Судебно правовая деятельность

Стр 1 из 6

Понятие судебной деятельности: субъект, объект, цель.

Судебная деятельность – рассмотрение отнесенных к компетенции суда вопросов, принятие судом определенных решений и применение юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом при неуклонном соблюдении установленного процессуального порядка с целью охраны прав и свобод.

Субъектом судебной деятельности является суд, как коллегиально, так и единолично. К коллегиальному суду относятся суды субъектов РФ, суды присяжных, президиумы судов. К единоличным судам относятся, например, мировой и районный суды.

Цель судебной деятельности: 1. Защита прав и законных интересов лиц и организаций потерпевших от преступлений; 2. Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения его прав и свобод.

Объектом судебной деятельности – установление и исследование совокупности доказательств, которые будут получены участниками уголовного процесса на протяжении рассмотрения уголовного дела. Вид судебной деятельности – судебный контроль.

Методы исследования судебной деятельности.

Судебная деятельность – рассмотрение отнесенных к компетенции суда вопросов, принятие судом определенных решений и применение юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом при неуклонном соблюдении установленного процессуального порядка с целью охраны прав и свобод. Исследование судебной деятельности невозможно без методологии, которая объединяет в себе мировоззрение, теоретические концепции, диалектические категории и законы, общенаучные и частные методы.

С помощью диалектического метода исследуются истоки возникновения судебной деятельности, эволюционное развитие и становление ее как опыта, результата судебной деятельности. Судебная деятельность не может быть сама по себе. Непосредственное участие в ее формировании, создании принимает судья (коллегия судей), наделенный в установленном порядке полномочиями, обладающий определенной квалификацией, профессиональным и жизненным опытом.

Эволюция судебной деятельности проходит последовательный путь своего развития, который непосредственно связан на каждом этапе с государственным устройством, экономикой, правовой культурой, правосознанием в обществе. Спорные отношения регулируются обычаями, договорами, судебными прецедентами, нормативными актами. Разрешать конфликтные ситуации призваны судьи, по результатам рассмотрения спора судья принимает решение, которое становится обязательным для участников судебного разбирательства. Неоднократное применение к спорным случаям обычая, прецедента, правового акта создает единообразие в рассмотрении спора и вырабатывает единую судебную практику применительно к определенной спорной ситуации.

Историческое исследование находится во взаимосвязи с диалектикой и дает возможность глубже понять пути и влияние государства на развитие судебной практики, в какой форме проходило ее формирование на определенных этапах. Начало такой деятельности положили спорные отношения между людьми. Разрешение споров имело крайне агрессивные формы судопроизводства, одна из них — самосуд. С образованием государства судопроизводство осуществляется в рамках установленных правил, принципов. Вместе с тем исторический метод является лишь одним из важных моментов научного познания и должен рассматриваться в единстве с логическим методом.

Без логического мышления не возможно выработать не одно законное, справедливое судебное решение, изложить в нем наиболее точное толкование нормы закона, дать правильную квалификацию преступному деянию, сформулировать правоположение, правовую позицию, которые могут стать образцами единообразного применения нормативного акта в судебной практике или применения судейской нормы (правовой позиции) к сходным случаям.

Философское понимание в исследовании судебной деятельности позволяет говорить о том, что на ее формирование оказывают влияние два фактора — психологический и практический, совокупность которых позволяет накапливать опыт и выработать окончательный результат, продукт практической деятельности.

Сравнительно-правовой метод является одним из важных средств изучения правовых явлений. С его помощью исследуются проблемы судебной деятельности в правовых системах мира, что позволяет выявить общие закономерности возникновения, развития и формирования судебной деятельности.

Также в судебной деятельности используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции и иные. Их общая совокупность способствует внутреннему единству, достоверности, полноте и непротиворечивости судебной деятельности

Соотношение понятий: судебная деятельность – правосудие.

Судебная деятельность – рассмотрение отнесенных к компетенции суда вопросов, принятие судом определенных решений и применение юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом при неуклонном соблюдении установленного процессуального порядка с целью охраны прав и свобод.

Судебная деятельность –форма проявления судебной власти

Судебная власть –самост ветвь гос власти, кот-ая проявляется во властных отношениях судов рассмотрения и разрешения вопросов, относенных к их компетенции по средствам судопроизводства для защиты прав человека ,гражданина ,общ-ва и гос-ва.

Судопроизводство- досудебное и судебное производство по уголовному делу

Правосудие – основное направление деятельности судебной власти, прояв-

ляющееся во властных полномочиях судов по установлению и наказа-

нию виновных в нарушении прав и свобод человека и гражданина, инте-

ресов общества и государства в определенном процессуальном порядке.

рассмотрение и разрешение дел по существу в установленном процессу-

альном порядке и применение на основе закона государственного при-

нуждения к правонарушителю или оправдания невиновных в целях за-

щиты прав и свобод.

Принципы правосудия — общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

Законность— деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.

Единство судебной системы — судебная система оформляется в Конституции РФ, все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные ФЗ правила судопроизводства, на всей территории РФ признаётся обязательность вступивший в законную силу судебных постановлений.

Единство статуса судей (закрепляется в Законе).

Равенство всех перед законом и судом.

Правосудие осуществляется только судом.— гражданские, арбитражные и уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально, а административные дела рассматриваются судьёй единолично

Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.

Неприкосновенность личности — ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям.

Состязательность и равноправие сторон — стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.

Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи.

Язык судопроизводства -судопроизводство осуществляется только на русском языке или на языках республик в составе РФ

Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.

Участие граждан в осуществлении правосудия.

Правосудие на досудебн стадиях не может быть, только в суде. Правосудие в судах 1 ой инст.

Виды судебного контроля.

В зависимости от того или иного предметного или функционального признака, положенного в основу классификации, следует различать следующие виды судебного контроля:

а) текущий судебный контроль за действиями и (или) решениями органа предварительного расследования;

б) итоговый судебный контроль за ходом и результатами оконченного предварительного расследования (гл. 20 УПК);

в) судебный контроль за действиями и (или) решениями нижестоящего суда (апелляция, кассационное и надзорное производство, производство по вновь открывшимся обстоятельствам).

По форме реагирования (и правовым последствиям принимаемых решений) судебный контроль может быть разделен на:

а) предшествующий (ст. 35.1 Основ, ст. 174 УПК) и последующий (ст. 113, 133, 195, 209 УПК и др.);

б) предупредительный (ст. 174 УПК) и восстановительный (ст. 113, 133, 174, 168, 195, 209 УПК).

В зависимости от предмета проверки, процессуальной формы реализации или сущности, принимаемых по итогам проверки решений судебный контроль может быть дифференцирован на относительно самостоятельные формы контроля:

а) за действиями и (или) решениями, препятствующими дальнейшему движению уголовного процесса (и, следовательно, конституционному праву граждан на судебную защиту);

б) за действиями и (или) решениями, ограничивающими (нарушающими) конституционные права и свободы граждан;

в) за процессуальной формой осуществления и результатами отдельных следственных (и процессуальных) действий;

г) за законностью и обоснованностью судебных решений, не вступивших в законную силу (приговоров, постановлений, определений суда);

д) судебный контроль за решениями, вступившими в законную силу.

Суды магистратов

— магистраты (безвозмездно) (I инст)

2 судьи+ 2 суд. Клерка (барристоры и солиситоры)

— магистраты (стипендиарии) (I инст) осуществляется судебный контроль

1 судья + неоплач. магистрат

2. Суд короны (центр уголовный суд)

I инстанция: 1) присутствие первой степени (особо тяжкие преступления)

— председатель: судья Высокого суда

— члены: 3 судьи короны

2) присутствие второй степени (тяжкие преступления)

— председатель: судья высокого суда + суд присяжных

— члены 3 судьи суда короны или 1 судья короны +2 судьи-магистрата

3) присутствие третьей степени (нетяжкие преступления)

— члены: 1 или 3 судей короны

II инстанция – 3 судей на решения магистратов

3. Высокий суд – отделение королевской семьи

I инстанция: председ в суде короны

II инстанция : 80 судей из числа палаты Лордов рассматривают апелляции

4. Апелляционный суд (14 орденар. Лордов)

I инстанция – решения I и II степеней

— решения Высокого суда

Суд короны + Высокий суд + Апелляционный суд = Верховный суд

5. Суд палаты Лордов (высшая судебная инстанция)

II инстанция для Апелляционного суда + Высокого суда (3, 5 или 7 судей)

Одним из элементов судебного контроля в Англии является оценка судом допустимости доказательств, полученных с нарушением закона. Судья не обязан автоматически исключать из процесса доказательства, полученные с нарушением процедуры, он вправе сделать это по своему усмотрению.

Решение полиции об отказе от уголовного преследования не подлежит какому-либо процессуальному контролю ни со стороны суда, ни со стороны Королевской службы уголовного преследования. Фактически полиция почти бесконтрольна в своей оценке целесообразности или нецелесообразности уголовного преследования с той лишь оговоркой, что потерпевший или любое иное заинтересованное лицо вправе в таком случае самостоятельно осуществлять уголовное преследование, действуя независимо от полиции.

I. Федеральные суды США

— федеральные магистраты – 1 судья (осуществляется судебный контроль)

На федеральных магистратов возложены ответственные функции: 1) разрешение по существу в порядке суммарного судопроизводства дел о малозначительных преступлениях (как правило, это т. н. уголовные правонарушения или преступления, относимые к категории мисдиминор); 2) осуществление некоторых процессуальных действий по делам об опасных преступлениях (фелониях), которые подсудны федеральным окружным (районным) судам. К действиям такого рода относятся, в частности, выдача приказов об аресте, проверка законности арестов, произведенных полицией без приказа, т. е. осуществление судебного контроля за действиями органов, на которые возложено расследование уголовных дел или осуществление функции уголовного преследования, решение вопросов, связанных с назначением защитников малоимущим обвиняемым, определение размера залога в качестве меры пресечения, а равно предварительное рассмотрение дел об опасных преступлениях, участие в подготовке дел о названной категории преступлений к разбирательству их по первой инстанции.

I инстанция – мисдиминоры

— районный окружной суд (1 суд + присяжные)

I инстанции — фелонии

II инстанция – на решения федеральных магистратов

— Апелляционный суд (12 судов)

II инстанция – на решения районного окружного суда

II. Суды штатов

Судебные системы в штатах состоят, подобно федеральной судебной системе, из судов нескольких уровней.

На низшем уровне находятся те из них, которые принято именовать судами ограниченной юрисдикции. Называются они по-разному: магистратскими судами, мировыми, районными, городскими или муниципальными судами и т. д. Они имеются почти во всех штатах, обычно занимают автономное положение в судебных системах и рассматривают по существу дела о малозначительных преступлениях и проступках, в том числе тех, ответственность за которые устанавливается актами органов местного самоуправления. На них, так же, как и на федеральные магистратские суды, возлагается принятие решений по вопросам, связанным с судебным контролем за применением в ходе досудебного расследования мер процессуального принуждения, а также с предварительным рассмотрением дел.

1. суды ограниченной юрисдикции (мисдиминоры)

I инстанции – небольшой тяжести (осуществляется судебный контроль)

2. суды общей юрисдикции (городские, окружные)

I инстанции – тяжкие преступления (фелонии)

II решения судов с огран. юрисд.

3. промежуточные (апелляционные) суды – II инстанция

Апелляции на решения судов общей юрисдикции

4. верховные суды – II инстанции

Апелляции на решении судов общей юрисдикции

III. Верховный суд США

1 председательствующий + 8 членов суда

II инстанции – решения промежуточной апелляции инстанции районного окружного суда

IV. Специализированные суды

— федеральная комиссия по назначению наказания

— военные суды

Судебный контроль так же в США существует и на стадии рассмотрения уголовного дела в первой инстанции. Контроль суда заключается в том, что суд должен осуществлять разумный контроль за способом и порядком допроса свидетелей и представления доказательств, с тем, чтобы (1) сделать такие допрос или представление эффективными для установления истины, (2) избежать ненужных затрат времени и (3) оградить свидетелей от назойливых наскоков и недопустимого сбивания с толку.

Большая палата:

I инстанция – тяжкие преступления

II инстанция – решения участкового судьи

Предание суду (1 судья и 2 шеффана)

Малая палата:

II инстанция на решение участкового судьи

III. Высший земельный суд

I инстанция – преступления против интересов государства (5 проф судей)

II инстанция – решения большой и малой палаты земельного суда (от 3 до 5 судей)

Предание суду (5 судей)

Порядок подачи жалобы

Форма жалобы может быть как письменной, так и устной. Жалоба может быть написана в произвольной форме.

Устные жалобы фиксируются в соответствующих отдельных процессуальных документах в том виде, в котором жалоба была заявлена, но в такой форме, чтобы было ясно, какие конкретно действия или решения обжалует заинтересованное лицо. Процессуальный документ подписывается заявителем и лицом, принявшим жалобу.

Специальных требований к процессуальным документам, в которые заносятся устные жалобы, закон не устанавливает, они оформляются по общим правилам составления процессуальных документов.

Жалоба, заявленная при проведении следственного действия (обыск, осмотр, выемка и т.п.), заносится в протокол следственного действия. Рассмотрение жалобы состоит в том, что прокурор или руководитель следственного органа изучает поступившую информацию, соотносит ее с материалами уголовного дела и принимает законное, обоснованное и мотивированное решение. Это решение оформляется постановлением о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в удовлетворении жалобы. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, которое было принято по жалобе, а также о дальнейшем порядке его обжалования.

Обычно, жалобы рассматриваются судом по месту производства предварительного расследования. Закон требует немедленного реагирования и устранения нарушений прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство.

Порядок рассмотрения жалоб

Порядок рассмотрения жалоб может быть двух видов:

1. Рассмотрение жалобы прокурором и руководителем СО

2. Судебный порядок рассмотрения жалоб.

По результатам проверки, в соответствии с ч. 5 ст. 125 УПК РФ, судья выносит одно из следующих постановлений: 1. О признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2. Признает обжалуемое действие (бездействие), решение выполненным в соответствии с законом и отказывает в удовлетворении жалобы.

Копия постановления судьи по жалобе направляется заявителю и прокурору с указанием права и порядка обжалования

Понятие судебной деятельности: субъект, объект, цель.

Судебная деятельность – рассмотрение отнесенных к компетенции суда вопросов, принятие судом определенных решений и применение юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом при неуклонном соблюдении установленного процессуального порядка с целью охраны прав и свобод.

Субъектом судебной деятельности является суд, как коллегиально, так и единолично. К коллегиальному суду относятся суды субъектов РФ, суды присяжных, президиумы судов. К единоличным судам относятся, например, мировой и районный суды.

Цель судебной деятельности: 1. Защита прав и законных интересов лиц и организаций потерпевших от преступлений; 2. Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения его прав и свобод.

Объектом судебной деятельности – установление и исследование совокупности доказательств, которые будут получены участниками уголовного процесса на протяжении рассмотрения уголовного дела. Вид судебной деятельности – судебный контроль.

Судебная власть осуществляет свои полномочия по разрешению отнесенных к ее компетенции вопросов, возникающих при применении права, посредством судебной деятельности.

Судебная деятельность — это правоприменительная деятельность судов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их компетенции вопросов посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (правосудие) и вся совокупность мероприятий организационного характера, обеспечивающих его осуществление.

Правосудие — особый вид государственной деятельности, осуществляемой только судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, сущность которой состоит в рассмотрении и разрешении судами дел в соответствии с принципами и нормами права, содержащимися в формах международного и национального права, реализуемых в России, с целью защиты нарушенных или оспоренных прав, свобод либо правовых интересов лиц, участвующих в деле.

Второй вид судебной деятельности имеет организационно-правовой характер и включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание надлежащих условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Судебная деятельность, как и любой вид деятельности, требует организации, порядка, управления, учета и контроля.

Правильная организация судебной деятельности на всех уровнях — важное условие осуществления качественного и эффективного правосудия, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел и исполнения судебных решений.

Организация судебной деятельности — совокупность мероприятий законодательного, кадрового, финансового, ресурсного и иного характера, осуществляемых Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, председателями судов и мировыми судьями, а также органами судейского сообщества и другими органами государственной власти и должностными лицами, направленных на создание надлежащих условий для отправления полного и независимого правосудия в разумный срок.

Субъекты организации судебной деятельности — это органы государственной власти и должностные лица судебной системы Российской Федерации, осуществляющие в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами полномочия по организационно-правовому, кадровому, финансовому, материально-техническому, информационному, аналитическому, статистическому, документационному обеспечению судебной деятельности в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия.

В Совете Федерации и Государственной Думе действуют комитеты по конституционному законодательству и государственному строительству, к ведению которых отнесены вопросы развития судебной системы, Конституционного и Верховного Судов РФ.

В организации судебной деятельности внутри судебной системы и непосредственно в судебных учреждениях участвуют: Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ и начальники управлений Судебного департамента в субъектах РФ, органы судейского сообщества РФ, председатели судов общей юрисдикции, арбитражных судов и их заместители, председатели судебных коллегий и судебных составов соответствующих судов, судьи, работники аппаратов судов, Российский государственный университет правосудия.

Указанные субъекты организуют судебную деятельность в соответствии с функциями, возложенными на них федеральными законами и другими нормативными актами (ст. 12 ФКЗ «О Верховном Суде РФ», ст. ст. 29, 35 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и др.).

Содержание организационной деятельности внутри судебной системы по повышению качества правосудия и обеспечению разумных сроков рассмотрения дел в судах включает:

— обеспечение каждого суда в необходимых объемах и видах материальными и финансовыми ресурсами;

— обеспечение рациональной расстановки судейских кадров в судах с учетом требований, предъявляемых к ним федеральными законами, профессиональной квалификации и практического опыта;

— обеспечение организации работы на каждом участке судебной деятельности и оптимальной рабочей нагрузки на основе научной организации труда с использованием современных информационных технологий;

— организацию и проведение профессиональной подготовки и повышение квалификации судейского корпуса, работников аппаратов судов в системе повышения квалификации в установленные законом сроки;

— организацию материального обеспечения судей и работников аппаратов судов и др.;

— организацию, сопровождение и ведение документооборота и делопроизводства суда и другие направления деятельности.

Нормативно-правовую основу организации судебной деятельности составляют: Конституция РФ, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, регулирующие различные аспекты организации судебной деятельности и организационное обеспечение деятельности федеральных судов.

Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «Об арбитражных судах Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации» закрепляют институциональное строение судебной системы, основы статуса судей в Российской Федерации, порядок создания и упразднения судов, состав и организацию деятельности федеральных судов, принципы организации и деятельности судов, их полномочия, организационное обеспечение деятельности судов.

Федеральные законы: «О статусе судей в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации», «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». В этих Законах более детально регламентируются вопросы судебной деятельности, правовое положение судей, органов судейского сообщества, организационное обеспечение деятельности судов. К федеральным законам относятся и отраслевые кодексы — Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются во исполнение законов и указов Президента РФ. В актах Правительства РФ определяются основные направления развития судебной системы России и правовые средства обеспечения судебной деятельности. Так, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 утверждена федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2013 — 2020 годы, в которой предусматриваются конкретные направления развития судебной системы страны и меры организационного обеспечения судебной деятельности.

Правовые акты органов судейского сообщества (постановления Всероссийских съездов судей, Совета судей Российской Федерации, заключения квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий судей) определяют формы участия органов судейского сообщества в организационном обеспечении судебной деятельности.

Существенное значение для организации судебной деятельности имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ, в которых даются разъяснения по вопросам судебной практики.

Добавить комментарий