Органы государственной власти в вкл

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 8

29.Компетенция и полномочия Великого князя Литовского как главы государства (XIV – середина XVI вв).

30.Сейм ВКЛ как высший орган законодательной власти: порядок формирования и деятельности (XIV – середина XVI вв).

Великое княжество Литовское по форме правления представляло собой феодальную монархию. В период формирования своей территории система управления Великим княжеством Литовским была построена по принципу вассалитета. Во главе государства стоял государь, который назывался великим князем, реже — королем. Первый титул короля носил Миндовг после коронации в Новогородке в 1253 г. Правовой статус монарха Великого княжества Литовского в ХШ-ХУ вв. характеризовался концентрацией в его руках широких властных полномочий. Он командовал вооруженными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельностью. Но власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов, некоторые из них входили в состав рады ВКЛ. Владея огромными землями, имели большое количество вассалов — зависимых людей. Кроме того, власть великого князя ограничивалась сеймом.

Осуществляя свою власть, князь опирался на должностных лиц центрального и местного управления, а также других крупных феодалов, которые были его ближайшими советниками — составляли его раду. В раду входили ближайшие родственники великого князя, некоторые князья-вассалы, должностные лица центрального и даже местного государственного аппарата. В состав рады по должности входили и представители духовенства.

Сойм, как законодательный орган, берет начало с древнейших вечевых собраний, которые при феодализме превратились в сословно-представительные органы. Кроме того, соймом назывались и другие собрания, например, собрание жителей города или поветовой шляхты. На заседания сойма приглашались все епископы, князья вассальных княжеств, должностные лица центральных и местных органов управления, а также феодалы, которые пожелали присутствовать. Порядок созыва и работы сойма до XVI в. регулировался не законами, а обычным правом. Решения на сойме принимались, как правило, государем и радой. В XVI в. законодательные функции сойма и феодалов, на нем присутствующих, чуть увеличились, однако все решения готовились руководящими верхами — государем и радой.

К высшим служебным особам относился маршалок. Он следил за сохранением порядка и этикета при дворе великого князя, старшинствовал на заседаниях сойма и рады, объявлял решения государя, сойма и рады, осуществлял правосудие в отношении особ, виновных в преступлении в месте присутствия государя или на сойме.

Помощником князя в командовании армией были гетман, воевода, которые могли осуществлять суд над подчиненными. Позднее воеводами начали называться руководители местной администрации. Финансовые вопросы были в ведении подскарбия земского. Функции дворцовой администрации исполняли коморники, ведавшие имуществом князя; стольники, мечник и др. должностные лица.

В XVI в. интенсивно развивается государственный аппарат: усложняется структура, увеличивается численность, унифицируются местные органы, происходит централизация. Именно во второй половине XVI в завершается процесс складывания и правового закрепления основных звеньев государственного аппарата.

В XVI во главе государства, как и прежде, стоял монарх (господарь, Великий князь литовский, король польский). В соотвествии с преамбулой Статута 1529 года должность господаря была выборной. При избрании господарь заключал ряд-договор, в котором содержались обещания (соблюдать прежние законодательство страны, новые нормативные акты принимать только с панами-радами, сохранять прежние права и льготы различных категорий населения и прежнее должности (врады) — Статут 1529 г., разделы I и III. Власть господаря была весьма ограниченной, т.к. он не обладал единоличной властью: любые важные вопросы решались обязательно с участием панов радных.

Вторым по значительности высшим органом была Рада -постоянно действующий коллегиальный орган, который фактически осуществлял реальную власть в государстве. В состав Рады входили крупные светские феодалы — паны радные, католические епископы (в первую очередь Вилен-ский и Жмудский) и лица по должности (канцлер, гетман земский, маршалок земский, маршалокдворный, подскар-бий земский и ряд других должностных лиц). Численный состав Рады законодательно не был определен, а на практике колебался от трех до сорока человек в зависимости от важности рассматриваемых вопросов. Компетенция Рады была столь широкой, что фактически ни один вопрос, относящийся к компетенции различных высших органов, не решался без его обсуждения в Раде

Сейм ВКЛ как сословно-представительный орган окончательно сформировался именно в XVI в. В него входили представители шляхты, избираемые ежегодно от каждого повета по одному человеку. Но в работе сеймов помимо послов, избранных от шляхты, принимали участие гос-подар, паны-радные, католические и православные епископы и лица, занимавшие высшие и местные рады.

По мере накопления опыта работы постепенно законодательно закрепляется порядок рассмотрения судебных дел на Сейме (арт.5 р. VI Статута 1529 г), определяется исключительная его компетенция (арт. 12 р.III Статута 1566 г.). Четко установленных сроков созыва Сеймов, места и продолжительности их проведения не было. Они собирались по мере необходимости в разных городах (Вильно, Гродно, Слониме и др.) и могли продолжать работу в течение нескольких дней или месяцев, но чаще всего — в течение 2-4 недель.

Особенностью государственного аппарата ВКЛ являлось отсутствие коллегиальных отраслевых органов управления. Вместо них была создана довольно широкая система высших и дворных должностей, основанных на принципах единоначалия, назначения, кормления, персональной ответственности, совмещения должностей и др. Например, Николай Радзивил в начале XVI в. занимал одновременно две государственные весьма значимые должности: земский маршал и воевода трокский, а затем канцлер и воевода виленский; а Юрий Радзивил в 30-х годах XVI в. — четыре должности: великий гетман, староста гродненский, наместник мозырский, державца лидский, скидальский, белицкий.

Среди высших должностных лиц государственного аппарата следует назвать канцлера, который заведывал государственной канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Он активно участвовал в разработке нормативных актов, следил за учетом всей входящей корреспонденции, поступающей на имя господаря (жалобы, прошения, донесения, судебные дела и т.д.). В его подчинении был большой штат должностных лиц (врадников): подканцлер, писари, дьяки и др. Важнейшую роль в системе государственного аппарата занимал земский маршал, в обязанности которого входили контроль за соблюдением этикета при дворе господаря и охрана порядка не только во дворе великого князя, но и в любом месте его нахождения. Он руководил приемом послов, просителей с челобитными на имя государя, мог председательствовать на заседаниях вального Сейма и Рады при отсутствии господара, Виленского и Жмудского католических епископов; осуществлял рассмотрение судебных дел, связанных с совершением правонарушений во время работы Сейма, и решал ряд других вопросов.

Все финансово-хозяйственные вопросы и государственная казна были в ведении земского подскарбия. Он ведал доходами и расходами государственной казны, сдачей в аренду государственного имущества, осуществлял общее управление всем государственным имуществом и т. д Его ближайшим помощником был дворный и подскарбий и множество скарбников, ревизоров, сборщиков налогов и т.д., ведающими по его указанию отдельными вопросами хозяйственно-финансовой деятельности. Вооруженные силы ВКЛ были в ведении гетмана наивысшего (земского, великого). Он не только командовал войском и организовывал оборону или военный поход, но ведал вопросами сбора войска, его комплектованием, снабжением. В его подчинении были гетман польный, гетман дворный, воеводы, каштеляны, поветовые старосты и другие должностные лица. Численность дворных врадов (должностей) была еще больше, чем земских, а их специализация — более узкой. Например, дворный подчаший, дворный подстолий, конюший, постельничий, крайний, кухмистр, мечник, ловчий, ключники, подключив, стольники, чашники и т.д.

В государственном строе Великого княжества Литовского, составной частью которого являлась и Беларусь, произошли значительные изменения под воздействием объективных и субъективных причин. Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориального деления в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, что в итоге привело к окончательному оформлению централизованного государства. Вся территория государства была разделена на 13 воеводств, которые в свою очередь делились на поветы. Воеводства были различны как по территории, так и по количеству населения, имея неодинаковое число поветов (от одного до пяти).

Централизованное государство сложилось, как и во многих других странах мира, в форме сословно-представительной монархии. Для нее характерно наличие монарха, власть которого ограничена, и сословно-представительных органов, которые, как правило, совместно решают наиболее важные вопросы как внутренней, так и внешней политики. Поскольку эта форма правления всегда означает более высокий уровень развития феодальной демократии, то все аспекты создания и функционирования сословно-представительных органов Великого княжества Литовского, их взаимоотношений с государем и его администрацией находят правовое закрепление. Но это происходит не сразу, а постепенно, по мере накопления опыта работы и диалектического процесса складывания самих сословно-представительных органов — великих вольных сеймов и поветовых сеймиков, — о чем свидетельствуют нормы Статутов ВКЛ 1529, 1566, 1588 годов.

На протяжении второй половины XIII-XIV вв. ВКЛ являлось монархией. Неограниченная верховная законодательная, исполнительная и судебная власть пожизненно принадлежала великому князю. Он определял внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир, назначал на государственные должности, являлся верховным главнокомандующим вооруженных сил. При нем существовал совещательный орган — рада.

С конца XIV в. до первой половины XVI в. в княжестве проходил процесс формирования сословно-представительной монархии. Объем власти великого князя начал уменьшаться со времени правления сына Казимира Александра. Рада (панырада) превратилась в сословный орган государственной власти с законодательными и распорядительными функциями. Рада контролировала всю государственную деятельность великого князя. В состав рады входили представители крупнейших феодальных родов и католические епископы. Они занимали высшие государственные должности. Полный состав рады вначале насчитывал 45 человек, а после реформы 1565 г. — 65. В полном составе рада собиралась редко. Все текущие вопросы решались в узком кругу приближенных князя. Они составляли Высшую, или Тайную раду. Шесть наиболее влиятельных радных панов Тайной рады составляли «переднюю раду». Во время заседаний рады они сидели на первой к князю скамье (лавице).

В XV в. в ВКЛ появился общий (вальный) сейм — сословно-представительный орган, в состав которого входили великий князь, паны-радные, «урядники» — должностные лица центрального и местного государственного аппарата, высшее духовенство, по два выборных представителя местной шляхты.

Центральный административный аппарат ВКЛ состоял из канцлера, гетмана и подскарбия. Заседаниями рады и сейма руководили маршалки.

Система местного управления в ВКЛ также претерпела эволюцию. В XIII-XIV вв. территория государства делилась на княжества, земли и волости. В это время великие князья литовские руководили подвластными территориями через систему вассалитета, когда вассалами великого князя являлись местные князья. Витовт в 1393-1395 гг. фактически ликвидировал вассалитет и заменил удельных князей своими представителями — наместниками. В 1413 г. Городельский привил ей ввел новую административно-территориальную единицу, заимствованную в Польше, — воеводство. Воеводства делились на мелкие административные единицы — поветы.

Воеводская администрация состояла из воеводы, кастеляна, подвоев оды, городничего, ключника и др. Во главе повета стоял староста, сельскую администрацию представляли тивуны, сотники, приставы, старцы.

Города, получившие магдебургское право, представляли собой отдельные административно-территориальные единицы. Городскую власть представлял коллегиальный орган — городская рада. Во главе городской рады стоял войт, которого назначал великий князь. Бурмистры, радцы, лавники были выборными должностями.

Высшей судебной инстанцией для всего населения ВКЛ был великокняжеский (господарский) суд и суд панов-рады, а также их разновидность — комиссарский суд. С 1581 г. высшим судебным органом ВКЛ фактически стал Главный Литовский трибунал. Частновладельческих и церковных крестьян судили сами феодалы. В городах с Магдебургским правом существовал войтовско-лавничий суд. В 1565 г. по польскому образцу были созданы выборные шляхетские земские и подкоморские поветовые суды, всесословный замковый или гродский суд. В связи с этим были образованы, также по польскому образцу, поветовые сеймики — собрания землевладельцев шляхетского звания, владения которых находились в данном повете. Сеймики должны были собираться накануне вального сейма для выборов двух послов (депутатов) от повета. До XVII в. действовал традиционный копный суд. Все суды, кроме копного, функционировали на основе Статутов ВКЛ.

Вооруженные силы ВКЛ в XV-XVI вв. формировались по принципу всеобщего ополчении и на польский манер назывались «посполитое рушенье». Вооруженными силами ВКЛ командовал гетман наивышейший. Решения о начале военных действий принимал только вальный сейм. В XVII-XVIII вв. вооруженные силы ВКЛ составляли наемники.

В период формирования своей территории во главе ВКЛ стоял государь, который назывался великим князем.

Он командовал вооруженными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельностью Он имел право вести международные переговоры, посылать и принимать послов, вступать в союзы, заключать мирные договоры и объявлять войну.

Он считался руководителем всех высших исполнительно-распорядительных органов, снимал и назначал высших должностных лиц, так же великий князь распоряжался казной. Ограниченность власти великого князя закреплялась в Статуте по разному: в одних случаях это излагалось в форме клятвы или обещания «господаря» сохранять нерушимость права, в других — в форме непосредственного запрещения. Например, великому князю запрещалось без разрешения сейма начинать войну или издавать новые законы. Но власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов, некоторые из которых входили в состав Рады ВКЛ. Владея огромными землями, они имели большое количество вассалов — зависимых людей. Кроме того, власть великого князя ограничивалась Сеймом.Осуществляя свою власть, князь опирался на должностных лиц центрального и местного управления, а также других крупных феодалов, которые были его ближайшими советниками — составляли его раду

Добавить комментарий