Логика нового времени

Введение

Термин «логика» происходит от древнегреческого слова «логос», основные значения которого связаны с понятиями «мышление» и «язык», «слово». Тогда мышление еще не осознавалось как относительно самостоятельный феномен.

«Логос» в понятии древнегреческого мыслителя Гераклита, который первым обратился к этому термину, — это то, что упорядочивает мир, вековая объективная, всеобщая закономерность. В полной мере такое значение термин «логика» сохраняется и в наше время. Бытие, в современном представлении, является спорным единством упорядоченности и хаоса. Выходя из определенной роли первого момента, говорят про объективную логику возникновения, становления и развития тех или иных объектов, в частности про логику событий.

Некоторые западные экономисты, беря во внимание неэффективность советской системы хозяйствования и предсказывая гибель политического режима, который поддерживал эту систему, утверждали: » Сама логика исторического процесса свидетельствует, что мы были правы». Разговоры и размышления — это одно, они могут быть разными, а ход исторических событий упорядочивается некоторыми закономерностями, в нем есть логика: нынешнее состояние вещей (неэффективная экономика) с необходимостью порождать именно такой завтрашний день – ошибку политического режима, который насильно внедряет неэффективную, неконкурентоспособную систему хозяйствования. Поскольку так оно и случилось, то эти авторы считают, что логика их размышлений (субъективная логика) совпала с логикой исторического процесса.

Одновременно к слову «логика» обращаются и тогда, когда характеризуют некоторые духовные явления, в первую очередь мышление. Имеется ввиду — субъективная логика. Логическим, т. е. таким, в котором есть логика, называют четкое определение, последовательное, доказывающее мысль.

Логикой называют и науку, которая изучает упорядоченность человеческого мышления, его законы и формы, и соответственную научную дисциплину. Различают традиционную и современную логику. Было время, когда не главное отличие между ними видели в том, что первая сохраняла в себе элементы диалектической логики (при этом часто обращались к логике Аристотеля, в частности его учение про категории). Хотя преобладающее большинство специалистов считает, что специфика современной формальной логики состоит в использовании идей приведения доводов, подобных до вычислений в математике, математических методах, искусственного языка и т.д. Традиционная логика – первый уровень формальной логики, т.е. ее «арифметика», в ней исследуются структуры мыслей и размышлений усложненные содержанием, поскольку выраженные преимущественно способами природного (национального) языка. Современная логика (Так названная математическая или символическая – вторая более высокая ступень формальной логики, своеобразная «алгебра логики». Она применяет математические методы и специальный аппарат символов и исследует мышление с помощью исчисления.

А это открывает дорогу к познанию новых закономерностей мышления, с которыми приходится сталкиваться при построении сложных логических конструкций, в частности математике, кибернетике, теории релейно-контактных систем, при проектировании, в работе электронно-вычислительных машин, разнообразных автоматов и управляющих устройств.

Размышляя над проблемами «живучести» традиционной логики, необходимо обращать внимание на большое количество обстоятельств, но нельзя игнорировать ту истину, что люди никогда не откажутся от естественного языка, а повседневное сознание никогда не будет вытеснено научным. Поскольку мышление людей во многих сферах жизни остаются усложненными естественным языком, то без традиционной логики обойтись невозможно.

Различают классическую и неклассическую разновидность современной логики. Одни ученые жестко противопоставляют их, другие – наоборот, рассматривают как разные направления и тенденции в ее развитии. Классическая логика, как и традиционная, как и традиционная, каждому высказыванию приписывает только одно из двух истинных значений – истину или ложь. Эту логику ввели Г.Фреге и Б.Рассел. Дать однозначное определение понятия неклассическая логика нелегко. Критика классической логики, которая началась в начале 20 века стала причиной возникновения новейших разделов современной логики, которые в совокупности составляют так называемую неклассическую логику. Отдельными разделами этой логики являются:

-Алетическая логика – анализирует смысл терминов «необходимо», «возможно», «случайно» и их модификации.

-Деонтичная логика – изучает логические связи нормативных высказываний, в состав которых входят термины «разрешено», «обязательно», «запрещено» и их разновидности.

-Эпистемическая логика – исследует смыслы терминов «доказано», «знаю», «опровергнуто», «сомневаюсь» и другие.

-Логика оценок – обращается к терминам «хорошо», «плохо», «лучше», «хуже», «безразлично».

-Релевантная логика – выделяет и систематизирует только уместные (релевантные) принципы логики, исключая все остальные, в частности парадоксы и импликации.

-Темпоральная – (логика времени – исследует логические связи между высказываниями о прошлом, настоящем и будущем.

Этот список можно продолжать.

В недалеком прошлом особое значение придавали диалектической логики (этот термин предложил Гегель для обозначения учения о всеобщих законах развития всех «естественных и духовных вещей»). Некоторые советские ученые утверждали, что эту науку создали классики марксизма-ленинизма. Правда, такое мнение разделяли не все ученые. Так, известный популяризатор логики М.Кондаков высказал мнение, что К.Маркс и Ф.Энгельс не обращались к термину «диалектическая логика» ни в одной из своих работ, опубликованных во время их жизни. Диалектическая логика, по его словам, не является «логикой в общепринятом значении этого слова». По нашему мнению диалектика как наука напоминает логику лишь на столько, на сколько она в состоянии выявить упорядоченность процесса познания и соответственно сориентировать ученых всех научных областей в сфере всеобщих законов развития всего существующего. Поскольку диалектика исследует некоторые общие проблемы , то она исполняет роль скорее методологии, чем собственно логики.

Иногда говорят о логике разных групп людей – детскую и женскую, логику преступников и логику законников. Логика имеет общечеловеческий характер. Но в процессе мышления разные группы людей (в зависимости от социального положения, пола, возраста), склонные исходить из специфических положений, которые кажутся им безусловно истинными, аксиоматическими, что может существенно влиять на результаты их мышления. Прежде всего, говорится про сознательное или несознательное нарушение законов логики, т.е. про софизмы и паралогизмы.

Мышление, как сложный феномен, является предметом изучения не только логики, а и большого количества других наук – гносеологии, психологии, кибернетики и др. Так, гносеология исследует вопросы отношения мышления к бытию, его возникновение и развитие, взаимосвязь с чувственной ступенью познания, проблему истинности. Психология изучает мышление относительно тех причин и условий, которые обеспечивают нормальное функционирование и развитие мышления в индивидуальном развитии человека, влияние на мышление эмоций, воли и других психических явлений.

Кибернетика изучает мышление путем моделирования его в виде специальных схем, с помощью которых осуществляется восприятие, запоминание и переработка информации с целью ее эффективной передачи. Физиология высшей, нервной деятельности исследует мышление со стороны материальных процессов, которые происходят в клетках коры головного мозга ( нейронах) и представляют собой его физиологическую основу. К тому же количество наук, которые изучают мышление, безостановочно возрастают. Поэтому традиционное признание логики, как науки о законах и формах мышления требует уточнения, поскольку перечисленные науки тоже исследуют соответственные законы и формы выявления мышления.

Чтобы отличить специфику законов мышления, которые изучаются формальной логикой, необходимо обратиться к проблемам истинности и правильности мышления, специфике фактических и логических ошибок.

Логика нового времени

Противоречащий характер логики эпохи возрождения давался в знаках и в новое время.

Так, Ф.Бекон и его последователи высоко оценивали индукцию и недооценивали дедукцию, а Р. Декарт и его сторонники, наоборот преувеличивали значение дедукции и недооценивали дедукцию.

Необходимо выделить большой вклад в развитие логики известных мыслителей той эпохи.

Фрэнсис Бекон (1561-1626) предложил в корне перестроить философию и науку, целью которой по его мнению есть счастье людей, их могущество, достижение власти над природой. Он предал беспощадной критике логику Аристотеля, противопоставивши ей свою логику. Его труд » Новый Органон» мог заменить старый аристотельский «Органон», который Бекон считал не только неполезным , но и глубоко вредным для науки. Первая, «разрушительная» часть «Нового Органона» содержит учение об «идолах», или «приведениях» (типичные трудности, которые возникают в процессе изучения):

«идолы рода», «идолы пещер», «идолы рынка» и «идолы театра».

Построить новую науку невозможно без научного метода. Именно в разработке такого метода, который указывал бы путь к истине, Бекон видел задание логики, создание которой приведет к тому, что научные открытия будут совершаться не случайно, а систематически, согласно соответствующим планам. Истинный научный метод (он считал им индукцию) исходит из единичных случаев, от них переходит до самых низких обобщений, потом к средним и наконец к всеобщим положениям. Самым важным, по мнению Бекона, являются средние обобщения, поскольку они имеют наибольшее практическое значение.

Бекон критиковал индукцию Аристотеля и схоластов – «индукцию через простой счет», основным недостатком которой считал учет в ней преимущественно тех случаев, которые подтверждают индуктивный вывод. Этой индукции он противопоставляет «индукцию через исключение», сущность которой в том, что путь самого быстрого сравнения многих фактических данных касаемых исследования явления выявляется несущественными условиями его возникновения и существования, а выявляются и учитываются только существенные.

Большое значение Бекон придавал изучению фактов, которые не согласовываются с индуктивными выводами, т.к. сколько бы позитивных фактов не было собрано для защиты того или иного общего положения, достаточно одного противоречивого примера, чтобы оно было опровергнуто.

Понимая несовершенство своего индуктивного метода, в частности его громоздкость, Бекон выдвинул идею его «прирегативных инстанций». Говорится про существование пререгативных случаев, когда исследуемое явление выступает настолько в «чистом», «несмешанном» виде, что возникает возможность быстро и легко отличить случайное от необходимого, несущественное от существенного. В связи с этим можно вдаваться к ускоренной индукции. Среди 27и видов пререгативных инстанций, которые называл Бекон, есть и очень ценные для науки. Некоторые из них напоминают известные сейчас методы установления причинных связей между явлениями – метод подобности, метод отличия, метод сопутствующих изменений. Но считается, что Бекон не создал завершенной теории научной индукции, заложив только фундамент. Идеи Бекона позднее развил Дж.-Стюарт Миль, который считал, что целью логики есть выявление причинных связей между явлениями.

Томас Гоббс (1588-1679) сыграл великую роль в развитии логики. Будучи номиналистом, он считал, что опыт не может дать знание общего, которое возможно только блогодаря языку. Общаясь, люди научились связывать со своим представлением о вещах некоторые знаки, прежде всего слова. При этом одно и то же слово применялось ко многим подобным предметам, что со временем и обеспечивало возможность знания общего.

Наука, по Гоббсу, получает общие и необходимые знания путем оперирования общими именами. Мышление он расссматривал как объединение и разъединение имен, их дополнение, отнимание, т.е. как своеобразный счет: «…если арифметика учит нас складывать и отнимать числа, то геометрия учит нас тем самым операциям, относительно линий, фигур, углов…Логики учат нас тому же относительно последовательности слов складывая вместе два имени, чтобы создать суждение, и два суждения, чтобы создать силогизм, и много силогизмов, чтобы сложить доказательства. Из суммы или вывода силогизмов логики отнимают одно предложение, чтобы найти другое».

Таким способом Гоббс высказал идею, которая позднее была реализована в математической (символической логике).

Целью философии, по его мнению, есть создание научного метода. Таким методом и должна стать новая логика, которую он понимал как науку различия истины и лжи. Правда, универсальным научным методом познания в его доскональном виде Гоббс считал математику. Особенно высоко он ценил геометрию, которая по его мнению есть идеалом всех наук, которые должны выводить все свои законы с нескольких первых принципов. Их роль могут исполнять только определения имен, а не аксиомы и постулаты, которыми, по мнению Гоббса, передают соответственные определения.

Существенное место в логике Гоббса занимала теория знаков, которая стала важным вкладом в семиотику (науку о знаках). Определяя неразрывную связь мышления и языка, этот мыслитель рассматривал логику как науку об именах ( понятия, идеи), предложения (высказывания, суждения), объединение предложений (умозаключения, доказательства), науку про истину и ложь и научный метод. Он создал широко расширенную классификацию имен. Именно Гоббс первым назвал генетическое определение отдельным видом исследования.

Большое значение Гоббс предавал операциям разделения понятий, их ограничением и обобщением. Рядом с дихоомичным разделением он называл и трихиотомичное. Ограничение и обобщение понятий расссматривал как сложение и вычитание имен. Так, прибавляя к имени » прямоугольник» имя «равносторонний», получим имя «квадрат», а отымая от имени «квадрат» имя «прямоугольный» получим имя «ромб».

Предложение Гоббс рассматривает как объединение имен. Для науки, по его мнению, приемлемы только некоторые объединения имен – предложений. Он обращается к операции перестройки суждений, в частности их обращения и превращения. Условные суждения Гоббс, считает самыми адекватными, поскольку основным заданием научного знания является познание причинных связей.

Объясняя мысль, согласно которой любое суждение является суммой двух имен (субъекта и предиката), Гоббс вынужден считать кванторные слова «все», «некоторые» и т. д. составными соответствующих имен, а частичку «не», которая занимает место перед связкой «есть», присоединять к имени, которым обозначается предикат. Другими словами, отрицательные суждения он рассматривал как утвердительные, в которых роль предиката выполняет понятие, противоречащие предикату соответствующего отрицательного суждения.

В эпоху Нового времени развитие науки получает новый импульс, а это, в свою очередь, позволяет расширить исследования в области логики. Известный английский ученый и философ Ф. Бекон (1561 — 1626 гг.) опубликовал свое исследование под названием «Новый Органон» (1620 г.). Он предполагал, что оно расширит представление человека о формах познания, дополнит «Органон» Аристотеля.

В своем труде Ф. Бекон выявляет причины человеческих заблуждений. Главным препятствием на пути познания он считал засоренность сознания людей так называемыми идолами — искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Он различал четыре их вида: идолы рода; идолы пещеры; идолы рынка; идолы театра, с которыми человечеству следует бороться.

Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в ангропоморфизации вещей, то есть наделении природных явлений человеческими характеристиками.

Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого человека, считает Бэкон, есть своя «пещера», свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах действительности.

Идолы рынка (или площади) есть ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплодным спорам из-за слов, увлечению словопрениями, что отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания.

Идолы театра вбирают в себя ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая философская система, как считает Бэкон, есть сыгранная перед людьми драма или комедия. Люди же эти постановки воспринимают «за чистую монету», ссылаются на них в своих рассуждениях.

В произведении «Новый Органон» содержались основы индуктивных методов, усовершенствованные позже Д.С. Миллем (1808 — 1873) и получившие название методов установления причинных связей между явлениями (методы Бекона – Милля). Дальнейшее развитие логики связано с именами выдающихся мыслителей Р. Декарта, Г. Лейбница, И. Канта и др.

Французский философ Р. Декарт (1569 — 1650) развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума». Крупный вклад в исследование логических проблем внесли немецкий философ Г. Лейбниц (1646 — 1716), сформулировавший закон достаточного основания и; немецкий философ И. Кант (1724 — 1804) и другие философы и ученые.

Во второй половине XIX века в логике начинают широко применять разработанные в математике методы исчисления. Теоретический анализ дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков получил название математической или символической логики. Исследование процессов рассуждения в системах символической логики оказало заметное влияние на дальнейшее развитие формальной логики в целом.

Идеям диалектической логики, восходящей к античной и древневосточной философии, законченную форму придали представители немецкой классической философии: Кант (1724 — 1804), Фихте (1762 — 1814), Шеллинг (1775 — 1854). Немецкий философ Гегель (1770 — 1831) окончательно сформулировал основные идеи диалектики с точки зрения объективного идеализма. Диалектическую логику на материалистической основе разрабатывали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.Ленин.

Логика, созданная на основе учения Аристотеля, существовала до начала XX в. В XX веке появляется символическая (математическая) логика, основанная на идее немецкого ученого и философа Лейбница (1646 — 1716), о возможности сведения рассуждений к вычислениям. Ее развитие связано с именами Дж. Буля, A.M. Де Моргана, Ч. Пирса, Г. Фреге, русских мыслителей П.С. Порецкого и Е.Л. Буницкого и др.

Итак, логика Аристотеля и Бэкона – Милля составляет основу логического образования. Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Формальная логика изучает законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Кого из выдающихся мыслителей прошлого называют «отец логики»?

2. Что означает термины «органон» и «новый органон»?

3. Какие немецкие философы внесли вклад в становлении логики?

4. В чем суть «идолов» Ф. Бэкона?

5. Кто из русских мыслителей содействовал развитию логики?

6. Какие знания лежат в основе формальной логики?

ГЛАВА 2. ЛОГИКА КАК НАУКА

Можно логично рассуждать, не зная правил логики, подобно тому, как нередко люди выражают свои мысли на естественном языке, не зная грамматики. Логика учит человека сознательно применять законы и формы мышления в процессе познания. Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать свои и чужие логические ошибки. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи.

Роль мышления в познании

Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального (от лат. ratio — «разум») познания, составляющие неразрывное единство. Началом любого познания является чувственный опыт. Чувственное познание протекает в трех формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств (цвет, форма, запах, вкус) предметов мышления. Восприятие– целостный образ предмета мышления, возникающий в результате его воздействия на органы чувств. Представление дает нам возможность сохранить определенную информацию о предметах, когда они находятся вне сферы непосредственного воздействия на наши органы чувств. На основе своего чувственного опыта и имеющихся знаний человек может формировать представления о предметах, с которых он не имел чувственных контактов – воображение.

Посредством языка происходит также и переработка чувственных данных, осознание специфики тех или иных предметов, выделение их сходств и различий, выявление и обобщение их связей и отношений с другими предметами. Осознание человека с помощью языка называют рациональной ступенью познания, или ступенью абстрактного мышления.

Чувственное познание дает человеку информацию о внешних свойствах предмета и не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями. Однако, познавая окружающий мир, человек, стремится проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы изменений природы и общества. Это невозможно без мышления, высшей формы отражения действительности.

Мышление – высшая ступень человеческого познания, позволяющее получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

Выделим основные особенности мышления как источника нового знания:

1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах.

В отличие от чувственных форм познания, мышление абстрагируется от единичного, выделяет общее, повторяющееся, существенное в предметах. Благодаря этой особенности мышление человека глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

2. Мышление опосредствовано отражает действительность.

При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует на органы чувств человека. Благодаря мышлению он перерабатывает данные органов чувств, в виде образов действительности, получает опосредствованно новые знания.

3. Мышление неразрывно связано с языком.

Любая мысль и приемы мышления возникает и сопровождается в голове человека на базе языкового материала (в словах и предложениях). При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.

4. Мышление есть активное отражение действительности.

Активный характер мышления проявляется в мыслительных приемах сравнения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения, научного объяснения и др. Посредством их человек преобразует знания о предметах действительности, выражаемые средствами естественного и формализованного языков.

Итак, чувственная и рациональная ступени познания обладают рядом различных характеристик. Процесс познания на абстрактной ступени представляет собой целенаправленную деятельность, определяемая возникающими вопросами: что общего в предметах того или иного класса? Почему, как осуществляется то или иное явление? Каковы закономерности их развития и т.п.

Предмет и значение логики

Иммануил Кант (1724—1804), известный ученый периода Нового времени, предлагал деление логики на два типа — формальную и трансцендентальную. Обычная логика занимается изучением понятий, суждений и умозаключений. Трансцендентальная логика исследует формы мышления, а знание рассматривает как предшествующее опыту и независимое от него. Априорное (a priori — «из предшествующего») знание, таким образом, — это условие опытного знания, которое придает ему оформленный, всеобщий и необходимый характер. Априорные формы логических знаний, по мнению И. Канта, призваны упорядочивать хаос ощущений и предоставлять полную и достоверную информацию.

И. Кант отличал логические причины и следствия от реальных причин и следствий, что является важным вкладом в теорию науки. Выражением знания И. Кант считал суждение и делил последнее на два вида: аналитическое и синтетическое. Аналитические суждения не создают нового знания, а лишь дают определение уже существующему. Синтетические суждения могут быть апостериорные (a posteriori — «из последующего»), которые ставятся в прямую зависимость от опыта, происходящие из него, и априорные, от опыта независимые и, более того, даже предшествующие ему. Отсюда видно, что данные два вида противоположны один другому. Необходимо отметить, что и на сегодняшний день в среде логиков и философов нет единства мнения относительно априорных суждений И. Канта.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) считается самым известным немецким философом классической школы. Он, опираясь на объективно-идеалистическую основу, разработал систематическую теорию диалектики. Основным понятием этой теории является развитие, под которым понимается характеристика деятельности мирового духа (абсолюта). Абсолют характеризуется сверхвременным движением в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, качество, количество, мера и т.д.).

Логику Г. Гегель отождествляет с диалектикой. В связи с этим формальная логика не только критикуется ученым, но и отрицается им. Это отношение просматривается в труде ученого «Наука логики». Г. Гегель критикует также взгляды И. Канта.

Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира

Разными учеными предмет логики понимается пооразному. Некоторые указывают в качестве предмета рассуждения, другие придерживаются более широкого толкования и предмтом называют мышление. Однако по основным моментам данного вопроса взгляды ученых совпадают. Перейдем к более конкретному рассмотрению данной проблемы.

Предмет логики неразрывно связан с такими понятиями, как познание, мышление, логические формы и логические законы.

Логика — это наука, занимающаяся изучением методов и принципов познавательной деятельности, ее средств. Такое изучение невозможно без определения двух уровней познания:эмпирического и теоретического. Эмпирический уровень имеет предметом реальность, непосредственно отражаемую органами чувств человека. По отношению к ней возможно наблюдение, влияние на ее характерные черты путем опытов, экспериментов.

Таким образом, эмпирическое познание дает информацию о предмете посредством наблюдения, опыта, эксперимента.

Теоретический способ познания изучает зачастую предметы и явления, недоступные прямому чувственному отражению. Мышление человека возникает лишь на основе познания и без него невозможно. Познания же человека не бывает без посредства ощущений. Любая информация, которую получает человек, приходит из внешнего мира. Таким образом, единственным источником получения информации являются органы чувств. Именно посредством этих органов нам становится известното свойствах окружающего мира. Каждый предмет имеет не одно, а несколько свойств (например, вес, размер, форма, текстура и т.д.). Органы чувств, как и мозг человека, поддаются тренировке и в зависимости от тренированности дают больше или меньше информации для познания. Тренированность же мозга характеризуется его способностью к более плодотворному процессу мышления.

Через ощущения осуществляется связь сознания с окружающим миром тем более полно, чем больше органов чувств задействовано в данный момент. Бывают случаи, когда один или несколько органов чувств у человека повреждены или не действуют вообще. Тогда восприимчивость остальных обостряется и даже в той или иной мере восполняет функции недостающих.

Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета в момент его непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие — это целостный образ совокупности свойств предмета, который возникает в момент непосредственного воздействия последнего на органы чувств.

Восприятие человека проявляется в определении конкретных свойств предмета и их выраженности. Иными словами, человек обращает внимание на конкретное свойство предмета (форму, цвет, запах, вкус и т. д.), а также на степень этого свойства (круглый или овальный, более или менее сладкий, тяжелый или легкий). Отсюда можно сделать вывод, что восприятие для каждого человека является индивидуальным. Оно зависит от особенностей его органов чувств и опыта, приобретенного человеком; его образования и отношения к предмету, настроения. Так, электрический разряд (искусственная молния) будет восприниматься по-разному человеком, не связанным с наукой, физиком и, например, художником. «Обычный» человек просто будет впечатлен красотой зрелища, художник отметит буйство красок и полиморфность разряда. Физик же более всего заинтересуется показаниями приборов. Связь восприятия с опытом человека можно представить на примере басни И. А. Крылова «Мартышка и очки». По наущению других Мартышка приобрела несколько очков для того, чтобы улучшить свое зрение. Затем, не зная способа применения этого предмета и основываясь на своем жизненном опыте, Мартышка безуспешно пыталась найти применение очкам, используя их как украшение. Очень ярко эту ситуацию отмечает следующая фраза:

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк свой к худу клонит…

Из ощущений и восприятия складывается представление, образ предмета, который не воспринимается в данный момент, но воспринимался ранее тем или иным способом.

Представление делится на воспроизводящее и творческое.

Воспроизводящее— это, как видно из названия, представление о предмете или явлении, ранее воспринятом органами чувств человека непосредственно и запомненном.

Творческоепредставление основывается на рассказах, описаниях какого-либо предмета или явления. Такое представление может возникнуть и в воображении человека. Например, возникающий в процессе деятельности художника образ несуществующего человека или животного. Или географическое место, где человек никогда не был, может быть воссоздано им по рассказам очевидцев. Также может возникнуть представление о внешности человека.

В качестве примера может выступить стереотип. Скажем, если человека попросить представить топ-модель, он сразу вспомнит целый ряд характерных для топ-моделей признаков.

Мы познаем при помощи чувственного восприятия лишь внешние характеристики предмета, но не его суть. Для глубинного познания предметов и явлений недостаточно одного чувственного восприятия. Необходима более сложная форма познания — абстрактное мышление. Оно значительно глубже отражает окружающий мир и его процессы. Если чувственное познание отражает факты, то абстрактное мышление позволяет определять законы.

Добавить комментарий