Нарушения законодательства о недрах

В законодательстве о недрах имеется ряд статей, предусма­тривающих уголовную и административную ответственность за нарушение законодательства, и механизм возмещения вреда, при­чиненного пользователю недр или государству в процессе недропользования.

Привлекаются к ответственности лица, виновные в:

· заключении сделок, связанных с пользованием недрами и на­рушающих Закон РФ «О недрах»;

· предоставлении лицензий на пользование недрами по основа­ниям, не предусмотренным настоящим Законом;

· нарушении установленного законодательством порядка поль­зования недрами;

· нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности;

· самовольной застройке площадей залегания полезных иско­паемых;

· необеспечении сохранности, уничтожении или повреждении зданий, сооружений, режимных гидрогеологических скважин, маркшейдерских и геодезических знаков, особо охраняемых терри­торий и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами;

· систематическом нарушении порядка внесения платы за поль­зование недрами;

· невыполнении требований сохранности месторождений по­лезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин при их консервации;

· неприведении земельных участков и других природных объ­ектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, при­годное для их дальнейшего использования.

Законодательством может быть установлена ответственность за другие нарушения установленного порядка недропользования.

Предусматривается возможность возмещения причиненно­го вреда:

· пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, нарушивших естественные свойства недр или создавших условия, частично или полностью исключающие возможность дальнейшего пользования недрами;

· государству в результате деятельности пользователя недр, ви­новного в выборочной отработке богатых участков месторождений, а также в иных действиях, которые привели бы к порче месторож­дения или созданию условий, частично или полностью исклю­чающих возможность дальнейшего пользования недрами;

· государству в случае, когда участок не передан в пользование.

Ущерб пользователю возмещается за счет собственных средств предприятий, учреждений, граждан, а также средств соответствующих бюджетов. Ущерб государству возмещается за счет собственных средств пользователя недр путем взносов в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Денежная форма возмещения ущерба может быть по соглаше­нию заинтересованных сторон заменена проведением работ по вос­становлению нарушенных естественных свойств недр.

Как известно, недропользование оказывает масштабное и ком­плексное воздействие не только на недра, но и на окружающую природную среду. Поэтому очень важно проанализировать право­вые основания и условия ответственности за нарушение законода­тельства о недрах и природоохранного законодательства.

Ответственность за административные нарушения и уголов­ные преступления в области недропользования и охраны окру­жающей природной среды регулируется в Российской Федерации Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.1. административным правона­рушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 3.2. определяет виды административных взысканий, ко­торые применяются при административных правонарушениях:

•предупреждение;

•административный штраф;

•возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административного правонарушения;

•конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного право­нарушения;

•лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

• административный арест;

•административное выдворение за пределы Российской Фе­дерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

В главе 7 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматриваются административные правонаруше­ния в области охраны собственности.

Статья 7.3. предусматривает ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) административный штраф: на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ.

Статья 7.10. предусматривает ответственность за самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд или водным объектом административный штраф: на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ.

В главе 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматриваются административные правонаруше­ния в области охраны окружающей природной среды и в частности требований по охране недр.

Статья 8.9. предусматривает ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов административный штраф на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ.

Статья 8.10. предусматривает ответственность за нарушение требований по рациональному использованию недр для граждан штраф в размере от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц — от 30 до 50 МРОТ, на юридических лиц — от 600 до 1000 МРОТ.

Статья 8.17. предусматривает ответственность за нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ правил (стандартов, норм) или условий лицензии по части 1 административный штраф на должностных лиц в размере от 100 до 150 МРОТ с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой, на юридических лиц — от 1000 до 2000 МРОТ с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Статья 8.18. предусматривает ответственность за нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ по части 1 административный штраф на должностных лиц в размере от 100 до 150 МРОТ, на юридических лиц — от 1000 до 2000 МРОТ с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

В главе 9 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматриваются административные правонаруше­ния в промышленности, строительстве и энергетике.

Статья 9.1. предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности и условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — административный штраф на граждан в размере от 10 до 20 МРОТ, на должностных лиц — от 20 до 40 МРОТ, на юридических лиц — от 200 до 400 МРОТ.

В главе 13 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматриваются административные правонаруше­ния в области связи и информации.

Статья 13.14. предусматривает ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом — административный штраф на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ.

Уголовный кодекс Российской Федерации был утвержден Прези­дентом Российской Федерации 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

В соответствии со статьей 8 Кодекса основанием уголовной от­ветственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.

Экологическим преступлениям посвящена глава 26 Кодекса, которая включает статьи 246—262.

Нарушение правил охраны окружающей среды при проекти­ровании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и экс­плуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих пра­вил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель жи­вотных либо иные тяжкие последствия — наказывается (статья 246) лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права за­нимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Производство запрещенных видов опасных отходов, транс­портировка, хранение, захоронение, использование или иное об­ращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью челове­ка или окружающей среде, — наказываются штрафом (статья 247) в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или под­земных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изме­нение их природных свойств, если эти деяния повлекли причине­ние существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству — наказыва­ются (статья 250) штрафом в размере от ста до двухсот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих ве­ществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное измене­ние природных свойств воздуха, — наказываются (статья 251) штрафом в размере от ста до двухсот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осуж­денного на период от одного до двух месяцев, либо лишением пра­ва занимать определенные должности или заниматься определен­ной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, экс­плуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства — нака­зываются (статья 253) штрафом в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации или исключи­тельной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, — наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо исправительными работа­ми на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Нарушение правил охраны и использования недр при проек­тировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных со­оружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, — наказываются (статья 255) штрафом в размере от двухсот до пяти­сот МРОТ или иного дохода осужденного за период от двух до пя­ти месяцев, либо лишением права занимать определенные должно­сти или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Самовольное пользование

Cтраница 1

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения произведенных затрат.  

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.  

Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.  

Примечание: самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.  

С юридических и физических лиц, осуществлявших самовольное пользование недрами, в судебном порядке взыскивается ущерб, нанесенный государству в результате самовольного пользования недрами. Ликвидация последствий самовольного пользования недрами, включая рекультивацию нарушенных участков недр и земель, производится лицом, осуществлявшим самовольное пользование недрами, либо за его счет.  

Взыскание убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, для обеспечения взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты производится налоговыми органами в бесспорном порядке по решению суда.  

Руководители и должностные лица организации по добыче нефти или газа, виновные в самовольном пользовании недрами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.  

С юридических и физических лиц, осуществлявших самовольное пользование недрами, в судебном порядке взыскивается ущерб, нанесенный государству в результате самовольного пользования недрами. Ликвидация последствий самовольного пользования недрами, включая рекультивацию нарушенных участков недр и земель, производится лицом, осуществлявшим самовольное пользование недрами, либо за его счет.  

Если абонент не уведомил предприятие ВКХ о переходе объекта новому владельцу, а последний в установленный срок письменно не сообщил предприятию ВКХ о принятии на себя обязанностей абонента, новый владелец несет ответственность за самовольное пользование системами водоснабжения и канализации. Расчет за израсходованную питьевую воду и принятые сточные воды производится по пп.  

МПР России и МНС России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, применять в установленном порядке с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами.  

С юридических и физических лиц, осуществлявших самовольное пользование недрами, в судебном порядке взыскивается ущерб, нанесенный государству в результате самовольного пользования недрами. Ликвидация последствий самовольного пользования недрами, включая рекультивацию нарушенных участков недр и земель, производится лицом, осуществлявшим самовольное пользование недрами, либо за его счет.  

С юридических и физических лиц, осуществлявших самовольное пользование недрами, в судебном порядке взыскивается ущерб, нанесенный государству в результате самовольного пользования недрами. Ликвидация последствий самовольного пользования недрами, включая рекультивацию нарушенных участков недр и земель, производится лицом, осуществлявшим самовольное пользование недрами, либо за его счет.  

Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется отделом государственного геологического контроля Управления по геологии и использованию недр при Кабинете Министров Республики Башкортостан. Главное внимание в его работе было уделено контролю за соблюдением недропользователями законодательства о недрах и установленного порядка пользования недрами, за выполнением условий лицензионных соглашений, обоснованностью, качеством и эффективностью геологоразведочных работ, рациональностью использования отчислений на воспроизводство МСБ, за выявлением и пресечением самовольного пользования недрами, за выполнением недропользователями ранее выданных предписаний.  

За истекшие годы были проверены 207 предприятий-недропользователей на 1 004 объектах. При этом обнаружено безлицензионное пользование недрами на 599 объектах, выявлено 686 нарушений условий лицензионных соглашений. За невыполнение условий лицензионных соглашений досрочно аннулированы 27 лицензий. За самовольное пользование недрами на 276 предприятий материалы переданы в природоохранную прокуратуру. Наложен штраф за самовольное пользование недрами на 79 руководителей предприятий.  

В случае обнаружения самовольного присоединения к системе коммунального водоснабжения или других видов хищения воды представителем предприятия коммунального водоснабжения составляется акт в присутствии владельца средств присоединения. В соответствии с Правилами пользования указанный акт является достаточным основанием для взимания платы за израсходованную воду независимо от того, подписан он или нет владельцем средств присоединения. Плата взимается за весь срок пользования средством присоединения. Если начало самовольного пользования водой установить невозможно, то плата взимается за полный календарный месяц. В случаях когда определить владельца средства присоединения не удается, присоединение ликвидируют и за этим местом устанавливают контроль. Организация систематического наблюдения за состоянием водопроводной сети с поощрением персонала за обнаружение случаев хищения воды является достаточно эффективным способом борьбы с этим негативным явлением.  

Страницы:      1    2

Преступления в экологической сфере имеют особое значение в уголовном законодательстве. За них предусмотрены суровые наказания, которые зависят от тяжести совершенных деяний. За нарушение правил охраны недр положено наказание, указанное в ст 255 УК РФ. Она грозит преступникам строгими мерами ответственности, сроками, которые отличаются в зависимости от совершенных преступлений, ущерба, который они нанесли окружающей среде и государству.

О чем статья УК?

Незаконная добыча полезных ископаемых, включая нарушение правил охраны является объектом статьи. В ней 1 часть, в которой описано наказание за использование недр при размещении, вводе в эксплуатацию и использовании предприятий, сооружений, не связанных с добычей ископаемых, самовольную застройку площадей, где они залегают, если это влечет значительный ущерб.

Основные положения

За нарушение правил использования недр преступникам грозят штраф, лишение должности, обязательные или исправительные работы.

В каких случаях применяется?

За совершение преступления положено наказание:

  • штраф на 200 тысяч рублей или доход за 18 месяцев;
  • лишение должности на 3 года;
  • обязательные работы на 480 ч;
  • исправительные работы на 2 года.

Комментарии к статье 255

Предмет преступления – содержимое недр (уголь, нефть, газ, руда, вода, драгоценные металлы и камни), добыча и использование требуют специального разрешения.

Комментарии к статье:

  1. Полезные ископаемые делятся на твердые, газообразные и жидкие. Предметом могут быть драгоценные, полудрагоценные камни. Жемчуг не является предметом, так как относится в продуктам органического происхождения. Незаконная добыча ракушек квалифицируется по 256 статье.
  2. Объективная сторона – нарушение правил охраны недр при совершении действия или бездействия: проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию, применение предприятий.
  3. Охрана недр – сохранение, предотвращение вредных последствий. Недра предоставляются гражданам и ЮЛ в пользование для осуществления особых видов деятельности. Права, обязанности пользователя, основания для прав, сроки, виды работ оформляются в виде лицензии. Порядок ее оформления устанавливается отдельно.

Самыми часто встречающимися нарушениями правил охраны недр, которые влекут уголовную ответственность, являются: строительство без разрешения, порча месторождений, затопление недр при хранении нефти, размещение отходов без разрешения, несоблюдение химического состава. Нарушения правил использования: разработка за пределами отвода, добыча сверх объема, пользование недрами, не указанными в лицензии, выборочная отработка.

Горнодобывающее предприятие – организация по добыче и обогащению ископаемых открытым (карьерным) или шахтным методами. Подземные сооружения, не связанные с добычей, включают тоннели, шахты, колодцы, скважины, штреки, которые необходимы для иной деятельности. Самовольная застройка ископаемых – возведение сооружений без разрешения, если таковое было обязательным.

Проектирование и строительство объектов разрешаются только при получении заключения органа управления фондом недр. Застройка площадей разрешается при одобрении территориальных органов. Последствия – признак преступления. Это всегда значительный ущерб. Он не раскрыт в законе, но при его расчете необходимо учитывать ценность земли, вид ресурса, количество добытого, уничтоженного, экологическую значимость лесов и земли, возможность восстановления, дальнейшего пользования недрами, расходы на восстановление и стоимость потерь, упущенную выгоду, вред животным.

Например, значительным является ущерб при проектировании и размещении крупного гидроузла с затоплением площади залегания руды. Между преступлением и ущербом должна устанавливаться причинная связь. Преступление окончено в момент причинения ущерба. Субъект – лицо старше 16 лет, ответственное за эксплуатацию объекта. Если нарушение допускает служебное лицо, то дополнительно проводится квалификация по 201 или 285 статьям.

Возможна умышленная и неосторожная формы вины. Лицо понимает опасность действий, видит возможность или неизбежность наступления ущерба, хочет этого или не хочет, но допускает последствия или относится безразлично. В первом варианте описан прямой умысел, во втором – косвенный. Для квалификации не имеет значения мотив и цель преступления. При неосторожной вине лицо не видит последствий, хотя при внимательности и предусмотрительности могло бы. Либо оно может видеть последствия, но рассчитывает на их предотвращение – это легкомыслие.

Преступное нарушение следует отграничивать от административных поступков по последствиям. В составе последних они не предусмотрены. Так как проведение работ по изучению недр – самостоятельный вид недропользования, его результаты служат основанием для решения о размещении объектов. При нарушении правил эти работы могут привести к преступлению. Сами нарушения содержат только состав административного проступка.

Прочие комментарии к статье:

  • Опасность состоит в подрыве экологической безопасности, причинении ущерба. В статье описаны опасные деяния небольшой тяжести.
  • Основной объект – экологическая безопасность.
  • Активное поведение: самовольная добыча угля, разработка недр после истечения установленного срока. Пассивное поведение: несоблюдение условий лицензии.
  • Эксплуатация – использование предприятий с целью выгоды. Самовольная застройка – возведение строений без разрешения. Самострой – самовольное возведение объекта.
  • Диспозиция статьи носит ссылочно-бланкетный характер, так как для квалификации деяния необходимо изучить законы и нормативные акты.

Что показывает судебная практика?

Статья применяется редко. Несмотря на то, что многие организации не соблюдают законодательство при разработке строительных планов и объектов, нарушения обнаруживают не часто.

Примеры судебных решений:

  1. Гражданин Ш. решил построить на участке земли фабрику по производству шин. Он решил не проверять, есть ли на участке полезные ископаемые, хотя был обязан это сделать, подкупил вышестоящих лиц. Позже оказалось, что под фабрикой скрываются залежи угля, которые уже будет сложно добыть. Ш. приговорили к штрафным санкциям, арестовали.
  2. Гражданка В. работала в сфере строительства, подписывала документы о разрешении. Пропустив одно заключение по нахождению на участке газа, она подписала разрешение. При строительстве объекта произошел взрыв. В. обвинили в причастности к преступлению, дали ей штраф, лишили должности, принудили к работам.
  3. Гражданин Г. знал, что на территории его участка залегает ценная руда, но пропустил это и воздвиг на нем здание. Потребовалась разработка этой руды, здание пришлось снести, что повлекло за собой дополнительные расходы. Г. был обвинен в этом, ему выписали штраф и назначили обязательные работы.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 255?

Чаще статья выносит обвинительные решения. В 2017 по ней не проходило ни одного обвинения.

Что является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

В статье прямо не указано на отягчающие и смягчающие обстоятельства, но суд всегда может их рассматривать для вынесения приговора, опираясь на специальную главу кодекса.

Природоохранная прокуратура разъясняет: ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых

Самовольное пользование недрами на территории Приморского края в последнее время приобрело угрожающие масштабы.

В этой связи Приморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что использование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.

Любое иное пользование участками недр влечет административную и даже уголовную ответственность.

Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).

Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статьёй 171 УК РФ также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Ситуация с самовольным пользованием участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, находится на постоянном контроле Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры.

Так, в мае — сентябре текущего года Приморской природоохранной прокуратурой проведены проверки соблюдения законодательства о недропользовании, по результатам которых выявлены факты самовольной добычи общераспространенных полезных ископаемых (категории гранит, песчаник и прочий камень для памятников и строительства). Указанные факты зафиксированы на карьерах, расположенных в районе пос. Филино Дальнереченского муниципального района с объемом выработки около 42 700 куб. м, а также на территории Арсеньевского городского округа с объемом выработки около 17 500 куб. м.

По результатам произведенных совместно с сотрудниками департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края осмотров незаконных карьеров подсчитан размер причиненного Российской Федерации ущерба в результате производства добычных работ, который в общей сложности составил порядка 63 млн. рублей.

Материалы проверки направлены природоохранным прокурором в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

По итогам их рассмотрения по факту незаконного изъятия и обращения в чужую собственность полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью, возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере), а также ч. 2 ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода в особо крупном размере).

В настоящее время по уголовным делам производится предварительное расследование.

Нарушение установленных законом правил и мер по охране и рациональному использованию недр влечет за собой применение юридической ответственности. Перечень недронарушений, за которые может наступить административная ответственность, содержится в ст.49 Закона РФ «О недрах»: Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. №2395-I «О недрах» (ред. от 27.12.2009).

  • — незаконные сделки, связанные с пользованием недрами;
  • — предоставление лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным Законом о недрах;
  • — нарушение установленного законом порядка пользования недрами;
  • — самовольное пользование недрами;
  • — выборочная отработка месторождений, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, и другие нарушения рационального использования недр, приводящие к порче месторождений;
  • — нарушение стандартов и норм по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием, по охране недр и окружающей среды, в том числе загрязнение недр;
  • — нарушение права собственности на геологическую информацию или ее конфиденциальности;
  • — самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;
  • — необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при недропользовании;
  • — уничтожение и повреждение скважин, маркшейдерских и геодезических знаков;
  • — систематическое нарушение порядка внесения платы за пользование недрами;
  • — невыполнение требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности полезных ископаемых и горных выработок на время их консервации;
  • — неприведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при недропользовании, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

В приведенном перечне недронарушений можно выделить их три основных вида:

  • · нарушения права собственности на недра и порядка недропользования (например, самовольное пользование недрами, невнесение платы и др.);
  • · нарушения требований по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием;
  • · экологические недронарушения (выборочная отработка, порча месторождений, загрязнение недр и др.).

Согласно ст.49 Закона «О недрах» указанный перечень не является исчерпывающим. В частности, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. 27.07.2010). предусматривающий ответственность за недронарушения, устанавливает дополнительные их виды:

  • — самовольная добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки (ст.7.5);
  • — нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;
  • — нарушения законодательства о континентальном шельфе ( незаконная выдача лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе; нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе; нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе; незаконная передача минеральных ресурсов континентального шельфа и др.).

Налагать административные взыскания в виде штрафа за нарушения законодательства о недрах вправе органы государственного горного надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов, органы по геологии и использованию недр.

В зависимости от степени общественной опасности, размера причиненного ущерба и других обстоятельств одни и те же деяния могут повлечь как административную, так и уголовную ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит несколько составов преступлений, связанных с использованием и охраной недр:

  • — исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимые без соответствующих разрешений (ст.253);
  • — захоронение или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил (ст.247);
  • — нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных работ, на взрывоопасных объектах (ст.215-217);
  • — нарушение правил сдачи или продажи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст.192).

К числу экологических преступлений УК РФ относит деяния, предусмотренные ст.255, согласно которой уголовная ответственность наступает за нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

Гражданско-правовая (материальная) ответственность за недронарушения может наступать по общим нормам гражданского законодательства о возмещении причиненного вреда, признании сделок недействительными и др., а также по правилам специальных нормативных актов, устанавливающих порядок и размер возмещения ущерба для отдельных видов недронарушений.

В соответствии со ст.51 Закона о недрах вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, организаций, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет средств виновных лиц. Вред, причиненный государству в результате деятельности недропользователя, подлежит возмещению за счет средств пользователя.

Размер вреда определяется органом управления фондом недр.

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования (ст.25, 51 Закона о недрах).

Добавить комментарий