Международная экологическая ответственность

Международная ответственнос­ть за экологические правонарушения – это наступление для субъекта международного права окружающей среды, нару­шившего предусмотренные им требования, неблагоприятных пос­ледствий.

Проблема международной ответственности государств яв­ляется одной из сложнейших в международном праве и не имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике межгосудар­ственного общения. Она является коренной для обеспечения меж­дународного правопорядка.

Основанием применения международной ответственности слу­жит экологическое правонарушение, которое проявляется в основ­ном либо в невыполнении субъектом международного права окру­жающей среды взятого на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба посредством загрязне­ния моря нефтью, трансграничного загрязнения окружающей среды соседнего государства и т.п. Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм международного права и нанесению вреда или ущерба, недопустимы. Также недопустимы ссылки на незнание норм международного права или их неправильное толкование и применение.

Важным элементом международного экологического правона­рушения служит причинно-следственная связь между противоп­равным поведением субъекта международного права и причинен­ным экологическим ущербом. Существенное значение имеет вина правонарушителя. Одновременно в современной международной практике применяется и безвиновная или объективная ответственность.

В соответствии с современным международным правом между­народные правонарушения подразделяются на преступления и де­ликты.

Международно-правовое деяние – это возникающее в результате нарушения государст­вом международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сооб­щества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом (ст. 19 Проекта статей о международной ответственности, разрабо­танного Комиссией международного права). В соответствии с международными нормами права окружающей среды международные экологические преступления могут, в частности, быть результатом тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего ос­новополагающее значение для защиты окружающей среды, — та­кого, как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмо­сферы или морей.

Всякое международно-правовое деяние, которое не является международным преступлением, признается международным де­ликтом, или ординарным правонарушением.

В международном праве предусмотрено два вида ответственнос­ти государства: материальная и нематериальная (политическая).

Материальная ответственность применяется посредством репара­ции, т.е. материального, в основном денежного возмещения ущер­ба, или ресторации, т.е. восстановления нарушенного состояния природной среды. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба.

Нематериальная (политическая) ответственность применяется в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извине­ний, наказание государством виновных), применения экономичес­ких и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.

Для международных соглашений характерно то, что лишь немногие из них предусматривают меры ответственности. Как правило, в них не устанавливаются конкретные санкции за совершаемые экологические правонарушения.

В некоторых меж­дународных актах в области охраны окружающей среды, касаю­щихся ее загрязнения, ответственность регулируется достаточно подробно. Например, Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969 г.) установила ответственность судовладельца за ущерб от загрязнения нефтью, причиненный в территориальных водах прибрежного государства судами, принадлежащими государству, подписавшему Конвен­цию, которые используются в коммерческих целях. Собственник судна отвечает за всякий ущерб от загрязнения моря, который явился результатом утечки или слива нефти.

Данная Конвенция предусматривает обязательное страхование ответственности за ущерб от загрязнения при перевозке судном более 2000 т нефти наливом. В качестве альтернативы страхованию Конвенция дает владельцу судна возможность предоставить иное финансовое обеспечение, к примеру, гарантию банка или свидетель­ство, выданное международным компенсационным фондом, на сумму, соответствующую пределу ответственности, установленно­му Конвенцией. Каждому судну, выполнившему это требование, выдается свидетельство. При его отсутствии судну может быть за­прещено заходить или покидать порт государства — участника Конвенции.

Особый пример возложения международной ответственности за вред, причиненный природной среде, представляет ответствен­ность, применяемая вследствие военных действий. Несмотря на действие Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), в ходе войны в Персидском заливе осуществлялось преднамеренное крупномасштабное разрушение природной среды в военных целях. За 4 дня бомбарди­ровок Ирак взорвал большую часть из 1250 нефтяных скважин Кувейта, в результате чего возникли пожары на почти 600 нефтя­ных скважинах и были залиты нефтью огромные площади страны. Совет Безопасности ООН в резолюции № 687 от 3 апреля 1991 г. подтвердил ответственность Ирака перед иностранными государ­ствами, физическими и юридическими лицами за ущерб, нанесен­ный окружающей среде, и за уничтожение природных ресурсов в результате вторжения в Кувейт. В соответствии с этой резолюцией был создан фонд, средства в который должны поступать от Ирака в сумме, составляющей около четверти его годовых доходов от добы­чи нефти. Эти средства предназначались для покрытия ущерба, который, по оценкам, достигал 50 млрд. долл.

Проблема международной ответственности государств является одной из сложнейших в международном праве и не имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике межгосударственного общения. Она является коренной для обеспечения международного правопорядка. Сущностью международной ответственности за экологические правонарушения является наступление для субъекта международного права окружающей среды, нарушившего предусмотренные им требования, неблагоприятных последствий.

Основанием применения международной ответственности служит экологическое правонарушение, которое проявляется в основном либо в невыполнении субъектом международного права окружающей среды взятого на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба посредством загрязнения моря нефтью, трансграничного загрязнения окружающей среды соседним государством и т.п.

Важным элементом международного экологического правонарушения служит причинно-следственная связь между противоправным поведением субъекта международного права и причиненным экологическим ущербом. Существенное значение имеет вина правонарушителя. Одновременно в современной международной практике применяется и безвиновная или объективная (strict liability) ответственность.

В соответствии с современным международным правом международные правонарушения подразделяются на преступления и деликты. Понятие международного преступления определено в ст. 19 Проекта статей о международной ответственности, разработанного Комиссией международного права. Это международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. В соответствии с международными нормами права окружающей среды международные экологические преступления могут, в частности, быть результатом тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды, такого как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы или морей.

Всякое международно-правовое деяние, которое не является международным преступлением, признается международным деликтом, или ординарным правонарушением.

В международном праве предусмотрено два вида ответственности государства: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность применяется посредством репарации, т.е. материального, в основном денежного возмещения ущерба, или ресторации, т.е. восстановления нарушенного состояния природной среды. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба.

Нематериальная (политическая) ответственность применяется в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание государством виновных), применения экономических и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.

Характерно то, что лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения предусматривают меры ответственности. Как правило, в них не устанавливаются конкретные санкции за совершаемые экологические правонарушения. В некоторых международных актах в области охраны окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность регулируется достаточно подробно.

Так, Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969 г.) установила объективную ответственность судовладельца за ущерб от загрязнения нефтью, причиненный в территориальных водах прибрежного государства судами, принадлежащими государству, подписавшему Конвенцию, которые используются в коммерческих целях. Собственник судна отвечает за всякий ущерб от загрязнения моря, который явился результатом утечки или слива нефти.

Данная Конвенция предусматривает обязательное страхование ответственности за ущерб от загрязнения при перевозке судном более 2000 т нефти наливом. В качестве альтернативы страхованию Конвенция дает владельцу судна возможность предоставить иное финансовое обеспечение, к примеру гарантию банка или свидетельство, выданное международным компенсационным фондом, на сумму, соответствующую пределу ответственности, установленному Конвенцией. Каждому судну, выполнившему это требование, выдается свидетельство. При его отсутствии судну может быть запрещено заходить или покидать порт государства — участника Конвенции.

В Брюссельской конвенции установлен предел ответственности, равный 210 млн. условных золотых франков (2 тыс. франков за 1 регистровую тонну вместимости судна). Собственник судна может быть освобожден от ответственности, если докажет, что ущерб:

— явился результатом военных действий, враждебных действий или стихийного явления;

— был всецело вызван действием или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб, или был всецело вызван небрежностью или иным неправомерным действием правительства или другого органа власти, отвечающего за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении этой функции.

Женевская конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (1989 г.), установила, что за ущерб, причиненный любым опасным грузом в ходе его перевозки с момента инцидента ответственность несет перевозчик. Как и по Брюссельской конвенции, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что ущерб явился результатом военных действий, враждебных действий или стихийного явления; вызван действием третьих лиц с намерением причинить ущерб.

Особый пример возложения международной ответственности за вред, причиненный природной среде, представляет ответственность, применяемая вследствие военных действий. Несмотря на действие Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), в ходе войны в Персидском заливе осуществлялось преднамеренное крупномасштабное разрушение природной среды в военных целях. Уже через несколько дней после начала войны действия иракских войск привели к разливу 6 — 8 млн. баррелей кувейтской нефти в воды Персидского залива. За 4 дня бомбардировок Ирак взорвал большую часть из 1250 нефтяных скважин Кувейта, в результате чего возникли пожары на почти 600 нефтяных скважинах и были залиты нефтью огромные площади страны. Совет Безопасности ООН в Резолюции N 687 от 3 апреля 1991 г. подтвердил ответственность Ирака перед иностранными государствами, физическими и юридическими лицами за ущерб, нанесенный окружающей среде, и за уничтожение природных ресурсов в результате вторжения в Кувейт. В соответствии с этой Резолюцией был создан фонд, средства в который должны поступать от Ирака в сумме, составляющей около четверти его годовых доходов от добычи нефти. Эти средства предназначались для покрытия ущерба, который, по оценкам, достигал 50 млрд. долл.

Вопрос:
Международная эколого-правовая ответственность

Ответ:

Международная эколого-правовая ответственность

Международная эколого-правовая ответственность представляет собой те неблагоприятные последствия, которые возникают вследствие нарушения субъектом международных отношений своих обязательств в области охраны окружающей среды.

Виды международной экологической ответственности: политическая; сатисфакция; экономические санкции; применение вооруженной силы; материальная; репарации – возмещение в денежном выражении причиненного окружающей среде ущерба; реституции – возврат неправомерно изъятого имущества в натуральном виде; субституции – восстановление неправомерно уничтоженного или поврежденного; ресторации – восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Основанием привлечения к международной ответственности является совершение международного экологического правонарушения. При этом необходимо помнить, что ответственность может наступить как за противоправные действия субъекта международного права, так и за причинение вреда правомерным использованием источника повышенной опасности.

Субъектами международной экологической ответственности могут быть государства и международные организации.

Специфическим международным органом в области привлечения к экологической ответственности является Международный экологический суд – Международный суд экологического арбитража и примирения (МЭС). Этот неправительственный орган был создан в ноябре 1994 года по инициативе юристов различных стран. В состав этого суда входит 29 юристов-экологов из 24 стран мира, в том числе и из России. Местами постоянного пребывания руководящих органов МЭС являются города Мехико (Мексика) и Сан-Себастьян (Испания).

Функции МЭС:

1) консультирование сторон спора по их просьбе на основе юридического анализа сложившейся ситуации;

2) примирение спорящих сторон на основе принятия компромиссного решения;

3) проведение полноценного судебно-арбитражного процесса по взаимному желанию сторон спора.

Суперека С.В. Экологическое право 2008

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 349.6 ББК 67

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10011 © Н.Д. Эриашвили, Ю.А. Иванова, А.С. Ращенко, 2020

Научная специальность 12.00.06 — земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Нодари Дарчоевич Эриашвили, профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: professor60@mail.ru

Юлия Александровна Иванова, заместитель начальника кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, кандидат юридических наук, доцент

Аксинья Сергеевна Ращенко, слушатель международно-правового факультета, рядовой полиции Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: ax.rashenko@yandex.ru

Аннотация. На сегодняшний день многие государства привлекают вопросы основания и особенности возникновения международно-правовой ответственности за нарушения норм международного экологического права и пути решения данных проблем. Особое внимание современные правоведы уделяют перспективам развития правоотношений между участниками международных договоров в случае нарушения субъектами договорного обязательства по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде.

Ключевые слова: экологические преступления, окружающая среда, международные нормы по охране окружающей среды, юридическая ответственность, международное экологическое сотрудничество, экоцид.

TO ISSUE OF LIABILITY FOR VIOLATION OF INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS FOR ENVIRONMENTAL PROTECTION

Aksinya S. Rashchenko, cadet of the international law faculty, private of the police

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Каждый год численность экологических преступлений неминуемо растет, а проблемы, связанные с охраной окружающей среды, все чаще выходят за

пределы конкретных государств. Отсутствие соответствующего внимания к данным проблемам ставит под угрозу мирное существование всего человече-

ства. Осознав невозможность решения большинства проблем лишь силами национальной политики, многие государства и специализированные организации пришли к выводу о необходимости принятия дополнительных международно-правовых актов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Необходимо отметить, что особое место среди главных принципов решения экологических проблем мирового масштаба занимает, прежде всего, институт международной ответственности.

Вопросы ответственности за нарушения международно-правовых стандартов в области охраны окружающей среды нашли свое отражение в Уставе ООН, Конвенции ООН по морскому праву, в Конвенции о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха, Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий, принятых странами-участниками после Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое проходило в Хельсинки в августе 1975 г.

Хотелось бы отметить, что Российская Федерация, являясь правопреемником СССР, ратифицировала свыше 50 различных международно-правовых актов. Самостоятельно стала участником множества конвенций (Конвенция о биологическом разнообразии (5 ноября 1992 г.), рамочная Конвенция об изменении климата (2 июня 1992 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (21 апреля 1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (17 марта 1992 г.).

К международным организациям, занимающимся реализацией вышеуказанных экологических норм можно причислить: специализированные учреждения и органы Организации Объединенных наций, межправительственные организации, международные неправительственные организации универсального типа, региональные и субрегиональные органы и др.

В зависимости от содержания современных экологических проблем все международные организации делятся на три основные группы:

♦ природоохранного направления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ комплексного природоохранительного профиля;

♦ специального природоохранительного профиля.

Обусловливающей задачей указанных организаций является предотвращение возможной глобальной экологической катастрофы и обеспечение благополучного существования современного общества в целом.

На сегодняшний день в мире действует свыше 200 договоров и соглашений природоохранного профиля. Хотелось бы акцентировать внимание на том, что основной проблемой их реализации выступает следующее: в большинстве из таких актов формулируются лишь материальные нормы, закрепляющие за государствами обязанность охраны определенных природных объектов, но при этом отсутствует указание на юридические последствия за ее нарушение. Поэтому экологический ущерб продолжает оставаться важнейшей проблемой данного института международно-правовой ответственности.

Бесспорно, договоры в области охраны окружающей среды, помимо точно сформулированных материальных норм, должны содержать ряд вторичных норм, раскрывающих механизм привлечения к ответственности в случае нарушения договора или соглашения.

Как правило, на практике дела обстоят несколько иным образом. В Конвенцию «Об охране Средиземного моря от загрязнения» (1976 г.) включена специальная статья, в нормах которой предусматриваются определенные меры ответственности, в том числе выплата компенсации за нарушения конвенционных обязательств, однако хотелось бы отметить, что в статье отсутствуют вторичные нормы ответственности, которые регулировали бы непосредственно механизм привлечения к ответственности государства, нарушающего законодательство.

Существует два основных вида международной ответственности: политическая и материальная. Наиболее популярной формой политической ответственности являются санкции. Материальная ответственность применяется в связи с нарушением государством-участником обязательства, которое выразилось в причинении материального ущерба. Она может быть выражены в нескольких формах: репарации (возмещение причиненного ущерба производится в денежной форме), реституции (неправомерно изъятое имущество возвращается в натуре), субституции (производится замена неправомерно уничтоженного). Например, к правонарушителю может быть применена такая форма ответственности, как ресторация, сущность которой заключается в восстановлении им первоначального состояния поврежденного объекта.

Нематериальная ответственность в подобных случаях применяется в форме сатисфакции и заклю-

чается в принесении извинений, а также привлечении к ответственности виновных лиц.

Злободневной проблемой международного экологического права по-прежнему остается отсутствие отлаженного механизма определения и привлечения к международной ответственности. В отличие от внутригосударственного законодательства, в международном праве почти отсутствует точное регулирование вопросов компенсации и методики исчисления причиненного ущерба. Основные положения требуют существенной обработки и законодательного урегулирования на международном уровне, наиболее активного взаимодействия членов мирового сообщества с целью приостановления деградации окружающей среды.

В Декларации Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. и Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. получила свое признание ответственность государств за обеспечение того, чтобы деятельность, осуществляемая под их юрисдикцией или контролем, не причиняла вред окружающей среде других государств или районов за пределами национальной юрисдикции. В 1977 г. Организацией Объединенных Наций принята Конвенция о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду, тем самым введен запрет на экоцид, который стал рассматриваться как международное преступление, наносящее непоправимый ущерб экологии. К негативным методам воздействия на окружающую среду, способным изменять структуру Земли и управлять природными процессами, отнесены использование ядерного оружия, отравляющих веществ и дистанционных фугасов. Подобные действия со стороны государств признаются мировым сообществом незаконными и расцениваются как нарушения международных договоров.

В современном российском законодательстве преступления данного вида отражены разд. 12 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества». В статьях предусмотрена уголовная ответственность за такие серьезные преступления, как геноцид и экоцид. В частности, экоцидом признается массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Однако, следует отметить, что ряд положений, содержащихся в нормах международного права об экоциде и его характерных чертах, требуют более детального освещения. К сожалению, необходимо отметить, что экоцид имеет место и в современном мире. Как негативный пример, можно вспомнить хотя бы химическую атаку США, обрушившуюся на экологию Южного Вьетнама и здоровье его жителей. Международный научный симпозиум 1983 г. в составе ученых и специалистов 21 государства мира признал невероятный ущерб, причиненный данному государству, изучались возможности минимизации ужасных последствий экологической войны и восстановления пострадавшей флоры и фауны.

Война Ирака, развязанная против Кувейта и других стран, признана мировым сообществом экоцидом. В связи с чем вполне оправданной представляется материальная ответственность Ирака, установленная резолюциями Совета Безопасности ООН за вред, причиненный экологии нашей планеты.

Безусловно, важным является и заинтересованность нашего государства в разработке международных актов по предупреждению экоцида. Остро прослеживается необходимость принятия единой международной конвенции, аналогичной имеющейся по геноциду и апартеиду, где на мировом уровне подробной регламентации подвергся бы институт наказуемости экоцида, детально отразились вопросы подсудности дел и выдачи международных преступников. Учитывая ранее упомянутую Резолюцию 1991 г., возможным видится взыскание материального ущерба с признанных виновными лиц в пользу пострадавших от экоцида в порядке гражданского судопроизводства как среди участников мировых соглашений, так и внутри государства.

Кроме того, доктриной современного международного права за совершение экоцида предусмотрены все виды и формы международно-правовой ответственности.

С момента нормативного установления уголовной ответственности за экоцид, судебная практика по данному преступлению практически не наработана. Однако, не редкими в правоприменительной практике являются случаи масштабного уничтожения флоры и фауны. Примером может служить громкое расследование 2002 г. по факту противоправных действий, выразившихся в травле мальков лосося на одном из рыбных предприятий Камчат-

ского края. Группой неизвестных лиц водозаборный колодец был засыпан хлорной известью, следствием чего стали миллионы уничтоженных мальков. Причиненный ущерб составил 12 млрд руб., по данному факту было возбуждено уголовное дело по статье «Экоцид».

Подводя итог, хочется отметить, что для сохранения окружающей среды необходимо совершенствовать вопросы международной ответственности, реорганизовывать механизм привлечения к ней. Национальное законодательство должно стремиться всеми возможными путями обеспечивать исполнение норм международного права на территории своего государства. В этой связи согласованность российского экологического законодательства с международным, усовершенствование механизма их взаимодействия является актуальным как для теоретических исследований, так и для оптимального решения практических задач и проблем современного общества.

Литература

1. Анохин С.А., Ильясов М.С.З., Иванова Ю.А., Березко О.В., Левкина Е.С. Правовая охрана окружающей среды: Курс лекций. М., 2017.

2. Ахмедов Р.М. Роль и значение международных конвенций (соглашений, договоров) в области природопользования и охраны окружающей среды / В сб.: Правовая охрана окружающей среды: материальные и процессуальные аспекты: Сб. ст. по мат. межвуз. круглого стола (посвящается памяти профессора И.А. Соболя). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016. С. 14-19.

3. Иванова Ю.А. К вопросу о правовом регулировании международного сотрудничества в области охраны окружающей среды / В сб.: Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: Мат. междунар. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов. М., 2015.

4. Иванова Ю.А, Иванов В.А. Особенности юридической ответственности в области охраны

окружающей среды // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 6. С. 19-21.

1. Anokhin S.A., Il’yasov M.S.Z., Ivanova Yu.A, Berezko O. V., Levkina E.S. Pravovaya okhrana okruz-hayushchey sredy: Kurs lektsiy. M., 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий