Представитель в конституционном суде

Особенности организации работы Конституционного Суда РФ

Независимая судебная власть и верховенство права — краеугольный камень мирного и демократического общества. Верховенство права представляет собой гарантию демократии, для защиты которой оно опирается на судебную власть, которая обладает независимостью, беспристрастностью и компетентностью. Эффективные действия органов отправления конституционного правосудия — это гарантия реализации многих основополагающих составляющих верховенства права.

Любой конституционный суд играет важнейшею роль в деле обеспечения верховенства конституционных положений. С их помощью выполняются международно-правовые обязательства, в том числе обязательства в сфере прав человека.

Замечание 1

Выполнение международно-правовых обязательств, включая обязательства, инкорпорированные в национальное законодательство, происходит с целью защиты прав всех людей.

Конституционные суды также являются важным элементом системы сдержек и противовесов. Она гарантирует, что власть государства распределяется между исполнительной ветвью, представительным парламентом и независимой властью судов. Конституционные суды уточняют и толкуют рамки полномочий исполнительной и законодательной ветви власти, обеспечивая подотчетность органов страны. Они способствуют стабильному состоянию конституционного порядка.

Конституционные суды являются гарантами конституции, сохраняя за собой последнее слово в ходе решения вопросов, касающихся соответствия актов всех органов государства конституции. Принцип верховенства права должен влиять на эффективное исполнение любого решения конституционного суда в отношении органов государства для обеспечения подчиненности праву законодательной и исполнительной власти.

Закон об адвокатуре в статье 2 дает понимание, что адвокат в конституционном суде оказывает юридическую помощь, чем представляет интересы доверителя в рамках конституционного судопроизводства.

Участие в судопроизводстве, включая конституционное, состоит в следовании процессуальным обязанностям при использовании процессуальных прав. Для правильной постановке задач и грамотного их решения, адвокату важно точно знать все аспекты судопроизводства.

Особенности конституционного судопроизводства

Конституционное судопроизводство представляет собой основную форму осуществления судебной власти (статья 118 Конституции РФ). Наряду с гражданским, административным и уголовным судопроизводством, оно наделено самостоятельностью. Это предполагает работу общих и специальных процессуальных принципов и правил, в процессе реализации которых достигаются цели конституционного судопроизводства.

Определение 1

Конституционное судопроизводство — это порядок и процедуры рассмотрения и решения дел и вопросов, которые предусмотрены Конституцией РФ и федеральными законами (ФЗ). Все это можно отнести к компетенции КС России. Он является независимым и самостоятельным судебным органом, осуществляющим конституционный контроль.

Важнейшей гарантией защиты прав и законных интересов участников судопроизводства может являться соблюдение процессуальной формы работы судебных органов, предусмотренной законом. Оно способно придавать правосудию характер доступности и единообразия, что в итоге способствует реализации конституционного принципа равенства любого субъекта перед судом и законом. Адвокат имеет право представлять интересы собственных доверителей в рамках конституционного судопроизводства (Закон об адвокатуре).

КС РФ работает, основываясь на положения Конституции РФ, ФКЗ № 1 «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Закон о КС РФ). Им осуществляется судебная власть с помощью конституционного судопроизводства.

Среди целей конституционного судопроизводства Закон о КС РФ выделяет защиту основы конституционного строя, свобод и основных прав граждан и человека, верховенство и прямое действие Конституции РФ в рамках всей территории нашей страны.

Формирование конституционного судопроизводства происходит за счет общей процедуры, включая порядок ведения дел, заседаний суда и вынесение судебных решений. Также в его состав включены специальные процедуры, которые предусматривают перечень лиц, имеющих полномочия возбуждать по определенным категориям дел производство в Конституционном Суде, в том числе особенности данного производства, правовые последствия любого судебного решения, положения, касающиеся исполнения.

Для конституционного судопроизводства характерен ряд особенностей. Именно они отличают его от других видов судопроизводства. В число особенностей важно включить:

  • регламентацию конституционного судопроизводства в рамках Конституции РФ, актах соответствующего законодательства;
  • непосредственное действие Конституции РФ, уставов и конституций субъектов нашего государства;
  • нацеленность на решения вместе с правоприменительными затруднениями правотворческих задач, раскрытие конституционного подтекста в ходе толкования закона;
  • отсутствие инстанционности, окончательность актов КС РФ, которые не подлежат обжалованию
  • отсутствие законов, которые регулируют конституционное судопроизводство в отдельности от других проблем конституционного правосудия.

В ходе своей работы КС РФ не решает вопросы, которые включены в компетенцию иных органов и судов.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание Замечание 2

КС РФ является органом правовой охраны Конституции РФ, поэтому не имеет ни по каким основаниям права осуществлять проверку конституционности самой Конституции РФ. По этой причине сами конституционные положения нельзя проверить на предмет их конституционности, поэтому их невозможно признать недействующими.

Наряду с этим КС РФ в качестве судебного органа конституционного контроля производит проверку соответствия нормативных актов не отраслевым законам, а Конституции РФ. По этой причине в процессе обжалования оспариваемую норму соотносят с определенной нормой Конституции, на которой она основана. Если же Конституция не включат соответствующих положений, которые затрагивает в обращении в КС РФ, то нельзя говорить и о наличии нормативной основы для принятии решений КС РФ.

Деятельность адвокатов в конституционном судопроизводстве

Адвокаты, участвующие в конституционном судопроизводстве, должны принимать ко вниманию его особенности.

КС РФ оценивает конституционность оспариваемого закона или некоторых его положений, так как основные задачи адвокатов в конституционном процессе сводятся к осуществлению убедительной правовой аргументации собственной точки зрения, к поиску решения, имеющего научное обоснование.

Адвокатская работа в конституционном судопроизводстве характеризуется в качестве научно-практической деятельности. Здесь, с одной стороны, требуется научный анализ оспариваемых норм права, а с другой стороны, необходима исследовательская работа, направленная на нахождение несоответствий в оспариваемых положениях Конституции РФ. Значение имеет описание фактических обстоятельств дела в той степени, в которой они оказывают влияние на обоснование конституционности (неконституционности) одного или нескольких нормативных положений.

Замечание 3

Конституционное правосудие отличается от прочих типов процессов, поскольку включает только одну инстанцию. Решения КС РФ можно считать окончательными, они не могут быть обжалованы и опротестованы. Именно поэтому адвокат должен сразу настраиваться на окончательность рассмотрения дела, излагая свои аргументы в полном объеме и глубоко. Он не может оставлять определенные доводы на будущее.

Особенность работы адвоката также заключается в том, что он должен помнить о сложности исполнения решений КС РФ. Это обусловлено тем, практически отсутствует механизм принуждения органов государства и их должностных лиц к исполнению этих решений. Существуют случаи повторного обращения в КС РФ по одному вопросу по причине неисполнения предыдущих решений. С другой позиции, положительное решение КС РФ часто может говорить о начале нового судебного разбирательства по тому делу, по которому был использован неконституционный нормативный акт.

Адвокат, который готовится к выступлению в КС РФ, должен исходить из защиты публичных интересов. Он защищает права и свободы тех лиц, в отношении которых используется или может быть использован оспариваемый правовой акт.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

— заявители — органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;

— органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;

— государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон по должности могут выступать:

— руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ;

— руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции;

— должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт;

— любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. При этом каждая из сторон может иметь не более трех представителей, хотя равного числа представителей от каждой из сторон по закону не требуется.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Полномочия представителей по должности подтверждаются либо фактом подписания обращения в Конституционный Суд, либо исполнением обязанностей руководителя органа, издавшего оспариваемый акт. Такой подход может завести в тупик, если с момента подписания обращения и до момента его рассмотрения или вынесения решения руководитель, подписавший обращение, сменился. Представляется целесообразным ввести универсальный порядок подтверждения полномочий руководителя для выступления им в процессе — для этого он должен представить суду документ, подтверждающий факт его избрания или назначения на соответствующую должность.

Подтверждение полномочий иных представителей производится «соответствующими документами». Какими же именно закон не устанавливает. Исходя из того, что процессуальное представительство является комплексным межотраслевым институтом, полномочия адвоката должны подтверждаться ордером юридической консультации или доверенностью, а иного лица, имеющего право быть представителем, — доверенностью.


Представительство в Конституционном Суде является частью комплексного общепроцессуального института представительства. Общие вопросы регулирования представительства в Конституционном Суде соответствуют регулированию представительства в процессуальных отраслях права, дается перечень лиц, имеющих право быть представителем, указывается на порядок подтверждения полномочий действовать от имени представляемого, по смыслу законодательства действия, совершенные представителем, обязательны для представляемого в той же мере, в какой для него обязательны его собственные действия. Как часть комплексного функционального института процессуальное представительство регулируется, например, нормами конституционного права в части наделения полномочиями представителей чпо должности и прекращения этих полномочий, судоустройства при установлении полномочий адвокатов, гражданского права в части порядка выдачи и прекращения доверенности для иных представителей, а также нормами законодательства о Конституционном Суде в части процессуальной деятельности представителя.

В конституционном судопроизводстве противоположную сторону не называют ответчиком, все дела, рассматриваемые в Конституционном Суде РФ, имеют публично-правовой характер и не разрешают споры о субъективных правах граждан. Согласно ст. 53 Закона «О Конституционном суде РФ» все стороны конституционного судопроизводства представлены в виде следующих лиц:
— заявители — органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;
— органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
— государственные органы, компетенция которых оспаривается.
Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.
Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.


Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда Российской Федерации, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.
Исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда Российской Федерации дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда Российской Федерации.
По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.
Установленный решением Конституционного Суда Российской Федерации порядок может быть изменен только самим Конституционным Судом Российской Федерации. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного Суда Российской Федерации по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации безотлагательно.

Статья 53. Стороны и их представители

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

1) заявители — органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение;

2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;

3) государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда Российской Федерации, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном суде с 31 января 2020 года. Действительный государственный советник юстиции. Действительный государственный советник России первого класса. Кандидат юридических наук. Член наблюдательного совета Ассоциации студенческого баскетбола. Министр юстиции РФ, 12.05.2008-15.01.2020. Полномочный представитель Президента России в ПФО, 14.11.2005-12.05.2008.

Александр Коновалов родился 9 июня 1968 года в городе Санкт-Петербург. В юности занимался академической греблей, выполнив норматив кандидата в мастера спорта. После прохождения срочной службы в Вооруженных силах в 1988 году поступил в Санкт-Петербургский Государственном Университете на юридический факультет по специальности «Правоведение».

После получения диплома, в 1992 году поступил на работу в органы прокуратуры сначала на должность помощника прокурора, а затем следователя Выборгского района города Санкт-Петербург. Параллельно работе, Александр заочно получал православное богословское образование в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

С 1994 года Коновалов руководил осуществлением прокурорского надзора за соблюдением законодательных актов о федеральной безопасности Санкт-Петербурга. В 1997 году занял должность заместителя прокурора, а через год стал прокурором Московского района Санкт-Петербурга. С 2001 по 2005 год замещал прокурора города Санкт-Петербург. Курировал следственные органы, участвовал в расследовании ряда громких дел.

Параллельно занимался педагогической деятельность в Санкт-Петербургском государственном университете, а также читал курс лекции по гражданскому и римскому праву. Защитив диссертацию по теме: «Владение и владельческая защита в гражданском праве» Коновалов получил ученую степень «кандидат юридических наук».

В феврале 2005 года Александр Владимирович занял пост прокурора Республики Башкортостан. Отличился расследованием нескольких значимых уголовных дел в нарушении милицией прав местного населения, а также законности приватизации предприятий Башкирии. Следующим достижением Коновалова стало назначение в ноябре 2005 года Полномочным Представителем Президента России в Приволжском федеральном округе.

Следующим громким назначением в карьере Александра Владимировича стала должность Министра юстиции Российской Федерации, которую занял 12 мая 2008 года. В том же году, 1 июня, выступил специальным представителем Президента России по взаимодействию с Европейским союзом в области свободы, безопасности и правосудия.

Указом Президента России от 21 мая 2012 года Александр Коновалов переназначен Министром юстиции России. Имеет классный чин Действительного государственного советника юстиции. Член совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Член Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. Состоит в попечительском совете Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Согласно Указу Президента России Владимира Путина от 31 января 2020 года Александр Владимирович Коновалов занимает должность полномочного представителя Президента страны в Конституционном Суде Российской Федерации.

Александр Коновалов 3 февраля 2020 года исключен из состава Совета безопасности России. Соответствующий указ подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Награды Александра Коновалова

Орден Почета «За заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную работу»

Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени «За вклад в подготовку к празднованию 300-летия Саровской пустыни»

Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени

Медаль «75 лет гражданской обороне»

Семья Александра Коновалова

Жена — Мария Юрьевна Суслина.
Воспитывает двух дочерей и сына.

Добавить комментарий