Общественные религиозные организации

Понятие и значение юридического лица в жизни общества

Юридическое лицо – фикция, создаваемая для самостоятельного участия в коммерческом обороте или иной социальной деятельности.

С помощью конструкции юрлица реализуются коммерческие и социальные проекты, достигаются иные полезные цели.

Определение Юридическое лицо – это компания, имеющая имущество и выступающая в качестве самостоятельного элемента гражданского оборота, с наличием комплекса прав и обязанностей.

Общественная организация как юридическое лицо

Общественная организация относится к разряду объединений, что предполагает обладание рядом признаков:

  • некоммерческий характер;
  • добровольность формирования и вступления;
  • самостоятельное управление;
  • наличие цели.

Как юридическое лицо, такое объединение имеет ряд особенностей, в частности специальная правоспособность и ограничение по минимальному размеру учредителей (не менее 3).

Заметка 1 Зачастую организация образуется для достижения конкретной общеполезной цели.

Религиозная организация как юридическое лицо

Религиозные организации имеют собственный правовой фундамент – специальный закон. При этом нельзя путать религиозные группы и организации – только вторая подлежит государственной регистрации и обретает оболочку юридического лица. Для учредителей местной организации установлен количественный, гражданский и возрастной цензы – не менее десяти совершеннолетних граждан РФ. Из трех местных ячеек может быть образована централизованная организация.

Заметка 2 В законе предусмотрены местная и централизованная организации – в зависимости от масштабов покрытия территории деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117 ГК).

Основу общественных и религиозных организаций (далее просто общественные объединения) составляет объединение граждан (физических лиц) на основе общности интересов. Целью объединения является удовлетворение нематериальных потребностей. Причем совершенно не обязательно, чтобы это были потребности какого-то узкого круга лиц (например, учредителей или членов). Напротив, чаще всего речь идет об удовлетворении потребностей неопределенного круга лиц. Эти два системных признака дают право именовать все эти организации общественными объединениями и предопределяют следующие отличительные особенности некоммерческих организаций данного вида.

Во-первых, они не требуют от учредителей и участников обязательной передачи имущества, необходимого для их деятельности и служащего обеспечением требованиям их кредиторов. Хотя участники во многих случаях принимают на себя обязанность уплаты вступительного и членских взносов (политические партии, общественные организации).

Во-вторых, общественные объединения обладают специальной правоспособностью. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Это означает, что право на занятие такой деятельностью должно быть предусмотрено их учредительными документами. Общественные объединения вправе создавать другие юридические лица — все равно — некоммерческие или коммерческие — или быть их участниками, если это не противоречит предмету и целям их деятельности, предусмотренным в уставе.

В-третьих, имущество организации полностью отделено от имущества ее участников (учредителей). Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Это означает, что участники не имеют никаких прав на имущество, остающееся при ликвидации организации после расчетов с ее кредиторами.

В-четвертых, полностью самостоятельной является и имущественная ответственность организации. Участники не отвечают по обязательствам организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а организации не отвечают по обязательствам своих членов (п. 2 ст. 117 ГК).

К общественным объединениям относятся творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам как относительно ограниченного, так и полностью неопределенного круга лиц.

Особенности правового положения отдельных видов организаций в гражданском обороте предусматриваются законами. К их числу сегодня относятся ФЗ о некоммерческих организациях, ФЗ о политических партиях, ФЗ о религиозных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о профессиональных союзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о благотворительных организациях, ФЗ об общественных объединениях, Закон о защите прав потребителей.

Пестрый характер общественных объединений не позволяет дать их полную характеристику в рамках данного учебника.

Так, ФЗ об общественных объединениях предусматривает следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественную организацию; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическую партию. Все они отличаются друг от друга, а особенности правового положения некоторых из них даже урегулированы специальными законами (ФЗ о политических партиях, ФЗ о профсоюзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о молодежных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о науке и научно-технической политике, ФЗ о благотворительных организациях, Закон о защите прав потребителей).

Однако основные элементы их гражданско-правового статуса могут быть сведены к следующему.

1. Общественные объединения могут быть основаны на членстве и иметь неопределенный состав участников либо могут не иметь членства. В первом случае речь идет о политических партиях, профессиональных и творческих союзах, добровольных обществах, которые являются открытыми организациями, участие в которых оформляется приемом всякого, кто разделяет цели объединения и признает его учредительные документы. Во втором случае имеются в виду прежде всего религиозные организации (объединения), участие в которых никак не оформляется по соображениям свободы совести. К такого рода объединениям относятся также общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности.

2. Членство в общественных объединениях дает право участвовать в деятельности объединения, в том числе в работе его высшего органа, избирать и быть избранными в исполнительные органы объединения, право на получение информации о деятельности объединения. Обязанностями членов объединения являются уплата вступительного и членских взносов, относящихся по закону к основным источникам финансирования деятельности объединения. Выход из членов (исключение) не порождает никаких имущественных последствий ни для вышедшего, ни для объединения.

3. Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Религиозные организации, например, должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6 ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).

Организационное единство. Единственным учредительным документом общественного объединения является устав. Наряду с данными, подлежащими включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и другие сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений (ст. 20 ФЗ об общественных объединениях).

Органы общественного объединения делятся на волеобразующие и исполнительные.

Высшим волеобразующим органом объединения, основанного на членстве, является общее собрание членов или его разновидности — съезд, конференция. Законом и уставом определяется круг вопросов, относящихся к исключительной компетенции этого органа. Именно он формирует исполнительные органы объединения — коллегиальные и единоличные, носящие совершенно разные названия (центральный комитет, совет, правление, президиум, председатель, секретарь и т.д.). Исполнительный орган руководит текущей хозяйственной деятельностью объединения, а его единоличный исполнительный орган представляет интересы объединения без доверенности, совершает от его имени любые сделки, принимает и увольняет сотрудников, распоряжается денежными средствами на банковских счетах и т.д.

В компетенцию исполнительных органов общественного объединения входит решение всех вопросов, не относящихся к исключительной компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественного объединения в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению коллегиальным органом под страхом признания ее недействительной как оспоримой сделки (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Имущественная обособленность. Особенность общественного имущества выражается в наличии у него самостоятельной сметы и права собственности на имущество, переданное ему участниками, третьими лицами и приобретенное на доходы от занятия разрешенной предпринимательской деятельностью. Общественное объединение вправе открывать банковские счета для хранения денежных средств и расчетов с кредиторами.

В собственности общественного объединения могут находиться и земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе (ст. 30 ФЗ об общественных объединениях).

Собственником имущества общественной организации законом признается сама организация как юридическое лицо. Однако в случаях, когда организация состоит из структурных подразделений, осуществляющих свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственником имущества является организация в целом. За структурными подразделениями (отделениями) данных общественных организаций закон признает право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником (ч. 2 ст. 32 ФЗ об общественных объединениях).

В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, является союз (ассоциация). Территориальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества (ч. 3 ст. 32 ФЗ об общественных объединениях).

Доходы общественных объединений, как всех некоммерческих организаций, могут расходоваться на цели, предусмотренные их уставами, и не подлежат распределению между членами или учредителями (ст. 26 ФЗ о некоммерческих организациях). Каждое общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом (ст. 29 ФЗ об общественных объединениях).

Самостоятельная имущественная ответственность общественного объединения означает обращение взыскания по долгам объединения на денежные средства, хранящиеся на его банковских счетах, и имущество, принадлежащее ему на праве собственности. Ответственность членов объединения по его обязательствам исключена, что, однако, не исключает ответственности лиц, определяющих решения объединения, за доведение его до банкротства (за исключением политических партий, которые не могут быть ликвидированы вследствие признания их несостоятельными).

Общественные и религиозные организации (объединения)

Как юридические лица общественные и религиозные организации представляют собой корпоративные объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей. Их юридическая личность (дающая возможность участия в гражданском обороте) составляет лишь одну из сторон их правового статуса, причем не основную, а сами эти организации попадают в сферу гражданско-правового регулирования только в этом своем качестве юридических лиц.

Общественной и религиозной организацией признается основанное на началах членства объединение граждан, созданное ими на базе общности нематериальных интересов для совместного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, в том числе для совместного осуществления и защиты некоторых своих прав и интересов.

К числу общественных организаций относятся политические партии, профессиональные и творческие союзы, добровольные общества, другие аналогичные объединения граждан по интересам и т.п. Следует иметь в виду, что в крупных общественных (и религиозных) организациях (объединениях) юридическими лицами в соответствии с законом и их уставом могут признаваться как организации в целом, так и их отдельные (обычно территориальные) звенья.

Например, юридическим лицом может являться как профсоюз в целом, так и его первичные (профсоюзные) организации. В этом качестве не вправе, однако, выступать советы, правления и иные руководящие органы таких организаций. Так, юридическим лицом согласно закону является не профком, а профсоюзная организация в целом.

Общественные организации создаются по инициативе не менее чем 3 граждан, а религиозные — в составе не менее 10 граждан. Закон об общественных объединениях допускает в число учредителей и участников общественных организаций юридические лица, но только те, которые сами являются общественными объединениями. Учредительным документом общественной или религиозной организации является ее устав, утвержденный учредителями и зарегистрированный в органах юстиции.

В уставе общественной и религиозной организации помимо сведений, общих для всех юридических лиц, должны быть указаны цели ее деятельности, порядок вступления и выхода из организации, структура управления (органы этого юридического лица и их компетенция) и источники образования ее имущества.

К числу указанных источников относятся вступительные и членские взносы участников, добровольные пожертвования и доходы от разрешенной законом и уставом предпринимательской деятельности (издательской, проведения выставок, лотерей и других общественно полезных мероприятий, продажи предметов символики и т.п.).

Общественные и религиозные организации обладают целевой правоспособностью, а их участие в имущественном обороте носит строго целевой характер. Поэтому они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей (исключающих распределение доходов между их участниками или работниками) и соответствующую этим целям. Вместе с тем они вправе выступать учредителями или участниками коммерческих организаций, на которые указанные ограничения не распространяются. По смыслу закона они, однако, должны выступать учредителями или участниками таких коммерческих организаций, деятельность которых тоже соответствует уставным задачам соответствующей общественной организации (а не только служит укреплению материальной базы ее деятельности).

Полученные в результате этого доходы также должны идти на цели, предусмотренные уставом общественной (или религиозной) организации, и не могут распределяться между ее участниками или работниками. Для достижения своих уставных задач общественные организации могут создавать и другие некоммерческие организации. Общественные организации должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям (ст. 29 Закона об общественных объединениях), т.е. обязаны к публичному ведению своих имущественных дел.

Поскольку общественные и религиозные организации являются едиными и единственными собственниками принадлежащего им имущества, а их участники (члены) не получают в этом отношении никаких имущественных прав, складывающиеся внутри них членские (корпоративные) правоотношения носят чисто организационный, неимущественный характер. Никакой взаимной имущественной ответственности этих организаций и их членов не существует. Выход участника из организации не влечет для нее никаких имущественных последствий (обязанностей) и потому осуществляется беспрепятственно.

Участники общественных организаций имеют равные права в управлении их делами, иначе говоря, каждый участник располагает одним голосом при решении вопросов их деятельности. Они несут и равные обязанности, в том числе по уплате членских взносов (за нарушение которых могут быть исключены из организации в порядке, предусмотренном ее уставом).

Высшим (волеобразующим) органом общественной организации является ее съезд (конференция) или общее собрание участников, который избирает ее исполнительные (волеизъявляющие) органы и имеет исключительную компетенцию, определенную законом и уставом. В общественных организациях из числа их членов обязательно избирается коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум, правление и т.п.), руководитель которого является единоличным исполнительным органом организации.

К компетенции исполнительных органов общественной организации относится решение всех вопросов, не составляющих исключительной компетенции ее высшего органа. При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественной организации в совершении сделки от ее имени такая сделка подлежит предварительному одобрению ее коллегиального органа под страхом признания ее недействительной.

Общественные и религиозные организации реорганизуются и ликвидируются по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц (за исключением невозможного для них банкротства). Законодательство предусматривает как добровольную, так и принудительную (по решению суда) ликвидацию общественных и религиозных организаций. Остаток имущества организации, образующийся в результате ее ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные ее уставом или решением ее высшего органа, а при их отсутствии — на цели, определенные решением суда. Ни при каких условиях он не может распределяться между участниками организации, ибо последние не вправе получать какие-либо доходы от своего участия в такой организации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

Статья 2. Некоммерческая организация

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации

Статья 5. Филиалы и представительства некоммерческой организации

Статья 5.1. Территориальные подразделения общественных организаций и ассоциаций (союзов)

Глава II. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 6. Общественные и религиозные организации (объединения)

Статья 6.1. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации

Статья 6.2. Казачьи общества

Статья 7. Фонды

Статья 7.1. Государственная корпорация

Статья 7.2. Государственная компания

Статья 8. Некоммерческие партнерства

Статья 9. Частные учреждения

Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения

Статья 9.2. Бюджетное учреждение

Статья 10. Автономная некоммерческая организация

Статья 11. Ассоциации (союзы)

Статья 12. Утратила силу. — Федеральный закон от 11.02.2013 N 8-ФЗ.

Глава III. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 13. Создание некоммерческой организации

Статья 13.1. Государственная регистрация некоммерческих организаций

Статья 13.2. Уведомление о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации

Статья 14. Учредительные документы некоммерческой организации

Статья 15. Учредители некоммерческой организации

Статья 16. Реорганизация некоммерческой организации

Статья 17. Преобразование некоммерческой организации

Статья 17.1. Изменение типа государственного или муниципального учреждения

Статья 18. Ликвидация некоммерческой организации

Статья 19. Порядок ликвидации некоммерческой организации

Статья 19.1. Особенности ликвидации казенного учреждения

Статья 20. Имущество ликвидируемой некоммерческой организации

Статья 21. Завершение ликвидации некоммерческой организации

Статья 22. Исключена. — Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ.

Статья 23. Государственная регистрация изменений учредительных документов некоммерческой организации

Статья 23.1. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации

Глава IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации

Статья 25. Имущество некоммерческой организации

Статья 26. Источники формирования имущества некоммерческой организации

Статья 27. Конфликт интересов

Глава V. УПРАВЛЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Статья 28. Основы управления некоммерческой организацией

Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

Статья 30. Исполнительный орган некоммерческой организации

Статья 30.1. Ограничения на участие отдельных категорий лиц в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций

Глава VI. ПОДДЕРЖКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 31. Экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления

Статья 31.1. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления

Статья 31.2. Реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки

Статья 31.3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Статья 31.4. Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

Статья 32. Контроль за деятельностью некоммерческой организации

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 33. Ответственность некоммерческой организации

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» — N 7-ФЗ — устанавливает правовое положение, порядок создания, ликвидации, деятельности, преобразования, использования имущества некоммерческих организаций/компаний/сообществ, как юридических лиц (это касается, в том числе, структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций). Определяет права и обязанности учредителей (участников) некоммерческих организаций, основы менеджмента таких структур, возможные формы их поддержки государственной властью и представительством местного самоуправления. Имеет силу действия по отношению ко всем созданным или создаваемым на территории нашей страны некоммерческим организациям кроме товариществ собственников жилья, потребительских кооперативов, садоводческих/дачных/огороднических некоммерческие объединений населения.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» 2015 года № 7-ФЗ был принят 08.12.1995 г.

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ, в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». Это право граждан осуществляется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

Виды общественных объединений. Организационно-правовыми формами общественных объединений являются: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Законодательство об общественных объединениях. Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений: Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», Федеральным законом от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и др.

Вопросы внутренней организации и деятельности общественных объединений регулируются уставами, принимаемыми самими общественными объединениями. Эти уставы регистрируются уполномоченными на то государственными органами. Отношения, регулируемые нормами уставов, не являются правовыми.

Административная правосубъектность общественных объединений возникает с момента принятия объединением решений: о его создании, об утверждении устава объединения и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов съездом (конференцией) или общим собранием. После принятия указанных решений объединение считается созданным. Оно осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права за исключением прав юридического лица и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, и юридические лица, если иное не установлено законодательством. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 14 лет, а детских объединений – достигшие возраста 10 лет.

Не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений органы государственной власти и местного самоуправления.

Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае оно не приобретает прав юридического лица.

Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации; межрегионального объединения – органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения; регионального и местного общественных объединений – органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям. Этот орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы, направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях. В случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, регистрирующим объединение, может быть вынесено письменное предупреждение руководящим органам данных объединений с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. Предупреждение может быть обжаловано объединением в судебном порядке.

Религиозные объединения.

Религиозное объединение – добровольное объединение совершеннолетних верующих граждан одной конфессии, создаваемое в целях совместного удовлетворения религиозных потребностей. Возможность создавать религиозные объединения предусмотрена ст. 28 Конституции РФ, гарантирующей право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе право исповедовать совместно с другими любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Правовое положение и основы деятельности религиозных объединений регламентируются Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». Согласно нормам данного Закона, религиозным объединением признается образованное верующими добровольное объединение, обладающее рядом признаков: вероисповедание, совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения отделены от государства. Государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в определение гражданами своего отношения к религии, не возлагают на религиозные объединения функции органов государственной власти и других государственных учреждений, не вмешиваются в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону, обеспечивают светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Религиозные объединения создаются и действуют в соответствии со своей собственной иерархической структурой и в соответствии со своими внутренними установлениями, не участвуют в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, в деятельности политических партий и политических движений. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничения права членов этих объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в деятельности политических партий и движений.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозная группа – объединение, осуществляющее свою деятельность без государственной регистрации и, следовательно, без прав юридического лица. Религиозная группа, насчитывающая в своем составе не менее 10 граждан РФ, может превратиться в религиозную организацию при наличии подтверждения от органов местного самоуправления о том, что она существует на данной территории не менее 15 лет, или о том, что она входит в структуру централизованной религиозной организации. Права религиозной группы ограничены только возможностью совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять религиозное обучение и религиозное воспитание своих последователей. Другими правами, которыми пользуется религиозная организация, религиозная группа не обладает в силу отсутствия правового статуса юридического лица.

Религиозная организация как юридическое лицо обладает широким кругом имущественных и неимущественных прав: правом собственности на здания, сооружения, предметы культа, денежные средства и т.п.; правом пользования на договорных началах государственной собственностью, собственностью общественных организаций и граждан; правом учреждать производственные, реставрационные, художественные и иные предприятия; правом осуществлять благотворительную, культурно-просветительскую, подвижническую и паломническую деятельность; правом создавать учреждения профессионального религиозного образования; правом приглашать иностранных граждан в целях занятия проповеднической, религиозной деятельностью и т.д. Религиозные организации действуют на основании своих уставов и проходят государственную регистрацию в органах юстиции.

По Гражданскому кодексу РФ религиозные объединения представляют собой некоммерческие организации, которые вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. По смыслу Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» это положение относится только к религиозным организациям, так как религиозные группы юридическими лицами не являются и предпринимательскую деятельность заведомо осуществлять не могут.

Добавить комментарий