Отмена баскачества

В 1327 г. он подавил с помощью монголов вспыхнувшее в Твери восстание и получил ярлык на великое княжение. Калита добился отмены системы баскачества и стал сам собирать дань, что способствовало его обогащению. Это, в свою очередь, способствовало скупке ряда земель за пределами Московской земли. При Калите митрополит окончательно обосновался в Москве, то есть она стала религиозным центром. Иван Калита активно стремился к подавлению вечевой деятельности не только у себя, но и в соседних землях.

Духовная Ивана Калиты – первый из дошедших до нас документов такого рода – интереснейший памятник, многое говорит о силе и богатстве Московской земли после Калиты. Мог уже Калита и по своему усмотрению распорядиться княжеским столом. Он передал его своему сыну Симеону Ивановичу Гордому (1340-1353), который продолжал политику отца.

Правление Дмитрия Донского (1359-1389)

При нем в 1367 г построен белокаменный Кремль в Москве. Отразил нападения на Москву Литовского князя Ольгерда в 1368 г. и 1370 г. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на реке Вожжа (1378). В Куликовской битве (1380) (верховья Дона) князь Дмитрий проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В его княжение Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение своему старшему сыну Василию I (составил завещание) без санкций Золотой Орды «как отчину», что свидетельствовало об укреплении позиций московской династии князей.

Огромно влияние победы на Куликовском поле на всю последующую историю Руси как политическую, так и социально-психологическую, ведь миф о непобедимости монголов был разрушен, формирующаяся великорусская народность обрела более четкие ориентиры, воспряла духом.

История русских контактов с районами Северной Норвегии уходит своими корнями в XIII век. Территория современной губернии Финнмарк, на которой жили саамы, привлекала как норвежских королей, так и князей Новгородской республики. В 1252 году Александр Невский направил в Трондхейм посольство, чтобы заключить договор о мире и разграничении территорий на севере. По этому договору русские и норвежцы совместно осуществляли контроль над землями Кольского полуострова.

Последующие столетия были отмечены в большинстве случаев мирными контактами между двумя народами. Норвежцы в 1307 году построили крепость Варде , ставшую их форпостом в землях Финнмарка. В свою очередь, русские развили интенсивную деятельность по обращению части саамов в православие.
Интересы шведов, норвежцев и русских столкнулись к началу XIII века при освоении Кольского полуострова и Карелии. Кроме этого здесь уже проживали представители автохтонных финно-угорских народов, не имевших чётких государственных образований — финны, карелы, саамы . Поэтому появилась острая необходимость разграничения если не территорий, то хотя бы географических сфер влияния.

Договор был подписан 11 июня 1326 года в Великом Новгороде. Договор теоретически подтвердил законность границы, установленной ещё при Александре Невском в 1251 году, которая к тому времени нередко нарушалась норвежскими викингами, стремившимися к богатым рыбным промыслам в восточных регионах Баренцева моря.

Стороны договорились о свободе торговли для купцов обеих стран, Норвегии (тогда часть Шведского королевства) и Новгородской республики. Договор был подписан от имени норвежского короля Магнуса VIII членом королевского совета Хоконом Эгмундарсоном, от Великого Новгорода договор подписали архиепископ Моисей, посадник Варфоломей Юрьевич и тысяцкий Остафий Дворянинец.

«Посол великого государя Магнуса, короля Норвегии, Швеции и Готов, именуемый Гакон, установил мир со стороны всего королевства Норвегии с епископом новгородским, по имени Моисеем, и с посадником Олфромеем, и с тысяцким Остафием, и с новгородцами, всеми и каждым, как бывало прежде между нашими предшественниками. Где простирается земля короля Норвегии и вода его, там норвежцы могут проходить, жить и признавать своей землю и воду, согласно древнему установлению, означению либо рубежу земли. Также, если норвежцы в течение последних лет перешли древнее означение или рубеж земель, то должны оставить и отдать русским их землю, по крестному целованию. Также, новгородцы не должны переходить древнее означение и рубеж земель, по крестному целованию, а если перешли, должны точно так же отдать норвежцам их землю. Также, когда придут послы из Новгорода к королю Норвегии, они должны делить земли согласно древним означениям и рубежам, по крестному целованию, сообразно тому, чем каждый, считается, владеет. Этот раздел земли поручаем богу и королю Норвегии, чтобы делил, как пожелает, по своей совести. Также, за обиды, какие норвежцы причинили новгородцам на земле либо на воде, либо убийствами либо иными обидами, новгородцы не должны мстить, ни припоминать о них; и если новгородцы причинили какой-либо ущерб норвежцам, то и норвежцы точно так же не должны напоминать. Также, если норвежцы переходят меру и рубеж земель, желая сделать зло, и если, наоборот, новгородцы переходят рубеж земель, со своей земли на норвежскую, чтобы сделать зло, то таковые, желающие таким образом сделать зло, должны быть схвачены и наказаны, по крестному целованию, без нарушения мира. Также, гости из Норвегии должны иметь проезд к Новгороду и Заволочью без всякого препятствия, и, наоборот, гости из Новгорода и Заволочья должны иметь проезд в Норвегию без всякого препятствия. Также, мир этот установлен и утвержден на 10 лет и на этом мире целовали крест вышесказанные посадник и тысяцкий со стороны всех новгородцев. Также, Гакон, вышесказанный посол, целовал крест на этом мире со стороны короля Норвегии и всего королевства Норвегии. При заключении этого мира был Вернекин толмач. И каков новгородцы заключили мир с норвежцами, в том же мире быть и заволочанам. Также, всякого, кто нарушит это крестное целование, пусть судит и накажет бог. Чтобы этот мир прочнее длился в течение выше установленных, лет, к настоящей привешены печати вышесказанных лиц, то есть епископа, посадника и тысяцкого. Дано и совершено в Новгороде в год господень 1326, за три дня до июньских нон».
(1326 г. июня 3. — Договорная грамота Новгорода с Норвегией о мире; Бутков, сс. 327—340; Бахрушин, с. 75; Sverges traktater, pp. 504—50)
Редкий случай в истории — этот договор соблюдался значительно дольше срока его действия. Исключением за первые полвека стал набег русских в отместку за нападение шведов в 1349 году (тогда Швецией и Норвегией правил один король, и русские не делали различия между ними).

В эти дни 780 лет назад монголо-татарское войско завершило штурм Владимира, столицы Северо-Восточной Руси. Впереди был разгром Батыем владимирских ратей на Сити, поход на Запад (монголо-татары дошли до Адриатики. Разбив по пути поляков, венгров и т. д.). Очень многое в отношениях Руси и Орды остается предметом увлеченных споров историков. Одна из загадок того времени — баскаки, ханские наместники в русских княжествах.

Уже в наше время, в 2005 году, во Владимире, в районе дома № 2 на улице Гагарина (там сейчас «Макдоналдс» и торговый центр), археологи обнаружили признаки сгоревшей богатой татарской городской семейной усадьбы. Ее датировали примерно XIV веком. Почему татарской? Потому что предметы, найденные при раскопках, не использовались местными русскими жителями.

На таких скудных данных выстроилось предположение, что это была усадьба баскака, ханского наместника. Но чем конкретно занимались баскаки на Руси?

Казалось бы, это давно изученный вопрос. Всем известна картина художника Иванова «Баскаки», написанная в 1908 году. Типичный восточный деспот восседает посреди села на коне, а перед ним местные разложили дань в виде всяких припасов и рабов.

Но не все так просто. Археологические находки можно пересчитать по пальцам, как и упоминания баскаков в летописях и актовых источниках.

Точно одно — баскаки на Руси были.

Баскак — тюркское слово. Буквальных значений у него несколько. Одни переводят его как «чиновник, ставивший печать на документы». Другой перевод — «охранитель», «опекун», «ханский наместник» и даже «защитник». Есть и монгольское слово с аналогичным смыслом — даруга. Но его переводят как «правитель». Такие должности встречаются в других завоеванных монголами землях: в Средней Азии, Иране, Закавказье. Но не на Руси.

Кого, от кого и что мог защищать баскак во Владимире? Каков был его функционал?

До сих пор в трудах по истории ордынского владычества на Руси и в энциклопедиях можно встретить версию влиятельного советского историка Арсения Насонова. Он считал, что баскаки были монгольскими военачальниками, которые командовали отрядами, набранными из населения завоеванной страны.

По версии Насонова, дислоцировались эти отряды в местах, которые и сегодня сохранили в своем названии слово «баскак» (а таких мест немало в Центральной России). Насонов считал, что баскаческие отряды были поставлены в Муромской, Рязанской и Суздальской землях.

Вот например, есть село Баскаки и у нас в области, в Суздальском районе. Может, и там стоял баскаческий отряд?

Другие историки указывают на то, что в летописях действия баскаческих отрядов почти не описаны, даже тогда, когда происходили антиордынские восстания. Лишь в одном случае (из него и исходил Насонов) летописцы прямо упоминают отряд курского баскака Ахмата. Но числом всего 32 человека. Отряд охранял братьев Ахмата. В том же летописном эпизоде этот отряд был легко разбит местным русским князем. Три десятка воинов для контроля над большой территорией — маловато будет. Скорее, просто эскорт при перемещении по стране.

Слово «баскаки» в названиях сел могли остаться потому, что им там принадлежали земли. Тот же курский баскак Ахмат имел слободы, население которых порой разоряло земли соседних князей.

Но военные ли это были станы? Когда местные князья с разрешения одного из ордынских ханов захватили эти слободы и «распустили», часть своего народа они вывели к себе. То есть «Ахматовы слободы» были скорее поселениями торгово-ремесленного люда, сбегавшегося под защиту баскака. Есть такая версия историка Вадима Каргалова.

Много споров и о том, какое отношение баскаки имели к сбору дани. То, что имели — бесспорно. В ярлыке хана Менгу-Тимура от 1267 года, который был выдан православному духовенству как документ об освобождении от налогов, четко сказано: «от попов и от чернецов ни дани, ни иного чего ни хотять ни възмуть баскаци, княжи писци, поплужники, таможници…».

По летописям видно, что баскаки появляются на Руси только спустя несколько десятков лет после Батыева нашествия. Поначалу сбор дани (налогов того вреемни) завоеватели отдали на откуп купцам-бесерменам (отсюда — слово «бусурманы»). Но «перегибы на местах» привели к восстаниям, и в 1262 году бесерменов из русских городов изгнали. А некоторых и «избили».

Обеспечивать сбор дани (налогов) должны были и русские князья. Появление же баскаков связывают с двумя событиями. Первое — перепись населения для точного «налогообложения», которую проводили примерно в 1257 году специальные «численники». Вот, вероятно, перепись и организацию сбора дани как раз контролировали баскаки. Но для непосредственного сбора подати у монголо-татар были другие категории чиновников.

Есть версия, что со сбором дани стало туго после того, как в 1263 году умер великий князь Александр Ярославич (Невский), который имел прекрасное реноме в Орде и четко соблюдал вассально-даннические отношения с ханами. Может быть, его брат и преемник Ярослав Ярославич не смог обеспечить регулярное поступление ордынской дани? Вот тогда на Руси и появились баскаки, призванные наладить сбор дани?..

Но первое упоминание о баскаках относится к 1255 году — и в южных землях, где баскак действует вместе с киевским князем Федором при «скандальном» нападении его на кортеж новгородского владыки.

Нигде в летописях не написано, что баскаки сами собирали дань. И похоже, что ближе к реальности версия Каргалова, который считал, что баскаки держали в повиновении не всю Русь, а непосредственно князей (как вторые секретари ЦК союзных республик при СССР).

Чаще всего баскаки упоминаются при князьях (хотя самовольный курский баскак Ахмат со своими слободами, конфликтовавший с князьями, портит эту картину).

Сохранилось сообщение новгородской летописи, которое прославило в веках именно владимирского баскака. Может быть, того самого, который жил с семьей в найденной археологами усадьбе, в пяти минутах ходьбы от Успенского собора и княжеских хоромов…

Итак, под 1268 годом новгородская летопись упоминает о намерении Ярослава Ярославича в очередной раз воевать с немецкими рыцарями. Для этого он объявил сбор войск в Новгороде и «хотѣша ити къ Колываню», то есть — походом на город Таллин. При этом назван присутствовавший в то время в Новгороде «баскакъ великъ Володимерьскыи, именемъ Амраган».

Сколько версий наплодили историки и писатели из этой фразы! Что Амраган вместе с Ярославом был во главе войск, собирающихся против Ливонского ордена. Что он сам был там со своим войском (хотя в летописи об этом нет ни слова), поддерживая действия князя. Возникла дискуссия и вокруг выражения «великий баскак». Мол, если в стольном Владимире базировался великий баскак, то в других землях были менее значительные баскаки? И между ними была некая иерархия? Или Амрагана просто назвали великим потому, что он был спутником великого князя? Точных данных нет.

Но ясно — после середины XIV века баскаки больше не упоминаются в документах той поры. И здесь у нас, когда Иван Калита и последующие московские князья (и по-прежнему с ханскими ярлыками на великое княжение) полностью взяли под контроль сбор и уплату дани Орде, баскаки исчезли еще раньше. Их функции взяли на себя русские князья.

Баскаки оставили еще одну загадку. Она связана с посланиями митрополитов по поводу спора между Рязанской и Сарайской епархиями (в столице Орды Сарае был центр православной епархии) за Червленый Яр, это местность в Рязанской земле. Митрополит Алексий в 1356 году так начинал свое послание: «Благословенье Алексия, митрополита всея Руси, к всем крестьяном (христианам. — Прим. автора), обретающимся в пределе Червленого Яру, и по караулом возле Хопор, по Дону, попом и дьяконом, и к баскаком, и к сотником, и к бояром…». Баскаки перечисляются в этом ряду как русские сановники и христиане.

Историки в этом ничего удивительного не видят. Среди золотоордынских татар было много православных, равно как и представителей других религий.

…Баскаки ушли в историю, оставив нам и слово, и названия сел. Знатный русский род Зубовых гордо вел свою родословную от того самого Амрагана, который, получается, из Владимира.

Баскаки. Картина С. В. Иванова, 1909

Баска́к (тюркск.) — представитель монгольского хана в завоёванных землях. С тюркским термином «баскак» связаны и, вероятно, тождественны ему монгольский даругачи (даруга) и персидский шихнэ.

Этимология. Баскак/даругачи

Глагол bas- имеет значения: 1. давить; 2. ставить (печать); 3. подавлять, преодолевать; 4. нападать + аффикс действующего лица -qaq . По И. Н. Берёзину, и баскак и даруга имеют одно и то же значение — давитель (на печать) . Аналогичного мнения придерживался П. Пеллио: баскак — калька с монгольского, означает «чиновник, ставивший печать на документы» . А. А. Семёнов на основе сообщения Джувейни о баскаках Бухары считал, что значение термина — «охранитель», «опекун», «ханский наместник», и предполагал появление баскаков в домонгольское время.

Баскачество на Руси

Термин «баскак» в ярлыках золотоордынских ханов не употреблялся (единственный случай — ярлык Менгу-Тимура от 1267 г.), чиновника с его функциями называли «даруга» («дорога» в ярлыках Тюляка, Тайдулы).

На Руси баскачество сформировалось в 1250—1260-х годах. В каждое княжество назначался особый баскак. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Баскаки контролировали местные власти, в XIII—XIV веках собирали с русских земель дань Золотой Орде. Также баскаки вели учёт населения в завоёванных землях. В распоряжении баскаков могли быть большие вооружённые отряды для обеспечения своевременного сбора дани.

В 1262 году восстания против уплаты дани были в Суздале, Ярославле и Ростове. В 1327 году произошло Тверское восстание. Впоследствии баскаки превратились в послов Золотой Орды.

На Кавказе

Монгольского наместника в Иране и на Кавказе Аргун-ака армянский летописец Степанос Орбелян называет «баскаком и везирем» .

Примечания

Литература

Добавить комментарий