Особенности административных правонарушений

Под административным правонарушением (проступком) в юридической литературе понимается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие) субъекта (физического или юридического лица), посягающее на общественные отношения, регулируемые нормами административного права, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность Синоним административного правонарушения — административный проступок Административное правонарушение включает в себя ряд обязательных элементов, на основании которых строится его понятие Элементы административного правонарушения (проступка): ¦ наличие деяния; ¦ противоправность; ¦ антиобщественность; ¦ виновность; ¦ наказуемость; ¦ юридический состав Под деянием с правовой точки зрения принято понимать такое поведение субъекта правоотношения, которое может быть выражено в виде действия или бездействия Под действием понимается активное невыполнение определенной обязанности, неподчинение требованию правовой нормы (например, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и т п ) Бездействие предполагает пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение предписаний Государственной автомобильной инспекции; невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей и т п ) Противоправность деяния основывается на запрещении законом или иным нормативно-правовым актом совершения конкретного действия (бездействия) .

Лицо, совершающее противоправное деяние, тем самым нарушает норму действующего законодательства (конституционного, административного, гражданского и др ) Закон рассматривает противоправное деяние, совершенное субъектом административного правонарушения, в качестве проступка (административного деликта) лишь при наличии вины этого лица Антиобщественность административного правонарушения заключается в том, что оно имеет вредоносную направленность в виде посягательства на защищаемые обществом ценности: права и свободы человека и гражданина, собственность, независимо от ее форм, — государственную, частную и общественную; окружающую природную среду; государственный общественный порядок, а также порядок управления Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по халатной неосторожности . Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения (проступка) Содержание умышленной вины зависит от того, как административное правонарушение сконструировано в законодательстве Составы административных проступков условно разделяют на формальный и материальный При этом для первого достаточно совершения указанного в законодательстве действия или бездействия независимо от наступления вредных последствий . Например, ст . 12. 21-2 КоАП в качестве формального состава административного правонарушения предусматривает нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на железнодорожном, морском, речном и автомобильном транспорте и электротранспорте Материальные составы административных правонарушений, в отличие от формальных, включают в качестве обязательного признака, помимо действия (бездействия), последствие и причинную связь между деянием и наступлением вредного результата, например вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст . 6 .10 КоАП) . В формальных составах административных правонарушений умышленная вина заключается в сознании лицом противоправного характера совершаемого деяния При этом не требуется, чтобы нарушитель точно знал, когда и каким органом совершение тех или иных действий запрещено и какие конкретно вредные последствия могут наступить в результате его действия (бездействия). В материальных составах административных проступков умышленная вина, кроме сознания противоправности деяния, включает также отношение нарушителя к наступившим вредным последствиям Лицо предвидит эти последствия и желает либо сознательно допускает их наступление Неосторожная вина определяется применительно к материальным составам административных правонарушений и связывается исключительно с отношением нарушителя к последствиям своего действия . В формальных проступках неосторожная вина характеризуется тем, что лицо, как правило, не сознает противоправности своего действия, хотя должно было и могло сознавать как противоправность, так и наказуемость поведения в административном порядке Различается две формы неосторожной вины: легкомыслие — предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия (бездействия), соединенное с самонадеянным расчетом их предотвращения, и небрежность — непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий Наказуемость деяния предусматривает применение административного взыскания в виде санкции к виновному лицу специально уполномоченным на то государством органом либо должностным лицом и составляет ответственность за совершение административного правонарушения . Являясь юридическим основанием административной ответственности, административное правонарушение включает в себя в качестве обязательного элемента юридический состав . Это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность Признаки (элементы) юридического состава административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами административного или иной отрасли права, охраняемые мерами государственного принуждения К таким общественным отношениям относятся отношения, возникающие в процессе реализации политических, экономических, трудовых и иных прав и свобод человека и гражданина; отношения, охватывающие сферу государственной, частной и общественной собственности; окружающей природной среды; здравоохранения; безопасности личности, государственного общественного порядка, а также порядка управления Объективная сторона административного правонарушения проявляется в виде деяния, имеющего противоправный характер, или, что одно и то же, в виде запрещенного административно-правовой нормой действия или бездействия, посягающего на конкретные общественные отношения Вместе с тем такое деяние может проявляться повторно, неоднократно или иметь длящийся характер, что имеет существенное значение для правильной юридической квалификации правонарушения и определения вида взыскания за его совершение. Под неоднократностью в юридической литературе принято понимать совершение лицом аналогичных противоправных действий два и более раза с разрывом в течение определенного промежутка времени, за которые к правонарушителю хотя и не применялись меры административной ответственности, но он мог быть предупрежден компетентным органом или должностным лицом (например, нарушение правил административного надзора и т п ) Под повторностью в юридическом смысле понимается совершение лицом двух и более аналогичных административных правонарушений в течение года, если в отношении хотя бы одного из них к правонарушителю были применены меры административного взыскания либо административное правонарушение было зарегистрировано в установленном законом порядке . Повторность превращает простой вид данного правонарушения в квалифицированный, за совершение которого устанавливается повышенная административная ответственность Продолжаемое (длящееся) правонарушение представляет собой ряд сходных по своему характеру, направленности и содержанию действий, составляющих в своей совокупности единое правонарушение . Длящееся правонарушение имеет неразрывную связь действий, направленных на длительное невыполнение предписываемых обязанностей, возложенных законом на виновное лицо под угрозой административной ответственности Субъектами административного правонарушения являются как физические лица, так и коллективные образования, признаваемые в установленном законом порядке виновными в совершении конкретного проступка Среди субъектов Российской Федерации КоАП предусматривает пять видов физических лиц 1. Граждане Российской Федерации . 2. Иностранные граждане (включая субъектов с двойным гражданством) 3 . Лица без гражданства. 4 . Специальные (индивидуальные) субъекты, обладающие индиви дуальным административно-правовым статусом (должностные лица, водители, предприниматели без образования юридического лица и т п ) 5 . Особый субъект — физическое лицо, имеющее связь с особенно стями его административно-правового статуса, ограничивающего его административную ответственность (сотрудники ОВД, военнослужащие, несовершеннолетние, отдельные категории иностранных граждан) По установленному правилу все физические лица могут быть привлечены к административной ответственности по достижении ими предусмотренного к моменту совершения административного проступка возраста 16 лет и при условии их вменяемости . Вместе с тем ряд лиц, относящихся к категории специальных субъектов (например, должностные лица), реально могут обладать такими правами лишь с возраста 18 лет, что и определяет порядок их привлечения к административной ответственности с момента фактического назначения на должность КоАП исходит из того, что находящиеся на территории России иностранцы и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами России, однако фактическое исполнение закона обусловлено международно-правовыми обязательствами Российской Федерации Административная ответственность указанных лиц может быть урегулирована ратифицированным международным договором, который по своей юридической силе превосходит акты внутреннего законодательства В таком случае норма, предусмотренная КоАП, уступает свое место международному правовому акту Среди коллективных субъектов можно различать общие и специальные. При этом признаки специальных субъектов прямо называются в норме, устанавливающей ответственность. Из закона вытекает необходимость различий между субъектами административного правонарушения и административной ответственности Следует иметь в виду, что не всегда субъекты административного правонарушения подлежат административной ответственности Например, военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава ОВД, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной ответственности Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не всегда совпадают Таким образом, характеристика субъекта имеет существенное значение как для определения его роли в системе общественных отношений, так и для правильного выбора меры административной и иной ответственности Субъективная сторона административного правонарушения — психоэмоциональное отношение субъекта к совершаемому им противоправному деянию и его возможным вредным последствиям . Центральное место субъективной стороны занимает вина субъекта, которая может проявляться в форме как умысла, так и неосторожности . Наличие умысла означает, что проступок был совершен осознанно: лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий (ст 2 2 КоАП) Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст . 2. 2 КоАП) . Следует отметить, что наличие умышленной вины может служить основанием для наложения на виновного более строгого взыскания Административные проступки в отличие от уголовно наказуемых правонарушений носят менее опасный характер Однако это не означает, что они не содержат общественной опасности Административным проступкам, как и уголовно наказуемым деяниям, присуща общественная опасность, антиобщественная направленность и угроза нормальному развитию соответствующих общественных отношений, хотя их степень общественной опасности ниже, чем у преступлений Материальным признаком административных проступков, как и преступлений, выступает их общественная опасность, которая и является выражением определенной степени их антиобщественной сущности Именно степень общественной опасности служит критерием оценки и отграничения административных проступков от иных правонарушений Значение рассмотренных выше элементов административного правонарушения состоит в неразрывной связи с разрешением вопроса о возможности последующего наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные проступки . Выпадение хотя бы одного из рассмотренных элементов административного правонарушения либо признаков его юридического состава исключает и наступление административной ответственности . Таким образом, можно сделать вывод о том, что юридическим основанием административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок) Защищая интересы общества, права и свободы граждан, государство использует средства и методы социального контроля за соблюдением норм поведения, применяя к нарушителям меры не только морального (общественного) воздействия, но и юридической ответственности Одним из видов юридической ответственности, устанавливаемым государством в целях обеспечения законности, является административная ответственность

В РФ действует большое количество правовых норм, устанавливающих общеобязательные правила (поведения в общественных местах, дорожного движения и пользования различными видами транспорта, охраны труда и техники безопасности, торговли, санитарные, ветеринарные, противопожарные, охоты, рыбной ловли, воинского учета, пограничного режима, таможенные и т.д.) и охраняемых административными санкциями. Их нарушение квалифицируется как административное правонарушение и влечет за собой административное наказание.

Общее понятие административного правонарушения приведено в ст. 2.1 КоАП РФ. Им признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административное правонарушение характеризуется рядом признаков. Прежде всего, это деяние (действие или бездействие), в котором присутствует волевое поведение. Кроме того, административному правонарушению присущи следующие признаки: противоправность, виновность, наказуемость, антиобщественность.

Противоправность означает, что действие или бездействие нарушает установленные нормы права. При этом должна быть нарушена конкретная норма конкретного нормативного акта.

Виновность характеризует психическое отношение лица, совершившего административное правонарушение, к своему деянию и его последствиям. Она может выражаться в форме умысла или неосторожности.

Наказуемость означает, что закон предусматривает применение конкретной санкции за данное деяние.

Антиобщественность означает, что действие или бездействие субъекта причиняет вред (например, при мелком хищении), либо создает угрозу причинения вреда интересам личности, обществу и государства (например, в случае превышения скорости водителем транспортного средства). Степень антиобщественности является основным критерием, по которому административное правонарушение отграничивается от преступления.

Для квалификации конкретного деяния как административного правонарушения в науке разработано понятие состава. Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Объект административного правонарушения — это то, на что оно посягает. Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления и регулируемые нормами административного, а в некоторых случаях конституционного, трудового, финансового, земельного и иных отраслей права. Применительно к определенной группе административных правонарушений и отдельному административному правонарушению он конкретизируется и выступает в качестве родового и непосредственного объекта.

Объективная сторона — это совокупность установленных нормами права признаков, которые характеризуют проявление проступка вовне. Важнейшим из этих признаков является само деяние, которое может выражаться в виде действия или бездействия. При этом для значительной части составов административных правонарушений достаточно только совершения деяния, даже если оно не повлекло явно выраженных последствий, а в некоторых случаях необходимо наличие причинно-следственной связи между конкретным противоправным деянием и наступившими последствиями.

Наряду с этим объективная сторона характеризуется рядом дополнительных квалифицирующих признаков. Наиболее значимыми из них являются: повторность, неоднократность и систематичность.

Они тесно связаны между собой. При этом повторность означает совершение в течение года одним и тем же лицом административного проступка, однородного тому, за который оно уже подвергалось административному наказанию; неоднократность — совершение более двух однородных правонарушений в течение года, а систематичность — более трех. Повторность и иная кратность совершения административного правонарушения признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность, и учитывается при назначении административного наказания.

Конкретные статьи КоАП РФ могут предусматривать в качестве обязательного признака место, время, способ, обстановку совершения административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения может быть физическое или юридическое лицо. Для признания в качестве субъекта административного правонарушения необходимым условием является наличие у него деликтоспособности, т. е. способности нести ответственность за содеянное. В соответствии с КоАП РФ субъекты административных правонарушений подразделяются на общих и специальных. Общими субъектами признаются вменяемые граждане РФ, достигшие на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста, а также юридические лица. В качестве специального субъекта административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся в РФ и не пользующиеся дипломатическим иммунитетом иностранные граждане и лица без гражданства, военнослужащие, а также конкретные виды юридических лиц (строительные, кредитные, торговые и т.д.).

При этом юридические лица могут нести административную ответственность при совершении ряда правонарушений в области избирательного права, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны собственности, промышленности, строительства, ветеринарно-санитарных правил, валютного законодательства, таможенного дела, на транспорте и др.

Субъективная сторона административного правонарушения выражает отношение субъекта к совершаемому деянию, за которое предусмотрена административная ответственность. Основным элементом субъективной стороны является вина, которая может выражаться в отношении физического лица в форме умысла и неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (легкомыслие) либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

В ряде случаев субъективную сторону наряду с формой вины могут характеризовать мотив и цель административного правонарушения.

В свою очередь, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данное лицо не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На протяжении всего периода существования человеческого общества проблема совершения административных правонарушений была весьма актуальной. Таковой остается она и на сегодняшний день. Кроме того, эта проблема не утрачивает своей значимости при любой формации и строе. Дело в том, что правонарушения допускались во все времена. Существуют они и сегодня. В этой статье мы рассмотрим, что такое административное правонарушение. Понятие, признаки, состав и основные виды этого проступка тоже не обойдем стороной.

Определение термина

Административное правонарушение является юридическим и социальным антиподом нормального поведения человека в обществе. Согласно КоАП, этот термин означает действие или бездействие индивида, которое посягает на общественный или государственный порядок, свободы, собственность и права граждан. При этом за такие проступки законодательством предполагается несение административной ответственности.

Сущность данного правонарушения заключена в его опасности для общества. Это и является причиной безусловной ответственности за его совершение.

Административное правонарушение – это проступок, который посягает на установленный общественный порядок, причиняя ему определенный вред. Нежелательный результат действия или бездействия человека может проявляться по-разному. Это или реально нанесенный ущерб (безбилетный проезд или мелкое хищение), или создание определенных условий для его нанесения (нарушение противопожарных правил).

Признаки административных правонарушений

При совершении того или иного проступка, прежде всего, рассматривается степень его опасности для общества. Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что не причиняют значительного вреда.

Для того чтобы отнести совершаемые проступки к той или иной категории, необходимо знание их основных признаков. Для административных проступков это:
— совершение действия или бездействия одним человеком или группой (сюда не включают умозаключения или желания индивида);
— посягательство на общественный или государственный порядок, свободу, собственность или право граждан, а также на устанавливаемый законом порядок управления;
— административная противоправность;
— деяния юридического, а также физического лица;
— наличие виновности;
— наказуемость.

Различия между административными правонарушениями и преступлениями

При совершении посягательств на какой-либо объект могут возникнуть различные по своей природе и содержанию правовые отношения. Зачастую они зависят от характера и интенсивности прилагаемых действий. Так, одни правонарушения определяются как мелкое хулиганство. Их выделяют в качестве административных проступков. При совершении злостного хулиганства в силу вступают нормы уголовного права. Эти же акты могут применяться и при мелких правонарушениях, совершенных повторно в течение года.

Именно поэтому, чтобы понять, к какому типу правонарушений относится то или иное деяние, необходимо уяснить его социальную сущность и последствия для общественной жизни. В законодательстве РФ существует ряд норм, указывающих на то, что виновный должен быть привлечен к уголовной ответственности при наличии отягчающих обстоятельств. В противном случае его ждет административная ответственность.

Состав правонарушения

Законодательством закреплены случаи, при которых возникает юридическая ответственность. Для ее появления должен присутствовать состав административного правонарушения. При этом он согласовывается с существующими в государстве конституционными принципами и рассматривается с точки зрения требований справедливости.

Состав административного правонарушения – это совокупность определенных признаков, установленных законом, при наличии которых рассматриваемый проступок относится к категории административных. При этом выделяют:

— объект правонарушения (это те общественные отношения, на нормальное течение которых посягнуло виновное лицо);
— объективную сторону, представляющую собой конкретные деяния;
— субъект (лицо) правонарушения;
— субъективную сторону или вину в форме неосторожности или умысла.

Отсутствие состава административного правонарушения имеет место в том случае, если при рассмотрении деяния невозможно определить все вышеперечисленные признаки проступка. Данное обстоятельство исключает производство по делу. Излагает состав административного правонарушения КоАП РФ. Его статьи в полной мере отражают все стороны противозаконных проступков.

Но даже в том случае, когда присутствуют все признаки состава административного правонарушения, вопрос о применении наказания может не рассматриваться. Это происходит по причине:

— недостижения физическим лицом того возраста, который предусмотрен в КоАП РФ;
— невменяемости того индивида, который совершил противоправный проступок.

Законодательно закреплено положение о том, что административную ответственность несут только те лица, которые достигли шестнадцатилетнего возраста. Такое правило действует согласно КоАП (ст.2, ч.1).

В статье 2.8 данного документа указывается об исключении возможности административного наказания для физического лица, которое на момент своего проступка находилось в состоянии невменяемости. Другими словами, оно не могло осознавать противоправности собственных действий или бездействий. Причиной этого, как правило, становится болезненное состояние психики, слабоумие, а также временные или хронические психические расстройства.

Объект правонарушения

Это один из основных элементов, входящих в состав административного правонарушения. К нему относятся такие общественные отношения, которые регулируются и охраняются положениями административного права. При этом наказание за его несоблюдение предусматривается статьей 32 КоАП РФ.

Объекты как элементы состава административного правонарушения:
— отношения в обществе, находящиеся в сфере финансов и торговли;
— правила разрешительной системы государственного характера (допуск субъектов в сферу финансов и торговли);
— законный товарообмен при оказании услуг, продаже товаров и производстве работ;
— полное отражение выручки от реализации и правильное начисление налогов.

В задачу законодательной сферы, касающейся административных правонарушений, входят: охрана здоровья населения, защита общественных норм нравственности, а также забота о соблюдении надлежащего отношения к окружающей среде. На это указывается в Особенной части КоАПа. Именно поэтому данный Кодекс содержит различные нормы административной ответственности. Он предусматривает те или иные меры административного наказания за нарушение политических, трудовых и избирательных прав граждан, а также за деяния, наносящие вред здоровью людей. Так, существует ответственность лиц, находящихся при исполнении обязанностей, за нарушение требований по эксплуатации общественных и жилых помещений, санитарно-эпидемиологических норм и проч. Административное наказание предусмотрено за пропаганду психотропных и наркотических средств. О защите прав и здоровья граждан говорится в 8 главе КоАП.

Объектом состава административного правонарушения, согласно действующему законодательству, являются и все формы собственности. За повреждение, уничтожение или мелкое хищение принадлежащего юридическим или физическим лицам имущества предусматриваются наказания, оговоренные в 7 главе КоАП.

Задачи, связанные с охраной собственности, неотделимы от защиты экономических интересов граждан и хозяйствующих объектов. Именно поэтому в КоАП внесены нормы, касающиеся наказания за не соблюдение правил безопасности на дороге, охраны электросетей и т. д.

Юридический состав административного правонарушения в части такого его элемента, как объект, включает в себя охрану общественного порядка и безопасности. Особенной частью КоАП предусматривается ответственность за мелкое хулиганство, то есть за те действия, которые являются выражением неуважения к обществу. Здесь же можно найти статью о наказании за несоблюдение правил хранения, а также ношение патронов и оружия.

В состав административного правонарушения входит общий объект, представляющий собой общественные отношения. Данные взаимосвязи возникают в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, находятся в сфере трудового и таможенного, финансового и земельного, а также других отраслей права.
Понятие и состав административного правонарушения включают в себя и родовой объект. В его качестве выступают свободы и права граждан, собственность, личность, порядок управления, общественная безопасность, отношения в экономической сфере.

У каждого конкретного проступка имеется и видовой (непосредственный) объект посягательств. Им может быть достоинство и честь гражданина, общественная нравственность и т. д.

При рассмотрении объекта состава правонарушения важно выявлять ту конкретную норму права, стандарт, правило или законное требование, которые нарушило виновное лицо.

Объективная сторона правонарушений

Данный элемент состава административных проступков представляет собой законодательно закрепленную систему признаков, отражающих его внешние проявления. Важнейшим из них является тот, который определяет совершенное действие, а также бездействие. Это может быть торговля или хищение, уклонение или хранение и т. д.

Так, действие является активным невыполнением законодательных норм и правил, а также нарушением введенных запретов. Примером может служить несоблюдение правил охоты. Бездействие же представляет собой пассивное по своему характеру неисполнение обязанностей. Сюда можно включить игнорирование правил пожарной безопасности.

Объективная сторона рассматриваемых проступков обладает своими признаками. Причем их формирование осуществляется вокруг основы проступка – деяния. В перечне признаков объективной стороны, которая входит в состав административного правонарушения РФ, находится:

Объективная сторона рассматриваемых проступков имеет важную составляющую в виде лиц, не выполняющих:

— законные требования сотрудника полиции;
— распоряжения судебного пристава или судей;
— требования прокурора, следователя, а также иного должностного лица, которое рассматривает состав дела об административном правонарушении.

Помимо всех вышеперечисленных лиц, объективная сторона включает в себя и тех правонарушителей, которым виновным оказывалось незаконное содействие в регистрации транспортных средств, а также в осуществлении деятельности по вопросам трудоустройства российских граждан за границей и т. д.

Субъект правонарушения

В данный элемент в состав административных правонарушений входят физические и юридические лица. Причем к хозяйствующим субъектам может быть применено наказание в случаях несоблюдения:

— экологических норм;
— земельного законодательства;
— таможенного права;
— требований в сфере производства стройматериалов и строительства;
— налогового законодательства;
— пожарной безопасности;
— антимонопольного законодательства;
— природоохранных и санитарных правил;
— валютного законодательства и проч.

В список субъектов административных проступков могут попасть должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои служебные обязанности. Об этом говорится в статье 2.4 КоАП. Состав административного правонарушения в качестве субъекта может рассматривать и деяния иностранных граждан, тех, кто не имеет гражданства, а также предприятий-нерезидентов. При совершении проступка на территории РФ их также привлекают к ответственности. Причем делается это на общих основаниях (статья 2.6 КоАП).

Для некоторых должностных лиц существуют дополнительные основания, усиливающие применяемую меру административного наказания. В эту категорию входят работники торговли, водители и др. Некоторые лица при исполнении своих должностных обязанностей несут дополнительную административную ответственность за бездействие или действие лиц, находящихся в их подчинении.

Некоторые законодательные ограничения существуют для граждан, находящихся на военных сборах, для военнослужащих, беременных женщин, а также для матерей, имеющих несовершеннолетних детей.

Субъект состава административного правонарушения всегда несет административную ответственность за свои деяния. Однако и в этом вопросе имеются некоторые исключения. Так, для военнослужащих, как и для гражданских лиц, имеет одинаковое административное правонарушение понятие, признаки, состав, а также меры наказания. Однако того, кто проходит срочную службу, за ряд проступков могут привлечь к дисциплинарной ответственности. Об этом сказано в статье под номером 2.5 КоАП.

Однако не все граждане нашей страны являются субъектами в составе административной ответственности. Согласно общему правилу, такому наказанию не подлежат лица младше 16 лет. При этом в составе административного проступка такой признак, как его субъект, будет отсутствовать. Этот же случай наступит и тогда, когда физическое лицо во время совершения незаконных действий будет находиться в невменяемом состоянии.

Субъективная сторона

Данный признак состава административных правонарушений представляет собой психическое отношение субъекта, совершившего проступок, к последствию своего действия либо бездействия. При этом оно может быть выражено в форме неосторожности или умысла. Исходя из этого, в каких случаях имеется полный состав административного правонарушения? Статья 2.2 КоАп указывает на то, что обязательно должно быть наличие лица, совершившего противоправное бездействие или действие, выраженное в форме неосторожности или умысла. При этом должны присутствовать и другие признаки состава правонарушения.

Полная характеристика состава административного правонарушения невозможна без рассмотрения такого понятия, как вина. Она выражается в психологическом отношении человека к содеянному, а также к возможным негативным последствиям проступка.

Вина – это элемент, входящий в юридический состав административного правонарушения. Однако ее присутствия явно недостаточно для того, чтобы совершившее проступок лицо было привлечено к ответственности. Это происходит в связи с тем, что субъект состава административного правонарушения должен иметь соответствующий возраст и быть дееспособным. Например, виновность деяния будет отсутствовать в том случае, если правила дорожного движения нарушил несовершеннолетний или недееспособный гражданин.

Субъективная сторона является немаловажным признаком в составе преступления. Она указывает не только на вину нарушителя законности, но и на цель, а также на мотив его деяния.

КоАП предусматривает также случаи, когда дело об административном нарушении должно быть прекращено. Это становится возможным при отсутствии вины гражданина.
Несколько иначе субъективная сторона определяется для юридических лиц. В ст. 2.1 КоАП указывается на то, что предприятия и организации считаются виновными в совершении противоправного деяния, если они могли не нарушать нормы и правила, но не приняли меры к соблюдению действующих законодательных актов. При этом к ответственности может быть привлечено не только само юридическое лицо, но и его директор, а также ряд иных работников. Для этого на каждого виновного должен быть оформлен отдельный протокол.

В том случае, когда вина хозяйствующего субъекта не доказана, никаких мер ответственности к нему применяться не может. В чем же она выражается? В отличие от физического лица, деяние организации не может рассматриваться через призму неосторожности или умысла. Бессмысленно искать в этом случае волевые и интеллектуальные моменты совершенных деяний. Юридическое право двояко трактует понятие вины юрлица, рассматривая при этом субъективные и объективные стороны.
Первая из них выражается в том, как рассматривается организацией противоправное деяние. При этом изучается отношение работников и представителей юридического лица к нарушению законодательных норм.

При определении состава административного проступка рассматривается и объективная вина организации. Она находится в зависимости от совершенного деяния и обусловлена объективной стороной, входящей в состав правонарушений. Выбор того или иного подхода, как правило, зависит от специфики несоблюдений законодательства.

Группировка составов административных проступков

Все рассмотренные выше признаки позволяют отметить определенные виды их совокупности. Выделяют такие составы административных правонарушений, как:
— материальные и формальные;
— простые и квалифицированные;
— однозначные и альтернативные.

Такие виды составов административных правонарушений, как материальные, содержат в себе признаки наступления негативных материальных последствий или ведущих к таковым. Размер причиненного ущерба описывается законом для того, чтобы правильно классифицировать правонарушение и выставить виновному лицу счет для возмещения ущерба. В формальных составах признак наступления негативных последствий отсутствует.

Такие виды составов административных правонарушений, как простые, имеют место при конкретном деянии без всякого усиления. Но иногда при рассмотрении такого проступка в него вводятся квалифицирующие факторы. Они усиливают негативную силу деяния, что позволяет рассматривать правонарушение по иному пункту статьи. В этом случае виновного ждет более строгое наказание за содеянное.

Если в качестве административного проступка выступает только одно деяние, то состав правонарушения считается однозначным. Но иногда виновное лицо совершает несколько противозаконных деяний. В таких случаях состав правонарушений является альтернативным.

Меры наказания

Полный перечень санкций, применяемый к виновным лицам, приведен в статье 3.2 КоАП. Данный список жестко регламентирован и не подлежит расширенному толкованию. Так, виновному лицу может быть назначено:

— предупреждение (официальное порицание);
— денежное взыскание, предусмотренное в виде штрафа;
— изъятие или конфискация предмета либо орудия административного правонарушения;
— лишение прав (определяется только судом);
— наложение административного ареста;
— выдворение за пределы страны;
— дисквалификация в части занятия физическим лицом руководящей должности.

Административная ответственность наступает после того, как уполномоченным на то органом или его должностным лицом вынесено решение о применении административного взыскания к лицу, совершившему противозаконный поступок.

Будучи закрепленным законодательно, этот термин, тем не менее, не имеет понятийного законодательного раскрытия. Поэтому в литературе существуют различные точки зрения по поводу его содержания. Так, высказывается мнение, что среди факторов, которые необходимо учитывать при назначении административного наказания, имеющих значение для физических лиц, выступает «характер совершенного правонарушения (признаки, которые характеризуют то или иное действие или бездействие как противоправное, виновное и наказуемое). Наличие события административного правонарушения также относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу (ст. 26.1 КоАП РФ)». В диссертационном исследовании Н.В. Тханя указывается, что «характер совершенного правонарушения является первым важным критерием индивидуализации административной ответственности граждан. В каждом конкретном случае правоприменительные органы и их должностные лица должны анализировать объекты посягательств, содержание объективной стороны административного проступка, а также и время, место, способ совершения правонарушения, размер вреда, причиненного проступком, и все, что повлияет на ответственность, и в пределах

санкции выбрать самую правильную, справедливую меру ответствен- 1

ности» .

В соответствии с другой точкой зрения, «под характером совершенного правонарушения понимается общественная опасность (вредность) административного правонарушения, размер причиненного ущерба и другие обстоятельства. Общественная опасность административного правонарушения есть материальное свойство каждого правонарушения, характеризующееся опасным влиянием на жизнь общества, противодействием его развитию. Суть ее определяется характером и объемом вреда, причиненного общественным отношениям» .

Как видно из приведенных утверждений, понятие «характер совершенного правонарушения» трактуется в правовой литературе неодинаково и различается по объему включаемых в него дефиниций. Полагаем, что это понятие являетя обобщенным, носит некий собирательный образ, в который каждый раз вкладывается конкретное содержание, конкретный (в зависимости от деликтной ситуации) смысл. Поэтому характер правонарушения охватывает собой и квалифицирующие признаки, и признаки состава правонарушения. Справедливым будет суждение о том, что индивидуализация административной ответственности начинается с правильной квалификации правонарушения и выяснения всех обстоятельств его совершения. В самом деле, правонарушение в системе административно-деликтных координат первично, а личность правонарушителя — вторична, поскольку административная ответственность наступает в первую очередь за содеянное и уже во вторую — в отношении конкретного лица. На момент квалификации противоправного деяния правоприменителю безразлично, кто его совершил, в том смысле, что первоначально должен лишь наличествовать субъект, отвечающий общим требованиям (вменяемость, возраст и др.). На первый план здесь выходят характеристики собственно противоправного поведения. И только потом (после правильной квалификации деяния) в расчет принимаются характеристики личности правонарушителя. Поэтому, с точки зрения первичности факторов, влияющих на индивидуализацию административной ответственности, можно согласиться с тем, что «при назначении административного наказания всегда должны применяться два основных критерия: а) объективный, который заключается в том, что наказание назначается в соответствии с КоАП РФ. При этом должны быть учтены особенности совершенного правонарушения: причиненный им вред имущественного и неимущественного свойства, общественная опасность; б) субъективный, который предполагает оценку личных особенностей правонарушителя — физического лица, его имущественного статуса, учет обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершенный проступок».

Полагаем, что понятие «характер административного правонарушения» фактически выступает синонимом понятия «степень (уровень) общественной опасности» административного правонарушения. В свою очередь, степень общественной опасности индивидуальна для каждого совершенного административного правонарушения и определяется совокупностью многих составляющих ее факторов.

Таким образом, учет характера совершенного административного правонарушения, на наш взгляд, предполагает учет в первую очередь факторов, определяющих общественно опасный характер противоправного деяния. При этом главенствующее место занимают факторы, характеризующие объект и объективную сторону конкретного административного правонарушения.

Как известно, объектом административного правонарушения выступают те общественные отношения, которые регулируются правовыми нормами и охраняются административно-правовыми санкциями. Социальное значение регулируемых и охраняемых правом общественных отношений обусловливает общественно опасный характер посягательств на эти отношения. Противоправность деяния выступает юридическим отражением его общественной опасности. Будучи закрепленным в правовых нормах в общем виде, проявляется этот общественно опасный характер в конкретных действиях (либо бездействии) по причинению вреда конкретному общественному отношению (их совокупности) и может выражаться в причинении вреда непосредственному объекту правонарушения либо предмету посягательства как элементу конкретного общественного отношения.

Внешние проявления правонарушения (система признаков, предусмотренных административно-правовой нормой), характеризующие его объективную сторону, в основном, и определяют характер правонарушения как конкретного противоправного деяния. Соответственно, для правоприменителя, с точки зрения установления характера правонарушения, важное правовое значение приобретают такие признаки противоправного деяния, как действие или бездействие, простое или сложное деяние, длящееся или продолжаемое, оконченное или неоконченное, время и место его совершения, способ и средства совершения правонарушения, размер причиненного правонарушением вреда и т. п.

Некоторые исследователи полагают, что общественно опасный характер правонарушения иногда возможно измерять с помощью объективных показателей. Так, О.А. Иванова, рассматривая вопросы административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, отмечает, что индивидуализация ответственности является важнейшим принципом юридической ответственности, что «законодательное закрепление дифференциации административной ответственности водителя с учетом опасности правонарушения позволит индивидуализировать и повысить ее эффективность. Достичь этого можно путем установления наказаний в зависимости от концентрации алкоголя в крови водителя. Более жесткие наказания следует предусмотреть за превышение уровня 1,5 г/л, который можно определить как границу абсолютной невозможности управления транспортным средством».

Таким образом, не имеющее законодательного раскрытия понятие «характер правонарушения» в значительной степени определяется через признаки, относящиеся к объекту и объективной стороне противоправного деяния, через общественную опасность конкретного административного правонарушения.

Наряду с этим такие закрепленные в законе правовые категории, как личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, в большей степени характеризуют субъекта и субъективную сторону правонарушения. Вместе с тем в некоторых случаях (их мы рассмотрим позднее) и они прямо либо косвенно влияют на определение характера конкретного административного правонарушения.

Добавить комментарий