Президент США полномочия

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Традиция персонификации государства в лице его главы существует во многих странах мира. Институт президентства является производным абсолютной монархии – феодального политического устройства, при котором единоличная власть передавалась по наследству.

Создание на Американском континенте независимого государства с республиканской формой правления стало толчком для образования новой формы государственного устройства – демократической республики, в которой правовое положение президента зависит от формы правления.

Зарождение института президентства США

Первоначально и законодательная, и исполнительная власть были прерогативой Континентального Конгресса США, однако такая практика оказалась неэффективной. В то же время американцы, избавившись от господства британской монархии, были настроены против установления этой формы правления в своём государстве. В 1787-м году в Филадельфии, после долгих дебатов, был сделан выбор в пользу президентской республики. В результате в США впервые возникла должность президента, как высшая исполнительная власть, объединившая обязанности главы государства и главы правительства.

В противоположность наследственной форме передачи власти, президент Америки (а также вице-президент) стал избираться всенародным голосованием сроком на четыре года, что было закреплено Статьёй II Конституции США.

Процедура избрания

Президентом США может быть избран гражданин, рождённый в Америке, не моложе 35-ти лет и проживавший в стране не менее 14-ти лет. Главные партии – Демократическая и Республиканская – проводят внутрипартийные выборы. Член партии, получивший большинство голосов в штатах, выдвигается в кандидаты на пост главы государства. Для регистрации независимых кандидатов (не принадлежащих к этим партиям) выдвигаются дополнительные требования.

Особенность американских президентских выборов в том, что они являются косвенными. На первом этапе жителями каждого штата избираются выборщики (пропорционально количеству представителей в Конгрессе). Далее выборы осуществляет уже коллегия выборщиков, причём для утверждения результата требуется абсолютное большинство голосов. Если абсолютное большинство не набирает ни один кандидат, Палата представителей Конгресса выбирает президента из трёх кандидатов, получивших относительное большинство.

Выборы президента проходят в установленный срок, досрочные выборы не предусмотрены. Если президент по каким-либо причинам не может выполнять свои обязанности, его функции исполняет вице-президент.

Полномочия и обязанности президента США

Конституцией США определён широкий круг полномочий президента. В особых случаях Конгресс может предоставить главе государства и чрезвычайные полномочия.

  • Президент представляет государство в международных отношениях и имеет право заключать международные договоры, которые ратифицируются Сенатом.
  • Определяет внутреннюю и внешнюю политику государства.
  • Является главнокомандующим вооружёнными силами государства, совместно с Конгрессом принимает решение о ведении военных действий за пределами страны. Имеет право вводить и отменять чрезвычайное положение.
  • Обеспечивает выполнение законов государства.
  • Назначает и смещает министров и дипломатов высокого ранга.
  • Назначает членов Верховного суда, которые утверждаются Сенатом.
  • Определяет деятельность федеральных должностных лиц, их полномочия.
  • Имеет право созывать внеочередные заседания парламента.
  • Обладает правом отсылать законопроекты на доработку со своими возражениями, а также правом вето, которое может быть преодолено 2/3 депутатов Конгресса.
  • Обращается к Конгрессу с ежегодными посланиями, которые, по сути, являются программой законодательной деятельности.
  • Имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждения государственными наградами.

В обязанности президента США входит разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением. Глава государства должен периодически предоставлять Конгрессу информацию о положении в стране.

Правовой статус президента США

Президент Америки является лицом неприкосновенным, то есть, не может подвергаться аресту и уголовному преследованию. Во время пребывания в должности он получает фиксированное вознаграждение, а также дополнительные выплаты для погашения представительских и транспортных расходов.

Прекращение полномочий президента, помимо окончания установленного срока, может происходить по нескольким причинам: физической смерти, отставки – добровольного ухода с поста президента и отстранения от должности Сенатом (импичмент).

Процедура импичмента может быть применена в случае обвинения во взяточничестве, государственной измене, тяжких уголовных преступлениях. Собирает доказательства и формирует обвинение Палата представителей, затем материалы передаются в Сенат, который и выносит решение. Если вина доказана, президент отстраняется от должности. Данное лицо не имеет права занимать должность в государственном аппарате и может подвергнуться уголовной ответственности.

Гражданский иск против президента может быть выдвинут и Верховным судом США.

«Checks and balances»

Необходимо отметить, что государственная система США основывается на принципе «сдержек и противовесов». Президент, Конгресс и Верховный суд, представляющие три ветви власти, независимы, однако тесно взаимодействуют, а в определённых вопросах и контролируют друг друга. Это предотвращает узурпацию власти и способствует более эффективному управлению государством.

Кроме того, в рамках президентской республики, при сильной власти президента, имеет место децентрализация полномочий федеральных законодательных и исполнительных органов. В штатах нет представителей президента, власти обладают определённой независимостью, обязательно лишь соблюдение Конституции и федеральных законов.

Таким образом, президент Соединённых Штатов Америки – значимая фигура в системе государственной власти, лидер нации, наделённый широкими полномочиями, однако не обладающий абсолютной властью. Конституционные полномочия президента можно свести к трём важнейшим группам: глава государства, глава системы исполнительной власти, главнокомандующий Вооружёнными силами Америки.

Некоторые факты об институте президентства США

  • Франклин Д. Рузвельт – единственный из президентов США, который избирался на должность главы государства четыре раза.
  • Восемь американских президентов умерли, находясь на посту: четверо скончались от естественных причин, ещё четверо были убиты.
  • Традиция ограничения правления президента до двух сроков была заложена Дж. Вашингтоном, отказавшимся баллотироваться на третий срок.
  • За всё время существования президентства в США импичмент объявлялся дважды: Эндрю Джексону в 1868-м году и Биллу Клинтону в 1998-1999-м. Оба раза процедура была прекращена, так как обвинение не набрало 2/3 голосов.

В 1974-м году под угрозой импичмента ушёл в отставку президент Ричард Никсон.

  • Первый президент, Джордж Вашингтон, отказался получать вознаграждение за службу. Спустя почти два с половиной века от президентской зарплаты отказался Дональд Трамп, заявив, что согласен получать $1 в год.

Американцы бережно относятся к своей истории и хорошо знают и почитают всех своих президентов. При этом они могут прямо говорить о сильных и слабых сторонах главы государства, критиковать его политическую деятельность. А каждый действующий президент уважительно относится к своему предшественнику, помня, что он сам избран руководить страной не навсегда.

ПОДРАЗУМЕВАЕМЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

Г.И. Гурьянов

Кафедра конституционного и муниципального права Российский университет дружбы народов, студент

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье раскрываются основные положения подразумеваемых президентских полномочий. Исследован статус президента как главы государства в России и в США. Обозначены достоинства и недостатки подразумеваемых полномочий, присущих главам данных государств. Статья посвящена анализу правомерности подразумеваемых полномочий, полномочий не входящих в текст Конституции, но легитимных по своей правовой природе.

Ключевые слова: Подразумеваемые полномочия, президент, разделение властей, система сдержек и противовесов, конституционное право, конституция.

Конституция Российской Федерации 1993 г. установила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, запретив захват власти и присвоение властных полномочий. Соблюдение данного принципа требует согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, что обеспечивается президентом. Для принятия мер по обеспечению глава государства наделен полномочиями во всех сферах государственного управления. Рамки этих полномочий определяются Конституцией Российской Федерации. Соответственно, президент России обязан действовать в установленном ею порядке, а если порядок не установлен, то президент самостоятельно определяет его, ограничиваясь требованиями ст. 10 и ч. 3 ст. 90. Возникает вопрос о конституционности полномочий президента, которые не изложены в гл. IV Основного закона. Доктрина конституционного права России указывает на концепцию «подразумеваемых» полномочий, обозначенную в постановлении КС РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П .

Конституционный Суд постановил, что признание «подразумеваемых» полномочий президента Российской Федерации в условиях действия только что принятой федеральной Конституции и писаных законов, конкретизирующих нормы Конституции, означает неправомерное расширение полномочий президента как главы государства за счет полномочий федерального парламента и федерального правительства.

Концепция «подразумеваемых» полномочий актуальна для стран с сильной, автономной президентской властью. Лучше всего она разработана в США, где статус и полномочия президента впервые стали обсуждаться в период разрыва отношений штатов с метрополией.

Декларация независимости 1776 г., предшествующая принятию Конституции в 1787 г., сформулировала постулаты, направленные против власти монарха, намеренного предать американский народ во власть неограниченного деспотизма . Принятый документ «Статьи Конфедерации» 1781 г. делегировал конгрессу полномочия по заключению международных договоров и объявлению войны, по разрешению споров в апелляционном порядке, значительно нарушив баланс властей .

Несостоятельность «Статей» привела к тому, что конгресс не способен был обеспечить должную поддержку армии, а штаты отказывались выделять необходимые средства и не выполняли решения представительного органа. Решение учредить сильную президентскую власть в Конституции 1787 г. делегатами Филадельфийского конвента объяснялось тем, что разработчики были напуганы опытом со «слабыми» губернаторами и сильными представительными учреждениями . Во избежание политического кризиса Филадельфийский конституционный конвент приступил к разработке нового основного закона вопреки прямо выраженному требованию конгресса только пересмотреть «Статьи Конфедерации».

Американская Конституция, вступившая в силу 28 июля 1788 г., установила, что исполнительная власть в стране вверяется президенту. Содержание и назначение данной нормы пытались раскрыть А. Гамильтон и Дж. Мэдисон в очерках под общим названием «Федералист». Гамильтон писал, что Конституция наделяет президента исполнительной властью в полной мере, за исключением предусмотренных ею запретов .

Изначально, А. Гамильтон издавал свои очерки под псевдонимом «Паци-фикус», а Дж. Мэдисон — «Гельведиус». Затем появляются две книги под названием «Записки федералиста».

Следуя структуре ст. I, где отображены полномочия конгресса, ст. II перечисляет конституционные права президента, которые являются «примерными» и не носят исключительный характер . Последний аргумент впоследствии раскрыл Верховный суд в деле «Майерс против США», где определил, что президентские права и обязанности могут вытекать из заключенных в Основном законе. (Прецедент утратил силу после решений по делам Humphrey’s Executor v. United States (295 U. S. 602, 632 (1935)) и Morrison v. Olson (487 U. S. 654, 696 (1988)) .

Теория «подразумеваемых прав», изложенная Гамильтоном, указала на наличие «упущенных прерогатив» президента, таких как отстранение федеральных служащих от должности и признание новых правительств. Апологетом теории Гамильтона можно считать Луиса Фишера, специалиста в области конституционного права, который утверждает, что подразумеваемые полномочия не возникают спонтанно у глав государства, а целиком и полностью определяются потребностями общества и целями государственной политики .

По его мнению, провозглашенная система сдержек и противовесов корректно работает только в том случае, когда подразумеваемые права всех ветвей власти разумно исходят из предписаний Основного закона. Этот подход отражен в деле «МакКаллох против Мэриленда», в котором подтверждено, что кон-

гресс может выбирать средства для совершения предусмотренных ст. I полномочий . Толкование судьи Маршалла, принявшего это решение, может применяться и к 3 разделу ст. II, согласно которой президент обеспечивает точное соблюдение законов, а именно он обладает подразумеваемым правом определять, какие средства необходимы ему для этого.

Видный ученый в области зарубежного государственного права А. А. Мишин, обобщив взгляды американских правоведов, выделил полномочия американского президента по источнику возникновения, подразделив их на следующие группы: полномочия, прямо предусмотренные Конституцией; полномочия, которые считаются подразумеваемыми или присущими президенту как высшему должностному лицу государства, и полномочия, которые делегируются президенту конгрессом . Полномочия второй группы не содержатся в Конституции, а выводятся из ее духа, из потребностей практической политики. Примером может послужить привилегия исполнительной власти, выведенная администрацией Президента Эйзенхауэра в 1958 г. .

Принято считать, что в состав привилегии исполнительной власти включены два конвенционных права президента. Во-первых, это право на конфиденциальность, по которому он может отказать конгрессу в его требовании представить информацию и документацию, касающуюся самого процесса принятия решений исполнительной властью. Во-вторых, сотрудники исполнительной власти, и прежде всего аппарат Белого дома, не могут быть обязаны свидетельствовать перед комитетами конгресса о внутренних отношениях в ведомстве президента .

В соответствии с меморандумом Президента Рейгана, изданном в 1982 г., привилегия используется как чрезвычайное полномочие только в тех случаях, когда раскрытие информации по запросам конгресса может подорвать национальную безопасность страны, нарушить порядок ведения переговоров или выйти за рамки компетенции парламента. Меморандумы об использовании привилегии исполнительной власти указывали границы при несоблюдении которых президент имел право обратиться в Департамент юстиции, инициируя процедуру воздействия. Первым, кто установил эти границы стал Президент Д. Эйзенхауэр, издавший меморандум в 1958 г. после конфликта Президента Г. Трумэна со сталелитейными заводами в 1952 г., которые последний решил национализировать на нужды войны в Корее.

Впоследствии, президенты меморандумами устанавливали критерии, обуславливавшие ее использование. Президент Р. Никсон установил абсолютную привилегию исполнительной власти, применение которой было расширено до федеральных служащих, однако ее использование было пресечено Верховным Судом как нелегитимное расширение полномочий .

Привилегия исполнительной власти по своей правовой природе является воздействующим механизмом системы сдержек и противовесов. Условия действительности этого механизма требуют разрешения следующего фундаментального вопроса: насколько интересы конгресса в раскрытии информации совпадают с интересами исполнительной власти предоставить ее. Политическая

борьба неизменно играет существенную роль в полемике между властями, но она не должна влиять на правовые последствия, что было подтверждено делом «США против Американский Телефон и Телеграф Ко.», когда право на получение информации, в котором было отказано конгрессу, было продано юридическому лицу в коммерческих целях .

Нецелевое использование привилегии исполнительной власти в американской практике неоднократно способствовало конституционной дестабилизации в стране. Исторически первым инцидентом, негативно воздействовавшим на баланс властей, стал спор между кабинетом Президента Вашингтона и Конгрессом в 1791 г. Глава государства отказался передавать материалы военной экспедиции генерала Сан Клэра, воевавшего против аборигенов, ссылаясь на защиту «национальных интересов» .

Поставил под угрозу конституционное благосостояние знаменитый «Уотергейтский скандал» 1974 г., когда Президент Р. Никсон отказался предоставить расследовательскому подкомитету сената магнитофонные записи прослушивающих устройств, заявляя, что он осуществляет абсолютную привилегию исполнительной власти, чтобы сохранить приватность его консультаций с кабинетом, а также защитить исполнительную власть от вторжения законодательной ветви .

Президенты часто прибегали к использованию подразумеваемых полномочий как к инструментам, которые значительно расширяют их права. Так, Президент Г. Трумэн заявлял, что обладает неотъемлемым полномочием национализировать частные предприятия , Президент Р. Никсон — осуществлять импаундмент , а Президент Дж. Буш (младший) создавал военные трибуналы без законодательного одобрения .

С другой стороны, не все подразумеваемые полномочия играют роль механизмов воздействия на законодательную власть. Совместные резолюции обеих палат Конгресса при подписи президента (joint resolutions) демонстрируют эффективный результат взаимодействия некоторой части одних и тех же функций между различными властями.

Правомерность подразумеваемых полномочий президента в США остается дискуссионной. Глава исполнительной власти может сделать все, что диктуется интересами нации, если это прямо не запрещено Конституцией или законом.

Слияние в одной выборной должности достоинств короля и власти премьер-министра указывает на то, что государственное управление в США приближено к форме «конституционной диктатуры», допуская наличие подразумеваемых прав . Сравнивая диктатуру и демократию, приходят к логическому выводу, что диктатура — это то, чем не является демократия. Тем не менее, термин «диктатура» в Древнем Риме обозначал государственный кабинет, где выборному лицу предоставлялись чрезвычайные права на определенный период времени. Следовательно, диктатура — это форма правления, при которой власть обладает такими полномочиями, которые свободны от сдерживания других властей. «Конституционная диктатура» не является антонимом республиканской формы правления, а, скорее, ее институциональной чертой, наделенной положительной коннотацией

эпохи Цинцинната . Другая форма, именуемая «диктатурой Конституции», отрицает чрезвычайные права, обосновывая это принципом верховенства основного закона, и предполагает существование только конституционных сдерживающих и воздействующих механизмов.

Концепция «подразумеваемых полномочий» не чужда для России, где президент исполняет значительные функции государственной власти, хотя не входит в систему разделения властей. В соответствии с присягой, которую глава государства обязан приносить при вступлении в должность, он обязан при осуществлении полномочий соблюдать и защищать все принципы, на которых зиждется Конституция, и верно служить народу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российские конституционалисты полагают, что подразумеваемыми полномочиями необходимо считать те права и обязанности, которые не закреплены в гл. IV, однако прописаны в иных главах документа. Исходя из данного суждения, признают право президента обратиться в правительство по реализации конкретных полномочий, что выражено в п. «ж» ст. 114. Уязвимость указанной интерпретации в том, что фактически полномочия Президента не ограничены Конституцией. Указ Президента установил, что в состав федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, входит Федеральная служба по финансовому мониторингу . В п. «б» и «е» ч. 1 ст. 114 Конституции подтверждено, что проведение единой финансовой политики, осуществление мер по обеспечению законности и борьбе с преступностью входит в компетенцию правительства, которая по ч. 1 ст. 110 осуществляет исполнительную власть . Стоит ли считать руководство данного органа президентом его подразумеваемым полномочием, сообразно американской доктрине «упущенных прерогатив», или президентской экспансией исполнительной власти?

Безусловно, механизм системы сдержек и противовесов в США не идеален. К примеру, как действовать президенту, если государство не может выплатить долги по счетам, а только часть, в то же время, когда конгресс голосует против повышения потолка внешнего долга? Американская доктрина не может найти четкого ответа, но она с уверенностью утверждает, что президент не имеет личной «законодательной» власти, и не может самостоятельно влиять на права и обязанности третьих лиц без авторизации на то парламента. Точку в данной полемике властей ставит Верховный Суд, который, осуществляя конституционный контроль за деятельностью законодательной и исполнительной властей, представляет собой практическое проявление принципа сдержек и противовесов, в контексте которого судебную власть характеризует юридическая возможность оказывать активное воздействие на решения и действия законодательной и исполнительной властей, как бы уравновешивая их. Именно такие полномочия, по мнению А. А. Клишаса, активно используемые судом, превращают его в реальную стабилизационную силу, способную защитить права и свободы граждан, оберегать имущество от разрушительных социальных конфликтов .

В контексте сказанного нельзя не согласиться с тезисом, что подразумеваемые полномочия являются совместным результатом как правовых, так и политических процессов. Несмотря на то, что действия Президента Никсона Верховным Судом были признаны конституционными, он добровольно подал в отставку. В России институт президентства еще молод, и непросто спорить с тем фактом, что необходимость данного института еще до конца не познана. Не познана потому, что современное российское общество связывает институт президента с личностью, которая занимает этот пост, а не с нормами, прописанными в Конституции. В США, в стране с традиционной системой президентства, личность президента не так важна, как важно то, что может делать Президент, и что ему делать запрещено Конституцией, законодательством, судом, конгрессом. Другой вопрос, что ни в США, ни в России, ни во Франции не выявлены четкие границы власти президента, и поэтому появление новых конфликтов неизбежно. Единственно, ясно следующее, что доктрина подразумеваемых полномочий президента неразрывно связана с его статусом гаранта Конституции и призвана к обеспечению конституционных положений таким образом, при котором все органы государственной власти могут выполнять задачи в пределах своей компетенции. В связи с этим подразумеваемые полномочия все же могут быть произвольны по своему характеру, но их конституционность согласно ст. 93 Конституции будет определяться заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления.

Конституция 1993 г. утвердила позицию многонационального народа России, принявшего демократический подход государственного управления, основанного на системе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Насколько правовая гарантия стабильности государственной власти соответствует сегодня провозглашенной позиции общественности, которая стремится обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

ЛИТЕРАТУРА

Клишас А.А. Конституционная юстиция в зарубежных странах — М.: Междунар. Отношения, 2004.

Клишас А.А. Конституционный контроль и конституционное правосудие зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование. — М.: Междунар. Отношения, 2007.

Лафитский В. И. Основы конституционного строя США. — М.: Издательство НОРМА. 1998.

Мишин А.А. Государственное право США — М.: Наука, 1976.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных

вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта»» // Российская газета — 1995. — 8 авг.

Balkin J. Constitutional Dictatorship: Its Dangers and Its Design // Minnesota Law Review. 94 : 1789 2010.

Erastus H.S. The Federalist No. 69, The Federalist and Other Constitutional Papers — Albert, Scott & Company, 1894.

Fisher L. The Law: Presidential Inherent Power: The «Sole Organ» Doctrine. — Presidential Studies Quarterly, March 2007.

McCulloch v. Maryland, 17 U. S. 316 (1819).

Myers v. United States, 272 U. S.

Padilla v. Hanft, 423 F. 3d (4th Cir. 2005) (No. 05-6396).

Saikrishna B.P. A critical Comment on the Constitutionality of executive Privilege, (1999)

Train v. City of New York, 420 U.S. (1975).

United States v. AT&T, 419 F.(D. C. Cir.) (1977).

Wills G. Cincinnatus: George Washington and the Enlightenment 20 (1984).

Youngstown Sheet & Tube Co. v. Sawyer, 343 U.S. (1952).

RUSSIAN AND AMERICAN PRESIDENTS’ IMPLIED POWERS

G.I. Guryanov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Department of Constitutional and Municipal Law Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

Klishas A.A. Konstitutsionnaya yustitsiya v zarubezhnykh stranakh — M.: Mezhdunar. ot-nosheniya, 2004.

Lafitskiy V.I. Osnovy konstitutsionnogo stroya SShA. — M.: Izdatel’stvo NORMA. 1998

— 8-e izd., ispravl. i dop. — M.: Infotropik Media, 2012.

Mishin A.A. Gosudarstvennoe pravo SShA — M.: Nauka, 1976.

Balkin J. Constitutional Dictatorship: Its Dangers and Its Design — Minnesota Law Review .

Erastus H.S. The Federalist No. 69, The Federalist and Other Constitutional Papers — Albert, Scott & Company, 1894.

Fisher L. The Law: Presidential Inherent Power: The «Sole Organ» Doctrine. — Presidential Studies Quarterly, March 2007.

McCulloch v. Maryland, 17 U. S. 316 (1819).

Myers v. United States, 272 U. S.

Padilla v. Hanft, 423 F. 3d (4th Cir. 2005) (No. 05-6396).

RozellM.J. Executive Privilege Revived?: Secrecy and Conflict During the Bush Presidency

Главой исполнительной власти в США является Президент. Его статус определен в Статье II Конституции США 1787 г.
Избирается президент США коллегией выборщиков сроком полномочий на 4 года. День выборов определен конституционно: каждый високосный год в первый вторник после первого понедельника ноября. Каждый штат США избирает количество выборщиков, равное числу его представителей в палатах Конгресса. Кроме того, трех выборщиков направляет федеральный округ Колумбия. Общий состав коллегии выборщиков составляет 538 человек. Если ни один кандидат не соберет требуемое абсолютное большинство голосов членов коллегии выборщиков (т.е. 270 и более), то согласно поправке XII к Конституции Президент избирается Палатой представителей из трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов выборщиков.
Одновременно с Президентом коллегия выборщиков избирает и Вице-президента США, кандидатура которого выдвигается кандидатом в Президенты.
Кандидат в президенты должен отвечать следующим требованиям:
— быть не моложе 35 лет;
— являться гражданином США по рождению;
— проживать на территории страны не менее 14 лет;
— обладать избирательным правом.
Одно и то же лицо не может быть президентом США более двух сроков.
Данная норма была установлена XXII поправкой к Конституции США в 1951 г.
Президент США обладает следующими полномочиями:
— представляет государство внутри страны и на международной арене;
—руководит внешнеполитическим курсом страны;
—является Верховным главнокомандующим вооруженными силами страны и национальной гвардии;
— осуществляет полный контроль за деятельностью органов федерального управления;
— осуществляет руководство внутренней политикой, издает указы и исполнительные приказы;
— непосредственно руководит работой кабинета, ответственного исключительно перед Президентом США (Конгресс не вправе выражать вотум недоверия кабинету министров);
— с совета и согласия Сената имеет право заключать международные договоры;
— с совета и согласия Сената имеет право назначать послов и иных полномочных представителей и консулов, судей Верховного суда, а также всех других должностных лиц, установленных законом (раздел 2 статьи II Конституции США);
— периодически представляет Конгрессу информацию о положении Союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными (раздел 3 статьи II Конституции США);
— ежегодно направляет в Конгресс экономический доклад и проект федерального бюджета;
— имеет право обращаться к парламенту с иными специальными посланиями;
— созывает чрезвычайные сессии Конгресса;
— имеет право отлагательного вето на принятые Конгрессом законопроекты, которые преодолеваются 2/3 голосов членов обеих палат;
— имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждения медалями и другими знаками отличия и ряд иных полномочий.
Президент США не несет политической ответственности перед Конгрессом, но может быть отрешен от занимаемой должности в порядке импичмента.
Основаниями отстранения Президента от должности в порядке импичмента, если будет «признан виновным в измене, взяточничестве или иных тяжких преступлениях и проступках» (раздел 4 Статьи II Конституции США).
Данная процедура возбуждается палатой представителей, которая формулирует статьи обвинения. Сенат рассматривает дело по существу как обычное судебное дело на началах состязательности сторон, с вызовом свидетелей, истребованием доказательств. При рассмотрении дела в Сенате председательствует не Вице-президент, а председатель Верховного суда США. Решение принимается 2/3 голосов сенаторов.
В истории США было два случая привлечения Президента к ответственности в порядке импичмента. Впервые это случилось в 1868 г. в отношении президента Э. Джонсона. У. Дж. Клинтон стал вторым президентом, в отношении которого была применена процедура импичмента (в 1998 г.). Палата представителей проголосовала за предание Президента суду импичмента по двум пунктам обвинения: за лжесвидетельство и обструкцию в отношении судебной власти. Сенат не собрал достаточного числа голосов для осуждения главы исполнительной власти. Ни один американский президент не был смещен с должности в порядке импичмента. В 1974 г. под угрозой импичмента добровольно свой пост покинул президент Р. Никсон.
При возникновении вакансии поста Президента его замещает Вице-президент до очередных президентских выборов (Поправка XXV).

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Президент как глава исполнительной власти

Выборы президента и вице-президента

Полномочия президента

Ответственность Президента

Заключение

Введение

В данной работе будут описаны права и обязанности президента США. Рассмотрены Выборы и критерии выдвижения на должность президента. А также, возможные варианты отстранения президента от должности.

Проанализированы: сроки правления, на которые избирается президент, критерии избрания президентов в Соединенных Штатах Америки. А так же требования к человеку который выдвигает свою кандидатуру на пост президента и анализ прав и обязанностей президента в США.

президент правление америка

Президент как глава исполнительной власти

Президент — выборная должность главы государства или территориально-административного образования либо председателя коллегиального органа

Президент получает за свою работу жалованье (200. 000$ в год), которое, по конституции, в течение его четырехлетнего пребывания на посту не может быть ни увеличено, ни уменьшено. Помимо этого, президенту выделяется 50. 000$ на дополнительные расходы (облагаемых налогом) и 100. 000$ (не облагаемых налогом) на транспортные расходы. После ухода с поста президента ему выплачивается пожизненная пенсия в размере 63. 000$ в год, предоставляются и некоторые другие льготы.

Статус президента США по Конституции 1787 года, — был первым опытом строения исполнительной власти Соединенных Штатов Америки, страны — являющейся в настоящее время лидером на мировой арене.

В соответствии с Конституцией США исполнительную власть в федерации осуществляет Президент. Назначаемые им министры помимо управления своей отраслью выполняют роль советников Президента, составляя его кабинет с правом совещательного органа, но не являются самостоятельным правительством. Министры здесь лишены своего председателя (премьер-министра) — в этой роли выступает сам Президент. По обсуждаемым вопросам в кабинете Президента не требуется голосования — решения принимает сам Президент.

Конституция наделяет президента США значительной властью. Президент США по Конституции 1787 года — является главой исполнительной власти. Основной закон США объединил в его лице главу государства и главу правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными Силами.

Как глава государства, президент представляет Соединенные Штаты на международной арене, подписывает международные соглашения, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой государства. В качестве главы правительства, президент формирует его органы, назначает министров (с согласия сената), руководит работой федеральной исполнительной власти, может освободить от занимаемой должности любого члена правительства.

Среди руководимых Президентом ведомств встречаются и такие, которые имеют более важный статус, чем министерство, например, Совет национальной безопасности, ныне руководимый Вице-президентом. Кандидатура Вице-президента предлагается кандидатом в Президенты и выбирается одновременно с кандидатурой Президента от соответствующей партии. Вновь избранный Вице-президент замещает в случае болезни Президента, выполняет его отдельные поручения и постоянно председательствует в Сенате (один из высших органов государственного управления).

Выборы президента и вице-президента

Президент и Вице-президент США до сих пор избираются в соответствии с Конституцией США косвенным путем — выборщиками сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух раз подряд. Это правило распространяется и на Вице-президента.

На новых выборах Президента и Вице-президента США избиратели голосуют не за кандидата, а за выборщиков Президента.

В соответствии с законодательством США кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению и проживать постоянно в США не менее 14 лет. Кандидат в Президенты сначала выдвигается на первичных партийных выборах в первичных организациях, здесь же он избирается кандидатом от той или иной партии на национальный съезд партии.

Полномочия президента

Президенты США в соответствии с конституцией имеют обширный комплекс полномочий, с помощью которых они занимаются решением таких вопросов, как безопасность страны, международные отношения и взаимодействие между законодательной и исполнительной властью.

Назначение на все важные посты президент производит с согласия сената, на менее важные — палаты представителей. Но увольнять своих чиновников президент может по собственному усмотрению: считается, что нельзя иметь послушных исполнителей, если нет права их уволить.

В общем виде Конституция устанавливает полномочия Президента, который обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Такая формулировка позволила расширить полномочия исполнительной власти путем применения конструкции подразумеваемых в Конституции полномочий. Одновременно Конгресс (собранияе) может делегировать Президенту чрезвычайные полномочия.

В соответствии с записанными в Конституции полномочиями Президента, он:

— представляет государство внутри страны и в международных отношениях, вправе заключать международные договоры с последующей их ратификацией (процесс придания юридической силы документу путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон) Сенатом;

— является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардией. В соответствии с законом, который требует согласия Конгресса на использование американских вооруженных сил за рубежом,

— Президент принимает решения о ведении военных действий за пределами США.

Не имея права досрочного роспуска Конгресса, Президент имеет по отношению к нему весьма существенные полномочия. Президент обращается к нему с ежегодными посланиями. Они содержат изложение политических целей главы исполнительной власти; Послания рассматриваются как программа законодательной деятельности Конгресса. Из других полномочий Президента в отношении Конгресса можно выделить право главы государства созывать Конгресс на специальные сессии.

С согласия Сената Президент США назначает высших должностных лиц, министров, послов, судей Верховного Суда. Обычно простым большинством голосов Сенат утверждает назначения Президента.

Президент руководит огромным государственным аппаратом. Одновременно он несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, по требованию (запросу) Конгресса представляет ему соответствующие документы. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждения медалями и другими знаками отличия (кроме орденов, так как их в США нет).

Так же, по закону, имеет право сам, без просьбы властей штатов использовать Национальную гвардию и регулярные армейские подразделения на территории любого штата, когда, по его мнению, «противозаконные действия организации или объединения либо восстание против властей Соединенных Штатов» делает невозможным исполнение федеральных законов в данном штате. Кроме того, президент располагает полномочиями по собственному усмотрению использовать военную силу для подавления в любом штате «какого-либо восстания, внутреннего насилия, незаконных организаций или заговоров», если все это препятствует осуществлению, как законов штатов, так и федеральных.

Весь сложный процесс деятельности главы государства во многом опирается на его правотворческую деятельность, которая проявляется в издании им указов и исполнительных приказов, как правило, носящих нормативный характер.

Ответственность Президента

Президент США политической ответственности перед Конгрессом не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке процедуры отстранения от должности высокопоставленного чиновника, в том случае если будет признан виновным во взяточничестве, измене и других тяжких преступлениях. Палата представителей Конгресса возбуждает эту процедуру, она же формирует обвинение, принимаемое большинством голосов списочного состава палаты.

Таков на сегодняшний день конституционно — правовой статус Президента США, который является главой государства и одновременно возглавляет исполнительную власть в федерации.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что президент США по Конституции 1787 года — является главой исполнительной власти, конституция объединила в его лице главу государства и правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными Силами. Такие же тенденции «сдержек» были и в области законотворчества: президент имеет право налагать вето на любой законопроект, принятый обеими палатами, отсылать его на доработку со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил.

Список использованной литературы

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А, Крашенниковой. Ч. 1, 2. — М., 1999.

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права — М.: Юристъ, 2000.

Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. В.Е. Чиркина. — М., 1997.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий