Рецидивная и профессиональная преступность

Система мер профилактики преступности в целом оказывает свое влияние и на состояние рецидивной и профессиональной преступности, однако специфика их предупреждения проявляется на специально-криминологическом уровне. К специальным мерам профилактики рецидивной преступности традиционно относят:

совершенствование правоприменительной деятельности, методик расследования преступлений, сведение к минимуму безнаказанности лиц, совершивших преступления;

  • — реформирование уголовно-исполнительной системы в направлении дифференциации осужденных и гуманизации условий в местах лишения свободы;
  • — совершенствование уголовного законодательства и судебной практики, повышение эффективности уголовных наказаний;
  • — профилактику психических заболеваний, алкоголизации и наркотизации населения;
  • — совершенствование деятельности государственных органов (федеральных и местного самоуправления) по социализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (обеспечение минимальными условиями нормальной жизни);
  • — координация усилий органов внутренних дел, органов уголовноисполнительной системы и органов местного самоуправления, государственных и общественных органов в социальной реабилитации осужденных;
  • — взаимодействие с представителями различных конфессий в организации религиозного воспитания осужденных.

Специальные меры предупреждения рецидивной и профессиональной преступности должны быть направлены на разобщение преступных профессиональных групп и сообществ; минимизацию обычаев и традиций криминального мира; выявление, пресечение и документирование преступлений, совершенных рецидивистами; привлечение виновных к уголовной ответственности; лишение их возможности возобновления преступной деятельности.

Среди таких мер целесообразно выделить:

  • — совершенствование оперативно-разыскного, уголовного, уголовно- исполнительного, уголовно-процессуального и административного законодательства, направленного на выявление, предупреждение и противодействие рецидивной и профессиональной преступности;
  • — оптимизация процедуры легализации оперативно-разыскной информации в доказательственную базу по уголовным делам;
  • — подготовка (повышение квалификации) специалистов оперативных подразделений и служб, способных противостоять рецидивной, профессиональной и организованной преступности;
  • — создание специализированной службы постпенитенциарного контроля (службы пробации), основной задачей которой бы была социальная адаптация и ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

На практике хорошо зарекомендовали себя оперативно-профилактические операции «Надзор», «Условник», «Рецидив», «Ключ», «Грабитель», «Притон», «Нелегальный мигрант» и др., которые способствуют предупреждению и противодействию рецидивной преступности.

К мерам индивидуальной профилактики следует отнести:

  • — своевременную постановку на профилактический учет лиц, склонных к совершению повторных преступлений;
  • — проведение профилактических бесед (ознакомительные, воспитательные, корректирующие, предупредительные);
  • — планирование и осуществление профилактических мероприятий по месту жительства (учебы или работы) ранее судимых лиц, устранение причин и условий, способствующих рецидиву преступлений в семейнобытовой или досуговой сферах.

В качестве действенной профилактической меры особо следует указать институт административного надзора. Такой правовой институт существовал в советский период. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI было утверждено Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Многие авторы отмечают, что до 1990-х гг. в нашей стране существовала четко продуманная система предупреждения совершения преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Важным компонентом такой системы и был институт административного надзора, который являлся испытанным многолетней практикой эффективным принудительным правовым средством предупреждения рецидива преступлений. Поэтому в советский период уровень рецидивной преступности среди лиц, состоявших под административным надзором, колебался в пределах 10%.

В 2011 г. в российском праве институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, был возрожден. Безусловно, законодательное закрепление указанного института повышает его роль в деле предупреждения не только рецидивной или, например, организованной и профессиональной, но и других видов преступности. В силу объективных особенностей регулируемых общественных отношений такой надзор среди других видов надзорной или контрольной деятельности государства (например, прокурорский надзор) является наиболее применяемым.

Административный надзор сегодня — необходимая часть системы предупреждения как преступлений, так и правонарушений. На начало года административный надзор судебными решениями установлен за более чем 65 тыс. лиц (из них половина — по инициативе органов внутренних дел), в том числе 12,2 тыс. лиц, совершивших преступления, признанные опасным и особо опасном рецидивом, 4,1 тыс. — против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. В ходе осуществления контроля за поднадзорными лицами сотрудниками полиции привлечено к административной ответственности 47 тыс. таких граждан, в том числе за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре — 35,6 тыс. лиц. По заявлениям органов внутренних дел поднадзорным лицам дополнительно установлено 5 тыс. ограничений. Возбуждено 1812 уголовных дел но ст. 314.1 УК РФ (уклонение от административного надзора). Такие статистические данные свидетельствуют, что применение мер административного надзора нередко ставит вопросы, требующие разрешения для надлежащего обеспечения исполнения действующего законодательства.

В и. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» указано, что «…административный надзор может быть установлен но решению суда именно в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также для защиты государственных и общественных интересов». При этом административный надзор устанавливает определенные ограничения и устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо не снятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В остальных случаях административный надзор может быть установлен в отношении лиц — злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания и лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и совершивших в течение одного года два и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Следует отметить, что институт административного надзора имеет целью как частную, так и общую превенцию, что свидетельствует о наличии цели не только индивидуальной, но и общей профилактики преступлений и иных правонарушений. При этом надлежащее осуществление административного надзора уменьшает возможность криминального и антиобщественного воздействия поднадзорных лиц на других граждан, а также в определенной степени удерживает граждан, окружающих поднадзорного, от нарушения закона. То есть административный надзор обоснованно следует рассматривать в качестве особого криминологического института. Более того, такой институт — неотъемлемая часть криминологической безопасности, которая призвана «оградить» от повторных преступлений со стороны поднадзорных и, одновременно, оказать на них же (поднадзорных) соответствующее антикриминогенное воздействие. Так, ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусматривает ряд административных ограничений, устанавливаемых при его назначении:

  • — запрещение пребывания в определенных местах;
  • — запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
  • — запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
  • — запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
  • — обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел но месту жительства или пребывания для регистрации.

Практика реализации таких административных ограничений показывает неэффективность запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, выезда за установленные судом пределы территории, поскольку это предполагает соответствующее правовое, организационное и ресурсное обеспечение.

Обязанности поднадзорного лица определяются ст. 11 Закона и заключаются в обязанности прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы; явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания; явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам (ч. 3 ст. 12 Закона). Поднадзорный обязан уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 Закона; уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам; уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы; допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных Законом.

Каждая из указанных выше обязанностей обеспечивает осведомленность надзорного органа о месте жительства, работы и фактического пребывания поднадзорного лица и возможность регулярного общения надзорного органа с поднадзорным лицом для контроля за соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением предусмотренных законом обязанностей.

В случае нарушения административных ограничений или обязанностей поднадзорного лица могут наступить административные или уголовно-правовые последствия. Так, в соответствии со ст. 19.24 КоАП РФ, дифференцирована административная ответственность за нарушение административных ограничений или обязанностей поднадзорного лица. Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений влечет наложение административного штрафа либо административный арест. Невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Уголовно-правовые последствия указанных выше нарушений предусмотрены в сг. 314.1 УК РФ: «Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора».

Поскольку основная часть функций по реализации административного надзора возложена на МВД России, то фактическая реализация Закона связана с принятием и вступлением 6 сентября 2011 г. в юридическую силу приказа МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Основная задача ОВД при осуществлении административного надзора — это профилактика правонарушений среди поднадзорных лиц, формирование у них законопослушного поведения. Непосредственно административным надзором занимаются подразделения по организации и осуществлению административного надзора или должностные лица, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора в целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и иных правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия. В результате административный надзор уменьшает возможность криминального и антиобщественного воздействия поднадзорных лиц на других граждан. Не случайно в ст. 6 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» сказано, что административный надзор будет являться одним из основных направлений деятельности субъектов профилактики правонарушений.

Среди мер по предупреждению рецидивно-профессиональной преступности надо выделить и меры но нейтрализации и искоренению криминальных традиций и обычаев, законов неформальных объединений. Должна существовать специальная программа по переориентации осужденных, в которой должны принимать участие социологи, психологи, специалисты по субкультуре. Следует исключать возможные контакты профессиональных преступников с несовершеннолетними и другими осужденными путем централизованного учета рецидивоопасных и профессиональных преступников.

Предупреждение рецидива преступлений и преступного профессионализма включает в себя выявление и расследование соответствующих преступлений и установление лиц, виновных в их совершении; исполнение уголовных наказаний; профилактическое воздействие на лиц, освобожденных от отбывания наказания.

Для этого органами внутренних дел организуется целенаправленная криминологическая и виктимологическая профилактика, предполагающая проведение мероприятий в отношении наиболее уязвимых категорий населения.

Методами деятельности ОВД в предупреждении рецидивной и профессиональной преступности (в соответствием с наставлением о деятельности служб и подразделений ОВД по предупреждению преступлений) являются:

  • — склонение лица к добровольному отказу от совершения преступлений;
  • — применение норм с двойной превенцией (привлечение к ответственности за хулиганство, истязания, угрозу убийством и др.);
  • — использование уголовно-процессуальных мер (например, «сделка» с правосудием);
  • — оперативно-разыскные мероприятия по выявлению лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступлений;
  • — обеспечение безопасности лица, в отношении которого совершается преступное посягательство;

выявление и пресечение деятельности профессиональных организованных преступных групп;

  • — контроль ограничений за лицами, имеющими судимость;
  • — контроль за несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора;
  • — осуществление контроля за соблюдением установленных правил обращения с оружием, за функционированием организаций, входящих в разрешительную систему;
  • — проведение мероприятий по предупреждению преступлений, посягающих на жизнь, здоровье и собственность работников учреждений, исполняющих наказание;
  • — информирование подразделений ОВД (оперативные данные) о преступных намерениях либо устойчивой противоправной ориентации лиц, освобождаемых из исправительных учреждений.

В централизованном учете особо опасных (квалифицированных) преступников (рецидивисты, «гастролеры», организаторы преступных групп) накопление и обработка информации осуществляются с помощью специальных систем, основанных на результатах оперативно-разыскной деятельности. При этом постановка лиц на оперативный и (или) криминалистический учет происходит исходя из важности информации для раскрытия, расследования и предупреждения особо опасных, серийных преступлений. В ГИАЦ МВД России на такой учет берутся лица, имеющие устойчивую криминогенную ориентацию; совершившие особо опасные преступления; имеющие специфические признаки в характере и способе совершенного преступления: профессионализм исполнения, особая дерзость, особая жестокость, использование огнестрельного оружия и взрывных устройств и т.д.

Особое место в профилактике рецидивной преступности отводится оперативным подразделениям, которые имеют в своем распоряжении необходимые для этого силы и средства, а также возможность осуществлять оперативно-разыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Необходимость проведения данных мероприятий обусловлена тем, что преступники — рецидивисты и профессионалы, имея преступный замысел продолжать свою деятельность, тщательно готовятся к совершению преступления, применяя при этом различные способы сокрытия своих намерений. Поэтому использование в профилактической работе оперативных аппаратов предоставляет большие потенциальные возможности для ее осуществления. Они являются основными подразделениями в системе ОВД, осуществляющими контроль за неоднократно судимыми лицами, не вставшими на путь исправления, обеспечивают четкую координацию оперативно-разыскной и профилактической работы соответствующих служб с такими лицами, тесное взаимодействие с прокуратурой, судами и органами государственной безопасности.

Деятельность ОВД по предупреждению рецидивной и профессиональной преступности и планирование такой деятельности должны соответствовать базовой модели государственной системы предупреждения преступности. «Специфика» такой деятельности предопределяется нс столько специально-разыскными мерами, сколько специальными мерами профилактики рецидивной и профессиональной преступности. К такой деятельности следует отнести также совершенствование правоприменительной деятельности, методик предупреждения и расследования преступлений, сведение к минимуму безнаказанности лиц, их совершивших. Особое внимание сотрудники ОВД должны уделять координации усилий органов уголовно-исполнительной системы и органов местного самоуправления, государственных и общественных органов, представителями различных концессий в социальной реабилитации осужденных.

  • Здесь важно помнить, что само по себе уголовное наказание обладает крайне ограниченным превентивным потенциалом в отношении рецидивной преступности и исправлениярецидивистов. А потому не несет в себе существенной роли увеличение санкций или ужесточение режима за рецидив. Эти меры могут быть как-то оправданы лишь требованиямиформальной справедливости. Поэтому, отмечается в специальных исследованиях, в такихусловиях акценты в предупреждении рецидива должны быть смещены в направлении постпенитенциарного индивидуально-профилактического воздействия — административногонадзора и социальной помощи. См., подробнее: Щербаков С. В. Рецидивная преступность:криминологическая характеристика и проблемы предупреждения: автореф. дис. … канд.юрид. наук. М., 2009. С. 10—11.
  • Иншаков С. М. Криминология : учебник. С. 178.
  • Гончарова М. В. Методологические подходы к определению личности корыстного пре-ступника-реиидивиста // Российский следователь. 2014. № 2.
  • Даххаев М. М. Проблемы ресоциализации осужденных, отбывших наказание в виделишения свободы // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4.
  • * См.: Векленко В. В., Бекетов О. И. Административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: аргументы в пользу восстановления // Полицейскоеправо. 2006. № 1. С. 40—42; Холманасий В. И., Бородин С. С. Проект федерального закона№ 151943-4 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишениясвободы»: достоинства и недостатки // Российский следователь. 2010. № 5. С. 31—39.
  • URL: http:mvd.ru/upload/sitel/document_file/NpGH3VmhzO.doc
  • Иванцов С. В. Институт административного надзора за лицами, освобожденнымииз мест лишения свободы в системе криминологической безопасности // Российский криминологический взгляд. 2015. № 1 (41).
  • Уголовно-правовое воздействие : монография / Г. А. Есаков ; под ред.А. И. Рарога. М.: Проспект, 2012. С. 104.
  • Гусев Ю. Н. Особенности предупреждения рецидивной преступности // ВестникСеверо-Кавказского гуманитарного института. 2015. № 1 (13).

Причины и условия рецидивов преступлений

Борьба с преступностью в нашей стране осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям: путем ликвидации причин преступности и устранения условий, способствующих совершению преступлений; путем предотвращения и пресечения начатых преступлений и, наконец, разоблачения и наказания лиц, совершивших преступления. Строгое наказание рецидивистов за совершенные ими преступления должно сочетаться с предупреждением рецидивов преступлений.

Предупреждение рецидивов преступлений предполагает, прежде всего, выявление их причин и условий. Это — важная практическая задача. Причины и условия рецидивной преступности в основном те же, что и причины и условия иной преступности. Вместе с тем они имеют и определенные особенности. На рецидивную преступность влияют обстоятельства двоякого рода, а именно — причины и условия, влияющие на преступность в целом, с одной стороны, и специфические условия, влияющие именно на рецидивную преступность, — с другой. К специфическим причинам и условиям рецидивной преступности относятся те причины и условия, которые присущи исключительно рецидивной преступности, либо формы, влияния которых на рецидивную преступность имеют особенности.

Подробный анализ причин и условий рецидивной преступности составляет задачу криминологии. Специфические причины и условия рецидивной преступности заключаются, прежде всего, в совокупности тех отношений, которые связаны с реализацией уголовной ответственности за предыдущие преступления. Указанные отношения организуются и контролируются государственными органами.

Следовательно, специфические причины и условия рецидивной преступности — это факторы, порожденные недостатками в деятельности органов правосудия (органов дознания, следствия, судов и исправительно-трудовых учреждений) и других государственных и общественных организаций, осуществляющих борьбу с преступностью.

В зависимости от этапа реализации уголовной ответственности за преступления, предшествующие рецидивам, специфические причины и условия рецидивной преступности можно разделить на следующие группы:

  • 1) недостатки деятельности государственных органов, связанные с осуждением за преступления, предшествующие рецидивам;
  • 2) недостатки деятельности государственных и общественных организаций по исполнению наказания;
  • 3) недостатки административного и общественного контроля за ранее судимыми лицами. Указанные недостатки могут быть причинами или условиями рецидивов преступлений.

Непосредственной причиной любых преступлений являются антиобщественные взгляды и привычки виновных. Поэтому те недостатки деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с преступностью, которые усугубляют антиобщественные взгляды и привычки осужденных, должны быть отнесены к причинам рецидивной преступности. Недостатки деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с преступностью, не оказывающие такого влияния на антиобщественные взгляды и привычки осужденных, но создающие благоприятную обстановку для совершения ими новых преступлений, относятся к условиям рецидивов преступлений.

Недостатки в деятельности государственных органов, связанные с осуждением за предшествующие рецидивам преступления, разнообразны по содержанию и отрицательному влиянию на рецидивную преступность. К данной группе недостатков относятся: низкая раскрываемость преступлений; факты необоснованного освобождения от уголовной ответственности и наказания; назначение необоснованно мягких или излишне суровых наказаний; ошибки при избрании мер пресечения и факты слабого контроля за осужденными, содержащимися под стражей.

Наиболее способствует рецидивной преступности низкая раскрываемость преступлений. Речь идет о фактах безнаказанности самого осужденного, а также других лиц. Сознание возможности избежать ответственность за преступления укрепляет антиобщественные взгляды и привычки виновных. Не подлежит сомнению прямая связь между уровнем раскрываемости преступлений и состоянием преступности вообще и рецидивной в особенности.

Необоснованное, т.е. вопреки целям общего и специального предупреждения преступлений, освобождение виновных от уголовной ответственности или наказания способно поощрить антиобщественные элементы, особенно если они — рецидивисты, на совершение новых преступлений.

Назначение судами необоснованно мягких наказаний может быть обусловлено и недостатками самого законодательства, что выявляется длительным изучением судебной практики и ее научным обобщением.

На состояние рецидивной преступности отрицательно сказываются и факты назначения излишне суровых наказаний. Они могут озлобить осужденных и послужить одной из специфических причин рецидивной преступности.

Существенным условием рецидивов преступления является то, что государственные и общественные организации слабо работают над вовлечением освободившихся из мест лишения свободы лиц в здоровую в моральном отношении среду, над изоляцией их от влияния антиобщественных элементов. После отбытия наказания осужденных встречает, как правило, враждебное, в лучшем случае настороженное, отношение со стороны окружающих. Оно вполне объяснимо: перед ними человек, причинивший обществу вред, нередко тяжкий и не поправимый. Без целеустремленной работы с отбывшими наказание лицами невозможно обезопасить их от пагубного общения с антиобщественными элементами. Объясняя причины рецидивов преступлений, осужденные признают, что встречая настороженное к себе отношение, они начинают искать общения среди себе подобных, а это приводит к совместным пьянкам и заканчивается рецидивами преступлений.

Для нашего общества важнее предупредить рецидивы преступлений, нежели применять к виновным суровые меры уголовной ответственности. Предупреждение рецидивов преступлений имеет ту особенность, что помимо общих профилактических мер, оно предполагает осуществление мер, направленных на искоренение перечисленных выше специфических причин и условий рецидивов преступлений.

Основные тенденции развития рецидивной преступности

Криминологическая характеристика рецидивной преступности

В 1998 г. в России зарегистрировано 604 тыс. преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, что на 6,9% больше, чем в пре­дыдущем году. Доля рецидивной преступности в структуре всех раскрытых преступлений -составляет 32,9%. Специальный коэффициент рецидива со­ставляет 604 тыс. рецидивных на 2581 тыс. всех преступлений (23%).

В 1982 г. был зафиксирован один из самых больших коэффициентов ре­цидивной преступности в нашей стране — 29,9%. К 1994 г. этот коэффициент снизился до 20,9%. С 1994 г. он неуклонно растет.

В структуре рецидивной преступности отмечаются устойчивые законо­мерности: «Существует прямая зависимость между количеством имевшихся у рецидивиста судимостей и долей последних в структуре преступности. Доля рецидивистов, вторично осужденных, примерно в 2,5-3 раза больше доли осужденных в третий раз, доля последних в столько же раз больше, чем осуж­денных в четвертый раз, и т.д.».*

* Криминология. М., 1992. С. 134.

Еще одной закономерностью развития рецидивной преступности является зависимость вероятности рецидива от степени тяжести преступления: чем бо­лее тяжким является преступление, совершенное человеком, тем выше веро­ятность повторного криминала. Среди умышленных убийц доля рецидивис­тов составляет 36%, среди лиц, причинивших тяжкий вред здоровью, — 32%, среди хулиганов — 18%; среди лиц, совершивших разбои, — 36%, среди грабителей

— 31%, среди воров – 26%.*

* См.: Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М., 1997. С. 734. См.:

Уровень рецидива среди женщин ниже, чем среди мужчин. Однако и здесь исследователи выявили весьма специфичную закономерность. В груп­пе лиц, имеющих одну-две судимости, доля мужчин значительно превышает число женщин. При увеличении числа судимостей это различие пропадает, а при девяти судимостях — доля женщин становится больше.*

* Криминология: Учебник/ Под ред. И.И. Карпеца, В.Е. Эминова. М., 1992. С. 176.

К числу негативных тенденций развития рецидивной преступности в Рос­сии следует отнести:

— рост рецидивной преступности, повышение кратности и интенсивнос­ти рецидива;

— рост рецидивной преступности лиц, находящихся под следствием и су­дом, а также постпенитенциарного рецидива;

— рост женской рецидивной преступности;

— интенсификация процессов специализации и организации рецидива (доля рецидивистов, совершивших преступления в группе, с 1990 г. по 1995 г. возросла в 4 раза);

— увеличение удельного веса опасного и особо опасного рецидива.

Особая общественная опасность рецидивной преступности заключается в том, что рецидив оказывается первым шагом к преступности как образу жиз­ни. Значительная часть рецидивной преступности трансформируется в про­фессиональную, а та, в свою очередь, — в организованную.

* Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. С. 734.

портных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2009. — № 2.

4. Баранчикова М.В. Проблемы квалификации нарушений Правил дорожного движения пешеходами // Мировой судья. — 2011. — № 8. — С. 9-12.

5. Козун А.В. Некоторые аспекты оптимизации признаков объективной стороны составов преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Российский следователь. — 2012. — № 3. — С. 18-22.

7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. — М.: КОНТРАКТ, 2013. — 672 с.

8. Есаков Г.А., Рарог А.И., Чучаев А.И. Настольная книга судьи по уголовным делам / Отв. ред. А.И. Рарог. — М.: Проспект, 2007. — 576 с.

9. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учеб. / Под ред. А.И. Чучаева. — М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. — 704 с.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

© Мишухин А.С.*, Кошелева Д.В.*, Инкин А.А.*

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы «Колледж полиции», г. Москва

В статье раскрывается понятие «рецидивная преступность» и анализируется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и профилактику рецидива.

Ключевые слова рецидив, личность рецидивиста.

Повышенная общественная опасность рецидивной преступности заключается в том, что она выражает такое качество преступности, как ее устойчивость. Кроме того, она связана с упорным нежеланием определенной категории лиц вести себя в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения, а также с предпочтением ими криминальных вариантов решения своих проблем, несмотря на принятые к таким лицам меры.

* Курсант.

* Начальник учебного отдела, преподаватель. » Начальник 4 курса.

Феномен рецидива заключается не только в том, что многие преступники совершают повторные преступления, не смотря на применявшееся к ним наказание, но и в том, что ее уровень в структуре всей преступности остается относительно стабильным.

Борьба с рецидивной преступностью занимает одно из центральных мест в деятельности общества и государства. По данным уголовной статистики каждый год свыше 300000 ранее неоднократно судимых совершают новые преступления . Увеличивается число тяжких преступлений, многие из них носят особо дерзкий характер. Уровень и динамика рецидивной преступности в основном совпадают с такими же показателями общей преступности.

Данная тема очень актуальна для нашего времени, т.к. изучение рецидивной и профессиональной преступности, борьба с ней является важной задачей общества и государства. Значимость этой борьбы определяется особо негативным влиянием рецидивистов на воспроизводство первичной преступности и тем самым на осложнение криминальной ситуации в стране; ростом совершения тяжких и особо тяжких преступлений, количество которое превышает 60 % в структуре всей преступности. Решение этой задачи осложняется особенностями личности преступников-рецидивистов, стойкостью их антиобщественной установки; продолжением преступной деятельности, несмотря на принимаемые к ним меры; использованием решительных и умелых преступных действий; вредным влиянием, оказываемым на неустойчивых лиц, распространением криминальной субкультуры.

Рецидив — специальный термин, привнесенный в юриспруденцию из медицины (как и профилактика). Он происходит от латинского слова геа&УШ!, означающего «возвращающийся, возобновляющийся».

Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление . Рецидив является формой множественности, помимо совокупности преступлений.

Признаками рецидива являются:

— наличие не менее двух самостоятельных преступлений;

— наличие умысла (это обусловлено психологической сущностью рецидива, предопределяющей повышенную опасность личности виновного);

— наличие неснятой или непогашенной судимости.

Рецидив принято разделять на общий и специальный:

— общий рецидив предусматривает совершение лицом разнородных преступлений;

— специальный рецидив предусматривает совершение лицом однородных или одинаковых преступлений.

Также выделяют пенитенциарный рецидив, который представляет собой совершение преступления в местах лишения свободы.

Криминологический рецидив, который охватывает всех лиц, совершивших преступления, независимо от их освобождения от уголовной ответственности либо наказания, от сроков давности и наличия судимостей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По степени общественной опасности выделяют простой, опасный и особо опасный рецидивы — эти виды предусмотрены в ст. 18 УК РФ.

Рецидив преступлений признается опасным (ч. 2 ст. 18 УК РФ):

а) при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы;

б) при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.

Рецидив преступлений признается особо опасным (ч. 3 ст. 18 УК РФ):

а) при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление к реальному лишению свободы;

б) при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление .

Рецидив преступлений влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных УК РФ, а также иные последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации .

Структура рецидивной преступности по характеру и размеру ранее отбытого наказания показывает, что рецидив — это проблема, относящаяся главным образом к лицам, ранее отбывшим лишение свободы. Доля рецидивной преступности, приходящаяся на осужденных, отбывших иные меры уголовного наказания, незначительна. Что касается зависимости уровня рецидива от размера (срока) ранее отбытого наказания, то исследования показывают наиболее высокий уровень рецидива у лиц, ранее отбывших средние по продолжительности сроки наказания в виде лишения свободы (от 3 до 10 лет). Лица, отбывшие короткие (от одного года включительно) либо длительные (свыше 10 лет) сроки лишения свободы, подвержены рецидиву в сравнительно меньшей степени.

В современных условиях, в отличие от прошлого времени, рецидивисты реже, чем осужденные впервые, являются соучастниками групповых преступлений, предпочитая совершать их в одиночку. Наличие прежних судимостей не оказывает влияния и на распределение ролей между соучастниками.

Анализ структуры рецидивной преступности по интенсивности рецидива показывает, что распределение рецидивных преступлений по времени после освобождения из мест лишения свободы является неодинаковым. Наиболь-

шее количество новых преступлений совершается рецидивистами в первый год после освобождения, затем год от года их количество уменьшается. И не случайно существует такая зависимость между интенсивностью рецидива и поведением осужденных в местах лишения свободы: чем хуже они ведут себя в исправительных учреждениях УИС, тем быстрее совершают новое преступление .

При организации профилактической работы необходимо учитывать, что для некоторых категорий рецидивистов характерна повышенная интенсивность возврата на преступный путь. Наибольшая интенсивность рецидива связывается с такими преступлениями, как грабежи, разбои, бродяжничество и хулиганство. Обращает на себя внимание высокая интенсивность рецидива у многократно судимых лиц, а также у преступников молодого возраста. Особенно высок рецидив краж и хулиганства: почти две трети рецидивистов, впервые осужденных за кражи, вторично привлекаются к уголовной ответственности за аналогичные деяния.

Рассмотрим личность преступника-рецидивиста. Преступник-рецидивист — это лицо, совершившее новое преступление после того, как его прежнее преступление было выявлено правоохранительными органами и повлекло установленное законом реагирование. Преступления, мотивы их совершения связаны с удовлетворением определенных потребностей и интересов личности. При анализе рецидива преступлений криминологическое значение имеют следующие отклонения в потребностно-мотивационной сфере:

а) общая ограниченность потребностей и интересов, их примитивность;

б) деформация системы потребностей, например, преобладание материальных за счет духовных;

в) извращенный характер некоторых из них, превращение их в квазипотребности, например, патологическое стяжательство, алкоголизм, наркомания и т.п.;

г) аморальность и противоправность способов удовлетворения разумных потребностей .

Для анализа личностных особенностей рецидивистов и решения теоретических и практических задач борьбы с рецидивистами в криминологии применяются различные классификационные группы преступников. Наиболее распространено выделение социально-демографических групп по полу, возрасту, образованию, социальному положению, роду занятий и т.д.

К основным возрастным криминологически значимым группам можно отнести: несовершеннолетних преступников (14-17 лет); молодых (18-29 лет); зрелых (30-45 лет) и пожилых (50 лет и выше). Основная масса рецидивистов — люди молодого и зрелого возраста. Средний возраст рецидивистов превышает 30 лет, а лиц с пятью и более судимостями — 40 лет, три четверти всех рецидивистов свое первое преступление совершили в возрасте до 25 лет. Поэтому сокращение рецидивной преступности в решающей степени зависит от успехов борьбы с преступностью среди молодежи.

Уровень образования рецидивистов ниже, чем у других категорий преступников, и существенно ниже, чем средний уровень образования всего населения. Зависимость между уровнем образования людей и вероятностью их антиобщественного, в том числе рецидивного, поведения носит сложный диалектический характер. В ней присутствуют как прямые, так и обратные связи, поскольку знание может быть обращено не только на пользу, но и во вред другим людям и обществу. Однако бесспорно, что образование, стремление к знаниям ведут к расширению круга интересов, самосознанию и самоутверждению личности в общественно полезных формах. Тем самым повышение образовательного уровня является неотъемлемой частью воспитания и служит предупреждением антиобщественных поступков.

Характеризуя отношение рецидивистов к трудовой деятельности, следует указать на их стремление к уклонению от общественно полезного труда, к ведению паразитического образа жизни. Доля лиц, находившихся в момент совершения преступлений без определенных занятий, среди рецидивистов вдвое больше, чем среди лиц, совершивших преступление впервые. Она последовательно возрастает по мере увеличения числа судимостей, и это еще раз подтверждает необходимость усиления трудового воспитания осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях УИС.

Формирование антиобщественных взглядов и поведения происходит, как правило, особенно интенсивно в условиях отсутствия или ослабления семейных связей индивида. Среди осужденных, а среди рецидивистов — в еще большей степени, во всех возрастных группах, как мужчин, так и женщин, доля лиц, состоящих в браке, меньше, чем в составе всего населения. Распад семейных отношений у рецидивистов происходит интенсивнее, чем у лиц, впервые осужденных к лишению свободы, причем во всех случаях у женщин более интенсивно, чем у мужчин .

Таким образом, личность рецидивиста характеризуется прогрессирующим по мере роста количества судимостей, ослаблением и распадом социально полезных связей, как в производственной сфере, так и в сфере быта.

Рецидивная преступность является основным мерилом итоговой оценки результативности наказания. Она обусловлена наличием особых социальных и психологических факторов:

1. не отвечающая социально-политической ситуации нравственно-педагогическая подготовка осужденных к жизни после освобождения;

2. встреча с непрогнозируемыми трудностями при устройстве на работу;

3. необеспеченность жилищно-бытовыми условиями;

4. разрушение за время лишения свободы социально полезных связей с родственниками;

5. утрата необходимых жизненных навыков (забота об одежде, питании, отсутствие умения правильно использовать зарплату и т.д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профилактика рецидивных преступлений является частью общих профилактических мероприятий. Но она имеет свои характерные особенности. Предупреждение рецидивной преступности предполагает активное, целенаправленное воздействие на весь комплекс обусловливающих ее причин и условий. Это воздействие осуществляется путем применения различных по своему содержанию мер на общесоциальном, социально-криминологическом и индивидуальном уровнях.

Предупреждение рецидивной преступности складывается из реализации комплекса мер общесоциального и специально-криминологического характера:

— изменение уголовной политики в сторону защиты в первую очередь прав потерпевших и связанное с ним дальнейшее совершенствование действующего законодательства, его ужесточение, усиление уголовной ответственности рецидивистов и преступников, доказавших многолетним криминальным стажем свое крайне негативное отношение к имеющимся в обществе правилам поведения;

— совершенствование экономической, идеологической, организационно-управленческой сфер жизнедеятельности общества. Очевидно, что во всех этих сферах представители криминального мира зачастую действуют эффективнее, чем государственные органы. Особенно наглядно данное утверждение можно проиллюстрировать на примере идеологической сферы: в настоящее время явно не без помощи криминала на страницах газет, на телевидении и на радио практически в неограниченном объеме пропагандируется образ жизни рецидивистов и профессиональных преступников;

— разработку и внедрение комплексных программ, направленных на борьбу с рецидивной преступностью, на создание в этих целях принципиально новых организационных структур правоохранительных органов, на недопущение дублирования одних и тех же функций и мер их реализации, применяемых различными ведомствами в качестве профилактических, позволяющих накапливать и систематизировать опыт работы в указанном направлении всех государственных и общественных служб и институтов. При этом основной груз ответственности за эту работу несут органы внутренних дел, которые в целях предупреждения рецидивной преступности решают следующие основные задачи:

• выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами, ранее судимыми, в том числе осужденными за умышленные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

• обеспечение фактической неотвратимости наказания для преступников, стимулирование формирования у граждан представления о «невыгодности» совершения преступлений;

• выявление и постановка на учет лиц, освобожденных из мест лишения свободы и снятых с учета уголовно-исполнительных инспекций, совершивших ранее особо опасные преступления, а также осужденных за умышленные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

• контроль за своевременным прибытием, документированием и регистрацией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы;

• контроль за гражданами, подпадающими по признаку судимостей под действие Положения об административном надзоре;

• создание и использование банка данных о профессиональных преступниках и преступниках-рецидивистах .

Особое значение в предупреждении рецидивной преступности имеет применение органами внутренних дел к лицам, совершающим рецидив преступления, мер индивидуальной профилактики: профилактических бесед, постановки на профилактический учет; установления наблюдения и контроля за их социальной реабилитацией; оказания им социальной помощи и т.д.

Таким образом, предупреждение рецидивной преступности является одним из важнейших направлений сложной, многогранной деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений. Особенности личности рецидивистов, их объективного положения в системе социальных отношений обусловливают необходимость последовательной интенсификации мер борьбы с данной, наиболее опасной формой преступных проявлений и находятся в прямой зависимости от научной обоснованности соответствующих общих и индивидуальных профилактических мер, их целенаправленности, последовательности и взаимной согласованности. Работа по профилактике рецидива преступлений может быть успешной только в том случае, если она базируется на положениях криминологии, педагогики, психологии, достижений других наук.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ / Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года / Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года. ч. 1 ст. 18 УК РФ.

2. Ахмедшин Р.Л. Криминалистическая характеристика личности преступника и обстановка преступления // Региональная научно-практическая конференция. — Новокузнецк: Изд-во НФИ Кемеровского гос. ун-та, 2005.

3. Ахмедшин Р.Л. Личность преступника и характер преступления // Психопедагогика в правоохранительных органах. — М., 2005. — № 1.

4. Власова И.В. Профилактика преступлений, основанная на изучении данных о структуре внешних и внутренних криминальных мотиваций // Юридический мир. — М., 2000.

5. Качурин Д.В. Назначение наказания при рецидиве преступлений // Российский судья. — М., 2003.

6. Коротких Н. Виды рецидива преступлений // Уголовное право. — М., 2005.

7. Статистические данные МВД РФ состояния преступности за январь-апрель 2013 года.

8. Статистические данные МВД РФ состояния преступности за январь-август 2013 года.

К ПРОБЛЕМЕ СОУЧАСТИЯ ПРИ СОВМЕСТНОМ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ С ЛИЦОМ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

© Шиханов В.Н.*

Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Иркутск

Существуют противоречия между доктриной и судебной практикой в вопросах уголовно-правовой оценки случаев совместного совершения преступления лицом, обладающим признаками субъекта, с лицами, которые уголовной ответственности не подлежат по причине их невменяемости или недостаточного возраста. Автор рассматривает основные подходы к решению этой проблеме и способы аргументации принимаемых решений в практике Верховного Суда РФ, а также нижестоящих судов.

Ключевые слова соучастие в преступлении, субъект преступления, уголовная ответственность, групповое преступление, соисполнитель-ство, судебная практика.

В уголовно-правовой доктрине и судебной практике остаётся немало дискуссионных вопросов, касающихся ответственности за соучастие в совершении преступления. Один из них: считать ли соучастием в преступлении совместное участие лица, которое подлежит уголовной ответственности по признакам возраста и вменяемости, с лицом, которое уголовной ответственности по этим же признакам не подлежит?

В учебниках по уголовному праву и многих комментариях к УК РФ до настоящего времени последовательно проводится позиция о невозможности рассматривать в качестве соучастия совместную объективно противоправную деятельность нескольких лиц, если уголовной ответственности подлежит только один.

* Доцент кафедры Уголовно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • понятие рецидивной и профессиональной преступности;
  • • методы предупреждения рецидивной и профессиональной преступности;

уметь

  • • анализировать рецидивную и профессиональную преступность;
  • • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы юридической науки в профессиональной деятельности;

владеть

  • • навыками целостного подхода к понятию, причинам, мерам предупреждения рецидивной и профессиональной преступности;
  • • способностью занимать активную гражданскую позицию;
  • • навыками работы с правовыми актами.

Криминологическая характеристика рецидивной преступности и личности рецидивистов

В литературе неоднократно отмечено, что преступность представляет собой весьма сложное для исследования явление. Особое место в ее структуре занимает рецидивная преступность. Это объясняется негативным влиянием рецидивной преступности на воспроизводство первичной преступности, осложнение криминальной ситуации в стране, рост совершения тяжких и особо тяжких преступлений, а также на общий нравственный климат в обществе. Рецидивист, ввиду стойкости его антиобщественных установок, своим поведением оказывает негативное влияние на неустойчивых лиц, что способствует распространению криминальной субкультуры и стимулирует самовоспроизоводство преступности.

Понятие «рецидив» произошло от латинского слова «recidivus». Оно означает повторное проявление чего- нибудь, возврат, повторение какого-либо явления после кажущегося его исчезновения.

Рецидивная преступность – один из видов преступности, представляющий повышенную общественную опасность и отличающийся рядом особенностей, относящихся в том числе к причинам рецидивной преступности, личности преступников-рецидивистов, а также специфике предупреждения преступного рецидива.

Под рецидивной преступностью в криминологической литературе понимается совокупность преступлений, совершенных лицами, ранее совершившими преступления, и совокупность таких лиц.

Выделяются следующие признаки рецидивной преступности:

  • 1) повышенная общественная опасность;
  • 2) совершение лицом двух и более преступлений в разное время;
  • 3) достаточно большая распространенность и устойчивость;
  • 4) особая сфера криминальных интересов преступников и тяжесть совершаемых ими преступлений. Статистические данные ГИАЦ МВД России свидетельствуют о том, что абсолютное большинство совершаемых рецидивистами преступных деяний (90%) приходится на 20 составов преступлений (совершенных против собственности, общественной безопасности и личности);
  • 5) высокий удельный вес специального рецидива преступлений (когда лицо совершает однотипные преступления), связанный с тем, что преступления становятся профессией для совершающих их лиц (признак профессионализации);
  • 6) высокая степень организованности рецидивистов, групповой характер совершенных ими преступлений (наиболее характерная взаимосвязь с организованной преступностью);
  • 7) высокая интенсивность рецидива, т.е. зависимость совершения лицом повторного преступления от времени, прошедшего после его освобождения из мест лишения свободы, а также от характера предыдущего наказания. Согласно выборочным исследованиям в течение трех лет после освобождения из мест лишения свободы новое преступление совершают в среднем 55% освобожденных из колоний общего режима и 30% – из колонии строгого режима. При этом наибольшая повторная криминальная активность проявляется в первый год после освобождения.

Интерес для познания рецидивной преступности и разработки мер по ее предупреждению представляют также данные, отображающие различия в постпенитенциарном (после отбывания наказания в колонии) рецидиве в зависимости от оснований освобождения от отбывания наказания. Так, из числа условно-досрочно освобожденных из колоний общего режима лиц 68% вновь совершают преступления. При этом среди отбывших срок полностью рецидив составляет 47%. В колониях строгого режима эти доли равны 39 и 21% соответственно.

  • 8) значительное омоложение и феминизация рецидивной преступности;
  • 9) тесная связь рецидивной преступности с социально- экономическими причинами и условиями.

На протяжении последнего десятилетия кривая роста рецидивных преступлений, зарегистрированных в России, имела волнообразный характер, находясь в диапазоне от 27 до 36%.

По данным статистики почти треть преступлений из числа раскрытых совершаются лицами, ранее совершавшими преступления. Их количество постепенно возрастает. Лицами данной категории совершается более 42% особо тяжких и 35% тяжких преступлений. Однако в ряде субъектов РФ по-прежнему отмечается рост рецидивной преступности.

Четверть лиц (26%), привлеченных к уголовной ответственности, являются ранее судимыми. Ранее судимые в 2012 г. составили 34,6% лиц, привлеченных к ответственности за совершение особо тяжких преступлений, 38,9% – за разбойные нападения, 39,2% – за хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, 37,4% – за убийство, 36,8% – за организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, 36,2% – за бандитизм.

Однако не существует единого рецидива преступлений. Поэтому для познания сущностных особенностей необходимо провести его классификацию.

Выделяют следующие виды рецидива:

1) юридический (легальный, уголовно-правовой), подразумевающий совершение нового преступления лицом, имеющим неснятую и не погашенную в установленном порядке судимость (хотя и здесь, согласно положениям ст. 18 УК РФ, есть своя специфика, так как не каждое повторное преступление при наличии судимости у лица образует рецидив).

По степени общественной опасности, определяемой тяжестью ранее совершенных лицом преступлений, выделяют следующие виды уголовно-правового рецидива:

  • – простой;
  • – опасный;
  • – особо опасный;
  • 2) пенитенциарный, к которому относятся случаи:
    • а) совершения нового преступления лицом, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы и осужденным вновь к лишению свободы;
    • б) совершения преступления в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы;
  • 3) криминологический, когда повторное преступление совершается лицом независимо от того, привлекалось ли оно к уголовной ответственности либо отбывало наказание за предыдущее деяние, от сроков давности и наличия судимостей.

В зависимости от количества совершенных ранее преступлений рецидив классифицируется:

  • – на однократный (простой) рецидив (совершение нового преступления лицом, имеющим одну судимость);
  • – многократный (сложный) рецидив (когда лицо совершает три и более преступления или имеет две и более судимости).

По характеру совершаемых преступлений рецидив подразделяют:

  • – на общий (виновный совершает разнородные по характеру посягательства – грабеж, побои или хулиганство и т.д.);
  • – специальный (лицо совершает однородные по своему характеру преступления – кражу и грабеж либо повторную кражу, хулиганство и убийство из хулиганских побуждений и др.).

С учетом количества преступных деяний, совершенных одним и тем же лицом, выделяют рецидив:

  • – повторный;
  • – многократный.

По особенностям личности рецидивиста в криминологии выделяют также женский рецидив и рецидив несовершеннолетних.

Как уже отмечалось, уровень рецидива, его структура и динамика различаются в зависимости от регионов, что определяется различными социальными, экономическими и психологическими факторами, негативно или положительно влияющими на поведение людей.

Добавить комментарий