Неукоснительное выполнение существующих норм Европейской Конвенции является основной обязанностью Европейского суда по правам человека. Представителям государств, входящим в состав организации, вменяется осуществлять поставленную задачу посредством рассмотрения и решения принятых судом к производству дел, в основе которых находятся индивидуальные жалобы в Европейский суд по правам человека (представленные неправительственной организацией, физическим лицом, либо группой лиц) а также межгосударственные жалобы.
Содержание индивидуальной жалобы, которая направляется в Европейский суд, заключается в совокупности элементов, характеризующих данную жалобу. Элементы могут быть следующими:
— данные заявителя;
— реквизиты;
— данные о государстве (субъекте), на территории которого было предположительно осуществлено нарушение прав;
— обстоятельства, послужившие причиной для обращения с жалобой;
— просьба к суду и ее обоснования.
Заявитель обязуется представить перечисленные элементы в Европейский суд установленным способом. В случае нарушения регламента, жалоба заявителя может быть отклонена без ее рассмотрения по существу.
Индивидуальная жалоба в Европейский суд по правам человека — это юридический документ, целью которого считается признание действий, осуществленных по отношению к пострадавшему, незаконными. Вследствие этого жалоба, поданная в Европейский суд, имеет все признаки аналогичных юридических документов. К таким признакам относится: содержание просьбы в жалобе, которая направлена в суд, информация о событиях, вследствие которых было нарушено то, или иное право, а также обоснование обращения в суд.
Рассматривая содержательную часть жалобы в Европейский суд по правам человека, следует отметить, что она представляет собой основной документ, благодаря которому инициируется процедура рассмотрения дела в Европейском суде. Поэтому индивидуальная жалоба, в этом случае, служит инструментом, с помощью которого запускается в действие механизм суда.
При этом при более детальном анализе требований, предъявляемых к существующей форме и содержанию данного документа, можно сделать вывод, что четких указаний, какой именно должна быть форма не имеется ни в Европейской Конвенции, ни в Регламенте Европейского суда. Однако содержание индивидуальной жалобы частично прописано в № 47 Регламента Европейского суда, где согласно пункту 1 изложенного правила, жалоба подается на бланках, которые предоставляются Секретариатом (помимо случаев, когда Председателем одной из Секций принимается другое решение).
Такая особенность формы, с одной стороны, несколько усложняет процесс обращения в Европейский суд заявителю, но с другой, упрощает работу самого суда, который вынужден, в силу своего международного статуса, взаимодействовать с правовыми системами различных государств.
Заявитель может излагать ситуацию со своей точки зрения, написав в Европейский суд, поскольку данная инстанция принимает любые обращения. Добавим лишь, что после получения письма судом, отправителю высылается специальный формуляр обращения, а также пояснительная записка, в которой изложено, как правильно оный заполняется. Кроме того, заявитель получает и текст Европейской Конвенции.
Как правило, при заполнении формуляра жалобы довольно часто у заявителя возникают сложности в момент заполнения раздела «описание фактов», поскольку здесь необходимо указать события, произошедшие с заявителем, вследствие которых были нарушены права человека. Сделать это нужно в четком, хронологическом порядке. При этом самым трудным является описание предполагаемых нарушений: в этой графе необходимо обосновать свое обращение посредством практики Европейского суда.
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 14
Что такое индивидуальные жалобы? Согласно ст. 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод «суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права». Таким образом, заявителем может быть любой и каждый, кто подпадает под юрисдикцию государства – участника конвенции. Если нарушение имело место в период пребывания лица на территории соответствующего государства – т.е. на территории государства – участника конвенции.
Применительно к физическому лицу в практике появилось понятие как «непосредственная жертва» — с жалобой в европейский суд по правам человека может обращаться только то лицо, чьи права были непосредственно нарушены.
«Потенциальная жертва»- еще не жертва, но может ею стать. Лицо, права которого еще реально не нарушены, но могут быть нарушены в будущем. В основном такая ситуация связаны с каким либо действующим нормативно-правовым актом, в котором закреплены положения, нарушающие права человека.
«Косвенная жертва» — лицо, права которого нарушаются в связи с нарушением прав потенциальной жертвы. При этом последней нет в живых. К такой категории относились близкие родственники и иные лица, которые имеют прямой правовой интерес в рассмотрении дел по правам человека.
Статус косвенной и потенциальной жертвы устанавливает ЕСПЧ.
Группа физических лиц – жалоба подается лицами применительно к одной и той же ситуации. По поводу нарушения одного и того же права в одной и той же ситуации. Юридические лица могут защищать всего 1 право в суде – имущественное. Заявителями могут быть физические лица и неправительственные организации.
Условия приемлемости жалобы (ст. 35 Конвенции):
1. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права (Для Российской Федерации исчерпанием внутренних средств правовой защиты будет прохождение заявителем первой и кассационной инстанций), и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.
2. Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если она:
a) является анонимной; или
b) является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.
3. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии с положениями статьи 34, если он сочтет, что:
a) эта жалоба является несовместимой с положениями настоящей Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или является злоупотреблением правом подачи индивидуальной жалобы; или
b) заявитель не понес значительный ущерб, если только принцип уважения прав человека, как они определены в настоящей Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу и при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении никакого дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом.
4. Суд отклоняет любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой. Он может сделать это на любой стадии разбирательства.
Процедура рассмотрения индивидуальной жалобы в ЕСППЧ
Жалоба попадает в секретариат, который регистрирует эту жалобу и дальше эта жалоба попадает в одну из секций (в какую — решает председатель суда).
В секции есть несколько комитетов и палат.
По поводу той или иной жалобы назначается судья-докладчик, который исследует жалобу и представленные доказательства. В случае, если каких-то документов не хватает, то докладчик обращается к секретариату и доформировывает дело.
Судья-докладчик представляет свое мнение по жалобе в одном из комитетов. Судьи выслушиваю докладчика и принимают решение (вариантов решения не много).
1 решение – жалоба признается неприемлемой, либо исключается из списка дел, подлежащих рассмотрению. Решение комитета является окончательным и обжалованию не подлежит. Если комитет не признал неприемлемой – то жалоба отправляется в одну из палат. В палате (7 судий) жалоба снова рассматривается на предмет приемлемости. Если признали неприемлемой, то дальше движения не будет. Если жалоба признается приемлемой, то рассматривается по существу. После вынесении решения палаты заявитель в течение 3 месяцев может обратиться в большую палату с просьбой рассмотреть по существу жалобу. В большой палате комитет из 5 судий будет решать вопрос о возможности рассмотрения. Если большая палата отказывает в рассмотрении жалобы, то решение палаты вступает в силу. Если не отказывает, то жалоба рассматривается 17 судьями, и уже их решение является окончательным.
Государству дается 3 месяца для исполнения решения суда.
Вообще суд, рассматривая дело по существу приходит к выводу – нарушено или не нарушено право. Суд констатирует факт нарушения прав. Он не предписывает «устранить нарушение таким то образом» …Он только устанавливает факт нарушения. Более того суд может решить вопрос о справедливой компенсации, который решается в случае, если попросит заявитель. В редких случаях суд сам инициировал рассмотрение справедливой компенсации.
71. Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус иностранных граждан: международно-правовое регулирование
Гражданство – это правовая связь человека с государством, определяющая взаимные права и обязанности.
Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим принципы и нормы, относящиеся к гражданству, явилась Европейская конвенция о гражданстве, принятая Советом Европы в 1997 г. В ней говорилось, что государства должны привести свое внутреннее право в соответствие с ее принципами и нормами. Основными актами по вопросам гражданства в России являются Конституция и Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г.
Приобретение гражданства.
Существует два основных способа приобретения гражданства:
— первоначальный — приобретение гражданства при рождении (филиация)
— производный — приобретение гражданства после рождения (натурализация, укоренение).
Государства в отношении способов приобретения гражданства придерживаются:
1. либо принципа права крови — ребенок приобретает гражданство родителей
2. либо принципа права почвы — гражданство ребенка определяется местом рождения.
Однако получили распространение смешанные системы. Первыми ввели такие системы Великобритания и США. Их гражданство приобретают как дети собственных граждан независимо от места рождения, так и дети иностранцев, родившиеся на их территории.
Что касается изменения гражданства после брака, то Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., которая предусмотрела, что брак не влияет на гражданство жены, в равной мере как и его расторжение (ст. 1). Однако, жена-иностранка может приобрести гражданство мужа в упрощенном порядке.
Европейская конвенция о гражданстве содержит следующие правила о приобретении гражданства. При рождении гражданство приобретают:
а) дети, хотя бы один из родителей которых обладает гражданством данного государства. Законодательство государства может предусмотреть исключения для детей, рожденных за рубежом;
б) дети, найденные или рожденные на территории государства, если в противном случае они окажутся лицами без гражданства.
Государства должны облегчить приобретение гражданства для следующих лиц:
— супругов их граждан;
— детей, один из родителей которых приобрел их гражданство;
— детей, усыновленных одним из граждан;
— лиц, родившихся на их территории, а также законно и обычно на ней проживающих;
— лиц без гражданства и признанных беженцев, законно и обычно проживающих на их территории (ст. 6).
Особым видом приобретения гражданства является реинтеграция, означающая восстановление ранее утраченного гражданства, например в результате вступления в брак. Право многих стран предусматривает упрощенный порядок восстановления гражданства.
Оптация — это выбор гражданства из двух или более возможных или имеющихся. Она может иметь место не только при переходе территории, но и в иных случаях, например при вступлении женщины в брак с иностранцем, при достижении совершеннолетия лицами, которые приобрели два гражданства при рождении.
Утрата гражданства
В Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. Если закон государства предусматривает утрату гражданства вследствие какого-либо изменения в личном статусе, как-то: вступление в брак или его прекращение, узаконение, признание или усыновление, — такая утрата возможна только при условии приобретения другого гражданства
Конвенция допускает возможность утраты гражданства лицом, которое в течение 7 лет проживает за границей.
Конвенция 1961 г. закрепила общее правило, согласно которому государство не должно лишать лицо гражданства, если в результате этого оно становится лицом без гражданства.
Двойное гражданство.
Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.:
1. лицо, обладающее гражданством нескольких государств, рассматривается каждым из этих государств как обладающее только его гражданством
2. находящееся на территории государства, гражданином которого оно не является, лицо, обладающее несколькими гражданствами, рассматривается как имеющее только одно из них. Третье государство принимает во внимание гражданство того государства, в котором лицо постоянно проживает. Если это установить трудно, то признается гражданство государства, с которым лицо фактически наиболее связано.
Иностранцы.
Иностранец — лицо, не являющееся гражданином страны пребывания и обладающее гражданством другого государства.
Широкое распространение получил национальный режим, в силу которого иностранцы в принципе приравниваются в правах к местным гражданам, за некоторыми исключениями (н-р, отсутствие права на дипломатическую защиту со стороны государства пребывания и права участвовать в управлении делами государства, права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем иностранцы не несут некоторых обязанностей, лежащих только на гражданах, прежде всего это касается воинской обязанности).
Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, указала на недопустимость массовой высылки иностранцев, законно находящихся на территории страны.
Таким образом, существует два основных режима иностранцев: национальный и специальный.
Национальный – положение иностранных граждан равное с местными гражданами.
Специальный – предоставление дополнительных прав (привилегий) одним иностранным гражданам по сравнении с другими (н-р, упрощенный порядок перехода границы, безвизовый въезд). Такие привилегии предоставляются, когда заключается двусторонний договор между государствами.
Дипломатическая защита
Дипломатическая защита — дипломатическая процедура, с помощью которой государство защищает права своих граждан в случае их нарушения международно-противоправным деянием другого государства, в котором они не смогли добиться восстановления своих прав, исчерпав местные средства юридической защиты.
— Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.
— Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.
Право на дипломатическую защиту всегда рассматривалось как дискреционное право государства: государство по своему усмотрению решает вопрос об оказании защиты в конкретном случае. Т.е. права гражданина на дип.защиту международным правом не подтверждается.
Условия оказания дипломатической защиты:
— на территории государства причинен существенный ущерб законным интересам гражданина иностранного государства. Такой ущерб может быть причинен действиями органов самого государства либо частных лиц. В последнем случае право на защиту возникает, если местное государство не предприняло необходимых мер по восстановлению нарушенных прав;
— ущерб причинен противоправными действиями.
— иностранец предварительно использовал все доступные ему юридические средства защиты прав в соответствии с законами страны пребывания, включая судебные, исключение составляют случаи, когда очевидно, что использование местного права будет безрезультатным.
Задача по праву
Составьте схему прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадет в Европейский суд по правам человека. Чем вы можете объяснить столь длинную дистанцию? Почему гражданин не может непосредственно обратиться в Европейский суд по правам человека?
Ответ
Районный (городской) суд – Суд субъекта РФ – Верховный суд РФ – Европейский суд по правам человека.
Такой порядок прохождения жалобы обусловлен спецификой работы Европейского суда по правам человека, так его задачей является именно защита прав человека от незаконных притеснений внутригосударственным правом и действиями различных государственных органов, а не рассмотрение дел по существу. Поэтому только после прохождения всех внутригосударственных процедур защиты своего права, гражданин имеет право обратиться в Европейский суд по правам человека, так как вышестоящий суд может отменить или изменить решение нижестоящего суда, чем восстановить нарушенное право.
Заполните таблицу: «Стадии уголовного процесса”
Название стадии |
Содержание деятельности |
Участники |
Проверка поступившего сообщения |
||
Оформление постановления возбуждении уголовного дела |
||
Предварительное расследование |
||
.Судебное следствие |
Ответ
Название стадии |
Содержание деятельности |
Участники |
Проверка поступившего сообщения |
Истребование объяснений, справок, проведение ревизий, исследований |
Участковый, оперуполномоченный, дознаватель, следователь, помощник прокурора. |
Оформление постановления возбуждении уголовного дела |
Изучение материалов проверки, составление постановления |
Следователь, дознаватель, прокурор |
Предварительное расследование |
Проведение различных следственных действий и сбор доказательств |
Дознаватель, следователь, потерпевший, обвиняемый, защитник, свидетели и др. |
Судебное следствие |
Исследование собранных доказательств в суда |
Суд, прокурор, защитник обвиняемый, потерпевший, свидетели. |