Покон это в древней Руси

Всё в мире развивается по определенным законам Миротворения, законам Прави, как их называли наши Предки. И есть те Законы – что наверху то и внизу – всюду жизнь проявляется единым принципом, и по Кону, проявлению этих знаний, все мы появились в мире Явном на Земле-Макоше.
Передавались эти знания по родам Православным, так как суть не может быть утеряна, ибо жизнь от того закончится. Иными словами, Кон – это код творения, который пребывает в ДНК и во всем Всемирье, и этот код творения, Кон, передавался из уст в уста по родам Славных для продолжения жизни на Земле. Это Веда первейшая и святость высочайшая, ибо передалась от первоисточника Праотцам нашим. Но знания эти до сего времени не открывались из-за духовного упадка рода человеческого.
Итак, Кон – это суть, код развития Всемирья, проявление Рода Всевышнего, и если мы хотим, чтобы жизнь творилась, и счастье пребывало, то нужно и жить По-Кону. (Кон – середина или центр, путь золотой середины, праведный путь). Сегодня же многие проживают по За-Кону (За-Коном), то есть не по Прави (Правде), а по Кривде, выходя за пределы праведного пути и испытывая на себе действие закона.
Покон – являет собой передачу знаний об истинной сути бытия, осознав которую, душа может вернуться в божественный мир Прави. Знания изложены в Карбах (закарбованы). Карбы – в данном случае – короткие словоизречения, в каждом из которых зашифрован один из принципов бытия, вселенских законов – законов Прави.
Целью духовного развития в Родной Православной Вере является ясное осознание законов Мироздания (законов Прави, Покона), что позволяет душе сотворить свой собственный мир, когда она достигнет наивысшего своего проявления.
Посему, поведать хотим мы Суть, основу всех основ, Покон Святой, поскольку в нем закарбована высочайшая истина Неба и Земли. И есть тех карбов 360, как дней в году (считалось ранее), и число это есть магическое и имеет значение сложное.
От веданья Кола того есть кола всякие: большие и меньшие, но полное коло суть 360. Каждый Карб Покона несет в себе ключ для понимания определённой грани бытия и мироздания, что на всех уровнях Всемирья проявляется. И нельзя сознанием одним только осознать Покон Святой, так как нужно через душу познавать, в практиках Священных Состояний пребывая и Колословом повторяя его. Открывает он душам мудрость высочайшую, с Богами в силе объединяет и Врата Ирия отворяет верно.
Покон Рода Всевышнего – вечная и непостижимо великая мудрость Веры-Веды Святой была передана Сварогом и Ладой праотцу Миру, родоначальнику рода человеческого 2 165 000 лет назад. Так тогда Небесные Родители наши большой милостью своей Дар Веданья и Исцеления людям ведающим передали, как Ведогонь Святой, дабы вечно горел Свет Рода Всевышнего в душах праведных и дабы мир создавать могли с Богами воедино. С того времени великого передача Покона и обучение Веде Прави, коя из него выходит, является сущностью Радения Сварожьего, цепи ученической преемственности и основой передачи знаний Божьих.
Через угасание Радения (духовного упадка) Сварог и Лада еще неоднократно к нам Спасов-Поконоколенников посылали, дабы они Покон утверждали и Дар Веданья усиливали. И чтоб знания эти не были утеряны, и Ведали потомки Рода Всевышнего путь истинный в Правь и имели силу наибольшую, с Богами Родными объединяясь, мир сотворять.

Мы поведаем вам о Спасах наших, кои знания великие – Покон Святой – сберегли и по прямой линии передавали из уст в уста: это Отец Богумир – 25 000 лет назад, Отец Даждьбо – 10 000 лет назад, Отец Рама – 7 500 лет назад, Отец Арий – 5 000 лет назад, Отец Колодий – 2 500 лет назад и Отец Мамай – 1 000 лет назад. Сие без учета ответвлений побочных.
Все они оставляли после себя учеников – рахманов, волхвов и ведунов. Эти ведающие люди из уст в уста передавали Покон и учили Вере и Веде Прави, знаниям Ведического Православия и умению Родосвет творить.
Дабы мы истинно ведали Покон Рода Всевышнего и силы Богов в себе проявляли, Спас Арий обет дал, коль потребность станет, будет приходить он в Явь к Роду Славных под именами разными, лишь бы Свет Божий в душах наших горел вечно. За то мы имеем Свет тот через Покон и Веду Прави Святую другим родам нести, кои в Мудрости Божьей нуждаются.
Далее цепь преемственности знаний ведется по Основоположным Учителям, волхвам-радетелям, кои были и вечно есть Первоволхвами Кола Радетелей и Верховными Волхвами Огнища Родового. Это Праотцы наши: Вольга-Волхв, Магур, Рамадар, Ярослав, Кришень, Сава-Тур, Осмомысл, Миробож, Всеволод, Богодар, Яснозор, Радогост, Велемудр, Святослав, Данимир, Савр, Вячеслав.

ИСТОРИЯ «НИТИ ПОКОНА»
Рождение древнеславянской традиции «Нить Покона» сокрыто в глубине прошедших тысячелетий. Потому предания традиции рассказывают о важнейших событиях Древности: о Северном рукотворном материке Боре-Ар, где жили в прошлом наши многомудрые Пращуры; о военно-магическом противостоянии волхвов-Ариев со жрецами-технократами Атлантиды; о походе Зороастра в Персию; об Иисусе Христе и многом другом.
Название традиции означает следующее. Нить — символизирует связь времен, а также Нити Судьбы-Рока, которые прядет богиня Макошь — одна из покровительниц традиции (наряду, кстати сказать, с богинями Живой, Мареной, Ладой и Лелей). Слово «Покон» имеет общий корень со словом «испокон», что означает «изначально». Если быть совсем точным, то Покон — это на древнем наречии «По+К+Он». По — означает «в соответствии», К — «по направлению», Он — «Творец Вселенной». Кон — это также место, где действуют законы Прави. Таким образом Покон — это то, что всегда сверяется с движением Живой Вселенной и всегда указывает точный и быстрый путь достижения славянином мира Прави, где находится Творец Вселенной.
В последние тысячелетия Нить Покона территориально была привязана к словенским землям, подвластным Новгородскому вече. Волхвы Нити Покона до принятия христианства князем Владимиром в 988 г н.э. находились в Новгороде, на Валдае, о.Валаам и т.д.
После крещения Руси одна часть волхвов ушла в лесные скиты, другая часть — стала христианскими священниками и монахами.
На сегодняшний день многие сведения из преданий Нити Покона так или иначе перекликаются с обнародованными преданиями Русской Северной традиции (Учение Замкнутого креста — подробнее в книге: Гиперборейская вера Русов. М.ФАИР-ПРЕСС.2003).
В настоящее время в связи с наступлением Эпохи Велеса волхвы Нити Покона опять вышли из тени и активно передают свое знание нынешним поколениям славян. Традиция проводит еженедельные занятия в Санкт-Петербурге, а кроме того выездные семинары в пригородах северной столицы и на о.Валаам в Ладожском озере.http://veles.ucoz.ru/publ/2-1-0-1

ПОКОН РОДА
Часть Весты, которая ведает вопросами продления Рода и общественного устройства именуется Покон Рода. Согласно последнему, славянин, познавший свой Рок-Судьбу (прошлые, нынешние и будущие воплощения своей Души) и живущий в соответствии с Поконом, становится Гоем, в противном же случае он — Изгой.
Мужчина-гой в традиции может стать воплощением одного из ликов Велеса — Медведь — хозяин леса (стихия Огня), Ворон (стихия Воздуха), Волос (стихия Воды) или Тур (стихия Земли). Более высокие уровни мужчины определяются волховскими посвящениями.
Женщина-гой в традиции может стать воплощением лика Макоши — Змея (стихия Воды), в котором проявлена вся женская суть. При этом женщина обязана подчиняться своему мужу, являющемуся для нее Солнцем в жизни. Последнее обстоятельство четко проявлено в таком действе, как ежедневное расчесывание косм жены мужем на вечерней зорьке с целью приобщения ее к Богам и обмену энергиями между супругами.
И только после этого женщина может стать Рысью — хозяйкой леса, а также берегиней и княгиней, равной своему супругу. На этой ступени женщина может быть жрицей и, кроме того, даже главой Рода.
Гой, как правило, обязан создать семью и продлить свой Род, родив и воспитав детей. Для рождения здоровых, светлых и мудрых детей мужчина и женщина могут использовать знания традиции «Нить Покона» аналогичные знаниям индийской Тантры и даосским любовным практикам.
В последние годы общественность озаботилось такой проблемой, как телегония. Наука утверждает, что во время первого полового контакта образ Рода первого мужчины записывается в полевой структуре девушки, оказывая влияние на формирование и развитие ее будущих детей, даже будучи рожденных от другого мужчины. Генетическое сходство детей с первым мужчиной всегда просматривается, как считают ученые.
Наука действительно права, как говорят волхвы Нити Покона, однако есть ряд «но», о которых следует сказать ввиду их особой важности в настоящее время.
Во-первых, еще в древние времена существовал обряд очищения девушки, подвергшейся насилию со стороны мужчины, от чужеродной информации. Обряд этот требовал больших энергозатрат, но волхвы проводили его, дабы вернуть изуроченной деве ее женскую долю.
Во-вторых, согласно Весте, сегодня в связи с серьезными переменами в социуме и Природе, телегония перестала быть неразрешимой проблемой для любящих друг друга мужчины и женщины. Ибо только любящий мужчина и может по-настоящему помочь в настоящем Мире избавиться любимой женщине от «наследия прошлого». Нить Покона владеет ключами знания, как быстро избавиться от этой «напасти», и воспитывать без всякой боязни именно своих детей, а не «того парня».
Славяне во все времена воспитываются с детства разносторонне так, чтобы иметь навыки на все случаи жизни! При помощи известных всем и каждому игр в детях раскрываются и всячески развиваются ловкость, целеустремленность, уверенность в себе, крепость Духа, а также смекалка. Впоследствии при достижении определенного возраста мальчик и девочка получают ключи — как пользоваться своими наработками в сложных жизненных ситуациях. Например, парням разъясняется, как правильно пользоваться ножом и топором не только по хозяйству, но и при обороне себя и своих близких; девицам — как правильно ухаживать за младенцами (после получения навыков в игре «дочки-матери») и т.д.
Покон Рода гласит, что среди славян-гоев существует четыре сословия: волхвы, воины, веси и ратаи.
Волхвы (Арии) — сословие служителей бога Велеса — жрецов Солнца и Луны, призванных Родом хранить Весту, а также передавать ее славянским родам в каждую космическую эпоху. При этом волхвы должны давать людям знание с учетом тех перемен, которые произошли со славянами и Природой со времени последней передачи знания (Весты). Являясь носителями внутреннего огня-АР, волхвы призваны снимать покровы Правды с Кривды, обнажая ее тем самым перед людьми, а также призваны поддерживать баланс сил в Мире Яви. В нынешнюю Эпоху волхвы стремятся жениться, ибо путь Духа через выполнение общественных обязанностей требует больших затрат духовных, душевных и телесных сил, а потому помощь жены-берегини, как правило жрицы, просто необходима!
Волховские знания «Нити Покона» передаются испокон веков на Руси устно — путем прямой передачи, т.е. от сердца учителя к сердцу ученика. Волхвом может стать только тот славянин, кто достойно прошел все испытания-Уроки и на деле показал могучую Силу своего Духа, чистоту Души и крепость Тела.
Волхвы передают свои знания также с помощью вырезанных рунических знаков на дощечках, которые являются не столько источником информации как таковой, сколько источником передачи волховского Духа. К таким дощечкам Дух волхва-резчика «привязывается» во времени, и он может напрямую передавать Весту читающему даже спустя многие века славянину. Потому ценны сами первоисточники волховского знания, а не их слепок в виде напечатанной сегодня книги, как это мы наблюдаем в случае с возвращенной славянам книгой Велеса (Слатин Н. Влескнига, Русский язык и Русская история. Омск. 2000).
Воины — сословие витязей (бояр) и богатырей, призванных Родом оборонять трудолюбивых мирных славян от внешних и внутренних угроз. Витязем становится славянин, прошедший воинскую подготовку от 1 месяца до 1 года под руководством волхва. В ходе подготовки будущий витязь проходит ряд посвящений.
Богатырем на Руси называется витязь, который является носителем Соборного Духа Руси, которого благословляют на данный подвиг совет волхвов (подобно Илье Муромцу) с целью отражения большой опасности, нависшей над славянами.
В нынешнюю Эпоху витязи стремятся жениться, ибо путь Меча через выполнение общественных обязанностей требует больших затрат духовных, душевных и телесных сил, а потому помощь жены-берегини просто необходима!
Веси — сословие ремесленников и купцов, призванных Родом заниматься творческим трудом, не связанным с сельским хозяйством. В остальном у них те же задачи, что и у ратаев. Они также как и ратаи идут ратниками в народное ополчение в случае нашествия иноземцев.
Ратаи (оратаи) — сословие крестьян, призванных Родом заниматься сельскохозяйственным трудом. Их задачами являются — вырастить богатый урожай хлеба, создать семью и продолжить Род. В случае вражеского нападения из ратаев, предварительно перед этим прошедших подготовку от 7 до 30 дней на заставе у дружинников, набирается воинская рать, которая и занимается отражением неприятеля.

Для славян не существует жесткой привязки к своему сословию подобно кастовой системе индийского общества, так как в течение одной жизни человек может, при наличии, правда, определенной доли смелости, упорства и трудолюбия, перейти из одного сословия в соседнее или наоборот скатиться вниз, в случае нарушения Покона Рода.
В славянском поселении все наиболее важные дела решает Вече — сход мужчин — глав и жрецов своих Родов из всех сословий, обязательно имеющие детей. Из рядов витязей (бояр) на вече избирается Князь, призванный народом обеспечивать оборону славянских поселений, а также отправлять правосудие (творить Закон).
ЗДРАВА
В кладовой знаний Нити Покона хранятся, выражаясь современным языком, специальные комплексы упражнений — Здрава, при помощи которых в достаточно быстрые сроки человеку удается выстроить свое тело, сделать его крепким, гибким и красивым. Существуют различные Здравы.
Есть утренний комплекс упражнений — Здрава Живы (приводится выше на странице), который делается ежедневно с целью наполнения человека силами стихий Земли, Воздуха Воды и Огня.
Есть комплексы костно-суставных упражнений Ива-Жива-Дубрава, которые позволяют взращивать собственное внутренне Древо Духа в трех мирах — Яви, Нави и Прави. В результате систематического выполнения упражнений человек становится подобен натянутой Нити между Солнцем и Землей, возвращаясь в Изначальное состояние Умиротворения, Силы и Благодати.
Помимо всего прочего существуют также специальные Здравы для Ратников, Витязей и Волхвов. А кроме того — для прекрасной половины человечества с целью подготовки женского Тела, Души и Духа к родам.
ЛАДОЖЕНИЕ И ТРАВОЛЕЧЕНИЕ
Целительские практики в традиции называются Ладожением (от слова «Ладить», т.е. налаживать). Существует воинское ладожение, когда воины правят друг друга после боя или тренировки, ставя кости и суставы на место.
В мирной жизни члены Рода правят тела друг друга, в том числе и в бане — в парилке. В последнем случае применяют веники из березы и дуба, а также из можжевельника и крапивы.
В традиции широко применяется Траволечение. Сбор и заготовка трав, кореньев и коры деревьев ведется в строго определенные дни года с учетом лунного цикла.
ТАИНСТВО ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ
Известно, что еда должна быть как лекарство, а лекарство как еда! Волхвы традиции утверждают, что славянки-хозяйки домов с древних времен и по сию пору ведают как правильно готовить еду на всю семью, ибо в этом знании скрыта сила и здравие Рода. Славяне ведают, что из одного и того же продукта можно сготовить различную пищу: для мужчины, ребенка и женщины! Все зависит от того, какой мысленный и чувственный образ вкладывает женщина в еду при ее приготовлении. Например, с силой перебирая в кулачке крупу для каши, жена творит пищу для мужа, чтобы тот был силен и крепок Духом, Душой и Телом и т.д.
БОЕВОЕ МАСТЕРСТВО ДРУЖИНЫ ВЕЛЕСА
Волхвы Нити Покона хранят многие секреты древнего боевого мастерства Дружины Велеса, которая является Стражем внутреннего Духовного пространства Руси. Ратники и Витязи Дружины владеют навыками рукопашного боя (действия с оружием и без него, нанесение ударов руками, ногами и т.п.), который носит название «Велесово ратание».

Вот что пишет о Велесовом ратании Андрей Митрофанский в опубликованной статье (Митрофанский А. Стража Велеса. Воинские искусства.// Журнал «Ведическая культура». Март 2006. №9.):
«…ВЕЛЕСОВО РАТАНИЕ — древнеславянская система подготовки Ратников дружины Велеса. Дружина Велеса всегда была малочисленна, и во все времена складывали удивительные легенды о подвигах и мужестве ее Ратников.
В системе подготовки воинов использовались мало известные и уникальные техники, которые позволяли, используя все умение ратников противостоять малым числом многочисленным ворогам. В эти методики входили такие знания как: построение стенки ратников, навыки передвижения по ночному лесу и топям в сцепке. Умение противостоять в рукопашной схватке нескольким противникам, молниеносно перевоплощаясь в лики Велеса, проявленные в этом мире: Медведь, Ворон, Тур и Волос. Все это вместе взятое позволяло Страже Велеса выходить победителями из казалось бы безнадежных сражений, отстаивая Честь и сохраняя Культуру, чистоту и независимость своего Народа. Именно Стража Велеса несла на себе основную нагрузку по защите Капищ и Святилищ.
По сей день, Волхвами хранятся эти тайные методики тренировок и уникальные способы подготовки ратников. Методики в первую очередь направлены на раскрытие Мужского Духа — Духа Воина в мужчинах. Дух Воина принадлежит мужчинам по праву рождения, как защитника Рода, просто когда-то дорога к нему была закрыта.
Велесово Ратание это традиция передаваемая от Сердца к Сердцу, свято хранимая стражниками…»
К сказанному можно добавить, что славянские воины в Дружине Велеса проходят два этапа становления своего Духа.
Первый этап — слепая (звериная) ярость — уровень Ратника, подразумевает раскрытие своего Ярла (ярого сердца) с целью сметания любого препятствия со своего пути, будь то враг или какая-либо другая напасть.
Второй этап — благородная ярость — уровень Витязя, подразумевает подчинение своей ярости холодному рассудку (Челу).
Кроме того воины Дружины Велеса владеют навыками Велесовой боротьбы — обрядовой борьбы, которую они показывают на славянских праздниках — на Масленнице, Яриле, Купале, Коляде и т.д. Как определить, живет ли человек поКону Рода? Итак, жизнь по Кону Рода – жизнь в Гармонии с ПриРодой, Вселенной. ВЕДАющий Рода Человек, НИКОГДА не станет уничтожать Творения своего РОДителя, поедая животных. Причем, если человек не питается мертвячиной, это совсем не значит что он живет по Кону Рода. Такой человек мог отказаться от мяса по причине улучшения здоровья, а не от того, что почитает Жизнь и Творения Рода, Любя их.
Живущий по Кону, здоров духовно и физически. Проекция физического тела – это отражение Души. Если больна Душа, то как следствие – заболевает и тело. От духовно здорового Человека исходит Свет и Добро, душевная теплота, тело такого Человека здорово.
Жизнь Человека, живущего по Кону Рода, наполнена РА-Дастью. Такой Человек имеет крепкую Семью и Здоровых Деток. У него всегда есть все, что ему необходимо на данный момент времени. Причем это не излишняя роскошь, но и не кромешная нищета.
Живущий по Кону Рода, живет по Правде и с Правдой. Шествует по Пути Прави! Правда окрыляет. Даже когда она может стоить жизни, Человек Покона следует Ей! В таком случае, Он обретает Мощь, Помощь и покровительство Богов! Правда становится могучим оружием .
Покон Рода – это универсальное правило, по которому движется, живет и развивается Вселенная. Этот большой космический Покон, делится на меньшие по размерам Коны. Это меньшие круги, проходя которые в своем развитии поднимаешься выше, в спиральном порядке.
Касательно эволюции Души — это Каноны Совести, Правды, Канон ЦелоМудрия(Покон Лады)..

Комментарии (1)

Тихомиров М. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов

Глава 8. Покон вирный и Урок мостников

Третья и последняя часть Краткой Правды представляют собой два памятника, которые условно могут быть названы — Поконом вирным и Уроком мостников. Началом этой третьей части можно считать слова: «а от гривне мечникоу коуна». Следует отметить, что в литературе существует представление, о Поконе вирном, как о непосредственном дополнении к Правде Ярославичей. В связи с этим рассматриваемую часть Краткой Правды читают таким образом: «Аже оукрадоуть овьцоу или козоу или свинью, а ихъ боудеть 10 одиноу овьцоу оукрал^, да поло- жатьпо 60 р^занъ продажи. А хтоизималъ, тому 10 р^занъ, а отъ гривне мечникоу коуна, а в десятиноу 15 коунъ, а князю 3 гривны; а от 12 гривноу емъцю 70 коунъ, а в десятиноу 2 гривнЬ, а князю 10 гри- венъ». Так разбивается текст Краткой Правды в большинстве изданий. Такому делению следовал А. И. Яковлев, а вслед за ним и Г. Е. Кочин в своем учебном, но проверенном по подлинникам издании Краткой Правды. И только В. Сергеевич и Б. Д. Греков вводят новое деление, относя слова «а хто изималъ тому 10 р&занъ» к предыдущей статье, как это сделано в академическом издании.
Нетрудно заметить правильность последнего чтения. Слова «а хто изималъ, тому 10 р4занъ» являются явным продолжением предыдущего текста, в котором упоминается о 60 резанах продажи и пойманных ворах. Поэтому началом последней части Краткой Правды или покона вирного надо считать слова: «А от гривне мечникоу коуна»… Как далее будет видно, вся остальная часть Краткой Правды является особым памятником, отличающимся по своему содержанию от Правды Ярославичей и ее дополнения. Это представление о Поконе вирном, как об особом памятнике с особой ясностью было высказано уже Стратоновым. Покон вирный представляется Стратонову первым опытом «в определении финан- совых взаимоотношений между местным населением (новгородским) и княжескими «мужами». По мнению Стратонова, Покон вирный возник при Ярославе в 1036 году. Именно о нем упоминает под этим годом летопись, рассказывая, что Ярослав дал грамоту людем, и сказал: «по сей грамоте дадите дань».
Мнение Стратонова о том, что Покон вирный возник при Ярославе, не является единичным. Из всей Краткой Правды большинству исследователей рассматриваемый нами Покон вирный представляется, пожалуй, наиболее бесспорным памятником законодательной деятельности Ярослава, так как в конце его помещена прямая ссылка на Ярослава («то ти оурокъ Ярославль»).
Однако вопрос о времени возникновения Покона вирного не представляется мне столь ясным, как Стратонову и некоторым другим исследователям. Прямая ссылка на Ярослава, вовсе не имеет столь абсолютного значения, ^какое ей придают. Нам известны памятники, написанные как будто прямо от лица князей, например, некоторые списки церковных уставов Владимира и Ярослава и тем не менее очень далекие от подлинности.
К тому же ссылка на Ярослава сделана в третьем лице, повидимому, значительно позднее его княжения, когда авторство Ярослава присваивалось ряду памятников.
Между тем содержание Покона вирного заставляет думать об его относительно позднем происхождении. Прежде всего бросается в глаза забота составителя о соблюдении постов. Упоминается «гов^ние», когда вирник должен получать за рыбы. Замечание о «гов^нии» изложено словами, очень напоминающими некоторые памятники церковной литературы XI—XII веков — «или ся пригоди въ гов-кние рыбами, то взяти за рыбы 7 ркзанъ». Такую же заботу о соблюдении постных дней находим в поконе вирном и выше’—»а въ среду ркзаноу, въ же сыры, в пятницоу такоже». В то время как остальные части Краткой Правды отличаются полным отсутствием интереса к церковной жизни, Покон вирный обнаруживает не только осведомленность в постных днях, но и заботу об их обязательном соблюдении. Между тем соблюдение постов даже в XII веке не было еще очень строгим, как это показывает Вопрошание Кириково. Тем более странно читать регламентирование постов в памятнике, приписываемом Ярославу. Однако характер постановления Покона вирного станет более понятным, если мы ‘будем считать, что этот памятник возник в церковной среде. Действительно, в самой терминологии покона вирного встречаются некоторые черты, характерные для церковных памятников. В то время как Правда Ярославичей говорит об овцах, Покон вирный для обозначения овец употребляет слово «овенъ», характерное для памятников церковного происхождения. Например, слово «овен» читаем в правиле с именем Максима — памятнике XII—XIII веков, повидимому, возникшем в Киевской Руси. Приводя в своем словаре слово «овен», Срезневский также ссылается только на памятники церковного происхождения. В памятниках же гражданского происхождения слово «овен» обычно не употребляется.
Можно привести еще аналогию между терминами Покона вирного и текстами, взятыми из некоторых церковных памятников XII века. Выше уже было указано, что слова «или ся пригоди» Покона вирного напоминают слова некоторых церковных памятников. Буквально то же выражение находим в постановлениях новгородского архиепискипа Илии 1164—1168 годов по поводу двух случаев церковной практики («оже ся пригодить оу слоужьбы», «аще ся пригодит се ).L
Термин «веверица* в значении мелкой денежной единицы, упоминаемый в летописи и в гражданских памятниках древней Руси, находим в Вопрошании Кирикова — «много бываеть свЪчь и в’Ьвериць 40″.» В таком небольшом по размеру памятнике, каким является Покон вирный, можно отметить по крайней мере три термина, характерных для церковных памятников XI—XII веков: овен, говение, неделя (воскресенье).
Поражает, наконец, еще одна особенность Покона вирного. В нем устанавливается точная цифра сбора, взимаемого вирником: «60 гривенъ и 10 р^занъ и 12 вЪверици». К кому же может относиться столь точно установленный сбор? Во всяком случае, не к самому Новгороду. Покон вирный не может иметь характер и общего постановления, так как денежный сбор определен в дробных цифрах (60 гривен, 10 резан и 12 вевериц). Повидимому, мы имеем дело с записью о каких-то сбо^ рах, которые производились с населения определенной, конкретно известной территории. Эта территория была относительно невелика, так как с нее шел сбор в 60 гривен денег и относительно небольшие натуральные поборы — 7 ведер солоду, овца или полоть мяса и т. д. По уставу Святослава Ольговича 1187 года новгородский епископ получал от даней 100 гривен новых кун. С этой цифрой должен быть сопоставлен сбор в 60 гривен Покона вирного, необыкновенно высокая сумма сборов, оставшаяся совершенно непонятной для составителей Пространной Правды, которая устанавливает сбор вирника всего в 8 гривен.
Происхождение Покона вирного становится более понятным при рассмотрении предшествующей ему статьи о пошлинах в пользу князя и его людей. Эта статья начинается малопонятными словами: «а от грние», с титлом над этим словом в Академическом списке, и просто «а от гривн^ в Археографическом. Однако смысл статьи довольно ясен. В ней устанавливаются сборы в пользу князя и его людей, а также отчисления в десятину. Слово десятина и объясняет нам происхождение этой статьи. Каково бы ни было первоначальное происхождение десятины,3 в памятнике XII века она уже является сбором в пользу церкви. В церковном уставе Всеволода, основанном на более раннем уставе Владимира, читаем, что в десятину следовало платить «отъ всякого княжа суда десятую вЪкшу, а ис торгу десятую неделю, а из домовъ на всякое лЬто и отъ всякого стада и отъ всякого жита десятое». Десятина упоминается и в уставной грамоте Ростислава, данной смоленской епископии в 1150 году. Ростислав дает епископу «десятину отъ вс&хъ даней Смоленскихъ, что ся въ нихъ сходитъ истыхъ кунъ».4 По этой уставной грамоте десятина представляет собой отчисление в пользу епископа ровно в Vio от доходов («а в Жидчичихъ 10 гривенъ, а из того епископу гривна; вь Бас^и 15 гривенъ, а и епископу изъ того гривна»).
О какой же десятине идет речь в рассматриваемой статье Краткой Правды?
В то время как князю следует 3 гривны, в десятину поступает 15 кун. По счету в 25 кун на гривну князь получает 75 кун, тогда как в десятину поступало 15 кун. Таким образом, по Краткой Правде
десятина была равна не х/10, а }~ княжеских сборов. Этот пересчет может показаться ошибочным, но он подтверждается дальнейшим текстом той же статьи: «а от 12 гривноу емъцю 70 коунъ, а в десятиноу 2 гривнЬ, а князю 10 гривенъ». Здесь десятина опять равна 1/5, а не 3/10 княжеских сборов. Повышенный размер десятины говорит о церковном происхождении этой статьи Краткой Правды. В установлении повышенной десятины была заинтересована церковь, а не князь. Рассче- ты на размер десятины в /й от княжеских сборов отражают претензии церковных кругов, притом претензии довольно позднего времени. Поэтому и статью о десятине можно считать возникшей в церковных кругах. Характерна ошибка, сделанная в статье о десятине, которая первоначально названа «девятиной*. Слово «девятина* имело определенный технический смысл в церковных памятниках, обозначая поминовение по умершим в течение 9 дней.1
Покон вирный и статья о десятине первоначально могла представлять собой запись о сборах в пользу церкви, с какой нибудь определенной территории. Уже Мстиславова грамота ИЗО года передает Юрьеву .монастырю село Буицы «съ данию и съ вирами и съ продажами^. Позднейшие памятники рисуют нам сборы с населения, производившиеся в пользу владельцев. В документе половины XV века читаем:. «А кормъ с десяти сохъ князя великого черноборцемъ взяти тридцать хлебцовъ, баранъ, а любо полоть мяса, трое куровъ, сито заспы, два сыра, б^карь соли; а коневаго корму пять кор обей овса въ старую коробью, три возы сЬна съ десяти сохъ какъ пошло; по дв’Ь подводы отъ стану до стану. А брати имъ, куды и переже сего черно бор ци брали, по старинЬ*.3 Бросается в глаза чрезвычайная близость этого позднейшего документа, опиравшегося, впрочем, на старину с поконом вирным. Грамота черноборцам буквально повторяет слова Правды: «баранъ, а любо полоть мяса». Таким образом, покон вирный рисует нам обычное право* согласно которому вирники собирали пошлины и получали корм. Ссылка на Ярослава должна была придать больший авторитет Покону вирному, который представляется более тяжким для населения, чем постановления о том же, записанные в Пространной Правде. По своему характеру Покон вирный примыкает к дополнительным статьям, приписанным к Правде Ярославичей. Он возник в церковных кругах и первоначально представлял собой устав для какой-то определенной церковной вотчины, а позже был приспособлен для гражданских нужд. К этой части Правды вполне применимы слова В. О. Ключевского о том, что «Русская Правда, имевшая обязательное действие только в сфере церковной юрисдикции, — стала служить руководством и для княжеских судей».
Покон вирный является самой поздней частью Краткой Правды, памятником, вышедшим из-под пера редактора Правды.
В самом конце Краткой Правды к Покону вирному присоединена • еще одна статья, заканчивающая Краткую Правду и устанавливающая Урок для мостников. А. И. Соболевский, а вслед за ним Н. А. Стратонов, объясняют слово «городница», как звено большого моста, и видят в этой статье указание на Новгород, где существовал большой мост через Волхов. Стратонов прямо говорит, что такой мост мог существовать «только в Новгороде». Соглашаясь с мнением о новгородском происхождении этой статьи, я тем не менее считаю, что объяснение Соболевского и Стратонова грешит неточностью. Прежде всего большие мосты через реки существовали и в других городах XI—XII веков, а не в одном Новгороде. Ипатьевская летопись прямо говорит, что Владимир Мономах в 1115 году построил мост через Днепр.1 Но самая основная ошибка упомянутых исследователей заключается в том, что они слово «городница усваивают звеньям лишь больших мостов. Между тем в Новгороде существовал не только «великий мост но и более мелкие мосты местного значения. Так, Новгородская летоинсь под 1338 годом упоминает Жилотужский мост. Существовали и другие мосты, о которых собраны сведения в книге Передольского.» Кроме того, Устав Ярослава о мостех также упоминает о городских мостах, которыми мостили болотистые улицы Новгорода, и переходы через многочисленные протоки и болота. Без этих мостов новгородские улицы превратились бы в непроходимое болото. Раскопки в Новгороде доказали существование в не л деревянных мостовых. Между тем Урок мост ников, несомненно, говорит не о » великом » мосте, а о мелких мостах, мостиках и мостовых. Стоимость замощения моста равна всего <1 ногате. Кроме того, берется по 1 ногате с городницы. Тут же указано, что за исправление 3—5 досок моста также платится ногата. Следовательно, за устройство городниц установлена такая же плата, как за исправление 3—5 досок. Ясно, что речь идет о городницах очень малого размера. Поэтому Урок мостников может быть сопоставлен с Уставом о мостех, который говорит о* городских мостах местного значения. Урок мостников устанавливает стоимость гор одень одного из таких мостов, забота о которых лежала в Новгороде на духовенстве, в первую очередь на епископе. Урок мостников является первой записью такого характера.

стр 89** Е* Кочин* Памятники истории Киевского государства IX—XII вв. Л. 1936,

Правда Русская, I. Под ред\ Б. Д. Грекова, стр. 399.

Русская Историческая библиотека, т. VI, стр. 50.

Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1912, кн. 3, стр. 53.

2 См. Материалы для терминологического словаря древней России.

* Русская Историческая библиотека, т. VI, стр. 75—78.

О происхождении десятины очень подробно говорится в трудах А. С. Павлова и проф. Суворова.

Там же, стр. 40.

Владимирский-Буданов. Христоматия по истории русского права* Вып. 1. 5-е изд., стр. 257—265.

Полное собрание русских летописей, т. II, стр. 7.
В. С. Передольский. Новгородские древности. Новгород, 1898.

Добавить комментарий