Субъекты административной юрисдикции

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Общепринятый термин «административная юрисдикция» можно сформулировать следующим образом: «это рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятия решений по ним в установленный срок»

Субъект административной юрисдикции- это определенное нормативным правовым актом лицо, наделенной полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и принятию решений по ним в установленных порядке и формах

круг субъектов административной юрисдикции:

· компетентные органы и должностные лица, наделенные правом издавать властные акты, составлять правовые документы определяющие последствия применения административных санкций — с одной стороны;

· государственные органы и их должностные лица, общественные организации и их представители, граждане — с другой стороны.

В настоящее время в России сложились и закреплены законом следующие виды административно-юрисдикционных органов:

· судьи (судьи районных судов, судьи арбитражных судов, судьи военных судов и мировые судьи);

· комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят из нечетного количества членов комиссии (один из которых председатель) и секретаря;

· коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии, комиссии по борьбе с пьянством);

Коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии) создаются по решению органов местного самоуправления для рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законами соответствующего субъекта Российской Федерации.

· органы внутренних дел, государственные инспекции и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательными актами.

Классификация субъектов административной юрисдикции:

1. По способу принятия решения:

а) Коллегиальные (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних);

б) индивидуальные (руководители контрольно-надзорных органов, другие уполномоченные лица);

3. По компетенции рассмотрения дел:

а) общей компетенции (судья);

б) специальной компетенции (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);

в) отраслевой компетенции (должностные лица государственной противопожарной службы);

4. По порядку образования:

а) выбираемые (административные комиссии);

б) назначаемые (должностные лица контрольно-надзорных органов).

Вторую группу субъектов административной юрисдикциисоставляют лица, привлекаемые к административной ответственности.

К этой группе относятся социальные организации, имеющие статус юридического лица, а также физические лица, обладающие административной деликтоспособностью, которые совершили административное правонарушение.

Третья группа субъектов административной юрисдикциивключает в себя иных участников административных правоотношений, складывающихся по поводу привлечения физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

В указанную группу входят представители лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетели, понятые, эксперты, специалисты, адвокаты, привлекаемые по делу об административном правонарушении.

Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушений

Участники производства по делу.

1) Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу (правонарушитель).

Он имеет право:

1) знакомится с обстоятельствами дела

2) представлять свои материалы по данному делу

3) заявлять на кассацию и ходатайство

4) пользоваться юр консультациями и юр литературой

2) Потерпевший — физ или юр лицо, которому админ правонарушением причинён

физический, моральный или имущественный вред.

Потерпевший имеет те же права, что и правонарушитель.

3) Законные представители физ лица. Ими являются родители, усыновители, опекуны или попечители, что должно быть утверждено соответствующими документами.

4) Законные представители юр лица — защиту законных прав и интересов юр лица, осуществляют его законные представители, иные лица, признанные в соответствии с законом или учредительными документами органом юр лица. Их полномочия подтверждаются документами.

5) Защитники представителя.

Правонарушитель может участвовать в защите, а у потерпевшего защиту предоставляет представитель, но у каждого из них может быть адвокат.

Свидетель.

В качестве свидетеля по делу может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться на рассмотрение дела и ответить на поставленные вопросы.

Свидетель вправе:

1) не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников

2) вправе дать показания на своём родном языке

3) если в качестве свидетеля выступает гражданин до 14 лет, то обязательно присутствие при допросе психолога либо педагога, либо родителей.

Понятой.

В качестве понятого может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.

Специалист

совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружение, закрепление, и изъятию доказательств, а так же в применении технических средств.

Эксперт

совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в технике, искусстве и т.д., достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Переводчик.

совершеннолетние лицо, владеющие языками и навыками судоперевода

Прокурор

Может выносить протест и знакомится с материалами дела. Обязательно присутствуют при рассмотрении дел несовершеннолетних.



1. Коллегиальные органы административной юрисдикции, порядок их образования, состав, компетенция.

Коллегиальные органы административной юрисдикции определяются как предусмотренные нормами административно-деликтного права органы, в которых дела об административных правонарушениях рассматриваются и разрешаются коллегиально, на заседаниях членов этих органов посредством голосования с принятием соответствующих процессуальных актов большинством голосов.

Организация и деятельность одного из наиболее устойчивых звеньев в системе коллегиальных органов административной юрисдикции — административных комиссий: современный период связан с вступлением в силу 1 июля 2002 г. КоАП РФ, исключившего административные комиссии из федеральной подсистемы субъектов административной юрисдикции. Административные комиссии могут создаваться только в соответствии с законами субъектов РФ и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных лишь региональным законодательством.

Административные комиссии являются единственными юрисдикционными органами, специально образуемыми для рассмотрения всех категорий дел об административных правонарушениях, за исключением отнесенных законодательством к компетенции других органов (должностных лиц). В состав комиссий входят председатель, его заместитель, ответственный секретарь, а также члены комиссии.
В настоящее время порядок образования и деятельности административных комиссий регулируется правовыми актами субъектов РФ. Например, в соответствии с Уставом г. Москвы организация деятельности районной административной комиссии относится к полномочиям районной управы.
Сельские и поселковые административные комиссии, а в некоторых субъектах РФ — районные и городские комиссии создаются и функционируют на основе уставов муниципальных образований и в соответствии с законами субъектов Федерации.

Далее рассмотрим вопросы организации и компетенции других коллегиальных органов административной юрисдикции. Это местные представительные и исполнительные органы государственной власти общей компетенции.

Одним из наиболее значительных коллегиальных органов, на которые возлагались задачи по защите прав несовершеннолетних, борьбе с беспризорностью и безнадзорностью детей и подростков, применению к ним мер воспитательного и административного воздействия, были и остаются комиссии по делам несовершеннолетних. Так же, как и административные комиссии, они являются универсальным по характеру рассматриваемых дел органом, но специализирующимся по субъекту административной ответственности.

Правовое положение районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется Положением об этих комиссиях, утвержденным в 1967 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и Указом Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 6 сентября 1993 года. Эти комиссии создаются при соответствующих органах местного самоуправления во всех субъектах РФ. Возглавляет эту систему Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ.

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, освобожденный секретарь, а при необходимости вводится штатная должность инспектора по работе с детьми. Кроме того, в состав комиссии входят депутаты представительных органов государственной власти или самоуправления, работники органов образования, здравоохранения, сотрудники органов внутренних дел, других учреждений, представители общественности.
Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Кроме того, комиссии рассматривают дела о правонарушениях подростков, отнесенные к компетенции других юрисдикционных органов (должностных лиц) в случае передачи этих дел на рассмотрение соответствующих комиссий.

Виды коллегиальных органов административной юрисдикции по законодательству субъектов Российской Федерации. Рассматривается классификация коллегиальных органов административной юрисдикции, создаваемых в субъектах РФ, и подходы к нормативно-правовому регулированию их деятельности.

Кодекс об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела этой категории:
1) судьи (мировые судьи);
2) коллегиальные юрисдикционные органы при районных, городских, районных в городах исполнительных органах, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы в соответствии с их полномочиями, задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Законодатель при разработке нового КоАП РФ не включил административные комиссии и иные коллегиальные органы (за исключением комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав) в перечень органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ. Правовое регулирование формирования, организации деятельности и предметной компетенции указанных органов в полном объёме осуществляется органами власти субъектов РФ. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав формируются в соответствии с федеральным законодательством, а также законодательством субъектов РФ. Тем самым, правовое регулирование их организации и деятельности является предметом совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, в то время как регулирование правового статуса административных комиссий и иных коллегиальных органов административной юрисдикции — предмет исключительного ведения субъектов РФ.

Формирование и состав коллегиальных органов административной юрисдикции происходит согласно законодательству субъектов Российской Федерации. Подходы к порядку формирования и комплектования состава административных комиссий различны. При изучении законодательства субъектов Российской Федерации можно выделить следующие варианты формирования коллегиальных органов административной юрисдикции.

1. Коллегиальные органы административной юрисдикции создаются при исполнительных органах государственной власти субъектов РФ либо формируются как самостоятельные государственные органы. Все коллегиальные органы административной юрисдикции, обозначаемые в п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ как «иные» формируются в качестве государственных органов.

2. Коллегиальные органы административной юрисдикции создаются как при органах государственной власти, так и при органах местного самоуправления.

3. Коллегиальные органы административной юрисдикции создаются при исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления. В рамках этого подхода также существует многообразие вариантов формирования административных комиссий. Они могут создаваться как представительными, так и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, главой муниципального образования либо при совместном участии указанных органов в различных вариациях, т.е. административные комиссии муниципальных образований являются органами местного самоуправления.

Суды различных инстанций и органы прокуратуры на сегодняшний день однозначно определились, что муниципальные административные комиссии осуществляют государственные полномочия по применению законодательства об административных правонарушениях.

Муниципальные административные комиссии могут наделяться отдельными государственными полномочиями только с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, а реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Приемлемый подход к формированию состава муниципальных административных комиссий заключается в том, что членом административной комиссии может быть назначен только муниципальный служащий, проходящий службу в органах местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа.

Самостоятельную и самую многочисленную группу органов отраслевой административной юрисдикции составляют предусмотренные гл. 23 КоАП органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы исполнительной власти (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
К юрисдикционным относятся органы внутренних дел; органы различных видов транспорта (железнодорожного, морского, речного, воздушного, пассажирского, автомобильного и электротранспорта); органы, осуществляющие государственный надзор (ветеринарный, пожарный, санитарный, горный и промышленный, ядерной и радиационной безопасности и др.); органы налоговой службы; органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; городские (районные) военные комиссариаты и т.д.
Полномочия должностных лиц.

Характеризуя различные виды органов административной юрисдикции, необходимо иметь в виду, что все юрисдикционные функции от имени этих органов выполняют соответствующие должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, предусмотренные Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ, в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей.
Перечень должностных лиц, которые от имени юрисдикционных органов рассматривают дела об административных правонарушениях, устанавливается названным Кодексом, нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

1) руководители и заместители руководителя соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений;

2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

В КоАП РФ существенно расширилась компетенция судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях по сравнению с тем, что было в ранее действовавшем КоАП РСФСР. Помимо того, что из восьми видов административных наказаний, установленных новым Кодексом, пять находятся в исключительной юрисдикции судей, а административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства также в подавляющем большинстве случаев может быть назначено лишь судьей, значительно возросло и количество самих составов правонарушений, подведомственных судьям.

Все это во многом обусловило и появление новых субъектов судебной административной юрисдикции. Если, согласно КоАП РСФСР, дела об административных правонарушениях рассматривались районными (городскими) судами (за исключением одного состава, входившего в компетенцию судей общих и военных судов), то КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи, судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов (в соответствии с их компетенцией, определенной ст. 23.1 КоАП РФ).

При этом следует отметить, что в компетенцию судей арбитражных судов входит рассмотрение определенных ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями административных правонарушений: в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ), а также связанных с неисполнением банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10 КоАП РФ), нарушением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушением требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (ст. 19.19 КоАП РФ).

Другие дела об административных правонарушениях, входящие в компетенцию судей, если производство по ним осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, рассматриваются судьями районных судов. Дела об административных правонарушениях, которые совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, подведомственны судьям гарнизонных военных судов. По всем остальным делам об административных правонарушениях, входящим в компетенцию судей, решения принимают мировые судьи.

Из числа федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, рассмотрим органы внутренних дел. Дело в том, что из всех субъектов системы исполнительной власти, наделенных КоАП РФ административной юрисдикцией, милиция является самой многофункциональной службой и выполняет наибольший объем административно-юрисдикционных полномочий. Согласно имеющейся официальной статистике и с учетом оценок специалистов по тем правонарушениям, в отношении которых достоверной статистики нет, милицией ежегодно привлекается к административной ответственности от 70 до 80 млн. человек, что составляет не менее 70% всех физических лиц, привлекаемых в стране к административной ответственности.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, от имени органов, указанных в ст. 22.1 КоАП, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если Кодексом или законом субъекта РФ не установлено иное.
Объем (содержание) полномочий должностных лиц характеризуется видами и размером административных наказаний, которые они могут применять к правонарушителям. Так, административный арест и конфискацию могут применять только судьи, а начальник органа внутренних дел, например, за мелкое хулиганство вправе лишь наложить административный штраф; размер штрафных санкций, налагаемых на правонарушителей, зависит от должностного положения лица, рассматривающего дела об административном правонарушении. Максимальные размеры штрафных санкций назначают руководители юрисдикционных органов. С должностным положением правоприменителя может быть связан и вид административного наказания, налагаемого на правонарушителя. Так, начальник Главного управления Государственной инспекции по маломерным судам РФ, его заместители, начальники таких инспекций субъектов РФ и начальники бассейновых инспекций и их заместители вправе лишить нарушителя правил плавания на внутренних водных путях (судоводителя) права управления маломерным судном, а государственные инспекторы по маломерным судам могут применить административное наказание только в виде предупреждения или штрафа.

Административная юрисдикция определяется как установленная нормами административного права совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц разрешать во внесудебном порядке споры в административно-правовой сфере и привлекать лиц к юридической ответственности.

Субъекты административной юрисдикции — органы (должностные лица), уполномоченные от имени государства или с санкции государства совершать односторонние юридически властные действия по привлечению к административной ответственности.

В настоящее время в России сложились и закреплены законом следующие виды административно-юрисдикционных органов:

1. судьи (судьи районных судов, судьи арбитражных судов, судьи военных судов и мировые судьи);

2. комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят из нечетного количества членов комиссии (один из которых председатель) и секретаря;

3. коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии, комиссии по борьбе с пьянством);

— создаются по решению органов местного самоуправления для рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Формирование комиссии и ее деятельность осуществляется на основании Положения, утвержденного соответствующим органом власти.

4. органы внутренних дел, государственные инспекции и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательными актами.

Органы внутренних дел (полиция) которые включают в себя и специфический субъект Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Данные органы действуют на основании Закона РФ «О полиции», соответствующих положений, утвержденных Указами Президента России.

Другие государственные инспекции и надзорные органы. Эти органы действуют на основании Положений, утвержденных в соответствии с их административно-правовым статусом в системе органов исполнительной власти.

Классификация субъектов административной юрисдикции:

1. По способу принятия решения:

а) Коллегиальные (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних);

б) индивидуальные (руководители контрольно-надзорных органов, другие уполномоченные лица);

2. По характеру рассмотрения дел:

а) первой инстанции (вышестоящий орган или должностное лицо);

б) второй инстанции (вышестоящий суд);

в) первой и второй инстанции (судья);

3. По компетенции рассмотрения дел:

а) общей компетенции (судья);

б) специальной компетенции (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);

в) отраслевой компетенции (должностные лица государственной противопожарной службы);

4. По порядку образования:

а) выбираемые (административные комиссии);

б) назначаемые (должностные лица контрольно-надзорных органов).

Субъектами административного процесса признаются органы, организации и лица, выступающие по закону в качестве носителей процессуальных прав и обязанностей. В круг субъектов административного процесса законодательство включает: граждан, государственные органы и их представителей, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции (в т.ч. судьи), государственные предприятия и учреждения, организации и их структурные подразделения, иные государственные органы и их должностные лица, общественные организации с их органами и полномочными представителями.

Множественность органов административной юрисдикции не единственный признак рассматриваемой системы. Другая ее особенность — их неоднородность.

Исходя из этого, можно определить круг субъектов административной юрисдикции:

компетентные органы и должностные лица, наделенные правом издавать властные акты, составлять правовые документы определяющие последствия применения административных санкций — с одной стороны;

государственные органы и их должностные лица, общественные организации и их представители, граждане — с другой стороны.

В настоящее время в России сложились и закреплены законом следующие виды административно-юрисдикционных органов:

судьи (судьи районных судов, судьи арбитражных судов, судьи военных судов и мировые судьи);

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят из нечетного количества членов комиссии (один из которых председатель) и секретаря;

коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии, комиссии по борьбе с пьянством);

Коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии) создаются по решению органов местного самоуправления для рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Формирование комиссии и ее деятельность осуществляется на основании Положения, утвержденного соответствующим органом власти. Также в некоторых субъектах Федерации созданы отделения административных комиссий, образуемые при администрациях в отдельных населенных пунктах муниципальных образований или части их территорий. Такие отделения создаются в территориальных муниципальных образованиях, где удаленность некоторых населенных пунктов от центра велика и в связи с этим работа комиссии становится затруднительной.

органы внутренних дел, государственные инспекции и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательными актами.

Органы внутренних дел (милиция) которые включают в себя и специфический субъект Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Данные органы действуют на основании Закона РФ «О милиции», соответствующих положений, утвержденных Указами Президента России.

Другие государственные инспекции и надзорные органы. Эти органы действуют на основании Положений, утвержденных в соответствии с их административно-правовым статусом в системе органов исполнительной власти. Более подробно об этих органах при рассмотрении вопроса о подведомственности.

Классификация субъектов административной юрисдикции:

1. По способу принятия решения:

а) Коллегиальные (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних);

б) индивидуальные (руководители контрольно-надзорных органов, другие уполномоченные лица);

2. По характеру рассмотрения дел:

а) первой инстанции (вышестоящий орган или должностное лицо);

б) второй инстанции (вышестоящий суд);

в) первой и второй инстанции (судья);

3. По компетенции рассмотрения дел:

а) общей компетенции (судья);

б) специальной компетенции (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);

в) отраслевой компетенции (должностные лица государственной противопожарной службы);

4. По порядку образования:

а) выбираемые (административные комиссии);

б) назначаемые (должностные лица контрольно-надзорных органов).

Понятие и принципы административной юрисдикции. Административно-юрисдикционные производства.

Административная юрисдикция —это процессуальная деятельность судей, уполномоченных ОИВ и их должностных лиц по рассмотрению и разрешения адм.-правовых споров, правовой оценке поведения их участников и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юр.ответственности.

Причины возникновения административно-правовых споров:

— претензии участников адм.-правовых отношений — граждан (организаций) к органу власти и управления по поводу издания правового акта, который затрагивает их права и интересы;

— инициатива субъекта адм.юрисдикции (при возбуждении дела о привлечении гражданина к адм.ответственности);

— инициатива специальных правоохранительных органов (например, при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнительных органов).

Адм.-процессуальная деятельность базируется на следующих принципах:

1) принципе законности; 2) принципе компетентности; 3) принципе процессуального равенства сторон адм. юрисдикционного процесса; 4) принципе соблюдения интересов государства и личности; 5)принципе доступности и гласности адм.производства для всех его участников; 6) принципе состязательности при осуществлении адм.производства.

Формой выражения адм.юрисдикции является адм.производство. Адм.производство представляет собой нормативно урегулированный вид деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению административных дел.

Существуют следующие виды адм-юрисдикционных производств:

— производство по делам об адм.правонарушениях;

— производство по применению адм.-предупредительных мер и мер адм.пресечения;

— исполнительное производство;

— дисциплинарное производство по нормам адм.-ного и адм.-процессуального права;

— производство по жалобам граждан;

— согласительное производство — это разрешение адм.-правовых споров между субъектом РФ и федеральной властью, между субъектами РФ, между органами отраслевого и территориального управления РФ, между органами отраслевого и территориального управления субъектов РФ (основа в ст.85 Конституции РФ).

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Статьи 22.1 и 23.1 КоАП РФ об адм.правонарушениях устанавливают, что дела об адм.правонарушениях рассматриваются судьями (мировыми судьями), включая судей военных судов, арбитражных судов, только единолично. Наряду с судьями рассмотрение дел об адм.правонарушениях могут осуществлять уполномоченные на это органы (например, органы внутренних дел) и должностные лица. Однако судьи наделены наиболее широкими полномочиями, связанными с применением мер адм.наказания за адм. правонарушения по сравнению с другими органами и должностными лицами.

Роль судьи как субъекта адм.юрисдикции заключается в том, что только он может рассматривать значительный перечень дел об адм.правонарушениях, т.к. они в силу своей сложности и высокого уровня общественной опасности отнесены только к подведомственности лица, наделенного особой, судебной властью.

Перечень дел об адм.правонарушениях, рассмотрение которых является прерогативой судьи, приведен в ч. 1 ст. 23.1 КоАп РФ (например, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст.6.8); создание юр.лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей (ст.6.19); незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ст.16.1); воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (ст.17.2.1); невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об адм.правонарушении (ст. 17.7); разглашение сведений о мерах безопасности (ст 17.13); нарушение режима Государственной границы РФ (ст 18.1); нарушение правового режима контртеррористической операции (ст. 20.27); производство и распространение экстремистских материалов (ст.20.29).

Ряд дел об адм.правонарушениях отнесен к подсудности судьи с учетом санкций статей, предусматривающих возможность применения к правонарушителю таких наказаний, которые может назначать только судья. К числу таких наказаний относятся: дисквалификация; лишение специального права, предоставленного физ.лицу; адм.приостановление деятельности; адм.арест; возмездное изъятие орудия совершения или предмета адм. правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета адм.правонарушения; адм.выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

К ведению судьи Кодекс относит деяние, предусмотренное ее частью второй — «Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение».

Судьи районных судов рассматривают дела об адм.правонарушениях, указанных в ст. 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ). Установив, что адм.расследование фактически не проводилось, судья районного суда при подготовке дела к рассмотрению принимает решение о его передаче мировому судье. Судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье и в случае проведения адм.расследования по делу об адм.правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП.

Судьи гарнизонных военных судов рассматривают дела обо всех правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, если они совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы (абз. I ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об адм.правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.

Добавить комментарий