Конституция ФРГ

Основной закон ФРГ был принят 8 мая 1949 г. Парламентским советом, утвержден ландтагами земель (кроме Баварии) и вступил в силу для западных земель 23 мая 1949 r. С этим связана одна из особенностей конституционного акта ФРГ — его название «Основной закон». Для Германии характерно иное наименование акта высшей юридической силы — конституция (Verfassung), именно так назывались акты — предшественники Основного закона. В каждой из земель ФРГ имеется собственная Конституция.

Использование Парламентским советом термина «Основной закон» (Grundgesetz) должно было подчеркнуть временный, переходный характер этого акта, рассчитанного на период разделенной Германии. Так, в Основной закон ФРГ в 1949 г. были инкорпорированы ст.ст. 136-139 и 141 Веймарской конституции, которые действуют до настоящего времени. Прочие нормы Веймарской конституции, не противоречившие Основному закону, действовали в качестве обычного права ФРГ до 60-х гг. В 1957 г. в состав ФРГ на правах земли вошел Саар и Основной закон стал действовать и там. Территория Западного Берлина вошла в Федеративную Республику одновременно с восточными землями. Объединение страны произошло лишь 3 октября 1990 г., и с этого года Основной закон ФРГ стал конституцией всего немецкого народа. Преамбула Закона содержала указание на его временный характер до объединения Германии и принятия новой Конституции. Конституционная комиссия, приступившая к работе после присоединения ГДР к ФРГ в 1990 г., пришла к выводу, что необходимость принятия новой конституции отсутствует, и положение о временном характере Основного закона было удалено из преамбулы.

В целом принятие постоянной конституции связывалось с объединением Германии, однако занимавшаяся в 90-е гг. этими вопросами парламентская комиссия пришла к выводу, что Основной закон создал прочную основу для германской государственности, и не сочла необходимой подготовку нового акта.

Основной закон состоит из Преамбулы (имеющей данное название) и формально, по нумерации, девяти, а фактически 13 разделов, охватывающих 185 статей (но последняя но номеру статья — 146, это связано с тем, что многие статьи имеют один и тот же номер, но разные буквенные обозначения).

Преамбула содержит формулу общего характера о целях конституционного регулирования («стремление служить делу мира во всем мире в качестве равноправного союзника в объединенной Европе») и перечень

всех земель. В первоначальном варианте она содержала перечень только западных земель, с воссоединением он был расширен.

Раздел I «Основные права» устанавливает «неприкосновенные и неотчуждаемые права человека» как основу человеческого сообщества, мира и справедливости, а также «каталог» конкретных конституционных прав (свобода вероисповедания, совести, мировоззрения, свобода мнений, защита брака и семьи, свобода союзов, собраний, право собственности и др.).

Раздел II «Федерация и земли» помимо разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и землями включает вопросы, связанные с участием ФРГ в Европейском Союзе (ст.ст. 23-25).

В разделе III «Бундестаг» содержатся статьи о порядке формирования этого органа, некоторые процедурные вопросы, статус комитетов, а также депутатские иммунитеты и права.

Раздел IV «Бундесрат» посвящен статусу данного органа («через посредство Бундесрата земли участвуют в законодательстве и управлении Федерацией и делами Европейского Союза»): определен его состав, порядок формирования и полномочия.

Раздел IV-a «Объединенный комитет» состоит из одной статьи (53-а) и посвящен органу, формируемому из состава Бундестага и Бундесрата.

Раздел V «Федеральный Президент» включает статьи о порядке выборов Федерального Президента Федеральным собранием, требования к кандидатам и полномочия Федерального Президента.

Раздел VI «Федеральное правительство» содержит ряд важных положений, предопределяющих такую особенность германского государства, которая отражена в термине «канцлерская республика». Включенные в раздел статьи о порядке избрания канцлера, несовместимости этого поста с другими оплачиваемыми должностями, профессиональной или коммерческой деятельностью, а главное — его полномочия обеспечивают доминирующее положение канцлера в государственной системе ФРГ.

В статьях раздела VII «Законодательство Федерации» проведено разграничение предметов ведения и полномочий федерации и земель, определена сфера исключительной законодательной компетенции (внешние сношения, оборона, гражданство, свобода передвижения и другие положения ст. 73) и принцип, по которому в этой сфере земли не могут законодательствовать, за исключением случаев специального уполномочия со стороны федерации. Кроме того, установлена сфера конкурирующего законодательства (гражданское право, уголовное право, акты гражданского состояния, право союзов и другие области ршулирования, установленные в ст. 74), в которой земли законодательствуют тогда и постольку, когда и поскольку федерация не использует своей законодательной компетенции в целях обеспечения «единообразных условий жизни общества или сохранения правового и экономического единства в общегосударственных интересах».

В связи с этим урегулирован и ряд аспектов законодательного процесса на федеральном уровне.

В разделе VIII «Исполнение федеральных законов и федеральная администрация» установлен принцип, по которому «земли исполняют федеральные законы как свои собственные, поскольку настоящий Основной 1KOH не устанавливает или не допускает иного». Это положение детализировано в статьях раздела применительно к конкретным сферам жизни.

Раздел VIII-а «Общие задачи Федерации и земель» включает положения об участии Федерации в выполнении государственных задач землями.

В разделе LX «Правосудие» урегулированы основы статуса органов судебной ветви власти, включая орган конституционного правосудия.

В разделе X «финансы» установлены принципы и порядок финансового обеспечения расходов но осуществлению государственных задач.

Раздел Х-а «Состояние обороны» посвящен вопросам режима данной разновидности чрезвычайного положения, порядку его установления, происходящим при этом изменениям в распределении полномочий между государственными органами (например, командование вооруженными силами переходит к федеральному канцлеру), а также ограничения правового статуса граждан.

Раздел XI «Переходные и заключительные положения» помимо положений временного и переходного характера содержит ряд правовых дефиниций (например, гражданства) и разъяснения отдельных положений Основного закона.

По порядку изменения Основной закон относится к числу жестких. Согласно ст. 79 он может быть изменен только законом, который специально изменяет или дополняет текст Основного закона. Кроме того, имеются некоторые ограничения в отношении международных договоров; не допускаются изменения, затрагивающие разделение федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве и принципы, выраженные в характеристике государства как демократического так и социального.

Закон об изменении или дополнении Основного закона принимается большинством в 2/3 голосов Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата.

Тем не менее, только с 1949 по 1990 г. (до восстановления единства страны) в него было внесено 115 изменений и дополнений, в результате которых 70 статей было изменено, 146 статей отменены частично или полностью, введено три новых раздела и 30 новых статей.

Необходимо отметить, что помимо Основного закона сохраняют действие ст.ст. 136-141 отмененной Конституции 1919 г., регулирующие свободу религиозной деятельности.

Высший орган государственной власти Германии — Бундестаг. В его компетенцию входит развитие законодательства, утверждение федерального бюджета, избрание Федерального канцлера и парламентский контроль за деятельностью Федерального правительства, ратификация международных договоров, принятие решения об объявлении состояния обороны и некоторые другие вопросы.

Непосредственно руководство деятельностью Бундестага осуществляет его президент. Он избирается из числа депутатов на весь срок полномочий (четыре года) и не может быть отозван со своего поста. По конституционному обычаю президентом Бундестага избирается представитель крупнейшей фракции, одновременно с ним избираются его заместители (по числу фракций) и секретари. В рамках Бундестага действует и консультативно-вспомогательный орган — Совет старейшин, куда входят президент бундестага, его заместители и 24 депутата пропорционально численности фракций.

Бундестаг работает постоянно, за исключением летних, рождественских и пасхальных каникул. Пленарные заседания проходят обычно по вторникам и средам, в остальные дни заседают комитеты и фракции.

И действительно существенную роль в работе Бундестага играют его комитеты. Структурно все комитеты подразделяются на отраслевые, особые и следственные. Отраслевые, в свою очередь, делятся на обязательные (комитет по делам Евросоюза, комитет по иностранным делам и комитет по обороне) и факультативные. В целом комитеты Бундестага обеспечивают глубокую интеграцию государства в область внутренней и внешней политики.

Еще одним представительным органом Германии является Бундесрат (Союзный совет). Это федеральный орган, посредством которого земли

(субъекты Германии) участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти Федерации, а также в делах Евросоюза. Члены Бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель. Бундесрат состоит из 69 членов и не имеет какого-либо срока полномочий, его состав меняется по частям.

Руководит работой Бундесрата председатель, избираемый на один год. Значительную роль в работе этого органа играют его постоянные комитеты, в которые входят по одному представителю от каждой земли.

Бундесрат имеет право законодательной инициативы, участвует в осуществлении исполнительной власти Федерации, утверждая многие постановления федерального правительства. Кроме того, Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями, в конституционном судопроизводстве и в отношениях с институтами и органами Евросоюза.

Согласно Основному закону главой ФРГ является Федеральный Президент. Президент избирается Федеральным собранием, которое формируется из членов Бундестага и представителей земель на пять лет не более двух раз подряд.

К полномочиям Президента относится представительство Федерации в международных отношениях, подписание федеральных законов, выдвижение кандидатуры на должность председателя правительства (канцлера), назначение и увольнение федеральных чиновников и судей, осуществление помилования. Федеральный Президент не несет политической ответственности перед представительными органами Германии, но для вступления в действие указаний по большинству указанных полномочий Президент)’ требуется контрасигнатура Федерального канцлера.

Таким образом, основные рычаги руководства государством в Германии принадлежат федеральному правительству во главе с Канцлером. Срок полномочий Канцлера совпадает со сроком полномочий бундестага и, соответственно, со сроком полномочий всех министров правительства. Канцлер определяет основной курс, общую политическую линию правительства, руководит деятельностью отдельных министров. Одного из министров Канцлер назначает своим заместителем (вице-канцлером).

При осуществлении своих полномочий Канцлер опирается на специальный вспомогательный аппарат, в основе которого три ведомства: Служба Федерального Канцлера, Служба прессы и информации Федерального правительства и Федеральная разведывательная служба.

Заседания правительства созываются, как правило, один раз в неделю в резиденции Канцлера и носят закрытый характер. Следовательно, правительство во главе с Канцлером — политический центр всей конституционной системы Германии.

Правосудие в Германии осуществляется несколькими видами судебных учреждений, во главе которых — Конституционный Суд. Это орган по охране Конституции, который состоит из двух палат (сенатов) по восемь судей в каждой и избирается Бундестагом и Бундесратом на 12 лет. Необходимо отметить, что в землях действуют свои конституционные суды, поскольку в каждой из них есть местная конституция.

Помимо конституционной юстиции в Германии действуют еще пять ветвей правосудия: общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция. Во главе этих направлений судебной системы стоят соответственно Федеральная судебная палата, Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым делам и Федеральный суд по социальным делам. Все эти органы независимы друг от друга.

Интересно, что в рамках общих судов четыре инстанции, в остальных — по три. Причем в системе общих судов большую чаегь уголовных и гражданских дел рассматривает участковый суд, в котором судопроизводство осуществляет один судья. При судах, что примечательно, действует и прокуратура.

В территориальной структуре Германии 16 земель, три из которых представляют крупнейшие города — Берлин, Гамбург и Бремен. Из текста Основного закона 1949 г. (который детально регламентирует статус земель и их отношения с Федерацией и между собой) можно заключить, что Германия — «кооперативная федерация», причем в соответствии со ст. 30 Основного закона, государственные полномочия осуществляют именно земли.

Законодательную власть в землях осуществляют ландтаги (представительные съезды), состоящие из одной палаты и избираемые на четыре- пять лет6ь8. Правительство земли (кабинет, сенат) состоит из министра- президента (бургомистра), который выбирается ландтагом.

Основной единицей территориальной организации земель являются общины, обладающие политической и финансовой автономией. Общины — это сельские населенные пункты и города, осуществляющие все

полномочия местного значения на основе собственной ответственности. Общины могут создавать союзы общин для решения общих задач659.

Подводя итог, можно сделать вывод, что незыблемый конституционный строй Германии в настоящее время явился итогом возрождения демократических институтов государственной власти, создания постоянно действующих антикризисных механизмов, государственного регулирования экономики и социальных отношений в послевоенный период. Основной закон Г ермании — правовой базис, который сделал это возможным, его следует ставить в пример всем государствам, находящимся в периоде становления демократических ценностей и институтов.

  • Он состоял из представителей, избранных ландтагами земель.
  • В восточных землях возникло отдельное государство — ГДР с собственным конституционным правом.
  • Это нашло отражение и в ст. 146 Основного закона: «Настоящий Основной закон,который в результате достижения единства и свободы Германии распространяется на весьгерманский народ, прекратит свое действие в день, когда вступит в силу Конституция, принятая свободным решением германского народа».
  • См. подробнее: Интернет — Википедия (URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/).
  • Так, раздел XI «Состояние обороны» включает 11 статей под одним номером, но с буквенными обозначениями от «а» до «i».
  • 6М Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и равного числа членов, избираемыхнародными представительствами земель на началах пропорциональности.
  • Конституции государств Европы. Т. I. М.: Норма, 2001. С. 569.
  • Андреева Г.Н. Указ. соч. С. 226-228
  • 6Ъ7 См: Конституционное право зарубежных стран: учебник / под ред. М.В. Баглая, Ю.И.Лей-бо, Л.М. Энтина, М., 2005. С. 624.
  • В Баварии особую роль играет Баварский сенат, избираемый на шесть лет с принципомротации каждые два года (прим, автора). См. подробнее об устройстве ландтагов также:Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2010. С. 329 ; Жалинский А.,Рсрихт А. Введение в немецкое право. М., 2001. С. 71.

— 5 лет;

— 4 года;

— 6 лет;

— 7 лет;

863.В ФРГ функции «охраны конституции» возложены на

— конституционный суд;

— президента;

— парламент;

— правительство;

Объединение ФРГ и ГДР произошло в

— 1990 г.;

— 1989 г.;

— 1991 г.;

— 1992 г.;

Образование единого германского государства произошло на основе

— договора между ФРГ и ГДР;

— новой конституции, разработанной ГДР и ФРГ;

— автоматического вхождения ГДР в ФРГ;

— ликвидации ФРГ и ГДР и создания нового государства;

866.Принцип «закрытого цеха» был установлен в США законом

— Вагнера;

— Норриса-Логардия;

— Тафта-Хартли;

— Макарэна-Вуда;

867. «Новый курс», призванный вывести США из кризиса, был разработан при президенте

— Ф. Рузвельте;

— Т. Рузвельте;

— К. Кулидже;

— Г. Гувере;

Для восстановления банковско-финансовой системы США в XX в. была принята мера

-: запрещен вывоз золота за границу;

— : введены в состав правлений ведущих банков страны представители государства;

-: проведена девальвация доллара;

-: укрупнена банковская система;

— : нормативно установлен порог инфляции;

В 1933 году в США был принят закон

-: О банковской деятельности;

-: О восстановлении промышленности;

-: О регулировании сельского хозяйства;

— : О социальном обеспечении;

— : Закон Тафта – Хартли.

Избирательные права в США женщины получили в

— 1920 г.;

— 1921 г.;

— 1918 г.;

— 1929 г.;

871.Для преодоления кризиса сельского хозяйства в США «Новый курс» предусматривал

— меры по повышению цен на сельскохозяйственную продукцию;

— создание коллективных фермерских хозяйств;

— снижение цен и расширение продаж сельскохозяйственной продукции;

— механизацию производства;

872.»Кодексы честной конкуренции» в США в период «Нового курса» предусматривали

— административное регулирование вопросов производства и сбыта продукции;

— ужесточение антимонопольного законодательства;

— принудительную ликвидацию монополий;

— добровольное ограничение предпринимателями своей деятельности;

873.Закон Вагнера был принят в США в ___

— 1935 г.;

— 1933 г.;

— 1938 г.;

— 1947 г.;

874.В США на общефедеральном уровне признание прав профсоюзного движения закрепил закон

— Вагнера;

— Норриса-Лагардия;

— Тафта-Хартли;

— Вэника-Джексона;

Возрастной ценз избирателей в США был снижен до 18 лет в

— 1971 г.;

— 1962 г.;

— 1964 г.;

— 1975 г.;

Федеральная резервная система США была создана в

— 1913 г.;

— 1918 г.;

— 1933 г.;

— 1929 г.;

В целях укрепления доверия населения и упрочения банковской системы США в 30-е годы

— вводилось страхование вкладов;

— устанавливались государственные гарантии вкладам;

— была создана Федеральная резервная система;

— денежные вклады переводились в золото;

Федеральный свод законов США впервые был составлен в

— 1926 г.;

— 1929 г.;

— 1933 г.;

— 1917 г.;

Федеральный свод законов в США переиздается и обновляется раз в

— 5 лет;

— 3 года;

— 2 года;

— год;

Под лоббизмом понимают

— политику влияния неправительственных организаций на государственные органы;

— подкуп государственных чиновников;

— предвыборную агитацию;

— конфронтацию политических группировок в конгрессе;

881.»Трудовые лагеря» в США в 30-е годы — это

— организационная форма привлечения безработных к «выполнению общественных работ»;

— исправительно-трудовые учреждения;

— лагеря отдыха для молодежи;

— организации помощи фермерам;

Общефедеральная система социального страхования была введена в США в

— 1935 г.;

— 1936 г.;

— 1933 г.;

— 1946 г.;

Конституционное ограничение сроков президентства в США было установлено в

— 1951 г.;

— 1946 г.;

— 1961 г.;

— 1967 г.;

884.В основе федерального уголовного права США положен УК

— 1909 г.;

— 1967 г.;

— 1948 г.;

— 1924 г.;

Право на суд присяжных в США имеет обвиняемый, если ему угрожает наказание

— не менее 6 месяцев тюрьмы;

— больше 3 лет тюрьмы;

— больше 5 лет тюрьмы;

— в виде смертной казни;

Американская система антитрестовского законодательства базируется на принципе

— прямого запрета сговоров и соглашений;

— контроля за деятельностью и наказания за злоупотребления;

— свободной деятельности монополий;

— судебного преследования;

Раздел ЙЙ Основного закона ФРГ «Федерация и земли» содержит сведения о государственном устройстве и о народовластии в Германии. Особый интерес представляет ст. 20 Конституции, которая именуется иногда «конституцией в конституции», поскольку перечисляет «основы государственного строя»:

1. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством;

2. Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия;

3. Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — правом и законом;

4. Если иной выход невозможен, все немцы имеют право на сопротивление любому, кто предпринимает попытку устранить этот строй (в ред. от 21 декабря 1983 г.).

Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство (в установленных Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31). Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом. Конституционное устройство земель обязано было соответствовать принципам Боннской конституции. К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство, основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. Остальное считалось сферой конкурирующего законодательства (т.е. земли могли законодательствовать в других сферах при отсутствии федеральных постановлений). За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные — т. е. посредством той же администрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено право экзекуции — принуждения со стороны федерации в отношении какой-либо земли.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту: верхняя палата — Бундесрат, нижняя — Бундестаг. Собственно парламентом, то есть органом представительной и законодательной власти, является бундестаг. Однако, в германской и отечественной литературе, посвященной проблемам парламентского права, есть и иная точка зрения на германский парламент: парламент ФРГ — это однопалатный Бундестаг, а Бундесрат является Федеральным советом, символизирующим участие земель в делах федерации и Евросоюза.

Бундестаг состоит из 662 членов и избирается всем народом Германии на четыре года. Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина — на основе партийных списков по принципу пропорционального голосования. Партия, собравшая менее 5% голосов, лишается всякого представительства.

Бундестаг выбирает главу правительства, федерального канцлера, несущего перед ним ответственность, и тем самым принимает решение о формировании правительства. Во взаимодействии с бундесратом принимает законы и государственный бюджет.

В бундестаге депутаты объединяются в различные фракции. По существенным вопросам фракция выступает с единым мнением. Регламент предоставляет фракциям или 5 % членам бундестага исключительное право выступать с парламентскими, в том числе с организационными, инициативами в процессе законотворчества и во многих других случаях. Только они могут, например, вносить законопроекты и проекты решений, вносить изменения во время третьего слушания, только они имеют право требовать проведения Следственного комитета, Опросной комиссии, а также проведения поименного голосования и т.д. Фракции — это центры парламентской работы.

Регламентом бундестага предусмотрен общий совещательный орган для управления работой бундестага — Совет старейшин. В его задачу входит определение плана работы бундестага на следующий парламентский год.

Бундесрат — это специальный конституционный орган, представляющий интересы 16 земель и участвующий в законодательной деятельности и управлении Правительство каждой из «земель» назначает в Бундесрат своих уполномоченных. Число голосов, которые имеет в палате данная «земля» определяется численностью ее населения. Земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. — 4 голосами, а свыше 6 млн. — пятью.

Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты — он имеет председателя, бюро палаты, комиссии — то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются, как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Бундесрат защищает интересы своих земель перед федерацией, а через нее и перед Европейским союзом; принимает участие в законотворчестве, обладая правом законодательной инициативы; как и другие органы государственной власти федерации, он несет общегосударственную ответственность за дела ФРГ.

Недопустимо двойное членство в бундестаге и бундесрате.

Партийных фракций в бундесрате не существует.

Сроком на один год по принципу ротации бундесрат избирает своего председателя — президента из числа премьер-министров земель. Президент бундесрата исполняет обязанности федерального президента, когда последний не в состоянии их осуществлять.

Главой государства является федеральный президент. Однако, учитывая парламентский характер нынешней республики в Германии, его полномочия достаточно ограничены. Фактически президенту отведена роль «лица нации», не занимающегося конкретно управлением. Вместе с тем, несмотря на преимущественно представительские задачи, федеральный президент является упорядочивающей, уравнивающей, «нейтральной» силой в государстве, посредником и третейским судьей между политическими течениями.

Президентом может стать любой немец, обладающий избирательным правом, и достигший сорока лет. Срок его полномочий составляет пять лет. Повторное переизбрание допускается лишь однажды. Федеральный президент избирается не непосредственно народом, а специальным конституционным органам — Федеральным собранием. Оно созывается лишь для этой цели и состоит из всех депутатов бундестага и такого же количества делегатов, избираемых ландтагами земель (всего более 1300 делегатов).

Компетенция президента определена в ст. 59, 60, 63, 64, 82 Основного закона. Президент предлагает на утверждение бундестага кандидата на пост главы правительства, которым во всех случаях становится лидер партии, победившей на выборах. Он представляет страну на международной арене, осуществляет право помилования, а также назначает и увольняет чиновников и судей федерации, офицеров и унтер-офицеров. Однако для большинства актов президента требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра. Основной закон лишает главу государства командования вооруженными силами, возлагая эти обязанности в мирное время на министра обороны, во время войны — на канцлера.

Как правило, президент представляет одну из ведущих партий в бундестаге. Однако на время исполнения своих обязанностей он приостанавливает свое членство в партии и не подчиняется партийной дисциплине. Президент представляет собой надпартийный, объединяющий фактор в рамках государства и конституционного строя.

Исполнительная власть Германии на федеральном уровне состоит из федерального правительства и федеральных органов управления. Федеральное правительство — «кабинет» состоит из федерального канцлера и федеральных министров (ст. 62). Численность федерального правительства Основной закон не устанавливает. В федеральном правительстве канцлер занимает по отношению к федеральным министрам самостоятельное и вышестоящее положение. Канцлер вообще занимает ключевое положение в системе политических координат страны. Германская система правления в Новейшее время не зря именуется «канцлерской демократией».

Срок полномочий федерального канцлера (4 года) совпадает со сроком полномочий Бундестага, однако возможно неоднократное переизбрание.

Канцлер без одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления об увольнении министров, обязательные для президента. Но главное — он направляет всю внешнюю и внутреннюю политику страны и несет за нее ответственность только перед бундестагом (ст. 65).

Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству, имеет место так называемый конструктивный вотум недоверия, означающий, что если Бундестаг выразил канцлеру вотум недоверия, то Бундестаг обязан большинством голосов избрать преемника канцлера (ст. 67). Поскольку при партийном плюрализме в Бундестаге такое избрание маловероятно, то президент по представлению канцлера вправе распустить Бундестаг и назначить новые выборы.

Правительство не только пользуется законодательной инициативой, но и может быть творцом делегированного законодательства, а в случае «состояния законодательной необходимости» оно, с согласия бундесрата, законодательствует и осуществляет контроль за исполнением землями федеральных законов (ст. 81).

Добавить комментарий