Вопросы организации государственной власти и местного самоуправления

В основе системы органов государственной власти Российской Федерации лежит основополагающий конституционно-правовой прин­цип разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную ветви. Помимо органов государственной власти, входящих в одну из трех ветвей власти, отдельно выделяют также федеральные органы государ­ственной власти с особым статусом:Прокуратуру РФ, Центральный банк (ЦБ РФ), Счетную палату РФ, Центральную избирательную ко­миссию (ЦИК РФ), Уполномоченного по правам человека в РФ и Ака­демии наук.

Местное самоуправление (муниципальная власть) не входит в систе­му органов государственной власти, а представляет собой самостоятель­ную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы мест­ного самоуправления.

Общественный контроль за деятельностью государственной и муни­ципальной власти в Российской Федерации в настоящее время осу­ществляется Общественной палатой РФ и общественными палатами субъектов РФ.

Президент Российской Федерации,по Конституции РФ, является главой государства. Получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, Президент представляет сово­купные, то есть общие интересы всего народа и всей России.

Порядок избрания Президента РФ установлен Конституцией РФ, а также федеральными законами от 12 июня 2002 г. 67-Ф3 «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» и от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Президент Российской Федерации избирается на 6 лет граждана­ми Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Выборы Президента России назначаются Советом Федерации Феде­рального Собрания РФ на второе воскресенье месяца, в котором про­водилось голосование на предыдущих выборах Президента России. В случае досрочного прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий досрочные выборы назначаются на последнее воскресенье третьего месяца со дня досрочного прекращения Президентом РФ сво­их полномочий.

Избранный Президент РФ вступает в должностьна 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией (ЦИК) РФ о результатах выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит в тор­жественной обстановке присягу народу, которая носит название инау­гурации. С момента принесения присяги Президент России приступает к исполнению своих обязанностей.

Прекращение исполнения Президентом РФ своих обязанностей на­ступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранным Президентом РФ. Досрочное прекращение полномочий Президента возмож­но в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, а также отрешения от должности.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правитель­ства. Временно исполняющий обязанности Президента РФне вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Кон­ституции РФ.

Конституция РФ (ст. 93) предусматривает также возможность принудительного отрешения Президента РФ от долж­ности (импичмент) на основании обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Импичмент. Процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с последующим их отстранением от должности. Обвинение в процессе импичмента как правило уличает лицо в актах, совершённых незаконно, т.е. в сознательном правонарушении, независимо от злоупотребления должностными полномочиями.

В России по Конституции, принятой в 1993 г., процедура импичмента во многом схожа с американской: отрешение Президента РФ от должности производит Совет Федерации двумя третями голосов по представлению Государственной думы.В России процедура импичмента (отрешения от должности) инициировалась трижды, один раз – согласно действующей Конституции. Во всех случаях объектом становился первый президент – Борис Ельцин.

Примеры импичмента в других странах.

За всю историю США два президента были представлены к импичменту Палатой представителей, но оправданы потом Сенатом, где обвинение не набрало необходимые 2/3 голосов: Эндрю Джонсон в 1868 г. (дело о незаконной отставке военного министра) и Билл Клинтон в 1998-1999 гг. (дело о лжесвидетельстве и препятствии правосудию в связи с историей Моники Левински). В 1974 г. президент Ричард Никсон, также представленный к импичменту по делу «Уотергейта» Палатой представителей, ушёл в отставку, прежде чем вопрос был рассмотрен Сенатом (скорее всего, приговор был бы обвинительным), что позволило его преемнику Джеральду Форду помиловать Никсона.

Также импичмент применялся несколько раз к чиновникам более низкого уровня и судьям (за всю историю Палата представителей выдвигала обвинения в отношении 11 судей, из них 7 были отрешены Сенатом).

В США импичмент может выноситься законодательными собраниями штатов должностным лицам этих штатов (например, в 2009 г. был отрешён от должности губернатор штата Иллинойс Род Благоевич по обвинению во взяточничестве).

Федеральное Собрание Российской Федерации (Парламент) со­стоит из двух палат – нижней (Государственной Думы) и верхней (Совета Федерации).

Порядок формирования Государственной Думы Федерального Собра­ния РФ основывается на Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федера­ции» от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ. Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами России сроком на 5 лет (лица, достигшие 21 года)на основе всеобщего равного и прямого избирательно­го права при тайном голосовании. Депутаты ГД избираются по федеральному избирательному округу (вся территория России) пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов (так называемая пропорциональная избирательная система, или голосование «по партийным спискам»).

Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями. Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соблюдение тре­бований федерального законодательства при выдвижении федеральных списков кандидатов.

По итогам голосования на выборах депутатов Государственной Думы ЦИК РФ в двухнедельный срок определяет результаты вы­боров. К распределению депутатских мандатов будут допущены те феде­ральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 % и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в со­вокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в го­лосовании. После официального опубликования результатов выборов депутатов ГД и выполнения победившим кандидатом требо­вания о сложении с себя обязанностей, несовместимых с депутатским статусом, ЦИК РФ регистрирует такого депутата и выдает ему удо­стоверение об избрании депутатом ГД.

Полномочия Государственной Думы

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Специальная компетенция:

· дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Прави­тельства РФ, а также выражение недоверия Правительству РФ;

· выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

· объявление амнистии и др.

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерациирегулируется Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № ИЗ-ФЗ.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъ­екта РФ: от высшего законодательного (представительного) и ис­полнительного органа государственной власти. Член Совета Феде­рации (сенатор) от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом власти субъекта РФ на срок его полномочий. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим долж­ностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Фе­дерации решения о подтверждении полномочий данного члена Со­вета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федера­ции – в представителя от того же органа государственной власти субъ­екта РФ.

Полномочия Совета Федерации

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Правительство Рос­сийской Федерацииявляется органом государственной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ.

Правовой основой деятельности Правительства РФ являются Кон­ституция РФ и Федеральный конституционный закон «О Правитель­стве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ.

Правительство РФ состоит из членов Правительства: Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя и федеральных мини­стров.

Председатель Правительства РФ (премьер-министр) назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ в по­рядке, установленном Конституцией РФ. При этом освобождение от должности Председателя Правительства РФ влечет за собой отставку всего Правительства.

Заместители Председателя Правительства РФ (вице-премьеры) и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Прави­тельства.

Для решения важнейших вопросов функциональной компетенции Правительства РФ систематически, не реже одного раза в месяц про­водятся заседания Правительства.

Обеспечение работы Правительства РФ осуществляется Аппаратом Правительства, руководство которым осуществляет Руководитель Ап­парата в ранге федерального министра.

Общие полномочия Правительства Российской Федерации закрепле­ны в ст. 114 Конституции РФ и включают в себя:

· организацию реализации внутренней и внешней политики РФ;

· осуществление регулирования социально-экономической сферы;

· обеспечение единства системы исполнительной власти РФ, на­правление и контроль деятельность ее органов и др.;

Систему федеральных органов исполнительной власти (Правительство РФ) образовывали федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по выработке государ­ственной политики и нормативно-правовому регулированию в уста­новленной сфере деятельности. При этом оно не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности контрольно-надзорные и право­применительные функции, а также функции по управлению государ­ственным имуществом, за исключением случаев, устанавливаемых указами Президента РФ. Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется федеральным министром, входящим в состав Правительства РФ.

Федеральная служба является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим контрольно-надзорные функции в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, безопасности, борьбы с преступностью. Федеральные службы могут быть под­ведомственны Президенту РФ (например, ФСБ – федеральная служба безопасности, ФСКН – федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и др.) или находиться в ведении Правительства РФ (например, ФМС – федеральная миграционная служба). Возглав­ляет федеральную службу руководитель (директор).

Федеральное агентство является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государ­ственным имуществом, а также правоприменительные функции, за ис­ключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство также может быть подведомственно как Президенту РФ, так и Прави­тельству РФ. Возглавляет федеральное агентство руководитель (ди­ректор).Примеры:Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство по рыболовству и т.д.

Местное самоуправление

Это признаваемая и гаранти­руемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответствен­ность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Правовой основой местного самоуправления являются Конститу­ция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Рос­сийской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных тер­риториях. Территории муниципальных образований (города, поселки, станицы, районы, волости, сельсоветы и др.) устанавливаются в соот­ветствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Муниципальное образование– это городское, сельское поселе­ние, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осу­ществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного само­управления.

Органами местного самоуправления являются выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного зна­чения и не входящие в систему органов государственной власти. К их числу относится представительный орган местного самоуправ­ления – выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на терри­тории муниципального образования. В исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находится при­нятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципаль­ного образования; утверждение местного бюджета и отчета о его ис­полнении; принятие планов и программ развития муниципального образования; установление местных налогов и сборов и др. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования – выборного должност­ного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, уста­новленном законодательством.

Муниципальные выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного са­моуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Органом гражданского общества, призванным обеспечивать взаи­модействие граждан России с федеральными и региональными органа­ми государственной власти и органами местного самоуправления, а также осуществлять общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления,являетсяОбщественная палата РФ.Цели Общественной палаты состоят в обеспечении согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и мест­ного самоуправления для решения наиболее важных вопросов эконо­мического и социального развития, обеспечения национальной безо­пасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в РФ путем:

· привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

· выдвижения и поддержки гражданских инициатив;

· осуществления общественного контроля за деятельностью Пра­вительства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправле­ния и др.

Тема 3. Правосудие исудебная власть в Российской Федерации

Правосудиепредставляет собой вид государственной деятельно­сти, направленной на разрешение споров о праве, то есть решение раз­личных социальных конфликтов, связанных с нарушением или предпо­лагаемым нарушением норм права.Оноосуществляется специальными государственными органами – судами,от имени государства, путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, адми­нистративных и иных дел. Видом государственной власти, облада­ющей полномочиями на осуществление правосудия, является судеб­ная власть. Правовой основой осуществления правосудия в РФ является Кон­ституция РФ (гл. 7), а также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной си­стеме Российской Федерации».

Судебная системапредставляет собой упорядоченное построение судов с их компетенцией, определенными целями и задачами.Судебная система РФ включает в себя федеральныесуды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

1. Конституционный Суд РФ;

2. Верховный Суд РФ;

3. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

4. арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов (в настоящее время в России существует специализированный суд – Суд по интеллектуальным правам, созданный как новый институт судебной власти в системе арбитражных судов), состав­ляющие систему арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные(уставные) судысубъектовРоссийскойФедерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РоссийскойФедерации.

Подсудность – это определяемое признаками юридического дела свойство, в зависимости от которого дело рассматривается тем или иным судом.Например, умышленное убийство без отягчающих об­стоятельств, квалифицируемое по ч. 1 ст. 105 УК РФ, подлежит рас­смотрению районным (городским) судом; в то же время умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), рассматривается судом субъекта РФ.

Инстанция– это судебный орган (суд), управомоченный на выполне­ние определенных функций по осуществлению правосудия, то есть при­нятию решений по существу дела и проверке законности и обоснован­ности этих решений.

Выделяют суды первой, второй (кассационной) и надзорной ин­станций.

Суд первой инстанцииуполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уго­ловным делам это вопросы о признании (непризнании) подсудимого виновным и о применении (неприменении) к нему уголовного наказа­ния. По гражданским делам это разрешение вопроса о доказанности (недоказанности) гражданского иска и принятие в этой связи судебно­го решения об его удовлетворении (или отказе). В зависимости от под­судности судом первой инстанции может быть любое звено судебной системы.

Суд второй (кассационной) инстанциипроверяет законность и обо­снованность вынесенного судом первой инстанции приговора (реше­ния), не вступившего в законную силу. В качестве суда кассационной инстанции для судов общей юрисдикции может выступать только вы­шестоящий суд по отношению к суду, вынесшему обжалуемый приго­вор (решение).

Суд надзорной инстанциипроверяет законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу, в порядке апелляции. Полномочиями судов надзорной инстанции об­ладают только суды среднего и высшего звена.

Федеративное устройство России

Российская Федерация является федеративным государством, соз­данным по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном су­веренитете России от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. В состав Российской Федерации входят 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт- Петербург), 1 автономная область и 4 автономных округа.

В основе системы органов государственной власти Российской Федерации лежит основополагающий конституционно-правовой прин­цип разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную ветви. Помимо органов государственной власти, входящих в одну из трех ветвей власти, отдельно выделяют также федеральные органы государ­ственной власти с особым статусом: Прокуратуру РФ, Центральный банк (ЦБ РФ), Счетную палату РФ, Центральную избирательную ко­миссию (ЦИК РФ), Уполномоченного по правам человека в РФ и Ака­демии наук.

Местное самоуправление (муниципальная власть) не входит в систе­му органов государственной власти, а представляет собой самостоятель­ную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы мест­ного самоуправления.

Общественный контроль за деятельностью государственной и муни­ципальной власти в Российской Федерации в настоящее время осу­ществляется Общественной палатой РФ и общественными палатами субъектов РФ.

Президент Российской Федерации, по Конституции РФ, является главой государства. Получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, Президент представляет сово­купные, то есть общие интересы всего народа и всей России.

Порядок избрания Президента РФ установлен Конституцией РФ, а также федеральными законами от 12 июня 2002 г. 67-Ф3 «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» и от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Президент Российской Федерации избирается на 6 лет граждана­ми Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Выборы Президента России назначаются Советом Федерации Феде­рального Собрания РФ на второе воскресенье месяца, в котором про­водилось голосование на предыдущих выборах Президента России. В случае досрочного прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий досрочные выборы назначаются на последнее воскресенье третьего месяца со дня досрочного прекращения Президентом РФ сво­их полномочий.

Избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления ЦИК РФ о результатах выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит в тор­жественной обстановке присягу народу, которая носит название инау­гурации. С момента принесения присяги Президент России приступает к исполнению своих обязанностей.

Прекращение исполнения Президентом РФ своих обязанностей на­ступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранным Президентом РФ. Досрочное прекращение полномочий Президента возмож­но в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, а также отрешения от должности.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правитель­ства. Временно исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Кон­ституции РФ.

Конституция РФ (ст. 93) предусматривает также возможность принудительного отрешения Президента РФ от долж­ности (импичмент) на основании обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Федеральное Собрание Российской Федерации(парламент) со­стоит из двух палат – нижней (Государственной Думы) и верхней (Совета Федерации).

Порядок формирования Государственной Думы Федерального Собра­ния РФ основывается на Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федера­ции» от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (ред. от 2 мая 2012 г.). Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами России сроком на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательно­го права при тайном голосовании. Депутаты ГД избираются по федеральному избирательному округу (вся территория России) пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов (так называемая пропорциональная избирательная система, или голосование «по партийным спискам»).

Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями. Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соблюдение тре­бований федерального законодательства при выдвижении федеральных списков кандидатов. Если за 35 дней до дня голосования будет зареги­стрировано менее двух федеральных списков кандидатов, голосование на выборах депутатов ГД откладывается на срок до 2 месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов.

По итогам голосования на выборах депутатов Государственной Думы ЦИК РФ в двухнедельный срок определяет результаты вы­боров. К распределению депутатских мандатов будут допущены те феде­ральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 % и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в со­вокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в го­лосовании. После официального опубликования результатов выборов депутатов ГД и выполнения победившим кандидатом требо­вания о сложении с себя обязанностей, несовместимых с депутатским статусом, ЦИК РФ регистрирует такого депутата и выдает ему удо­стоверение об избрании депутатом ГД.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4

В соответствии с принципом разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

разделение властей призвано стать гарантией демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Кроме того, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их тесное взаимодействие, координацию усилий в решении важнейших задач стоящих перед государством и обществом. Очевидно, что обострение отношений между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.

согласно Конституции РФ, федеральную государственную власть в России осуществляют:

1. Президент Российской Федерации;

2. Федеральное собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума);

3. Правительство Российской Федерации;

4. Суды Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Однако Конституция устанавливает определенные требования к этим структурам:

1. Система органов государственной власти должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации;

2. Организация органов государственной власти субъектов РФ должна отвечать общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.

Что касается местного самоуправления, то ст. 12 Конституции РФ указывает, что оно устанавливается и гарантируется, но при этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Разумеется, это не означает отделение местного самоуправления от государства, но позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов государственной власти, самостоятельно, только через свои собственные органы, также наделенные властными полномочиями (нормотворческими, исполнительными, но не судебными).

Таким образом,местное самоуправление –это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В тоже время такое определение не означает суверенность местной власти, она не может выходить за пределы своей компетенции – в противном случае органы государственной власти имеют право вмешаться в деятельность органов местного самоуправления.

В силу важности и многочисленности нормативных актов, издаваемых органами местного самоуправления, в системе права Российской Федерации не последнее место занимает муниципальное право.

Права и свободы человека и гражданина

Подконституционными правами и свободамипонимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Права человека являются базовыми, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами какого-либо государства или нет.

Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом в силу его принадлежности к конкретному государству.

Единой общепризнанной системы классификации прав и свобод человека и гражданина не существует, но обычно их делят на следующие группы:

1. личные;

2. политические;

3. экономические;

4. социальные;

5. культурные.

1. Личные (гражданские) права и свободы

необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности.

• право на жизнь;

• право на свободу и личную неприкосновенность;

• право на неприкосновенность личной жизни;

• право на неприкосновенность жилища;

• право на свободу передвижения и выбор места жительства;

• свобода совести, вероисповеданий;

• свобода мысли, слова;

• уголовно–правовые и процессуальные гарантии.

2. Политические права

В отличие от личных прав, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с наличием гражданства, т. е. устойчивой политико-правовой связью человека с государством. К ним относятся:

• право на участие в управлении делами государства;

• право на объединение, свобода союзов, партий и т. п.;

• право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования;

• право избирать и быть избранным;

• равное право доступа к любым должностям;

• право обращений в государственные органы;

• право на информацию.

3. Экономические права

В своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. К ним относятся:

• право на частую собственность и ее наследование;

• свобода экономической деятельности.

4. Социальные права.К ним относятся:

• свобода труда, право на труд в нормальных условиях;

• право на отдых;

• право на социальное обеспечение;

• право на жилище;

• право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

• право на благоприятную окружающую среду;

• право на образование.

5. Культурные права

связаны с доступом гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом:

• свобода творчества и преподавания;

• право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям.

• право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям.

Конституционные права и свободы обладают определенным набором средств и методов своей защиты, в том числе:

1. конституционно–судебный механизм (конституционный суд);

2. судебная защита (суды общей юрисдикции);

3. административные действия органов исполнительной власти;

4. законная самозащита человеком своих прав;

5. международно-правовой механизм.

Конституционные обязанности

В соответствии со ст. 6 Конституции РФ, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Особенностью конституционных обязанностей является то, что ответственность за их неисполнение предусмотрена не Конституцией, а целой системой норм, относящихся к различным отраслям законодательства (административного, налогового, уголовного и т. п.).

В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности:

1. Обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ (ст. 15). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

2. Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57).

3. Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

4. Обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43).

5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и литературного наследия, беречь памятники истории и культуры

6. Обязанность защищать Отечество.

Гражданство

Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь лица с конкретным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав и обязанностей.

принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя.

1. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

2. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

5. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

6. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Конституция РФ дает право своим гражданам иметь двойное гражданство, однако, это возможно только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц, а также детей родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами.

Приобретение гражданства

Закон устанавливает следующие основания приобретения гражданства Российской Федерации:

1. Приобретение гражданства по рождению

Приобретение гражданства в силу рождения не связано с волеизъявлением лица, не требует совершения каких–либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

• оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

• один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

• один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

• оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

2. Приобретение гражданства в результате приема в гражданство Российской Федерации.

Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации может подать дееспособное лицо, достигшее 18–летнего возраста. необходимыми условиями получения российского гражданства являются: постоянное проживание иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 5 лет; наличие законного источника средств к существованию, а также владение русским языком.

Законом допускается снижение обязательного срока проживания на территории России с 5 лет до 1 года для следующих категорий лиц:

• для лиц имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры; обладающих профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

• для беженцев;

• для лиц, получивших политическое убежище на территории России.

3. Приобретение гражданства в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

4. Приобретение гражданства по иным основаниям.

Перечень оснований не закрыт, что дает возможность принимать соответствующие решения в нестандартных случаях. Для России это положение особенно важно, поскольку последствия распада СССР для его бывших граждан будут проявляться еще не одно десятилетие.

Прекращение гражданства

Законом о гражданстве предусмотрены следующие основания прекращения гражданства Российской Федерации:

1. вследствие выхода из гражданства Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

2. вследствие отмены решения о приеме в гражданство.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

3. Путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации.

Если какая–то территория выходит из состава Российской Федерации, то граждане России, проживающие на этой территории, вправе прекратить российское гражданство.

4. по иным основаниям.

Добавить комментарий