Основы специальной техники

Тема № 1: Средства связи, используемые в ОВД.

План занятий:

I. Понятие, назначение специальной техники ОВД. Классификация специальной техники.

II. Виды связи, используемые в ОВД

III. Назначение, виды и средства проводной связи.

I. Специальная техника ОВД – это специфический вид техники, которая используется сотрудниками ОВД в строгом соответствии с формами и методами, установленными для нее нормами закона и подзаконными актами, применяемых в целях борьбы с преступностью, обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Условия применения специальной техники:
— законность применения;

— не причинение вреда жизни и здоровью человека, а также окружающей среде;

— научная обоснованность использования технических средств;

— применение в строгом соответствии с целями и задачами.

Правовые основы применения специальной техники:

1) Конституция РФ Статьи: 23; 24 п.1; 25; 41 п.3; 42; 55 п.3

2) Федеральные законы

«О милиции»;

«Об оперативно-розыскной деятельности»;

«О связи»;

«Уголовный кодекс»; и т.д.

«Уголовно-процессуальный кодекс».

3) Подзаконные акты

Классификация специальной техники ОВД:

1) технические средства для выявления скрытой информации (металлоискатель), поисковые приборы и приборы внегласного наблюдения;

2) технические средства для фиксации выявленной информации (фото-, видео-, аудио- записывающая аппаратура);

3) технические средства для информационного обеспечения (средства связи и вычислительной техники, оборудование охранной сигнализации);

4) организационно вспомогательные технические средства (оперативно-служебный транспорт, специальные средства и средства защиты);

5) технические средства создания условий, способствующих возникновению информации заданного вида (специальные химические вещества, технико-криминалистические ловушки).

II. Основной задачей связи является — обеспечение четкой и бесперебойной передачи сообщений в целях непрерывного управления службами и подразделениями ОВД в любых условия оперативной обстановки.

Основные виды связи:

1) проводная связь

2) радио связь

Проводная связь – это передача информации по искусственным линиям связи.

Достоинства проводной связи:

1) высокая помехозащищенность;

2) надежность;

3) разновидность передаваемой информации (текстовая, голосовая,

видео – информация);

4) не зависит от погоды, времени года, суток;

5) гибкость системы – можно подключиться к любому аппарату;

6) достоверность передаваемой информации.

Недостатки проводной связи:

1) привязка к стационарным объектам;

2) использование большого количества промежуточных технических средств;

3) ограничение расстояния;

4) высокая стоимость оборудования.

Радиосвязь — это передача информации в виде высокочастотных электромагнитных колебаний (радиоволн) по открытым атмосферным средам (т.е. по воздуху).

Достоинства радиосвязи:

1) высокая мобильность;

2) малые размеры аппаратуры;

3) простота в работе.

Недостатки радиосвязи:

1) неустойчивая связь, зависит от погоды;

2) малая пропускная способность;

3) зависимость от рельефа местности;

4) возможность перехвата информации.

Требования, предъявляемые к средствам связи:

1) Своевременность — способность обеспечить передачу

сообщений в сроки, обусловленные оперативной обстановкой.

2) Надежность — способность обеспечить непрерывное управление деятельностью ОВД в любых условиях оперативной обстановки.

3) Достоверность — степень точности воспроизведения передаваемых сообщений в пунктах приема.

4) Пропускная способность — возможность связи обеспечить своевременность передачи заданных потоков информации.

5) Скрытность — способность ограничения несанкционированного доступа к схемам организации, передаваемой информации и аппаратуре связи.

6) Дисциплина связи — точное соблюдение установленного режима работы средств связи и выполнение требований, определяющих организацию связи, порядок ее обеспечения и использования

III. Задачи решаемые с помощью проводной связи:

1) для передачи и приема оперативно-служебной информации, не содержащей служебной тайны;

2) для организации взаимодействия между нарядами и подразделениями служб и ведомств ОВД;

3) для координации действий служб и подразделений при проведении оперативно-розыскных или иных мероприятий;

4) для связи с гражданами и гражданскими учреждениями;

5) для приема сообщений от граждан;

6) для организации охраны объектов и квартир граждан.

Виды проводной связи:

1) телефонная;

2) телеграфная;

3) факсимильная;

4) компьютерная;

5) видеонаблюдение.

Телефонная связь- передача речевой (голосовой) информации.

Средства телефонной связи:

1) автоматизированное рабочее место оперативного дежурного;

2) пульты оперативной связи;

3) телефонные аппараты общего пользования;

4) пульты оперативно-диспетчерской связи с функциями мини-АТС;

5) телефонные аппараты прямой связи.

Телеграфная связь – передача буквопечатной информации и является разновидностью передачи документальной информации.

Средства телеграфной связи:

1) оконечные устройства: телеграфные аппараты (телетайпы), телеграфные электротерминалы);

2) телеграфные станции.

Факсимильная связь — передача структуры документа по линиям связи (текст, таблицы, рисунки, схемы)

1) факс.

Компьютерная связь (компьютерные сети) — это средства дистанционной передачи информации между компьютерами с использованием различных каналов (линий) связи.

По способу организации обмена информации существуют:

1) Локальные сети — объединяет несколько компьютеров, установленных в одном помещении, здании или близко расположенных зданиях.

Достоинства локальной сети:

1) высокая скорость обмена информацией;

2) отсутствие несанкционированного доступа.

Недостатки локальной сети:

1) ограниченное число пользователей данной сети;

2) ограничен спектр информационных услуг.

Глобальные сети — это обмен информацией между ПК, через средства коммуникаций, по линиям (каналам) связи на значительные расстояния.

Достоинства:

1) неограниченное число пользователей;

2) широкий спектр информационных услуг.

Недостатки:

1) невысокие скорости обмена информацией (по телефонным

линиям);

2) возможен несанкционированный доступ к ресурсам сети;

3)высокая стоимость оборудования.

Видео наблюдение — это телевизионные системы (ТС) или системы кабельного телевидения, предназначенные для видео наблюдения, контроля и регистрации в местах со сложной оперативной обстановкой.

Средства телевизионных систем (для установки видеонаблюдения):

1) телевизионная передающая камера;

2) устройство отображения (телевизионный монитор);

3) коммутационные устройства (видеокоммутаторы, квадраторы,

мультиплексоры, матричные коммутаторы);

4) устройство документирования (видеомагнитофон);

5) линии передачи телевизионного сигнала.

I. Назначение и виды радиосвязи в ОВД.

II. Организация радиосвязи в ОВД, способы радиообменов.

III. Средства радиосвязи, используемые в ОВД, правила работы

на средствах радиосвязи.

Правовая основа применения специальной техники – это система законодательных и подзаконных актов, а также устанавливаемых ими принципов и правил, определяющих допустимость использования либо регламентирующих организацию, порядок, условия, способы и результаты использования технических средств в обеспечении правопорядка.

Структура нормативно-правовых актов в области применения специальной техники показана на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Структура законодательства

Законодательной основой правового регулирования применения специальной техники является Конституция Российской Федерации – основа всего федерального законодательства, ее нормы имеют прямое действие.

Требование ст. 23 Конституции РФ закрепляет право граждан на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Не допускается распространение информации о частной жизни лица (равно как и сбор, хранение, использование сведений) без его согласия (п. 1 ст. 24), жилище неприкосновенно (ст. 25).

Однако, ст. 55 Конституции РФ предусматривает ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, применение правоохранительными органами технических средств возможно не только для получения в рамках закона необходимой информации, но и защиты на законных основаниях информационных и имущественных прав и свобод граждан.

В Российской Федерации приняты и действуют законодательные акты, которые содержат нормы, допускающие использование технических средств и соответствующих приемов и действий в процессе осуществления правоохранительной деятельности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

Полиция предписано применять электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

П. 4 ст. 11, гласит, что Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Согласно п. 18 ст. 12 ФЗ «О полиции» полиция обязана проводить экспертизу по уголовным делам, которая проводится также с использованием технических средств

В соответствии с п. 19 ст. 13 ФЗ «О полиции», полиция имеет право производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с п. 33 ст. 13 ФЗ «О полиции», полиция имеет право использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

Пунктом 25 ст. 12 ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности по охране на договорной основе имущества граждан и организаций, обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны.

П. 56 ст. 12 Указа Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» к сфере полномочий МВД относит внедрение достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел, а также развитие связи и автоматизированного управления в системе МВД России;

Полиция имеет право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», который является базовым актом в вопросах применения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (оперативной техники). Ст. 6 ФЗ «Об ОРД» разрешает оперативным аппаратам правоохранительных органов (субъектов ОРД) использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и вреда окружающей среде.

Статья 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет использовать для решения задач оперативно-розыскной деятельности помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1996 № 770 утвержден Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности).

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ к лицензируемому виду деятельности относит деятельность по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 526 утверждено «Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность».

Ввоз и вывоз специальных технических средств регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. N 214 «Об утверждении положения о ввозе в российскую федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию».

Указ Президента РФ от 01.09.95 № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» разграничивает полномочия Федеральной службы безопасности и МВД по проведению оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств. Установлено, что контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возлагается на органы федеральной службы безопасности.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с подключением к станционной аппаратуре операторов связи, в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов федеральной службы безопасности. При отсутствии у органов федеральной службы безопасности на объектах связи необходимых оперативно-технических возможностей указанные мероприятия проводятся органами внутренних дел Российской Федерации, в том числе в интересах других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Установлена юридическая ответственность физических и юридических лиц за незаконное использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Ст. 138 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений. При этом объективная сторона преступления выражается как в незаконном ознакомлении с содержанием телефонных переговоров и почтово-телеграфной корреспонденции, так и в придании огласке сообщенных гражданами друг другу сведений.

В части 3 ст. 138 УК РФ предусматривается ответственность за незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Кроме того, самовольное и несанкционированное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, может быть квалифицировано как превышение власти или служебных полномочий. При этом ответственность определена в ст. 203 УК РФ «Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб», а также в соответствии со ст. 286 «Превышение должностных полномочий».

В Кодексе Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ содержатся нормы, устанавливающие административную ответственность (штраф в различных размерах минимальной оплаты труда) за неправомерные действия, связанные с проектированием, изготовлением, реализацией, установкой, эксплуатацией радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и иным оборудованием, функционирующим на основе законов электроники и радиотехники (ст. 13.3, 13.4, 13.8), а также оборотом и использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 20.23, 23.24). Также, Кодекс закрепляет возможность использования различных технических средств в административной деятельности, при производстве по делу об административном правонарушении (ст. 26.5, 27.7–27.10, 27.14) с отражением соответствующей информации в протоколе.

Федеральный закон от 21.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в ст. 34 указывает, что в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми может использоваться аудио- и видеотехника. Кроме того, заключенные подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, помещения, в которых они размещаются, – обыску, а их вещи и посылки – досмотру.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (УПК РФ) содержит нормы, в которых подразумевается допустимость либо указана возможность использования технических средств, а также полученных с их помощью результатов в уголовном судопроизводстве (досудебном и судебном разбирательстве по уголовному делу).

Использование технических средств при производстве следственных действий во многом способствует получению достоверных и обоснованных доказательств. При этом в протоколе следственного действия должны быть указаны технические средства, примененные в следственном действии, а также условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. Обязательным условием (с отражением в протоколе) является предупреждение лиц, участвующих в следственном действии, о применении технических средств.

УПК РФ предусматривает участие специалиста, который, используя свои специальные знания и навыки, будет оказывать помощь в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств с помощью технических средств.

В производстве по делу об административном правонарушении возможно участие специалиста (ст. 25.8) и эксперта (ст. 25.9), обладающих необходимыми познаниями в технике и применении технических средств.

Доказательством по делу об административном правонарушении могут быть фактические данные, в том числе устанавливаемые показаниями специальных технических средств (ст. 26.2). К документам, признанным в качестве доказательств, могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации (ст. 26.7). Показания специальных технических средств, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющих соответствующие сертификаты и прошедших метрологическую проверку, отражаются в протоколе об административном правонарушении (ст. 26.8).

Применение специальной техники представляет собой процесс поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления информации, т.е. является информационной технологией. Правоотношения, возникающие при применении информационных технологий регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Помимо регулирования отношений, связанных с применением информационных технологий, он регламентирует процессы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации и обеспечении защиты информации.

Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ установил правовую основу деятельности в области связи, определил полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. Законом определяются основные положения о связи в Российской Федерации.

Статья 16 посвящена сетям связи специального назначения, которые предназначены для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Порядок подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения определен «Правилами подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи российской федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения» утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. N 103.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» определяет, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат технические средства и системы, специальная техника, а также транспортные средства.

В отдельную группу таких документов входят ведомственные нормативные акты по вопросам технической политики органов внутренних дел, акты, утверждающие перечень новых образцов технических средств, принятых на их вооружение, а также нормативные документы, регламентирующие нормы табельной положенности подразделений правоохранительных органов техническими средствами, сроки их эксплуатации.

Среди ведомственной нормативно-правовой базы применения специальной техники можно выделить акты, содержащие наиболее общие положения по применению технических средств и соответствующих приемов действий с ними, а также нормы, относящиеся к конкретным видам технических средств.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под термином «Специальная техника»?

2. Как классифицируются технические средства?

3. Что понимается под термином «Оперативная техника»?

4. Какие виды технических средств входят в перечень технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации?

5. Какие виды технических средств применяются в процессуальной деятельности?

6. Какие виды технических средств применяются в административной деятельности?

7. Что Вы понимаете под универсальными техническими средствами?

8. На каких принципах основано применение специальной техники?

9. Назовите основные нормативно-правовые документы, регламентирующие применение специальной техники.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

4. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ.

5. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ.

6. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

7. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ.

8. Федеральный закон от 21.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

9. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ.

10. Указ Президента РФ от 01.09.95 № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств».

11. Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

12. Постановление Конституционного суда РФ от 31 марта 2011 г. N 3-П.

13. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1996 № 770.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2002 № 526 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность».

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N 214 «Об утверждении положения о ввозе в российскую федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию».

16. Специальная техника ОВД: учебное пособие/ Вагапов Ж.А., Матижев П.В. – Чебоксары: Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД России, 2007. – 164 с.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ;

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Criminal law, criminology, penal law

УДК 343.8

А. С. Александров, Р. А. Филипьев

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассматриваются некоторые законодательные проблемы применения как специальной техники, используемой в учреждениях и органах УИС, так и иной специальной оперативной техники. Рассмотрены нормативные и тактические особенности применения специальной техники в деятельности УИС. Специальная техника классифицирована на некоторые группы по специальным основаниям. Подробно раскрыта законодательная основа применения технических средств охраны и надзора, используемых в исправительных учреждениях, и иной специальной техники, возможность использования которой в УИС также допускается. Приведены примеры специальных средств с технической составляющей, появившиеся на вооружении УИС ввиду недавнего изменения законодательства. Затронуты законодательные запреты на приобретение и использование специальной техники. Обозначены риски, которые могут возникать в результате использования возможностей отдельных технических средств криминалитетом. Основной мыслью авторов является актуализация повсеместного использования современных технологий в ежедневной работе учреждений и органов УИС.

Ключевые слова: правовая основа; применение; специальная техника; правила; порядок; условия.

A. S. Aleksandrov, R. A. Filipiev

STANDARD AND LEGAL REGULATION OF USE OF THE SPECIAL EQUIPMENT IN ACTIVITY OF PENAL SYSTEM

Keywords: legal basis; application; special equipment; rules; order; conditions.

© Александров А. С., Филипьев Р. А., 2018 © Aleksandrov A. S., Filipiev R. A., 2018

Специальная техника, используемая в учреждениях и органах УИС, представляет собой совокупность технических средств, устройств, систем, приспособлений и материалов, а также соответствующих тактико-технических приемов, используемых для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности при условии соблюдения законности. Говоря конкретнее, к специальной технике относятся инженерно-технические средства охраны и надзора, а также оперативно-технические средства, применяемые в УИС.

Учитывая достаточно высокий уровень преступности среди спецконтингента (общее число зарегистрированных преступлений среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы, с января по июнь 2018 г. составило 451) , использование специальной техники в деятельности уголовно-исполнительной системы видится актуальным и современным шагом развития безопасности во всех подразделениях исправительного учреждения.

Существует множество технических разработок для обеспечения безопасности с использованием некоторых подкатегорий специальной техники. Это могут быть: радиомикрофоны, микрофоны с проводным каналом связи, направленные и лазерные микрофоны, электронные стетоскопы, анализаторы стрессов, полиграфы и т. д. Указанные технические средства, как видно из их функционального назначения, направлены на снижение влияния факторов, способствующих росту или сохранению преступности, увеличению профессиональных возможностей органов по защите правопорядка, совершенствованию форм и методов борьбы с преступностью. Выполнение сотрудниками своих должностных обязанностей осуществляется в условиях физической, интеллектуальной и эмоциональной напряженности. Внедрение и применение современных технических средств в том числе позволяет повысить

эффективность деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Выражение «специальная техника» чаще всего ассоциируется со специальными техническими средствами. Однако при определении понятия «специальная техника» следует исходить из того, что оно включает в себя не только технические средства, приборы и приспособления, но и специальные знания, способы, а также возможность их эффективного применения. Некоторые исследователи отмечают, что начиная с 1960-х гг. термин «специальная техника» объединяет в себе не только технические средства охраны и надзора или оперативно-технические средства, но и приемы их правомерного применения в учреждениях, исполняющих наказания .

Неотъемлемой частью использования специальной техники в деятельности учреждений и органов УИС является обязательное законодательное закрепление такового.

В ст. 23 Конституции РФ закрепляется право граждан на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Между тем, указанные неотъемлемые права граждан могут в некоторой части ограничиваться ввиду применения специальной техники сотрудниками правоохранительных органов, а именно — таких технических средств, которые позволяют прослушивать, подглядывать, ограничивать информацию о частной жизни. Подобное возможно в условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в пределах федерального законодательства. При этом Конституция РФ запрещает сбор, хранение, использование сведений о лице без его согласия. Однако ст. 55 Конституции РФ предусматривает ограничение прав и свобод человека и гражданина, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следовательно, применение специальной техники возможно не только для получения необходимой информации, но и защиты на законных основаниях информационных и имущественных прав и свобод граждан.

Нормативно-правое регулирование рассматриваемого вопроса закрепляется и в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Непосредственное упоминание о технических средствах, применяемых для исполнения наказаний, встречается в ст. 6019 УИК РФ. Так, администрация исправительного центра оставляет за собой право использовать широкий перечень специальных технических средств, уведомив об этом осужденных заблаговременно и под расписку. Целями использования специальной техники федеральное законодательство устанавливает контроль и предупреждение преступлений, недопущение нарушения установленного порядка отбывания наказания, а также получение необходимой администрации информации о поведении осужденных.

Ст. 83 УИК РФ также дает право администрации исправительных учреждений использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных, предварительно уведомив под расписку об этом осужденных.

Ст. 34 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» устанавливает возможность использования администрацией мест содержания под стражей аудио- и видеотехники в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми. Более того, при наличии достаточных оснований подозревать кого-либо в попытке проноса запрещенных предметов персонал вправе производить досмотр вещей, одежды, а также досмотр въезжающих и выезжающих транспортных средств. Подобные мероприятия осуществляются также с использованием специальной техники,

частью которой являются поисковые приборы, например, досмотровые зеркала типа «Шмель», автономные технические эндоскопы, ручные металлодетекторы, детекторы нелинейных переходов и т. д.

Применение специальной техники представляет собой в том числе и процесс поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления информации, т. е. является информационной технологией. Правоотношения, возникающие при применении информационных технологий, регулируются Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Помимо регулирования отношений, связанных с применением информационных технологий, в законе регламентируются процессы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации и обеспечения ее защиты.

Федеральным законом «О связи» установлена правовая основа деятельности в области связи, определены полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. В законе определены основные положения о связи в Российской Федерации. Так, ст. 16 закона посвящена сетям связи специального назначения, которые предназначены для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, порядок подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения.

В начале 2017 г. вступили в действие изменения, предусмотренные Федеральным законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»». В рамках рассматриваемой темы

наибольший интерес представляет измененный перечень специальных средств, которые могут использовать сотрудники УИС. В настоящее время могут применяться электрошоковые устройства, световые и акустические специальные средства, светошоковые устройства, средства принудительной остановки транспорта, водометы, средства разрушения преград. Учитывая технологичность обозначенных специальных средств, а также необходимость в обучении персонала для их применения и использования все вышеперечисленные средства можно отнести к специальной технике.

К нормативному регулированию рассматриваемой нами темы косвенно можно отнести и постановление Правительства РФ от 01.07.1996 № 770. В указанном документе приводится перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Несмотря на то, что данный документ был подговлен более 20 лет назад, его положения и в настоящее время не потеряли своей актуальности по применению и использованию специальной техники для получения негласной информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая подзаконные акты, необходимо выделить приказ Минюста России «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (ПВР). Ст. 9 ПВР обязывает информировать осужденных под роспись о применении в исправительном учреждении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля. Ст. 40 ПВР предоставляет возможность использования специальной техники для проверки наличия осужденных в местах, определенных администрацией, и в установленное распорядком дня время.

Следует заметить, что уголовно-исполнительное законодательство не конкретизирует, какие именно специальные технические средства могут быть использованы в исправительных учреждениях. Не обозначаются их тактико-технические характеристики. Однако по-

добную информацию можно увидеть в Наставлении по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы и в Руководстве по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы. Из указанных документов следует, что к специальной технике, используемой в УИС, относятся следующие технические средства: технические средства и системы сбора и обработки информации, технические средства (охранные извещате-ли) и системы (подсистемы) охранно-тревожной сигнализации, технические средства (видеокамеры) и системы (подсистемы) охранного телевидения, технические средства и системы (подсистемы) контроля и управления доступом, технические средства и системы (подсистемы) оперативной связи и оповещения, приборы контроля и досмотра. В настоящее время в исправительных колониях используются такие интегрированные системы безопасности, как «Сова», «Ночь-12», «Пахра-М», «Рубеж-08», «Рубеж-09». Широкое распространение получили системы видеонаблюдения, а также системы контроля и управления доступом, работающие по принципу распознавания биометрических параметров человека — папиллярные узоры на ногтевых фалангах пальцев рук или рисунок вен на руках.

Учитывая внушительные возможности по сбору информации о действиях осужденных и персонала техническими средствами охраны, надзора, а также различными аудиовизуальными система, логично, что законодатель ограничил использование некоторых из обозначенных средств в повседневной деятельности граждан.

Законодательно установлены запреты и ответственность за приобретение, хранение и использование отдельных видов специальной техники. Так, ст. 138 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых и

иных сообщений. При этом объективная сторона преступления выражается как в незаконном ознакомлении с содержанием телефонных переговоров и почтово-телеграфной корреспонденции, так и в предании огласке сообщенных гражданами друг другу сведений. Учитывая положения уголовного закона, следует отметить, что сотрудники правоохранительных органов, используя специальную технику для снятия информации с технических каналов связи и т. п., должны соблюдать как положения закона «Об оперативно-розыскной деятельности», так и законодательство о связи, информации и информационных технологиях. Существует мнение, что наиболее существенный поток информации, представляющей оперативный интерес, поступает посредствам применения специальных технических средств .

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации также устанавливает запрет на использование специальных технических средств. Так, ст. 20.23 предусматривает наложение административных санкций на граждан, нарушивших правила производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Более того, УК РФ устанавливает ответственность за незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Необходимо отметить, что в рассматриваемой нами проблеме границы между противоправным деянием и правомерным действием размыты ввиду отсутствия четкой дефиниции специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации . Поэтому самовольное и несанкционированное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, может быть квалифицировано как превышение должностных полномочий.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ содержатся нормы, в которых указана

возможность использования технических средств либо подразумевается допустимость использования, а также полученных с их помощью результатов в уголовном судопроизводстве (досудебном и судебном разбирательстве по уголовному делу).

Использование технических средств в ходе следственных действий во многом способствует получению достоверных и обоснованных доказательств. При этом в протоколе следственного действия должны быть указаны технические средства, примененные в следственном действии, а также условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. Обязательным условием (с отражением в протоколе) является предупреждение лиц, участвующих в следственном действии, о применении технических средств. Более того, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает участие специалиста, который, используя свои специальные знания и навыки, будет оказывать помощь в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств с помощью технических средств.

Деятельность по производству, а также приобретение, хранение, распространение и продажа специальной техники охраняется и посредством регулирования иными законами и постановлениями помимо обозначенных выше. Так, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» к таковой относит деятельность по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. В частности, ст. 12 указанного закона устанавливает перечень видов деятельности, на которые требуются лицензия: разработка, производство, распространение шифровальных средств; разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; деятельность по выявлению электронных устройств,

предназначенных для негласного получения информации; разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации; деятельность по технической защите конфиденциальной информации; разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия.

Ограничению незаконного использования специальной техники способствует постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Ввоз и вывоз специальных технических средств регулируется постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о ввозе

в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию».

Резюмируя вышесказанное, следует утверждать, что необходим всесторонний охват деятельности по использованию специальной техники со стороны законодателя и в дальнейшем. Применение специальной техники в деятельности сотрудников УИС видится актуальным решением по борьбе с нарушениями установленного порядка отбывания наказания осужденными. Прогрессивные способы надзора, охраны и обеспечения безопасности в исправительных учреждениях нельзя представить без всестороннего применения различного рода специальной техники.

Литература

1. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы (январь-июнь 2018 г.) : информационно-аналитический сборник / ФКУ НИИИТ ФСИН России. — Тверь, 2018.

2. Ткаченко, Н. И., Епифанов, С. С., Лядов, Э. В. Правовые и организационные аспекты применения специальных, криминалистических технических средств и методов в раскрытии, расследовании и предупреждении побегов из мест лишения свободы : монография. — Рязань: Академия ФСИН России, 2011.

4. Лаврентьев, А. Р., Федосин, А. С. Правовое регулирование ответственности за нарушение законодательства в сфере оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации // Информационное право. — 2012. — № 2.

Сведения об авторах

Филипьев Роман Анатольевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки, кандидат технических наук. E-mail: Filipiev@live.ru Александров Андрей Станиславович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, кандидат юридических наук. E-mail:

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 343.81

О. А. Алфимова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИЗО КАК УЧРЕЖДЕНИЯ, ИСПОЛНЯЮЩЕГО НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В статье освещается правовая регламентация статуса СИЗО и его места в системе исправительных учреждений. До настоящего времени законодательство не вполне последовательно определяет роль СИЗО в силу некоторой рассогласованности его норм. На сегодняшний день ни в одной статье Общей части УК РФ не закреплена возможность отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными в СИЗО УИС.

В то же время согласно УИК РФ СИЗО — учреждение, которое выполняет функции исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы в отношении оставленных там осужденных, что нашло свое отражение сразу в нескольких статьях указанного закона: ч. 9 ст. 16 «Учреждения и органы, исполняющие

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

знать

  • • понятие, классификацию и правовые основы применения специальных средств;
  • • снования и запреты применения специальных средств;
  • • основные положения топографической подготовки;
  • • тактику действий сотрудников полиции при угрозе взрыва или в условиях его совершения;
  • • классификацию массовых мероприятий;

уметь

  • • правильно применять специальную технику;
  • • ориентироваться на местности с помощью карты, компаса, по небесным телам и местным предметам;

владеть

  • • навыками работы с нормативными правовыми актами, в том числе ведомственными ;
  • • навыками применения специальной техники;
  • • навыками поведения в условиях готовящегося и совершенного взрыва, во время массовых мероприятий.

Общая характеристика специальных средств

Впервые термин «специальные средства» стал использоваться в законодательных актах СССР в 1978 г.

Специальные средства — комплекс механических, химических, электрических и светозвуковых устройств, используемых сотрудниками правоохранительных органов и специальных служб для оказания психофизического, травматического и сдерживающего действия на правонарушителя, временного вывода его из строя, а также армейским спецназом для захвата противника живым.

В литературе может встречаться иное название данных средств: «специальные средства нелетального действия».

Специальные средства используются правоохранительными органами в целях:

  • • задержания правонарушителей;
  • • пресечения с их стороны активного сопротивления;
  • • освобождения заложников;
  • • пресечения и ликвидации групповых хулиганских проявлений и массовых беспорядков;
  • • принудительной остановки транспорта;
  • • преодоления препятствий и разрушения преград.

Специальные средства, состоящие на вооружении правоохранительных органов, можно условно разделить на три группы:

  • 1) оружие несмертельного действия, применяемое в отношении человека или материальных объектов;
  • 2) иные технические средства;
  • 3) служебные животные.

Особое значение имеют специальные средства, применяемые в отношении человека. По характеру воздействия на правонарушителя различают специальные средства:

По характеру воздействия на правонарушителя (противника) специальные средства имеют отдельные общие признаки с оружием летального действия, но крайне важно различать эти понятия.

Специальные средства отличаются от летального оружия по преследуемым целям (желаемому результату), интенсивности применения и размеру причиняемого вреда. Основной целью применения оружия являются физическое уничтожение противника либо причинение ему такого вреда, который на длительное время выведет его из строя. Применение спецсредств преследует цель кратковременного выведения противника из строя без причинения серьезного вреда с обязательным сохранением жизни. Таким образом, специальные средства ни при каких обстоятельствах не могут быть отнесены к оружию.

Устройства и предметы, классифицируемые как оружие, используемые в органах внутренних дел, национальной гвардии, войсковых частях, частных охранных предприятиях, в других организациях и учреждениях, подлежат обязательному внесению в опись, книгу номерного учета и закрепления оружия согласно своему индексу.

Ответственность за несанкционированное гражданское хранение либо ношение оружия влечет за собой уголовную ответственность, спецсредств — административную.

Оружие подлежит обязательному закреплению за сотрудником. От организации, учреждения либо частного лица, владеющего оружием, требуется оборудование специального закрытого хранилища. Специальные средства могут храниться без каких-либо серьезных ограничений в любом недоступном для детей месте, за исключением случаев, которые противоречат техническим условиям конкретного специального средства (например, не следует хранить аэрозоли в холодильнике).

Для личной защиты граждан от противоправных посягательств законодательство разрешает хранение, ношение и использование таких специальных средств гражданского образца, как пистолеты для отстрела патронов травматического действия, газовые пистолеты, аэрозольные баллоны со средствами раздражающего действия, электрошоковые устройства. Основанием применения таких специальных средств являются условия, при которых несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию (правоохранителей) обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, а также для охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

К иным техническим средствам, применяемым в отношении материальных объектов, а не человека, относятся средства принудительной остановки транспорта и средства разрушения преград. Воздействие таких средств не преследует цели нанесения каких-либо повреждений человеку, хотя в отдельных случаях это может произойти.

Согласно ст. 21 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в целях:

  • 1) отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
  • 2) пресечения преступления или административного правонарушения;
  • 3) пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  • 4) задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  • 5) задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
  • 6) доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
  • 7) освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  • 8) пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
  • 9) остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
  • 10) выявления лиц, совершающих либо совершивших преступления или административные правонарушения;
  • 11) защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

  • • палки специальные;
  • • специальные газовые средства;
  • • средства ограничения подвижности;
  • • специальные окрашивающие и маркирующие средства;
  • • электрошоковые устройства;
  • • светошоковые устройства;
  • • служебных животных;
  • • световые и акустические специальные средства;
  • • средства принудительной остановки транспорта;
  • • средства сковывания движения;
  • • водометы;
  • • бронемашины;
  • • средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
  • • средства разрушения преград.

Конкретный перечень принятых на снабжение правоохранительных органов специальных средств устанавливается Правительством РФ. Не допускается принятие на вооружение специальных средств, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

Добавить комментарий