Публичные финансы

Определите соотношение частных и публичных финансов. Как оно влияет на предмет Финансовое право

Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

По поводу различий между государственными (публичными) и частными финансами известный французский теоретик финансового права Поль Мари Годме высказывался следующим образом «государственные финансы регламентируются специальными государственными нормами, дающими возможность распоряжаться средствами в достаточном их количестве (нормами, регулирующими доходы); точно учитывающими движение средств (казначейскими правилами); обеспечивающими их использование (бюджетными правилами)».

Для современного финансового права важно понимать, что частные финансы могут перерасти в публичные фонды денежных средств и наоборот. Как только частные финансы «приобретают» власть государства, они превращаются в публичные финансы, а значит, попадают в область финансово-правового регулирования. Происходит это в силу прямого указания законодателя. Примером, когда финансы юридических лиц являются публичными финансами, могут служить денежные средства государственных и муниципальных унитарных, в том числе казенных предприятий. Некоторые ученые относят финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий к финансам организаций юридических лиц, т.е. к частным финансам.

Публичные (централизованные) финансы — система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают:

государственные финансы

муниципальные финансы.

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

распределительная

контрольная

регулирующая

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.) Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней (федерального, регионального и муниципального).

Для публичных финансов сущностными признаками являются: денежный характер сопутствующих экономических отношений, безвозмездность и безвозвратность платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и муниципальные бюджеты и во внебюджетные фонды, обязательность и принудительность денежных отношений с субъектами и населения.

Частные финансы — это финансы, которые приносят доход. Сейчас или в будущем,

Частные финансовые решения зачастую сводятся к планированию личного бюджета, в доходную часть бюджета заносятся все предполагаемые доходы бюджетного периода, в том числе:

— заработок

— пенсии и компенсации

— доход от банковских вкладов

— доход от сдачи в аренду недвижимости

Далее составляется расходная часть бюджета, которая включает в себя:

— оплата жилья и коммунальных услуг

— оплата питания

— медицинское страхование

— оплата кредитов

— покупка товаров длительного пользования

— страхование рисков (собственности, здоровья и пр.)

— пенсионные накопления

— инвестиции

Финансовые решения в доходной части личного бюджета зачастую не являются сложными — главное не упустить из виду ни один возможный источник дохода. Главный принцип финансового решения: «капитал должен приносить капитал». Если имеются свободные средства производства — то они должны быть пущены в дело. Если имеется незадействованная собственность — то она должна быть сдана в аренду. Если какой-то свободный ресурс не способен принести доход и не является выгодным вложением (то есть не возрастает в цене сам по себе), то он должен быть продан, а деньги должны быть обращены в инвестиции.

Финансы — это то, что есть в распоряжении и чем можно оперировать. Главная задача финансового управления — наиболее эффективно (то есть с наибольшей выгодой) распорядиться имеющимися финансами. В нынешних условиях кредитных денег, заполучить дополнительные финансовые ресурсы в виде кредита не представляется проблемой.

Во избежание нежелательных секвестров, в доходную часть бюджета не следует включать возможные доходы, если вероятность их получения менее 90 %. В то же время, если незапланированный доход всё-таки появится, то пути его утилизации нужно определять в оперативном порядке. Ещё один важный момент, который нужно помнить при планировании доходов — это то, что пенсии и компенсации нужно рассчитывать исходя из самой выгодной из возможных схем.

В рамках процесса бюджетного планирования приходится принимать и более сложные финансовые решения, особенно это касается расходной части бюджета. Здесь есть множество важных советов:

Во-первых, при расчёте длительного бюджетного периода (6 месяцев и больше), не забудьте про инфляцию. Если что-то стоит определённую сумму в начале года, то это не значит, что в конце года цена останется прежней. Пользуйтесь прогнозом инфляции от авторитетных источников и закладывайте этот прогноз в план расходов.

Закладывайте в расходы предполагаемое (предварительно анонсированное) повышение расценок на продукты и услуги. Если объявлено, что тогда-то электроэнергия подорожает на определённый процент, то этот процент должен быть отражён в бюджете.

Разумеется, следует всегда искать наиболее дешёвые продукты и услуги, имеющиеся на рынке. Иначе основной принцип рыночной экономики — конкуренция — вообще не будет работать. Но это совсем не значит, что качеством продуктов при этом можно пренебречь. Не закладывайте в бюджет некачественные или сомнительного качества продукты и услуги. Нужно выбирать самое дешёвое, но только из приемлемой качественной категории. Это особенно относится к продуктам питания, медицинским и финансовым услугам.

Кредиты нужно обязательно возвращать, хотя бы для того, чтобы не испортить свою «кредитную историю» и иметь возможность получить кредит в будущем. Поэтому взносы по кредитам должны иметь высокий приоритет в списке расходов.

Страхование рисков — непременная часть грамотного управления финансами. Никак не менее 5 % (а лучше 8—12 %) всех личных расходов рекомендуется направлять на страхование разного вида рисков. Это общепринятая мировая практика.

Нахождение законной схемы снижения уплачиваемых налогов — распространённый на Западе метод сокращения расходов. Если имеется даже малейшая возможность снижения налоговых отчислений, то ей непременно надо пользоваться. Если объём налогов очень велик (и возможная экономия способна окупить услуги специалиста), то целесообразно обратиться за советом к финансовому консультанту (или даже нанять личного бухгалтера).

В пенсионный фонд рекомендуется откладывать 7—10 % доходов. Пенсионный фонд — это в принципе обычный долгосрочный депозитный вклад, но с минимальным заложенным риском.

Инвестиции — это область самых сложных финансовых решений. Часто говорят, что нужно обладать даже «особым чутьём», чтобы принимать удачные решения в этой области. Однако, если отбросить всякие мистификации, то можно сказать, что хорошее инвестиционное решение — это продукт глубокого всестороннего безэмоционального анализа рынка инвестиций.

Публичные (централизованные) финансы — система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

Список использованных источников:

1. Сальников В.П, «Финансовое право». — Москва — 2005.

2. Финансовое право РФ: учебник под ред. М.В. Карасева. — М., 2002

3. Финансовое право: учебник под ред. О. Н. Горбуновой — 2-е изд., перераб.и доп. — М.: Юристъ, 2002г.

4. Древаль Л.Н. «Финансовое право России. Общая часть» Хабаровск — 2010.

Тема: Контрольная по налоговому праву

Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению

Тип: Контрольная работа | Размер: 63.62K | Скачано: 176 | Добавлен 10.08.16 в 11:25 | 0 | Еще Контрольные работы

Задание 1………………………………………………………………………………3

Задание 2………………………………………………………………………………5

Задание 3………………………………………………………………………………7

Задание 4…………………………………………………………………………….9

Задание 5…………………………………………………………………………….14

Задание 6…………………………………………………………………………….17

Задание 7…………………………………………………………………………….18

Список использованных источников………………………………………………23

1 Для определения места налогов в системе современных публичных финансов ответьте на следующее вопросы:

1.1 Какое место налоги занимают в системе публичных финансов?

1.2 Что понимается под на­логовыми и неналоговыми доходами?

1.3 Могут ли налоги взиматься для финансирования конкретных целей?

2 Как соотносятся перечисленные ниже понятия:

  • законодательство РФ о налогах и сборах;
  • нормативные правовые акты органов исполнительной власти о налогах и сборах;
  • нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти о налогах и сборах;
  • нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ о налогах и сборах;
  • нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах;
  • письменные разъяснения Минфина России и налоговых органов по вопросам законодательства о налогах и сборах;
  • решение налогового органа;
  • действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.

3 Составить таблицу: «Классификация основных принципов налогообложения и сборов»

4 Составить таблицу «Права и обязанности участников налоговых правоотношений»

5 Заполните таблицу и сделайте сравнительный анализ камеральной и выездной налоговых проверок

6 Составить схему «Налогово-проверочные действия (мероприятия) налогового контроля»

7 Составить таблицу «Виды налоговых правонарушения»

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0 Размер: 63.62K Скачано: 176 10.08.16 в 11:25 ekama56

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2016, vol. 26, no. 1, pp. 134-140. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 134-140. ISSN 1993-3541

LAW AND LEGISLATION

УДК 330.35 Р. И. СЕДЕЛЬНИКОВА

йО! 10.17150/1993-3541.2016.26(1).134-140 Московский государственный юридический университет

им. О. Е. Кутафина, г. Киров, Российская Федерация

ФИНАНСЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КАК СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА

Аннотация. Право публично-правовых образований принудительно формировать свои доходы является эксклюзивным правом государства и местного самоуправления. Данное право вызвано обязанностью осуществления общего (публичного) интереса, что является основной задачей национально-государственных и административно-территориальных образований. В статье исследуются проблемы соответствия степени самостоятельности местных бюджетов основным принципам построения бюджетной системы, изложенным в гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Региональные и местные органы власти должны иметь возможность осуществлять свою бюджетную деятельность в соответствии не только с принципом самостоятельности бюджетов, но и с другими основополагающими принципами: достоверности бюджетов, равенства бюджетных прав между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, разграничения доходов и расходов между бюджетами. Для осуществления публичного интереса бюджеты различных уровней бюджетной системы должны обладать достаточной финансовой самостоятельностью, чтобы качественно и в полной мере выполнять свои функции и задачи. Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что в настоящее время бюджеты муниципальных образований не способны в достаточной мере исполнять свои расходные обязательства. Ключевые слова. Местное самоуправление; принципы построения бюджетной системы; государственные финансы; самостоятельность местного самоуправления; расходные обязательства; муниципальные финансы; экономическая категория; финансовая деятельность; доходы бюджетов; расходы бюджетов. Информация о статье. Дата поступления 9 ноября 2015 г.; дата принятия к печати 25 ноября 2015 г.; дата онлайн-размещения 29 февраля 2016 г.

R. I. SEDELNIKOVA

Kutafin Moscow State Law University, Kirov, Russian Federation

FINANCES OF PUBLIC-LAW ENTITIES AS A POLICY TOOL OF PUBLIC INTEREST

Article info. Received November 9, 2015; accepted November 25, 2015; available online February 29, 2016.

Известный французский экономист П. М. Год-ме писал о фундаментальных различиях между государственными и частными финансами. В своем исследовании он указывал, что «государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы

налогового обложения» . Действительно, налогообложение — единственный легитимный способ перераспределения чужой собственности . Право принудительного обеспечения своих доходов допустимо только потому, что «государственные финан-

© Р. И. Седельникова, 2016

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2016, vol. 26, no. 1, pp. 134-140. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 134-140. ISSN 1993-3541

R. I. SEDELNIKOVA

сы — средства осуществления, так называемого, общего интереса» . Поскольку государство — не предприятие, то прибыль и выгоду по результатам своей деятельности не извлекает, а финансируемые из бюджетов функции, в большинстве своем, считаются глубоко убыточными, т. е. основной задачей власти является выполнение функций, направленных на удовлетворение интересов, так называемой «коллективной личности» — народа, населения того или иного национально-государственного или административно-территориального образования. Именно поэтому государство и муниципальные образования и наделяются исключительным правом формировать свои доходы принудительно.

Государственные и муниципальные финансы являются основой деятельности государственной власти и власти местного самоуправления, поскольку любая функция по обеспечению общего (публичного) интереса может быть выполнена ровно настолько, насколько финансово обеспечены необходимые для ее выполнения расходы. Выполнение всех делегированных государству и муниципальным образованиям полномочий, социальных программ, обороноспособности, качественной деятельности правоохранительных органов, образования и здравоохранения напрямую зависит от того, насколько грамотно и корректно органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют деятельность по аккумулированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств, сформированных принудительно.

Финансы — одна из важнейших экономических категорий, существенно отличная от других, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены. Возникновение финансов произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену, оно было непосредственно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Финансы возникли одновременно с государством и по настоящее время являются одним из основных атрибутов, определяющих само государство. Нет такой сферы жизнедеятельности государства, где, так или иначе, не присутствовали бы финансы.

Одним из главных признаков финансов выступает их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств. «Финансы — ис-

черпывающий источник информации о состоянии всего государственного организма» .

Областью возникновения и функционирования финансов служит вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Важным признаком финансов как экономической категории поэтому становится распределительный характер финансовых отношений.

Первоначально финансовые отношения возникают в результате процессов первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. В дальнейшем перераспределение стоимости между субъектами, а также определение ее целевого использования также происходит на основе финансов.

«Финансы — это совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия или государства, а также система их формирования, распределения, контролирования и использования» . Финансы — не только неотъемлемая часть рыночной экономики, они весьма важный инструмент реализации государственной политики.

На сегодняшний день финансы заменить нечем. Только финансами можно измерить производство и потребление, финансы необходимы, поскольку обусловлены потребностями развития общества. Существование финансовых отношений, их становление и развитие абсолютно объективны и естественны (речь, разумеется, идет о финансовых отношениях в цивилизованных государствах с рыночной экономикой). Государство не может создавать то, что объективно не соответствует общественному развитию на данном этапе. Оно не может, не учитывая объективную потребность общества, вводить или отменять те или иные платежи, разрабатывать и изменять многообразные формы использования финансовых ресурсов, т. е. государство должно осуществлять финансовую деятельность в соответствии с объективной реальностью, предопределенной условиями развития экономики.

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016, vol. 26, no. 1, pp. 134-140. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 134-140. ISSN 1993-3541

LAW AND LEGISLATION

функции. Именно эта функция характеризует общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения. Финансы участвуют во всех сферах общественного производства, с их помощью распределительный процесс протекает в материальном производстве, в сферах обращения и потребления.

Правда, здесь следует сказать, что вопрос о функциях финансов относится к числу дискуссионных. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции — распределительную и контрольную, другие утверждают, что финансам присущи производственная, стимулирующая, регулирующая функции. Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Однако следует учитывать то, что распределительная функция финансов напрямую связана со специфическим общественным назначением финансов, что ни одна другая экономическая категория (кредит, заработная плата, цена), действующая на стадии стоимостного распределения, не может в столь же полной мере соответствовать сути распределения.

По нашему мнению, соединять все эти экономические категории нельзя, поскольку финансы стоят особняком. Ведь мы говорим о государственных финансах, которые возникают вместе с государством, обладают весьма специфическими чертами и носят безэквивалентный характер. «Вне сферы распределения финансов нет. Как только финансы прошли сферу перераспределения, они приобретают признаки других экономических категорий» , поэтому будем исходить из того, что, помимо распределительной, финансы в государстве выполняют также контрольную и стимулирующую функции. Эти функции финансов и лежат в основе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по аккумуляции, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития. И здесь уже следует из экономической плоскости перейти в плоскость юридическую, так как государственные фи-

нансы и финансовая деятельность государства регулируются нормами права.

Осуществление государством специальной, а именно финансовой, деятельности вызвано необходимостью использования финансов. Финансовая деятельность — это всегда плановый, целенаправленный, конкретный и очень сложный процесс. Это и экономика, и политика, здесь переплетены интересы государства и общества, качество функционирования власти и уровень жизни населения, вопросы общественные и личные. Ни одна государственная функция, ни одна государственная задача не может быть решена без перераспределения финансовых ресурсов. Государство может нормально существовать и функционировать только при наличии грамотной, четко спрогнозированной и не менее четко урегулированной нормами права финансовой деятельности.

Финансовой деятельности государства свойственны свои организационно-правовые особенности. Во-первых, она имеет межотраслевой характер, так как формирование, распределение и использование денежных фондов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. В процессе финансовой деятельности государство контролирует как работу государственных органов, так и работу предприятий, организаций, фирм и т. д. Во-вторых, финансовую деятельность в государстве выполняют представители всех ветвей власти (в рамках своей компетенции и в строго установленном законом порядке). В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ведению и федеральных органов, и субъектов Федерации, и органов местного самоуправления. Субъектами финансовой деятельности признаются лишь коллективные образования, выступающие как носители власти.

Финансовая деятельность имеет три основные задачи, напрямую связанные с функциями финансов:

— распределительная — своевременно, согласно утвержденным бюджетам организовать сбор и распределение денежных средств в соответствии с целевым назначением;

— контрольная — ведение финансового контроля за соблюдением законности и целесообразности использования денежных средств;

— стимулирующая — пооощрение с помощью финансов тех или иных общественных отношений.

Даже из этого весьма лаконичного описания особенностей и задач финансовой

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2016, vol. 26, no. 1, pp. 134-140. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 134-140. ISSN 1993-3541

R. I. SEDELNIKOVA

деятельности государства видно, насколько она многослойна, сложна и всеобъемлюща. Государство — это не абстракция, это публичная организация совокупности трех основных элементов: власть, народ, территория. Ни один из этих элементов не может существовать самостоятельно, без системы прямых и обратных связей между собой, иначе это не государство. Вся финансовая деятельность — это ничто иное, как взаимосвязь власти, территории, народа. Каждая задача государства, каждое направление его жизни, каждая его функция не может находиться вне времени и пространства, жизнь государства требует регулярной, кропотливой и детализированной работы. Все свои задачи государство решает с помощью финансов, финансового права и финансовой деятельности, определяя необходимые расходы, прогнозируя доходы, просчитывая отдачу и конечный результат. Прямые и обратные связи в государственном управлении проявляются в основных функциях финансовой деятельности, особенно в распределительной. Увеличение или уменьшение фондов денежных средств и изменения направленности их потоков стимулируют развитие или сокращение определенных отраслей хозяйства, перераспределенная через налоги прибыль должна все в больших размерах отчисляться в государственный бюджет, увеличивая общественные фонды потребления, которые в той или иной мере влияют на финансирование государством социальной сферы1.

Сложность финансовой деятельности государства заключена в том, что для обеспечения жизнедеятельности государства, решения функций, присущих только государству, а также укрепления государства необходимо аккумулировать доходы и производить необходимые расходы, т. е. собрать и распределить денежные фонды таким образом, чтобы задачи и функции государства решались и выполнялись более или менее полно, целенаправленно и целесообразно. Практически поэтому все органы государственной власти занимаются финансовой деятельностью, ведь она охватывает весь спектр жизни государства.

Именно из-за важности и сложности финансовой деятельности государство должно как можно более строго и четко правоурегулиро-вать все ее аспекты, используя нормы финансового права, детально выделяя при этом каждую задачу и функцию, каждое ответственное лицо.

‘ Подробно о системе прямых и обратных связей см.: .

Необходимо соединить экономическую и правовую стороны финансовой деятельности, ведь нормальное, организованное и урегулированное законом функционирование финансовой системы государства гарантирует выполнение им своих социальных функций, которые при всех раскладах являются основными. Ибо основа основ положения любого государства в мире — это его независимость, экономическая стабильность и уровень жизни населения. Для достижения этой цели нужно качественно и последовательно выполнять основные принципы финансовой деятельности, чтобы своевременно и в полном объеме аккумулировать, правильно и справедливо распределить, целесообразно и рентабельно использовать централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, обеспечив тем самым жизнедеятельность государства и местного самоуправления.

С позиций публичного права, бюджет — это объект публичного интереса, он должен рассматриваться как имущество, являющееся общественным благом, народным достоянием . Исходя из этого, народ как носитель народного суверенитета наделяет государство как носителя государственного суверенитета (производного от народного суверенитета) правом собственности на бюджет как общественное благо . Бюджет является не только средством государственного экономического регулирования, но и может реально влиять на рост экономической и социальной сферы .

Для качественного развития государства с трехуровневой бюджетной системой необходимо четко установить степень самостоятельности бюджетов различных уровней. Чем более оптимально организовано распределение доходов между бюджетами, тем более эффективно данные бюджеты смогут выполнять возложенные на них функции.

Согласно принципу разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы, изложенном в гл. 5 Бюджетного кодекса РФ, осуществляется закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определяются полномочия органов государственной власти и органов власти местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств2. Прак-

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2016, vol. 26, no. 1, pp. 134-140. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 134-140. ISSN 1993-3541

LAW AND LEGISLATION

тическое осуществление данного принципа, особенно в отношении публичного интереса органами местного самоуправления, представляется нам не столько способом исполнения бюджетной компетенции, сколько аспектом процесса реализации межбюджетных отношений . Базируясь на обязанности осуществления общего интереса публично-правовыми образованиями, к которым, безусловно, относятся и органы местного самоуправления, обладающие территориальными, организационными и финансовыми институтами , необходимо максимально конкретизировать содержание принципа разграничения доходов и расходов между бюджетами, сформулировать данный принцип исходя из обязанности обеспечения максимально возможного соответствия доходных источников конкретного уровня бюджетной системы объему делегированных данному уровню расходных обязательств. К сожалению, ныне действующая система распределения доходов и расходов между бюджетами в РФ требует серьезных изменений в отношении сочетания финансовой помощи из вышестоящих в нижестоящие бюджеты совместно с существенным укреплением собственной налоговой базы бюджетов второго и третьего уровней бюджетной системы.

Дело в том, что распределение доходов между бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ производится таким образом, что закрепленных доходов региональным и особенно местным бюджетам однозначно не хватает для полноценного и качественного исполнения собственных расходных обязательств. По мнению С. В. Степашина, многие субъекты РФ с крайне низким и низким уровнем социально-экономического развития не имеют экономической базы для дальнейшего самостоятельного развития , а ситуация на уровне местных бюджетов еще более критическая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует также отметить, что во многом качество выполнения публичных функций органами государственной власти и власти местного самоуправления зависит от степени ответственности контрольно счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Бюджетный контроль имеет особое значение, поскольку охватывает вопросы эффективного, целефого результативного использования бюджетных средств и исполнения бюджета как основного централизованного фонда денежных средств соответствующего публично-правового образования .

Социально-экономическое развитие публично-правовых образований напрямую зависит от качества и состояния бюджетной сферы, а состояние бюджетной сферы, в свою очередь, напрямую зависит от объемов собственных доходов соответствующих бюджетов. Справиться с задачами, поставленными перед каждым конкретным местным бюджетом, могут только самостоятельные финансово муниципальные образования . В настоящее время финансовая самостоятельность бюджетов третьего уровня бюджетной системы РФ носит несколько доктринальный, даже гипотетический характер, поскольку полностью обеспечивать исполнение расходных обязательств для местных бюджетов не представляется возможным, так как собственные (закрепленные) за этими бюджетами доходы даже арифметически не покрывают и половины делегированных им расходных обязательств.

При определении экономической самостоятельности местного самоуправления необходимо опираться на принцип достаточности финансовых ресурсов1. Данный принцип предусматривает, что при разграничении бюджетных полномочий ресурсы, передаваемые органам местного самоуправления, должны быть соразмерны тем задачам, которые перед этими органами поставлены. «Однако провозглашенный принцип финансовой самостоятельности местного самоуправления в России практически не соблюдается. Проводимые в России реформы налогового и бюджетного законодательства фактически привели к ослаблению собственной доходной базы местных бюджетов при одновременном перекладывании на них значительных расходов» .

Эффективное социально-экономическое развитие муниципального образования зависит от многих факторов , однако необходимо также понимать, что в своей основе финансовая деятельность муниципальных образований связана с решением наиболее востребованных и первоочередных задач в жизни населения, т. е. общество снова возвращается к необходимости осуществления публичного интереса, являющегося основой права публично-правовых образований принудительно формировать свои доходы.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 1, pp. 134-140. ISSN 1993-3541

R. I. SEDELNIKOVA

Список использованной литературы

1. Годме П.-М. Финансовое право / Поль-Мари Годме ; пер. с фр. Р. О. Халфиной. — М. : Прогресс, 1978. — 429 с.

2. Седельникова Р. И. Проблемы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (региональный аспект) / Р. И. Седельникова. — LAP Lambert Academic Publishing GmbH&Co.KG, 2011. — 204 с.

4. Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / М. Ю Тихомиров, Л. В. Тихомирова. — М. : Юринформцентр, 1997. — 525 с.

5. Финансы : учеб. для бакалавров / под ред. М. В. Романовского. — М. : Юрайт, 2001. — 576 с.

6. Мазаев В. Д. Публичная собственность в России: конституционные основы / В. Д. Мазаев. — М. : Городец, 2004. — 384 с.

7. Гиглич-Золотарева М. В. Правовые основы федерализма / М. В. Гиглич-Золотарева. — М. : Юристъ, 2006. — 422 с.

10. Шугрина Е. С. Муниципальное право : учебник / Е. С. Шугрина. — М. : Проспект, 2013. — 672 с.

11. Степашин С. В. Конституционный аудит / С. В. Степашин. — М. : Наука, 2006. — 816 с.

5. Romanovskii M. V. (ed.). Finansy . Moscow, Yurait Publ., 2001. 576 p.

7. Giglich-Zolotareva M. V. Pravovye osnovy federalizma . Moscow, Yurist» Publ., 2006. 422 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Shugrina E. S. Munitsipal’noe pravo . Moscow, Prospekt Publ., 2013. 672 p.

11. Stepashin S. V. Konstitutsionnyi audit . Moscow, Nauka Publ., 2006. 816 p.

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2016. Т. 26, № 1. С. 134-140. ISSN 1993-3541

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2016, vol. 26, no. 1, pp. 134-140. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 134-140. ISSN 1993-3541

LAW AND LEGISLATION

Информация об авторе Седельникова Раиса Игоревна — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, Волго-Вятский институт (филиал) Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина, 610000, г. Киров, ул. Московская, 30, e-mail: r.sedelnikowa2010@yandex.ru.

Правовое регулирование финансов – это осуществление контроля со стороны государства за отношениями, возникающими в результате использования государственных финансовых фондов для решения или реализации общественных функций.

Таким образом, главным методом такого регулирования являются некоторые предписания и нормы относительно финансовых отношений со стороны, представляющей государство. Финансовое право имеет множество соприкосновений с правовым регулированием других областей государственной деятельности – права конституционного и административного прядка.

Правовое регулирование различных областей государственной деятельности

  • Конституционное право.

Является главной отраслью всей правовой системы. Она регулирует все виды общественных отношений, положение личности, устройство государства, любые действия государственных органов и основных органов власти. Закладывая все эти основы, конституционное (или государственное) право на них в дальнейшем развивается.

  • Административное право.

Его воздействие и регулирование распространяется на деятельность, которая осуществляется исполнительными органами власти.

  • Финансовое право.

Оно охватывает обе эти сферы правового регулирования, так как финансовая деятельность осуществляется и в том, и в другом случае. Имеются некоторые нормы, регламентирующие финансовое право, и их совокупность определяется как финансовое законодательство.

Научный аспект финансового права

Финансовое правовое регулирование, являясь отдельной отраслью всего российского права, направлено на контроль общественных отношений, которые формируются в процессе осуществления финансовой деятельности. То есть, как наука, оно изучает различные нормы и аспекты регулирования финансовой деятельности и их применение на практике, а также все возможные закономерности, возникающие в процессе развития финансового права.

Таким образом, правовое регулирование представляет собой совокупность всех возможных знаний, которые были выявлены в процессе изучения такой сферы государственной деятельности, как правовое регулирование финансовой деятельности.

Понятие финансового права

Вся финансовая система, включающая в себя любую финансовую деятельность, осуществляемую государством, основывается на возникновении различных общественных отношений, в результате которых эта деятельность и реализуется. Такая система имеет потребность в четком регулировании, то есть установлении различных прав и обязанностей, относящихся ко всем участникам финансовых отношений, а также мер пресечения или же наступления ответственности в случае нарушения этих прав и обязанностей.

Сфера финансов тесно связана и частично затрагивает другие правовые системы. Всей же областью финансового права охватываются любые публичные финансы (причем в эту категорию включены как государственные или местные, так и муниципальные ресурсы). При этом правовое регулирование имеет определенное влияние и в сфере негосударственных финансовых отношений. В частности, финансовым правом регулируется поступление налогов от негосударственных коммерческих предприятий и дальнейшее их перераспределение.

Согласно мнению ученого П.М. Годме, основным различием между государственными и частными финансами является то, что и состояние, и динамика частных финансов находится в прямой зависимости от состояния рынка и любых изменений в рыночной экономике. В то время как состояние и динамика государственных финансов полностью зависит от тех решений и действий, которые были приняты государством.

Помимо финансового права, любая государственная деятельность затрагивает и другие области отношений. В том числе, это трудовые, административные, гражданские и другие, каждое из которых имеет свою отдельную область, которая регулируется при помощи правовых норм. Финансовое же право, несмотря на тесное соприкосновение с этими областями, регулирует лишь финансовую сторону отношений.

Таким образом, в понятие финансового права можно включить нормы регулирования финансовых отношений, появление которых производится в результате государственной финансовой деятельности, подразумевающей распределение, формирование и использование финансовых фондов и иных ресурсов, носящих публичный характер.

Предмет финансового права

Правовое регулирование государственных финансов направлено на закрепление всей финансовой структуры и определяет степень компетенции в рамках этой области каждого отдельного субъекта Российской Федерации, каждого отдельно взятого органа местного самоуправления, а также государства в целом. Эти отношения и определяют предмет финансового права.

Следовательно, под этим термином в общем смысле стоит понимать общественные отношения, которые были созданы в процессе образования, распределения и использования денежных (финансовых) фондов, направленных на реализацию различных публичных задач согласно определенному утвержденному и сформированному плану общего развития.

В виду наличия в финансовой государственной системе большого количества звеньев, ее связи с различными сферами государственной и общественной деятельности, а также производственными структурами государственные финансовые отношения весьма разнообразны по своей структуре.

Однако существуют различные мнения, согласно которым в предмет финансового права нельзя включить определенные категории отношений. Например, область муниципальных финансовых отношений или же органов местного самоуправления. Подобный вывод можно сделать на основе того, что эти области нельзя отнести к государственным органам. Однако и не отрицается отношение этих областей к сфере правового финансового регулирования, поскольку их финансовая деятельность имеет свое отражение при рассмотрении содержания финансово-правовых институтов.

Следовательно, под предметом такого понятия, как правовое регулирование финансовых отношений следует понимать не только государственные финансовые отношения, но и финансы муниципальные и органов самоуправления. Поскольку исключение таких отношений будет противоречить конституционным нормам и общему принципу единого финансового управления. Ключевым же моментом, по которому стоит относить и те, и другие финансовые отношения к области, включающей правовое регулирование финансового контроля, является публичность всех этих видов отношений. При этом необходимо учитывать классификацию на централизованные и децентрализованные.

Группы финансовых отношений

Подобные отношения могут возникать на различных уровнях: субъекты Российской федерации, учреждения муниципального характера и само государство, а также органы местного управления; организации, в том числе и финансовые, кредитные, и физические лица. Если рассматривать группы подробнее, то можно выделить следующую классификацию:

  • Отношения по распределению финансовых ресурсов внутри государственных органов. То есть, это отношения Российской Федерации, государственных федеральных субъектов, муниципальные образования и административно-территориальные центры.
  • Отношения по формированию бюджетных и внебюджетных фондов. Участниками таких отношений выступают государственные органы, местное самоуправление и физические лица.
  • Выполнение финансовых обязательств организациями, подразумевающее собой внесение налоговых выплат в государственные денежные фонды. Участниками таких отношений являются государство, муниципальные образования и коммерческие организации.
  • Распределение финансовых и бюджетных фондов на исполнение соответствующих мероприятий, достижение определенных целей от государства к органам местного самоуправления к нижестоящим органам.
  • Страховые и кредитные фонды, которые распределяются от финансово-кредитных органов к физическим и юридическим лицам.
  • Государственное регулирование в сфере финансового рынка.

Основываясь на данных этой классификации, можно сделать вывод, что правовое регулирование государственных финансов направлено на формирование, а также распределение и регулирование финансовых фондов. Осуществление контроля над этими отношениями производится государством и на основе законодательства.

Методы финансового регулирования

Государством осуществляется формирование основных денежных фондов, которые в дальнейшем направляются на реализацию различных экономических, социальных и прочих программ, с помощью которых, согласно общему планированию и стратегии, осуществляется развитие общества и государственной экономики в целом.

Финансовыми правовыми нормами регулируется все возможные принципы, методы и формы деятельности государства и государственных органов, направленные на формирование фондов, характер средств, используемый для их формирования и способы, и порядок взимания этих платежей. А также регулируются все возможные источники получения данных средств, порядок их дальнейшего использования, таким образом, формируя фиксированные права и обязанности государственных и муниципальных органов и учреждений, физический и юридических лиц в рамках финансовых отношений.

Метод финансово правового регулирования используется преимущественно императивный. То есть, уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления согласно предписаниям производится контроль и осуществление деятельности по формированию, распределению и использованию денежных средств.

Подобными предписаниями определяют порядок и размер взимания платежей в государственные фонды, а также направленности их дальнейшего использования для экономического и социального развития государства. Таким образом, обеспечивается четкое правовое регулирование финансовых отношений, а также гарантированное поступление денежных средств в государственные фонды, и их использование в полном соответствии с государственными целевыми программами.

Спецификой этого метода является также и наличие специально установленного круга государственных финансовых органов, ответственных за правовое регулирование финансового контроля. Подчинение всех участников финансовых отношений этим органам производится исключительно в данной сфере. Однако и вертикальное отраслевое управление имеет определенное влияние, поскольку любые финансовые предписания направляются со стороны инстанций, находящихся на более высоких уровнях власти.

Подобный метод обеспечивает максимальную четкость в правовом регулировании, поскольку существует правовой контроль за любой финансовой деятельностью, что в конечном итоге является необходимым условием для выполнения государством своей функции по соблюдению интересов всех видов органов власти, организаций и граждан в целом.

Развитие финансового права

Правовое регулирование финансовое деятельности имеет достаточно высокий темп развития, который обусловлен изменениями в государственной политике. В частности, главной причиной таких изменений стал переход на рыночную экономику. Таким образом, было обеспечено равенство прав любых сторон финансовых отношений, вне зависимости от того, какую форму собственности они имеют. Также обеспечивается основная нацеленность всей финансовой сферы на решение социальных задач и развитие общей эффективности экономики страны.

Понятие и принципы организации публичных финансов

Определение 1

Публичные финансы представляют собой систему общественных отношений по формированию и использованию денежных средств, направленную на обеспечение реализации общественных интересов.

Замечание 1

Публичные финансы по-другому называются централизованными.

Публичные финансы организуются в соответствии со следующими принципами:

  • во-первых, гласность и прозрачность. Информация о формировании и использовании публичных финансов должна быть понятна и доступна ее пользователям, причем доступность должна обеспечиваться путем публикации в средствах массовой информации;
  • во-вторых, целевой характер. Использование публичных финансов регулируется на законодательном уровне, что должно строго соблюдаться на практике. Изменение целевого характера использования средств в экстренных случаях (например, при вступлении государства в военный конфликт) должно осуществляться в соответствии с процедурой, предусмотренной в нормативных документах;
  • в-третьих, приоритетность расходования средств. Те или иные общественные интересы, требующие финансирования, формируют список в зависимости от степени приоритетности, и распределение сформированных средств осуществляется в соответствии с этим списком. При нехватке средств часть менее приоритетных расходов остается без финансирования или финансируется по остаточному принципу (то есть в объеме средств, оставшихся после финансирования более значимых направлений расходов);
  • в-четвертых, плановость. Формирование и использование публичных финансово строго подчиняется формируемому на трехлетний период плану;
  • в-пятых, единство. Публичные финансы формируют единую систему , все звенья которой находятся в четкой и законодательно обусловленной взаимосвязи.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Публичные финансы 470 руб.
  • Реферат Публичные финансы 240 руб.
  • Контрольная работа Публичные финансы 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Состав и особенности публичных финансов

В состав публичных финансов входят две группы:

  • государственные финансы, представляющие собой систему общественных отношений по формированию и использованию средств, обеспечивающих выполнение государством своих функций и финансирование его институтов и органов;
  • муниципальные финансы, представляющие собой систему общественных отношений по формированию и использованию средств, обеспечивающих выполнение муниципальным образованием своих функций и финансирование его институтов и органов.

Публичные финансы характеризуются следующими особенностями: во-первых, они обеспечивают систему финансовых показателей, характеризующих финансовую деятельность государства; во-вторых, их назначение состоит в обеспечении финансирования таких общественных потребностей, которые имеют общегосударственное значение и составляют сферу государственных интересов; в-третьих, их движение определяется на законодательном, то есть государственном, уровне.

Государственные и муниципальные финансы как составляющие публичных финансов имеют ряд общих черт, в частности, и те и другие финансы представляют собой инструмент реализации функционального назначения органов государственного и муниципального управления.

Помимо того, задачей и тех, и других финансов является обслуживание не частных или коллективных, а только общественных интересов; также те и другие финансы имеют публичный характер.

Источники формирования публичных финансов

Источниками формирования публичных финансов являются:

  • поступления в виде налогов, сборов, государственных пошлин;
  • доходы, получаемые от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы, получаемые от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы, обеспечиваемые выпуском и продажей государственных или муниципальных ценных бумаг;
  • поступления от внешних или внутренних заимствований;
  • доходы организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности и так далее.

Структура публичных финансов

Как уже упоминалось, система публичных финансов включает в себя государственные и муниципальные финансы.

В свою очередь, государственные финансы в соответствии с принятым федеративным устройством подразделяются на два уровня:

  • федеральные финансы, включающие в себя средства федерального бюджета, средства внебюджетных государственных фондов, средства казенных предприятий, средства государственных корпораций и так далее;
  • региональные финансы, то есть финансы субъектов федерации, включающие в себя их бюджеты, средства казенных учреждений, финансируемых за счет региональных бюджетов.

Муниципальные финансы представлены средствами муниципальных (местных) бюджетов и муниципальных унитарных предприятий.

Выделение муниципальных финансов, в отличие от региональных финансов, в отдельный вид публичных финансов обусловлен содержанием российской Конституции, согласно которой местное самоуправление исключается из системы государственного управления. В связи с этим возникает самостоятельность местного самоуправления при организации и использовании собственных финансовых ресурсов.

Многообразие муниципальных самообразований предусматривает такие виды бюджетов как бюджеты сельских поседений, городских поселений, муниципальных районов и городских округов, городов федерального значения и их отдельных территорий и так далее.

Направления расходования публичных финансов

Основное назначение публичных финансов состоит в обеспечении финансирования общественных интересов. В связи с этим основными направлениями расходования средств публичных финансов выступают: обеспечение финансирования производства товаров и услуг, отвечающих содержанию общественных благ, например, оборонных заказов; оказание финансовой помощи тем слоям населения, которые не способны обеспечивать себя самостоятельно, например, выплата пособий инвалидам; обеспечение системы обязательного социального страхования, например, на случай временной нетрудоспособности.

Добавить комментарий