Ученые конституционалисты

С середины 1980-х гг. в Советском Союзе была объявлена перестройка политической системы общества, которая осуществлялась посредством принятия конституционно-правовых норм, внесения изменений, дополнений сначала в Конституцию СССР 1977 г., а затем и в Конституцию РСФСР 1978 г.

В основе осуществляемых реформ лежал поворот к идеям, концепциям, общечеловеческим ценностям, которые разрабатывались дореволюционными государствоведами, получили закрепление в конституциях многих демократических государств. В числе таких идей: естественные, неотчуждаемые права и свободы человека; естественно-правовая концепция взаимоотношений личности и государства; правовое, конституционное, социальное государство; местное самоуправление; необходимость наличия конституционного контроля, разделение властей; парламентаризм; институт единоличного президента; идеологический и политический плюрализм.

По мере закрепления этих идей в тексте Конституции РСФСР 1978 г. посредством изменений и дополнений, принятия Конституции РФ 1993 г. перечисленные идеи получают отражение, развитие в трудах ученых. Для науки современного конституционного права характерно изучение достижений дореволюционной науки конституционного права, науки конституционного права зарубежных стран, обновление методологической базы исследования.

В числе видных представителей современной науки конституционного права следует назвать С. А. Авакьяна, известного своими работами практически но всем проблемам конституционного права. В их числе: «Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы» (1996 г.), «Федеральное Собрание – парламент России» (1999 г.), «Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция» (2003 г.); «Конституционное право России» (в 2 т.; 2007 г.) и др.

Проблемы федерализма поднимаются в исследованиях Б. С. Крылова, В. В. Ленинского, М. С. Саликова, И. А. Умновой, Т. Я. Хабриевой.

Конституционное право России как учебный курс

Конституционное право России как учебная дисциплина представляет совокупность знаний о конституционном праве как отрасли и науке. Учебный курс конституционного права предназначен для изучения данной отрасли российского права студентами юридических факультетов и юридических высших и средних учебных заведений.

Учебный курс готовится учеными в соответствии со стандартами, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации. В то же время программы учебного курса конституционного права России, отвечая в целом вышеназванным стандартам, могут не совпадать в различных учебных заведениях.

Задача учебного курса – изложение знаний о конституционно-правовом законодательстве в соответствии со структурой, предметом и положениями науки конституционного нрава. В силу имеющихся различий в подходах ученых к трактовке тех или иных нормативных правовых актов, концепций науки конституционного права допустимо своеобразие в структуре и содержании учебного курса, подготовленного различными научными коллективами и отдельными учеными.

Пресс-служба Совета Европы сообщила «Ведомостям», что Комиссия ПАСЕ по мониторингу «решила запросить мнение» Венецианской комиссии о поправках к Конституции РФ и процедуре их принятия. Поводом для этого стала петиция российских юристов, правозащитников и общественных деятелей, под которой подписались более 200 тысяч россиян. Автор петиции, юрист-конституционалист Станислав Станских сегодня прокомментировал «Улице» это решение ПАСЕ. «Из-за сложной политической ситуации внутри Совета Европы и традиции «ведения конструктивного диалога” со странами-членами часть представителей руководства этой межгосударственной правозащитной организации старались не педалировать запрос в Венецианскую комиссию, – сказал он. – Но мы постоянно взаимодействовали с разными структурами СЕ и в конечном итоге добились решения о направлении запроса. Мы рады, что Совет Европы оказывает содействие гражданскому обществу России в условиях деградации внутренней правовой экспертизы и усиления авторитарных начал в политической системе».

Станислав Станских Сравнить европейское и «кремлёвское» понимание права Для чего была подготовлена петиция в Совет Европы

Инициаторы петиции рассчитывают, что Венецианская комиссия «расставит приоритеты» и в первую очередь оценит «самые важные поправки», которые «определяют соответствие всего пакета европейским нормам верховенства права и демократии». Станислав Станских сформулировал для «Улицы», какие поправки имеются в виду:

  • «обнуляющие” предыдущие сроки действующего президента и таким образом нарушающие демократический принцип ротации власти;
  • ослабляющие независимость судебной системы;
  • изменяющие баланс между ветвями властей ещё больше в пользу президентской власти и в пользу федерации в отношениях с регионами;
  • ослабляющие автономию местного самоуправления;
  • неправомерно ограничивающие пассивные избирательные права;
  • нарушающие процедуру рассмотрения поправок, в том числе в Конституционном суде.

«Было бы хорошо, если бы ВК подготовила свою оценку этим ключевым поправкам до проведения общероссийского голосования, – сказал «Улице” координатор петиции, президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе. – В этом случае у российских граждан ещё до голосования будет более информированное мнение о соответствии поправок международным стандартам и обязательствам России в Совете Европы». Добавим, что дата голосования пока не определена; предположительно речь идёт об июле.

Впрочем, даже если Комиссия не успеет подготовить свою экспертизу до проведения голосования, её оценка будет всё равно иметь большое значение, считает правозащитник. «Во-первых, эту Конституцию нам придётся всё равно менять – и лучше раньше, чем позже. Оценки авторитетных международных специалистов тогда точно пригодятся, – сказал он. – Кроме того, положительная экспертиза Венецианской комиссии в отношении Конституции 1993 года была одним из оснований принятия России в члены Совета Европы в 1996 году. В последние годы вопрос о членстве России в этой общеевропейской организации активно обсуждается другими странами-членами, политиками и гражданскими активистами. Заключение ВК будет иметь важное значение и в этих дискуссиях».

КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 3 (36). С. 49-56. УДК 342

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

THE FORMATION OF THE RUSSIAN CONSTITUTIONALISM Т. П. КОРЕЦКАЯ (T. P. KORETSKAYA)

Анализируются особенности становления российского конституционализма в XIX-XX вв. и определяются его основные принципы, попытки их законодательного внедрения в XX в. Данный период рассматривается в рамках трёх этапов, исследуются противоречия, которые привели к появлению российского конституционализма на рубеже эпох СССР и новой России.

Ключевые слова: конституционализм, конституция, думская монархия, конституционные демократы, правовое государство, конституционное государство, буржуазный конституционализм, народный суверенитет, социалистический конституционализм, Конституция РФ.

Конституционализм — относительно новое понятие в отечественной юриспруденции, появившееся, по оценкам разных исследователей, в период с последней трети XVIII в. до конца XX в. К оформлению самой системы конституционализма и её достаточно чёткого содержания и государство, и наука шли в течение длительного времени. Содержательно российский конституционализм стал фактически наполняться с появлением первых теоретических работ отечественных мыслителей, посвящённых вопросам организации государственной власти. В целом в формировании конституционализма целесообразно выделить несколько периодов, а именно:

1) с IX до XVII вв. — период протокон-ституционализма, связанный с практическим формированием основ российской государственности;

© Корецкая Т. П., 2013

2) с XVIII в. до 1855 г. — первый период дворянского, или правительственного, конституционализма;

3) с 1855 по 1905 г. — второй период, сочетавший правительственный, либеральный, земский и радикальный конституционализм;

4) с 1905 до октября 1917 г. — третий период конституционализма думской монархии;

5) с 1917 до конца 1980-х гг. — четвёртый период развития конституционализма в советской юриспруденции;

6) С 1991 до 12 декабря 1993 г. — пятый переходный период от советского номинального конституционализма к современному российскому конституционализму;

7) с 1993 г. начинается шестой, современный и принципиально новый период становления конституционализма.

Можно считать, что становление отечественного конституционализма началось в IX в. с появлением Киевской Руси, первого государства восточных славян, и было тесно связано с особенностями формирования российской государственности и правосознания. На формирование протоконституционной мысли в период 1Х-ХУ11 вв. оказали влияние несколько первичных системных факторов. Во-первых, это правосознание самих восточных славян, на территории проживания которых складывалось и развивалось новое государство; во-вторых, географический фактор; в-третьих, это православное христианское мировоззрение; в-четвёртых, так называемый византийский фактор, — которые в совокупности воздействовали на русское письменное право; в-пятых, монголо-татарский фактор, который усилил или изменил ряд тенденций в понимании права и сущности государственной власти .

Вторичный уровень факторов, повлиявших на становление конституционализма, связан с идеями европейского и американского Просвещения, которое не могло не воздействовать на становление государственно-правовой мысли русского Просвещения. В целом уже в процессе становления российских конституционных идей выделяется несколько плавно сменяющих друг друга этапов. Первый этап дворянского, или правительственного, конституционализма (XVIII — середина XIX вв.) включал в себя возникновение конституционных идей, разработку проектов конституции в окружении императора и среди оппозиции. Всё это вылилось в конституционные проекты и записки С. Е. Десниц-кого, М. М. Щербатова, А. Н. Радищева , Г. Р. Державина, А. Р. Воронцова, В. Ф. Малиновского, самого Александра I, М. М. Сперанского , Н. Н. Новосильцева, П. И. Пестеля, Н. М. Муравьёва . Кроме того, в начале XIX в. были реформированы органы государственной власти, которые появились благодаря конституционным настроениям Александра I, а именно: коллегии превратились в министерства, были преобразованы функции Сената, появился Государственный Совет, призванный, по мысли М. М. Сперанского, стать верхней палатой российского представительного органа и ставший таковым только через сто лет.

После длительного перерыва с середины 1850-х гг. в русской государственно-правовой мысли начинается второй этап, связанный с появлением конституционных идей и даже учений, создававшихся уже не на основе романтического идеализма Просвещения, а на основе либеральной и социалистической политико-правовых идеологий, более прагматично оценивавших организацию и цели государственной власти. Обе идеологии среди программных требований обязательным пунктом ставили принятие конституции, которая была призвана закреплять верховенство закона и должна была рассматривать народ как непосредственного участника управления государством. Это был этап, сочетавший правительственный, либеральный, земский и радикальный конституционализм , когда практически все политические силы видели необходимость, если не в разработке проекта самой конституции, так в подготовке предложений, общих заметок или записок, содержащих принципы государственного устройства, которые должны были быть включены в Конституцию Российской империи. В результате этого процесса и первой русской революции 1905 г. издаётся знаменитый Манифест 17 октября 1905 г., ставший первым актом среди Основных государственных законов, которые, как и в Англии, играли роль неписанной конституции.

С переходом к следующему этапу, этапу конституционализма думской монархии (1905 — октябрь 1917 г.), начались разработка и последующее воплощение основных элементов конституционного государства, закреплённых в Основных государственных законах 23 апреля 1906 г. Наиболее активно и последовательно конституционные идеи пропагандировали и стремились воплотить в жизнь конституционные демократы (кадеты). Исключительно важными, по их мнению, считались создание системы народного представительства, кардинальное видоизменение правопорядка, существенное ограничение исполнительных функций верховной государственной власти, признание верховенства права, участие народа в законодательном процессе, контроль за исполнением законов, совершенствование судебной системы и т. д. .

Не менее значимым представлялось и создание в стране условий, при которых идея

необходимости представительных учреждений могла бы утвердиться в общественном сознании. Все эти общеполитические требования нашли отражение в программе конституционных демократов во главе с П. Н. Милюковым. У истоков российской традиции конституционализма, в теоретическом аспекте, стояли К. Д. Кавелин, А. Д. Градовский, Б. Н. Чичерин, В. С. Соловьев, В. И. Сергеевич и т. д. Существенную роль в распространении этой идеи конституционализма сыграл сборник «Конституционное государство» (1905), в создании которого принимали участие кадеты И. В. Гессен и А. И. Каминка, а среди авторов были В. М. Гессен, М. А. Рейс-нер, Н. И. Кареев. Немалую роль в формировании отечественных конституционных представлений начала XX в. сыграл ещё один сборник «Политический строй современных государств» (1905-1906) , в котором свои статьи опубликовали В. М. Гессен, П. Г. Виноградов, М. М. Ковалевский, П. Н. Милюков и др.

Разрабатывая программу по достижению поставленных политических и правовых целей, кадеты делали упор на политическую борьбу и на требования создать в России дееспособный парламент, в котором сами кадеты или/и иная другая партия получают большинство и формируют правительство, ответственное перед этим парламентом. В этом описании идеала чётко прослеживается, что за образец кадеты берут британский вариант парламентской монархии, исключив из него верхнюю консервативную палату (палата лордов), считая её наличие неприемлемым для государства, развивающегося по конституционному пути. Поэтому они принимают для себя в качестве наилучшего варианта реформирование самодержавно-думской монархии, в которой государственное строительство происходило при условии сильной власти монарха и практической невозможности однопалатной Государственной думы влиять на Основные законы Российской империи .

обходили стороной сам этот термин, заменяя его терминами «конституционное государство», «правовое государство» и т. д., а также подробно анализируя государственное право стран Европы, США, доминионов Британской империи в Австралии, Новой Зеландии и на Тасмании .

В крупнейших энциклопедических словарях и энциклопедиях практически не уделялось внимания термину «конституционализм» и при его характеристике порой только делалась ссылка на другие статьи издания. Так, авторитетный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет «конституционализм» как конституционное движение в Европе , что достаточно широко и не конкретно, но, с другой стороны, совершенно естественно для своего времени. «Настольный энциклопедический словарь» товарищества «Гранат и Ко» в 1895 г. предлагает рассматривать конституционализм как «систему государственного устройства, при которой власть монарха ограничена народным представительством, участвующем в законодательстве и контролирующим действия ответственных пред ним министров» . Однако в новом издании Энциклопедического словаря товарищества «Гранат и Ко» в 1914 г. напротив термина «конституционализм» появляется вместо этого определения простая ссылка на другие понятия «представительный строй» и «парламент» .

Четвёртый период становления конституционализма в России связан с советским государственным строительством, разработкой конституций в условиях однопартийной политической системы и эволюции государства от политико-правовой формы государства диктатуры пролетариата к общенародному государству (октябрь 1917 г. — конец 1980-х гг.) и полным, до 1970-х гг., отрицанием самого конституционализма. Отказ от конституционализма был, по сути, однобоким, так как советское государство и наука признавали и верховенство конституции, и демократическую форму правления, и принцип народного суверенитета, но применение этих принципов было своеобразным.

Так, применение принципа народного суверенитета, как верно отмечает И. А. Кра-вец, происходило в качестве условия легитимации монопольного господства одной пар-

тии . По его мнению, характер советского конституционализма можно было в полной мере назвать мнимым или номинальным, так как он обладал совершенно определёнными для такового типа конституционализма признаками. Среди них, например, «закрепление социалистических ценностей и социалистического правосознания, которые не признавали идеалов правового государства и гражданского общества; отсутствие конституционной регламентации деления права на публичное и частное, вследствие чего запрещались институты гражданского общества, чрезмерно ограничивались политическая и экономическая свободы; наличие системы советской власти, которая строилась на основе принципа демократического централизма, обеспечивавшего подчинение вышестоящим советам нижестоящих, и принципа полновластия советов, который носил номинальный характер и предназначался для легального камуфлирования фактического господства правящей партии и советской номенклатуры; чётко выраженный классовый характер демократических положений при стремлении построить бесклассовое общество; отрицание естественно-правовой природы прав человека, признание конституционными нормами и правоприменительной деятельностью только прав гражданина, которые носили производный от государства характер; широкое развитие системы Советов в центре и на местах, которые являлись представительными органами государственной власти и действовали на непостоянной и непрофессиональной основе с применением императивного мандата депутатов различного уровня» , — всё это даёт право характеризовать все конституции СССР и союзных республик как в значительной мере фиктивные, а также говорить о частичном или, скорее, фрагментарном следовании этих конституций принципам конституционализма.

Не менее важно обратить внимание на масштабное несоответствие конституционной формы социально-историческому содержанию, которое было традиционным для всего процесса развития российского конституционализма, т. е. не только для советских конституций, но и для дореволюционного периода, когда государственно-правовые преобразования либо опережали социально-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экономические реалии, либо резко отставали от них. Относительно советского периода существования конституционализма примером может быть Конституция РСФСР 1918 г., закрепившая в качестве базовых ценности, в полной мере соответствующие классическому европейскому конституционализму. С другой стороны, реальные властные отношения складывались явно несколько иначе. Так, по мнению французского исследователя А. Реймана, «представительное собрание» в РСФСР «избирало постоянный комитет, который в свою очередь назначал носителей исполнительной власти. Всё это как нельзя больше соответствовало западным представлениям о парламентском режиме. Но эта Конституция не имела никакого значения, поскольку реальная власть принадлежала коммунистической партии» . Однако с данной позицией нельзя согласиться полностью потому, что в начале существования РСФСР партия ВКП(б) не была столь сильна, чтобы концентрировать власть только в своих руках. В реализации государственной власти в РСФСР принимали участие представители и меньшевиков, и левых эсеров. Их стали выдавливать из органов государственного управления уже намного позже гражданской войны, когда началось создание нового государства СССР.

Кроме того, огромное положительное значение имела система Советов как представительных органов государственной власти, так как она создала основу для формирования принципов республики с сильным парламентом, но в то же время рационально ограниченным в компетенции в пользу полномочий главы государства. И в октябре 1993 г. в ходе известных событий можно было ещё раз убедиться в необходимости таких ограничений, так как именно политическая борьба между Верховным Советом РСФСР и Президентом РСФСР, развернувшаяся вокруг определения полномочий законодательной, исполнительной, судебной и президентской власти, стала поводом для обострения (3 октября 1993 г.) конституционного кризиса.

Советская юриспруденция принципиально не применяла термин «конституционализм», твёрдо ассоциировавшийся с либерализмом, который был чужд и даже враждебен социалистическим ценностям, а также

проповедовал буржуазный (индивидуалистский и частнособственнический) подход к общественным отношениям, хотя сам факт необходимости существования конституции советские юристы не отрицали. Так, одним из первых нормативных правовых актов, принятых в 1918 г., была именно Конституция РСФСР. Тем не менее конституционализм был неотъемлемым элементом буржуазных государственно-правовых учений и противоречил принципам советского строительства как альтернативная система правления в условиях соревнования двух противостоящих общественных формаций и поэтому принципиально не упоминался в юридической справочной литературе примерно с 1930 г. .

Один из крупнейших исследователей социалистического конституционализма И.М. Степанов объяснял игнорирование этой темы тем, что в изучении всех аспектов и принципов социалистического конституционализма в их эволюции «по законам диа-лектико-материалистической логики советское государствоведение застряло в своём движении на уровне 30-х гг.» XX в. , наиболее агрессивно противопоставлявших либерализм и социализм друг другу и не желавших акцентировать внимание на терминологических совпадениях. Первой причиной был, по его мнению, крайний дефицит реализма в романтически-идеалистическом настрое при оценке самого конституционализма. Вторая причина заключалась в неприятии сначала самого термина «конституционализм», который вроде не был чужд общему строю социалистического миропонимания, но не работал «на дело конституционного правотворчества» .

Потребовалось более сорока лет, чтобы тема конституционализма снова смогла звучать достаточно открыто. Так, с 1970-х гг. советская юридическая наука стала весьма активно обсуждать вопросы, связанные с «социалистическим конституционализмом» , что было обусловлено достаточно длительным опытом применения конституций в социалистических странах и СССР, а также необходимостью анализа полученного опыта. Это были публикации с фрагментарными набросками доктрины социалистического конституционализма, которые на фоне

обильной монографической литературы о буржуазном конституционализме выглядели более чем скромно.

Параллельно, конечно, велись более масштабные исследования буржуазного конституционализма. В этом преуспел авторский коллектив во главе с В. С. Нерсесянцем, который посвятил этому вопросу несколько сборников работ и совместных монографий. В одной из таких монографий («История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв.») конституционализм рассматривался как теоретическая доктрина, идейно-политическое движение и государственно-правовая практика: «Конституционализм означает, прежде всего, сам факт наличия конституции и её активного влияния на политическую жизнь страны, верховенство и определяющую роль конституции (писаной или неписаной) как основного закона в системе действующего законодательства, опосредо-ванность политических отношений конституционно-правовыми нормами, конституционную регламентацию государственного строя и политического режима, конституционное признание прав и свобод личности, правового характера взаимоотношений гражданина и государства» .

В следующей совместной монографии, посвящённой развитию теории и практики буржуазного конституционализма XIX в., авторы дополняли эту характеристику тем, что, по их мнению, для конституционализма как политико-правовой практики жизненно важное значение имеет существование конституции и её глубокого влияния на политическую жизнь страны, реальное функционирование конституции в системе действующего законодательства. К тому же конституционализм предполагает строгую и чёткую конституционно-правовую регламентацию организации государственного строя и политического режима, полномочий и деятельности государственного аппарата, конституционную защиту прав и свобод лично -сти в её взаимоотношениях с государством.

Анализируя все юридические аспекты конституционализма, авторский коллектив обращает внимание на порядок обсуждения и принятия конституционных актов, их место и значение в системе законодательства, структуру конституций, связь общих принципов и

конкретных норм в тексте конституции . Поэтому изучение политико-правовой идеологии в той её части, которая непосредственно относится к конституционализму, касается в первую очередь представлений о народном суверенитете и демократии, разделении властей и избирательной системе, парламентской системе, гражданских свободах, правовом статусе личности и т. д.

В целом же сформулировать полноценную и чёткую концепцию конституционализма, а также определение для этого термина в советский период так и не удалось. Первопричиной этого, возможно, стало то, что, несмотря на внешнее единство советского конституционного права, в нём можно было выделить несколько научных школ, основы которых формировались с конца XIX в. (хотя говорить об этом было несколько не принято), и которые имели свои традиции в характеристике ряда юридических категорий. Да и за два десятилетия вряд ли можно было сформулировать единую позицию относительно такого сложного и многогранного явления как «конституционализм».

Предпоследний, пятый, из существующих периодов — это переходный период от советского номинального конституционализма к современному российскому конституционализму, начавшему своё формирование в результате обсуждения проектов и принятия Конституции РФ 1993 г., а также становления новых несоветских конституционно-правовых институтов (1990-1993 гг.). В связи с этим исследователи государства и права спорят о том, как называть этот процесс — конституционный переворот , конституционная реформа или конституционная революция . Но независимо от того, как всё-таки можно определить эту пятилетку, в завершение её на референдуме 12 декабря 1993 г. произошло принятие новой Конституции, в соответствии с которой было создано новое государство Российской Федерации. Можно по-разному оценивать данную Конституцию: и как переходную, и как временную, и как постоянную, и как номинальную. Следовательно, можно говорить и о мнимом, и о реальном конституционализме, о расхождении между «реальной» и «формальной» конституцией в отношении так называемых социальных статей гл. 2 Конституции РФ .

С другой стороны, это не даёт основания говорить о мнимости российского конституционализма по той причине, что общество, одобрившее Конституцию РФ на референдуме в декабре 1993 г., не могло срочно и в один момент избавиться от тех особенностей правосознания и представлений о роли государственной власти, которые усиленно формировались многие столетия; а также о неумении граждан участвовать в формировании этой государственной власти, контролировать деятельность органов государственной власти и осознавать высокую значимость самих себя как личностей, имеющих права и обязанности, которые защищены законом, основанным на Конституции Российской Федерации.

Прослеживая почти двухсотлетнюю историю формирования конституционализма в России, можно говорить о том, что за это время последовательно сложилось сначала общее представление о данном явлении, затем с начала XX в. началась эпизодическая реализация этих представлений. Но теоретическое осмысление отечественными конституционалистами и закрепление понимания категории «конституционализм» происходит только к 1980-м гг. XX в. Первые же и наиболее успешные попытки конституционного закрепления отдельных элементов российского конституционализма оказались связаны уже с Конституцией нового государства -Конституцией Российской Федерации 1993 г. По сути, современный российский конституционализм ещё только проходит период становления, поэтому нужно помнить о неизбежности диалектики развития не только теории современного конституционного права, но и действующего конституционного законодательства.

2. См.: Десницкий С. Е. Представление о учреждении законодательной, судительной и нака-зательной власти в Российской империи // Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина XVIII в. — М., 1959. — С. 101-125 ; Радищев А. Н. Опыт о законодательстве // Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина XVIII в. — М.,

1959. — С. 433-454 ; Щербатов М. М. Разные рассуждения о правлении // Сочинения князя М. М. Щербатова. — СПб., 1896. — Т. I. -С. 335-354.

6. Балтовский Л. Конституционализм в политической доктрине кадетов // Космополис. -2008. — № 1(20). — С. 12.

7. Там же.

10. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — Т. XVI. — СПб., 1895. -С. 87.

11. Гранат : настольный энциклопедический словарь. — Т. 4. — М., 1895. — С. 2284.

12. Там же. — Т. 25. — М., 1934 . — С. 78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Там же.

15. Рейман А. Демократия и тоталитаризм. — М., 1993. — С. 198.

16. Кравец И. А . Российский конституционализм… — С. 54.

18. Степанов И. М. Социалистический конституционализм: сущность, опыт, проблемы // Советское государство и право. — 1987. -№ 10. — С. 4.

19. Там же.

20. См.: ЕременкоЮ. П. Понятие и система социалистического конституционализма // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 г. — Саратов, 1980 ; Мартыненко П. Ф. О понятии социалистического конституционализма и развитии его внешнеполитических аспектов в новых советских конституциях // Вестник Киев. ун-та: Юрид. науки. — Вып. 20. — Киев, 1979 ; Скуратов Ю. И. Советский конституционализм: понятие и структура // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социали-

21. История буржуазного конституционализма XVП-XVIП вв. / отв. ред. В. С. Нерсесянц. -М., 1983. — С. 3-4.

22. Там же. — С. 3.

23. Там же. — С. 3-4.

24. Там же.

25. Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс : в 2 т. — Т. 1. — М. : Юрист, 2005. — С. 255-291.

26. Кравец И. А. Российский конституционализм… — С. 58.

1. Российские ученые-конституционалисты

Российские ученыеконституционалисты
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:
СОРОКИНА МАРИЯ
11 ГРУППА

2. В дореволюционный период видными отечественными государствоведами являлись:

• Влади́мир Матве́евич Ге́ссен (Во́льф Му́нишевич Ге́ссен; 13
апреля 1868, Одесса — 14 января 1920, Иваново-Вознесенск) —
российский государственный и политический деятель, юрист и
либеральный публицист. Депутат II Государственной думы.
• Владимир Матвеевич Гессен был одним из издателей
либерального еженедельника «Право» (1898) и редактором
«Вестника Права». В то время, он — один из самых популярных
и влиятельных научных публицистов в России.
• Гессен придерживался концепции естественного права и
выступал за создание представительной демократии с системой
сдержек и противовесов и принципами верховенства закона и
правового государства. Он сыграл важную роль в
распространении идеи конституционной, представительной
формы правления в Российской Империи — конституционной
монархии.
• Фёдор Фёдорович Коко́шкин (1871—1918) — русский
правовед, один из основоположников конституционного права
России, политический деятель, один из основателей
Конституционно-демократической партии (Партии народной
свободы). Депутат Государственной думы I созыва (1906).
Государственный контролёр Временного правительства (1917).
• Основные труды: «Лекции по общему государственному
праву» (Москва, 1912,2-е издание); «К вопросу о юридической
природе государства и органов государственной власти»
(Москва, 1896); «Об основаниях желательной организации
народного представительства в России» (1906); «О правах
национальностей и о децентрализации» (1906) и ряд статей о
финляндском государственном праве.
• С 1907 г. Кокошкин становится постоянным сотрудником
«Русских ведомостей», где выделяются его статьи по спорным
вопросам нового русского государственного права.
• Николай Михайлович Коркуно́в (14
апреля 1853, Санкт-Петербург — 27 ноября 1904, станция Удельная, ныне
Ленинградская область) — русский учёныйюрист, философ права. Профессор,
специалист по государственному и
международному праву. Преподавал в СанктПетербургском университете, Военноюридической академии и других учебных
заведениях. Разрабатывал социологическое
направление в юриспруденции.
• В 1876 году стал преподавателем
энциклопедии права в александровском
лицее, а с 1878 года и в Санкт-Петербургском
университете (стал заведовать кафедрой
государственного права после смерти А. Д.
Градовского).
• С 1879 года читал лекции по государственному праву
иностранных государств и основам международного
права в военно-юридической академии.
• Основные его произведения: «Государственное право
(теория)» (1878г.)
• «Указ и закон» (1894г.)
• «История философии права» (1896г.)

6. В советский период фундаментальный вклад в развитие государственного права внесли:

• Степа́н Степа́нович Кравчу́к (род. 14 марта 1899, с.
Зрайки, Таращанский уезд, Киевская губерния,
Российская империя, ныне Володарский район
Киевской области — ум. 21 ноября 1991, Москва,
Россия) — советский учёный-юрист.
• Степан Степанович Кравчук — выдающийся учёныйгосударственник советской эпохи. Им был исследован
ряд фундаментальных проблем советского
государственного права: предмет и источники
советского государственного права, принципы
советской конституции, система советского
государственного права, государственно-правовые
отношения и др.
Степан Степанович Кравчук — выдающийся учёныйгосударственник советской эпохи. Им был исследован ряд
фундаментальных проблем советского государственного права:
предмет и источники советского государственного права,
принципы советской конституции, система советского
государственного права, государственно-правовые отношения и др.
Под редакцией и при непосредственном участии С. С. Кравчука
подготовлено и издано пять учебников с советского
государственного права (1958, 1967, 1975, 1980, 1985).
Его привлекали к разработке важнейших государственных
законодательных актов. Он консультировал авторов конституций
некоторых зарубежных социалистических стран.
• Левин Иосиф Давыдович (1901—1984) — советский
государствовед, юрист и философ, доктор юридических
наук, профессор.
• И. Д. Левин внёс значительный вклад в развитие
советского государственного права. Одна из самых
главных его работ «Суверенитет» (1948 г.).
• Издал десяток монографий и более сотни статей по
юриспруденции, при этом ни одна из философских работ
Левина не была опубликована при жизни автора.
• Кандидатская диссертация «Философия знания» (1922),
получившая высокую оценку Г. Г. Шпета была запрещена
в 1924 после 2-х лет «путешествия» по цензурным
инстанциям. Рукопись уничтожена в 1953 во время «дела
врачей».
• Шестой план — краткая духовная (философская)
автобиография, написана в 1974—1975, опубликована в
«Историко-философском ежегоднике—91» (М., 1991).
• Суверенитет. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
• Алексей Ильич Лепешкин – известный советский государствовед
–Родился 23 февраля 1913г.В 1935г. окончил Ленинградский
институт советского строительства*. В 1939 г. защитил
кандидатскую диссертацию на тему: «Источники и подготовка
Конституции 1924г.». После этого А.И. Лепешкин заведовал
кафедрой государственного и международного права в АлмаАтинском юридическом институте.
• Основные произведения:
• 1. Местные органы власти Советского государства (1917-1920 гг.).
– М. 1957.
• 2. Курс советского государственного права. В 2 томах. – М.:
Государственное издательство юридической литературы 1961.
• 3. Советы – власть трудящихся. 1917-1936. – М.: Юридическая
литература, 1966.

• 4. Советы – власть народа (1936-1967 гг.). – М.: Юридическая
литература, 1967.
• 5. Советский федерализм: (теория и практика). – М.: Юридическая
литература, 1977.

10. Современники:

• Суре́н Адибе́кович Авакья́н (род. 12 марта
1940, Новороссийск, Краснодарский край) —
советский и российский юристконституционалист, доктор юридических наук,
профессор, заведующий кафедрой
конституционного и муниципального права
юридического факультета Московского
государственного университета им. М. В.
Ломоносова. Автор множества публикаций по
различным проблемам конституционного
права, научных статей, учебников и учебных
пособий, а также составитель библиографии по
конституционному праву. Почётный
гражданин города Гавара.
• Олег Емельянович Кутафин (1937–2008) – советский и
российский юрист, специалист в области конституционного
права, академик и член президиума РАН, член Президиума
ВАК, Российской академии естественных наук,
Международной академии высшей школы, сопредседатель
Ассоциации юристов России, доктор юридических наук,
профессор, почётный член РАО, ректор, а затем президент
Московской государственной юридической академии.
• О.Е. Кутафину принадлежат такие работы, как «Предмет
конституционного права», «Источники конституционного
права Российской Федерации», «Высшие органы
государственной власти страны (1988–1997)», «Российское
гражданство», «Российская автономия», «Субъекты
конституционного права Российской Федерации как
юридические и приравненные к ним лица» и многие
другие.
• О.Е. Кутафин – один из авторов учебников
«Конституционное право Российской Федерации»,
«Муниципальное право Российской Федерации».
• ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА КОЗЛОВА (1923 – 2013).
Родилась в Москве 27 октября 1923 г. За всю свою
жизнь она внесла огромный вклад в науку
государственного (конституционного) права, а также
занималась претворением в жизнь конституционноправовых идей. В разные года она являлась членом:
секции государственного права Методического совета
Минвуза СССР; Экспертного совета по праву Высшей
Аттестационной комиссии РФ; Научно-экспертного
совета при Председателе Государственной Думы;
Общественного консультативного совета при Правовом
управлении Государственной Думы; Научнометодического совета Центральной избирательной
комиссии РФ. Екатерина Ивановна Козлова принимала
активное участие в разработке Федерального закона «О
гражданстве» (1995 г.). Часто выступала в роли
эксперта в рассмотрении дел Конституционным Судом
РФ.
• Воеводин Леонид Дмитриевич (1922-1998)
• (13.12.1922, дер. Стрешнево Тепло-Огарёвского уезда Тульской
губ. – 6.02.1998, Москва). Окончил юридический факультет МГУ
(1946).
• Кандидат юридических наук (1950). Доктор юридических наук
(1973).
• Профессор кафедры государственного права и советского
строительства/конституционного права юридического факультета
(1976–1998). Работал в МГУ с 1952 г.
• Награждён медалью «Ветеран труда».
• Заслуженный профессор Московского университета (1995).
• Область научных интересов: конституционное право,
юридический статус личности.
• Тема кандидатской диссертации «Толкование норм советского
социалистического права». Тема докторской диссертации
«Конституционные проблемы правового положения советских
граждан».
• Читал курсы «Основы советского права», «Российское конституционное
право», «Государственное право Китайской Народной Республики»,
«Основные проблемы государственного права», «Конституционное право
стран Восточной Европы и Азии».
• Основные труды: «Проблемы государственного права развитого
социализма» (соавт., 1986), «Юридические гарантии конституционных
прав и свобод личности в социалистическом обществе» (соавт., 1987),
учебники «Государственное право стран народной демократии» (соавт.,
1960), «Государственное право зарубежных социалистических стран»
(соавт., 1972), учебные пособия «Основы государственного права
Германской Демократической Республики» (соавт., 1962), «Юридический
статус личности в России» (1997).

Добавить комментарий