Политическая власть и политические отношения

Власть-отношения командоавания-подчинения,основан. на исп-ии средств принуждения и убеждения. Универс. черты власти: 1.ассиметричность (субъект власти явл. источником принятия власт.решений,направляющ.власт. отношения в общ-ве):а)первичные субъекты-отдельные индивиды,выражающ.в своей деят-ти как свои личные,так и групп.интересы.б)вторичные с-соц,эк.и др. группы+ пол. орг-ции.(хар-ен более широкий охват обществ.отнош-й и более стройноевыражение власт.интересов. в) с. высшего порядка-пол.элиты и их лидеры,кт.непосредственно представляют во власт.отнош-ях крупные обществ.группы, слои и классы. 2.запад.политологи выделяют 3 побудит. черты властвования:1.желание властвовать(стремление пол.деятелей добиться доверия граждан и даже их восхищения собой.2.желание делать добро. 3.стремление приобщиться к священности. 3.инверсионность-положение властвующих постоянно подрывается активностью подвластных.4.ресурсность (ресурс — опред. основание власти или все те средства,кт.позвол.субъекту власти обеспечивать свое господство в общ-ве. Напр, матер. ценности,правовые нормы и законы,армия,милиция,инф-ция,знания,челов.ресурсы).5.кумулятивность-ориентация любого соц.субъекта на свои собствен. или групп. интересы,что приводит к конфликтам.6.конструирующие способности(пол.власть явл конструктором социальности, средством преобразования соц.пространства)

Специфич.черты власти:1.пол.власть явл. созидателем соц.порядка и соц.отнош-ий, но пол.власть не явл тождествен.по отнош-ю к власти гос-ой.Пол.власть явл лишь одной из форм власти гос-ва.2.Пол.власть наделена свойством полиресурсности (пол.структуры обладают доступом ко всем ресурсам, имеющимся в распоряжении общ-ва). 3.идеологизация(с помощью идеологии власть и проводимая ею политика получают идейно концептуализирован.хар-р, ид-я обосновывает цели и хар-р принуждения людей во имя достижения этих целей. 4.наличие различных форм власти: а) полускрытая (теневая)-хар-ся приоритетным влиянием на формир-ие пол.целей гос-ва тех или иных его структур или разного рода лоббистских орг-ций; б)скрытая- действия спец.органов власти (службы безопасности и разведки), деят-ть кт. чаще осущ-ся скрытно,иногда они могут действовать даже против самой власти. в)видимая- форма действия структур и институтов, ориентирован.на открытое публичное взаимод-е с населением или др.пол.субъектами.

Легитимность- обществ. признание власти и ее права на управление. Легальность- юридическ, законодательное обоснование того или иного типа правления(узаконенность власти) Типы легитимности:1.традицион.(на основе веры в священность традиций и обычаев. Напр, наследственная монархия в Великобритании.2.Харизматич.(основ.на безусловном подчинении эктраординарной личности и появл.в исключит.историч.условиях. Она предполдагает веру людей в особен,сверхъестествен.качества вождя или лилера(Наполеон,Петр 1) 3.Легально-рацион(демократич)- вера в справедливость тех рацион. и демокрадич. процедур, на основе кт. формир. система власти. 4.технократическ-осущ-ние политики на базе спец.знаний с исп-ием разнообразной техники, наличие знаний и умение ими распоряжаться.5.идеологическ-строится на активной агитационно-пропагандистской деят-ти власти. (напр,власть в СССР)

Механизм власти- соц.институты и аппарат управления, с помощью кт. обеспечивается господство субъекта над объектом .При этом первый может находиться под констролем второго. Способы властвования:

1.демократич-при участии исполнителей в принятии решен

2.авторитарн-неограничен.власть,не претендующая на полный контроль над подданными. 3.тоталитарн— всеобъемлющий контроль сйбъекта над объектом. 4.конституцион-правление в рамках закона. 5.деспотическ всевластие и произвол. 6.либеральные— уважение свобод и прав личности.

Стр 1 из 16

Сфера политическая (от греч. sphaira – шар) – одна из основных подсистем общества, охватывающая политико-властные отношения государства и общества. 59.Политика как общественное явление.

Функции политики:

1. Обеспечивает стабильность и целостность общества.

2. Обеспечивает эффективность и мобилизацию всех видов общественной деятельности.

3. Регулирует и управляет общественными интересами.

4. Обеспечивает социализацию, путем втягивания индивидуума и целых групп населения в социальную жизнь.

5. Создает права и свободы личности, а также является гарантом их соблюдения.

Что входит в политику :

1. Различные науки, т.к. политика неразрывно связана с ними.

2. Цели, интересы и установки различных политических институтов и социальных групп.

3. Механизмы согласования и регулирования интересов, которые предотвращают раскол общества.

4. Непосредственное взаимодействие объектов и субъектов политики.

Политическая власть и политические отношения.

Власть является мощным двигателем в развитии человеческих отношений и чем сложнее становятся последние, тем развиваются формы власти, ее характер. Это происходит в зависимости от этапов исторической эволюции и общественных изменений.

Власть — это необходимое условие устойчивого развития общество во всех его сферах.

Власть в своем полном понимании (широком смысле) — есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия. Выделяют власть: политическую, экономическую, духовную семейную и др.

Политическую власть можно разделить на государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и т. п. (в зависимости от масштаба распространения и действующей социальной группы). Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.

Рассматривая власть как способность и возможность одних моделировать поведение других, следует отметить неравное положение субъектов данных правоотношений, т.е. одни становятся лидерами, ведущими, другие- подчиненными, или ведомыми. Этот факт можно объяснить наличием у лидера определенными источниками власти, а также способности использовать их в нужном русле.

В этой связи надо обратиться к принятым в политической науке классификациям оснований (источников) власти.

Источники власти:

§ авторитет — власть как сила привычки, традиций, интернизированных культурных ценностей;

§ сила — «голая власть», в арсенале которой ничего, кроме насилия и подавления, нет;

§ богатство — стимулирующая, вознаграждающая власть, которая включает и негативные санкции за некомфортное поведение;

§ знание — власть компетентности, профессионализма, так называемая «экспертная власть»;

§ харизма — вождистская власть, построенная на обожествлении лидера, наделении его сверхъестественными способностями;

§ престиж — отождествляющая (идентифицирующая) власть и пр.

Властные отношения построены не только на прямой зависимости подчиненных от лидеров, но также и на взаимозависимости одних от других. Правда формы этой зависимости, безусловно, различны.

Классификация политической власти:

1. По предназначению: законодательная, исполнительная, судебная.

2. По месту в структуре власти: центральная, региональная, местная.

3. По основному субъекту: монархическая, республиканская.

4. По типам(системам) политического господства(концепция немецкого социолога, философа и историка М.Вебера):

Линия сравнения Традиционное господство Легальное (рационально-правовое) господство Харизматическое (от гр. Charisma- милость, божий дар) господство
1) Правила и нормы, лежащие в основе господства Патриархальные или сословные нормы. Рационально разработанные правила.
2) Глава подсистемы (кто лидер) Монарх или религиозный советник. Избранное должностное лицо или коллегиальный орган. Пророк, военачальник, демагог, лидер.
3) Источник авторитета главы господства Традиция или передача по наследству. Делегирование на основе принципа большинства. Эмоциональное доверие «свиты» лидеру
4) Форма легитимности (от лат. legitimus –законный) Вера и установленный порядок вещей. Вера в корректность предписанной системы норм. Аффективная или эмоциональная вера в качества лидера и его идеи.
5) Доминирующий тип социального поведения Традиционное. Инструментальное или целерациональное. Эмоциональное.

Функции политической власти:

1) Управленческая (управление делами государства на разных уровнях; руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами; контроль политических отношений);

2) Организационная ( формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политический отношений общества, государства, политических институтов);

3) Функция формирования формы государства и других политических характеристик общества;

4) Интегрирующая (интеграция общественных интересов);

5) Мотивационная;

6) Мобилизационная;

7) Контролирующая (обеспечение правопорядка);

8) Культурная.

Политическая власть в современном мире должна быть:

1) Ограничена, т.е. разделена на законодательную, судебную и исполнительную;

2) Регламентирована, т.е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;

3) Институциональна, т.е. иметь организационное выражение;

4) Легитимна, т.е. обладать общественно-моральным оправданием и признанием.

Важнейшей частью составляющей государственной власти является государственная власть (см. билет №63).

Политические отношения.

Характеристики политических отношений:

1) возникает при активном участии сознания людей, политические отношения выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, партиями, государствами;

2) влияют на многие внешние и внутренние параметры существования людей благодаря деятельному, активному характеру политических отношений. Воздействие на экономическую жизнь общества оказывается через установление приоритетов экономического развития; с помощью политических мер, действий государственного механизма можно поддержать или препятствовать развитию культуры, науки, религии, поддерживать одну систему нравственных ценностей и подавлять другие;

3) главный, специфический для политики инструмент воздействия на разнообразные стороны социальной жизни — власть, принуждение, авторитетное влияние с использованием силы организации, в качестве которой могут выступать партии, союзы, государство, движения и институты, возникающие на основе объединения воли и действия многих людей, придерживающихся определенных принципов.

Классификация политических отношений

61.Политическая система, ее структура и функции

Ядром политической системы традиционно считается государство, т.к. оно связывает все подсистемы в структуре политики, а также оказывает значительное влияние на деятельность этих подсистем.

Государству принадлежит монопольное право (в пределах контролируемой им территории) на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, законотворческой функции (причем НПА обязательны по всей территории государства), проводить налоговую политику, контролировать соблюдение законов вплоть до применения легального насилия через аппарат принуждения.

Особое место в политической системе занимают религиозные объединения. Их воздействие на реальную политику осуществляется через участие верующих граждан в политической жизни.

Название подсистемы Характеристика
Институциональная Политическая организация — организованная группа людей, действующих совместно ради достижения определенной политической цели, например: политическая партия; общественно-политическое движение; инициативная группа граждан, выдвигающих кандидата в депутаты; общественное объединение, оказывающее влияние на государственную политику; ячейка революционеров и т.д. Можно также выделить организации, которые имеют политические цели, однако эти цели для них не являются основными (например, профсоюзы или церковь). Наконец, некоторые организации не имеют явных политических целей (скажем, клуб грибников), но при определенных условиях могут выступить в качестве политических организаций. Политический институт — более сложный элемент политической системы, представляющий собой устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный участок политической сферы жизни общества. Институт выполняет важную функцию (или несколько функций), значимую для всего общества, формируя при этом упорядоченную систему социальных ролей и правил взаимодействия. Примерами политических институтов служат парламентаризм, институт государственной службы, институты исполнительной власти, институт главы государства, президентство, монархия, судопроизводство, гражданство, избирательное право, политические партии и т.д. Основным институтом в политической системе выступает государство. Включает государство, политические партии, общественно-политические движения.
Нормативно-правовая Включает: политические принципы; политические традиции; нормы морали, воплощенные в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике. Обеспечивает нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций, не вмешиваясь в их внутреннюю деятельность.
Функциональная Выражается в формах и направлениях политической деятельности, способах и методах осуществления власти, связей государства и общества, т.е. в политическом режиме. Выделяют три основных политических режима: демократический, авторитарный и тоталитарный.
Коммуникативная К коммуникативному компоненту политической системы общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе политической деятельности. Для реализации своих политических целей участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются в этом процессе, представляют коммуникативную подсистему политической системы общества. Например, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населением и т.д. Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, по ним информация о потребностях населения передается от населения к государству (это могут быть открытые слушания, комиссии по расследованию, социологические опросы, результаты выборов) и обратно — от государства к населению (здесь важную роль играют СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами и т.д.).
Культурно-идеологическая В культурно-идеологический компонент политической системы включены политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. Условно в культурно-идеологическом компоненте может быть выделен политико-психологический уровень, касающийся преимущественно поведенческих аспектов политики, и политико-идеологический уровень, сфокусированный на политической теории. Политическая психология сконцентрирована на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а также на их мотивации, настроениях, мнениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и т.д. Особое значение здесь имеют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием и т.д. Политическая идеология представляет более высокий уровень и включает в себя политические идеи, концепции, теории, учения. Центром политико-идеологического уровня является политическая культура. Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

На функционирование политической системы большое влияние оказывает политическое сознание – восприятие и осознание мира политики, политических процессов и событий личностью, социальной группой, обществом в целом.

Одной из форм политического сознания является политическая идеология, выражающая интересы определенных социальных групп и оправдывающая способы достижения поставленных целей.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

· Определение перспективных направлений социального развития;

· Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

· Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

· Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

· Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

· Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

· Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

· Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

· Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Политическая жизнь и властные отношения.

Сущностью политической жизни, ее содержанием выступает совокупность политических отношений, т. е. отношений людей, их общностей, организаций и объединений по поводу социального управления и власти, по поводу реализации социально-политических потребностей и интересов.

Политические отношения охватывают не только политическую, но все сферы жизни общества — экономическую, социальную, политическую, духовную.

Побудительной основой политической жизни является функционирование и развитие политических потребностей и интересов, которые относятся к жизненно необходимым потребностям личности, утверждающим чувство человеческого достоинства.

Осуществляя свои интересы, люди вынуждены вступать в контакт друг с другом, взаимодействовать. Поскольку политические отношения формируются на основе совпадения или расхождения социально-политических потребностей и интересов, постольку отношения проявляются в форме сотрудничества или соперничества субъектов политической жизни.

Власть в широком смысле, применительно ко всем сферам жизни общества, означает форму социального воздействия, когда субъект власти (индивид, группа) навязывает свою волю объекту (массам, их организациям) и побуждает (принуждает) действовать в своих интересах ненасильственными или насильственными средствами.

Власть может быть неполитической и политической. Неполитическая основана исключительно на авторитете. К примеру, власть родовых старейшин в доклассовом обществе, родительская власть в семье, власть сильного духом над слабым духом, власть неофициальных (неформальных) лидеров в любом коллективе.

Политическая власть — это способность субъекта проводить свою волю с помощью правовых и политических норм (законов, других нормативных документов), опираясь на принуждение и специальный аппарат принуждения. Высшей формой политической власти является власть государственная, которая обладает монополией на издание законов, обязательных для всего населения, и обеспечивает их соблюдение посредством силовых структур государства и правоохранительных учреждений.

Политическая власть может существовать в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и т. п. Отличие государственной власти от других видов в том, что она опирается на узаконенные (легитимные) нормы и санкции, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений.

Социальные функции политики

В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности обще ства. Она осуществляется благодаря тому, что политика опре деляет проекты будущего, социальные ориентиры и направ ленность развития, обеспечивает их ресурсами;

2) функцию мобилизации и эффективности общей деятель ности. Формулируя ценностно значимые цели поступатель ного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;

3) управленческую и регулятивную функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влия ния на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие;

4) функцию рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их.

5) функцию политической социализации. Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отно шения, наделяет его опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

6) гуманитарная функция. Эта функция выражается в соз дании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общест венного порядка, гражданского мира и организованности.

Содержание и структура политического знания. Политология в системе гуманитарного знания.

Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в раз­ных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений. Многовековая история человечества выкристал­лизовала три основных способа (формы) постижения человеком мира политики.

Наобыденном уровне познания рядовой гражданин, «человек с улицы» создает тот первичный, фоновый облик политики, который позволяет ему приспосабливаться к политически организованному сообществу, находить совместимые с собственными целями способы взаимоотношения с властью и государством. Обыденное сознание рисует «естественную» картину полити­ки на основе индивидуального эмпирического опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов.

По сути такой тип политического созерцания представляет собой разновидность не логического, а интуитивно-образного мышления, в котором преобладают чувства и эмоции, выраженные в разного рода символах, ассоциациях, метафорах и других простейших спосо­бах выражения человеческой мысли.

Высшая форма специализированного отражения политикинаучно-теоретическая. Специфика научно-теоретического познания, отображе­ния мира политики состоит в рационально-критическом осмыслении политической действительности и создании такой картины политики, которая описывала бы и объясняла данное явление в целом.

Третьей специфической формой отображения политики является технологическое отражение. В определенном смысле оно служит каче­ственной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной политической задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство». Это существенно влияет на методы формирования и развития такого рода знаний, спо­собы их организации и формы воплощения.

Политико-правовая мысль Древнего мира и Средневековья.

1. Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.

2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.

3. Политические учения Средневековья. Средневековье характерно следующими политическими процессами:

· создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;

· распад их на раздробленные политические образования;

· расцвет сословно-представительных монархий.

Особенности политических учений этого этапа:

· безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;

· политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;

· социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;

· обоснование теологической теории политической власти.

Политическое лидерство

— это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу. Для этого определения характерны следующие особенности

· влияние должно быть постоянным;

· руководящее воздействие лидера осуществляется на всю группу, организацию, общество;

· политический лидер должен обладать явным приоритетом во влиянии.

Политический лидер

— это символ общности и образец политического поведения группы. Лидер способен с помощью власти реализовать интересы группы.

Понятия политического лидерства имеет два аспекта:

· Формально-должностной статус. Он связан с обладанием властью.

· Субъективный. Личностные качества и реальное поведение лидера на занимаемом посту.

Политическая жизнь и властные отношения.

Сущностью политической жизни, ее содержанием выступает совокупность политических отношений, т. е. отношений людей, их общностей, организаций и объединений по поводу социального управления и власти, по поводу реализации социально-политических потребностей и интересов.

Политические отношения охватывают не только политическую, но все сферы жизни общества — экономическую, социальную, политическую, духовную.

Побудительной основой политической жизни является функционирование и развитие политических потребностей и интересов, которые относятся к жизненно необходимым потребностям личности, утверждающим чувство человеческого достоинства.

Осуществляя свои интересы, люди вынуждены вступать в контакт друг с другом, взаимодействовать. Поскольку политические отношения формируются на основе совпадения или расхождения социально-политических потребностей и интересов, постольку отношения проявляются в форме сотрудничества или соперничества субъектов политической жизни.

Власть в широком смысле, применительно ко всем сферам жизни общества, означает форму социального воздействия, когда субъект власти (индивид, группа) навязывает свою волю объекту (массам, их организациям) и побуждает (принуждает) действовать в своих интересах ненасильственными или насильственными средствами.

Власть может быть неполитической и политической. Неполитическая основана исключительно на авторитете. К примеру, власть родовых старейшин в доклассовом обществе, родительская власть в семье, власть сильного духом над слабым духом, власть неофициальных (неформальных) лидеров в любом коллективе.

Политическая власть — это способность субъекта проводить свою волю с помощью правовых и политических норм (законов, других нормативных документов), опираясь на принуждение и специальный аппарат принуждения. Высшей формой политической власти является власть государственная, которая обладает монополией на издание законов, обязательных для всего населения, и обеспечивает их соблюдение посредством силовых структур государства и правоохранительных учреждений.

Политическая власть может существовать в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и т. п. Отличие государственной власти от других видов в том, что она опирается на узаконенные (легитимные) нормы и санкции, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений.

Социальные функции политики

В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности обще ства. Она осуществляется благодаря тому, что политика опре деляет проекты будущего, социальные ориентиры и направ ленность развития, обеспечивает их ресурсами;

2) функцию мобилизации и эффективности общей деятель ности. Формулируя ценностно значимые цели поступатель ного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;

3) управленческую и регулятивную функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влия ния на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие;

4) функцию рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их.

5) функцию политической социализации. Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отно шения, наделяет его опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

6) гуманитарная функция. Эта функция выражается в соз дании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общест венного порядка, гражданского мира и организованности.

Содержание и структура политического знания. Политология в системе гуманитарного знания.

Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в раз­ных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений. Многовековая история человечества выкристал­лизовала три основных способа (формы) постижения человеком мира политики.

Наобыденном уровне познания рядовой гражданин, «человек с улицы» создает тот первичный, фоновый облик политики, который позволяет ему приспосабливаться к политически организованному сообществу, находить совместимые с собственными целями способы взаимоотношения с властью и государством. Обыденное сознание рисует «естественную» картину полити­ки на основе индивидуального эмпирического опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов.

По сути такой тип политического созерцания представляет собой разновидность не логического, а интуитивно-образного мышления, в котором преобладают чувства и эмоции, выраженные в разного рода символах, ассоциациях, метафорах и других простейших спосо­бах выражения человеческой мысли.

Высшая форма специализированного отражения политикинаучно-теоретическая. Специфика научно-теоретического познания, отображе­ния мира политики состоит в рационально-критическом осмыслении политической действительности и создании такой картины политики, которая описывала бы и объясняла данное явление в целом.

Третьей специфической формой отображения политики является технологическое отражение. В определенном смысле оно служит каче­ственной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной политической задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство». Это существенно влияет на методы формирования и развития такого рода знаний, спо­собы их организации и формы воплощения.

Политическая власть как общественное отношение

Ядро политики составляет власть. Проблема власти — одна из основных в истории политической мысли и современной политологической теории.

Макиавелли обосновал суть и социальную природу политической власти как государственной. Главный предмет анализа знаменитого итальянца — реальная способность правительства повелевать подданными. Это в его понимании и есть власть. Цель государства, политики — увеличение власти любыми средствами. Орудие власти — право; основа власти — «хорошие законы» и «хорошее войско». Власть — сила, способная обуздать страсти людей и воспитать в них гражданские добродетели.

Макиавелли намного ближе, по сравнению с более поздними мыслителями, подошел к пониманию социальной природы государственной политической власти, выводя, в частности, последнюю из борьбы между «знатью» и «простонародьем».. При этом он, однако, полагал, что государственная власть не должна находиться в руках того или другого класса, а должна «обнимать» все те общественные элементы, из которых слагается государство1.

Представления о главенствующей роли политической власти в обществе развивал английский философ Гоббс, которого его соотечественник Б. Рассел считал «действительно современным писателем по политической теории». Государственной властью Гоббс называл «лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие»2. Власть является соединением воли граждан в единую волю. Она безгранична, абсолютна, каковы бы ни были ее формы. Власть держит людей в страхе, направляет их действия к общему благу. Власть есть сила. Кто не обладает силой, тот не обладает властью. Гоббс объяснял ее необходимость в основном также социальными Причинами, хотя и связывал это с желанием избавиться от царившей в естественном состоянии «войны всех против всех».

Идея политической власти как господства общей воли, опирающейся на насилие, была воспринята марксизмом. Но уже в качестве субъекта общей воли здесь выступает экономически господствующий класс. Политическая власть, таким образом, определяется по существу как объективная власть капитала.

Не отступил от традиционного понимания политической власти М. Вебер. В его толковании власть есть отношение господства людей над людьми, базирующееся на легитимном (внутренне оправданном) насилии. «Главное средство политики, — писал М. Ве-бер, — насилие». Политика же «означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает»3.

Исторически закрепившийся за понятием «власть» смысл фиксируется в терминах-синонимах. Чаще всего это понятие отождествляется с терминами: «сила», «господство», «авторитет», «право».

В латинском: potestas — сила, мощь, господство; в немецком — Gewa. lt — сила, насилие; Macht — сила и т. д. Многообразие терминологии, относящееся к одному и тому же понятию «власть», подтверждает его «социологическую аморфность»/подмечен-ную М. Вебером. В этом, по-видимому, одна из причин разнородных определений власти в современной литературе,*о чем пойдет речь в дальнейшем.

Вслед за классиками политической мысли проблема политической власти признается узловой, или, по крайней мере, ведущей, современными теоретиками. Крупнейший английский философ Б. Рассел считал власть фундаментальным понятием науки об обществе в том же смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики. Т. Парсонс высказывал ту же мысль, только в ином словосочетании: власть «занимает в анализе политических систем место, во многих отношениях сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах»4.

Подобно политическим теоретикам прошлого современная политология рассматривает политическую власть как форму социальной власти, как неотъемлемый элемент организации людских сообществ и. управления ими. Вполне очевидно, что политическая власть в современном обществе — такое же всеобщее и древнейшее явление в социальной жизни, Как производство pи воспроизводство самой этой жизни, ее материальных и иных условий.

Признавая всеобщность политической власти, политологи по-разному ее определяют. Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет какого-либо единого, общепринятого определения политической власти*. Сказанное, конечно же, не означает отсутствия рациональных, научных разработок и концепций по этой проблеме. Суть дела не в дефинициях, а в понимании существенных признаков изучаемого явления, в подходах к его познанию. Основополагающий вопрос в данном случае — вопрос о природе политической власти. И он решается в одном, общем русле. Власть рассматривается как свойство системы общественных отношений. Такой подход по сути характерен как для марксизма, так и для структурно-функциональной теории, системного анализа и других концепций. Многие из них проанализированы в монографии «Власть» (М., 1989). Например, одни авторы характеризуют власть как «производство намеченных целей». Другие — как способность личностей, групп или институтов определять или изменять ряд альтернативных действий или выбор альтернатив. Третьи — как возможность или способность одних субъектов управлять процессом принятия решений, несмотря на сопротивление других, и т. д. В приведенных и других определениях власти, как бы они ни различались, по сути выражается об-щй смысл. Социальная власть, включая политическую, — это общественное отношение между индивидами, группами, классами и т. п.

* Авторы книги «Введение в политологию» (США, Ныо Джерси, 1988. 3-е изд.) пишут: «Еще никто не нашел удовлетворительного объяснения явлению политической власти» (С. 27). Для его объяснения выдвигались биологическая, психологическая, культурологическая точки зрения.

Тем не менее остается невыявленной природа власти, ее, так сказать, первоисточник.

В современной теории политики подходы к решению вопроса следующие:

1. Классовая (марксистская) концепция — признание классовой природы политической власти. Власть определяется как организованное господство одного класса (экономически доминирующего) над другими общественными классами.

2. Элитарная точка зрения: власть исходит из разделения общества на элиту и массы и представляет собой отношение между господствующей элитой (меньшинством) и подчиненными массами (большинством).

3. Структурно-организационная концепция. Власть проистекает из универсальности иерархической структуры организации политической жизни, предполагающей отношения подчинения низших уровней структур высшим. Власть суть социальное сосредоточение командования; это то, что в обществе является организованным; структурным, безличным, представительным. В контексте структурно-организационного принципа политическое не рассматривается ни как первичное, ни как вторичное по отношению к социально-экономическим и прочим факторам. Политическая власть вторична лишь по отношению к обществу в целом. Общество задано политике и является материей, которой политическая деятельность придает форму. Власть политическая — это средоточие социального6.

4. Наконец, поведенческая концепция власти (бихевиористская): понимание власти как взаимодействие индивидов в процессе их политического поведения. Власть, стремление к власти — доминирующа? черта человеческой психики и сознания. Поведен ческая концепция по сути дела воспроизводит тезис немецкого философа Ницше: «Жизнь для меня тож дественна инстинкту роста, власти, накоплению сил.-если отсутствует воля к власти, существо деградиру ет»6. Воля к власти — это не что иное, как силовая модель власти, идущая от Макиавелли и Гоббса.

Многообразие подходов в трактовке политической власти свидетельствует не только о «социологической аморфности» ее понятия, сложившегося в истории политической мысли, о чем говорилось выше. Главное состоит в многогранности самой власти как общественного феномена. Поэтому каждый из отмеченных подходов не лишен момента объективности, равно как и односторонности. Научный принцип всесторонности рассмотрения требует учета всех существенных аспектов изучаемого явления. В нашем предмете: субстанциональных и структурно-функциональных, объективных и субъективных, социально-классовых и социально-психологических, общественных и индивидуально-личностных аспектов политической власти. Однако сказанное не снимает необходимости выделить основополагающий аспект, определяющий признак данного явления. Для понятия политической власти — это акцент на сущностной стороне политики как взаимоотношения больших социальных групп по поводу их общих интересов.

Политическая власть — понятие, обозначающее реальную способность определенного класса, иной большой социальной группы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами. Власть можно определить как способ реализации общих интересов и достижения общих целей. Это всегда власть над людьми. Политическая власть характеризуется рядом признаков.

Первое. Она закономерно зарождается и утверждается в обществе как необходимая форма выражения общественных отношений прежде всего между большими социальными группами и сообществами, государственными и общественными организациями: отстаивающими их интересы. Политическая власть — свойство не индивидуальных и межличностных отношений между большими общественными группами, нациями, региональными или иными человеческими объединениями, наконец, между данным обществом и его членами. Власть — компонент общественной системы в целом. Она закрепляет приоритетность интересов и ценностей определенных социальных групп, классов или большинства населения как общих, обязательных для всех слоев народа.

Второе. Политическая власть как общественное отношение в сущности своей содержит противоречие между субъектом и объектом властвовании. Ведь речь идет о подчинении воли одних воле других, о навязывании одними своей воли и ценностей другим, что вызывает сопротивление последних. Противоречие вытекает также из асимметричности властного отношения. А именно: из определенных преимуществ, каковыми обладает властвующий субъект (статус, влияние, авторитет, информированность и т. д.). В частности, на современном этапе цивилизации всевозрастающее значение приобретает знание. Власть становится все больше действием и отношением, основанными на обладании знанием и его распределении.

Третье. Власть — это потенциал, возможность, осуществляемая в действии, во взаимоотношении субъектов, причем зависящих от условий. В этом смысле ее нельзя присвоить. Захватив власть, передать ее из одних рук в другие не означает ничего другого, кроме того, что овладеть или передать определенную совокупность средств или право, которые обеспечивают формирование и реализацию способности одних навязывать свою волю другим, управлять их поведением и деятельностью. В том числе утверждать и закреплять определенные ценности и нормы, определяющие статус и социальную^роль тех лиц, групп и организаций, которые в новой системе отношений обладают доступом к принятию общезначимых решений.

Четвертое. Политическая власть производна от общественной системы, а более конкретно — от социальной структуры и, в конечном итоге, от общественных экономических отношений. Именно в конечном итоге. Отсюда вытекает принципиальное отрицание сведения власти к сфере субъективно-волевого действия людей. Несводимость, однако, не равнозначна исключению во властеотношениях субъективно-волевого момента, в том числе и возможности его решающей роли в определенных конкретных ситуациях. С учетом сказанного следует подходить к известному тезису К. Маркса: «При исследовании явлений государственной жизни… легко поддаются искушению упускать из виду объективную природу отношений и все объяснять волей действующих лиц. Существуют, однако, отношения, которые определяют действия как частных лиц, так и отдельных представителей власти и которые столь же независимы от них, как способ дыхания. Став с самого начала на эту объективную точку зрения, мы не будем искать добрую или злую волю попеременно то на одной, то на другой стороне, а будем видеть действия объективных отношений там, где на первый взгляд кажется, что действуют только лица»7.

Следовательно, при анализе политической власти нужно иметь в виду, что за волевыми действиями людей всегда стоят объективные отношения, которые обусловливают непосредственно наблюдаемые взаимодействия индивидов и групп, за субъективно волевыми отношениями скрываются объективные взаимосвязи, потребности и интересы.

Пятое. Политическая власть, безусловно, связана с принуждением, что фиксировалось во всех истори-ко-политических взглядах, и также отмечается в современных представлениях. Тем не менее ее нельзя отождествлять только с принуждением и, тем более, с физическим насилием. Если это делалось многими политическими теоретиками в прошлом, то имелись для того объективные причины. Например, однозначное определение классиками марксизма политической власти в эксплуататорском обществе как организованного насилия одного класса над другими, относилось к характеристике диктатуры буржуазии, свидетелями которой они были. Думается, что во многом такое определение применимо и к современности, что подтверждается господством в ряде стран мира диктаторских режимов. Тем не менее в обществах, основанных на принципах демократии, политическая власть, не исключая возможности принуждения, выступает и в других формах доминирования властвующих субъектов. Главным образом как политическое влияние, доверие, сотрудничество, стимулирование и т. д. Сущность, идеал социалистического народовластия, о чем писали гуманисты-социалисты, конечно же, не сводится к принуждению, а предполагает также сознательное, добровольное участие масс в принятии политических решений.

Рассматривая понятие политической власти в широком плаке, надо подчеркнуть, что принуждение вообще не исчерпывает сущность власти. Последняя служит способом (средством) регулирования общественных отношений, совместной жизни людей, важнейшим фактором управления обществом. Современные исследователи подчеркивают, что у власти главный аспект — это управление общественной жизнью людей; она составляет неотъемлемый элемент системы социального управления, средство, обеспечивающее организованность и управляемость человеческими сообществами. Следовательно, структура властеотношений не тождественна отношению «господство — подчинение», а еще включает подсистему «управляющий и управляемый». Последняя, хотя полностью не вписывается в орбиту власти (властвовать и управлять — не одно и то же), тем не менее образует один из атрибутивных ее элементов. Власть политическую нередко понимают как управление государством.

Шестое. Политическая власть существует и функционирует в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и т. До Наиболее развитая из них — государственная власть. Это такая форма власти, которая имеет преимущественно классовый характер, опирается на специальный аппарат принуждения и располагает монопольным правом издавать законы и утверждать другие нормативные акты, обязательные для всех. Отличие государственной власти от других видов политической власти в том, что первая предполагает существование особого аппарата с присущими ему материальными средствами воздействия на людей. Она опирается на узаконенные (легитимированные) нормы и санкции, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений между людскими сообществами, поддерживается организованность и порядок, отрабатываются, принимаются и реализуются общественно-значимые, обязательные для всех решения.

Политическая власть может функционировать и без специального аппарата принуждения, не опираясь на институт права, а при помощи организации, с присущими ей нормами, не носящими правовой характер, на основе политических и идеологических ценностей (принципов, программ, идеалов). Таковой является политическая партийная власть. Ока представляет собою способность партии как целого реализовать свою единую волю по отношению к отдельным членам партии, каждой своей ячейке и каждому своему органу. Средства обеспечения партийной власти — выработанные политическим опытом принципы и нормы внутрипартийной жизни, а также единое мировоззрение и партийная идеология. Для любой партии, если это действительно политическая партия (тем более правящая), характерно превращение авторитета идей в авторитет власти.

Партийная власть как специфический вид политической власти четко выступает и функционирует в различных типах внутрипартийных отношений. Например, в Демократической партии в России. Централизация деятельности и самодеятельность партийных масс, «жесткая политическая дисциплина», антикоммунизм и вместе с тем признание общедемократических целей — эти и другие черты должны обеспечивать единство воли и действий демократической партии как целого8.

Политическая власть проявляется в различных формах общественных отношений: господство, гегемония, руководство, управление, организация, контроль.

Любая из этих форм проявления власти и все вместе взятые служат осуществлению функции защиты и реализации интересов как связанных с самим существованием данного общества, так и интересов классов и других больших социальных групп. Если говорить более конкретно, то можно обозначить такие функции политической власти:

а) обеспечение господства определенных социальных групп в обществе;

б) управление общественной жизнью людей, включая поддержание общественного порядка с позиций интересов тех или иных больших социальных групп. Государство есть выделившийся из общества аппарат управления;

в) поддержание целостности и единства общества. В авторитете верховной власти многие мыслители

прошлого видели единственное средство спасения от анархии. Безусловно правы и те из современных политологов (в частности, авторы организационно-структурной концепции), кто видит в качестве постоянной функции политической власти приведение в единство разделенного на группы, классы и прослойки общества. Трудно оспорить мысль, что общество само по себе «не представляет единства, оно об-, ладает единством только тогда, когда является политическим обществом»9.

Современная политология в числе функций власти, имеющих особое значение, отмечает функцию управления социальными, экономическими и политическими конфликтами. Любая политическая власть, отмечает французский политолог Ф. Бро, имеет своей задачей «обеспечить порядок… держать под контролем напряженность… сохранять статус-кво общества, реформировать его или революционизировать»10.

Об эффективности власти (ее силе или слабости) судят по тому, в какой мере она осуществляет свои функции. При этом важнейшим постоянно выступает критерий общественных интересов. Власть эффективна при условии: а) если адекватно отражает интересы тех социальных групп, на которые она прежде всего опирается, и вместе с тем умеет увязывать их с интересами общества как целого; б) если власть не противопоставляет себя обществу, не навязывает своих требований, противоречащих большинству его, а приспосабливает эти требования к мнению общества и одновременно формирует общественное мнение В соответствии со своими установками; в) если власть, удовлетворяя интересы и потребности тех социальных групп, на которые опирается, вместе с тем постоянно демонстрирует свою готовность идти навстречу интересам других групп, или, по крайней мере, не ущемляет их настолько, чтобы противопоставить себя этим группам.

Политическая власть не функционирует, так сказать, в одиночестве. Она взаимосвязана с другими видами социальной власти, сложившимися в истории общества.

Концентрирует их в общественных отношениях, придает им определенную направленность и характер. Образно говоря, питает их своими соками.

В политологической литературе описаны многие разновидности власти. Так, испанский политолог Ф. Лорда-и-Алайс анализирует экономическую, военную, информационную власти и власть страха (фо-бократию). При характеристике экономической власти (или плутократии) отмечается, в частности, что она представляет собой богатство, превращенное в орудие господства в обществе. Иными словами — это власть, основанная на богатстве. Ее главное средство — деньги. В настоящее время, отмечает автор, экономическая власть достигла исключительной силы консолидации. Экономическая власть как таковая и сама по себе «не прибегает к насилию», однако она способна беззастенчиво попирать все божественные и человеческие нормы. Она как бы остается за занавесом, однако в значительной степени диктует поведение действующих лиц на общественной сцене11.

Жизненно важна сегодня для общества информационная власть, основанная на преимуществе, связанном с обладанием знанием. Информационная власть обнаруживает себя посредством других форм власти. Но ее роль постоянно возрастает.

Особого внимания заслуживает административная (управленческая) власть. Политическим структурам в современном обществе приходится взаимодействовать с властью различных общественных организаций — формальных и неформальных, бороться с проявлениями власти нелегальных мафиозных сообществ.

О структуре политической власти. Политологическая наука отмечает четыре структурных уровня власти, различающихся масштабом, объемом полномочий (то есть свободы принимать решения), средствами, характером и свойствами субъектов власти.

Это макроуровень (высший уровень) — центральные институты власти; мезоуровень (средний уровень) — органы и аппараты власти, подчиненные политические институты; микроуровень (низший уровень) — связанный с малыми группами, взаимодействиями между ними; мегауровень — власть международного сообщества.

Каждый из названных уровней может подразделяться на две формы: легально-официальная, представленная в виде формализованных структур, и нелегальная (неформальная, неофициальная) — это власть влиятельных лиц, группировок, приближенных к властвующим субъектам особ, лидеров, кланов и т. д.

Отношения власти на микроуровне проникают во все общественные структуры и взаимодействуют с неполитическими видами власти — семейной, групповой, административной, педагогической и т. п. Здесь формируется социально-политическая среда, от которой зависят властеотношения на других уровнях.

Указанные структурные уровни власти присущи любой стране, в том числе нашей. С этой точки зрения, некорректны утверждения одного из известных теоретиков и политиков Г. Попова о желаемом образе власти в России. «В демократической республике власть у парламента, а на местах избирают не органы власти, а органы самоуправления — муниципалитеты»12. Автор, как видно, признает лишь высший уровень власти и отрицает нижестоящие. Если это осуществить на практике, то наше общество получит так называемую «демократическую диктатуру», о чем и мечтают многие нынешние политики, называющие себя демократами.

Политическая власть как общественное отношение характеризуется взаимодействием составляющих его компонентов: это не только субъектно-объектное, но и субъектно-субъектное отношение; это отношения по вертикали (уровни власти) и по горизонтали (различные ветви власти). В тех и других выражаются взаимодействия по типу: «побуясдение — действие», «управление — исполнение», «господство — подчинение». Проявляющийся в структуре отношений момент сопротивления господству и подчинению концентрируется в способности подвластного к самоуправлению. Отсюда следует, что направляющее воздействие субъекта власти реализуется в виде его взаимодействия с самоорганизующимся и самоуправляющимся объектом. Самоорганизация общественных групп выступает в многообразных формах: от классовой борьбы до самоуправления трудовых коллективов и самодисциплины его отдельных членов. Самоуправление также является одной из форм властёотношений.

С усложнением и прогрессом общества растет и углубляется взаимозависимость субъекта и объекта властных отношений, способность их к взаимопереходу в процессе функционирования. Властные отношения приобретают разнообразные формы единства противоположностей: организация и самоорганизация, регуляция и саморегуляция, управление и самоуправление, централизация и децентрализация, огосударствление управления и развитие общественных начал, монополизация и демонополизация управления различными сферами общественной жизни. Устойчивость властных систем зависит от того, насколько они способны удерживать эти противоположности, разрешать их и одновременно воспроизводить.

Добавить комментарий