Система права и система законодательства

Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные самостоятельные катего-рии, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой, как форма и содержание. Система права, по его содержанию – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общест-ва. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами являются: нормы права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны макси-мально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов. Актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Законодательство – форма существования, прежде всего, правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не простая совокупность таких актов, а дифференциро-ванная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее струк-турных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главными из которых являются предмет регулирования и интерес законодателя в рациональ-ном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление воз-можно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособит в законодательстве можно то, что обособляется в действительности. Строение зако-нодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная пот-ребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юриди-ческих норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельнос-ти. 1. Это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а пер-вичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юриди-ческие нормы отраслей права – это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может использоваться в разном наборе и в разном сочетании определенного нормативного акта. Поэтому отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права, и такое несовпадение двояко.

В одних случаях можно констатировать факт, когда отрасль прав есть, а отрасли законода-тельства нет (финансовое право). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал рассредоточен по различным правовым актам, нуждаю-щимся в унификации.

Не исключена обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (Воздушный кодекс РФ).

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодатель-ства (гражданское). Он наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права (хозяйственное).

2. Законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесе-ны к праву (указания на цели и мотивы издания актов).

3. В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования, поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы гос.жизни, выде-ляются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законода-тельства не является столь однородной, как отрасль права.

4. Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юри-дической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. Вертикальная же структура права – это его деление на нормы, отрасли, институты.

5. Если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя.

Понятие и структурные элементы системы права

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных элементов системы права выступают:

1) правовые институты;

2) отдельные юридические нормы;

3) отрасли права.

Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.

В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.

Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.

Отрасль права является крупным подразделением системы права.

Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, институтов и норм права.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.

На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя.

Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

Правовое отношение: понятие и признаки

Правовое отношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.

Правовые отношения имеют следующие признаки:

1) правоотношения возникают, изменяются, а также прекращаются лишь на основании правовых норм;

2) правовые отношения характеризуются взаимосвязью участников через корреспондирующие субъективные права и юридические обязанности;

3) для данных отношений обязательным является наличие сознательно-волевого характера;

4) правовые отношения охраняются государством;

5) индивидуализированность субъектов правоотношений;

6) наличие идеологического и общественного характера.

Виды правовых отношений, как правило, различаются:

1) по своему функциональному назначению;

2) своей непосредственной принадлежности к отраслям права;

3) субъектному составу;

4) характеру выполнения юридических обязанностей;

5) составу их участников;

6) длительности.

Так, по принадлежности к отраслям права можно выделить:

1) государственно-правовые отношения;

2) гражданско-правовые отношения;

3) уголовно-правовые отношения и др.

По своему функциональному назначению они делятся:

1) на регулятивные, которые выражаются в правомерном, положительном поведении субъектов правоотношений;

2) охранительные, которые возникают по причине неправомерного поведения субъектов правоотношений и направлены на охрану установленных законом прав и обязанностей участников правоотношений.

По субъектному составу правовые отношения делят:

1) на абсолютные, в которых точно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а все остальные – носители юридических обязанностей;

2) относительные, в которых точно и поименно определены все участники.

По характеру выполнения юридических обязанностей можно разделить правовые отношения:

1) на активные, а именно те, в которых обязанность состоит в исполнении активных действий;

2) пассивные, а именно те, в которых обязанность проявляется в воздержании от совершения некоторых деяний.

По длительности можно выделить:

1) кратковременные правовые отношения;

2) длительные правовые отношения.

Одним из наиболее простых и распространенных критериев является классификация правоотношений в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются. Но также широко распространена классификация правоотношений в зависимости от количества участвующих в них сторон и способа распределения между ними прав и обязанностей.

По данному критерию различают правоотношения:

1) односторонние;

2) двусторонние;

3) многосторонние.

Главная отличительная особенность односторонних правоотношений состоит в том, что каждая из двух участвующих в них сторон обладает по отношению к другой или только правом, или только обязанностью. Самым наглядным примером может служить договор дарения. Характерным признаком двустороннего правоотношения можно считать наличие у каждой из двух участвующих сторон взаимных прав и обязанностей.

Специфической особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон, а также наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении субъективному праву одной стороны будет соответствовать юридическая обязанность другой стороны. Примером можно считать любую гражданско-правовую сделку, в которой, помимо двух сторон, участвует посредник.

1. Понятие, основные признаки и структура системы права

Право является очень сложной целостной системой. В юридической литературе существуют два похожих понятия: «система права» и «правовая система», которые тем не менее не тождественны, и их следует различать. Правовая система – понятие более широкое, чем система права. Система права входит в правовую систему, является ключевым элементом в системе.

В отличие от правовой системы система права – правовая категория, которая означает внутреннее строение, внутреннюю структуру права любой страны. Она выражается через распределение и построение нормативного материала, с помощью которого ее различные блоки (части) предстают в единстве.

Система права – это объективно обусловленная системой общественных отношений внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, логически распределенных по отраслям, подотраслям и институтам. Можно сказать иначе: система права – это научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по группам – правовым институтам, сведенным в подотрасли, которые в свою очередь образуют отрасли – целостные нормативные образования.

Признаки (черты) системы права:

1. Обусловленность реально существующей системы общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, она существует объективно;

2. Органическая целостность, единство и взаимосвязь правовых норм, а не их случайный набор. Нормы права, из которых складывается система права, не могут функционировать изолированно. Они взаимно согласованны и целенаправленны;

3. Структурное многообразие. Это означает, что система права состоит из неодинаковых по содержанию и объему структурных элементов, которые логически объединяют, располагают нормативный материал в определенной функциональной направленности.

Исследования системы права следует начинать с предварительного решения вопроса о структурных элементах и критериях построения системы. Под структурой системы понимается единство элементного состава системы и взаимодействие составляющих ее элементов. Структура – это способ связи элементов в системе, обеспечивающих ее направленное функционирование и устойчивость (стабильность).

Структурные элементы системы права:

– нормы права;

– институты права;

– под отрасли права;

– отрасли права.

2. Понятие и виды отраслей права. Внутреннее строение отрасли права

Норма права — «кирпичик» системы права, первоначальный компонент, из которого состоят институты и отрасли права. Не может существовать норма права, которая не входила бы в состав определенного института и отрасли права. Более подробно данный вопрос освещался в предыдущей теме. Поэтому детально останавливаться на норме права не имеет смысла, и мы переходим к следующему элементу системы права.

Институт права – система относительно обособленных от других и связанных между собой правовых норм, регулирующих определенную группу (вид) однородных общественных отношений. Институты права – необходимое звено в целостной системе права. Как правило, каждая отрасль права имеет институты права как свое самостоятельное структурное подразделение. Например, отрасль конституционного права – «институт гражданства», «институт избирательного права». Отрасль гражданского права – институты «купли-продажи», «представительства», «наследования», «возмещения вреда», «дарения». Отрасль уголовного права – институты «необходимой обороны», «крайней необходимости», «задержание лица, явно совершившего общественное опасное деяние». Отрасль экологического права – институт права собственности на природные ресурсы и объекты, институт природопользования, институт правовой охраны природных ресурсов и окружающей среды. Главное назначение институтов права – в пределах своей группы однородных общественных отношений обеспечить цельное, относительно законченное регулирование.

Подотрасль права – система однородных предметно связанных институтов определенной отрасли права. Подотрасли есть у многих отраслей права. Например, гражданское право имеет подотрасли: право собственности, обязательственное право, наследственное право, авторское право и др.; финансовое право – банковское и налоговое право; экологическое – лесное, горное, водное.

Отрасль права – относительно самостоятельная совокупность юридических норм, которая регулирует качественно однородную сферу (род) общественных отношений специфическим методом правового регулирования.

Виды отраслей права. Ведущая отрасль права – конституционное (государственное) право – система принципов и норм конституции, которые закрепляют основы общественного и государственного строя, форму правления и государственного устройства, механизм осуществления государственной власти, правовое положение лиц. Через призму конституционного права можно воспринять правовой образ государства как целостного явления. Над конституционным правом как основной отраслью права надстроены: с одной стороны, административное и гражданское право – две профилирующие отрасли, которые воплощают в предмете и методе регулирования первичные начала публичного и частного права соответственно; с другой стороны, уголовное право – профилирующая отрасль, направленная главным образом на выполнение охранных задач.

Административное право – система правовых норм, регулирующих управленческие отношения в сфере осуществления исполнительной власти, распорядительной деятельности государственного аппарата, его взаимоотношений с другими государственными и негосударственными организациями и гражданами.
Гражданское право – система правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, которые заключаются между физическими и юридическими лицами как равноправными.

Уголовное право – система правовых норм, которые охраняют от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, все виды собственности и т.п., устанавливая меру уголовной ответственности за их совершение.

По субординации в правовом регулировании различают материальные и процессуальные отрасли права. Материальные отрасли права (материальное право) прямо регулирующее общественные отношения. К ним относятся конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное право.
Процессуальные отрасли права (процессуальное право) – определяют процедуру реализации материального права и являются производными от него.

Материальным отраслям права: административному, гражданскому, уголовному соответствуют процессуальные – административно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Административно-процессуальное право – система норм права, которая регулирует порядок осуществления и разбирательства административно-правовых дел, т.е. таких, которые складываются в сфере государственного управления. Гражданское процессуальное право – система норм права, регулирующая порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел, а также порядок исполнения судебных решений. Уголовно-процессуальное право – система норм права, которая регулирует порядок деятельности правоохранительных органов и судов в связи с раскрытием преступлений, расследованием уголовных дел, их рассмотрением в суде и вынесением приговора.

Процессуальные отрасли права имеют свой предмет регулирования, отличающийся от предмета регулирования материальных отраслей права. Им являются так называемые организационные отношения, которые формируются в результате деятельности уполномоченных субъектов, связанные с применением норм материального права. Эти организационные отношения представляют особый слой, по уровню не совпадающий с предметом регулирования материального права.

Нередко отрасли права в романе-германском типе правовых систем объединяют в такие два больших блока, как публичное и частное право.

3. Публичное и частное право

Публичное право – подсистема права, регулирующая государственные, межгосударственные и общественные отношения. Предмет регулирования публичного права: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций.

Признаки публичного права:

1) регулирует отношения между государственными органами либо между частными лицами и государством;

2) обеспечивает публичный интерес – акцентирует внимание на запретах, обязанностях людей перед государством;

3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права;

4) предполагает широкую сферу усмотрения;

5) содержит нормы общие и безличные, имеющие нормативно-ориентационное влияние;

6) характеризуется преобладанием директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;

7) использует новейшие технические приемы.

Отрасли права, которые входят в публичное право:

1) конституционное право;

2) административное право;

3) уголовное право;

4) финансовое право (включая бюджетное и налоговое);

5) административно-процессуальное право;

6) уголовно-процессуальное право;

7) международное публичное право;

8) международное гуманитарное право.

Частное право – это подсистема права, регулирующая имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с личностью их участников.

Предмет регулирования частного права: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т.д.

Признаки частного права:

1) регулирует отношения между частными лицами;

2) обеспечивает частный интерес: акцентирует внимание на экономической свободе, свободном самопроявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства;

3) обеспечивает свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;

4) предполагает широкое использование договорной формы регулирования;

5) содержит нормы, которые являются обращенными к субъективному праву и обеспечивающие судебную защиту;

6) характеризуется преобладанием диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность за свои обязанности и действия;

7) сохраняет классическую юридическую технику.

Отрасли права, которые входят в частное право:

1) гражданское право;

2) семейное право;

3) авторское право;

4) жилищное право;

5) трудовое право;

6) гражданско-процессуальное право;

7) международное частное право.

Критерии отнесения норм к частному или публичному праву:

1) интерес (публичный, государственный интерес – область публичного права, частный – область частного права);

2) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному – неимущественные отношения);

3) метод правового регулирования (в публичном праве – метод субординации, в частном – координации);

4) субъектный состав (публичное право регулирует отношения частных лиц с государством или между государственными органами, частное – частных лиц между собой).

4. Понятие и структура системы законодательства

Система законодательства – единый комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства.

В зависимости от специфики можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративную систему законодательства.

Отраслевая (горизонтальная) система законодательства обусловлена предметом правового регулирования, т.е. спецификой регулируемых отношений. В горизонтальной системе законодательства имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право – конституционное законодательство, уголовное право – уголовное законодательство и т.д.).

В основе вертикальной (иерархической) системы законодательства лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь подзаконные акты делятся в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства (нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством, органами местного самоуправления и др.).

Федеративная система законодательства определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов. Подразделяется на: а) федеральное законодательство (федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, акты центральных органов исполнительной власти); б) законодательство субъектов федерации (конституции республик, уставы краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов федерального значения, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты); в) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления (решения, постановления, распоряжения и т.д.).

5. Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов

Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность, связанная с упорядочением и совершенствованием законодательных и других нормативно-правовых актов, сведение их в единую внутреннюю согласованную систему.

Виды систематизации: учёт, кодификация, инкорпорация и консолидация.

Учет – простейший способ систематизации. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным. Организация учета включает в себя систему поиска необходимой правовой информации. Разновидностью учета является систематизация на электронных носителях (создание специализированных компьютерных баз данных). В них законодательные акты группируются по различным критериям, как правило, по предметно-хронологическому.

Инкорпорация – это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.

Различают инкорпорацию официальную и неофициальную. В первом случае издастся и утверждается соответствующим компетентным органом инкорпорационный сборник, который является официальным источником законодательства. Сборники неофициальной инкорпорации такого значения не имеют.

В зависимости от целей систематизации различают хронологическую и предметную инкорпорацию. В первом случае законодательные акты объединяются в соответствии с хронологией (датой издания). Предметная – объединение по тематической направленности, например сборники отраслевых нормативных актов.

Консолидация – способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов.

Кодификация – способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

В теории права различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы (например, Свод законов Российской империи 1832 г.); основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).

Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт – кодекс. Кодекс — это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов. Например, лесной кодекс, водный кодекс представляют собой совокупность норм, регулирующих специфические однородные отношения.

Выводы

Под системой права понимают исторически созданную, объективно обусловленную внутреннюю структуру права, которая заключается в единстве и согласованности юридических норм, сосредоточенных в относительно самостоятельных отраслях, подотраслях и институтах. То есть система права – это система всех действующих юридических норм определенного государства.
Структурными элементами системы права являются: норма права; институт права; подотрасль права; отрасль права. Не может существовать никакой юридической нормы, которая бы не входила в определенный институт и в определенную отрасль права. На формирование и развитие системы права оказывают влияние система источников, форма права, правовые идеи, принципы, политические цели и задачи. Поэтому в разных странах при одном типе государств могут сложиться разные системы права.

Правовая система общества – это система всех юридических явлений, существующих в определенном государстве или в группе однотипных государств.
В правовую систему входят: самые различные правовые акты; различные виды и проявления правосознания, правовой культуры; режим законности и правопорядка и их реформация (любое правомерное или не правомерное поведение).
Система законодательства – это система всех упорядоченных определенным образом нормативно-правовых актов определенного государства, прежде всего законов. В отличие от системы права система законодательства характеризует ее форму, внешнее выражение, то есть это внутренняя структура законодательства, состоящая из взаимосвязанных нормативно-правовых актов в той или иной сфере общественной жизни.

Добавить комментарий