Политика просвещения абсолютизма

Содержание

Просвещенный абсолютизм

Определение 1

Просвещенный абсолютизм – это особая, довольно специфическая форма правления, которая возникла в ряде европейских стран на определенном этапе их развития. На ее формирование и развитие, а также дальнейшее внедрение в государственную, экономическую, духовную и социальную системы особое влияние оказали идеи Эпохи Просвещения.

Просвещенный абсолютизм, в первую очередь, предполагал противостояние наиболее актуальным проблемам и вызовам современности. Например, сословное неравенство, чрезмерное вмешательство церкви в жизнь человека и в его деятельность, а также ее влияние на идейную, мировоззренческую составляющую. Просвещенный абсолютизм опирался, прежде всего, на принцип так называемых «естественных прав человека». К таким правам относятся:

  1. Равенство – отсутствие границ между бедными и богатыми, равный доступ к благам и услугам для удовлетворения собственных потребностей;
  2. Свобода – свободный доступ к благам и услугам, к товарам для удовлетворения потребностей; свобода в высказывании своего мнения, проявлений особенностей своего мировоззрения и миропонимания;
  3. Право на частную собственность – создание своего дела, получение прибыли за счет производства продуктов, товаров или услуг с возможностью здоровой и честной конкуренции.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Особенности российского просвещенного абсолютизма 440 руб.
  • Реферат Особенности российского просвещенного абсолютизма 220 руб.
  • Контрольная работа Особенности российского просвещенного абсолютизма 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Просвещенный абсолютизм в европейских странах также предполагал реформы, которые в дальнейшем позволят власти достигнуть состояния «разумного закона». Поэтому в этот период особую роль играет уровень образования и грамотности, поскольку для решения особо важных дел необходимо в идеале постигнуть грамоту, изучить законодательство, а также обладать острым умом и тонкой интуицией для принятия особо важных государственных решений.

Особенности просвещенного абсолютизма в России

Просвещенный абсолютизм в России начался чуть позже, чем в остальных европейских странах – лишь в 18 веке. Именно в нашей стране он предполагал осуществление идеала так называемого «общественного блага».

Замечание 2

«Общественное благо» – это целый комплекс, который включает в себя экономической благополучие всех слоев и категорий населения (в соответствии с их индивидуальными чертами и особенностями), безопасность народов, проживающих на территории России. В идеале, просвещенный абсолютизм привел бы Россию к такому долгожданному состоянию социальной гармонии, в которой нуждаются все категории граждан.

В то время, как в Европе уже главенствовали правила просвещенного абсолютизма, в нашей стране власти добивались принятия законов модернизации, развития торговли и прогресса в соответствии со всемирным уровнем развития промышленности. Для властей стала очевидна необходимости в приведении системы управления в такой порядок, который бы соответствовал мировому уровню, а также «духу времени». Это бы лишь укрепило неограниченную власть монарха, подкрепило бы доверие к нему со стороны народа.

Если в Европе идеи просвещенного абсолютизма были в качестве разумеющегося этапа развития, то в России он был использован именно в качестве способа разрешения очень большого количества неоднозначных явлений и социальных противостояний. Все это должно было привести к снижению напряжения в низших слоях населения, а также к усилению доверия в сторону государства и его властей. Кроме того, для России 18 век – это именно тот период, когда страна наконец стала претендовать на полноправное место и, в определенном смысле, на главную роль на международной арене, и по этой причине Екатерина Вторая достаточно активно использовала не насилие в отношении людей, а словесные способы убеждения в состоятельности власти и ее абсолютной неограниченности.

Характеристика просвещенного абсолютизма в России

В нашей стране просвещенный абсолютизм внедрялся его сторонниками с учетом неподготовленной почвы и того, что русский народ не был готов к таким резким изменениям в качественном и количественном плане. Социум, по сути, не созрел для принятия таких европейских убеждений, и уже тем более не был готов для претворения их в жизнь, как этого хотели власти. На тот момент в России не существовало ярких духовных предпосылок к дальнейшему пути и переходу к подобной системе государственного управления.

К тому же, стоит отметить, что большая часть населения – это непросвещенные и неграмотные люди, а буржуазия, которая распространялась в Европе, именно в России практически отсутствовала. В обществе царили идеи патриархата, а развитию как раз мешал сам характер и стиль властвования. Власть монарха была абсолютной, касалась совершенно каждой сферы жизни человека. При этом сами власти не хотели отказываться от своих полномочий, и это привело к тому, что процессы просвещенного абсолютизма в России носили очень противоречивый характер, достаточно долго адаптировались к российским реалиям, а от некоторых принципов пришлось вовсе отказаться для того, чтобы ситуация в стране не усугубилась еще сильнее.

Некоторые современники предполагают, что противоречивость просвещенного абсолютизма в России – это не незапланированная акция, а специальный ход самой Екатерины Второй, чтобы ввести в заблуждение европейские страны. Она стремилась скрыть истинный характер собственной власти. Исследователи отмечают, что «Екатерина Вторая и идеи просвещенного абсолютизма в России 18 века – это сочетание продворянского правления, от которого так и не смогли отказаться, и либеральных идей, которые постепенно внедрялись в реалии России того времени. Императрица стремилась сделать Россию и ее народ грамотным, «просвещенным», не отстающим по уровню от народа, проживающего в Европе. По сути, она хотела создать людей по своему образу и подобию, поскольку являлась выдающимся персонажем: владела несколькими языками, учила их, а также историю и традиции. Одновременно активно интересовалась идеями французских просветителей, которые как раз и оказали особое влияние на ее мировоззрение и дальнейшие реформаторские действия.

Характерная в развитии целого ряда стран Европы и пришедшая в Россию ко второй половине восемнадцатого века политика — просвещенный абсолютизм — принесла в отживающее феодальное общество преобразования, которые снизошли на государства сверху, то есть от правителей обновлённых государств. Устаревшие институты вроде сословных привилегий, цензурных запретов, подчинения государству церкви постепенно меняли свой облик.

Философствующие государи

Просвещенный абсолютизм модернизировал руками монархов судопроизводство, образование и многие другие области общественной жизни. Советники государей полностью опирались на учения французских философов восемнадцатого века — Монтескье, Руссо, Вольтера. В социальной и политической сферах царил консерватизм, укреплявший позиции дворянства, которые служили опорой для абсолютизма. С другой стороны, просвещенный абсолютизм видится политикой социальной демагогии, которая лукаво использует лозунги просветителей, чтобы сохранить старые порядки.

Тем не менее новый стиль жизни и его порядок целиком и полностью поддерживали Иосиф II Австрийский, Фридрих II в Пруссии, Екатерина Великая в России и отчасти сын её Павел. Просвещенный абсолютизм оставил яркий и благоприятный след в российской истории, несмотря на то что несколько первых лет царствования Екатерины Великой отмечены державной неуверенностью — всё-таки она не была прямой наследницей и не могла не почувствовать некую шаткость своего трона. Екатерина была всего лишь женой Петра III, внука Петра Великого. Родом она из Германии, носила фамилию Ангальт-Цербская с именем, по-немецки длинным, София-Августа-Фредерика-Эмилия.

Путь к трону

Она приехала в чужую страну в шестнадцатилетнем возрасте и отнеслась к новым обрядам и обычаям с исключительным уважением: быстро и качественно выучила язык, крестилась в православие как Екатерина, много читала, занимаясь самообразованием, внимательно относилась к государственным делам. И внешне она как никто другой короны российской была достойна. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 в свете всего вышеизложенного не могла не получить поддержки среди всех слоёв общества. Царственной поступью белокожая и черноглазая Екатерина вошла не только в доверие, но и снискала огромную любовь русского народа.

Однако царь Пётр III жену почему-то не любил, на неё сыпались угрозы, среди которых наименее страшной было заточение в монастырь. Страной он управлять не любил и не хотел, дворянство и гвардия были раздражены этим чрезвычайно. А вот жена его своим неимоверным желанием стать русской очень пришлась по душе окружающим, у неё появились не просто фавориты, но люди, способные отдать за неё жизнь. Вот по совету братьев Орловых и свершилось злодеяние, положившее конец эпохе дворцовых переворотов, хотя и само было не более чем переворот. Измайловские гвардейцы встали горой за будущую императницу, а Пётр был убит заточённым в своём имении. И началась политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2.

Манифесты и временщики

Буквально сразу после случившегося переворота Екатерина опубликовала императорский манифест, где даже сам строй русского государства изобличался как зло, поскольку самодержавие практически всегда не отличалось человеколюбивыми и добрыми качествами, а все пагубные последствия всегда были причиной такого отсутствия. Манифестом царица пообещала внести в жизнь государства законность, в том числе и в саму государственную власть. Так хорошо начинался просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Но видимо, для создания по-настоящему правового государства время ещё не пришло. Тем не менее в самые первые годы её царствования графом Паниным был составлен замечательный проект, призванный сдерживать с помощью Императорского совета самодержавную власть. Однако воплотить его в жизнь так никогда и не удалось. Единственное, что в рамках этого проекта было сделано, — это раздел Сената на департаменты. Центральное управление осуществлялось по большей части временщиками и фаворитами, такими как князь Потёмкин и граф Орлов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II тем не менее пусть со скрипом, но проникал в жизнь разных слоёв русского общества.

Под влиянием Вольтера

Императрица активно переписывалась с Вольтером, много писала сама, поскольку ею навсегда и глубоко овладели идеи просвещения, господствующие в Европе. Она признавала в себе исключительно республиканскую душу, даже продолжая единоначально царить в тронном зале. Екатерина писала, что самое главное для страны — это законы. В двенадцати объёмных томах её сочинений были исследования не только относительно права, но и по философии, истории, даже сравнительному языковедению. Одновременно царица занималась плотно и прямой законодательной деятельностью: составляла указы, комиссии для сочинения нового уложения, где работали депутаты не только со стороны дворянства, но и обычные горожане, крестьяне и казачество.

Соборное уложение 1649 года сильно устарело, поэтому назрела острая необходимость составления нового свода законов. Под влиянием Монтескье императрица для новой Уложенной комиссии составила наказ о свободе и равенстве граждан, о веротерпимости, о смягчении крепостничества, о началах настоящей конституционной монархии. Депутаты были настолько впечатлены, что осыпали её титулами Премудрой, Великой и Матери Отечества, что не помешало им задачу свою не выполнить и новое уложение не составить. Потому что на деле Екатерина самодержавие всячески укрепляла, крепостничество расширяла: Малороссия тоже стала рабской, на господ запрещено было жаловаться. Это был пик развития крепостного права на Руси.

Привилегии дворянству и рождение буржуазии

Церковные земли подверглись секуляризации, Екатерина обратила их в государственную собственность. Зато дворянству были предоставлены новые сословные преимущества посредством жалованной грамоты, где свобода и вольность дворян подтверждались, служба их государству перестала иметь обязательный характер, они могли стать подсудными только со стороны собственного сословного суда, не подлежали телесным наказаниям. Сословные дела решались губернскими дворянскими собраниями и лично предводителем дворянства. Так просвещенный абсолютизм XVIII в. создал классовую организацию русского дворянства.

Также свою жалованную грамоту получили и города, где появилась возможность зарождения как класса русской буржуазии. Население в городах разделилось на шесть разрядов. Именные граждане высшего разряда — владельцы земель и домов в городах, купцы по гильдиям (даже низшие, третьей гильдии купцы имели капитал не ниже тысячи рублей, менее состоятельные оставались в ранге торговцев, то есть мещан). Также были люди посадские, цеховые ремесленники и низшие — чернорабочие. Однако внутренняя политика просвещенного абсолютизма вполне смогла предоставить городам самоуправление. Городская дума избиралась всеми шестью слоями населения, исполнительным органом являлась дума шестигласная — от каждого разряда горожан свой представитель. Выборы имели основой имущественный ценз, соответственно, формирующийся класс буржуазии составлял большинство среди избранных.

Противоречия

Просвещенный абсолютизм в Европе и России имел одни и те же корни, хотя развитие его в разных государствах значительно отличалось друг от друга. Для политики Екатерины было характерно как укрепление самодержавия и крепостничества, так и отход от тоталитаризма и формирование не вполне зависимых от центральной власти слоёв населения. Здесь показали себя все противоречия просвещенного абсолютизма, присущие, впрочем, и остальным европейским странам.

Международная деятельность Екатерины Великой развивалась под теми же лозунгами свободы и равенства, однако восточный вопрос был решён Екатериной жёстко: две удачные войны с Турцией дали России выход в Чёрное море, присоединили Таганрог, Очаков и Азов, уничтожили турецкий флот в Чесменской бухте, что послужило правом прохода судов через Дарданеллы и Босфор, впервые была признана независимость Крыма, присоединённого вместе с Кубанью к Российской империи, а также под покровительством России оказалась Грузия. Время просвещенного абсолютизма значительно расширило территорию страны и её внешние связи.

Консерватизм

Все монархи Европы, преследовавшие цели просвещенного абсолютизма, понимали, что базовые устои старого порядка для своей незыблемости требуют неких перемен. Все правители того времени из Австрии, Пруссии и других стран были реформаторами консервативными. Преобразования были примерно одинаковы: поощрялась торговля, развивалось образование, ограничивалась сфера деятельности отдельных цеховых структур, предпринимались попытки оптимизировать госуправление и финансы. Последние, так же как модернизация аграрных отношений, были затронуты чрезвычайно осторожно, с почти незаметным результатом.

Элита изменила взгляд на жизнь. Черты просвещенного абсолютизма наложились на всё общество и государство. Иерархия ценностей трансформировалась, поскольку ими оперировало всё окружение просвещённых монархов. Если ранее господствовали церковные догматы, определяя нормы взаимоотношений в повседневной жизни, обосновывая принцип государственного устройства, то теперь появилось стремление обосновать и объяснить жизнедеятельность общества со всех сторон. Науки и искусства получали невиданное покровительство, и это считалось хорошим тоном. Таким образом, в период просвещенного абсолютизма начался постепенный переход к гражданскому обществу.

Европейская цивилизация

В странах Европы начали изменяться взгляды на сущность государства, интересы их с середины семнадцатого века подвергались жёсткой критике, и в процессе формирования новой концепции укреплялись системные начала международных отношений, сплачивались отдельные страны в один комплекс, вырабатывавший общие нормы и укреплявший правовые начала. Идеи просвещенного абсолютизма гибко использовали лозунги просветителей и социальную демагогию, но стояли на страже сохранения прежних порядков, то есть послужили одним из этапов эволюции монархии, который привёл Европу к созданию единой цивилизационной системы.

Философы

Просветительская идеология господствовала в философских предпосылках к абсолютизму, когда были сформулированы главные положения этой концепции в общественном развитии.

  • Англичанин Томас Гоббс предъявил миру собственную теорию, по его гипотезе, государство возникало как исполнитель общественного договора, который призван защищать людей в агрессии конкурентной борьбы.
  • Жан-Жак Руссо был уверен в том, что граждане государства, которое защищает их права, должны содействовать его благу, подчинять собственные интересы всеобщим законам, а также он обосновал теорию превосходства республиканского государства над монархическим, поскольку первое обеспечивает управление по демократическим постулатам.
  • Шарль Монтескье обрисовал черты просвещенного абсолютизма по принципу разделения властей. Он же сформулировал постулат о сохранении свободы, которая зиждется на основе закона, это было совершенно новое для того времени понятие. Просвещенный абсолютизм предполагал разделение судебной, исполнительной и законодательной власти, их полную независимость.
  • Дени Дидро всю жизнь боролся с засильем церкви, поскольку считал её требования к человеку не слишком разумными, а следовательно, недостаточно справедливыми.
  • Джон Локк обосновал важнейшие права человека: право на собственность (результат труда), право на свободу и право на жизнь.

Идеи просвещенного абсолютизма, присутствовавшие во всех теориях, были основаны на вере во всесилье разума: равенство перед законом всех граждан без исключения, вне зависимости от положения в обществе, право обращаться в органы управления любого уровня, лишение прав церкви на управление светской властью, гуманное уголовное право, неприкосновенность собственности, поддержка науки и техники со стороны государства, свобода печати, аграрные реформы, справедливое налогообложение. Философы уповали на мудрецов, сидящих на тронах. Это и было главной ошибкой просветителей.

Упадок абсолютизма

Уже во второй половине восемнадцатого века утвердившийся в Европе абсолютизм, давший монархам неограниченную власть, понемногу начал клониться к упадку. В Англии король перестал быть божией милостью, это была милость парламента. Во Франции окрепшая буржуазия уступками феодальной аристократии довольствоваться перестала, подводя к кровавой развязке. Остальные европейские страны пока возможности абсолютизма не исчерпали, дворяне господствовали даже при становлении капитализма.

Так происходило в Пруссии, Австрии, Дании, России, Испании, Швеции, Италии, Португалии. Активная деятельность самодержавия была характерна для всех этих стран, но направлена она была на закон, закрепляющий крепостничество, на усиление дворянских привилегий, на расширение государственных границ, на покровительство торговли и промышленности, на жестокость подавления народных восстаний. И как обычно, сохранялись противоречия между реакционной крепостнической политикой и официальной либеральной идеологией.

Абсолютные плюсы

Явный парадокс: идеи просвещения, в корне враждебные абсолютизму, постоянно использовались для его оправдания. И государи, и министры поголовно увлекались философскими трактатами просветителей, где были обрисованы картины нового общества, разумного, с монархом-преобразователем, который советуется с придворными философами. Вольтер, например, дружил близко с прусским Фридрихом, переписывался с русской Екатериной. То есть философы хотели преобразований без пролития крови, умными реформами сверху. Монархов такая точка зрения, естественно, удовлетворяла.

Благодаря просветителям были проведены самые неотложные реформы в государствах с абсолютной монархией. Сословные привилегии отчасти устранены (налоги стали взиматься и с дворян), в Австрии крепостное право отменено, во многих других странах прошли аграрные реформы, церковь расставалась со своими землями и подпадала под контроль со стороны государства. Монашеские ордена закрывались. В Португалии иезуиты изгнаны из страны, а их громадные богатства конфискованы. Монастыри сократили число. Началось светское образование. Обществу прививалась веротерпимость. Чудовищные пытки Средних веков постепенно искоренялись из судебной практики. Прекратилась «охота на ведьм».

Конец абсолютизма в Европе

Основательно подкосила эту политику революция во Франции. Правительства всех европейских стран были чрезвычайно напуганы, многие даже частично или полностью закрыли свои границы для революционной заразы. И всё равно к концу восемнадцатого века время просвещенного абсолютизма практически закончилось. Жить по-старому, держать ситуацию под контролем стало чрезвычайно сложно. Ни разросшийся до невероятных размеров государственный аппарат, ни льготы, которыми покупалась лояльность аристократии, ни увеличение армии — ничто не могло остановить хода истории.

Денег требовалось всё больше, и обеспечить их приток могла только развитая экономика с рыночными принципами, а мелочность старого порядка никак не могла обеспечить скачок к социально-экономическому благополучию. Отдельные реформы просвещенного абсолютизма не принесли желаемого результата. Однако было политизировано общественное сознание, что способствовало революционным настроениям.

Эпоха просвещённого абсолютизма – один из интереснейших и противоречивых периодов в истории развитии государств, что он собой представляет: политику, пытающуюся с помощью просветительских идей сохранить имеющиеся порядки, но при этом одновременно способствует развитию буржуазного общества, или это своеобразный этап эволюции абсолютизма.

Сущность, понятие и зарождение «просвещённого абсолютизма»

Сущность и понятие просвещённого абсолютизма

Во второй половине XVIII века в странах с абсолютистской формой правления повеяло переменами. Этот период в истории обозначили как эпоха просвещённого абсолютизма – новая политика абсолютизма, возникшая на переломе двух систем (феодальной и капиталистической), направленная на преобразование пережитков феодального общества.

Зарождение просвещённого абсолютизма

Идеи новой политики были заложены ещё знаменитыми общественными деятелями, философами эпохи Просвещения, однако истинным родоначальником считается король Пруссии Фридрих II. Хотя одновременно с Пруссией эти же процессы начались и в Австро-Венгерской империи, именной прусский монарх является первым, кто начал проводить в середине XVII века кардинальные на тот период реформы. Концом эпохи считает кровопролитная буржуазная революция во Франции 1789 года.

Признаки, цели и задачи новой политики

Признаки просвещённого абсолютизма

  1. Реформирование с заботой и пользой для государства и населения;
  2. Активная деятельность и участие в управлении государством монарха;
  3. Покровительство и развитие промышленности и торговли;
  4. Централизация власти, сохранение монархии;
  5. Ослабление влияния церкви;
  6. Ограничение деятельности цехов.

Цели и задачи

  1. Проведение рациональных прогрессивных преобразований, сохранив при этом основы абсолютизма;
  2. Устранение феодальных пережитков мирным путём;
  3. Ослабление влияние церкви;
  4. Поощрение и развитие торговли, образование.

Предпосылки эпохи просвещённого абсолютизма

Как и любое историческое явление этот период имеет свои истоки и предпосылки:

  1. В ряде европейских стран длительный период назревал кризис абсолютизма, причиной которого было стремительное развитие капитализма, а старые абсолютистские порядки это развитие сдерживало. Во Франции, например, противоречия достигли пика – и вылились в революцию;

  2. Эпоха Просвещения и её передовые идеи.

Влияние эпохи просвещения на формирование такого явления как «просвещённый абсолютизм»

Эпоха Просвещения и её видные деятели сформулировали в своих учениях основные принципы, на которых впоследствии и базировалась политика просвещённого абсолютизма: теория Монтескьё о разделение властей, теория общественного договора Гоббса, теория прав и свобод Локка. Многие из них

Эпоха просвещённого абсолютизма в разных странах

Государство

Правитель

Реформы

Пруссия

Фридрих II

  • Запрещён сгон крестьянского населения с их земельных наделов;
  • Ограничение монополии цехов;
  • Упразднение таможни;
  • Запрет на экспорт ряда сырья и импорт многих изделий и продуктов;
  • Создание и поддержка мануфактур;
  • Введение обязательного начального образования;
  • Разрешена свобода вероисповедания;
  • Судебная реформа: равность суда;
  • Финансовая реформа.

Австро-Венгрия

Мария Терезия и её сын Иосиф II

  • Введение всеобщего налога для всех сословий;
  • Уничтожение крепостничества;
  • Ограничение влияния католической церкви, конфискация части церковных земель;
  • Введение обязательного начального образования. Образование стало более светским;
  • Строительство школ, университетов, библиотеки;
  • Поощрение развитие торговли: мануфактурное производство, развитие внутреннего рынка;
  • Судебная реформа;
  • Аграрная реформа;
  • Упразднена цензура;
  • Военная реформа.

Российская империя

Екатерина II

  • Были отменены монополии, запрещён вывоз хлеба за границу, снизилась цена на соль, отменены внутренние таможенные сборы;
  • Закон против взяточничества;
  • Принцип бессословного образования, создание учреждений образований;
  • Начали издаваться общественно-политические журналы;
  • Запрет на продажу крестьян для промышленных предприятий.

Отличие европейского просвещённого абсолютизма от российского

  • Самым главным отличительным признаком политики просвещённого абсолютизма в Российской империи от аналогичной политики в ряде европейским стран является её социально-политический консервативный уклон: если в Европе стремились к уничтожению крепостничества, то в России оно только укреплялось;

  • Он сформировался не на основе столкновения двух систем феодальной и буржуазной.

Итоги политики просвещённого абсолютизма

В результате политики просвещённого абсолютизма изменились взгляды на мир, общество, государство: если раньше люди руководствовались церковными правилами, то сейчас большую роль стало играть государство в регулировании множества сторон жизни людей, особенно это касается образование. Кроме того, во многих странах было упразднено крепостничество, были сделаны первые предпосылки к гражданскому обществу, однако всё равно в первую очередь отстаивались интересы дворян.

Своеобразие исторической ситуации, складывавшейся в России на протяжении XVIII века, превращало ее в страну, где концепция «просвещенного абсолютизма» находила, казалось бы, свое реальное воплощение.

Наиболее серьёзный вклад в развитие абсолютизма как системы внёс Пётр I. В 1721 г. сенат присвоил ему титул императора, и Россия стала именоваться империей. Пётр сосредоточил в своих руках всю полноту власти, отстранив от участия в государственных делах и патриарха (главу Русской Православной церкви), и Боярскую думу, которые могли, так или иначе, противодействовать единовластию царя. Во времена его правления абсолютная монархия впервые получила законодательное оформление. В Воинском уставе 1716 г. один из артикулов (от лат. articulus – «статья») гласил: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению, управлять». А в Духовном регламенте 1721 г. для Церкви было записано: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Пётр Великий много внимания уделял общественному мнению. По высочайшему указанию издавались переводы иностранных книг и составлялись произведения отечественных мыслителей о целесообразности и закономерности неограниченной монархии, укрепления империи, борьбы с несогласными. Трактат «Правда воли монаршей», написанный Феофаном Прокоповичем, напечатали в десятках тысяч экземпляров и распространили среди грамотного населения. В «Правде» доказывалось, что абсолютная верховная власть дарована императору свыше для блага подданных и отечества, а все его деяния оправданы, кроме «вредных».

Абсолютная монархия не могла обойтись без укрепления экономического могущества страны. Развитие государства не мыслилось без промышленного прогресса, строительства мануфактур, развития горнозаводского дела. Пётр поощрял предпринимательство и торговлю, те отрасли сельского хозяйства, которые обеспечивали сырьём промышленность, армию и флот.

Несомненные политические успехи России в ходе Северной войны, активная реформаторская деятельность Петра I и особенно его заботы по развитию в стране просвещения и наук служили для этого веским основанием. Сам Петр I меньше всего заботился о том, чтобы заслужить лавры «просвещенного монарха». Однако заданный им пример «труженика на троне», а главное, результаты его преобразований определили на несколько десятилетий тот эталон, которым общественное мнение XVIII века измеряло требования, предъявляемые к венценосцам.

В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ. Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции, и ее хранителя — русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны.

Парадокс петровской реформы сводился к тому, что вестернизация России, носившая насильственный характер, укрепляла основы русской цивилизации — самодержавие и крепостничество, с одной стороны, вызывала к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой, провоцировала антимодернизационную и антизападническую реакцию сторонников традиционализма и национальной самобытности.

Преемники Петра I на российском престоле оказались в большинстве своем мало достойными в продолжении его политики. Но с началом царствования Екатерины II апелляции к концепции «просвещенного абсолютизма» вновь обнаруживают в условиях России свою актуальность. При этом императрица, в отличие от царя-реформатора, открыто объявляет о своей приверженности новейшим теориям просветителей.

Петра III в июле 1762 г. сменила на престоле его супруга Екатерина II, царствовавшая 34 года. В отличие от своих Предшественников она была умным государственным деятелем, хитрым и ловким политиком, тонким дипломатом, оставившим заметный след в истории России. Ей посвящена огромная литература, оставленная ее современниками и историками последующих лет.

В царствование Екатерины II был осуществлен ряд крупных мероприятий как во внутренней, так и во внешней политике, но проводились они во многом крепостническими методами. Начала свое царствование Екатерина II с того, что подтвердила положение Манифеста о вольности дворянства и щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковного землевладения. В результате у церкви было отнято более миллиона душ крестьян и для управления ими создана специальная коллегия — Коллегия экономики. Барщина для крестьян была заменена денежным оброком. К ним перешла большая часть земли, на которой они несли барщину в пользу монастырей. В то же время в пользу крепостников в 1765 г. был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян. В августе 1767 г. Екатерина II издала самый крепостнический указ за всю историю существования крепостничества. Этим указом любая жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением.

В то же время период царствования Екатерины II вошел в историю как век «просвещенного абсолютизма». Императрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской прокрепостнической политики она использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учеными — просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещенном и гуманном монархе.

Царствование Екатерины II сопровождалось невиданным разгулом фаворитизма. Непрерывной смене фаворитов сопутствовали щедрые пожалования им земли, крестьян, денег, дворов, званий, орденов.

Серия указов 60-х гг. венчает крепостническое законодательство, превратившее крепостных крестьян в людей, совершенно не защищенных от произвола помещиков и обязанных безропотно подчиняться их воле. По указу 17 января 1765 г. помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу.

Юридически помещики были лишены лишь одного права — права лишить своих крепостных жизни.

В «просвещенный век» Екатерины огромных размеров достигла торговля крестьянами. Принятые в эти годы указы свидетельствовали о развитии крепостничества вглубь. Но крепостное право развивалось и вширь, включая в сферу своего влияния новые категории населения.

Указ царского правительства от 3 мая 1783 г. запрещал крестьянам Левобережной Украины переход от одного владельца к другому. Таким образом, юридически было оформлено крепостное право на Левобережной и Слободской Украине.

Вторую половину XVII в. отличает резкое повышение социально-политической активности населения: владельческих, монастырских и приписных крестьян, работных людей мануфактур, народов Поволожья, яицких казаков. Своего апогея эта активность достигла в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева в 1773-1775 гг.

Крестьянская война закончилась поражением. Пугачевскому движению были присущи те же черты, что и другим крестьянским войнам до и после него: стихийность, локальность, отсутствие четких представлений о будущем устройстве общества. 10 января 1775 г. Пугачев и его соратники были казнены на Болотной площади в Москве

Тем временем царское правительство продолжает осуществлять реформы, начатые еще до восстания Пугачева.

В 1775 г. правительство приступило к реформам, положившим начало пути социально-экономического и политического развития страны в аспекте просвещенного абсолютизма.

Была создана разветвленная сеть губернских и уездных органов власти, которая позволила усилить надзор за населением. Осуществление этого надзора передавалось в руки дворян. Так была реализована давняя мечта дворян о создании своих корпораций и сословных учреждений.

Проведение на практике реформы местных органов власти значительно увеличило штат чиновников. Определенные выгоды от реформы извлекло также городское население, особенно верхушка купечества. Горожане получили свои выборные органы власти в виде городских дум. Параллельно с ними городом управлял городничий, назначаемый правительством. Правительство осуществило также ряд мер в пользу купечества. Так, манифестом 1775 г. была объявлена свобода предпринимательства.

Процесс оформления привилегий дворян и купцов завершают две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» и «Жалованная грамота городам». Одновременное их опубликование (21 апреля 1785 г.) свидетельствует о стремлении самодержавия консолидировать силы, на которые оно опиралось, — дворянство и верхушка городского населения, в основном торговое купечество. Обе грамоты сводили воедино привилегии, в разное время предоставленные дворянам и купцам, и вместе с тем расширяли их права.

Добавить комментарий