Семинарское занятие по праву

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

План – конспект урока

По дисциплине » Основы уголовного права»

Для студентов 3 курса специальности 030504

Тема урока: «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних»

преподаватель юридических дисциплин —

Кравцова Екатерина Михайловна

Цели урока:

  1. Дидактическая:
  • обобщить и закрепить у учащихся знания по ранее изученному материалу;
  • закрепить умение грамотно применять нормы уголовного права при решении конкретных ситуаций.
  1. Развивающая:
  • Развить логическое мышление;
  • Развить умение грамотно использовать в своей речи специальные юридические термины применительно к конкретной ситуации;
  1. Воспитательная:
  • привить чувство ответственности;
  • воспитать уважение к закону.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование, используемое на уроке: лекционный материал, презентационный материал, наглядный (раздаточный) материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент – 2-3 минуты

— приветствие учащихся

  • проверка отсутствующих учащихся на уроке;
  • объявление темы и целей занятия.
  1. Актуализация — 15 минут

Решение теста на проверку остаточных знаний студентов и сформированности компетенций по пройденному материалу.

(1) Согласно ч.1 ст. 43 УК РФ, наказание есть назначаемая по приговору суда мера …

1.1. уголовно-правового воздействия;

1.2. государственного принуждения; +

1.3. принудительного характера.

(2) Частная (специальная) превенция как цель наказания означает предупреждения совершения …

2.1. преступлений лицами, склонными к их совершению;

2.2. нового преступления самим осужденным;

2.3. преступлений любыми лицами.

(3) Общая превенция как цель наказания означает предупреждения совершения …

3.1. нового преступления самим осужденным;

3.2. преступлений любыми лицами; +

3.3. нового преступления самим осужденным;

(4) Штраф в размере от пятисот тысяч рублей может назначаться …

4.1. только за тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ;

4.2. только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ; +

4.3. только за особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

(5) Штраф может назначаться в качестве …

5.1. основного наказания;

5.2. дополнительного наказания;

5.3. основного и дополнительного наказания. +

(6) Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается в качестве основного вида наказания на срок …

6.1. от 6 месяцев до 3-х лет;

6.2. от одного года до 5-ти лет; +

6.3. от 2-х месяцев до одного года.

(7) Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного наказания в случаях …

7.1. когда оно предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказании за соответствующее преступление;

7.2. когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказании за соответствующее преступление; +

7.3. правильного ответа нет.

(8) Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности …

8.1. на государственной службе; +

8.2. в органах местного самоуправления; +

8.3. в коммерческих организациях;

8.4. либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. +

(9) В случае назначение лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента …

9.1. отбытия основного наказания;

9.2. вступление приговора суда в законную силу; +

9.3. вынесения обвинительного приговора суда.

(10) Суд, с учетом личности виновного может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград за совершение … преступления.

10.1. тяжкого; +

10.2. средней тяжести;

10.3. особо тяжкого; +

10.4. небольшой тяжести;

10.5. исключительной тяжести.

(11) Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются …

11.1 судом;

11.2. органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями;

11.3. уголовно-исполнительными инспекциями.

(12) Обязательные работы устанавливаются на срок …

12.1. от тридцати шести до двухсот часов;

12.2. от шестидесяти до двухсот сорока часов; +

12.3. от шестидесяти до трехсот сорока часов;

(13) Обязательные работы не назначаются лицам …

13.1. инвалидам 1-й и 2-й группы;

13.2. беременным женщинам; +

13.3. инвалидам 1-й группы; +

13.4. женщинам, имеющих детей в возрасте до 14 лет;

13.5. женщинам, имеющих детей в возрасте до 3-х лет;

13.6. военнослужащим, проходящим военную службу по призыву; +

13.7. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесение судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. +

(14) Исправительные работы устанавливаются на срок …

14.1. от шести месяцев до одного года;

14.2. от двух месяцев до двух лет; +

14.3. от одного года до трех лет.

(15) Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, …

15.1. проходящим военную службу по призыву;

15.2. проходящим военную службу по контракту; +

15.3. во время прохождения ими венных сборов.

  1. Формирование новых понятий – 40 минут

Объяснение нового материала учителем, демонстрация презентации, конспектирование основных моментов новой темы.

В 1993 году в нашем государстве была принята Конституция Российской Федерации, которая гарантирует каждому право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22 Конституции РФ), кроме того, каждому, в том числе и лицу, совершившему преступление, гарантируется судебная защита его прав и свобод. Особенно эти положения касаются несовершеннолетних. Помимо Конституции права граждан в нашей стране также устанавливаются и гарантируются Всеобщей декларацией прав человека, принятой в 1948 году на Генеральной Ассамблее ООН. В тексте Всеобщей декларации указано, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона (ст.7 Всеобщей декларации прав человека).

В 1985 году ООН были приняты минимальные стандартные правила об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних, которые рекомендуют участникам ООН гуманное отношение к лицам, преступившим уголовный закон в несовершеннолетнем возрасте.

Так что же такое уголовная ответственность, и какие критерии определяют ее основание?

Уголовная ответственность – это обязанность лица подлежать действию правовых норм. Уголовная ответственность представляет собой бремя неблагоприятных последствий, которое заключается в справедливом порицании субъекта, совершившего преступление. Таким образом, можно сделать вывод о том, что единственным основание уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

В соответствии с нормами российского законодательства несовершеннолетними признаются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. В связи с этим в криминологии выработано такое понятие как возрастная невменяемость, которая означает, что в определенном возрасте субъект еще не в состоянии должным образом и в должной мере оценивать социальную значимость собственного поведения. В связи с этим несовершеннолетние могут быть привлечены к уголовной ответственности только по достижении ими определенного возраста. По общему правилу возраст уголовной ответственности – это шестнадцать лет, а за совершение особо тяжких преступлений либо за совершение преступлений, которые наиболее часто совершаются именно подростками, возраст уголовной ответственности снижен до четырнадцати лет.

Привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности имеет ряд особенностей, к которым относятся:

  1. Ограничение видов наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетнему.
  2. Порядок назначения наказания, отличающийся от соответствующего порядка назначения наказания взрослому преступнику.
  3. Возможность назначения альтернативы наказанию – принудительных мер воспитательного характера.
  4. Облегчение условий освобождения от уголовной ответственности.
  5. Либеральные сроки давности привлечения к уголовной ответственности и погашения судимости.

Рассмотрим более подробно каждую из этих особенностей.

Ограничение видов наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетнему.

Перечень наказаний, применяемых к несовершеннолетним, изложен в ст.88 УК РФ и является исчерпывающим. В настоящее время несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, могут быть назначены следующие наказания.

Составьте кластер характеризующий виды наказаний применяемый к несовершеннолетним. (НА ОСНОВАНИИ СТ. 88 УК РФ)

Следующей особенностью привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности является порядок назначения наказания, отличающийся от соответствующего порядка назначения наказания взрослому преступнику.

Штраф в качестве наказания может быть назначен в том случае, когда у несовершеннолетнего есть самостоятельный заработок или имущество, принадлежащее ему на правах собственности, и на которое может быть обращено взыскание. Размеры штрафа – от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей (размеры штрафа для совершеннолетнего преступника от двух с половиной до пятисот тысяч рублей).

Обязательные работы назначаются несовершеннолетним на срок от 40 до 160 часов. Для взрослых преступников – срок обязательных работ от 60 до 240 часов.

Исправительные работы несовершеннолетним осужденным назначаются на срок до 1 года, при этом не производится удержаний из их заработной платы. Для совершеннолетних осужденных срок исправительных работ установлен в размер от двух месяцев до двух лет, и из их заработка могут осуществляться удержания в доход государства в размере от 5 до 20 % заработка.

Арест, в качестве наказания может быть назначен только тем несовершеннолетним, которые на момент вынесения приговора достигли возраста 16 лет. Срок ареста от одного до четырех месяцев (срок ареста для совершеннолетних осужденных от одного до шести месяцев).

Лишение свободы – наиболее строгая мера наказания, применяемая к несовершеннолетним осужденным. Максимальный срок лишения свободы не может превышать 10 лет, в то время как для совершеннолетних срок лишения свободы, в соответствии с соответствующей санкцией может достигать 20 лет, а по совокупности приговоров – 30 лет лишения свободы.

Возможность назначения альтернативы наказанию – принудительных мер воспитательного характера.

Вместо наказания к несовершеннолетнему, совершившему преступление, могут быть применены принудительные меры воспитательного характера, к которым относятся:

  • предупреждение несовершеннолетнего о недопустимости повторного совершения преступлений;
  • передача несовершеннолетнего под надзор родителей, лиц их заменяющих либо в специализированный государственный орган;
  • обязанность загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Применение принудительных мер воспитательного характера является одной из разновидностей освобождения лица от уголовной ответственности и поэтому не влечет судимости, но, тем не менее, эти меры содержат в себе элементы кары, поскольку изначально являются принудительными и содержат соответствующие ограничения.

Для применения принудительных мер воспитательного характера закон требует соблюдения ряда условий.

Во-первых, преступление, совершенное несовершеннолетним, должно быть небольшой или средней тяжести.

Во-вторых, правоприменитель должен быть полностью уверен в том, что применение реального наказания является нецелесообразным, а цели наказания могут быть достигнуты иными средствами.

Правоприменитель (суд) вправе применить одновременно одну или несколько мер воспитательного воздействия. Продолжительность применения данных мер устанавливается по усмотрению органа, назначающего эти меры.

Суд, обладая правом заменять несовершеннолетнему, уголовное наказание принудительными мерами воспитательного характера также имеет право, и отменить эти меры, и направить материалы для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Отмена принудительных мер воспитательного характера возможна в том случае, когда несовершеннолетний осужденный систематически не исполняет эти мер либо грубо их нарушает.

Облегчение условий освобождения от уголовной ответственности.

Уголовное законодательство предусматривает два вида освобождения несовершеннолетнего осужденного от уголовного наказания.

Во-первых, это освобождение от реального назначения наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия и, соответственно с освобождением ото всех юридических последствий, которые наступают в связи с осуждением.

Во-вторых, освобождение несовершеннолетнего осужденного от дальнейшего отбытия наказания. Данный вид освобождения реализуется в виде условно-досрочного освобождения от отбывания неотбытой части наказания. Условно-досрочное освобождение применяется к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте и осужденным к реальному наказанию после фактического отбытия ими:

  • не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом за совершение преступлений небольшой или средней тяжести, а также за совершение тяжких наказаний
  • не менее 2/3 срока наказания, назначенного судом за совершение особо тяжких наказаний
  1. Применение полученного материала – 30 минут

Задание 1. Решение ситуационных задач с помощью УК РФ

Задача 1. Семнадцатилетний Шаталов за кражу магнитофона и личных вещей из автомашины, принадлежащей Безрукову, был осужден по ч.1 ст. 158 УК РФ и приговорен к штрафу в размере 28 тысяч рублей. Поскольку Шаталов был учащимся, нигде не работал, то штраф заплатил его отец.

Обоснованным ли было решение суда? Допускает ли закон назначать штраф несовершеннолетнему, у которого отсутствует самостоятельный заработок? Если да, укажите статью УК РФ, где решается данный вопрос.

Задача 2. Семнадцатилетние Серегин и Александров, из хулиганских побуждений угнали электропоезд с тремя вагонами, который стоял в отстойном парке. При маневрировании ударили впереди стоящий товарный поезд, от чего здоровью машиниста Горелова был причинен легкий вред здоровью. Несовершеннолетние были привлечены к уголовной ответственности по ч.1 ст. 211 УК РФ. Суд, учитывая, что преступление они совершили впервые, положительно характеризуются, принял решение освободить их от уголовного наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Соответствует ли решение суда уголовному закону? Раскройте основания освобождение от уголовного наказания несовершеннолетних.

Задача 3. Пятнадцатилетний Сорокин был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 167 УК РФ (умышленное повреждение чужого имущества с причинение значительного ущерба), за что был осужден и подвергнут наказании. – обязательным работам на срок 130 часов. Ввиду того, что Сорокин в дневное время учился в колледже, он отбыл наказание, работая в вечернее время в службе уборки метрополитена.

Не был ли нарушен уголовный закон при исполнении наказания? В чем заключается специфика исполнения данного наказания, если бы Сорокину было 14 или 17 лет?

Задание 2. Составить фишбоун с помощью полученных знаний.

Причины совершения преступлений

Способы устранения преступности

несовершеннолетних

  1. Домашнее задание – 2 минуты

В качестве домашнего задания учащимся предлагается:

1. Подготовится к итоговому тесту по данной теме.

2. Решить ситуационные задачи с помощью УК РФ

1. Пятнадцатилетняя Татьяна Берзина, являлась членом устойчивой вооруженной группы, в составе которой совершила убийство Аронова с целью завладения ему принадлежащем автомобилем, за что была осуждена по ч.1 ст. 105 УК РФ и ч.2 ст. 209 УК к десяти годам лишения свободы.

Допускает ли уголовный закон возможность применение к Берзиной условно-досрочного освобождения от отбывания наказания? Если да, то, через какое время можно поставить этот вопрос перед судом?

2. Шестнадцатилетняя Завьялова, осужденная за кражи к одному году и шесть месяцев лишению свободы, по отбытии семь месяцев была условно-досрочно освобождена. Через три месяца после освобождения совершила кражу кошелька в троллейбусе у гражданки Тумановой, в связи с чем была привлечена к уголовной ответственности по п. «г» ч.2 ст. 158 УК РФ (кража совершенная из сумки, находившейся при потерпевшей).

По первой судимости истекли сроки давности или нет? Какие сроки погашения судимости установил закон для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет?

Использованная литература:

Основная:

Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. И.Э. Звечаровского. – М.: Юристъ, 2004.

Дополнительная:

Арькова В.И. Принудительные меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним. – Иркутск, 1978.

Астемиров З.И. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. – М., 1970.

Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. – М., 1968.

Скрябин М.А. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним. – Казань, 1988.

Транскрипт

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» Е.А. Съѐмщиков ПРАВОВЕДЕНИЕ СБОРНИК ПЛАНОВ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Новосибирск СГГА 2008

2 УДК 34 С 944 Рецензенты: Кандидат юридических наук, доцент Сибирской государственной геодезической академии А.И. Маркеев Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института философии и права СО РАН В.Н. Лисица Съёмщиков Е.А. С 944 Правоведение: Сборник планов семинарских занятий / Е.А. Съѐмщиков. Новосибирск: СГГА, с. Сборник планов семинарских занятий подготовлен кандидатом исторических наук, доцентом Е.А. Съѐмщиковым на кафедре управления и права Сибирской государственной геодезической академии. Работа утверждена на заседании учебно-методической комиссии Института кадастра и геоинформационных систем. Настоящее издание содержит методические рекомендации для студентов по изучению тем учебной дисциплины «Правоведение», планы семинарских занятий, рекомендуемую литературу и вопросы для самостоятельного изучения. УДК 34 Печатается по решению редакционно-издательского совета СГГА ГОУ ВПО «Сибирская государственная геодезическая академия», 2008

3 СОДЕРЖАНИЕ Введение… 4 Методические рекомендации по подготовке студентов к семинарским занятиям… 5 Описание семинарских занятий… 5 Библиографический список рекомендуемых источников… 18

4 ВВЕДЕНИЕ Настоящий сборник планов семинарских занятий по курсу учебной дисциплины «Правоведение» представляет собой учебно-практическое издание для закрепления полученных знаний студентами на практических занятиях. Цель семинарских занятий обеспечить единство подачи учебного материала и восприятия студентами основных понятий, терминов, определений и конструкций. Сборник планов семинарских занятий по курсу учебной дисциплины «Правоведение» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для неюридических факультетов и вузов и рекомендациями УМО для специальностей: «Городской кадастр»; «Информационные системы и технологии»; «Оптико-электронные приборы и системы»; «Менеджмент»; «Экономика и управление на предприятии (в операциях с недвижимым имуществом)»; «Экономика и управление на предприятии» (в геодезическом производстве)»; «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)»; «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)»; «Экономика и управление на предприятии (в природопользовании)»; «Экономика и управление на предприятии (в операциях с недвижимым имуществом)»; «Безопасность жизнедеятельности»; «Прикладная геодезия»; «Астрономо-геодезия»; «Космическая геодезия»; «Геодезия»; «Оптотехника»; «Технология приборостроения»; «Геоэкология»; «Картография»; «Аэрофотогеодезия»; «Менеджмент»; «Менеджмент организации»; «Испытание и эксплуатация техники»; «Метрология и метрологическое обеспечение», и носит целостный и системный характер. Сборник содержит введение, методические рекомендации по подготовке студентов к семинарским занятиям, описание семинарских занятий, вопросы для самостоятельной работы и библиографический список рекомендуемых источников. Формы контроля знаний: зачет, экзамен.

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Изучение курса учебной дисциплины «Правоведение» целесообразно начинать с ознакомления с рабочей программой учебной дисциплины и предлагаемой по курсу учебной литературой. За основу изучения курса учебной дисциплины «Правоведение» следует взять лекционный материал, базирующийся на Конституции РФ и федеральных законах, международных договорах и конвенциях, указах Президента РФ и других подзаконных актах федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Учебники по дисциплине «Правоведение», в которых имеется разнообразная фактологическая база, необходимо использовать в качестве дополнительного учебного материала. В ходе изучения отраслей российского права следует опираться на имеющиеся в системе российского законодательства нормативно-правовые акты законы и подзаконные акты, в том числе Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правовых нарушениях, Уголовный кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс РФ и другие нормативные акты. Данный подход к изучению учебной дисциплины «Правоведение» будет способствовать формированию у студентов целостных суждений об единстве права и государства как необходимых и важнейших атрибутах повседневной жизни современного общества. ОПИСАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Государство и его роль в жизни общества 1. Государство: понятие и сущность. 2. Признаки государства. 3. Современные подходы к рассмотрению сущности государства. 4. Теории, объясняющие происхождение государства и их содержание. 5. Функции государства: понятие, сущность и виды. 6. Типология как научный метод классификации государств. 7. Типы государств и их характеристика. 8. Роль государства в жизни гражданина и общества. 1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Госполитиздат, Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международные отношения, с.

6 3. Съѐмщиков Е.А. Правоведение: конспект лекций. Новосибирск: СГГА, с. 1. Арабское государство Палестина не имеет своей территории, однако, имеет свое представительство в ООН. Можно ли Палестину назвать государством? Ваши суждения? Приступая к изучению темы, необходимо ознакомиться с Конституцией РФ, в частности, с главой I «Основы конституционного строя». Этот конституционно-правовой институт является базовым во всей системе государственного устройства РФ и российского законодательства. Именно он формирует все остальные конституционно-правовые институты Основного закона РФ. Внимание следует уделить: в Конституции РФ статьям 1, 2, 3, 5, 7, 11, 12, 15, 16; в лекционном материале признакам, функциям и типам государственного устройства; в ответах на вопросы для самостоятельного изучения привести свои доводы и доказательства. Тема 2. Право: понятие, сущность и принципы права 1. Понятие и сущность права. 2. Признаки права. 3. Правовые принципы. 4. Функции права. 5. Социальные нормы и их классификация. 6. Источники (формы) права. 1. Туманов В.А. Правовой нигилизм: историко-идеологический ракурс // Государство и право В чем заключается принцип гуманизма в российском праве? Выскажите ваши суждения. 2. Подумайте, что такое принцип. Сформулируйте ваше определение принципа. Рассмотрение учебных вопросов семинара следует начать с ознакомления с лекционным материалом. Понятия «право», «принцип», «функция права», «источник права» и др. следует заучить! Знание понятийного аппарата окажет студентам существенную помощь в ходе специализации при работе с нормативными актами. В качестве дополнительного материала необходимо использовать учебник для вузов «Правоведение» под ред. Л.В. Акопова и др.

7 Тема 3. Норма права (время проведения 1 час) Форма: семинар-конференция 1. Понятие нормы права. 2. Особенности нормы права. 3. Признаки нормы права. 4. Структура нормы права. 5. Виды правовых норм. 6. Система права и система законодательства: сущность и различия. Назовите существенные признаки: федеральных конституционных законов; федеральных законов; законов субъекта Федерации; законов муниципальных образований. При изучении данной темы основное внимание следует уделить понятийному аппарату: определения, понятия и существенные характеристики нормы права следует выучить, так как они являются базовыми терминами по курсу учебной дисциплины «Правоведение» и всего российского законодательства. Тема 4. Основные правовые системы современности Форма: семинар-конференция 1. Правовая система: понятие и сущность. 2. Классификация национальных правовых систем по видам и их характеристика: романо-германской правовой системы; англо-саксонской правовой системы; социалистической правовой системы; скандинавской правовой системы; религиозных правовых систем; системы обычного права; правовых систем государств Дальнего Востока. 3. Международное право как особая отрасль права: понятие и содержание. 4. Принципы международного права. 5. Структура международного права.

8 1. Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное. Сравнение // Государство и право С Давид Р. Основные правовые системы современности. М, Используя изученный материал, попытайтесь сформировать свое понятие «национальная правовая система». 2. Укажите черты различия между континентальной моделью права и англо-саксонской. Рассмотрение вопросов данной темы целесообразно осуществить в комплексе с ознакомлением с работой Р. Давида «Основные правовые системы современности». Разнообразный фактологический материал монографического исследования этого автора будет способствовать серьезному расширению кругозора студентов в области государственных правовых систем. Тема 5. Закон и подзаконные акты 1. Закон: понятие, сущность и признаки закона. 2. Виды законов и их характеристика. 3. Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, сущность, виды. 4. Система права: понятие и структура. 5. Действие нормативного правового акта во времени, в пространстве, по кругу лиц. 6. Основные отрасли российского права. 1. Тихомиров Ю.А. Действие закона. М.: Укажите, чем существенным отличается закон от обычая. 2. Подумайте, что такое фактическая утрата силы закона. 3. Ваше суждение на высказывание римского юриста Цельса «Знать законы значит воспринять не их слова, но их содержание и значение». Методическими рекомендациями к изучению данной темы будут: заучивание понятий «закон», «подзаконный акт»; анализ существующих различий системы права и системы законодательства РФ. Тема 6. Правовые отношения 1. Правовые отношения: понятие и сущность.

9 2. Структура правовых отношений. 3. Правомерное поведение: понятие и виды. 4. Признаки правомерного поведения. 5. Правонарушение: понятие, признаки и структура. 6. Классификация правонарушений. 7. Юридическая ответственность: понятие, сущность, основания. 8. Признаки юридической ответственности. 9. Функции юридической ответственности. 1. Ларин А.И. Преступность и раскрываемость преступлений // Государство и право С Шелковникова Е.Д. Проблема усиления борьбы с незаконным оборотом оружия // Государство и право С Может ли субъект не нести ответственность за действия, которые он совершал? Назвать такие действия. 2. Подумайте над понятием «обратная сила закона». Приведите примеры. Изучение данной темы следует начинать с ознакомления с материалом в учебниках М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина «Правоведение»; Л.В. Акопов, М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский «Правоведение». Понятия: «правовые отношения», «правомерное поведение», «правонарушение», «юридическая ответственность» следует заучить. Они являются базовыми терминами для усвоения данной темы. Тема 7. Законность и правопорядок в современном обществе Форма: семинар-конференция 1. Законность как правовая категория: понятие и содержание. 2. Подходы к рассмотрению законности. 3. Принципы законности. 4. Правопорядок: понятие и принципы. 5. Виды правопорядка. 6. Различия законности и правопорядка. 1. Ваше понимание юридических изречений: «Пусть правят законы, но не люди», «Закон решает более справедливо, чем человек». 2. Можно ли рассматривать наказания и репрессии как гарантии установления законности в стране и поддержания правопорядка? Ваши суждения.

10 Ознакомление с темой целесообразно осуществить, используя понятия и термины лекционного материала. Тема 8. Конституция Российской Федерации Основной закон государства. Правовое государство Форма: семинар-конференция 1. Конституция РФ Основной закон: сущность, содержание, структура. 2. Юридические свойства Конституции РФ. 3. Структура основного закона государства. 4. Правовое государство: понятие, сущность, история. 5. Этапы становления правового государства. 6. Признаки правового государства. 7. Принципы правового государства. 1. Черненко А.К. Философия права. Новосибирск, Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право Выскажите ваши суждения по таким правовым понятиям: «верховенство закона», «верховенство права». 2. Статья 1 Основного закона определяет РФ Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Как вы полагаете, это декларация, или утверждение, или это цель созидательной деятельности государства? В ходе изучения вопросов о «Правовом государстве» следует основные внимание уделить лекционному материалу. При изучении первого вопроса акцент необходимо сделать на содержании текста Конституции РФ в сравнении с содержанием Конституции СССР 1936 г. Тема 9. Федеративное устройство Российской Федерации 1. Исторические корни создания Русского государства. 2. Государственное устройство России. 3. Сущность принципа федеративного устройства России. 4. Особенности государственного устройства России. 5. Функции Российского государства: понятие и сущность. 6. Внутренние функции Российского государства. 7. Глобальные функции Российского государства. 8. Система органов государственной власти в РФ.

11 9. Государственный орган понятие, сущность и признаки. 1. Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международные отношения, с. 2. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право Изучить структуру и состав федерального органа исполнительной власти Правительства России (ФКЗ от 17 декабря 1997 г.). 2. Изучить структуру федеральных судов общей юрисдикции (ФКЗ от 31 декабря 1996 г.). 3. Ознакомиться с содержанием ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном суде РФ». Рассмотрение вопросов данной темы необходимо начать с изучения принципов государственного устройства РФ, затем ознакомиться с нормативной базой, которая формирует и определяет деятельность органов государственной власти РФ: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Судебной власти РФ. Тема 10. Гражданское право 1. Гражданское право: понятие и сущность. 2. Принципы гражданского права. 3. Источники гражданского права. 4. Предметы гражданского права. 5. Гражданские правоотношения: понятие, структура. 6. Объекты гражданских прав. 7. Правоспособность и дееспособность физических лиц. 8. Признаки и виды юридических лиц. 9. Право собственности: понятие и содержание. 10. Формы (виды) собственности в РФ. 1. Гражданский кодекс. Часть ФЗ, ст Изучить раздел I «Общие положения» ГК РФ. Ознакомление с темой и изучение вопросов семинара следует начать со знакомства с частью I ГК РФ, в которой необходимо наиболее последовательно изучить (выучить) принципы, источники, предметы гражданского права и

12 объекты гражданских прав. Особое внимание уделить «праву собственности» и «формам собственности»: они являются базовыми понятиями, определяющими содержание гражданского права как отрасли права. Тема 11. Обязательства в гражданском праве 1. Понятие обязательства. 2. Виды обязательств и их характеристика. 3. Основания возникновения обязательств. 4. Исполнение обязательств. 5. Формы обеспечения исполнения обязательств. 6. Ответственность за нарушение обязательств. 7. Договор: понятие и принципы. 8. Наследование по завещанию. 9. Наследование по закону. 1. ГК РФ. Часть II. 51-ФЗ. Ст Изучить понятие «обязательства» и условия их возникновения (ст. 307 ГК РФ). 2. Дать свое толкование ст. 312 ГК РФ. 3. Назвать порядок возмещения убытков (ст. 15 ГК РФ). Изучение правового института «Обязательства в гражданском праве» целесообразно осуществить, используя ГК РФ. Особое внимание обратить на содержание договоров в гражданском праве. Часть III «Наследственное право» ГК РФ следует иметь в частном пользовании каждому студенту. Тема 12. Семейное право Форма: семинар-конференция 1. Семейное право: понятие и содержание. 2. Источники семейного права. 3. Принципы семейного права. 4. Содержание СК РФ (ФЗ 223 от 29 декабря 1995 г.). 5. Содержание прав и обязанностей супругов. 6. Права и обязанности родителей. 7. Содержание прав и обязанностей детей. 8. Алиментные обязательства членов семьи.

13 1. Конституция Российской Федерации. М., Конвенция ООН «О правах ребенка» от 1990 г. 3. Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» (1998 г.). 4. Семейный Кодекс РФ. 5. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (24 июля 1998 г.). 1. Разъяснить принцип: «приоритет семейного воспитания детей». 2. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Но Семейный кодекс РФ федеральный закон. Отражает ли СК РФ содержание ст. 72 п. «ж» и «к» или СК РФ отражает содержание ст. 71 п. «е» Конституции РФ? Ваши суждения. 3. Сделать анализ содержания ст. 15 п. 1 и п. 2 Семейного кодекса РФ. Высказать свои суждения. Основным источником в изучении семейного права, как отрасли российского права, выступает Семейный кодекс РФ 1995 г. Базовые положения СК РФ принципы, их необходимо изучить. Они определяют содержание всех отношений, проистекающих из семейных. Тема 13. Трудовое право 1. Трудовое право: понятие и сущность. 2. Содержание Трудового кодекса РФ. 3. Трудовой договор: понятие, сущность, содержание. 4. Порядок заключения трудового договора. 5. Рабочее время. 6. Время отдыха. 7. Дисциплина труда. 8. Поощрения за труд. 9. Материальная ответственность работника. 1. Трудовой кодекс РФ от 01 февраля 2002 г. 1. Ст. 59 п. 11 ТК РФ допускает возможность заключения срочного трудового договора по инициативе работодателя либо работника. Подумайте, относится ли это к студентам? 2. Ст. 73 ТК РФ допускает изменение сторонами существенных условий договора. Назовите эти условия! Трудовое законодательство определяет основные параметры трудового права, которые носят выраженный гражданско-правовой характер. Базовые понятия ТК РФ, например, «трудовой договор», «дисциплина труда»,

14 «поощрение за труд», «материальная ответственность работника» и др., необходимо знать. Сам федеральный закон 197 от 30 декабря 2001 ТК РФ необходимо иметь каждому студенту. Тема 14. Административное право 1. Понятие и сущность административного права. 2. Цели и принципы административного права. 3. Административное право и Конституция РФ: характеристика изменений. 4. Объект и предмет административного права. 5. Источники административного права. 6. Субъекты административного права и их характеристика. 7. Понятие, сущность и признаки административного правонарушения. 8. Структура административного правонарушения. 9. Понятие административной ответственности. 10. Содержание административной ответственности. 11. Меры административной ответственности. 1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. 1. Административные правонарушения признаются совершенными по неосторожности или умышленно. Определите и разъясните различия. 2. Назовите основания для освобождения от административной ответственности. 3. Назовите и охарактеризуйте обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В ходе изучения темы следует внимание сосредоточить на знании понятий и определений административного права: объекте, предмете, источниках и целях административного права как ведущей отрасли российского права. Знание административной ответственности поможет субъектам воздерживаться от совершения правонарушений. Тема 15. Уголовное право 1. Понятие и сущность уголовного права. 2. Предмет, цели и функции уголовного права. 3. Понятие и сущность преступления. 4. Виды преступлений и их характеристика. 5. Уголовная ответственность: понятие и сущность.

15 6. Основания и условия наступления уголовной ответственности. 7. Уголовное наказание: сущность, цели и виды наказаний. 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. 9. Назначение наказания. 10. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания. 1. Уголовный кодекс РФ 1996 г. 2. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. В.С. Лебедева и В.К. Скуратова. М., «Неотвратимость наказания» принцип уголовного права. «Неотвратимость ответственности» принцип права. Подумайте, в чем принципы едины и в чем их различие? Данная тема и вопросы, изложенные в ней, обстоятельно рассмотрены в лекции и в учебнике «Правоведение» под ред. М.Н. Марченко, Е.М. Дерябиной Главным в изучении темы выступает знание видов преступлений, оснований наступления уголовной ответственности, видов уголовных наказаний и обстоятельств, исключающих преступность деяний. Тема 16. Экологическое право Форма: семинар-конференция 1. Понятие, сущность и принципы экологического права. 2. Объект и предметы изучения экологического права. 3. Структура отрасли «Экологическое право». 4. Источники экологического законодательства. 5. Содержание права собственности на природные объекты и ресурсы. 6. Содержание права природопользования. 7. Охрана окружающей природной среды как правовой институт отрасли «Экологическое право». 8. Правовой институт «Обеспечение экологической безопасности»: понятие, уровни, задачи. 1. Водный кодекс РФ. 2. Земельный кодекс РФ. 3. Лесной кодекс РФ. 4. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. 5. ФЗ «О недрах» от 3 марта 1995 г. 6. ФЗ «О животном мире» от 22 марта 1997 г.

16 7. Указ Президента РФ 236 от 04 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». 8. Указ Президента РФ 440 от 01 апреля 1996 г. «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию». 1. Назовите правовые институты отрасли «Экологическое право». 2. Сформулируйте основную идею Концепции устойчивого развития РФ. 3. Определите различия права пользования и права распоряжения. В ходе изучения темы следует сосредоточить внимание на ознакомлении с принципами, объектом и источниками экологического права. При этом знание права собственности на природные объекты и ресурсы является определяющим. Тема 17. Процессуальное право 1. Гражданское процессуальное право: понятие и сущность. 2. Предмет и метод правового регулирования процессуального права. 3. Принципы гражданского процессуального права. 4. Гражданский процесс: понятие, задачи, цели. 5. Стадии гражданского процесса и их характеристика. 6. Виды гражданского судопроизводства и их характеристика. 7. Субъекты гражданских процессуальных правоотношений. 8. Иск в гражданском процессе: понятие и виды. 9. Судебное доказывание и судебные доказательства. 1. Гражданский процессуальный кодекс ФЗ от 14 ноября 2002 г. Новосибирск: изд-во НГУ, Шакарян М.С. Гражданское процессуальное право России. М, с. 1. Подумайте и сформулируйте различия (отличия) процессуального права и гражданского процесса. 2. В чем лежат различия между доказыванием и доказательством? Поясните на примерах. Изучение темы следует начать с ознакомления с лекционным материалом. Основные понятий и термины необходимо знать (принципы процессуального права, гражданский процесс, иски и др.). Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. 138 следует иметь в каждой семье, а студентам в личном пользовании. Тема 18. Правовые основы защиты государственной тайны (время проведения 1 час) Форма: семинар-конференция

17 1. Федеральный закон «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. сущность и цели. 2. Принципы закона. 3. Содержание сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне. 4. Ответственность должностных лиц за неправомерное засекречивание информации, не подлежащей отнесению к государственной тайне. 5. Содержание ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 г. 6. Предметы регулирования закона. 7. Ответственность должностных лиц за нарушение данного закона. 1. ФЗ от 21 июля 1993 г «О государственной тайне». 2. ФЗ 149 от 27 июля 2006 г. «Об информации, информатизации и защите информации». 1. Изучить содержание законов в пределах будущей специальности. 2. Является ли содержание ст. 7 закона от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» исчерпывающим или оно может (должно) изменяться? Ваши суждения. Данные в лекции федеральные законы следует рассматривать в контексте практических приложений умственных и физических способностей субъектов и в соответствии с работой по специальности.

18 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Конституция Российской Федерации. М., Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». 3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. 1-ФКЗ «О Судебной системе Российской Федерации». 4. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. 1-ФКЗ «Об Арбитражных судах в Российской Федерации». 5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». 6. Конвенция ООН об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.). 7. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». 8. Федеральный закон от 5 июля 1999 г. 133-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». 9. Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 г. 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». 10. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». 11. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 12. Федеральный закон от 12 января 1996 г. 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». 13. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». 14. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.). 15. Акопов Л.В., Мархгейм М.В., Смоленский М.Б.; под редакцией М.Б. Смоленского. Правоведение: Учебник для вузов. Издание 5-е, перераб. и доп. Ростов н/д.: Феникс, с. 16. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», С Правоведение: Учебник для неюридических вузов / Под ред. О.Е. Кутафина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, с. 18. Съѐмщиков Е.А. Правоведение: конспект лекций. Новосибирск: СГГА, с. 19. Бахрах Д.Н. Административное право. М., Договор «О создании Союзного государства» (Москва, 8 декабря 1999 г.).

19 21. Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г «О Государственном совете Российской Федерации». 22. Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья). Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. 51-ФЗ; Ч. 2 от 26 января 1996 г. 14-ФЗ; Ч. 3 от 26 ноября 2001 г. 146-ФЗ. 23. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. 196-ФЗ. 24. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. 197-ФЗ. 25. Закон РФ от 11 марта 1992 г I «О коллективных договорах и соглашениях». 26. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. 223-ФЗ. 27. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». 28. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 29. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. 63-ФЗ. 30. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». 31. Федеральный закон от 10 января 2002 г. 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 32. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. 138-ФЗ.

Добавить комментарий