Основные запрещенные способы ведения боевых действий

Средства ведения войны- оружие, снаряды, веще­ства, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику.

Методы ведения войны- это порядок использования средств ведения войны.

Средства и методы ведения:

  • запре­щенные (или частично запрещенные) МП

  • не запрещенные МП

Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Же­невским конвенциям 1949 г. право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным.

Запрещается приме­нять оружие, снаряды, вещества и методы ведения во­енных действий, способные причинить излишние повре­ждения или страдания или делающие смерть сражаю­щихся неизбежной, а также ведущие к массовому разру­шению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей (ст. 22 Приложения к Гаагской конвенции 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны).

МП запрещает следующие средства и методы ведения войны (сухопутной, морской, воздушной):

  • яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и про­цессы, а также бактериологическое оружие;

  • средства воздействия на природную среду во враж­дебных целях;

  • любое оружие, если его действие заключается в нане­сении повреждений осколками, которые не обнаружива­ются в человеческом теле с помощью рентгеновских лу­чей (стекло, пластмасса и т. д.); мины, мины-ловушки и другие устройства в виде детских игрушек и предметов медицинской помощи;

  • любое зажигательное оружие про­тив гражданского населения, населенных пунктов и не­военных объектов;

  • другие виды обычного оружия, которые могут считать­ся наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие;

  • осуществление геноцида на захваченной территории;

  • предательское убийство или ранение сложившего ору­жие или безоружного неприятеля;

  • объявление оборо­няющимся, что в случае сопротивления им не будет по­щады;

  • бессмысленное разрушение городов и населенных пунктов и уничтожение неприятельской собственности, если это не вызывается военной необходимостью;

Однако МП не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение или побудить его дей­ствовать опрометчиво. Примерами таких хитростей яв­ляются: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация (ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.).

В связи с развитием научно-технического прогресса и повышением его уровня в военно-промышленном ком­плексе особое место в МП вооруженных конфликтов за­нимают средства и методы ведения воздушной войны. Положения Дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха. Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.

  1. Международно-правовая защита жертв войны

Жертвы войны- это лица, которые не принимают непо­средственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и боль­ные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, граждан­ское население, в том числе оккупированных территорий.

Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы:

  • сражающиеся (комбатанты) — лица, вхо­дящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях

  • несражающиеся (некомбатанты).

Международное гуманитарное право- подотрасль права вооруженных конфликтов, посвященная защите жертв войны. стороны вооруженного конфликта рассматриваются как равноправные и равнообязанные, независимо от того, какая из них явилась нападающей или обороняющейся стороной, агрессором или жертвой агрессии.

Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.:

  • Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

  • Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава воо­руженных сил на море;

  • Конвенция об обращении с военнопленными;

  • Конвенция о защите гражданского населения во вре­мя войны.

Военнопленные

Оказавшись во власти противника, раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение считаются военнопленными, и к ним применяются нормы международного права, касающиеся военнопленных.

Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер.

Военнопленные не могут быть подвергнуты физическому калечению, научным и медицинским опытам. Военнопленные должны быть защищены от насилия и запугивания, им обеспечивается уважение к личности и чести. Захватившая в плен держава может подвергнуть военнопленных интернированию. Им может быть также запрещено выходить за установленную черту лагеря. Военнопленные обеспечиваются помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.

Военнопленным должна обеспечиваться возможность работать, принуждать к труду запрещается. Запрещено использовать военнопленных на опасных или унизительных работах. В процессе работы должны соблюдаться требования техники безопасности. Военнопленным должны быть разрешены сношения с внешним миром. Им обеспечивается также право подачи жалобы властям держащей их в плену державы.

За побег военнопленный может быть подвергнут только дисциплинарному наказанию.

По окончании военных действий военнопленные освобождаются и репатриируются (возвращаются на родину).

Гражданские лица на оккупированной территории

В отношении гражданских лиц на оккупированной территории запрещается:

1) совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

2) применять меры принуждения, физического или морального порядка, в частности с целью получения сведений;

3) применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;

4) применять коллективные наказания;

5) захватывать заложников;

6) депортировать гражданское население с оккупированной территории.

Запрещает подвергать нападению или уничтожению, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения.

Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.

Запрещенные средства ведения военных действий

В статье 36 Дополнительного протокола I содержится норма, которая гласит, что при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны государства обязаны «определить, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещение» норм международного права.

Статья носит общий характер, а решение вопроса предоставляется самим суверенным государствам. Какая-либо наднациональная организация по осуществлению контроля в этой области не создавалась.

С тем чтобы избежать излишних страданий, ничем не оправданных жертв среди мирного населения, связанных с военными действиями, МГП устанавливает ограничения в выборе воюющими средств и методов ведения войны. Этот принцип выражается в формуле: «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» (ст. 22 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны от 18.10.1907 г.). Он нашло подтверждение в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям о защите жертв войны: «право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным» (ст. 35). Международное право : учебник / под ред. А. Н. Вылегжанина. — М. : М43 Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2012.

Средства ведения войны — оружие и иные средства, применяемые вооруженными силами воюющих для нанесения вреда и поражения противнику. К запрещенным средствам ведения войны международное гуманитарное право относит те, которые причиняют излишние страдания своими поражающими свойствами:

  • 1) пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле;
  • 2) 2.снаряды весом менее 400 граммов, начиненные взрывчатыми или горючими веществами;
  • 3) яды или отравленное оружие;
  • 4) снаряды, имеющие единственное назначение — распространять отравляющие вещества;
  • 5) удушающие и другие ядовитые газы и бактериологические средства;
  • 6) бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;
  • 7) средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда;
  • 8) конкретные виды обычного оружия неизбирательного действия и оружия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания.

Ввиду огромной важности вопроса в области запрещенных (разрешенных) средств ведения войны рассмотрим их более подробно.

1. Пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле. Гаагская декларация 1899 г. специально запретила использование таких пуль. В течение более 100 лет вышеназванная Декларация в основном соблюдалась: пули, о которых конкретно говорится в ней, почти никогда не применялись в войнах.

Запрет на применение оружия и боеприпасов, обладающих способностью причинять чрезмерные повреждения и излишние страдания, был подтвержден ст. 35 Дополнительного протокола I и рассматривается в качестве нормы обычного международного права. Гаагская декларация устанавливает минимальный стандартный уровень того, что подразумевается под «чрезмерными повреждениями» и «излишними страданиями». Иные снаряды малого калибра, причиняющие такие же повреждения, должны рассматриваться как запрещенные обычным международным правом.

В ходе подготовки Конвенции ООН о запрещении или ограничении применения обычных видов оружия (1981 г.) был поднят вопрос о включении в нее положения, запрещающего использование пуль высокой скорости, или «кувыркающихся» пуль, пуль со смещенным центром тяжести. Но согласие не было достигнуто, и применение подобных пуль до сего времени остается неурегулированным.

  • 2. Снаряды весом менее 400 г, начиненные взрывчатыми или горючими веществами. Источником правового регулирования в данной области является Санкт-Петербургская декларация о запрете применения во время войны некоторых разрывных снарядов весом менее 400 г (1868 г.).
  • 3. Яды или отравленное оружие. Источниками правового регулирования в данной области являются: ст. 23 Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.); мирные договоры (Версаль, Сен-Жермен, Нейи, Трианон), положения и различные военные руководства государств мира.

Запрещение применять яды и отравленное оружие есть логическое следствие запрещения применять оружие, приводящее к неизбежной смерти (некоторые яды в определенных дозах обладают таким действием), причиняющее излишние страдания (рана, полученная в результате его применения, усугубляет мучения жертвы), имеющее неизбирательное действие (яды поражают и военнослужащих, и гражданских лиц в случае отравления источников, колодцев, сельскохозяйственных культур, продовольствия).

Германия использовала это оружие во время Первой мировой войны: германские войска отравляли колодцы во Франции и Южной Африке, оставляли отравленные съестные припасы в траншеях, которые они покидали, и разбрасывали с самолетов отравленные конфеты.

4. Снаряды, имеющие единственное назначение — распространять отравляющие вещества; удушающие и другие газы и бактериологические средства.

Источниками правового регулирования в данной области являются:

  • · IV Гаагская декларация от 29.07.1899 г. «Об удушливых газах»;
  • · Версальский договор между Германией и союзными государствами от 28.06. 1919 г.;
  • · Сен-Жерменский договор между Австрией и союзными государствами от 10.09.1919 г.;
  • · Договор между Болгарией и союзными государствами (Нейи) от 27.11.1919 г.;
  • · Трианонский договор между Венгрией и союзными государствами от 04.06. 1920 г;
  • · Женевский протокол от 17.06. 1925 г. «О запрещении применения во время войны удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств ведения войны»;
  • · Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/Res. 2603 А (XXIV) от 16.12.1969 г.;
  • · Парижская декларация от 11.01.1989 г. «О запрещении химического оружия»;
  • · Парижская конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13.01.1993 г.

Газы представляют собой разновидность химического оружия, которое существует также в жидком и твердом состоянии. Как и бактериологическое (биологическое) оружие, химические средства отличаются тем, что поражают исключительно живые существа: людей, животных и растения. Химическое оружие может быть смертельным, выводящим из строя и раздражающим.

Женевский протокол 1925 г. установил специальные запреты, эффективность которых объяснялась в значительной мере опасностью репрессалий. Ряд государств, например США, выступали за то, чтобы действие Женевского протокола не распространялось на дефолианты и газы, применение которых не приводит к летальному исходу и которые можно использовать для разгона демонстрантов.

Они исходили, в частности, из узкого толкования слова «подобных», присутствующего в преамбуле Протокола: «…считая, что применение на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов… справедливо было осуждено общественным мнением…». Согласно этому толкованию газы для разгона демонстрантов и дефолианты не являются «подобными» удушливыми газами, следовательно, их применение не запрещено.

В 1992 г. Конференция по разоружению приняла Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, которая была подписана в Париже

  • 13 января 1993 г. Конвенция запретила не только применение химического оружия, но и подготовку такого применения. Равным образом был наложен запрет на отравляющие вещества временного действия. Конвенция 1993 г. (п. 5 ст. 1) окончательно решает проблему, запретив применение «средств борьбы с демонстрантами в качестве средств ведения войны». Для Российской Федерации эта Конвенция вступила в силу в 1998 г. 5 ноября 1997 г. был принят Федеральный закон «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении».
  • 5. Применение ядерного оружия. В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 56/24 S от 10.01.2002 г. «Мероприятия в развитие консультативного заключения международного суда относительно законности угрозы ядерным оружием или его применения» (по докладу Первого комитета (А/56/536) содержится призыв ко всем государствам, начать в 2002 году многосторонние переговоры, ведущие к скорейшему заключению конвенции по ядерному оружию, предусматривающей запрещение разработки, производства, испытания, развертывания, накопления запасов, передачи, применения и угрозы применения ядерного оружия и его ликвидацию.

Вышеуказанный акт и другие международные документы свидетельствуют, что запрещение применения ядерного оружия — одна из глобальных проблем международного сообщества.

Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала резолюции, связанные с вопросами применения ядерного оружия. Это подтверждает и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 36/100 1981 г. о запрещении применения ядерного оружия, как противоречащее Уставу ООН. Однако, сами по себе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН не создаю норм международного права. Для этого необходимо признание их позитивными правовыми нормами достаточно представительным большинством государств.

Таким образом, до сих пор существуют разные мнения о правомерности его применения. Тем не менее, норм, которые подтверждали или отрицали бы его правомерность, нет. Это положение подтверждено Консультативным заключением Международного суда ООН В 1996 г., в котором отмечено, что применение ядерного оружия должно быть совместимо с требованиями международного гуманитарного права. Вместе с тем, Международный суд отметил в своем решении, что не может высказаться о законности угрозы этим оружием или его применения в том случае, если эти действия обусловлены соображениями самообороны или необходимы для выживания государства.

Согласно нормам международного гуманитарного права, содержащихся, в частности, в ст.ст.23 и 25 Конвенции от 5 октября 1907 г. «О законах и обычаях сухопутной войны» установлено, что запрещается употреблять оружие, снаряды или вещества, способные причинять излишние страдания, а также воспрещается атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения.

Указанные выше нормы, а также судебная практика государств, позволяют заключить, что в смысле Гаагских конвенций 1907 г. и других аналогичных документов, в ситуациях, указанных в статьях 23 и 25 вышеназванной конвенции запрещено применение любого оружия, в том числе, и ядерного оружия.

Применение ядерного оружия противоречит ст.XXII IV Гаагской конвенции 1907 г., согласно которой воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю. Незаконность применения ядерного оружия обусловлена также и тем, что оно вызывает радиоактивное излучение и осадки, что противоречит ст. XXIII п. «а» Гаагской конвенции 1907 г. Это объясняется длительностью действия ядерного оружия во времени, так и в пространстве, а также тем, что ущерб, который оно наносит, не соответствует военным успехам, ради достижения которых это оружие применяется.

Надо особо отметить, что некоторые государства допускают применение ядерного оружия. Так, в инструкциях американским военно-морским силам говорится, что «в настоящее время нет норм международного права, которые явно воспрещали бы государствам применять ядерное оружие на войне. В отсутствие явного запрещения использование такого оружия против вражеских комбатантов и других военных объектов допустимо». В военных уставах и некоторых других стран (Австрии, Нидерландов, Англии) содержится положение о том, что применение ядерного оружия не запрещено международным обычным правом. В некоторых странах, в частности, в ФРГ и России, допускается применение ядерного оружия при определенных обстоятельствах.

Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях. Однако, Российская Федерация не применит ядерного оружия против государств — участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае нападения на Российскую Федерацию, Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска, ее союзников или на государство, с которым она имеет обязательства в отношении безопасности, осуществляемого или поддерживаемого таким государством, не обладающим ядерным оружием, совместно или при наличии союзнических обязательств с государством, обладающим ядерным оружием.

Таким образом, если в российском законодательстве содержится норма, разрешающая применения ядерного оружия в определенных случаях и норма, запрещающая применение ядерного оружия при определенных условиях, то международное право в явном виде не содержит норм, однозначно запрещающих или разрешающих применение ядерного оружие, но содержит нормы, обязывающие (в случае принятие решения на применение ядерного оружия) учитывать нормы международного гуманитарного права.

6. Бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие. Источниками правового регулирования в данной области являются ст. 23 Положения о законах и обычаях сухопутной войны (приложение к Гаагской конвенции 1907 г.); ст. I-IV Конвенции ООН о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), которая вступила в силу 26.03.1975 г.

Аналогично химическому бактериологическое оружие поражает только живую материю, однако, в отличие от первого, оно состоит из живых организмов, способных размножаться и выделять токсины, поражающие людей, животных и растения. Запрещение применять это оружие основывается прежде всего на неизбирательном характере его действия.

Лондонская, Московская и Вашингтонская конвенция о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического (биологического) и токсинного оружия и о его уничтожении от 10.04.1972 г. запретила производство в военных целях такого оружия, а также средств его доставки. В Преамбуле (вторая мотивировка) и ст. VIII подчеркивается, что любое использование бактериологического оружия подпадает под общий запрет иметь его в своем арсенале. Запрещение обладать бактериологическим оружием обязательно подразумевает запрещение его использования. Однако это не исключает его производство и хранение в ограниченных количествах в научных и медицинских целях.

7. Средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда. Источником правового регулирования в данной области является конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.) — (далее Конвенция).

В ходе вооруженных конфликтов воздействие на природную среду может осуществляться по двум направлениям: причинение ущерба окружающей среде преднамеренно или случайно (например, чтобы лишить войска противника укрытия, уничтожить посевы продовольственных культур, терроризировать гражданское население); использование искусственных изменений природной среды как прямого средства ведения боевых действий. Под средствами воздействия на природную среду Конвенция подразумевает любые средства для изменения путем преднамеренного управления природными процессами динамики, состава или структуры Земли (включая ее биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу) или космического пространства (ст. 2).

Более конкретно речь идет о том, чтобы не использовать в военных целях искусственно вызываемые явления: землетрясения, цунами, нарушение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды и климата, в океанических течениях, в состоянии озонового слоя и ионосферы (т.е. речь идет о запрете геофизической войны. Это связано с перспективами разработки оружия на новых физических принципах.

Например, применение в космосе рентгеновских лазеров с накачкой от ядерного взрыва может привести к серьезному радиоактивному заражению околоземного космического пространства. Уже не секрет, что Советский Союз на 5-6 лет опережал США в разработке тектонического оружия. Хотя многие ученые до сих пор отрицают возможность искусственных землетрясений, но проект «Меркурий», утвержденный 30 ноября 1987 г. закрытым постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР, задействовал в этой программе 22 научные и производственные организации СССР.

Конвенция исключает все виды военного или любого иного враждебного использования и разработки средств воздействия на природную среду, если эти средства имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба другому государству.

В соглашении о толковании Конвенции под широкими понимаются средства воздействия, охватывающие район в несколько сот квадратных километров, долгосрочными — продолжительностью в несколько месяцев (около трех), а серьезными именуются те, что приводят к существенному или значительному нарушению или причинению вреда человеческой жизни, природным и экономическим ресурсам или иным материальным ценностям.

Норма, запрещающая использование окружающей природной среды в военных целях, содержится в п. 3 ст. 35 Дополнительного протокола I: «Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде». Эта статья включена в текст III части Протокола («Методы и средства ведения войны»). Статья 55, помещенная в IV части («Гражданское население»), гласит: «При ведении военных действий проявляется забота о защите природной среды». Статья содержит запрет в отношении использования методов и средств ведения войны, которые «имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения».

Подчеркнем, что п. 2 этой статьи запрещает «причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий». Впервые наиболее ярко «военное наступление» на природную среду проявилось в локальных конфликтах 60-70-х г. в Индокитае, что обусловило появление нового термина «экологическая война». Разрушение природной среды и экологических процессов в целях уменьшения военного потенциала противника и массовой гибели населения не является случайным или побочным следствием наступательных операций, а служит главной боевой задачей, что и отличает «экологическую войну» от обычной.

  • 8. Конкретные виды обычного оружия неизбирательного действия и оружия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания. Источниками правового регулирования в данной области являются конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (1980 г.) (с поправками, внесенными в ст. 1 от 21.12.2001 г.) и прилагаемые к ней протоколы:
    • · о необнаруживаемых осколках (Протокол I);
    • · о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II) (с поправками 1996 г.);
    • · о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III);
    • · об ослепляющем лазерном оружии (Протокол IV) (1995 г.);
    • · по взрывоопасным пережиткам войны (Протокол V) (2003 г.);

Конвенция от 18.09.1997 г. «О запрещении использования, накопления, производства и продажи противопехотных мин и об их уничтожении».

Протокол I к Конвенции 1980 г. запретил использование любого оружия, главное действие которого состоит в причинении вреда частицами, которые не могут быть обнаружены в человеческом теле при помощи рентгеновских лучей. Имелись ввиду, прежде всего пластиковые мины (мина — любой боеприпас, установленный под землей, на земле или вблизи земли или другой поверхности и предназначенный для детонации или взрыва от присутствия, близости или непосредственного воздействия человека или движущегося средства, и «дистанционно устанавливаемая мина» означает любую таким образом определенную мину, установленную с помощью артиллерии, ракет, минометов или аналогичных средств или сброшенную с летательного аппарата. Бирюков П.Н.. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. Учебное пособие. М.: Юристъ., 1998 г).

Протокол II (ст. 7) запретил использование мин-ловушек (мина-ловушка — это устройство или материал, который предназначен, сконструирован или приспособлен для того, чтобы убивать или наносить повреждения, и который срабатывает неожиданно, когда человек прикасается или приближается к кажущемуся безвредным предмету или совершает действие, кажущееся безопасным Бирюков П.Н.. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. Учебное пособие. М.: Юристъ., 1998 г) и аналогичных устройств, которые «каким-либо образом соединены или ассоциируются с:

  • а) международно признанными защитными эмблемами, знаками или сигналами;
  • б) больными, ранеными или мертвыми;
  • в) местами захоронения или кремации либо могилами;
  • г) медицинскими объектами, медицинским оборудованием, медицинским имуществом или санитарным транспортом;
  • д) детскими игрушками или другими переносными предметами или продуктами, специально предназначенными для кормления, обеспечения здоровья, гигиены или используемыми как предметы одежды или обучения детей;
  • е) продуктами питания или напитками;
  • ж) кухонной утварью или принадлежностями, за исключением находящихся в военных учреждениях, воинских расположениях или на военных складах;
  • з) предметами явно религиозного характера;
  • и) историческими памятниками, произведениями искусства или местами отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; или
  • к) животными или их трупами.

Минные поля должны быть четко обозначены на местности, ограждены и охраняемы. В мае 1996 г. на Конференции ООН были приняты дополнения к Конвенции 1980 г., которые запрещают передачу другим странам необнаруживаемых противопехотных мин. Иные мины могут передаваться только признанным государствам. Разрешено использовать обнаруживаемые мины (содержащие не менее 8 г металла).

Российская Федерация, стремясь внести посильный вклад в дело прогрессивного развития международного гуманитарного права, последовательно выступает с инициативами по ограничению и запрещению оружия массового поражения. Подтверждением этому является Указ Президента РФ «О продлении моратория на экспорт Российской Федерацией противопехотных мин» (вступил в силу 01.12.1997 г.).

Чтобы избежать излишних страданий, ничем не оправданных жертв среди мирного населения, сопряженных с военными действиями, МГП устанавливает принцип ограничения в выборе воюющими методов и средств ведения войны, который выражается в формуле: «воюющие не пользу

ются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» (ст. 22 Положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.). Он нашел подтверждение в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 г.: «Право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным» (ст. 35).

К запрещенным методам ведения войны относятся следующие действия:

  • – предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к войскам неприятеля;
  • – нападение на лиц, вышедших из строя;
  • – взятие заложников;
  • – отдача приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе;
  • – принуждение лиц служить в вооруженных силах неприятельской державы;
  • – бомбардировка незащищенных городов;
  • – использование не но назначению отличительных национальных и международных защитных эмблем и др.

К запрещенным средствам ведения войны МГП относит те, которые причиняют излишние страдания своими поражающими свойствами:

  • – взрывчатые и зажигательные пули, а также пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле (соответствующие Декларации 1868 и 1899 гг.);
  • – снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушающих или вредоносных газов (Декларация 1899 г.);
  • – яд и отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие подобные газы (Гаагское положение 1907 г., Женевский протокол 1925 г.);
  • – бактериологические средства (Женевский протокол 1925 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.);
  • – средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., п. 3 ст. 35, ст. 55 Дополнительного протокола I).

Нормы МГП запрещают применение и конкретных видов обычного оружия неизбирательного действия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания: оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле рентгеном, кассетные, шариковые бомбы, мины- ловушки (Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 г. и протоколы к ней).

Мировому сообществу после продолжительных усилий удалось запретить химическое оружие. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. предусматривает обязательства государств не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или нс сохранять химическое оружие, не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было, а также не применять его и не проводить любые военные приготовления к его применению, не помогать, не поощрять или не побуждать кого бы то ни было к проведению деятельности, запрещенной этим документом.

В 1997 г. в Оттаве была подписана Конвенция о запрещении применения, накопления запасов и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. В целях ограничения распространения противопехотных мин в России был издан Указ Президента РФ от 01.12.1997 № 1271 «О продлении моратория на экспорт Российской Федерацией противопехотных мин».

В целях избежать излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде, сопряженный с боевыми действиями, международное гуманитарное право устанавливает запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств их ведения. Этот принцип выражается в формуле: «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» (Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г.). Это положение нашло подтверждение в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны: «право сторон, находящихся в конфликте выбирать методы или средства ведения войны, не является неограниченным».

К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся:
— убийство или ранение гражданских лиц;

— убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен;

— убийство парламентера и сопровождающих его лиц;

— нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершающих враждебных действий в течение всего времени спуска на землю до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях использования десантирования с парашютом для выполнения боевой задачи);

— принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства, даже в том случае, если они были на его службе до начала войны;

— отдача приказа никого не оставлять в живых, угрожать этим или вести боевые действия на этой основе;

— взятие заложников;

— вероломство;

— использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для его выживания;

— использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, других международно-признанных отличительных знаков и сигналов, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы Организации Объединенных Наций, кроме как с разрешения этой организации;

— нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;

— террор в отношении гражданского населения;

— нападение на медицинские формирования, санитарно- транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы;
— огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;

— уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях;

— уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;

— отдача на разграбление города или местности.

К запрещенным средствам ведения боевых действий относятся те из них, которые причиняют излишние страдания своими поражающими свойствами, а также конкретные виды обычного оружия неизбирательного действия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания:

— снаряды весом менее 400 граммов, которые являются разрывными или снаряженными взрывчатым или зажигательным составом;

— пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека, как специально произведенные, так и приспособленные к такому воздействию впоследствии;

— яды или отравленные боевые средства;

— удушливые ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства;

— средства воздействия на природную среду, которые имеют обширные, долговременные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда;

— любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

— мины, мины-ловушки или другие устройства, специально спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя или иного неконтактного влияния в ходе разведки (поиска) мин;

— любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости, который может функционировать после приведения самой мины в неработоспособное состояние;

— противопехотные мины, которые не обнаруживаются с помощью общедоступных миноискателей;

— мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов и каким- либо образом соединенные или ассоциирующиеся с международными отличительными эмблемами (знаками или сигналами); больными, ранеными или трупами; местами захоронения (кремации), могилами; медицинскими объектами, оборудованием, имуществом или транспортом; детскими игрушками или предметами, специально предназначенными для детей; продуктами питания или напитками; кухонной утварью и принадлежностями (за исключением находящихся в воинских частях); предметами явно религиозного характера; историческими памятниками, произведениями искусства или местами отправления культа; животными или их трупами;

— самодельные мины-ловушки, выполненные в форме кажущихся безвредными предметов;

— дистанционно установленные мины, не соответствующие техническим требованиям, закрепленным в соответствующем международном договоре;

— зажигательное оружие, при любых обстоятельствах применяемое против гражданского населения и гражданских объектов, а также для уничтожения лесов и иного вида растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях;

— лазерное оружие, специально предназначенное для причинения постоянной слепоты органам зрения человека, не использующего оптические приборы;

— бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;

— химическое оружие, в том числе химические средства, а также снаряды для их применения.

Таким образом, нормы международного гуманитарного права устанавливают достаточно конкретные ограничения и запреты на применение определенных методов и средств ведения боевых действий.

Их нарушение влечет за собой меры судебного преследования и наказания лиц, организовавших, совершивших или приказавших совершить действия, квалифицируемые как военные преступления или преступления против человечества по международному и (или) внутригосударственному праву.

Заключение

Воин-миротворец должен неукоснительно следовать установленным нормам поведения, в том числе международно-правовым. Это позволит ему успешно выполнить почетную миссию и заслужить доверие и уважение всех сторон, вовлеченных в конфликт, тем самым достойно представлять государство, гражданином которого он является.

Русская армия всегда был известна своими гуманными традициями, что подтверждается многочисленными примерами из ее истории.

Добавить комментарий