Субъекты дисциплинарной ответственности

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только физические лица. При этом у данных физических лиц с субъектом применения дисциплинарных взысканий должны быть отношения подчиненности. Поскольку отношения подчиненности возможны только в рамках трудовой или служебной деятельности, то логично предположить, что субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только лица, являющиеся членами какого-либо административного коллектива (имеются лишь некоторые исключения, допускающие дисциплинарную ответственность без отношений подчиненности. Например, наложение дисциплинарных взысканий комендантом студенческого общежития на студентов, проживающих в общежитии). Возрастные ограничения субъектов дисциплинарной ответственности определяются возрастными ограничениями, предъявляемыми к членам того административного коллектива, в рамках которого они привлекаются к дисциплинарной ответственности. Представляется, что аналогичным способом опосредуются и требования к установлению вменяемости правонарушителя.

Дисциплинарные взыскания

Дисциплинарные взыскания могут быть установлены только нормативными актами. Эти нормативные акты не обязательно должны иметь силу закона, они могут иметь и силу подзаконных актов (Дисциплинарный Устав ВС РФ, утвержденный Указом Президента РФ, и т. д.). Для различных категорий граждан могут быть предусмотрены различные меры дисциплинарного принуждения.

статья 192 Трудового кодекса РФ предусматривает три вида дисциплинарных взысканий для всех работающих и служащих:

1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (перечень исчерпывающий).

Для тех государственных служащих, которые охватываются Законом РФ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г., помимо указанных Трудовым кодексом предусмотрено еще два (ст. 14): строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии.

Для такой разновидности государственных служащих, как сотрудники органов внутренних дел, ст. 38 Положения о службе в ОВД РФ от 23.12.92 г. № 4202-1 предусматривает, кроме пяти имеющихся, еще пять видов дисциплинарных взысканий: понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из ОВД. В учебных заведениях МВД РФ, кроме того, – назначение вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения (перечень исчерпывающий). По такому же принципу построена система дисциплинарных взысканий и у членов других административных коллективов.

Применение мер дисциплинарного принуждения, не закрепленных соответствующими нормативными актами, не допускается.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Порядок наложения дисциплинарных взысканий устанавливается законами и подзаконными актами в зависимости от категорий лиц, к которым они применяются. Поэтому рассмотрим основные, характерные почти для всех привлекаемых к дисциплинарной ответственности требования к порядку наложения дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные взыскания могут быть наложены с учетом соблюдения ряда процессуальных требований:

– они налагаются только уполномоченными на то органами либо должностными лицами;

– до наложения взыскания требуются письменные объяснения нарушителя;

– они должны быть наложены не позднее 10 суток с момента, когда соответствующему начальнику стало известно о факте совершения проступка, а в случае проведения служебной проверки, – не позднее одного месяца с момента окончания проверки;

– за один проступок может быть наложено лишь одно взыскание;

– взыскания не могут быть наложены по истечении шести месяцев с момента совершения проступка;

– факт наложения взыскания может быть обжалован в установленном порядке и т. д.

Глава 2. Материальная ответственность по административному праву

Понятие, основания и содержание материальной ответственности по административному праву

Наиболее распространенной является материальная ответственность по гражданскому и трудовому праву. Сравнительно недавно ученые стали вести речь и о материальной ответственности по административному праву.

Материальная ответственность по административному праву также является разновидностью юридической ответственности со всеми присущими ей чертами (наступает за противоправное, виновное, наказуемое деяние и заключается в применении мер государственного принуждения).

Отличие материальной ответственности по административному праву от материальной ответственности по гражданскому праву состоит именно в порядке ее осуществления. К материальной ответственности по административному праву лицо привлекается в административном (внесудебном) порядке и этот вид ответственности реализуется в рамках исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления.

Материальную ответственность по административному праву следует отличать от административной ответственности в виде штрафа. Сходство заключается в материальном характере применяемых в их процессе мер государственного принуждения. Основной отличительной особенностью является то обстоятельство, что материальная ответственность по административному праву всегда заключается во взыскании причиненного материального ущерба. Привлечение к административной ответственности непосредственно от наличия или отсутствия материального ущерба не зависит.

Материальная ответственность по административному праву может быть:

– ограниченной (взыскивается часть ущерба);

– полной (ущерб взыскивается полностью);

– повышенной (ущерб взыскивается в 2-х – 10-кратном размере, но только в случаях и в порядке, установленных нормативными актами).

Для лиц, привлекающихся к материальной ответственности по второму основанию, предусмотрена полная или ограниченная материальная ответственность (ущерб, причиненный административным правонарушением, взыскивается полностью или частично).

В административном праве выделяются два основания наступления материальной ответственности.

В первом случае материальная ответственность по административному праву может наступить при наличии следующих условий:

– причинен прямой, реальный, материальный ущерб государству;

– ущерб причинен при исполнении служебных обязанностей;

– ущерб причинен противоправным, виновным деянием;

– существует причинная связь между деянием и причиненным ущербом.

Субъектами данного вида юридической ответственности на сегодняшний день могут быть лишь отдельные категории государственных служащих, например, военнослужащие и приравненные к ним лица (сотрудники ОВД, налоговой полиции и т. д. при условии, что в нормативных актах, регламентирующих их службу, предусматривается возможность применения данного вида юридической ответственности).

Содержание материальной ответственности по административному праву в этом случае заключается в возложении обязанности возместить ущерб, причиненный государству в результате противоправного, виновного действия (либо бездействия), которое совершено при исполнении лицом своих служебных обязанностей. При этом размер взыскиваемой суммы не может превышать размера двух средних месячных заработков правонарушителя.

Так, согласно ст. 8 Закона РФ «О материальной ответственности военнослужащих» № 161 ФЗ возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Другим основанием материальной ответственности по административному праву является причинение материального ущерба в результате совершения административного правонарушения.

Содержание данной разновидности материальной ответственности по административному праву заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить причиненный имущественный ущерб (ст. 4.7 КоАП РФ).

Так, наложение штрафа на организацию за административное правонарушение в области экологии является административной ответственностью, а возложение на нее обязанности возмещения дополнительных расходов лечебных учреждений на оказание помощи больным – материальной ответственностью по административному праву.

Примером может служить возложение на хулигана обязанности возместить причиненный в ходе беспричинного приставания к потерпевшему материальный ущерб.

Субъектами данного вида материальной ответственности по административному праву являются физические и юридические лица, привлеченные к административной ответственности за правонарушение, которым причинен имущественный ущерб.

При рассмотрении материальной ответственности по административному праву следует отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Взыскание причиненного имущественного ущерба является мерой государственного принуждения материального характера, заключающейся в лишении субъектов прав на свое имущество. Лишение имущества в административном, а не в судебном порядке противоречит названной норме Конституции. Следовательно, логично предположить предстоящее «отмирание» материальной ответственности по административному праву как вида юридической ответственности.

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только физические лица. При этом у данных физических лиц с субъектом применения дисциплинарных взысканий должны быть отношения подчиненности. Поскольку отношения подчиненности возможны только в рамках трудовой или служебной деятельности, то логично предположить, что субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только лица, являющиеся членами какого-либо административного коллектива (имеются лишь некоторые исключения, допускающие дисциплинарную ответственность без отношений подчиненности. Например, наложение дисциплинарных взысканий комендантом студенческого общежития на студентов, проживающих в общежитии). Возрастные ограничения субъектов дисциплинарной ответственности определяются возрастными ограничениями, предъявляемыми к членам того административного коллектива, в рамках которого они привлекаются к дисциплинарной ответственности. Представляется, что аналогичным способом опосредуются и требования к установлению вменяемости правонарушителя.

1. Дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка (воинские дисциплинарные проступки). Юридический институт дисциплинарной ответственности военнослужащих предусмотрен ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих», но регламентация применения этого вида ответственности содержится в ДУ ВС РФ. При этом необходимо иметь в виду, что положения данного Устава распространяются также и на военнослужащих других войск, воинских формирований и служб, в которых предусмотрена военная служба.

Основаниями дисциплинарной ответственности военнослужащих являются, во-первых, нормативные акты, определяющие противоправность и наказуемость дисциплинарных проступков военнослужащих (правовое основание), и, во-вторых, совершение воинского дисциплинарного проступка, т.е. виновного противоправного деяния (фактическое основание).

особенности:

— ДУ ВС РФ, который регулирует порядок применения дисциплинарной ответственности, не предусматривает такого видового разнообразия составов правонарушений, как, например, нормативные правовые акты, действующие в области уголовной или административной ответственности.

Дисциплинарными проступками в соответствии со ст. 48 ДУ ВС РФ являются любые нарушения воинской дисциплины или общественного порядка. Необходимо признать, что нормы указанного акта содержат определенную дифференциацию правонарушений, выделяя из их общей массы грубые дисциплинарные проступки, однако это разделение носит рекомендательный характер и при выборе вида и размера взыскания в каждом конкретном случае может лишь учитываться.

Определение же степени общественной опасности конкретного дисциплинарного проступка и выбор соответствующих этой опасности средств дисциплинарного воздействия целиком возлагается на усмотрение командира (начальника);

— если гражданские лица, работающие по трудовому договору, могут привлекаться к дисциплинарной ответственности только решением руководителя предприятия (организации, учреждения), то военнослужащие привлекаются к этой ответственности любым из их командиров (начальников);

— особенностью дисциплинарной ответственности военнослужащих является также максимальная дифференциация объема прав командиров (начальников) по ее применению к военнослужащим. ДУ ВС РФ различает девять категорий начальников, различающихся по этому признаку, от командиров отделений до заместителей министра обороны;

— специфическим для рассматриваемого вида юридической ответственности военнослужащих является и то, что ДУ ВС РФ, кроме общих дисциплинарных взысканий, применяемых ко всем военнослужащим (выговор, строгий выговор), предусматривает также и специальные виды взысканий, применимых только к отдельным категориям военнослужащих в зависимости от их воинских званий (солдаты (матросы), сержанты (старшины), прапорщики (мичманы), офицеры) и формы прохождения военной службы последними (по призыву или по контракту);

— исключительно административный порядок применения дисциплинарной ответственности военнослужащих. Если в отношении других видов юридической ответственности военнослужащих в тех или иных случаях предусмотрена необходимость обращения в суд для наложения на правонарушителя соответствующего взыскания, то дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников).

С учетом приведенных выше особенностей состав воинского дисциплинарного проступка представляет собой следующее.

Объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка, т.е. порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Следует заметить, что под законами, соблюдения которых требует от военнослужащих воинская дисциплина, понимаются только те из них, которые регулируют военно-служебные отношения. Законы, регулирующие, например, порядок заключения и исполнения имущественных договоров, брачно-семейные отношения и т.п., не относятся к военно-служебной деятельности военнослужащих, и нарушение указанных нормативных актов нарушением воинской дисциплины не является.

Исключением из данного правила являются нарушения правил поведения военнослужащих в общественных местах, в том числе и во внеслужебное время (правила поведения при нахождении на улицах населенных пунктов, при посещении парков, учреждений культуры и иных общественных мест). Хотя эти правила распространяются как на военнослужащих, так и на всех остальных граждан, однако в соответствии со ст. 3 ДУ ВС РФ являются для военнослужащих требованием воинской дисциплины. За нарушение этих правил военнослужащие также привлекаются к дисциплинарной ответственности.

В ходе разбирательства командиру (начальнику) надлежит установить:

— действительно ли имел место проступок;

— где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;

— в чем он выразился;

— наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

— каковы последствия проступка;

— обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

— причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы. Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

При наложении дисциплинарного взыскания командиру (начальнику) запрещено унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки.

Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего командира (начальника).

Старший командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Однако он имеет право отменить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание.

Понятие дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, следовательно, для нее характерны все признаки юридической ответственности. Она наступает за противоправное, виновное, наказуемое деяние и заключается в применении мер государственного принуждения.

Основные отличительные черты дисциплинарной ответственности в том, что она налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку является ответственностью перед работодателем, то налагается только в порядке подчиненности по службе. Дисциплинарная ответственность заключается в основном в применении морально-правовых санкций (предупреждение, выговор, строгий выговор и т. д.).

Дисциплинарная ответственность может быть регламентирована не только нормами административного, но и трудового, исправительно-трудового и других отраслей права. Нормы административного права регулируют дисциплинарную ответственность лишь тогда, когда работодателем является государство, т. е. в отношении государственных служащих.

Сущность (содержание) дисциплинарной ответственности заключается в наложении дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой или служебной дисциплины на подчиненных уполномоченными на то органами (должностными лицами).

Исходя из данного определения, для всестороннего изучения дисциплинарной ответственности необходимо рассмотреть четыре основных момента:

  • основания (ответственность за что?);
  • субъекты ответственности (в отношении кого?);
  • дисциплинарные взыскания (путем применения чего?);
  • порядок наложения дисциплинарных взысканий (в каком порядке?).

Основания дисциплинарной ответственности

Основаниями дисциплинарной ответственности являются:

1) дисциплинарный (должностной) проступок – противоправное, виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

Под нарушением трудовой или служебной дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка (присягой, указаниями вышестоящих начальников и т. д.);

2) административное правонарушение. В отношении отдельных категорий государственных служащих (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники железнодорожного, морского, речного транспорта и т. д.) в определенных законом случаях за совершение административного правонарушения ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность их привлечения не к административной, а к дисциплинарной ответственности;

3) нарушение норм морали, нравственности. Статья 26 Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает дисциплинарную ответственность «за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести…». Пункт «м» ст. 19 Закона РФ «О милиции» в качестве одного из оснований увольнения сотрудника милиции со службы предусматривает «совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции». Это одни из не-многочисленных вызывающих дискуссию случаев применения юридической ответственности не за правонарушение. По нашему мнению, здесь возникает противоречие принципу права, согласно которому любая юридическая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих юридических обязанностей. Воинская честь и честь сотрудника милиции чаще всего определяются нормами морали, нравственности, не установленными нормами права. Наступление юридической ответственности за их нарушение является довольно спорным и приводит к многочисленным проблемам в правоприменительной деятельности.

Субъекты дисциплинарной ответственности

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только физические лица. При этом у данных физических лиц с субъектом применения дисциплинарных взысканий должны быть отношения подчиненности. Поскольку отношения подчиненности возможны только в рамках трудовой или служебной деятельности, то логично предположить, что субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только лица, являющиеся членами какого-либо административного коллектива (имеются лишь некоторые исключения, допускающие дисциплинарную ответственность без отношений подчиненности. Например, наложение дисциплинарных взысканий комендантом студенческого общежития на студентов, проживающих в общежитии). Возрастные ограничения субъектов дисциплинарной ответственности определяются возрастными ограничениями, предъявляемыми к членам того административного коллектива, в рамках которого они привлекаются к дисциплинарной ответственности. Представляется, что аналогичным способом опосредуются и требования к установлению вменяемости правонарушителя.

Дисциплинарные взыскания

Дисциплинарные взыскания могут быть установлены только нормативными актами. Эти нормативные акты не обязательно должны иметь силу закона, они могут иметь и силу подзаконных актов (Дисциплинарный Устав ВС РФ, утвержденный Указом Президента РФ, и т. д.). Для различных категорий граждан могут быть предусмотрены различные меры дисциплинарного принуждения.

Статья 192 Трудового кодекса РФ предусматривает три вида дисциплинарных взысканий для всех работающих и служащих:

1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (перечень исчерпывающий).

Для тех государственных служащих, которые охватываются Законом РФ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г., помимо указанных Трудовым кодексом предусмотрено еще два (ст. 14): строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии.

Для такой разновидности государственных служащих, как сотрудники органов внутренних дел, ст. 38 Положения о службе в ОВД РФ от 23.12.92 г. № 4202-1 предусматривает, кроме пяти имеющихся, еще пять видов дисциплинарных взысканий: понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из ОВД. В учебных заведениях МВД РФ, кроме того, – назначение вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения (перечень исчерпывающий). По такому же принципу построена система дисциплинарных взысканий и у членов других административных коллективов.

Применение мер дисциплинарного принуждения, не закрепленных соответствующими нормативными актами, не допускается.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Порядок наложения дисциплинарных взысканий устанавливается законами и подзаконными актами в зависимости от категорий лиц, к которым они применяются. Поэтому рассмотрим основные, характерные почти для всех привлекаемых к дисциплинарной ответственности требования к порядку наложения дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные взыскания могут быть наложены с учетом соблюдения ряда процессуальных требований:

  • они налагаются только уполномоченными на то органами либо должностными лицами;
  • до наложения взыскания требуются письменные объяснения нарушителя;
  • они должны быть наложены не позднее 10 суток с момента, когда соответствующему начальнику стало известно о факте совершения проступка, а в случае проведения служебной проверки, – не позднее одного месяца с момента окончания проверки;
  • за один проступок может быть наложено лишь одно взыскание;
  • взыскания не могут быть наложены по истечении шести месяцев с момента совершения проступка;
  • факт наложения взыскания может быть обжалован в установленном порядке и т. д.

Это участники отношений, складывающихся по поводу реализации мер дисциплинарной ответственности.

Их можно разделить на 3 группы:

  • Субъекты дисциплинарной юрисдикции
  • Субъекты, привлекаемые к д. ответственности
  • Иные участники д. производства, наделенные соответствующими правомочиями.

Стороной, наделенной властными полномочиями (т. е. непосредственно осуществляющей д. производство), является лицо, занимающее начальствующе положение. По общему правилу, привлечь к д. ответственности правомочен субъект, издавший приказ о приеме на службу. Поэтому при характеристике этой группы используют термины: представитель нанимателя или работодатель. Процессуальные права и обязанности властенаделенной стороны можно разделить на общие и специальные.

Общие закреплены в НА общего действия ( Например, ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», ТК РФ)

К общим относятся: возбуждение производства по делам о д. проступках; применение мер д.-процессуального обеспечения; проведение служебных проверок; вынесение решения о наложении взыскания; определение меры д. ответственности и т.п.

Специальные права и обязанности закреплены в специальных актах и распространяются на лиц, попадающих под сферу их действия. Например, обязанность руководителя там. Органа незамедлительно передать полученные в ходе проверки служебного расследования материалы в органы дознания и предварительного следствия, если будет обнаружено, что сотрудник допустил действия, указывающие на признаки преступления.

Стороной, привлекаемой к д. ответственности, является лицо, в отношении которого ведется д. производство.

В общем виде права и обязанности этой стороны: возможность знакомиться со всеми материалами дела по привлечению к д. ответственности; давать объяснения и представлять доказательства; привлекать иных участников производства (профс.); обжаловать решение о привлечении к д. ответственности.

Иные участники:

  • Свидетели
  • Профсоюзы
  • Аттестационные комиссии.

План:

Введение……………………………………………………….стр. 3-4

Заключение…………………………………………………………………….стр.31-32

Список использованной литературы………………………стр.33-34

Введение

Дисциплинарная ответственность является правовым средством обеспечения надлежащего исполнения работником своих обязанностей.

Правовое средство должно быть действенным и соответствовать требованиям времени. Полнота правил ответственности является гарантией обеспечения конституционных прав субъектов трудовых отношений (ст. 1,2, 17, 18, 19, 37 и 55 Конституции РФ)¹. Детализация норм о дисциплинарной ответственности позволяет определить для работодателя четкие границы дозволенного, а для работника, — необходимого поведения. Законодатель допускает неоднозначное толкование отдельных норм о дисциплинарной ответственности. Технико-юридические недостатки норм вызывают различного рода неопределенности в содержании трудовых обязанностей, нарушение которых влечет за собой применение дисциплинарных взысканий. Основания увольнения работников за нарушение трудовой дисциплины и процедурные правила недостаточно конкретизированы в нормах закона. Это порождает ошибки в правоприменительной практике, следовательно, требует детального изучения. Законодатель предоставил работодателю свободу усмотрения в вопросе привлечения работников к дисциплинарной ответственности: относительно неограниченное право при принятии такого решения и выборе меры дисциплинарного взыскания из весьма ограниченного, и не подлежащего расширению, перечня мер дисциплинарной ответственности. Практика применения дисциплинарных взысканий показывает, что существующий перечень дисциплинарных взысканий не позволяет эффективно воздействовать на поведение работника. Это порождает необходимость дополнительной дифференциации мер дисциплинарных взысканий. В то же время нормы положений и уставов о дисциплине отдельных категорий работников, предусматривающие более широкий круг мер дисциплинарной ответственности, противоречат Конституции РФ и нуждаются в модификации.

¹Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

Актуальность темы курсовой работы обосновывается реальной потребностью повышения эффективности института дисциплинарной ответственности, как в трудовом, так и в административном праве.

Цель настоящей курсовой работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты в правовом регулировании вопросов дисциплинарной ответственности её субъектов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить понятие дисциплинарной ответственности и выделить её основные особенности;
  2. дать характеристику субъектов дисциплинарной ответственности, как в общем виде, так и при рассмотрении отдельных категорий субъектов;
  3. рассмотреть сущность дисциплинарного производства.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между работником (служащим) и работодателем, касающиеся трудовой дисциплины и привлечения работника к дисциплинарной ответственности в случае ее нарушения.

Предмет исследования – субъекты дисциплинарной ответственности.

Методология и методика исследования основывается на общенаучных методах таких как: диалектический, исторический, логический, анализ, синтез, обобщение, сравнительно-сопоставительный, а также частнонаучных методах: сравнительно-правовой, формально-юридический.

Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, КоАП РФ и другие официальные документы и нормативные акты Российской Федерации.

Вопрос 1. Понятие и особенности дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, основанный на нормах права и применяемых уполномоченными субъектами в связи с совершением виновным лицом дисциплинарного правонарушения.

К особенностям дисциплинарной ответственности следует отнести следующее:

является наряду с административно-правовой, гражданско-правовой, материально-правовой и уголовно-правовой ответственностью разновидностью юридической ответственности;

устанавливается как законами, так и подзаконными нормативными правовыми актами;

устанавливается как на федеральном уровне, так и на других уровнях правового регулирования;

фактическим основанием выступает дисциплинарное правонарушение, т.е. правонарушение, которое, как правило, связано с нарушением установленных трудовых или служебных обязанностей;

субъектами дисциплинарной ответственности выступают исключительно физические лица, трудовые или служебные обязанности в органах государственной власти, местного самоуправления, предприятиях, организациях, учреждениях и т.п., на действия которых распространяются правила внутреннего трудового (служебного) распорядка;

к дисциплинарной ответственности привлекают субъекты дисциплинарной власти, т.е. вышестоящие должностные лица;

дисциплинарная ответственность реализуется путем применения мер дисциплинарного взыскания;

реализуется в рамках производства по делам о дисциплинарных правонарушениях (дисциплинарного производства);

привлечение к дисциплинарной ответственности влечет за собой состояние дисциплинарной наказанности.

Дисциплинарная ответственность так же имеет ряд присущих ей функций:

1. регулятивная — направлена на формирование поведения сотрудника (работника), на определение границы между правомерным и противоправным исполнением своих трудовых обязанностей;

2. превентивная — предупреждение нарушения трудовой дисциплины как самим лицом, которое подвергается дисциплинарной ответственности (частная превенция), так и другими сотрудниками (работниками) (например, за счёт создания впечатления о неотвратимости наступления ответственности как результата определённых действий);

3. карательная — предполагает наложение на субъекта, несущего ответственность, неблагоприятных для него моральных и материальных последствий;

4. восстановительная и воспитательная — формированием у лица убеждения о недопустимости совершения действий, влекущих дисциплинарную ответственность.

Традиционно принято выделять два вида дисциплинарной ответственности: общую, предусмотренную трудовым законодательством, и специальную, устанавливаемую в отношении отдельных категорий работников, например, государственных служащих.¹

Дисциплинарная ответственность служащих правоохранительной государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними, так сказать «своими» Уставами.

В теории права общие основы дисциплинарной ответственности государственных служащих, в том числе «милитаризованных», достаточно полно и широко исследованы различными авторами. Это позволяет выделить основные ее признаки:

— дисциплинарная ответственность — особый вид юридической ответственности;

    ¹Административно-процессуальное право: Часть первая. Курс лекций. — М.: ЦОКР МВД России, 2009.

— для ее реального применения характерно наличие трех оснований: нормативного, фактического и процессуального, связанного с изданием правового акта управления по применению конкретных мер воздействия на конкретного правонарушителя;

— дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;

— состоит в применении карательных санкций — дисциплинарных взысканий;

— дисциплинарную ответственность осуществляют субъекты линейной власти в рамках служебного подчинения;

— урегулирована нормами административно-служебного права.

Средством привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарные взыскания — это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус. Цель их применения двоякая: с одной стороны — наказать виновного, с другой — общая и частная превенция правонарушений, — достигается как содержанием, так и процедурой их назначения. Применение взысканий к виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм служебной дисциплины, но и побуждает их к сознательному исполнению служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное воздействие не только на самого нарушителя, но и на других служащих. Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение).

Характерным для всех видов государственной службы является наличие «общих» санкций, таких как: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Однако для отдельных видов службы установлены иные виды санкций. Так, например, для сотрудников ОВД предусмотрено «понижение в должности», а для военнослужащих предусмотрены «свои» специфические виды взысканий, таких как «лишение очередного увольнения из расположения воинской части», «назначение вне очереди в наряд на работу», «лишение нагрудного знака» и некоторые другие. Для тех и других существуют взыскания в виде «снижения в специальном звании на одну ступень», а для таможенной службы и службы в органах Госнаркоконтроля эти виды санкций вообще не предусмотрены.

Очень важным является вопрос о механизме привлечения к дисциплинарной ответственности, порядке наложения и приведения в исполнение дисциплинарного взыскания для государственных служащих. Здесь имеется ряд особенностей. Во-первых, для гражданских государственных служащих, военнослужащих, а также для сотрудников ОВД, таможенных органов и органов Госнаркоконтроля этот механизм тщательно разработан, а для судебных приставов его практически нет. Вплоть до настоящего времени сотрудники Федеральной службы судебных приставов Минюста России привлекаются к дисциплинарной ответственности на основании и в порядке, предусмотренном нормами Трудового кодекса РФ.

Во-вторых, правом применения дисциплинарного взыскания на гражданской государственной службе обладает представитель нанимателя, которым, как правило, является руководитель государственного органа, а на правоохранительной государственной службе взыскание назначает прямой начальник¹. На военнослужащих же дисциплинарные взыскания могут налагаться не только вышестоящим по должности, но и по званию, в соответствии с дисциплинарной властью командира.

¹ФЗ от 27 июля 2004г. 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

В-третьих, решение о привлечении к ответственности должно быть реализовано на гражданской службе непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Аналогичный порядок предусмотрен и для сотрудников таможенных органов. А на военной службе, службе в органах внутренних дел и в службе Госнаркоконтроля — не позднее 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

Добавить комментарий