Полномочия министерства финансов в области финансов

Информация об изменениях:

Статья 165 изменена с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ

См. будущую редакцию

Статья 165 изменена с 20 июля 2020 г. — Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 216-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 165. Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 165 БК РФ

Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:

на основании и во исполнение настоящего Кодекса, иных актов бюджетного законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;

организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации;

ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации, а также утверждает порядок, формы и сроки представления в Министерство финансов Российской Федерации реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации, свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации;

разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;

См. Методические указания по распределению бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.

разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

осуществляет по решению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями;

разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и является уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные внутренние и внешние заимствования, разрабатывает программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации;

представляет Российскую Федерацию в договорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации;

представляет Правительство Российской Федерации на переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и предоставляет (выдает) от имени Российской Федерации государственные гарантии Российской Федерации;

ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;

учитывает представляемую органами, ведущими государственные долговые книги субъектов Российской Федерации, информацию о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;

осуществляет управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации;

организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядки составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета, кассового плана исполнения федерального бюджета, а также утверждения (изменения), доведения (отзыва) лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета;

устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, порядок формирования и ведения обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, используемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, порядок составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений;

устанавливает порядок формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, определенных указанным порядком;

составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета в Федеральное казначейство;

представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;

устанавливает единую методологию бюджетной классификации Российской Федерации, бюджетной отчетности, методологию порядка формирования информации по статистике государственных финансов;

утверждает коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющиеся в соответствии с настоящим Кодексом едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

утверждает коды бюджетной классификации Российской Федерации, порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по операциям, связанным с кассовыми поступлениями, не являющимися доходами и источниками финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза, регулирующим порядок зачисления и распределения таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств — членов Евразийского экономического союза, порядок зачисления и распределения специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также особенности уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования;

разрабатывает проекты методик распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета);

направляет в финансовые органы субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета);

устанавливает порядок представления финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) показателей бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);

обеспечивает предоставление бюджетных кредитов, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

осуществляет методологическое руководство подготовкой и устанавливает порядок формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также обеспечивает соблюдение главными распорядителями средств федерального бюджета (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета) соответствия обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) федерального бюджета установленным требованиям;

устанавливает единую методологию бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

абзац утратил силу с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

См. предыдущую редакцию

осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

осуществляет нормативное и методическое обеспечение управления средствами Фонда национального благосостояния и управляет этими средствами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

обладает правом приостановления предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии со статьей 130 настоящего Кодекса;

в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при предоставлении государственной гарантии Российской Федерации осуществляет проверку (анализ) финансового состояния принципала, проверку достаточности, надежности и ликвидности предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу, а также мониторинг финансового состояния принципала, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Российской Федерации;

устанавливает основания, порядок и условия списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц;

устанавливает порядок размещения, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов Российской Федерации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;

осуществляет нормативное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, а также методическое обеспечение такой деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований;

осуществляет нормативное и методическое обеспечение осуществления (анализа осуществления) внутреннего финансового аудита, проведения финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), главными администраторами бюджетных средств мониторинга качества финансового менеджмента, а также осуществляет методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля;

исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

представляет в судах интересы Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) иными нормативными правовыми актами;

определяет состав и устанавливает порядок размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, а также порядок его создания и ведения;

Положения абзаца сорок четвертого статьи 165 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ) применяются с 1 января 2016 г.

формирует и ведет реестр источников доходов Российской Федерации, реестр источников доходов федерального бюджета;

устанавливает федеральные стандарты внутреннего финансового аудита;

устанавливает формы документов, необходимых для реализации полномочий, установленных настоящей статьей;

устанавливает перечень платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информация о которых не размещается в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

осуществляет методическое обеспечение планирования и исполнения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях реализации инициативных проектов, а также формирования финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) информации о соответствующем бюджете в доступной и понятной для граждан форме;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Основной задачей федеральных министерств является осуществление координации и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Таким образом, входящее в систему органов правительственного финансового контроля Министерство финансов РФ выполняет в основном координационные функции, контролирует входящие в его состав федеральные службы. Федеральные министерства осуществляют нормативно-правовое регулирование, заключающиеся в издании обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

В свою очередь федеральные службы являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Функции федеральных служб заключаются в:

  • · осуществлении действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных общеобязательных правил поведения;
  • · выдачи органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
  • · регистрации актов, документов, прав, объектов, а также издании индивидуальных правовых актов.

В ведении Министерства финансов РФ находятся Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, а в ведении Правительства РФ — Федеральная таможенная служба. Данные федеральные службы выполняют функции по контролю и надзору, в том числе непосредственно функции финансового контроля.

Таким образом, теперь разные органы исполнительной власти устанавливают правила и контролируют их исполнение. Это разделение полномочий положительно сказалось на качестве осуществляемого финансового контроля.

Данное разделение функций не касается Министерства внутренних дел, которое пока продолжает оставаться одновременно органом, выполняющим правотворческие функции, и органом, осуществляющим контроль и надзор.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр и пари, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной служб.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. Минфин принимает:

  • · формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
  • · порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
  • · формы и сроки представления отчетности о лотереях;
  • · нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб.

Необходимо обратить внимание на то, что осуществляя нормотворческие функции в финансовой деятельности, Министерство финансов оказывает значительное влияние на финансовую политику в целом, определяя направления ее развития, в том числе, осуществляя правовое регулирование порядка осуществления различных видов финансового контроля.

Существенное воздействие на налоговые отношения оказывает нормотворческая деятельность Минфина России в смежных областях правового регулирования, для которых акты Минфина России общеобязательны.

Так, к компетенции Минфина России отнесено регулирование бухгалтерского учета, утверждение планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, инструкций по их применению и порядку составления отчетности. Поскольку в соответствии со ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета, обязательные для применения налогоплательщиками правила бухгалтерского учета воздействуют на определение суммы налога.

Таким образом, Минфин остается основным органом исполнительной власти, определяющим порядок осуществления налогового контроля в России.

Цели и задачи финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований в целом аналогичны целям и задачам Министерства финансов РФ с учетом уровня их компетенции — это проведение бюджетной и налоговой политики на соответствующей территории, разработка проектов и исполнение бюджетов, концентрация финансовых ресурсов субъекта РФ или муниципального образования.

1. Участниками налоговых правоотношений являются следующие финансовые органы:
Министерство финансов РФ;
министерства финансов республик — субъектов РФ, финансо­вые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов;
финансовые управления (департаменты, отделы) администра­ций муниципальных образований.

2. Министерство финансов РФ (далее — Минфин РФ) как участ­ник налоговых правоотношений в соответствии с возложенными на него государственными задачами выполняет самые различные функции в сфере налогообложения’.
разрабатывает предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы;
участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;
разрабатывает проекты нормативов отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Федерации;
координирует в пределах своей компетенции политику феде­ральных органов исполнительной власти, на которые возложе­на ответственность за обеспечение своевременного поступле­

ния налогов и сборов в федеральный бюджет;

*

• аккумулирует

информацию

об

установлении

региональных

и

местных налогов или сборов и др.

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в России и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Правовой статус Минфина РФ определен Конституцией РФ, федеральными за­конами и «Положением о Министерстве финансов РФ», утвер­жденным Постановлением Правительства РФ 06.03.98 N°’273 (в ред. от 27.08.2003).
Министерство финансов РФ вправе принимать следующие ре­шения об изменении порядка исполнения и размера налогового обя­зательства’.
об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов (отсрочка, рассрочка) для отдельного налогоплательщика. Из­менение сроков уплаты региональных и местных налогов и сборов относится к компетенции соответственно финансовых органов субъекта Федерации и муниципального образования (ст. 63 НК РФ);
о предоставлении инвестиционного налогового кредита (ст. 66 НК РФ).

Основные задачи Минфина России:

проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики;

концентрация финансовых ресурсов;

разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

разработка методологии составления бюджетов всех уровней и

отчетов об их исполнении, а также методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетность.

В сфере налоговых отношений основная цель Минфина России — проведение эффективной налоговой политики путем прогнозирования налоговых поступлений и внесения предложений по совершенствованию системы налогов.

Необходимо учесть, что в структуре центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации функционирует организационно обособленная система органов Федерального казначейства. Как правило, непосредственными участниками налоговых отношений (например, при распределении регулирующих налогов между уровнями бюджетной системы) со стороны Минфина России выступают именно органы Федерального казначейства.

Основные задачи органов Федерального казначейства:

кассовое исполнение федерального бюджета;

управление доходами и расходами федерального бюджета;

краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование поступления и расходования средств федерального бюджета;

сбор информации о состоянии государственных финансов3.

В сфере налоговых отношений основной целью органов казначейства является своевременное и полное зачисление всех сумм налогов, уплаченных в федеральный бюджет, на единый казначейский счет федерального бюджета (кассовое исполнение бюджета по налоговым доходам). Для этой цели Федеральное казначейство располагает разветвленной сетью территориальных органов по всей стране. Налогоплательщики перечисляют налоги на счета соответствующего отделения казначейства по месту своего нахождения. Отделение казначейства переводит все полученные суммы на единый счет федерального бюджета. Тем самым все налоговые доходы федерального бюджета консолидируются на одном счете.

Если налогоплательщик уплачивает регулирующий налог, который распределяется в долях между бюджетами различных уровней, отделение казначейства, получившее платеж, делит сумму налога и переводит соответствующие доли на единый счет федерального бюджета субъекта Федерации и (или) муниципального бюджета.

Добавить комментарий