Особенности правового общества

Хозяйственные товарищества и общества – коммерческие организации – профессиональные участники гражданского оборота, именно они воплощают в себе в наибольшей мере сущность юридического лица.

Эти организации играют наиболее важную роль в развитии предпринимательства. В зарубежных странах такие организации обычно называют » торговые товарищества». Законодатель разделяет их на два вида, следуя мировой практике: объединения лиц (товарищества) и объединения капиталов (общества). К первым относятся полное товарищество и товарищество на вере. Ко второму – акционерные общества и общества с ограниченной и дополнительной ответственностью.

Правовое положение этих организаций детально регулируется, поскольку законодатель закрепляет общие признаки организаций – хозяйственных обществ и товариществ, а потом определяет особенности правового положения каждой организационно-правовой формы. Кроме этого, приняты специальные законы, посвященные особенностям правового статуса обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Согласно ст. 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом.

Хозяйственные товарищества – это договорные объединения нескольких лиц, создаваемые для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Деятельность таких организаций регулируется ГК РФ.

Учредительным документом хозяйственного товарищества является учредительный договор, который представляет собой документ, подписываемый всеми участниками (полными товарищами). Вклады учредителей (участников) хозяйственного товарищества образуют складочный капитал, разделенный на доли определенных размеров.

Согласно действующему законодательству хозяйственные товарищества могут создаваться в двух формах – полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное, смешанное товарищество).

Полное товарищество представляет собой товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Участники полного товарищества несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом.

Товарищество на вере – это хозяйственное товарищество, в котором наряду с полными товарищами есть один или несколько участников (вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществляемой товарищами предпринимательской деятельности. Полные же товарищи несут ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (как в полном товариществе).


Хозяйственные общества представляют собой коммерческие организации, которые создаются одним или несколькими лицами путем объединения (обособления) их имущества для ведения предпринимательской деятельности. Именно эти организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности выступают как самое законченное, последовательное воплощение института юридического лица. «Некоторые буржуазные авторы доходят до отождествления юридического лица и акционерного общества».

Хозяйственные общества в соответствии с действующим законодательством могут создаваться в форме обществ ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью и акционерных обществ. Кроме того, ГК РФ предусматривает и две производные формы хозяйственных обществ – дочерние и зависимые общества.

Деятельность хозяйственных обществ, помимо ГК РФ, регулируется специальными федеральными законами об отдельных видах хозяйственных обществ. В частности, это Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральный закон «Об акционерных обществах». Кроме того, созданию и деятельности отдельных видов акционерных обществ посвящены Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» и Федеральный закон «Об инвестиционных фондах».

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой хозяйственное общество, учреждаемое одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных размеров. Число участников в таком обществе не может превышать 50, в противном случае общество в течение одного года либо должно быть преобразовано в акционерное общество, либо ликвидировано.


Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью состоит из стоимости вкладов участников общества и определяет минимальный размер имущества такого общества, который гарантирует интересы его кредиторов. Закон предусматривает минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, который должен быть не менее 10000 рублей. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам общества, а риск убытков, связанных с деятельностью общества, несут в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

С 1 июля 2009 года вступили в силу изменения в ГК РФ и в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». Наиболее важными нововведениями являются следующие: 1) единственным учредительным документом общества является устав; 2) выход участника из общества без согласия других участников возможен только в случае, если это предусмотрено уставом общества; 3) выход единственного или последнего участника из общества не допускается; 4) по общему правилу сделка, направленная на отчуждение доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, подлежит нотариальному удостоверению; 5) участники общества вправе заключать договор об осуществлении прав участников общества.

Общество с дополнительной ответственностью представляет собой хозяйственное общество, учреждаемое одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных размеров, участники которого несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к стоимости их вкладов в уставный капитал общества.

В Концепции развития гражданского законодательства РФ отмечается нецелесообразность сохранения в гражданском законодательстве обществ с дополнительной ответственностью, поскольку их правовой статус практически полностью определяется положениями законодательства об обществах с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество – хозяйственное общество, созданное одним или несколькими лицами, которые не отвечают по обязательствам общества, а уставный капитал общества разделен на равные доли, права на которые удостоверены ценными бумагами – акциями.

Учредители акционерного общества заключают между собой договор (который не является учредительным договором), в котором определяю порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, и иные условия, предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах». Единственным учредительным документом акционерного общества является его устав, утверждаемый учредителями общества.

Уставный капитал акционерного общества составляется из именных акций с определенной номинальной стоимостью, приобретенных акционерами общества. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций должна быть одинаковой, а привилегированных акций может быть различной.

Законодатель предусматривает возможность создания акционерных обществ двух типов – открытого и закрытого.

Участники открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции другим лицам без согласия на то других акционеров общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу после полной оплаты уставного капитала общества. Число акционеров не ограничено. Минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества установлен законом равным 100000 рублей.

В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не может проводить открытую подписку на свои акции или другим образом предлагать свои акции для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров в закрытом акционерном обществе не должно превышать 50, в противном случае общество должно быть в течение одного года либо преобразовано в открытое акционерное общество, либо ликвидировано. Минимальный размер уставного капитала закрытого акционерного общества установлен законом равным 10000 рублей. Согласно Проекту изменений в ГК РФ типы акционерных обществ не выделяются (открытие и закрытые). Однако ст. 97 Проекта изменений в ГК РФ устанавливает особенности правового положения публичного акционерного общества, которыми признаются акционерные общества с момента государственной регистрации проспекта их акций, подлежащих размещению среди неограниченного круга лиц по открытой подписке.

Российские акционерные общества – это преимущественно общества, возникшие в результате приватизации государственного имущества. В российских условиях акционерные общества хотя и принесли некоторые положительные результаты в развитии рыночных отношений, характерные для стадии первоначального накопления капитала, не реализовали в сколько бы значительной мере те надежды, которые на них возлагались, а напротив, повлекли за собой некоторые негативные явления в экономике и социальной жизни.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», вошедший в оборот как «антирейдерский» закон, сделал попытку унификации законодательства о хозяйственных обществах в части урегулирования корпоративных споров, а именно права акционера (участника ООО) на оспаривание решений органов управления.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 380-ФЗ ввел в российское законодательство новую разновидность коммерческого юридического лица – хозяйственное партнерство, занимающее своего рода промежуточное положение между хозяйственным товариществом и обществом. Согласно п. 1 ст. 2 вышеуказанного закона хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством. Законодатель в данном определении подчеркивает, что в управлении деятельностью партнерства могут участвовать не только участники партнерства, но также и иные лица на основании специальных соглашений. Причем, правомочия по управлению партнерством лиц, не являющихся участниками партнерства, регулируется не нормами трудового, а гражданского права. Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона «О хозяйственных партнерствах» число участников партнерства не должно быть более пятидесяти. Поскольку деятельность партнерства носит рисковый характер, законом (п. 4 ст. 2) для них установлен запрет на выпуск эмиссионных ценных бумаг. Законодатель установил принцип ограниченной ответственности участников партнерствах (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О хозяйственных партнерствах»), что объединяет эти организации с хозяйственными обществами.

Хотелось бы обратить внимание на ст.86-1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство», которая введена Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 302 –ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и помещена в параграф 2 гл. 4 ГК РФ после норм о товариществе на вере и перед нормами об обществах с ограниченной ответственностью. По определению крестьянское фермерское хозяйство – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Понятие правового общества и перспективы его формирования в России

Что же представляет собой правовое общество и каковы его характерные черты? Под правовым обществом можно понимать такое общество, в котором реализован принцип верховенства права, т.е. все субъекты подчиняются праву не по принуждению, а по убеждению, существующая же в обществе правовая реальность позволяет им беспрепятственно выражать свое мнение, принимать собственные решения, чувствовать себя самостоятельными и не зависящими от воли государства.

Возможность создания такого общества предполагает наличие двух условий: институционального и неинституционального.

Институциональным условием формирования правового общества выступает развитое гражданское общество и устоявшееся правовое государство, а неинституциональным — преобладание в обществе личностей-граждан с развитым правосознанием, являющихся реальными субъектами правоотношений данного общества.

Известно, что хотя право как социальный регулятор возникает давно, однако служить личности, ее самореализации оно начинает лишь в условиях формирующегося гражданского общества. Поэтому правовое общество также можно представить в качестве идеального типа, раскрывающего определенный аспект гражданского общества, способ его бытия или, используя подход И. Канта, как «гражданское состояние, рассматриваемое только как состояние правовое».

Таким образом, гражданское общество и правовое государство представляют собой взаимопредполагающие и взаимодополняющие стороны (динамическую и статическую) правового общества. В этом обществе спонтанное и рациональное начало, свобода и порядок уравновешены и подчинение универсальным нормам организовано таким образом, что не только не подавляет, а наоборот, способствует проявлению самостоятельности и независимости человека, развитию его индивидуальности.

В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается демократическим, федеративным, правовым, социальным государством с республиканской формой правления (статьи 1, 7 Конституции). Другими словами, предполагается сформировать правовое общество, для которого характерны: политический плюрализм, разделение власти, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Вместе с тем, необходимо признать, что на пути его формирования лежит множество проблем, которые в значительной степени затрудняют и замедляют этот процесс. Успешное формирование правового общества невозможно без создания реальных условий для данного процесса.

К таким условиям относятся: достижение высокого уровня политического и правового сознания людей; гуманизация человеческих отношений; создание и развитие альтернативных по отношению к государству общественных структур (культурных, научных, религиозных и т.д.) с целью расширения сферы прямой демократии, введение «диалоговых процедур» для выработки согласованных решений; ограничение вмешательства государства в сферу экономики; проведение правовой реформы с целью создания единого, внутренне непротиворечивого законодательства и ряд других.

Философские проблемы правотворчества и правоприменения в посттоталитарном обществе. Правотворчество и правоприменение в переходном обществе представляют собой одну из сложнейших проблем, стоящих перед учеными-правоведами и юристами-практиками России, других постсоветских стран и поэтому требуют глубокого философско-правового анализа. Не случайно Гегель писал: «Философия особенно нужна в те периоды, когда происходит переворот в политической жизни общества ибо мысль всегда предшествует деятельности и преобразует ее».

Проблемность и противоречивость правотворчества и правоприменения в посттоталитарном обществе имеют в своем основании несколько причин. Во-первых, сравнение правовых систем тоталитарного общества, для которого характерна господство государства над правом, политизация и идеологизация права, с правовыми системами демократического общества, в котором обеспечено верховенство права и приоритет прав человека, позволяет сделать вывод об их принципиальной несовместимости, а следовательно, невозможности перехода от одной правовой системы к другой непосредственно.

Поэтому все посттоталитарные страны, трансформирующиеся от тоталитаризма к демократии, закономерно проходят особый переходный период, в котором правовая реальность представляет собой комбинацию разрушающейся тоталитарной правовой системы и нарождающейся правовой системы демократического общества. Как правило, все основные характеристики этой переходной правовой реальности представляют собой комбинацию сущностных черт как тоталитарной правовой системы, так и демократической.

Так, например, новые правовые нормы в посттоталитарной правовой системе сталкиваются со старыми неправовыми нормами; тенденции авторитаризма в правотворчестве и правоприменении сосуществует с элементами анархии; тенденции конструирования с элементами саморазвития; принципы монизма с принципами плюрализма и т.д.

Во-вторых, особенностью правотворчества и правоприменения в посттоталитарном обществе является то, что они осуществляются в условиях хаоса или дезорганизации переходного общества и его правовой системы. Например, польский исследователь Я. Щепаньский, понимает дезорганизацию переходного общества и его правовой системы как совокупность социальных процессов, приводящих к тому, что «действия, отклоняющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимый предел, угрожая установленному течению процессов коллективной жизни.

Она заключается в дезинтеграции политико-правовых институтов, не выполняющих задач, для которых они созданы, ослаблении механизмов формального и неформального контроля, неустойчивости критериев оценок, появлении образцов поведения, противоречащих образцам, признанным допустимыми».

Можно согласиться с приведенными рассуждениями, что посттоталитарные социумы лишаются традиционных для тоталитарного общества политико-правовых институтов, а также ин-статутов статусно-ролевой социальной идентификации и попадают вследствие этого в состояние «хаоса», «дезорганизации» или, но выражению М. Мамардашвили, в состояние «жизни после смерти». В этих дезорганизованных посттоталитарных обществах социальные и правовые ценности, нормы, образцы поведения начинают ориентироваться на принципиально иную систему отсчета, нежели в стабильном обществе.

В таких условиях часть субъектов общества оказывается способной приспособиться к новым политико-правовым ценностям и нормам, получить новый социальный статус и место в формирующейся экономической и политической структуре. Другая часть не в состоянии или не желает принимать новые ценности, нормы, образцы поведения и пополняет слои маргиналов. Таким образом, в условиях быстрой, обвальной трансформации социума одни слои и группы нарождаются или получают приоритетное развитие, а другие теряют свою прежнюю роль.

В-третьих, для правотворчества и правоприменения в посттоталитарном обществе характерна амбивалентность (Э. Блейлер) правосознания людей, причины которой кроются в инертности сознания человека, неспособности его сразу освободиться от отжившей системы ценностно-правовых установок тоталитаризма, которая может декларативно отвергаться личностью, но продолжает существовать на уровне подсознания, определяя миропонимание человека, его ценности, интересы, поступки.

Так, например, в переходных обществах проблема легитимации процедур разрешения противоречий и конфликтов стоит наиболее остро. Старые правовые нормы и правила урегулирования конфликтов утратили свою легитимность, а новые правовые нормы еще не установились, не стали стереотипными. Поэтому любые действия власти по разрешению острых социальных противоречий, как правило, встречают в обществе резкую критику.

Например, неприменение высшей меры уголовного наказания против убийц и насильников расценивается в обществе как мягкотелость и нежелание бороться с тяжкими преступлениями, а применение — как жестокость, нарушение принципов гуманизма, норм международного права. Достаточно часто носителями этих взаимоисключающих точек зрения могут выступать одни и те же личности.

Трудный путь современных посттоталитарных государств к правовому обществу усугублен и осложнен также целым рядом негативных факторов, унаследованных от прошлого, таких как многовековые традиции деспотизма и крепостничества, всесилия власти и бесправия населения, правовой нигилизм, отсутствие сколько-нибудь значимого опыта свободы, права и самоуправления, демократии, конституционализма, политической и правовой культуры, подчиненное положение общества в его отношениях с ничем не ограниченной и бесконтрольной властью и т.д.

К современным негативным факторам можно отнести: отсутствие действенного механизма реализации новых правовых норм, необходимого количества подготовленных правоведов для осуществления правовой реформы, преобладание в ряде случаев в ходе ее осуществления узковедомственных, клановых или даже криминальных интересов и ряд других. Все это осложняет и без того непростую ситуацию с проведением правовой реформы в посттоталитарных странах, препятствует цивилизованному правоприменению в их правовом поле.

Правовая реформа в посттоталитарном обществе. Вопрос о возможности осуществления правовой реформы в посттоталитарном обществе является в современной философии права дискуссионным. Ряд исследователей утверждает, что правовую систему тоталитарного общества можно реформировать, другие убеждены, что правовая система тоталитаризма не подлежит «реформации». В этом их убеждает уже называвшаяся принципиальная несовместимость правовых систем тоталитаризма и демократии.

По их мнению, необходимо не реформировать правовую систему тоталитаризма, а создавать или воссоздавать принципиально новую правовую систему. Иначе подобное «улучшение» на долгие годы инфицирует право переходного общества вирусами тоталитаризма. К сторонникам второй позиции относится и видный российский правовед С. Алексеев.

По его мнению, после «многих десятилетий коммунистического господства сама логика необходимых перемен требует не столько «реформ» в общепринятом их понимании (многие коммунистические фантомы вообще не поддаются такого рода реформированию), сколько в первую очередь восстановления нормальных, естественных условий и механизмов жизнедеятельности».

Однако такое разрушение «до основанья» государственных структур, «а затем» построение на их основе новых — очень сильно отдает нигилизмом, который в нашей стране уже имел место и оставил после себя печальную память. Истина, очевидно, лежит где-то посередине этих двух противоположных точек зрения: какие-то правовые институты, структуры, присущие только тоталитарному режиму и его политико-правовой системе, должны быть ликвидированы, а остальные реформированы, с сохранением всего положительного, что было создано в последние десятилетия существования советского общества, когда тоталитаризм в СССР видоизменился, приобрел более «мягкие», сглаженные формы.

Таким образом, правовая реформа в России, как и в других посттоталитарных странах, теоретически возможна и она уже проводится на практике (со всеми ее плюсами и минусами). Реформирование правовой системы на демократических началах означает проведение комплексной государственно-правовой реформы, включающей реформирование законодательной, исполнительной и судебной власти.

Хозяйственные общества — предприятия или другие субъекты хозяйствования, созданные юридическими лицами или гражданами путем объединения их имущества и участия в предпринимательской деятельности общества с целью получения прибыли.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью.

Основные виды – это акционерные общества, как открытые, так и закрытие, общества с ограниченной ответственностью и его разновидность – общество с дополнительной ответственностью.

Хозяйственные обществ – это исключительно уставные объединения.

Называют их объединение капиталов. Участники ХО могут обладать любым статусом: это могут быть граждане, юридические лица (коммерческие и некоммерческие), публично-правовые субъекты.

Хозяйственное общество может функционировать и создаваться при наличии только одного участника. . Особенности:

— основным учредительным документом хозяйственных обществ является устав;

— участники хозяйственных обществ не обязаны предпринимать участие в предпринимательской деятельности своих организаций;

— любое хозяйственное общество требует наличие внутренней структуры, в то время как для хозяйственных товариществ это необязательно;

— уставный капитал хозяйственного общества является основной гарантией прав его кредиторов, а это значит, что если ХО не в состоянии отвечать по своим обязательствам (несостоятельность), его участники не несут субсидиарной ответственности, за исключением обществ с дополнительной ответственностью (ОДО); поэтому в этом случае они ликвидируются по основанию банкротства.

Общество с ограниченной ответственностью — это учрежденное одним или несколькими лицами общество, учредительный капитал которого разделен на доли определенных учредительными докуменатми размеров..

Права и обязанности участников общества с ограниченной ответственностью определяются в учредительном договоре и уставе

Общество с дополнительной ответственностью — признается общество, участники кот. солидарно несут отв-ность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

Такая ответственность наступает лишь в субсидиарном порядке. В остальном статус этого хозяйственного общества аналогичен статусу общества с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 95ГК).

Следовательно, данная организационно-правовая форма отличается от конструкции общества с ограниченной ответственностью лишь наличием дополнительной ответственности участников общества по его долгам своим личным имуществом. Однако такая ответственность касается не всего имущества участников, а лишь его заранее определенной части, усмотренной учредительными документами общества (например, в трех- или пятикратном размере стоимости вклада в уставной капитал). В случае банкротства одного из участников его дополнительная ответственность распределяется между остальными участниками. Общая сумма дополнительных гарантий кредиторам общества остается неизменной. Таким образом, общество с дополнительной ответственностью занимает промежуточное положение между товариществами (с неограниченной ответственностью их участников) и обществами (исключающими ответственность участников).

Акционерным признается такое хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество одинаковых долей, выраженных ценными бумагами — акциями, а его участники не отвечают по долгам общества и несут лишь риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Основными признаками акционерного общества также как и в ООО являются разделение уставного капитала на доли и отсутствие ответственности участников по долгам общества. Отличия от ООО: уставный капитал АО оформляется акциями. Акции разрешено выпускать лишь АО. Участие акционера в обществе оформляется только акциями. Это делает участие в обществе анонимным. АО гарантировано от уменьшения своего имущества вследствие выхода из него участников, т.к. выход участника из общ-ва м.б. осуществлен только путем отчуждения акций др. лицу и он не может требовать от общ-ва никаких выплат, причитающихся на его долю. Открытые акционерные общества вправе продавать свои акции не только среди заранее определенного круга лиц, но и путем свободной продажи акций всем желающим. Акционеры открытых обществ вправе и сами свободно отчуждать принадлежащие им акции как другим акционерам, так и третьим лицам.

ЗАО могут распределять свои акции только между учредителями или иным заранее определенным кругом лиц. Следовательно, количество участников таких обществ изначально ограничено (не более 50). Кроме того, акционеры закрытого общества имеют право преимущественного приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Для закрытых акционерных обществ не установлено обязанности публичного ведения дел (за исключением случаев публичной продажи облигаций).

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут быть полными и коммандитными.

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми его участниками.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. При этом каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам.

Коммандитным товариществом признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Положение полных товарищей, участвующих в коммандитном товариществе, и их ответственность по обязательствам товарищества определяются законодательством об участниках полного товарищества. Лицо может быть полным товарищем только в одном коммандитном товариществе. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в коммандитном товариществе. Полный товарищ в коммандитном товариществе не может быть участником полного товарищества.

Коммандитное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми полными товарищами. Управление деятельностью коммандитного товарищества осуществляется полными товарищами. Порядок управления и ведения дел такого товарищества его полными товарищами устанавливается ими в соответствии с законодательством о полном товариществе. Вкладчики не вправе участвовать в управлении делами коммандитного товарищества. Они могут выступать от его имени не иначе как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

К коммандитному товариществу применяется законодательство о полном товариществе, поскольку это не противоречит законодательству о коммандитном товариществе.

Хозяйственным обществом признается коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников.

Хозяйственное общество:

имеет в собственности обособленное имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности;

несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его уставе, а также предмету деятельности, если он указан в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, хозяйственное общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии);

приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и уставом;

в соответствии с законодательством может создавать юридические лица, а также входить в состав юридических лиц (например, входить в состав концерна, создавать унитарные предприятия и пр.);

в соответствии с законодательными актами может участвовать в создании финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, холдингов в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах, холдингах, а также входить в их состав.

Законодательно установлено три вида хозяйственных обществ: общества с ограниченной ответственность, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества (открытые и закрытые).

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников таких обществ не может превышать пятидесяти. Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является устав, утвержденный его учредителями.

Обществом с дополнительной ответственностью признается хозяйственное общество с числом участников не более пятидесяти, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых уставом общества, но не менее размера, установленного законодательными актами, пропорционально вкладам этих участников в уставном фонде общества с дополнительной ответственностью (Декретом № 1 такой предел установлен в размере не менее 50 базовых величин). По общему правилу к обществу с дополнительной ответственностью применяется законодательство об обществе с ограниченной ответственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено законодательными актами.

ГК отдельно выделяет дочерние и зависимые хозяйственные общества, которые не представляют собой отдельный вид организационно-правовой формы коммерческих юридических лиц. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном фонде, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое хозяйственное общество имеет долю в уставном фонде (акции) этого общества в размере, соответствующем двадцати и более процентам голосов от общего количества голосов, которыми оно может пользоваться на общем собрании участников такого общества.

Правовое положение хозяйственных обществ определяется нормами ГК, Декретом № 1, Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 г. N 2020-XII «О хозяйственных обществах», специальным законодательством о ценных бумагах (например, Закон Республики Беларусь от 12.03.1992 г. N 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах»), другими нормативными правовыми актами.

Акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, имеющих одинаковую номинальную стоимость. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Уставный фонд акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым.

Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную их продажу на условиях, устанавливаемых законодательством о ценных бумагах.

Акция является бессрочной эмиссионной ценной бумагой, свидетельствующей о вкладе в уставный фонд акционерного общества и удостоверяющей в соответствии с законодательством и уставом акционерного общества права ее владельца на участие в управлении этим обществом, получение части его прибыли в виде дивидендов и части имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, или его стоимости в случае ликвидации акционерного общества.

Число акционеров открытого акционерного общества не ограничено.

Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции только с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти. В противном случае оно подлежит реорганизации в течение одного года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до пятидесяти.

Для таких хозяйственных общества законодательно установлен минимальный размер уставных фондов: 100 базовых величин — для закрытых акционерных обществ; 400 базовых величин — для открытых акционерных обществ (Декрет № 1).

Следует отметить, что согласно ст. 17 Закона Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. N 56-З «Об аудиторской деятельности» для акционерных обществ, обязанных согласно законодательству Республики Беларусь публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Добавить комментарий