Понятие и сущность норм права

11.2. Понятие и признаки норм права

Следует иметь в виду, что наряду с термином «норма права» используются такие термины, как «юридическая норма», «правовая норма». Все они обозначают одно и то же. Норма права — это первичная, элементарная часть права. Нормам права присущи все признаки социальных норм. Кроме того, они обладают своими специфическими признаками, которые отличают их от иных социальных норм.
Норма права — это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.
Признаки нормы права:
1) является социально-волевым правилом поведения. В нем выражено веление, воля государства. Оно обращено к сознанию, воле адресатов, субъектов права. Прежде чем реализоваться, это правило должно пройти через сознание и волю своих адресатов, т.е. должно быть осознано, воспринято адресатом нормы, и оказать влияние на его волю, склонить адресата к поведению согласно требованию нормы;
2) норма права — это общеобязательное правило поведения (т.е. неперсонифицированность). Это значит, что норма права носит общий характер, относится не к конкретному субъекту, а ко всем гражданам государства или к определенному их кругу. Это значит, что норма права является обязательной для всех, к кому она адресована. Субъективное отношение к норме права ее адресатов не лишает норму общеобязательности. Адресаты нормы могут оценивать ее отрицательно, считать ее несправедливой, неэффективной и т.д. Однако такая оценка безразлична общеобязательности нормы права, она и при таком отношении должна соблюдаться;
3) норма права — это регулятор общественных отношений, которые проявляются в поведении, в действиях людей. Нормы права регулируют отношения путем предоставления своим адресатам, субъектам права, юридических прав и возложения на них юридических обязанностей;
4) нормы права — формально определенные правила поведения. Формальная определенность норм состоит в том, что они точно, четко, определенно описывают обстоятельства, на которые они распространяются, четко и определенно фиксируют юридические последствия, т.е. права и обязанности адресатов, которые наступают при обстоятельствах, указанных в норме. Определенности содержания норм права способствует их четкое формулирование в строго определенных источниках — нормативных актах, прецедентах и др. Формальная определенность норм права способствует определенности, ясности правового положения субъектов права, определенности, устойчивости их отношений, в конечном счете, четкой урегулированности всей системы отношений, складывающихся в обществе;
5) гарантированность (принудительность) норм права — наиболее специфическое их свойство (признак), отличающее эти нормы от иных социальных норм. Оно состоит в том, что соблюдение норм права обеспечивается возможностью государственного принуждения, причем не любого принуждения со стороны государства, а принуждения правового, т.е. такого, которое предусмотрено в самих нормах права, порядок применения которого регламентируется самим правом (процессуальными нормами права). Принуждение в нормах права выступает как возможное, потенциальное, рассчитанное на случаи неисполнения, нарушения норм права. Свою реальность оно обретает только в конкретных ситуациях их нарушения. Подавляющее большинство норм права соблюдаются, исполняются добровольно, с осознанием необходимости их соблюдения в силу их целесообразности, справедливости. Однако принуждение в виде его возможности всегда стоит «за спиной» норм права.

Норма права

Сущность и назначение нормы права (правовой нормы) — установление правил поведения, устойчивых взаимосвязей меж­ду субъектами права (людьми, государством, организациями и т. п.). Соблюдение норм права является необходимым условием улучшения жизни людей. Нормы права выражают закономерно­сти отношений между различными лицами, следование которым на практике приводит к возникновению необходимых обще­ственных отношений. Можно сказать, что отношения, основан­ные на нормах права, рассматриваются государством как «нор­мальные».

Нормы права в РФ обычно закрепляются в нормативно-пра­вовых актах законодательных и исполнительных органов влас­ти. В других государствах нормы права закрепляются также в судебных решениях (прецедентах), нормативных договорах, ре­лигиозных текстах, правовых доктринах и обычаях, называемых источниками права. Установление норм права тем или иным ис­точником права зависит от традиций конкретного общества и особенностей осуществления государственной власти.

Правовые нормы необходимо отличать от ненормативных правовых предписаний, которые могут содержаться как в норма­тивно-правовых актах наряду с нормами права, так и в право­применительных (индивидуальных) актах (распоряжение о под­готовке проекта бюджета к определенному сроку, решение суда о присуждении алиментов с конкретного лица, назначение пен­сии гражданину и т. д.). Такие предписания многочисленны, подлежат однократному исполнению и, не устанавливая новых норм, реализуют их. Обычно нормы права и ненормативные правовые предписания обозначаются родовым понятием «поло­жение акта».

Все нормы права, несмотря на различие их содержания, об­ладают рядом общих признаков, позволяющих отграничить их от ненормативных правовых предписаний и других социальных норм (моральных и др.). Эти признаки перечислены ниже.

• Властность. Этот признак норм права нужно поставить на первое место, поскольку они устанавливаются властью государ­ства. До возникновения государства не могли появиться и пра­вовые нормы, посредством которых государство реализует свою власть. Поэтому любая правовая норма, исходящая от государ­ственных органов, содержит властное веление государства. Го­сударство, установившее такие правовые нормы, заинтересова­но в их действии и обязано охранять их от нарушений.

Властность норм права является их неотъемлемым признаком не только потому, что они регламентируют определенные правила поведения, но и потому, что они устанавливают такие отношения, урегулированность которых правовыми нормами рассматривается руководителями государства как необходимое условие для само­сохранения и стабильного развития общества, нейтрализации ха­оса в общественной жизни. Поэтому сила государственной власти проверяется самой жизнью посредством реализации правовых норм, способности государства эффективно охранять закреплен­ные им в различных правовых нормах властные веления. Норма, не действующая на практике, не может считаться надлежаще ох­раняемой государством и, следовательно, установленной в инте­ресах большинства населения страны.

С течением времени отдельные правовые нормы могут утра­чивать свою властность, их станет невозможно исполнять в свя­зи с изменившейся социально-экономической обстановкой, сти­хийными бедствиями и другими обстоятельствами. В таких случаях государство, реализуя свою власть в новых условиях, обязано своевременно изменять их или признавать утративши­ми силу. Иначе устаревшие нормы права будут способны поро­дить правовой, вернее, антиправовой хаос, от которого постра­дают люди.

• Формальная определенность (письменная форма). По этому признаку правовые нормы отличаются от норм морали, существующих в устной форме. Даваемая в различных словарях трактовка моральных понятий не имеет обязательного значения.

Письменная форма необходима правовым нормам, чтобы властное веление государства было выражено в ней четко и недвусмысленно, понято всеми людьми. Правовые нормы письменно закрепляются в нормативно-правовых актах.

• Нормативность. Норма права потому и называется «нор­мой», что она должна применяться всеми и всякий раз, когда на практике возникают обстоятельства, на которые она рассчитана. Применение правовой нормы конкретным субъектом не исчер­пывает для него ее действие, если обстоятельства, при которых она была применена, сохранились или возникли вновь.

• Общеобязательность. Данный признак тесно связан с властностью правовых норм. Уклонение от общеобязательной правовой нормы рассматривается как правонарушение.

Общеобязательность позволяет норме права постоянно вли­ять на общественные отношения. Однако, чтобы норма права могла действовать реально, без сбоев, она сама должна отвечать определенным требованиям, а именно:

· не противоречить традициям и интересам большинства граждан государства;

· содержать такие правила поведения, чтобы в жизни не было существенных затруднений в их реализации;

· обстоятельства, предусмотренные нормой права, при кото­рых она подлежит применению, должны быть легко узнаваемы­ми всеми правоприменителями.

Названные признаки правовой нормы тесно взаимосвязаны. Исходя из этого, нормы права можно определить как властные, письменно закрепленные, общеобязательные правила поведения людей в обществе, установленные государством и охраняемые им от нарушений.

От норм права необходимо отличать правовые нормативные предписания, непосредственно не регулирующие общественные отношения, но являющиеся необходимой предпосылкой их дей­ствия. Не относятся, например, к нормам права декларативные положения, принципы осуществления той или иной деятельнос­ти и т. п.

Структура правовой нормы — это ее смысловое построение в соответствии с законами логики и сущностью общественных отно­шений, на регулирование которых она рассчитана. Поэтому норма права в той или иной форме (обязывания, запрещения, дозволения, управомочивания) должна содержать элементы, определяющие:

— условия, при которых она применяется в конкретных пра­воотношениях;

— содержание правила поведения участников правоотноше­ния — их права и обязанности;

— неблагоприятные последствия, наступающие в случае на­рушения правовой нормы.

Названные элементы правовой нормы получили соответ­ственно название гипотезы, диспозиции и санкции. Структура правовой нормы существует объективно как неразрывная часть ее элементов. В ней выражены специфические качества, отлича­ющие право от других социальных норм.

Гипотеза и диспозиция определяют наиболее вероятные, типич­ные и, следовательно, доказуемые обстоятельства, при которых ре­ализуется правовая норма, и тот вариант поведения, который соот­ветствует выраженному в праве властному велению государства. Санкция выражает готовность и способность государства принуж­дать к соблюдению правовой нормы, предупреждать ее нарушения, восстанавливать ее действие путем привлечения нарушителей к юридической ответственности. Без применения санкций многие нормы права будут бездействовать.

Нормы права весьма разнообразны и поэтому классифициру­ются по многим критериям. Можно назвать следующие виды правовых норм.

• Императивные и диспозитивные. Императивным нормам присуща строгая категоричность, исключающая какие-либо от­ступления от сформулированных в них правил, не допускающая замену предписаний этих норм по усмотрению участвующих в применении лиц иных условий. Такие нормы характерны для отношений с участием государства и его органов, т. е. для кон­ституционного, административного, уголовного и других отрас­лей права. Императивными являются и должны быть большин­ство правовых норм, в противном случае нормы права начнут терять свою властность и общеобязательность.

Особенностью диспозитивных норм является то, что, свиде­тельствуя о предоставлении государством гражданам широких прав и свобод, они позволяют участникам правоотношения са­мим выбирать варианты поведения. Предусматриваемое диспозитивными нормами правила поведения применяются, если участ­ники отношений не выработали иных условий своего поведения. Если стороны не воспользовались этим субъективным правом, то в их отношениях действует норма, предусмотренная законом для данных отношений (диспозитивная норма). Много диспозитив­ных норм содержится в ГК, регулирующем отношения в основ­ном между частными (негосударственными) субъектами. Их легко отличить по словам «если иное не предусмотрено договором».

Возможность отступления от поведения, предписанного диспозитивной нормой, не лишает ее общеобязательности. В дан­ном случае общеобязательность выражается в том, что любые лица должны считаться с правом субъекта предусмотреть для себя правила деятельности, отличные от прямо предусмотрен­ных законом, а также в том, что нарушение как условия догово­ра, основанного на диспозитивной норме, так и самой нормы, действие которой не заменено договором, является основанием для привлечения виновного к юридической ответственности.

• Материальные и процессуальные. В то время как нормы материального права выражают содержание деятельности госу­дарственных органов и других субъектов, определяя их правовое положение, компетенцию и т. д., процессуальные нормы закреп­ляют порядок, способы, методы осуществления этой деятельнос­ти путем установления конкретных организационно-правовых (процессуальных) форм реализации материальных норм (норм материального права). Если материальные нормы, определяя пра­ва и обязанности, отвечают на вопрос, что следует делать для их осуществления, то процессуальные нормы указывают на то, как, каким образом, в каком порядке они могут быть реализованы. Вследствие того, что процессуальные нормы призваны обеспе­чить претворение в жизнь материальных норм, они всегда выпол­няют служебную роль и выступают по отношению к ним как вторичные. Поэтому законы, устанавливающие материальные нормы, должны приниматься раньше законов, устанавливающих процессуальные нормы (например, Гражданский кодекс издавать­ся раньше Гражданско-процессуального кодекса).

• Правонаделительные и правоохранительные. Если пер­вые устанавливают права и обязанности, то вторые служат це­лям их гарантирования, охраны и защиты на случай возможного нарушения.

• В связи с тем что общественные отношения, регулируемые нормами права, неодинаковы по своему объему, указанные нор­мы можно классифицировать на общие, специальные и исклю­чительные. Общие нормы направлены на регулирование не­скольких общественных отношений и могут устанавливать, что они действуют, если нет специальных норм, направленных на ре­гулирование отдельного общественного отношения (например, положения ГК о залоге в отношении залога недвижимости).

Однако норма права не тождественна статье нормативно-пра­вового акта. При подготовке и принятии акта его содержание располагается так, чтобы акт не был громоздким, а его предписания воспринимались легко. Поэтому одна правовая норма за­частую содержится в двух и даже более актах. Типичный при­мер: санкция за нарушение правовых норм, содержащихся во множестве законов (кодексов), регулирующих самые разнооб­разные отношения (в области охраны природы, транспорта, соб­ственности и др.), объединены в КоАП, а в законах говорится лишь о том, что за нарушение его положений ответственность устанавливается законодательством. И чтобы понять, нужно ли применять санкцию, и если нужно, то какую, нередко приходит­ся очень скрупулезно изучать различные нормативно-правовые акты, в том числе содержащиеся в них определения используе­мых им понятий, которые могут быть частями различных эле­ментов нормы права.

Актом, содержащим все элементы одной нормы права, явля­ется, в частности, ГК. Он, например, определяет договор купли-продажи (гипотезу), устанавливает права и обязанности продав­ца и покупателя при исполнении договора (диспозицию) и ответственность сторон за его ненадлежащее исполнение (санк­цию).

Оглавление
Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава 1. Норма права как результат отражения социальной действительности…………………………………..…………………………….5
Глава 2. Сущность, содержание, структура юридической нормы..…10
2.1. Сущность, содержание юридической нормы……………………..…10
2.2. Cструктура юридической нормы……………………………..….….13
Глава 3. Нормативность государственного веления………..…………19
Заключение………………………………………………………….……………..26
Список использованной литературы……………………………………..……29
Введение
В основе системы права лежат юридические предписания, которые группируются внутри нее как целостные композиции. Они отражают в системе права такие качества, как объективность, согласованность правовых норм, их единство, различие, способность обособления и т. д.
Правовые нормы, помимо прочего, обеспечивают динамизм системы права, делают подвижными ее элементы, обеспечивая тем самым устойчивость системы права в целом. Как известно, по мере изменения общественных отношений появляется необходимость и в новых юридических нормах, отражающих эти изменения. Происходит качественное наполнение структурных элементов системы права, готовых к обособлению сообразно специфике регулируемых общественных процессов.
Структурными элементами системы права являются норма права, отрасль права, подотрасль права, субинститут права, институт права.
Правовая норма — первичный элемент системы права. Она представляет собой установленное или санкционированное государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, предоставляющее участникам регулируемого отношения субъективные права и возлагающее на них субъективные юридические обязанности. Правовые нормы регулируют лишь те общественные отношения, которые на данный момент являются для государства наиболее важными, объективно нуждающимися в таком опосредовании. «В правовых системах, отличающихся высоким уровнем нормативных обобщений, а, следовательно, сложной внутренней структурой, в какой-то мере преобразуется само свойство нормативности. В качестве неотъемлемого свойства оно становится присущим системе в целом» . Отдельно взятая норма оказывается всегда «взвешенной» в системе. Не случайно в античности в языке понятие «норма права» существовало в двух терминах — «regulae juris» и «placita juris» (placita — процедура).
Благодаря развитию нормативности в рамках всей системы каждая конкретная норма права приемами юридической техники может принимать «усеченный» вид, а внутри системы законодательства формируются всякого рода модификации (принципы, конструкции, дефиниции, фикции и т. д.). Наука фиксирует этот процесс: наряду с понятием «норма права» возникает другое — «нормативное предписание» как явление внешней формы права. Но оно ограниченно отражает объективную внутреннюю необходимость системности самого права. Внутренний и внешний механизмы систематики права переплетаются, причем первый опосредуется вторым, и оба они непрерывно совершаются на функциональной и логической основе.

Норма права — элементарная (генетически исходная) частица содержания и формы права, ей присущи те же свойства, что и праву в целом — нормативность, непререкаемость, формальная определенность, властность, принудительность и др. Эти свойства становятся развитой конкретностью на каждом последующем уровне — институтов, отраслей права и системы в целом. Норма права уже сама по себе представляет собой системное образование .
Сочетание норм права в системе является наделением их совокупным свойством регулировать различные виды, области и сферы общественных отношений. В процессе такого объединения происходит «притирка» норм путем такой формализации, при которой каждая отдельно взятая норма обретает свою частичную специфическую функцию.
Цель курсовой работы – исследовать понятие «юридическая норма».
Для достижения поставленной цели необходимо изучить вопросы:
1. Норма права как результат отражения социальной действительности.
2. Сущность, содержание, структура юридической нормы.
3. Нормативность государственного веления.
Глава 1. Норма права как результат отражения социальной действительности.
«Подыскивая образное сравнение для нормы права,…, пожалуй, самым точным будет представление об этом социальном явлении как о первичной клеточке или как об атоме правовой системы, если использовать биологическую и физическую терминологии», — пишет А.Ю.Венгеров .
Действительно, норма права как общеобязательное правило (веление) лежит в самой основе конкретно-регулятивного воздействия права на общественные отношения. Совокупность, система определенных норм формирует определенный правовой институт, подотрасль, отрасль права, право в целом.
В свою очередь норма имеет сложную структуру, прежде всего ядро — правило поведения, вокруг которого «вращаются» ее элементы, появляются ее признаки. Норма права может видоизменяться, делиться, укрупняться, и ее не так-то просто «извлечь» из той словесной оболочки, в которую она окутана в процессе своего появления на свет, где бушуют социальные страсти, политические баталии, словом, на свет общественной жизнедеятельности.
Норма права — это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.
Это одна из реальных разновидностей социальных норм. Роднит норму права с другими социальными нормами общность их предназначения. Они регулируют общественные отношения, устанавливают, определяют грани рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида, коллективных образований — от государства до различных социальных групп. Норма права, как и другие социальные нормы, — это масштаб, мера свободы, разграничение этих свобод между индивидами, веер возможностей выборе тех или иных вариантов поведения.
Но норма права это также и четко обозначенный канал правил поведения, упорядочивающих, стабилизирующих соответственные общественные отношения и состояния. Вместе с тем норма права — это и особая социальная норма, имеющая социокультурные характеристики, свои специфические признаки. Генетически норма права появляется для регулирования общественных отношений, связанных со становлением производящей экономики, развитием городов-государств и других видов государственности, новых форм семейно-брачных ношений, духовной и социальной жизни раннеклассовых обществ.
По содержанию, и по форме норма права отличается от «мононорм» первобытного общества. Отличается она и от норм морали, других социальных групп своей формальной определенностью, четкой письменной фиксацией, что, может быть, самое главное, — возможностью государственного принуждения для обеспечения исполнения.
Норма права приобретает свое общеобязательное значение не в силу принудительности, обеспеченности возможностью государственного принуждения, а потому, что охватывает наиболее типичные, наиболее повторяющиеся, встречающиеся социальные процессы, причинно-следственные, образцы поведения. Норма права — это правило не только для единичного случая, но для всей органической суммы таких однотипных случае
В этом заключается ее большая социальная ценность, являясь как итог осмысления коллективным разумом, общественным сознанием реальных и социально важных процессов общественного бытия, норма права придает этим процессам либо полезное, социально ценностное направление развития, либо упорядочивает, стабилизирует эти процессы, придает устойчивое равновесное состояние, либо осуществляет и то и другое.
Поэтому нормативное содержание права, появление норм права — культурное завоевание человечества, элемент цивилизации, возникнув как регулятор затрат земледельцев-общинников, как способ результатов труда и их распределения, норма права распространила свое влияние и на политические, социальные структуры общества, переплелась, на полотне, с государственными структурами, стала одним из важнейших начал формирования и осуществления государственной власти и т. п.
Норма права еще и потому создает социально-равновесное состояние, что у каждого из индивидов формирует ожидание соответствующего поведения другого члена общества, т. е. предсказуемое поведение, которое позволяет строить и свое поведение, и свое отношение к другому члену общества. И социальная ценность нормы права заключается как раз и в том, что создавая эту психологическую установку индивида, она формирует социально устойчивое общественное состояние. Иными словами, норма права еще и потому завоевание культурного развития человечества, что, регулируя поведение своих конкретных адресатов в типичных случаях, она также формирует у них и ожидание предсказуемого, понятного поведения других членов общества, их взаимоотношения.
Отсюда и возмущение и даже изумление у нормального члена общества, когда ему приходится сталкиваться с нарушением нормативно определенного и ожидаемого поведения, когда появляются такие социальные состояния, которые определяются как правонарушения, особенно преступления, «беспредел» и т. п.
Норма права — это обобщение, социально-правовая типизация тех или иных общественных отношений, состояний.
Хотя норма права это и элемент, клеточка права в целом, но само право как целостный социальный институт — это не просто механическая сумма, совокупность, система норм права. Целое, и право в том числе, приобретает и иные характеристики, чем просто сумму характеристик своих элементов, своих норм права в данном случае.
Поэтому так методологически важно углубиться в структуру права и выделить признаки норм права, структуру нормы права, а также сопоставить эти характеристики с характеристиками права в целом, как обособленного социального института. К признакам правовой нормы относят, прежде всего, ее общеобязательность. Норма права — это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания. Неважно, касается ли это создания условий для того или иного способа жизнедеятельности, т. е. для возможного, дозволенного поведения, или же это направлено на строго и четко обозначенное обязательное поведение.
Отличительный признаком является возможность государственного принуждения. Этот процесс отличает правовую норму от иных социальных норм, а также от норм первобытного общества.
В данном случае речь идет о возможности государственного принуждения, о потенции принуждения, а не о принудительном характере правовых норм. Сами нормы не являются принудительными, они не навязываются насильно, извне, продукт, результат развития общества, воспринимаются обществом основными сегментами как социально необходимые и полезные. ориентиры поведения во всех областях общественной жизнедеятельности -в политической, экологической, экономической, социальной, технической, семейно-брачной, даже личной. С развитием новых форм существования человека — общепланетарных масштабов экономических, научно-техниче ских и иных связей, появлением опасностей для всего человечества – глобальная война, экологическое «безобразие», информационная диктатура и; все больше возрастает роль правовых норм, регулирующих эти общепланетарные и общесоциальные отношения.
Они также направлены на ограждение от возможных пагубных последствий научно-технического прогресса с одной стороны, и на поддержку всего полезного и достойного, что необходимо человечеству — с другой. Для такой нормативной жизнедеятельности, конечно же, нужны и приватные принудительные меры. Их поиск идет и в попытках экономических и иных санкций, устанавливаемых против нарушителей международных, правил, в создании сил быстрого реагирования, различных международных наблюдательных комиссий и т. п. Но и в этих случаях нормы права остаются лишь возможностью государственного и межгосударственного принуждения, но не становятся от этого принудительными, насильственными социальными регуляторами
Глава 2. Сущность, содержание, структура юридической нормы
2.1. Сущность, содержание юридической нормы
Hopмa права — это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому (или как единичное к общему). Было обосновано, что норма права — это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает присущим ей содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.
Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.

Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения
Любое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Это единичный феномен права, поэтому полное научное определение понятия предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков (свойств).
Во-первых, норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на те характерные черты поведения, которые являются существенными, т. е. рассматривает поведение как вид общественного отношения. Эти признаки, включенные в текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными к реализации.
Например, в процессе купли-продажи существенным является не то, сколько раз приценивался покупатель, выбирая ту или иную вещь, какое время он на это затратил. Все это — сфера житейского обыкновения. Для права важно установить признаки: когда можно признать договор купли-продажи заключенным, когда право собственности на вещь переходит от продавца к покупателю. Или другой пример: в случае совершения убийства, когда закон особенно чуток к обстоятельствам этого тяжкого преступления, закон отбрасывает все сугубо индивидуальное, что не имеет отношения к характеристике данного деяния как такового.
Следовательно, нормы права содержат указания на существенные признаки поведения, свойственные каждому из неопределенного числа конкретных индивидуальных отношений (поступков), которые государство намерено подвергнуть правовому регулированию.
Во-вторых, норма права является повелительным предписанием независимо от того, каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства; так как оно им установлено, то предусмотрены и меры принуждения в случаях его нарушения.
В-третьих, норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. В приведенных выше примерах методы регулирования возникающих отношений совершенно не схожи, как и сами отношения, ибо используются различные способы придания им определенности, упорядоченности. Этот метод включаются обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников, регулируемых этой нормой отношений; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей.
В-четвертых, норма права — общеобязательное правило поведения.
Оно имеет значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в
состав данной категории людей (общества в целом) как возможных.
Норма права обычно не указывает персонифицированных исполнителей содержащегося в ней предписания. Иначе говоря, она рассчитана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому, что норма права как абстрактная модель поведения предполагает ее неоднократное действие, а следовательно, и «захватить» в поле своего притяжения она может потенциально каждого члена общества.
В-пятых, абстрактность нормы права вовсе не означает неопределенность ее содержания. Как раз наоборот: норма права потому и является таковой, что содержит вполне конкретное правило поведения. Например, ст. 16 ГК РФ определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующими субъектами Федерации или муниципальным образованием.
Здесь типичный пример нормы права как формально определенного правила, означающего полноту и точность указания на признаки правила поведения. Каждый индивидуальный случай причинения убытков гражданину или юридическому лицу подпадает под действие этой нормы, т. е. она регулирует все повторяющиеся индивидуальные отношения данного вида. Благодаря тому, что она постоянно воздействует на этот вид отношений, ее требования реализуются всеми как обязательные для каждого, кто причастен к возмещению убытков, без персонального указания, для кого именно.
Таким образом, норма права как общее правило поведения регулирует повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается однократной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи. В силу этого норма права — общее и общеобязательное правило поведения.
В-шестых, содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, на упорядочение которых она направлена. Оно формируется под влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок, ориентации государства и других факторов. В приведенном примере объяснить правило, почему обязанность возмещения убытков лежит на государстве в целом, соответствующих его субъектах, муниципальных образованиях, только природой данного правоохранительного отношения нельзя. Поэтому содержание нормы в главном, основном определяется содержанием регулируемого отношения.
Норма права — правовая реальность даже в том случае, если она ни разу не применялась для регулирования фактических отношений. Например, в недавнем прошлом конституционное право союзной республики на свободный выход из состава СССР. Признание этого права являлось предпосылкой для определения правового статуса союзной республики и для государственно-политической практики. Поэтому можно сделать вывод, что праву известны нормы, которые применяются непосредственно и опосредованно — через другие нормы.
Таким образом, норма права — это общее правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и государства, мно гообразие особенного, индивидуального, отдельного. Норма права является научным, объективно обоснованным предписанием — моделью общественного отношения, отражающей интересы общества в развитии данного отношения.
Общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы. Общее в праве в конечном счете есть отражение того реального общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида, являющихся производственными отношениями.

2.2. Структура юридической нормы
Правовая норма отличается единством, целостностью, неделимостью. Для нее характерна особая структура, т. е. специфические компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов.
При анализе структуры нормы права следует исходить из философского понимания этой категории. Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей.
Структура нормы права является формой ее внутреннего содержания. Норма права сможет выполнить свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно. В норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой права, а пожеланием.
Современная теория выделяет три основные структуры правовой нормы: социологическую, логическую и юридическую.
Юридическая структура традиционно определяется как такое строение нормы права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов — гипотезы, диспозиции, санкции.
Диспозицией обозначают само правило, поведения — действие или бездействие, которое предписывает осуществлять норма права и которому должны следовать адресаты нормы.
Гипотезой обозначают ту часть нормы права, где указаны условия (жизненные обстоятельства), наличие которых дает возможность осуществлять правило поведения — исполнять, соблюдать, использовать, применять это правило.
И, наконец, санкцией обозначают обеспечивающий механизм нормы прав — указание на те неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения (диспозиции).
Только в наличии и единстве все эти три элемента составляют норму права. И понимание этого, которое складывалось на протяжении правового развития человечества, является большим культурным завоеванием, одним из свидетельств его нынешней социализации. Отсутствие какого-либо из элементов, например, гипотезы или санкции — это признак несовершенства нормы права, ее «недоделанности».
Но выделение гипотезы, диспозиции, санкции — это только первый структурный пласт нормы права. Знание о нем становится необходимым для использования, исполнения, соблюдения и применения правовой нормы. Когда, при каких обстоятельствах действует правило поведения — ответ на этот вопрос дает гипотеза. А что, собственно, требует норма права, что надо Делать или, наоборот, нельзя делать — ответ следует искать в диспозиции.
И, наконец, что может произойти с адресатом нормы, если он станет; нарушать предписание нормы, — на это отвечает санкция.
Однако теория права идет дальше, она углубляется в изучение каждого из элементов, которые также имеют свои характеристики, признаки.
Гипотеза не просто учитывает жизненные обстоятельства, при кс действует норма права, она тем самым придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение, превращает их в юридические факты,
Гипотеза может быть простой, когда устанавливается одно условие, с которым связывается действие правила поведения, сложной, когда таких условий два и более. Наконец, гипотеза может быть альтернативной.
Диспозиция также может быть простой — указание на тот или иной вариант поведения. Может быть и описательной, когда сие оценочных понятий, различных характеристик и признаков формулу правило поведения. В теории права выделяют также ссылочную диспозицию. В этом случае в самой норме права не излагается правило поведения, а идет отсылка к правилу поведения, содержащемуся в другой норме.
Выделяют и бланкетную (открытую) диспозицию, т. е. такое правило, которое может быть воспринято нормой права из других источников
Теперь, о санкции, т. е. той части нормы, которая указывает на неприятные (физические, психические, моральные, имущественные последствия, возникающие у адресата нормы в результате нарушения диспозиции, применения адресатом нормы диспозиции в противоречии с гипотезой и т. п. нарушениях. Теория права выделяет следующие характеристики санкции. Это всегда неодобрительное отношение государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Неодобрительное отношение может выражаться в порицании нарушителя, его наказании. Санкции могут иметь форму мер ответственности. Лишение свободы, дисциплинарные взыскания, возмещение ущерба, штрафные или карательные санкции — вот что составляет меры ответственности.
Иной характер имеют санкции в форме мер предупредительного воздействия — арест имущества, предостережение, задержание, отмена неправомерных актов государственных органов, снос самовольно возведенных строений и т. п.
Выделяются также меры защиты — восстановление на прежней работе, взыскание алиментов, устранение вреда, извинение.
Наконец, неблагоприятные последствия могут иметь и такие формы -утрата пособия по временной нетрудоспособности, оплата расходов по судебному процессу в случае его проигрыша и т. п.
Теория права выделяет абсолютно-определенные санкции — лишение свободы на срок от — до, альтернативные — когда могут использоваться разные виды санкций (это выражается частицей «или» — лишение свободы или штраф и т. п.).
Можно ли применить конструкцию трехчленного состава нормы права для норм уголовного права? Действительно, нормы уголовного права строятся внешне по форме: за совершение преступления следует такое-то наказание. Диспозиция здесь — это всегда запрет совершать преступление. Гипотеза — совершение преступления (жизненные обстоятельства), нарушение запрета. И при нарушении — соответствующее наказание (санкция — неблагоприятные последствия). Так что исключений в строении нормы уголовного права также нет, хотя на сей счет, подчеркиваю, есть и иные взгляды.
В истории права были и сохраняются весьма необычные санкции, например, санкции изгнания из общества (остракизм), объявление вне закона, информационные санкции — бойкот, публичное оглашение какого-либо неблаговидного поступка нарушителя.
Особой структурой обладают, по мнению некоторых ученых, так называемые поощрительные нормы, санкции которых содержат указания на благоприятные последствия (награду, иные поощрения). Однако анализ этих норм показывает, что речь идет о нормах, которые собственно регулируют порядок и формы поощрения за те или иные социально-полезные действия. И обозначать такие меры следует скорее как диспозиции, а не как санкции, но это вопрос дискуссионный .
и т.д……………..

Добавить комментарий