Правовые основы аудита

Особенности финансового контроля

Определение 1

Финансовый контроль – это мероприятия, проводимые специализированными надзорными органами или отдельными лицами, с целью выявления оптимальности и законности использования финансовых средств субъектами хозяйствования.

Контроль финансов является одним из элементов управления хозяйственной деятельностью, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Его сущность заключается в реализации действий уполномоченных организаций и лиц действий по проверке соблюдения следующих положений:

  1. Соответствие финансовых отношений нормам установленного права.
  2. Обеспечение интересов каждого участника финансовой деятельности.

Многие специалисты считают, что финансовый контроль является наиболее важным из всех надзорных операций, так как финансовая система оказывает влияние практически на все сферы жизни общества. Применение его норм позволяет выработать финансовую дисциплину, обеспечить законность действий всех участников отношений. Кроме того, следование правилам финансовых отношений сохраняет права собственника имущества. Под имуществом в данном случае понимаются деньги, собственность, финансовые обязательства.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Аудит как вид финансового контроля 470 руб.
  • Реферат Аудит как вид финансового контроля 230 руб.
  • Контрольная работа Аудит как вид финансового контроля 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Контроль финансов направлен на обеспечение соблюдения кассовой дисциплины. Он определяет границы полномочий контролирующих органов, а также выявляет случаи злоупотребления полномочиями и использования власти в корыстных целях. Контроль помогает отслеживать правильность отображения хозяйственных операций в документации. Одной из главных задач контроля на макроэкономическом уровне можно назвать отслеживание формирования и расходования бюджетных средств. Еще одной статьей, обязательной для контроля является использование целевых средств внебюджетных фондов. Информация для проверок обычно берется из данных управленческого, финансового и бухгалтерского учета. Так же контроль может осуществляться в сфере ценообразования, регулируемого государством. По итогу проверок разрабатываются меры привлечения к ответственности, определяется размер санкций.

Сущность аудита

Определение 2

Аудит является методом проверки финансовой и бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов.

По своей сути, это предпринимательская деятельность, которая может осуществляться аудиторскими организациями или аккредитованными индивидами. Аудиторские проверки также могут проводиться собственными силами предприятий.

Целью аудита является подтверждение правильности и достоверности отражения данных о совершенных финансовых данных в документации. Наиболее часто к услугам аудита предприниматели обращаются для того, чтобы:

  1. Получить экспертную оценку достоверности собственных финансовых операций.
  2. Благодаря экспертному мнению сформировать доверительные отношения с контрагентами и партнерами, дабы повысить их интерес к экономическому сотрудничеству.

Объектом аудиторского исследования является финансовая и бухгалтерская отчетность, которой пользуются инвесторы, наемные сотрудники, кредиторы, подрядчики, поставщики, потребители, государственные органы власти. Независимый контроль обязательный и инициативный эффективно и давно применяется в развитых странах. В России этот опыт является относительно новым.

Аудит может проводиться относительно финансовых средств, операций, проведенных субъектом за период. Аудиторская проверка позволяет определить следование законодательству, правилам, стандартам. Существуют специальные формы аудита, проводимые для формирования экспертной оценки о достоверности и надежности информации.

Проведение аудиторской проверки может осуществляться различными методами. Сюда относят инвентаризацию, визуальное наблюдение, аналитическую работу с документами, использование информационного моделирования, проведение камеральных проверок. Так же широко применяются расчетно-аналитические методы, основанные на фундаментальных знаниях из экономики и финансового дела.

Аудит как вид финансового контроля

Одной из форм финансового контроля является аудиторская проверка. Она представляет собой действенный инструмент определения несоответствий, нарушений, узких мест в финансовом учете и отчетности. В зависимости от лица, проводящего проверку, аудит делят на внешний и внутренний. Внутренний аудит проводится собственными силами компании. Для этой цели могут выделяться отдельные специалисты, либо создаваться целое подразделение. Внутренние аудиторские проверки позволяют оптимизировать доходы и расходы предприятия, выработать новые рациональные подходы к их использованию. Задачи для проведения внутренней аудиторской проверки определяются под каждое отдельное мероприятие.

Внешние проверки осуществляются независимыми организациями или лицами. Они дают экспертное мнение при проверке финансовой отчетности, экспертизе общего финансового состояния объекта. Так же они могут разрабатывать рекомендации по стабилизации финансового состояния, работе с платежеспособностью. Обязательной финансовой проверке ежегодно подвергаются следующие субъекты:

  • Банки.
  • Центральный банк.
  • Кредитные организации.
  • Страховые компании.
  • Биржи.
  • Внебюджетные фонды.
  • Акционерные общества.
  • Компании, имеющие в уставном капитале иностранные инвестиции.

Аудиторский контроль может учесть интересы сразу двух сторон – субъектов хозяйствования и государства. Субъекты заинтересованы в приумножении доходов и оптимизации обязательных платежей в пользу бюджета. Государству необходимо проверять полноту и своевременность выполнения субъектами экономики своих финансовых обязательств.

По итогу проверки составляется заключение, представляющее собой официальный документ. В нем содержатся данные о выявленных нарушениях и несоответствиях, а также прописывается экспертное мнение аудитора, проводившего проверку. Заказчики аудиторских услуг заинтересованы в их качестве. Для того, чтобы обеспечить потребителей экспертными аудиторскими проверками, в России реализуются действия по государственной аттестации организаций и лиц, оказывающих аудиторские услуги. За нарушение процедуры аудита, сторонние аудиторские компании несут ответственность согласно установленных правовых норм в виде уголовных, административных и гражданско-правовых наказаний.

Тема 20. Правовые основы аудиторской деятельности

20.1. Понятие, принципы и виды аудита

Аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью (ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы являются субъектами исключительной компетенции, так как им запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Ниже перечислены принципы аудиторской деятельности.

1. Принцип независимости. Аудитор не должен иметь финансовой, имущественной, родственной и иной заинтересованности в отношении проверяемого хозяйствующего субъекта. Согласно ст. 12 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудит не может осуществляться:

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам – в отношении этих лиц.

2. Принцип профессиональной компетентности аудиторов выражается в том, что высокий уровень оказываемых аудиторами услуг обеспечивается имеющимся у них объемом знаний и навыков. В связи с этим законодательство Российской Федерации устанавливает довольно высокие требования к профессиональным аудиторам: наличие высшего образования, стажа работы, необходимость сдачи квалификационного экзамена и др.

3. Принцип конфиденциальности (аудиторская тайна) заключается в том, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать также сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

4. Принцип полноты (объективности) выражается в требовании достаточности состава проверяемых документов хозяйствующих субъектов для получения объективной оценки их достоверности. В случае непредставления аудитору необходимых для проведения проверки документов аудитор обязан отказаться от выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Выделяют два вида аудита:

1) обязательный аудит;

2) инициативный аудит.

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше пределам. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей прямо предусмотрен федеральным законом.

Под инициативным аудитом следует понимать аудит, который проводится по инициативе самого аудируемого лица в случаях, не указанных в законодательства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Аудиторский контроль — это сравнительно новое направление финансового контроля в РФ.

Правовой основой аудиторского контроля в Российской Федерации выступает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Согласно положениям закона аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудиторская деятельность – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие, связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг.

Существует два вида аудиторских проверок в зависимости от субъектов, инициирующих их проведение: обязательная и инициативная.

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Тема 5 Основы налогового права

5.1 Налоги: понятие, признаки, функции, виды

Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный нормативно-правовыми актами, обеспеченный государственным принуждением и не носящий характер наказания.

Признакам налогов:

— законодательное оформление,

— безвозмездность,

— обязательность,

— обеспеченность государственным принуждением.

Налоги играют большую социальную роль, выполняя ряд функций:

Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 2090;

Особую роль играет независимый финансовый контроль, осуществляемый аудиторскими организациями и аудиторами. Аудит носит публичный характер, в связи с чем входит в систему отраслей финансового контроля и формирует правовую среду для функционирования механизма управления в целом.

Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено, что аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 1). Аудит имеет важное значение для выполнения социально значимых задач государства в целом. От достоверности финансовой отчетности зависит объективность оценки выполнения экономических и финансовых планов государства, реальность планирования и прогнозирования экономики. В то же время и хозяйствующие субъекты должны быть заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по своей финансово-хозяйственной деятельности, в легализации той или иной финансовой сделки.

Аудиторская деятельность и профессия аудитора появились в современной России сравнительно недавно, с переходом к рыночной экономике. Формирование правовой базы российского аудита началось с Указа Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Большую роль в становлении правового института аудита сыграл Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Происходящие в последующие годы преобразования и реформы предопределили необходимость модернизации законодательства в этой сфере, в связи с чем был принят Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данный закон ознаменовал переход на новый этап правового регулирования аудита: изменились законодательные подходы к основополагающим категориям исследуемого правового института — аудиту, аудиторской деятельности, аудиторским услугам; были скорректированы основания и порядок проведения аудиторских проверок, по-новому определен правовой статус субъектов аудиторской деятельности. Кроме того, новый закон предусматривает переход па кардинально иную систему регулирования аудита, в основе которой лежит саморегулирование.

В соответствии с рассматриваемым Законом аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. К ним относятся:

  • а) обзорные проверки;
  • б) согласованные процедуры;
  • в) компиляция финансовой информации.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

  • 1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • 2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  • 3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  • 4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  • 5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • 6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • 7) оценочную деятельность;
  • 8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  • 9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  • 10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью (ч. 7 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Аудит проводится индивидуальным аудитором или аудиторской организацией.

Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудит делится:

  • • на обязательный;
  • • инициативный.

Статья 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» устанавливает случаи проведения обязательного аудита, а также ряд требований к его проведению. Перечень организаций, обязанных проводить аудит, приведен в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Организации, обязанные проводить аудит

Организации, обязанные проводить аудит

Нормативные акты, устанавливающие обязанность проведения аудита для отдельных организаций

Организации, обязанные проводить аудит в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Открытые акционерные общества, в том числе единый хозяйствующий субъект — ОАО «Российские железные дороги»

Федеральный закон «Об аудиторской

деятельности» (ст. 5);

ГК РФ (п. 5 ст. 103);

Федеральный закон от 26.12.1995

№ 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

(п. 3 ст. 88);

Федеральный закон от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (ст. 6)

Кредитные организации

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (ст. 5)

Банковские группы и банковские холдинги

Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ст. 42)

Банк России (внешний аудит)

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (гл. XV)

Бюро кредитных историй

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (ст. 5)

Страховые организации и профессиональное объединение страховщиков

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (ст. 5); Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации (ст. 29); Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ст. 28)

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (ст. 5)

Организаторы торговли

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (ст. 5)

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (ст. 5)

Организации, обязанные проводить аудит

Нормативные акты, устанавливающие обязанность проведения аудита для отдельных организаций

Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (ст. 5)

Клиринговые организации

Федеральные законы:

  • — «Об аудиторской деятельности» (ст. 5);
  • — от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» (ст. 5)

Негосударственные пенсионные или иные фонды

Федеральные законы:

  • — «Об аудиторской деятельности» (ст. 5);
  • — от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»
  • (ст. 22)

Акционерные инвестиционные фонды

Федеральные законы:

  • — «Об аудиторской деятельности» (ст. 5);
  • — от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (гл. XI)

Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов

Федеральные законы:

  • — «Об аудиторской деятельности» (ст. 5);
  • — «Об инвестиционных фондах» (гл. XI)

Организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (ст. 5)

Организации (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения), которые представляют и (или) публикуют сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Федеральные законы:

  • — «Об аудиторской деятельности» (ст. 5);
  • — от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (ст. 5)

Иные организации, обязанные проводить аудит

Агентство по страхованию вкладов

Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (ст. 25)

Государственные корпорации, государственные компании

Федеральные законы:

  • — от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 7.1, 7.2);
  • — от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» (ст. 35);
  • — от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 18);
  • — от 30.10.2007 № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (ст. 9);
  • — от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»» (ст. 9);
  • — от 19.07.2007 № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» (ст. 8);
  • — от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О байке развития» (ст. 8);
  • — от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ст. 13)

Организации, обязанные проводить аудит

Нормативные акты, устанавливающие обязанность проведения аудита для отдельных организаций

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия)

Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ст. 26)

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон от 30.12.2004

№ 2І5-ФЗ «О жилищных накопительных

кооперативах» (ст. 54)

Застройщики

Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ст. 20)

Кредитные потребительские кооперативы (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений)

Федеральный закон от 18.07.2009

№ 190-ФЗ «О кредитной кооперации»

(ст. 28,31)

Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором РФ) структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 32)

Некоммерческая организация, связанная с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн руб.; не является собственником целевого капитала получатель дохода от целевого капитала в части использования дохода от целевого капитала, если размер финансирования этого получателя дохода от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 млн руб.

Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (ст. 6, 7)

Организации, обязанные проводить аудит

Нормативные акты, устанавливающие обязанность проведения аудита для отдельных организаций

Организатор азартных игр

Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ст. 6)

Организатор лотереи и оператор лотереи

Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (ст. 23)

Предприятия, имущество которых передается в ипотеку

Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (ст. 70)

Российская академия художеств

Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 № 434 «О Российской академии художеств» (п. 74 Устава Российской академии художеств)

Российская академия архитектуры и строительных наук

Постановление Правительства РФ от 06.05.2009 № 393 «О Российской академии архитектуры и строительных наук» (п. 80 Устава Российской академии архитектуры и строительных наук)

Российская академия сельскохозяйственных наук

Постановление Правительства РФ от 28.02.2009 № 180 «О Российской академии сельскохозяйственных наук» (п. 89 Устава Российской академии сельскохозяйственных паук)

Российская академия медицинских наук

Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 353 «О Российской академии медицинских наук» (п. 101 Устава Российской академии медицинских наук)

Российская академия образования

Постановление Правительства РФ от 04.02.2008 № 45 «О Российской академии образования» (п. 85 Устава Российской академии образования)

Российская академия наук

Постановление Правительства РФ от 19.11.2007 № 785 «О Российской академии наук» (п. 91 Устава Российской академии наук)

Саморегулируемые организации

Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ст. 12)

Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства

Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (ст. 10)

Центр исторического наследия Президента РФ. прекратившего исполнение своих полномочий

Федеральный закон от 13.05.2008 № 68-ФЗ «О Центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» (ст. 17)

Юридические лица, участвующие в накопительно-ипотечной системе

Федеральный закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (ст. 29)

Во всех остальных случаях аудит проводится по решению хозяйствующего субъекта.

Публичный характер аудиторской деятельности, предопределяемый государственно-властными предписаниями правил (стандартов) аудиторской деятельности, порядка ее организации, проведения и контроля, сочетаются с гарантией независимости аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Гарантией качества аудиторской деятельности является обязательная аттестация аудиторов и получение ими квалификационных аттестатов (ст. 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»), а также проведение контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (ст. 10 того же Закона).

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Аудиторская организация, аудитор обязаны:

  • 1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
  • 2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Кроме того, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 рассматриваемого Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган но контролю и надзору.

Аудиторская проверка завершается составлением аудиторского заключения, представляющего собой официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого .ища (ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Подписание аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным, влечет аннулирование квалификационного аттестата аудитора, а в случае если такое действие подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 202 УК РФ, — привлечение к уголовной ответственности.

  • Становление и развитие аудита в современной России прошли несколько этапов, которые выделены в литературе. См., например: Ершова И. В., Ершов А. А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М. : Юриспруденция, 2011.
  • Данный документ утратил силу.

Добавить комментарий