Соотношение элементов формы государства

Лекция № 5. Формы государства

План учебного занятия:

  1. Соотношение сущности, содержания и формы государства.
  2. Соотношение типа и формы государства.
  3. Понятие и элементы форм государства.

а) Форма правления.

б) Форма государственного устройства.

в) Политический режим.

Актуальность темы:

После того, как раскрыты основные характеристики государства, сформулировано его понимание, определено его социальное назначение, определенные отличительные признаки государства от догосударственной организации общества – возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует государство. Только после изучения формы, т.е. устройства государства, можно утверждать, что сделан еще один шаг на пути постижения такого сложного социального института, каким и является государство.

Соотношение сущности, содержания и формы государства

Сущность государства – это то главное закономерное, определяющее в государстве. Главным в государстве является государственная власть. Вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Содержание государства – то общее, что присуще всем государствам (территория, население, власть).

Форма государства– это устройство государственной власти (кто и как правит в обществе). Отвечает на вопросы: на каких принципах и как территориально построена государственная власть (государственное устройство); как создаются высшие органы государства как они взаимодействуют между собой и населением (государственное правление); какими методами осуществляется государственная власть (политический режим).

Таким образом, мы говорим о том, что любое государство – есть единство его сущности, содержания и формы. Форма является как внутренним, так и внешним выражением содержания государства. Изменение сущности государства связано с новыми эпохами в истории. Изменение содержания и формы обусловлено этапами в развитии государства, которые и выделяются в эпохе.

Следует заметить, что вопрос о понятии формы государства является дискуссионным. Основное содержание дискуссии сводится к определению характера и числа элементов, составляющих форму государства. Мы будем придерживаться классического понятия формы государства.

Форма государства – это способ организации политической власти охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:

1. Особенности исторического развития государства

2. исторические традиции

3. различные политико-правовые идеи

4. национальный состав населения

5. внешние факторы (международное положение и т.д.)

6. соотношение социальных сил, политическая борьба и ее результаты.

государство правление режим

Сущность государства определяется социальным назначением, природой государства.

Любому государству как социальному институту присуща двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой — долговременные интересы всего населения. Таким образом, с одной стороны сущность государства обусловлена классовой природой, а с другой обще-социальной.

Рассмотрим классовую природу государства. Государственная власть для правящей элиты является мощным средством реализации и защиты своих собственных интересов, подчас через подавление всех остальных слоев населения. Последнее может осуществляться в форме прямого насилия или пропагандистского навязывания своей воли большинству населения через средства массовой информации (СМИ). Недаром сегодня всё чаще СМИ называют четвёртой властью.

В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный деспот с приближенными (С. Хусейн, М. Каддафи и др.). Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей элиты.

Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть, восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии. Франции, Германии. Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п.

Тем не менее установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Рассмотрим обще-социальную природу государства. Любому, особенно демократическому, государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения. Значение обще-социальной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль и, предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия является необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.

Следовательно, форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания.

Будучи главным управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все население, государство выполняет функцию управления наиболее важными сферами жизни общества, выражает общенациональные интересы. Государство является социальным арбитром, средством социального компромисса между правящими и управляемыми. Его задача — преодоление социальных противоречий, конфликтов, разногласий, учет и координация интересов различных групп населения.

Следовательно, государство призвано одновременно выполнять как сугубо классовые задачи, так и общие дела, вытекающие из природы всякого общества.

Одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение от классовой к общесоциальной природе государства.

Сущность государства обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее благо, которое призвано выразить и реализовать государство. Общее благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Общее благо, сформулированное и реализуемое на общемировом уровне, в масштабах человеческой цивилизации, определяется категорией «общечеловеческие ценности», которая сегодня в развитых государствах вышла на первое место.

Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует.

На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции. Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики — тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии — тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство. Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления. Но подробное объяснение этих взаимозависимостей выходит далеко за пределы нашей с вами подготовки.

Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства; соотношение целого и его части. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организованна территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение. Существуют 3 общепризнанные формы государственного управления:

1) Унитарная;

2) Федеративная;

3) Конфедеративная (промежуточная).

Унитарное государство – это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования. Например: это такие государства как Китай, Испания, Украина (Крымская автономная республика) и др.

Федеративное государство -характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т.е. федеральными органами гос-ой власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация – это союз нескольких государственных образований, основанный на договоре.

Конфедерация – представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, экономических и военных), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношения с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

2 основные формы правления:

1) Монархия

2) Республика

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота гос-ой власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной и во многом исполнительной власти.

При неограниченной (абсолютной) монархии – монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.

При ограниченной монархии высшая гос-ая власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земским Собором в Российской империи). К ограниченным относится монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – это форма правления, при которой:

1) гос-ая власть передается народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию и т.п.).

2) представительная власть сменяема, избирается на определенный срок.

3) Законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

(В республиках высшие органы гос-ой власти выборные (глава гос-ва – президент, парламент), которые избираются на определенный срок).

БИЛЕТ № 12

Форма государственного правления – это особенности организации государства, когда система высших органов государственной власти, ее взаимосвязь и формы взаимовлияния с другими государственными органами, партиями, организациями, и с населением. Так же учитывается возможное участие населения в их формировании, система образования, сроки и компетенция.
Основные формы правления – это монархия и республика.

Монархия

Это форма правления, когда вся власть (судебная, законодательная и исполнительная) находится в руках одного человека: царя, императора, короля, султана и пр.

Обычно при монархии власть передается по наследству. Каждая монархия предполагает законодательно закрепленную систему передачи власти.

Существуют государства, где монархи избираются. Но после получения всех полномочий, человек, пришедший к власти, удерживает ее до самой смерти. Причем монарх не отчитывается перед избирателями за свои действия и не несет юридической ответственности.

Характерные черты монархий

Виды монархий Основные черты
Абсолютная (неограниченная) монархия Все ветви власти – судебная, законодательная и исполнительная находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
Теократическая монархия Абсолютная светская сливается с абсолютной религиозной властью, и они находятся в руках одного человека. Переход власти от одного лица к другому происходит путем выбора наследника в узком кругу уполномоченных представителей, либо божественным знамением. В наши дни данный вид правления существует в Ватикане и Тибете.
Ограниченная монархия Власть монарха ограниченна Конституцией или иным высшим законом страны, либо власть распределена между монархом и другими органами государственной власти. Встречается ограниченная монархия двух видов: Конституционная и сословно – представительная.
Сословно – представительная монархия Власть принадлежит монарху. Но при представителе верховной власти активно функционирует совещательный орган из представителей определенных сословий, который в зависимости от личностных качеств правителя, может оказывать давление на принятие тех или иных решений. Наиболее яркими вариантами такого органа можно назвать Земский Собор в России и Кортесы в Испании.
Конституционная монархия Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на Дуалистическую и Парламентскую.
Дуалистическая монархия Монарх стоит во главе исполнительной власти, а так же может частично влиять на судебные решения и законотворчество. Обычно параллельно с монархией в государстве существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
Парламентская монархия Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (Парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Монарх при формировании данный ветвей имеет номинальное значение. Иногда, монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.
Дуалистическая монархия Монарх стоит во главе исполнительной власти, а так же может частично влиять на судебные решения и законотворчество. Обычно параллельно с монархией в государстве существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.

Республика

Форма правления, где все органы власти избираются народом, несут ответственность и представляют отчет о своей деятельности перед избирателями и несут юридическую ответственность за свои действия.

Все органы выбираются на определенный, четко закрепленный в действующем законодательстве государства срок.

Такая форма правления берет начало в Древней Греции, но в современном варианте начала возникать и распространяться в эпоху буржуазных революций, характерных для Европы в XVI-XVIII веках.

Виды республик

Президентская республика

Президент избран населением страны на определенный срок. Он определяет состав правительства, утверждает и при необходимости распускает его. В настоящее время такая форма правления существует в США, Эквадоре и т.д.

Парламентская республика

Правительство формируется парламентом и распускается им же. Правительство отчитывается и отвечает перед парламентом. Президент (премьер–министр и пр.) играет представительскую роль. Такая форма в наши дни характерна для Греции, Германии, Израиля, Италии и др.

Смешанная республика

Президент и парламент – это органы власти, избираемые населением страны и несущие перед ними ответственность. Состав правительства определяет Президент, парламент в свою очередь, должен его утвердить, либо отклонить. В результате правительство отчитывается как перед Президентом, так и перед парламентом. Так же оно может быть распущено по инициативе либо парламента, либо Президента.

Директория

Коллегиальная форма правления, при ней верховная власть принадлежит избранному гражданами органу из нескольких человек. В настоящее время ярким примером может служить Швейцария, где исполнительная власть сосредоточена в руках Федерального совета из 7 человек.

Помимо основных форм государственного правления, можно выделить еще несколько, которые либо существовали в определенный исторический период, либо существуют по сей день. Это монархия с республиканскими элементами, республика с монархическими элементами, теократическая республика (исламская республика).

Общая характеристика типов и форм государства

Замечание 1

Форма государства – это способ структурной организации государственной власти в стране, способы и методы ее осуществления, территориальное устройство, уровень развития демократии и культуры, формы правления и устройства, политический режим государства.

Тип государства – это комплекс основных черт, признаков, характерных для государств определенной общественно-экономической формации, по которым можно отличить одно государство от другого. Историческим типом государства выступает общественно-экономическая формация, тип общества (наиболее характерные признаки и черты), основанный на способе производства. Форма правления в государстве зависит от его типа. В государствах, которые не связанны экономическими связями обмена и вынуждены объединяться через сильную централизованную власть, естественной формой правления выступает монархия. Общества, основанные на рыночных отношениях между политически равными и свободными собственниками, характеризуются республиканской формой правления.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Соотношение типа и формы государства 460 руб.
  • Реферат Соотношение типа и формы государства 250 руб.
  • Контрольная работа Соотношение типа и формы государства 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Содержание государственной власти определяет тип государства, государство реализует политические и экономические интересы соответствующей нации, господствующего класса, социальной группы. В границах одного государства может произойти изменение его формы вследствие изменения классовой структуры общества, экономических основ государства, воздействия международных факторов и др.

Форма государства определена его историческим типом. Она зависит от ряда факторов:

  • соотношения классовых сил;
  • уровня экономического развития;
  • историко-национальных традиций, культурных ценностей;
  • международной обстановки;
  • климатических и географических особенностей и др.

В целом все многообразие факторов сводится к индивидуальности и конкретности объективных условий, в которых происходит управление обществом в разных странах. Так как каждое из отдельных государств развивается в конкретных специфичных условиях, оно обладает специфическими политическими формами.

Соотношение типа и формы государства

Государство каждого типа может быть облачено в различные формы. Разные формы государства могут проявляться в рамках одного исторического типа. Тип и форма соотносятся, как содержание и форма, где главная роль принадлежит содержанию (типу государства).

Соотношение исторических типов и форм государства:

  • рабовладельческий тип – монархии (деспотичные (Вавилон, Египет, Индия, Китай, Ассирия, Римская империя), базирующиеся на азиатском способе производства, предоставляющим почти неограниченную власть монарха, его обожествление и античные (Древний Рим I в. до н.э. — V в. н.э.), начальный период становления, когда наряду с монархическими действовали республиканские институты, на более поздних этапах развития монарх опирался главным образом на военную бюрократию); аристократические и демократические республики (Римская республика (VI — I вв. до н.э.) и Афинское государство соответственно);
  • феодальный тип – раннефеодальная монархия (слабость центральной власти, наличие большого количества самостоятельных княжеств), монархия времен феодальной раздробленности, сословно-представительная (власть монарха ограничивалась определенным сословно-территориальным представительством, Англия – парламентом, Франция – Генеральными штатами, Россия — земскими соборами) и абсолютная (усиление власти монарха, вся судебная, законодательная исполнительная власть сосредоточены в руках монарха, ослабление, ли полная утрата значения сословно-представительных органов) монархии; городские республики (Генуя, Венеция, Флоренция, Псков, Новгород и др.) — высшими органами власти выступают городские советы, в состав которых входят в основном одни представители из городской знати, в отдельных республиках действовали вече (собрания свободных горожан, решающих вопросы жизни города-республики), функционировали Советы феодальной аристократии;
  • буржуазный тип – демократические (президентские, парламентские, смешанные) республики и конституционные, или ограниченные монархии;
  • социалистический тип – Парижская Коммуна, республики народной демократии, советские республики.

Рабовладельческие республики обладали рядом особенностей В аристократической Римской республике формально органами государственной власти выступали народные собрания, но они не имели права законодательной инициативы, могли только принимать (отклонять) предложения магистратов – специальных должностных лиц. Решения народных собраний утверждал Сенат. В афинской демократической республике высшим органом государственной власти выступало Народное собрание. Которое принимало законы, решало вопросы мира и войны, выступало в качестве судебной инстанции. Высшим органом управления являлся Совет пятисот, который избирался на один год демократическим путем.

Иногда государство определенного типа имеет характерные только для него формы. Сословно-представительная монархия может встретиться только в феодальном государстве на определенном этапе его развития, демократическая республика и парламентская монархия характерны только для буржуазного типа государства.

Государства не могут быть воплощены в любые формы, включая формы, противоречащие их содержанию и экономической сфере. Рабовладельческое государство никогда не сможет существовать в форме демократической республики или ограниченной монархии.

Не существует четкого разграничения между типом и формой государства. В пределах государства одного типа можно встретить разные формы деятельности и организации государственной власти. В тоже время, государства разного типа могут быть обличены в одну фору. Специфика конкретной формы государства какого-либо исторического периода обусловлено особенностями государственной жизни, степенью зрелости общества, целями и задачами государства.

Добавить комментарий