Предупреждение и профилактика преступности несовершеннолетних

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В современных условиях основными направлениями совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.

В специальном предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.

Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:
1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.
В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Первостепенное значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, т.е. индивидуальная профилактика.
Относительно несовершеннолетних профилактическая деятельность проводится в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии, и когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Следовательно, решение вопроса заключается в своевременной постановке «диагноза», наличии указанных явлений. Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и медицинского характера: выявить детей с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития. Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Такое воздействие базируется на тщательном изучении несовершеннолетних, способных совершить преступления; определении основных мер и мероприятий, осуществляя которые можно добиться поставленных целей; выработке рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия. Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Эта цель определяет содержание индивидуальной профилактики, складывающейся из следующих действий: выявление несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений; изучение личности этих подростков; определение и устранение источников отрицательного влияния на них; исследование возможностей создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений; осуществление контроля за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни; периодический анализ полученных результатов и внесение соответствующих коррективов в работу.

Особое внимание при этом (с постановкой на учет) сотрудники органов внутренних дел уделяют несовершеннолетним:
ведущим антиобщественный образ жизни (употребляющим спиртные напитки, наркотики, не занятым учебой и общественно полезным трудом);
группирующимся на антиобщественной основе;
вернувшимся из специальных школ и профтехучилищ;
осужденным условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тем, к кому применена отсрочка исполнения приговора;
освобожденным из воспитательных колоний.
Индивидуальное предупреждение преступных деяний диктует необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение. Важно также знать о наличии или отсутствии аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего, признаков, свидетельствующих о его психической неполноценности. Эти вопросы могут быть решены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего преступника в психолого-педагогических центрах. При этом обеспечивалась бы психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а работники милиции получили бы конкретные рекомендации по проведению с ними профилактической работы.
Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, могут быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера.
Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах. Это требует от работников, занимающихся такой профилактикой, высокого профессионализма, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей, настойчивости. Успех профилактики будет достигнут, если практические работники свои усилия будут направлять не на подавление и разрушение группы, а на искоренение причин и условий, порождающих эти группы.
Как и любой вид деятельности, предупреждение групповой преступности несовершеннолетних требует определенной последовательности. Практика обычно идет по следующему пути: выявление групп правонарушителей, криминологическая диагностика группы, учет групп и их участников. Для воздействия на группу в целом, а также и на каждого ее участника применяются различные методы предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. В числе таких методов выделяются: изоляция группы; расформирование группы; переориентация группы.
В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.
Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Своевременность такого выявления позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность. Прямое отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеют также своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, а также правильное применение мер пресечения.
Среди субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают воспитательные колонии. Данные учреждения решают задачу предупреждения преступности специфическим способом: посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних. При всей сложности и противоречивости этого процесса необходимость исправления и перевоспитания несовершеннолетних в условиях изоляции нужно признать как реальность и использовать для этого современные формы и методы. В частности, следует исходить из того, что с неформальными группировками несовершеннолетних покончить в принципе невозможно, поэтому необходимо в максимальной степени использовать позитивные моменты, которые могут дать такие группировки и всячески нейтрализовать негативные аспекты их влияния, стремиться к разрушению асоциальных традиций. Например, в Англии власти используют «рокеров» (мотоциклистов) для доставки почты, давая им преимущество в проезде и разрешая даже при этом превышать дозволенный скоростной режим. Использовать лишения свободы в качестве наказания для несовершеннолетних следует в минимальной степени. Психологи утверждают, что после 5 — 7 лет непрерывного нахождения в местах лишения свободы наступают необратимые изменения психики. Необходимо сокращать формальные правила поведения и развивать позитивную инициативу несовершеннолетних, поскольку обилие правил увеличивает вероятность их нарушений. В США, например, на смену «хиппизму», пропагандировавшему отклоняющийся от норм обычной жизни стиль поведения, основанный на отрицании обычной морали и употреблении наркотиков, пришел «яппизм», основным постулатом которого является целеустремленное движение вверх по карьерной лестнице.
Важно разрушать мифические романтические образы, создаваемые криминальным миром. Требуется целенаправленное улучшение качества подготовки сотрудников, отвечающих за предупреждение преступности несовершеннолетних. При этом приходится признать, что без общегосударственной программы борьбы с безнадзорностью и с преступностью несовершеннолетних многие профилактические направления, о которых говорилось выше, не могут быть реализованы.
Определенные шаги в этом направлении в стране уже предприняты. В частности, в программе борьбы с преступностью предусмотрена разработка системы ювенальной юстиции для несовершеннолетних, предложены проекты нормативных документов, запрещающих передачу коммерческим структурам помещений для обучения несовершеннолетних, разработаны и в некоторых регионах внедрены специальные образовательные курсы по методике работы с детьми, входящими в группу риска (в том числе и входящими в асоциальные группировки), предложены для обсуждения методики вывода несовершеннолетних из кризисных ситуаций (потеря работы, уход из семьи одного из родителей или собственное бегство, употребление алкогольных напитков и наркотиков, любовные неудачи и т.п.).
В заключение отметим, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Задача состоит прежде всего в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

УДК 343.137.5:343.8

А. И. Бельский, Р. С. Ягодин, П. А. Волков

Предупреждение преступности несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает внимание ученых и работников правоохранительных органов по многим причинам. Главное — это то, что лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, предупреждение преступлений совершаемыми несовершеннолетними, профилактика преступности несовершеннолетних.

Key words: minors’ criminality, prevention of crimes committed by minors, prevention of minors’ criminality.

В условиях многих перемен устоявшихся сфер общественной жизни, развития демократии и гласности, построения правового государства особую актуальность сохраняют вопросы укрепления законности и правопорядка, неукоснительного обеспечения прав и законных интересов граждан, реализации принципа социальной справедливости. В этой связи преступность несовершеннолетних становится определенной составляющей, отображающей социальное настроение граждан, совершенство законодательных инициатив и проводимой перспективной политики государства. Участие государства в жизни молодежи есть основная цель государственной политики, которая направлена в сторону развития в ней социальной составляющей, в частности в области укрепления семьи, материнства и детства, молодежной политики и т. д.

© Бельский А. И., Ягодин Р. С., Волков П. А., 2016

Уголовный кодекс Российской Федерации закрепил особенности уголовной ответственности и наказания лиц данного контингента, установил возрастные критерии выделения его в особую демографическую группу. Все это делает не только возможным, но и необходимым криминологическое изучение преступности несовершеннолетних, ее основных характеристик, причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами в возрасте от 14 до 18 лет включительно, разработку мер по их предупреждению.

Статистический анализ современной преступности несовершеннолетних в России позволяет выделить и обобщить причины подростковой преступности: это, как правило, негативные процессы в жизни подростка. Несовершеннолетними (а также при их участии) совершено каждое десятое преступление. В качестве одной из тенденций, характеризующей состояние преступности среди несовершеннолетних на современном этапе, следует назвать рост корыстно-насильственных преступлений, которые представляют собой повышенную общественную опасность.

В России динамику и структуру преступности наряду с традиционными причинами и условиями продолжают определять негативные обстоятельства, следующие из трудностей сегодняшнего социального и экономического развития. Материальные потребности стали главными в жизни современного общества, а материально-экономические ценности, в том числе образованность, культура, оказались отодвинутыми на задний план. В последнее время стал виден увеличивающийся с каждым годом разрыв между людьми бедными и «новыми русскими» — очень состоятельными людьми .

В основе профилактической деятельности в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, лежат основные принципы, характерные для предупреждения преступности в целом. Однако наряду с этим следует отметить, что в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, которые имеют свои отличия от возрастных правонарушителей, а также совершенствования ими преступлений и административных правонарушений.

Необходимо обратить внимание, что в предупреждении преступности несовершеннолетних участвует несколько субъектов, представляющих собой особую единую систему, которая связывает общие цели и задачи. И одно из главных мест в этой системе отводится органам внутренних дел.

Многообразие социальных мер профилактики преступности предполагает перевоспитание несовершеннолетних через формирование нравственных качеств и моральных взглядов, правовое воспитание, разъяснение смысла и назначения российских законов, привитие уважения к

закону, государству, правоохранительным органам, морально-этическим устоям, выработку привычки соблюдать закон, воспитание убежденности в необходимости и целесообразности следовать нормам права .

Среди вопросов организационного характера необходимо решить и проблему подготовки кадров, специализирующихся на работе с подростками, знающих особенности психологии и физиологии детского и подросткового возраста, умеющих применять педагогические знания при защите прав и законных интересов ребенка при осуществлении мер ранней профилактики преступности несовершеннолетних; изыскания новых, более эффективных форм взаимодействия с населением и использования его профилактических возможностей; обеспечения подростков различными средствами защиты. Необходимо выделение в учебных заведениях МВД России специализации, предусматривающей изучение психологических и возрастных особенностей подростков и специфику работы с ними .

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступности несовершеннолетних можно разделить на два основных направления -общую и индивидуальную профилактику.

К основным направлениям в предупреждении преступности несовершеннолетних можно отнести следующие мероприятия:

— ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

— воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;

— непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

— воздействие на группы с антиобщественной направленностью, которые подвергают предупредительному воздействию несовершеннолетних.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел направляют свои усилия на выявление причин и условий, которые способствуют совершению преступлений, а также на их устранение. В этих целях осуществляется взаимодействие с другими государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, которые принимают непосредственное участие в предупредительной деятельности, проводят ряд профилактических мероприятий.

Большое значение в практической деятельности органов внутренних дел имеет воздействие на личность несовершеннолетнего преступника, и такая работа проводится в рамках индивидуальной профилактики.

К основным элементам индивидуальной профилактики системы предупредительного воздействия можно отметить следующие: изучение несовершеннолетних, которые способны совершить преступления; определение основных профилактических мер и мероприятий, которые могли бы выполнить задачи и цели предупреждения преступлений несовершеннолетних.

Одной из основных целей индивидуальной профилактики является исправление и перевоспитание подростка. В этой связи сотрудникам полиции необходимо решать следующие задачи:

— выявлять несовершеннолетних, которые могут совершить преступления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— изучать личность несовершеннолетних;

— определять и устранять источники отрицательного влияния на них;

— исследовать возможности создания благоприятной обстановки, с тем, чтобы не допустить реализации преступных намерений;

— осуществлять контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни;

— периодически анализировать полученные результаты и вносят соответствующие коррективы в свою профилактическую работу.

Следует отметить, что в настоящее время, преступления, совершаемые несовершеннолетними, все чаще совершаются в вечернее и ночное время, когда они распивают спиртные напитки, употребляют психотропные и наркотические средства. В связи с этим регионам России следует активно внедрять передовой опыт субъектов Российской Федерации, принявших законы, запрещающие нахождение несовершеннолетних в ночное время в определенных местах.

Необходимо обозначить, что сотрудникам органов внутренних дел в целях профилактики следует выявлять и ставить на учет тех несовершеннолетних, которые способны к совершению преступлений: ведущих антиобщественный образ жизни; группирующихся на антиобщественной основе; вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ; осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора; освобожденных из воспитательных колоний.

Следует отметить, что личность несовершеннолетнего преступника формируется не сразу, это довольно сложный процесс, который охватывает деформацию эмоционального, волевого и интеллектуального мира подростка. В процессе предупреждения преступлений и административных правонарушений возникает необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях

могут детерминировать преступное поведение. Все эти вопросы могут быть прояснены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего преступника. Наиболее оптимальный и экономичный путь решения данной проблемы — создание психолого-педагогических центров, что позволит, с одной стороны, обеспечить психолого-педагогическую диагностику личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а с другой стороны, даст работникам полиции конкретные рекомендации по проведению профилактической работы с такими подростками.

Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, тяготеющего к совершению преступлений, могут быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел и другими субъектами профилактики, а также вовлечение подростков в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера, которые могут значительно повлиять на их подсознание и формирование здорового мышления.

Профилактика преступности несовершеннолетних состоит из комплекса таких общегосударственных мероприятий, улучшающих возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга, в которых выделяется ориентация на смягчение, нейтрализацию, устранение тех недостатков и пробелов в общей системе социального воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления в среде подрастающего поколения или способствуют им. На общесоциальном уровне большое значение в профилактике насильственных преступлений, совершенных группами несовершеннолетних, имеет прекращение средствами массовой информации пропаганды культа насилия . Огромное значение имеют молодежный досуг и занятия спортом, которые в настоящее время по разным причинам для большей части несовершеннолетних стали недоступными, и таким образом, они выброшены на улицу без контроля, в результате подростки попадают под влияние профессиональных преступников. Поэтому сотрудники органов внутренних дел должны проводить профилактические мероприятия, которые направлены на профилактику предупреждения преступности несовершеннолетних.

В Белгородской области, а также на территории Белгорода проводится ежегодная межведомственная комплексная профилактическая операция

«Подросток» в целях обеспечения координации действий органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в комплексном решении проблем негативных явлений в подростковой среде в период летних каникул, создания оптимальных условий для отдыха и оздоровления, самореализации в трудовой и досу-говой занятости детей и подростков, оказания всех видов помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, недопущения гибели и травматизма несовершеннолетних) .

В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних правоохранительным органам и другим учреждениям, организациям, которые осуществляют профилактическую деятельность, необходимо оказывать воздействие и на их семьи, так как семейное неблагополучие во многих случаях влияет на антиобщественное поведение подростка. Для того чтобы профилактическая работа сотрудниками полиции в семье несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений, имела успех, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важный момент в индивидуальной профилактической работе: сотрудники полиции должны владеть современными методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел.

Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах, а также с участием взрослых. Последнее обстоятельство требует от сотрудников полиции усиливать меры по выявлению взрослых лиц, которые вовлекают подростков в совершения преступлений.

Также особое место в предупреждении преступлений несовершеннолетних занимают воспитательные колонии, которые данную задачу предупреждения преступности решают посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних.

Правосудие в отношении несовершеннолетних, вопреки распространенному ошибочному мнению, основано вовсе не на снисхождении к правонарушителям, а на понимание причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей, его цель — попытаться избежать в дальнейшем криминализации личности и способствовать социальной реабилитации ребенка, а не его отчуждению от общества .

В любом случае эффективность деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних в значительной степени зависит от того,

насколько меры профилактики базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным, уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой.

Список литературы

1. Давыденко А.В. Уголовное наказание и предупреждение преступности несовершеннолетних // Консультант Плюс: справ. правовая система, 2011.

2. Жиляева С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних // Консультант Плюс: справ. правовая система, 2010.

3. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»): приказ МВД России от 17.01.2006 № 19.

4. О проведении ежегодной межведомственной комплексной профилактической операции «Подросток» на территории города Белгорода» (вместе с «Положением о проведении ежегодной межведомственной комплексной профилактической операции «Подросток» на территории города Белгорода»): распоряжение администрации города Белгорода от 21.08.2014 № 1486.

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ.

6. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15.10.2013 № 845.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Щеглова А.Н. Особенности ранней профилактики преступности несовершеннолетних // Науч. портал МВД России. — 2009. — № 3. — С. 82.

Профилактика преступности несовершеннолетних
Прокуратура Пенжинского района Камчатского края провела проверку соблюдения законодательства в сфере профилактики преступности несовершеннолетних.
Установлено, что с марта по сентябрь 2015 года 10-летний второклассник из с. Манилы Пенжинского района совершил 9 общественно-опасных деяний. Он воровал велосипеды, избивал одноклассников и других детей, поджигал и иными способами уничтожал чужое имущество. В 2013-2014 гг. он также неоднократно попадал в поле зрение правоохранительных органов, однако по причине малолетнего возраста уголовные дела в отношении него не возбуждались.
Комиссия по делам несовершеннолетних Пенжинского муниципального района в течение 2015 года рассмотрела 5 административных дел в отношении родителей мальчика, по трем из которых они привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Вместе с тем эта мера никаких результатов фактически не дала. Родители и педагоги не в состоянии повлиять на преступное поведение школьника.
Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает ряд мероприятий индивидуального характера в отношении малолетних нарушителей закона. В числе таких мер направление трудных подростков в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП).
Подготовкой материалов для рассмотрения возможности помещения подростка в ЦВСНП должны заниматься подразделения по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Вместе с тем проверка показала, что сотрудники отдела полиции №19 Корякского МО МВД России не рассматривали вопрос о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП. Несмотря на продолжение им преступных действий материалы для этого не собраны, соответствующее постановление не вынесено.
Такое бездействие нарушает принципы законности, делает невозможным предупреждение правонарушений и антиобщественных действий подростка, создает условия для совершения им более серьезных преступлений.
По результатам проверки 30 октября 2015 года прокуратура района внесла руководителю Корякского МО МВД России в пгт Палана представление об устранении нарушений закона.
Результаты рассмотрения представления и реализация действенных мер по предупреждению подростковой преступности находится на контроле.

Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Д.З. ЗИЯДОВА
Зиядова Д.З., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних — составная часть более общей проблемы предупреждения преступности. Она осуществляется на основе долговременных взаимосвязанных комплексных профилактических мер, направленных на минимизацию факторов подростковой преступности. Это деятельность специализированных и неспециализированных субъектов профилактики, к которым прежде всего относятся учреждения образовательной системы, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и суды общей юрисдикции.
Суд является субъектом, функционально специализированным для борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, проведения профилактической работы с населением, в том числе и несовершеннолетнего населения региона. Суд, рассматривая конкретные уголовные дела и проводя профилактические мероприятия, выполняет существенную работу по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних. Применяя меры уголовного наказания по отношению к несовершеннолетнему, суд не только восстанавливает справедливость и предупреждает повторные преступления. Главная цель наказания несовершеннолетних — исправление и ресоциализация. Обычно воспитательная роль суда связывается с гласностью судебного процесса, тем самым играя и предупредительную роль для остальных подростков. Поэтому в отношении дел с участием несовершеннолетних, по нашему мнению, допущен пробел, который заключается в том, что лица, не достигшие 16-летнего возраста, в зал судебного заседания не допускаются, за исключением случаев, когда они вызываются судом. Рассмотрение некоторых дел о преступлениях подростков на закрытом судебном заседании ведет, как нам кажется, к снижению предупредительно-воспитательного значения судебного процесса (хотя международные стандарты диктуют обратное). Но было бы неправильно считать, что предупредительное значение деятельности судов заключается лишь в гласном рассмотрении дел или в вырабатывании у несовершеннолетних страха перед скамьей подсудимых. Наказание, если оно справедливо, имеет существенное воспитательное значение. Поэтому при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних важно уделять серьезное внимание выяснению причин и условий, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними. Только на основе такого подхода можно принимать конкретные профилактические меры по их ресоциализации.
Следует отметить роль суда в борьбе с преступлениями против нормального развития подростков, в защите и охране прав несовершеннолетних. Статистические показатели, характеризующие надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, свидетельствуют о том, что права несовершеннолетних нарушаются в сферах образования, труда и быта. Наиболее часто нарушают закон органы и учреждения, основная функциональная обязанность которых состоит в защите прав и интересов несовершеннолетних. По мнению Г.И. Забрянского и Л.В. Емельянова , особую тревогу вызывает распространенность нарушений законов о несовершеннолетних в органах МВД. Каждое пятое выявленное прокуратурой нарушение законов органами МВД — это нарушение законов о несовершеннолетних. Нередки случаи необоснованного избрания в отношении несовершеннолетнего меры пресечения в виде заключения под стражу. Многие арестованные несовершеннолетние освобождаются из-под стражи на стадии предварительного расследования судами первой и кассационной инстанций.
———————————
Забрянский Г.И., Емельянова Л.В. Статистика преступности несовершеннолетних в России в 1998 году. Аналитический обзор. М., 2000. С. 47.
Особенностью правовой ответственности несовершеннолетних является небольшой перечень мер уголовной и административной ответственности. Важнейшей уголовно-прововой мерой профилактики рецидивной преступности несовершеннолетних является назначение судом в каждом конкретном случае правильно выбранного наказания либо принудительной меры воспитательного воздействия, способных достичь целей исправления и превенции. В то же время следует отметить, что возможность выбора наказания в конкретном случае с учетом принципов дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания у судьи ограничена. По утверждению Р. Максудова и М. Флямера , суды лишены той системы дискреционных полномочий, которая позволяет индивидуализировать работу с подростками. Круг ситуаций, в которых возможны оправдательные приговоры суда, жестко ограничен. В судебной практике доминируют два типа обвинительных приговоров в отношении несовершеннолетних: условное осуждение, что в ряде случаев фактически равно безответственности, и наказание в виде лишения свободы — еще более неэффективная мера, поскольку дефекты социализации лишь укрепляются, когда несовершеннолетний пребывает в колонии. И результаты исследования А.Х. Валеева подтверждают, что назначение условного осуждения — в большинстве случаев вынужденная мера в связи с недостатками законодательного регулирования и задержкой введения в действие норм о таких видах наказаний, как арест и обязательные работы. По данным О.В. Демидовой , условное осуждение применяется примерно к 70% несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, и значительная часть из них совершает новые преступления в течение испытательного срока. Преступная деятельность несовершеннолетних-«условников» отличается, как правило, жестокостью, цинизмом, особой дерзостью. По нашему мнению, слабый контроль за поведением условно осужденных несовершеннолетних вызывает у них ощущение безнаказанности: свыше 80% несовершеннолетних преступников остаются на свободе. Механизм применения условного освобождения не отлажен должным образом и в большинстве случаев не обеспечивает интенсивного контроля за поведением, что порождает у подростков представление о своей «неуязвимости».
———————————
Максудов Р., Флямер М. Законопроект «О ювенальной юстиции» в России: создание и лоббирование текста или запуск движения? // Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России: Сб. статей в 2 кн. / Сост. М.Г. Флямер. Кн. 2. М., 2000. С. 155.
Валеев А.Х. Условное осуждение несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2003. С. 14.
Демидова О.В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности условно осужденных несовершеннолетних (по материалам Центрально-Черноземного региона России): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2003. С. 3.
С точки зрения Л.В. Павловой , к повторным преступлениям приводит и то, что мера пресечения в отношении несовершеннолетних часто избирается без учета личности подсудимого, а также мнения инспекторов ПДН. К сожалению, суды же не разъясняют несовершеннолетним сути рассматриваемой меры государственного принуждения, ограничиваясь лишь провозглашением приговора. Возможно, поэтому социологические опросы, проведенные среди несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы условно, свидетельствуют о том, что большинство таких подростков не признают себя осужденными. Условное осуждение ассоциируется у них с освобождением от уголовного наказания, так как они не «ощущают» каких-либо правообременений, ущемлений и пр. . В этой связи необходимо активизировать взаимодействие ПДН и уголовно-исполнительных инспекций в части организации контроля за образом жизни подростков, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Условное осуждение должно стать своеобразной программой осуществления воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними со стороны уголовно-исполнительных инспекций, комиссий по делам несовершеннолетних, отделов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Институт условного осуждения является наиболее приемлемым именно в отношении этой категории преступников, лишение свободы которых не всегда может привести к их исправлению. Условное осуждение в отношении несовершеннолетних может быть первой попыткой их ресоциализации. Так, например, суд применил условное осуждение к подростку за особо тяжкое преступление — убийство. Несовершеннолетний М.И.К. убил своего отчима. Причина убийства — постоянные издевательства пьяного, необузданного человека над подростком, его матерью, сестрой, побои и драки, скандалы в доме. Суд тщательно, психологически исследовал все обстоятельства совершения преступления. Нецелесообразность отбывания несовершеннолетним преступником строгого наказания была явной.
———————————
Павлова Л.В. Предупреждение антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, совершающих правонарушения на объектах железнодорожного транспорта (криминологические проблемы): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 24.
Гарунова М.Н. Роль судов в профилактике преступности несовершеннолетних // Проблемы преступности в Республике Дагестан: Сб. трудов молодых ученых. Махачкала, 2003. С. 96.
Законодатель расширил полномочия суда при назначении принудительных мер воспитательного воздействия. Необходимо отметить, что сама судебная процедура назначения принудительной меры воспитательного воздействия несовершеннолетнему придает ей иной, более дисциплинирующий, характер. Это положение подтверждается и опросом подростков, совершивших преступление. Большинство из них при опросе отметили, что наиболее сильное впечатление на них оказало именно судебное рассмотрение уголовного дела (45,2%) и вынесение приговора (38,7%). Как отмечает З.А. Астемиров , успех борьбы с преступностью с помощью уголовного закона во многом зависит от эффективности уголовной ответственности и наказания, от того, как эти правовые институты закреплены в законе и находят адекватное практическое применение в судебной практике.
———————————
Астемиров З.А. Проблемы теории уголовной ответственности и наказания. Махачкала, 2000. С. 4.
Достаточная распространенность случаев освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания требует разработки специальных мер профилактики рецидива с их стороны. Решая вопрос о возможности освобождения подростка от отбывания наказания, суды помимо оценки характера и степени общественной опасности совершенного преступления особое внимание должны обращать на следующие факторы, которые свидетельствовали бы о наличии или отсутствии условий, создающих возможность исправления и ресоциализации подростка без изоляции от общества: 1) данные о родителях (заменяющих их лицах), об их профессии, месте работы, моральном облике, об отношении к детям, о методах воспитания (являются ли они неблагополучными, девиантными и делинквентными семьями); 2) условия учебы подростка; успеваемость, отношение к учебе; 3) ближайшее бытовое окружение, связи, времяпрепровождение, круг интересов, участие в различных формах проведения досуга. На практике не всегда учитываются данные факторы. В результате подросток, осужденный условно или освобожденный от уголовной ответственности по различным основаниям, попадает в ту же криминогенную среду, создающую благоприятную почву для совершения им повторного преступления. Поэтому в уголовно-правовой и криминологической литературе предлагается расширить перечень наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Например, некоторые авторы считают, что ограничение свободы в случае применения к лицам, достигшим 16-летнего возраста и имеющим специальность, могло бы стать хорошей альтернативой наказанию в виде лишения свободы. Другие ученые считают, с учетом зарубежного опыта, целесообразным введение в систему наказаний для лиц, не достигших 16-летнего возраста, такого вида наказания, как домашний арест. По нашему мнению, домашний арест можно назначить только несовершеннолетнему, имеющему благополучную семью и благоприятное окружение.
Слабая работа судов в немалой степени связана с их загруженностью другими уголовными делами. Для более всестороннего учета негативных и благоприятных факторов необходимо учреждение специализированных судов для несовершеннолетних (в состав которых входили бы и психолог, и социальный работник). Это позволит более глубоко и качественно исследовать все обстоятельства дела при решении вопросов индивидуализации наказания подросткам, будет способствовать обеспечению правовых гарантий этой категории лиц. Поэтому, по мнению ученых, необходимо на законодательном уровне проработать комплекс вопросов, связанных с созданием принципиально отличной от действующей — ювенальной юстиции, которая включала бы в себя сеть разнообразных социальных служб для несовершеннолетних правонарушителей, специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних.
Россия относится к тем немногим странам современного мира, где ювенальная юстиция как самостоятельная подсистема общего правосудия отсутствует. В последние годы весьма плодотворные научные проработки данной проблемы осуществлены рядом ученых . Важно добиться их фактической и правильной в организационном плане реализации. Следует согласиться с мнением Н.И. Пишикиной и Г.И. Грицая о том, что проблемные вопросы осуществления социально ориентированной правовой политики в отношении несовершеннолетних прослеживаются на всех этапах формирования личности и социализации. Координация этой политики должна строиться в системе точных приоритетов, в том числе распределения функций субъектов ювенальной политики и установления меры ответственности.
———————————
Мельникова Э., Ветрова Т. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) // Правозащитник. 1996. N 1; Цветковин А.Л. Вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних в новом УК России // Стратегия борьбы с преступностью в современных условиях: Сб. статей. М., 1997. С. 174; Мельникова Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом. М., 1998; Макаров А.В. Уголовная ответственность за нарушение прав несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2001; Галушко Д.М. Ювенальная виктимология: криминологические и социально-психологические проблемы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.
Пишикина Н.И., Грицай Г.И. Компоненты ювенальной политики государства // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С. 220.
Социальная потребность в создании ювенальной юстиции связана прежде всего с необходимостью нормализовать условия жизни и воспитания детей и подростков путем защиты их прав и свобод, оказания правового воздействия на лиц, обязанных осуществлять их воспитание, обучение, подготовку к труду, охрану здоровья несовершеннолетних. Как справедливо отмечает Н.П. Мелешко , нашему обществу нужно не столько ювенальное уголовное правосудие, чтобы судить детей, а глобальная система ювенальной юстиции. Создание специализированных судов по делам несовершеннолетних и семьи дало бы возможность

О ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОГО УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИИ «

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Нижегородская академия

Факультет заочного обучения

Кафедра общеправовых дисциплин

Курсовая работа

Тема № 9

Предупреждение и пресечение правонарушений несовершеннолетних

Выполнил:

слушатель ___ группы ____ курса

Фамилия, имя, отчество)

Адрес: _______________________

Место работы: _________________

Н.Новгород – 2011 г.

План:

Введение

  1. Задачи органов внутренних дел по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
  2. Мероприятия органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних.
  3. Меры административно-правового воздействия, применяемые органами внутренних дел к несовершеннолетним, родителям и лицам, их заменяющим, допускающим безнадзорность в отношении несовершеннолетних.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Рост преступности в России, в том числе несовершеннолетних, стал следствием того, что помимо воздействия социально-экономических причин, такие высокие духовные национальные ценности бытия как самоценность личности каждого человека, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим, любовь к Отечеству и забота о ближних в условиях деструктивных изменений в общественной жизни утратили свое значение. В связи с этим, задача духовно- нравственного обновления современного общества через духовно-ориентированное воспитание подрастающего поколения россиян становится вместе с тем и задачей ранней профилактики преступности несовершеннолетних.

Масштабные социально-экономические и политические изменения, происходящие в Российской Федерации в последнее время, неизбежно повлекли за собой различные негативные последствия, в том числе и усиление противоправных тенденций в молодежной среде. Широкое распространение получили наркомания, а также тяжкие преступления; совершенные на этой почве, токсикомания, проституция и беспризорность, причем темпы роста данных явлений среди несовершеннолетних намного опережают темпы роста подобных явлений среди взрослых. 1

Противоправное поведение несовершеннолетних качественно изменилось, стало носить более дерзкий и изощренный характер. Правоохранительные органы все чаще сталкиваются с фактами вовлечения подростков в организованную преступную деятельность. Имеются случаи создания банд несовершеннолетних, специализирующихся на совершении тяжких преступлений и успешно конкурирующих с преступными группировками взрослых.

Правоохранительные органы оказались не готовы к таким проявлениям и пока еще не сумели должным образом обеспечить противодействие рассматриваемым процессам. Многие традиционные, апробированные подходы к решению проблем борьбы с преступностью и административными правонарушениями оказались утраченными. Кроме того, требует совершенствования правовая база этой работы. С одной стороны, наблюдается ее явная нестабильность, выражающаяся в наличии многочисленных противоречий и пробелов, а также в непоследовательности законодателя, с другой — в обществе растет правовой нигилизм, наблюдается конкуренция федерального законодательства и нормативных актов местных органов власти и управления. Как следствие из этого — снижение эффективности правоприменительной практики.

Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» были закреплены общие положения организации профилактики правонарушений несовершеннолетних и намечены направления совершенствования правового обеспечения этой деятельности. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дополнил и определил статус органов внутренних дел как субъектов профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних. Вместе с тем в настоящее время резко обострилась проблема ведомственного правового регулирования данного вида правоохранительной деятельности, практика которой также ещё не совершенна. Особенно тяжелое положение сложилось в сфере профилактики административных правонарушений несовершеннолетних. Вопросы административно-правовой профилактики правонарушений несовершеннолетних с учетом изменившихся условий остались фактически не исследованными и не получили должного освещения в научных трудах

Целью работы является комплексное изучение деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Для реализации данной цели на решение выдвигаются следующие задачи:

1. Рассмотреть основные задачи ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

2. Выявить основные мероприятия органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних.

3. Изучить меры административно-правового воздействия, применяемые органами внутренних дел к несовершеннолетним, родителям и лицам, их заменяющим, допускающим безнадзорность в отношении несовершеннолетних.

Объектом исследования являются регулируемые административно правовыми средствами общественные отношения, возникающие в связи с профилактической деятельностью органов внутренних дел, направленной на предупреждение и пресечение правонарушений несовершеннолетних, а также административное законодательство России, регламентирующее организационно-правовые проблемы этой деятельности.

Предметом исследования выступают правовые и организационно управленческие основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Методологическую основу исследования составляют положения материалистической диалектики, а также комплекс общенаучных и специальных методов познания: метод количественного анализа, системный, исторический, сравнительно-правовой, логико-аналитический, системно-структурный, конкретно-социологический.

1. Задачи органов внутренних дел по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних

Правонарушения несовершеннолетних относятся к числу проблем, вызывающих особую озабоченность общества и государства.

В преступности несовершеннолетних в последнее время все заметнее проступают тревожные тенденции: она приобретает отчетливо выраженный агрессивный и корыстный характер; продолжается ее «омоложение»; частным явлением в ряде регионов страны становятся массовые драки между враждующими группировками подростков, а также образование в молодежной среде группировок имеющих явно выраженный экстремистский характер. В условиях широкого распространения и доступности информации в молодежной сфере все чаще проявляются такие негативные тенденции как пьянство, наркомания, токсикомания, алкоголизм, проституция.

В подавляющем большинстве главным условием совершения несовершеннолетними правонарушений является их безнадзорность, т.е. отсутствие или значительное ослабление наблюдения и контроля за формированием личности и поведением несовершеннолетних со стороны семьи, а также государственных и общественных организаций.2

Нарастание негативных тенденций в динамике преступности среди несовершеннолетних происходит на фоне постоянных реорганизаций государственных и негосударственных структур, призванных осуществлять социальную реабилитацию, воспитательную и профилактическую работу в отношении несовершеннолетних.

В последние годы государством уделяется более пристальное внимание укреплению политики, позволяющей в комплексе решать проблемы детства и юношества. На уровне федеральных органов законодательной и исполнительной власти, принимающие нормативно правовые акты, направленные на создание условий позволяющей комплексно решать проблемы правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних и привлекает к данной работе более широкий круг субъектов.

Важный этап на пути решения этих задач открылся с принятием Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который в настоящее время является основополагающим документом, предусматривает создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяет задачи, принципы и формы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел и иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

Данный федеральный закон определяет категорию лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа:3

I. В отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально — реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

II. В отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Отсюда видно, что органы внутренних дел хотя и, несомненно, важное, но лишь одно из звеньев государственной системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это понятно, ибо основным содержанием работы по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является комплекс разнообразных мероприятий социально – экономического, организационного, воспитательного характера. Правовые же меры, тем более административно – принудительные меры, должны играть лишь вспомогательную роль.

Добавить комментарий