладываемых национальной обороной лично на граждан и на их имущество;

  • гражданства, состояния и правоспособности лиц, семейных отношений, наследования и дарения;
  • определения преступлений и правонарушений, а также налагаемых за них наказаний; уголовного судопроизводства; амнистии; создания новых судебных установлении и статуса судей;
  • распределения ставок, налогов и условий покрытия всякого рода налогов; порядка выпуска денег.

Закон устанавливает также правила, касающиеся:

  • порядка выборов в палаты Парламента и в органы местного самоуправления;
  • установления категорий общественных учреждений;
  • основных гарантий, предоставляемых гражданским государственным служащим и военнослужащим; национализации предприятий и перевода предприятий из общественного сектора в частный.

Закон определяет основные принципы:

  • общей организации национальной обороны;
  • свободного управления местных административных единиц;
  • их компетенции и их доходов;
  • образования;
  • режима собственности, вещных прав и гражданских торговых обязательств;
  • трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения.

Финансовые законы определяют доходы и расходы государства с условиями и оговорками, предусмотренными органическим законом.

Программные законы определяют цели экономической и социальной деятельности государства.

Положения настоящей статьи могут быть уточнены и дополнены органическим законом.

Статья 35. Объявление войны разрешается Парламентом.

Статья 36. Осадное положение декретируется в Совете министров.

Продление его на срок более двенадцати дней может быть разрешено только Парламентом.

Статья 37. Вопросы, не входящие в область законодательства, решаются в административном порядке. Законодательные акты, принятые по данным вопросам, могут быть изменены декретами после того, как государственный совет даст свое заключение. Те из этих актов, которые были бы введены после вступления в силу настоящей Конституции, могут быть изменены декретом лишь в том случае, если Конституционный совет установит, что они должны быть урегулированы в административном порядке в соответствии с предыдущим абзацем.

Статья 38. Правительство может для выполнения своей программы обратиться к Парламенту с просьбой дать разрешение осуществить путем ордонансов в течение ограниченного срока мероприятия, обычно входящие в область законодательства.

Ордонансы принимаются в Совете министров после дачи заключения Государственным советом. Они входят в силу после их опубликования, но теряют силу, если законопроект об их утверждении не внесен в Парламент до истечения срока, указанного законом, разрешившим их издание. По истечении срока, о котором говорилось в первом абзаце настоящей статьи, ордонансы по вопросам, входящим в область законодательства, могут быть изменены лишь законом.

Статья 39. Инициатива внесения законопроектов принадлежит одновременно Премьер-министру и членам Парламента. Законопроекты обсуждаются в Совете министров по получении заключения Государственного совета и затем вносятся в бюро одной из двух палат. Финансовые законопроекты вносятся сначала на обсуждение национального собрания.

Статья 40. Предложения и поправки, выдвигаемые членами Парламента, не могут быть приняты в том случае, если бы следствием их принятия было бы сокращение средств, либо создание или увеличение расходов государства.

Статья 41. Если во время законодательного обсуждения выявляется, что какое-либо предложение или поправка не входят в область законодательства или противоречат полномочиям, предоставляемым в соответствии со статьей 38, Правительство может заявлять об их неприемлемости. В случае разногласия между правительством и председателем соответствующей палаты Конституционный совет по просьбе той или иной стороны выносит постановление в восьмидневный срок.

Статья 44. Члены Парламента и Правительства имеют право вносить поправки.

После начала прений Правительство может выступить против рассмотрения любой поправки, которая предварительно не рассматривалась в комиссии. По требованию Правительства палата, на которой внесен проект, должна провести единое голосование по всему обсуждаемому тексту в целом или по его части, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Правительством.

Статья 45. Любой законопроект или законодательное предложение последовательно рассматривается в обеих палатах Парламента для того, чтобы принять идентичный текст.

Если в результате разногласия между палатами законопроект или законодательное предложение не были приняты после двух ЗД чтений в каждой палате или если Правительство потребует его досрочного обсуждения после одного чтения в каждой из палат, Премьер-министр имеет право созвать заседание смешанной паритетной комиссии, уполномоченной предложить текст, касающийся вопросов, по которым не было принято решение, Текст, выработанный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством на одобрение обеих палат. Ни одна поправка не может быть принята без согласия Правительства.

Если смешанной комиссии не удастся принять единый текст или если этот текст не будет принят согласно условиям, предусмотренным в предыдущем абзаце, Правительство может после нового чтения в Национальном собрании и в Сенате потребовать, чтобы Национальное собрание приняло окончательное решение.

В этом случае Национальное собрание может либо возвратиться к тексту, выработанному смешанной комиссией, либо к последнему тексту, принятому им самим, измененному в случае необходимости; одной или несколькими поправками, внесенными Сенатом.

Статья 46. Законы, определенные Конституцией как органические, принимаются и изменяются с соблюдением следующих ycловий.

Законопроект или законодательное предложение передается на рассмотрение и голосование первой рассматривающей его палаты только по истечении 15-дневного срока с момента его внесения. Применяется процедура, предусмотренная статьей 45. Однако, если не достигнуто согласие между обеими палатами, законопроект может быть принят Национальным собранием в последнем чтений только в том случае, если его одобрит абсолютное большинство членов Собрания.

Органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты в одинаковой редакции обеими палатами. Органические законы могут быть обнародованы и вступят в силу только после того, как Конституционный совет подтвердит их соответствие Конституции.

Статья 47. Парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом.

Если Национальное собрание не приняло решения по проекту в первом чтении в течение 40 дней после его внесения, Правительство передает проект на рассмотрение Сената, который должен принять решение в течение 15-дневного срока. Затем проект рассматривается согласно процедуре, предусмотренной статьей 45.

Если Парламент не принял решение в течение 70-дневного срока, положения проекта могут быть введены в действие путем издания ордонанса. Если финансовый закон, определяющий доходы и расходы бюджетного года, не внесен в срок, достаточный для того, чтобы этот закон был обнародован до начала бюджетного года, Правительство срочно испрашивает у Парламента разрешение на взимание налогов и своим декретом объявляет об открытии кредитов по тем частям бюджета, которые уже приняты.

Сроки, предусмотренные настоящей статьей, переносятся, если Парламент не заседает.

Счетная палата помогает Парламенту и Правительству контролировать исполнение финансовых законов.

Статья 49. После обсуждения в Совете министров Премьер-министр ставит в Национальном собрании вопрос о доверии Правительству, требуя одобрения его программы или, в случае необходимости, одобрения декларации общей политики.

Национальное собрание выражает Правительству недоверие путем принятия резолюции порицания. Такая резолюция может быть поставлена на обсуждение лишь в том случае, если она подписана, по крайней мере, одной десятой частью общего числа членов Национального собрания. Голосование может состояться лишь через сорок восемь часов с момента внесения резолюции. Подсчитываются лишь голоса, поданные за резолюцию порицания, которая может быть принята лишь большинством членов, составляющих Национальное собрание. Если резолюция порицания отклонена, то ее авторы не могут внести новую аналогичную резолюцию в течение той Же сессии, за исключением случая, предусмотренного следующим абзацем.

Премьер-министр может после обсуждения в Совете министров поставить в Национальном собрании вопрос о доверии Правительству в связи с принятием какого-либо проекта. В этом случае проект считается принятым, если резолюция порицания, внесенная в течение последующих двадцати четырех часов, не будет принята с соблюдением условий, предусмотренных в предыдущем абзаце.

Премьер-министр имеет право просить Сенат одобрить декларацию общей политики Правительства.

Статья 50. Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или декларацию общей политики Правительства, Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства.

Раздел VII

Конституционный совет

Статья 56.Конституционный совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Конституционный совет обновляется на одну треть каждые три года. Три члена Конституционного совета назначаются Президентом Республики, три — председателем Национального собрания, три — председателем Сената.

Сверх девяти членов, указанных выше, в Конституционный совет пожизненно входят по праву бывшие Президенты Республики.

Председатель назначается Президентом Республики. Его голос является решающим в случае разделения голосов поровну.

Статья 57. Функции члена Конституционного совета несовместимы с функциями министра или члена Парламента.

Остальные случаи несовместимости определяются законом.

Статья 58. Конституционный совет следит за правильностью избрания Президента Республики.

Он рассматривает протесты и объявляет о результатах голосования.

Статья 59. Конституционный совет решает вопрос о правильности избрания депутатов и сенаторов, если оно оспаривается.

Статья 60. Конституционный совет следит за правильностью проведения референдума и объявляет его результаты.

Статья 62. Закон, объявленный неконституционным, не может быть ни обнародован, ни введен в действие.

Решения Конституционного совета никакому обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех государственных властей, для всех административных и судебных органов.

Статья 63. Органический закон определяет порядок организации и функционирования Конституционного совета, процедуру, соблюдаемую в нем, в частности, сроки подачи ему протестов.

Раздел VIII

О судебной власти

Статья 64. Президент Республики является гарантом независимости судебной власти. Ему помогает Высший совет магистратуры. Статус судей устанавливается органическим законом. Судьи несменяемы.

Статья 65. Высший совет магистратуры возглавляется Президентом Республики. Министр юстиции является вице-председателем по праву. Он может замещать Президента Республики. Высший совет включает, кроме того, девять членов, назначаемых Президентом Республики с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом.

Высший совет магистратуры делает предложения относительно назначения судей кассационного суда и первого председателя Апелляционного суда. В соответствии с органическим законом его мнение запрашивается по вопросам помилования.

Высший совет магистратуры выполняет функции дисциплинарного совета для рассмотрения дисциплинарных проступков судей. В этом случае его возглавляет первый председатель Кассационного суда.

Статья 66. Никто не может быть произвольно лишен свободы. Судебная власть, хранительница личной свободы, обеспечивает уважение этого принципа в условиях, предусмотренных законом.

Раздел IX

Верховный суд

Статья 67.Учреждается Верховный суд. Он состоит из членов, избираемых в равном числе Национальным собранием и Сенатом из их состава каждого полного или частичного обновления этих палат Они избирают своего председателя из состава своих членов.

Состав Верховного суда, порядок его деятельности, а также применяемая в нем процедура рассмотрения дел определяются органическим законом.

Статья 68. Президент республики может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные им при исполнении его функций, только в случае государственной измены Обвинение может быть ему предъявлено только двумя палатами, выносящими идентичные решения открытым голосованием и абсолютным большинством голосов членов своего состава, президент подсуден Верховному суду.

Члены Правительства несут уголовную ответственность за действия, совершенные ими при исполнении их функций и определявшиеся во время совершения как преступления или проступки. В случае заговора против безопасности государства к членам Правительства, а также к их сообщникам применяется изложенная выше процедура. В случаях, предусмотренных настоящим абзацем, Верховный суд связан определением преступлений и проступков, так же, как мерой наказания, содержащимся в уголовных законах, действующих в момент совершения данных деяний.

Раздел XIV

О пересмотре конституции

Статья 89. Инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту Республики, действующему по предложению Премьер-министра, а также членами Парламента.

Проект или предложение пересмотра Конституции должны быть приняты двумя палатами в идентичной редакции Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом.

Однако проект пересмотра не передается на референдум, когда Президент Республики решает представить его на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса; в этом случае проект пересмотра считается одобренным только тогда, когда он получает большинство в три пятых общего числа поданных голосов. Бюро Конгресса является бюро Национального собрания

Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при посягательстве на целостность территории.

Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

В редакции Закона, принятого на референдуме 28 октября и промульгированного 6 ноября 1962 г.

Основной закон установил республиканскую Форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Неделимый характер французского государства определен ст.53 Конституции, в которой указано: «Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения». В случае отделения какой-либо французской территории она могла бы обрести статус государства только после подписания соответствующего договора о выходе из Франции.Савицкий И.П. Правительственный аппарат Пятой республики во Франции. — Свердловск. 1979 год. с. 32

Демократический характер Республики говорит о существовании в стране одноименного политического режима. Конституция указывает в качестве составных частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное (ст.3), возможность существования политических партий и группировок (ст.4).

Собственно Конституция 1958 г. — это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего конституционного законодательства. В соответствии с ее преамбулой его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. И преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы граждан. В конституционное законодательство включаются не только два упомянутых акта, но и «основные принципы, призванные законами Республики», к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г.

Таким образом, особенностью действующей Конституции Франции является ее структура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод. Хотя список не содержит ряда новейших прав и свобод, нашедших место в последних (по времени принятия) конституционных актах различных государств, но и Декларация 1789 г., и преамбула Конституции 1946 г. до сих пор остаются примером последовательно демократических документов. Круг прав и свобод, провозглашенных в них, широк, например, продолжает действовать даже такое экзотическое для нашего времени право, как право на сопротивление угнетению.

Оно было характерно для времени буржуазной государственности, наступившего сразу же после того, как было покончено с феодальными порядками.

Главная черта Конституции 1958 г. — концентрация политической власти в руках исполнительных органов.

Французская центральная исполнительная власть имеет «двухглавую» структуру: она включает Президента Республики и Премьер-министра. Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями, осуществляемыми без контрассигнации членов правительства, должен нести ответственность за наиболее общие направления деятельности государства. На Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обязанность представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций Президента. Правительство несет политическую ответственность перед Национальным собранием и уголовную передобеими палатами парламента.

Однако, юридическая иерархия исполнительной власти фактически не существует на практике с самого начала существования Пятой Республики установился обычай ответственности Правительства перед Президентом страны, т.е. был введен монизм исполнительной власти.

Сосредоточение власти в руках главы государства и Правительства — одно из проявлений конституционно — авторитарной тенденции во французском государственном механизме, которая всегда была ему присуща. Избираемый помимо парламента путем всеобщего и прямого голосования, Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Хотя формально — юридические полномочия Президента оставались неизменными за все время существования V Республики, поправка, установившая ныне действующий порядок замещения поста главы государства, укрепила и без того его господствующее положение.

Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие возможности (включая юридические) для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и без парламента, например, при проведении референдумов на основании ст.11 Конституции. Основной закон 1958 г. — первая французская Конституция, закрепившая существование политических партий.

Еще одна особенность Конституции 1958 г. — учреждение Конституционного совета, органа, ранее не известного французской истории. Конституция 1958 года в гораздо большей мере, чем любая из ее предшественниц, стала содержать нормы об одном из институтов непосредственной демократии, а именно о референдуме. В Четвертой Республике референдум мог проводиться только для пересмотра Конституции.

В Основном законе 1958 года в первозданном виде предусмотрели эту процедуру ст. 11 и ст.89, хотя косвенное указание на референдум содержится и в ст.53. Статья 11 предоставляет право проведения референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст.89 — при изменении Основного закона.

Конституция 1958 г. по способу изменения является непреступной, поскольку для ее пересмотра требуется проведение двух этапов — принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно ст.89 должен быть одобрен палатами Парламента в идентичной редакции.

При этой процедуре обе палаты Парламента — Национальное собрание и Сенат — находятся в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме, либо в Конгрессе — на совместном заседании парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту Республики.

Однако для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены парламента. Процедура ратификации в Конгрессе предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда проведение референдума нецелесообразно.

Первый абзац статьи 91 Конституции предоставил правительству право в течение четырехмесячного срока с момента промульгации этого акта принимать все меры законодательного характера, необходимые для применения Конституции. Юридически все нормы Конституции 1958 г. Действуют, однако фактически некоторые статьи остаются лишь «мертвыми деревьями» во Французской «конституционной аллее». Положения раздела XIII практически не могут быть применены после распада Сообщества.

Добавить комментарий